Специфика влияния каждого вида основных движений на развитие ребенка

Ходьба – циклическое движение умеренной интенсивности. В ходьбе активно участвует опорно-двигательный аппарат (одновременно с работой до 56% мышц). Величина нагрузки при ходьбе зависит от условий выполнения и скорости передвижений.

При обычной ходьбе передвигаемая вперед нога ставится с пятки, далее выполняется перекат на носок. Когда опорная нога выдерживает тяжесть тела, другая отделяется от земли и производит маятникообразные движения вперед. Руки двигаются в направлении вперед-назад, способствуют сохранению равновесия. Координация движений рук согласована с движениями ног перекрестно. Голова и туловище держатся прямо, плечи слегка отведены назад. Навык правильной ходьбы следует формировать с раннего возраста.

В обычной ходьбе к концу дошкольного возраста должен быть в основном сформирован навык правильной ходьбы.

Следует научить:

1. Прямому положению туловища и головы.

2. Ровному неширокому шагу, выполняемому с разворотом стоп наружу, умеренному темпу.

3. Постановке ноги с пятки без шарканья с последующим перекатом на носок.

4. Правильному согласованию рук и ног.

5. Ходить по прямой, сохраняя это направление.

Для овладения ходьбой необходим ряд подготовительных упражнений, укрепляющих мышцы, способствующих формированию правильной координации.

Бег отличается от ходьбы наличием фазы полета, т. е. ноги бегущего отрываются от почвы. Это способствует увеличению скорости передвижения. Техника бега характеризуется следующим: туловище бегущего чуть наклонено вперед, голова и туловище держатся на одной линии, причем не поднимаются, толчковая нога, которая соприкасается с землей, должна ставиться на внешнюю сторону носковой части стопы, в момент отталкивания полностью выпрямляется. Маховая нога‚ которая уже оттолкнулась от земли, сгибается в коленном суставе, бедро движется вперед вверх, достигает наибольшей высоты в момент толчка другой ногой. Руки согнуты в локтях, двигаются в едином темпе с ногами, скрестно, пальцы полусогнуты, кисти напряжены.

Детей дошкольников следует научить:

1. Правильному положению головы и туловища.

2. Правильному согласованию движений рук и ног.

3. Правильной постановке ноги‚ в медленном беге перекатом с пятки на

носок, быстром – на носок.

4. Умению сохранять направление бега.

3. Бег с высоким подниманием коленей.

4. Бег на носках с 3-го года жизни.

5. Бег широким шагом с 5 лет.

6. Бег прыжками.

Детей учат правильному движению руками (вперед-вверх в направлении к плечу). Пальцы согнуты в кулак. Амплитуда движения рук зависит от ширины шага, высоты подъема колена, скорости передвижения.

Прыжки– движения ациклического типа, состоят их 4 фаз. 1-я фаза – подготовительная, заключающаяся в принятии исходного положения или выполнении разбега перед прыжком. 2-я фаза – основная, заключается в выполнении отталкивания. 3-я фаза – полета, ее назначение – пролететь после отталкивания как можно дальше. 4-я фаза – заключительная, мягкое приземление после прыжка.

При выполнении прыжка с места подготовительная фаза заключается в приседании, что способствует понижению общего центра тяжести тела (О.Ц.Т.) и отведению рук назад для выполнения последующего сильного взмаха в момент отталкивания. Кроме того при приседании мышцы ног растягиваются, что способствует лучшему их сокращению в следующей фазе. В прыжках с разбега в подготовительной фазе выполняется безостановочный ускоряющийся разбег, переходящий в отталкивание одной ногой.

Основная фаза – отталкивание (толчок) – создает необходимую для полета начальную скорость и направление. Выполнение этой фазы прыжка связано с сильным сокращением мышц-разгибателей, которые обеспечивают отталкивание. При прыжках с места толчок выполняется двумя ногами одновременно. При прыжках с разбега – одной более сильной ногой (толчковой)

Во время полета тело принимает такое положение, при котором возможен наилучший подъем тела вверх, обеспечиваются дальность полета и наилучшие возможности для приземления. Скорость и направление в полете уже нельзя изменить.

Заключительная фаза – приземление должно быть выполнено без резких сотрясений и толчков. При этом важно сохранить равновесие. При прыжках в длину с места и с разбега приземляются на носки с последующим перекатом на всю ступню, что обеспечивает амортизацию. При прыжке в высоту с разбега способом «перешагивание» приземление выполняется на маховую ногу (этот вид прыжка доступен только детям 6–7 лет). При спрыгивании с предмета (прыжок в глубину) приземление выполняется на носки с последующим опусканием на всю ступню. Во всех видах прыжков общим является приземление на полусогнутые ноги, что дает возможность гасить силу толчка от сустава к суставу, и сотрясения не передаются на внутренние органы и головной мозг.

Выполнение всех видов прыжков требует определенного уровня развития коры головного мозга, крепости опорного аппарата, особенно конечностей, достаточной эластичности мышц, развитого глазомера. Все это формируется у ребенка постепенно в ходе выполнения прыжковых упражнений.

Метание– это движение ациклического типа, имеющее скоростно-силовой характер. Упражнения в метании развивают все группы мышц, но особенно мышцы плечевого пояса. Развиваются также ловкость, глазомер, гибкость, быстрота, равновесие. Метание выполняется на дальность и в цель, причем обучение метанию на дальность предшествует обучению метанию в цель. Детей дошкольного возраста обучают различным видам метания, начиная с более простых: «прямой рукой сверху», «из-за спины через плечо», «прямой рукой снизу», «прямой рукой сбоку», «метание с четырех шагов», «метание с разбега».

Во всех способах метаний как видах ациклических упражнений выделяют ряд фаз:

Читайте также:  Мастер класс по развитию личности ребенка в доу

1. Подготовительная, заключающаяся в принятии исходного положения перед замахом, выполнении замаха, разбеге в метаниях с разбега. Подготовительная фаза создает благоприятные условия для выполнения броска.

2. Основная фаза заключается в выполнении броска. В момент броска снаряду (предмету) передается определенное усилие, которое обеспечивает скорость и дальность полета. Бросок следует выполнять по дугообразной траектории.

3. Заключительная фаза направлена на погашение усилия, затраченного на бросок и удержание равновесия.

Обучению метаниям детей предшествуют упражнения с мячом: катание, бросание, ловля мяча. Эти упражнения доступны детям с раннего возраста и способствуют в дальнейшем более успешному обучению детей метаниям.

Источник

Елена Селиванова
Основные виды движений

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется : ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его личности. Основные движения укрепляют все группы мышц, связки, суставы, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы, внутренние органы, способствуют развитию физических качеств.

Развитие основных движений должно производиться не ради приобретения двигательных навыков, а для формирования умения использовать их в повседневной практической деятельности, производя при этом наименьшие физические и нервно-психические затраты.

Конечная цель формирования навыков основных движений состоит в том, чтобы научить каждого ребенка:

1) сознательно управлять своими движениями;

2) самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения применительно к конкретным условиям взаимодействия с окружающими;

3) понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования;

4) навыкам точных мышечных ощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движений в повседневной жизни.

Упражнения в основных движениях повышают тонус коры головного мозга, оказывая влияние на его функциональные возможности. Так, установлено, что в скелетной мускулатуре находятся проприорецепторы, стимулирующие импульсы, идущие в кору головного мозга. Они несут информацию о производимых мышечных усилиях организма: натяжении мышц, связок, сухожилий. Поступающие данные анализируются, и на их основе вырабатывается ответная реакция, опосредованно активизирующая и корректирующая работающие мышцы. Этот процесс имеет замкнутую кольцевую систему реагирования, что обеспечивает его непрерывность и стабильность.

В процессе выполнения движения активизируется мыслительная деятельность как необходимое условие овладения саморегуляцией движения.

Основные движения делятся на циклические и ациклические. ЦИКЛИЧЕСКИМИ называются движения, в которых наблюдается повторяемость одних и тех же фаз в строгой последовательности. К циклическим движениям относятся ходьба, бег,плавание, езда на велосипеде.

Ходьба — основной, естественный способ передвижения человека, относящийся к типу циклических движений. Отличительной чертой циклических движений является их быстрая усвояемость и способность автоматизироваться. В целях совершенствования ходьбы, а также профилактики плоскостопия используется ряд специальных упражнений.

Физическая нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраченной энергии при этом. Обычный, умеренный, бодрый темп ходьбы, вовлекая в активную деятельность большое количество мускулатуры, усиливает деятельность сердечно — сосудистой и дыхательной систем, что в целом способствует повышению обмена веществ. Совершенствование ходьбы продолжается на протяжении всего периода дошкольного детства.

Бег вызывает значительно большую нагрузку, чем ходьба, но ходьба и бег в меньшей или большей мере активизируют работу всех органов, укрепляют мышцы, способствуют развитию двигательных качеств.

Основные показатели правильного бега— это естественное, напряженное положение тела, прекрасная координация движений рук и ног, наличие фазы полета.

Ползание, подлезание, пролезание, перелезание, влезание, лазание способствуют развитию опорно – двигательного аппарата, оказывают благоприятное влияние на сердечно – сосудистую и дыхательную системы.

ДВИЖЕНИЯ АЦИКЛИЧЕСКОГО ТИПА не имеют повторных циклов. Такие движения заключают в себе строгую последовательность двигательных фаз, имеют определенный ритм выполнения отдельных фаз. К ациклическим движениям относят метание, прыжки. Они характеризуются сложной координацией движений, сосредоточенностью и волевым усилием.

Метание – это движение ациклического типа, имеющее скоростно-силовой характер. Упражнения в метании развивают все группы мышц, но особенно мышцы плечевого пояса. Развиваются также ловкость, глазомер, гибкость, быстрота, равновесие. Метание выполняется на дальность и в цель, причем обучение метанию на дальность предшествует обучению метанию в цель.

Прыжки характеризуются сильными, но кратковременными мышечными усилиями.

В теории и методике физического воспитания прыжки по форме принято делить на подготовительные прыжки (подпрыгивание, спрыгивание в глубину, прыжки с короткой и длинной скакалкой, простейшие прыжки через горизонтальные препятствия (в длину с места и с разбега) и через вертикальные препятствия (в высоту с места и с разбега).В самом процессе прыжка выделяют 4 фазы: подготовительную, отталкивание, полет, приземление. Показателями правильного прыжка являются сильный толчок при отрыве от почвы и легкое, без потери равновесия, приземление.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видах прыжков через скакалку.

Успешное усвоение основных движений требует определенного уровня развития чувства равновесия. Развивается оно постепенно и связано с совершенствованием функций коры головного мозга, развития вестибулярного аппарата, своеобразного мышечного чувства, которое помогает ребенку определять положение тела в пространстве, а также изменение положения тела. У детей дошкольного возраста чувство равновесия развивается от возможности удерживать позу в статическом положении, до возможности сохранять равновесие в самых разнообразных движениях. Для развития равновесия используются специальные упражнения, выполняемые в основном на уменьшенной площади опоры. Эти упражнения предлагаются детям с раннего возраста. Наиболее интенсивно чувство равновесия развивается в пятилетнем возрасте.

Читайте также:  Препараты задержка речевого развития у ребенка

Источник

Особенности развития у дошкольников основных видов движений

Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом.

Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Упражнения в основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей, облегчают в дальнейшем усвоение школьной программы по физической культуре.

Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется система кровообращения.

При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность детей.

Разнообразие основных движений и их вариантов дает возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость. Одновременность развития двигательных качеств при ходьбе, беге, прыжках, метании, лазанье значительно повышает ценность этих движений. Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. У детей развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Ребенок должен усвоить показанное ему движение и суметь действовать в соответствии с образцом также ловко, быстро, технически правильно. Например, при прыжке с разбега рассчитать свои действия так, чтобы в нужном месте оттолкнуться и перепрыгнуть препятствие.

Во время выполнения движений детьми воспитатель активно формирует у них нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость и др. Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть и т. п.), самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент. Например, неширокую канавку можно перепрыгнуть с места или с разбега, а вот в широкую надо спуститься с одной стороны и вылезть с другой или обежать, если она небольшая; над ручейком по доске легко пройти, спокойно ставя ступни одна перед другой; по двум жердочкам, положенным параллельно, придется ноги расставить пошире, а по круглому бревну безопаснее пройти боком, делая приставные шаги.

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий. Дети воспринимают красоту совместных дружных движений – прошли ровной колонной, одновременно и четко выполнили подскоки. Педагоги стремятся воспитать у ребят интерес к движениям, устойчивость эмоциональных проявлений.

Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, доступных дошкольникам. Свобода применения достаточно освоенных навыков в разных ситуациях создает большие возможности для проявления детьми активности, инициативы и творчества. Чрезвычайно велико прикладное значение бега, прыжков, метания, лазанья. Умение уверенно и ловко действо вать в сложных и часто меняющихся условиях среды необходимо в игровых и жизненных ситуациях.

Развитие движений во многом определяется благоприятными окружающими условиями, стимулирующими подвижность детей. Рациональное использование площадки, природного окружения предоставляет воспитателю большие возможности для расширения осваиваемых детьми движений, их разнообразия и постоянного обновления.

В сельской местности дети с раннего возраста много бегают, лазают, прыгают, метают. Они ловкие, выносливые, но не в полной мере владеют всеми доступными данному возрасту движениями. Для дальнейшего гармоничного развития детям необходимо не случайное, стихийное формирование движений, а последовательное их изучение.

При целенаправленном обучении дети реже допускают те ошибки, которые возникают при первых попытках овладения новым, подчас довольно сложным для них движением. Быстрее исчезает скованность, напряженность при выполнении ходьбы и бега, четче выступает координация движений рук и ног прн выполнении прыжков, лазанья и т. д.

Обучение основным видам движений строится с учетом ведущих дидактических принципов. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к количественным и качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Так, если дети легко преодолевают прыжком в длину 50 см, надо увеличить препятствие, ввести дополнительное задание, например хлопнуть в полете в ладоши или энергично взмахнуть руками при отталкивании. Постепенно повышающиеся требования позволяют сохранять у детей интерес к заданиям, стремление улучшать свои показатели, не останавливаться на достигнутом.

Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Например, после освоения подскоков на месте можно перейти к прыжкам с продвижением вперед; после овладения метанием в неподвижную цель хорошо предложить детям попасть в движущуюся.

Читайте также:  Ребенок 7 лет отстает в развитии что делать 7 лет

Обучение двигательным умениям надо вести в несколько замедленном темпе, если позволяет структура упражнения (кроме прыжков и метаний). Это дает возможность проследить за ошибками, своевременно устранить их.

Овладение правильной техникой упражнений во многом зависит от умелого использования исходных положений. Например, перед началом бега на носках предложить детям подняться на носки, хорошо выпрямиться. При метании вдаль — отвести руку с мячом назад, лишь слегка сгибая ее, не опуская низко за спину.

Для прочного закрепления движений их необходимо повторять, постепенно усложняя. Недостаточно освоенные детьми движения не следует включать в подвижные игры, игры с элементами соревнования, игры-эстафеты. Эмоциональное напряжение в игре, стремление выполнить правила и добиться успеха (поймать бегущего, попасть в цель, перепрыгнуть ров) вынуждает детей использовать привычные для них движения не всегда с травильной техникой их выполнения: преодолевают ров перешагиванием, тяжело приземляясь на одну логу; убегают от ловишки, согнувшись; метают в движущуюся цель только правой рукой и т. п.

Во время разучивания движений необходимо сначала объяснить и показать правильные приемы выполнения, следить, чтобы дети были внимательны. При повторении уточнить наиболее трудные для усвоения элементы. Малышей ладо чаще подбадривать, действия, выполняемые ими, оценивать положительно, особенно если ребенок проявил усилие, упорство в достижении результата. К старшим следует предъявить требования к качеству движений, проявлению активности, инициативы.

Своевременное и правильное освоение детьми движений достигается не только показом техники выполнения задания, но и использованием ориентиров. Показ вызывает лишь зрительный образ упражнения, но не дает мышечных ощущений, которые возникают при правильном выполнении движений самими детьми. Поэтому применение различных ориентиров необходимо.

Так, при ходьбе по краям площадки ориентиром служат кубы или флажки на подставках, которые дети должны обходить.

При подлезании под веревку или дугу подвешивается колокольчик. Если ребенок задел его, значит, движение выполнено неправильно. Использование ориентиров облегчает воспитателю контроль за выполнением движений каждым ребенком.

В некоторых случаях в процессе обучения необходима непосредственная помощь воспитателя для уточнения положения отдельных частей тела ребенка, для получения им правильных мышечно-двигательных ощущений. Педагог, например, помогает ребенку принять требуемое исходное положение при лазанье, поправляет положение руки прй замахе. Однако такая помощь должна быть кратковременной, чтобы ребенок не привык к ней, а старался действовать самостоятельно.

При усвоении движений следует воспитывать у детей стремление действовать активно, энергично, сознательно проявлять постепенно возрастающие, все большие физические усилия для достижения поставленной цели.                                                        Обучая детей основным движениям, нельзя забывать при этом о решении воспитательных задач, стремиться к тому, чтобы дети проявляли выдержку, настойчивость, смекалку, могли оказать помощь товарищу, научить его правильным движениям. В то же время необходимо хорошо знать состояние здоровья и уровень физической подготовки детей группы, чтобы предлагаемые упражнения соответствовали возможностям каждого ребенка.

Индивидуальные особенности развития двигательной сферы ребенка, предрасположенность к какому-нибудь движению или проявлению качества (быстроты, ловкости, выносливости) поддаются педагогическим воздействиям. Дети, любящие движения, не нуждаются в особом внимании воспитателя, за исключением тех случаев, когда они предпочитают какой-либо один вид движения, например бег или прыжки. Такие дети и сами используют любые возможности для проявления способности бегать, прыгать, лазать, метать: они многократно спрыгивают с лесенки, бросают любой попавший в руки предмет и т. п. Дети, стремящиеся к малоподвижным играм и занятиям (рисованию, рассматриванию иллюстраций в книгах), заставляют педагога искать возможные пути и методы их активизации, повышения интереса к двигательной деятельности. Малышам можно предложить покатать в коляске кукол, догнать брошенный воспитателем мяч. Полезно объединить в играх активных и пассивных детей, т. е. воспитатель помогает создать игровые группировки детей. Но делать это надо тактично. В играх и упражнениях можно объединить детей не только с различным уровнем развития движений, но и с одинаковым. В первом случае, когда объединяются дети с разным уровнем развития двигательных умений возможно взаимное влияние, подтягивание отстающего до уровня сильного. Дети видят удачные приемы действий, многократно наблюдают лучший образец. Особенно целесообразны такие группировки при разучивании бега с преодолением препятствий, при беге «змейкой», за обручем или мячом; метании в цель; прыжках со скакалкой. Во втором случае, когда двигательные умения сходные (они могут быть как низкого, так и высокого уровня), играющие имеют равные возможности добиться успеха. Робкие и нерешительные дети, не умеющие быстро и ловко бегать, среди таких же сверстников приобретают уверенность, у них появляется желание научиться действовать активно, быстро.

Воспитателю необходимо знать основную технику движений, уметь их показать с учетом возраста детей, подобрать соответствующие игры для совершенствования движений. Чем богаче и разнообразнее движения, тем больше возможностей для проявления детьми инициативы и творчества. Необходимо сохранять у детей первоначальный интерес к упражнениям; от занятия к занятию, от игры к игре ставить новые задачи, обогащать упражнения новыми двигательными заданиями, усложнять правила, вводить варианты, поощрять проявление детьми самостоятельности. 

Источник