Специфика психического развития ребенка в онтогенезе

Специфика психического развития ребенка в онтогенезе thumbnail

Развитие психики человека.

Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:

1. появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;

2. производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;

3. возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.

Стадии эволюционного развития психики.

В эволюционном развитии психики выделяют три основные стадии.

1. Стадия элементарной сенсорной психики.

Характеризуется двумя специфическими особенностями:

– способность реагировать только на отдельные свойства предметов окружающего мира;

– инстинктивное поведение, регулируемое врожденными биологическим механизмами.

2. Стадия перцептивной психики.

Предполагает дальнейшее совершенствование психического отражения и поведения, что проявляется в:

– способности к предметному восприятию;

– способности к научению и формированию индивидуальных навыков поведении.

3. Стадия интеллектуальной психики, где появляются два специфических новообразования:

– психическое отражение в виде целостных ситуаций;

– способность к нестереотипному решению сложных задач.

В современной психологии не сложилась общепризнанная теория развития психики и методология изучения его этапов, факторов и закономерностей.

Качественно своеобразные ступени психического развития выделяют и в онтогенезе. Однако периодизация развития психики в различных теориях осуществляется на основании разных критериев.

Для отечественной психологии развития наибольшее значение приобрело учение Л.С. Выготского о структуре и динамике детского возраста.

В основание возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии положены четыре фундаментальных критерия: социальная ситуация развития, основной, или ведущий тип деятельности, основные новообразования развития, кризис.

Д.Б. Эльконин, развивая идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, выделил в соответствии с указанными критериями следующие периоды детского развития. (Таблица 1)

Таблица 1

Периодизация развития по Д.Б. Эльконину

ПериодСтадияКризис
Раннее детствоМладенчествоКризис новорожденности
Ранний возрастКризис 1 года
ДетствоДошкольный возрастКризис3 лет
Младший школьный возрастКризис 7 лет
ОтрочествоПодростковый возрастКризис 11-12 лет
Ранняя юностьКризис 15 лет

В теории Эльконина акцентируется роль ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа, в психическом развитии ребенка.

Возрастная психология — область науки, изучающая за­кономерности развития человека и его психологические осо­бенности на различных возрастных ступенях.

Эти особенно­сти являются типичными и определяют развитие человека в онтогенезе.

С точки зрения биофизиологиче­ских процессов человеческую жизнь можно разделить на 3 стадии: прогресса; стабильности; регресса. Но процесс развития человека необходимо рас­сматривать с разных точек зрения.

Социальные процессы обуслов­ливают смену ступеней контакта с другими людьми (роди­тельская семья, детский сад, школа, друзья, собственная се­мья, рабочий коллектив).

А психологические процессы дают возможность проявиться новым психическим качествам (новообразованиям). Учитывая переплетение этих процессов, в настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация. (таблица 2).

Таблица 2 Возрастная периодизация

Возрастной периодВозраст
Младенчество0-1
Раннее детство1-3
Дошкольный период3-7
Младший школьный период7-11
Подростковый период11-15
Юность: ранняя поздняя  15-18 18-21
Молодость21-35
Средняя взрослость35-50
Мудрость50-60
Пожилой возраст60-75
Преклонный возраст75-90
ДолгожителиСтарше 90

Человек является биопсихосоциальным существом, движущие силы его развития имеют три источника:

1. Биологический, реализуется генетическая программа, за­писанная в ДНК. Растет тело, изменяются его пропорции, разви­ваются внутренние органы и функциональные системы, в подро­стковом возрасте в работу включаются половые гормоны, затем постепенно, но с ускорением идут инволюционные процессы.

2. Социальный. Воздействие внешней среды, социума тре­бует появления новых качеств личности, которые возникают под влиянием обучения и воспитания.

3. Психологический. Внутренний, психический мир человека требует появления все более сложных потребностей. Каждая последующая потребность появляется только при условии удовлетворения до определенной степени предыдущей.

Все эти три источника развития на каждом возрастном этапе человека формируют ведущую деятельность, которая обеспечивает возникновение и формирование основных психологических новообразований. И возраст разделен на вышеперечисленные периоды не произвольно, а в зависимости от того, когда появляются новые психические качества, так называемые новообразования (возрастные “прибавки”).(Таблица 3).

Таблица 3

Новообразования и ведущая деятельность

ВозрастВедущая деятельностьНовообразования
0- 1 год  Эмоциональное общение с ухажи­вающими взрос­лыми (матерью)«Комплекс оживления» (улыбка, вокализация и двигательная ре­акция на ласковое обращение). Формируется потребность в об­щении с другими людьми  
1-3 года  Предметно-манипулятивная дея­тельностьХодьба, речь, выделение себя из окружающего мира, появление самосознания. Наглядно-дейст­венное мышление  
3-7 лет  Сюжетно-ролевая игра  Наглядно-образное мышление. Стремление к общественно-зна­чимой и общественно-оценивае­мой деятельности. Готовность к школьному обучению
7- 11 лет  Учебная деятель­ность  Умение учиться. Словесно-логи­ческое мышление. Способность к внутреннему плану действий, к рефлексии. Формирование само­оценки  
11-15 лет  Общественно-по­лезная деятель­ность  Абстрактное мышление. Чувство взрослости, долга, ответственно­сти, товарищества. Половое вле­чение. Умение подчиняться нор­мам коллективной жизни наряду с самовыражением и самоутвер­ждением  
15-21 год  Профессиональ­но-учебная дея­тельность  Самоопределение. Мировоззре­ние, открытие своего внутренне­го мира, профессиональные ин­тересы, мечты и идеалы  
Старше 21 года  Трудовая деятель­ность  Профессиональные навыки, реа­лизация творческого потенциа­ла. Уверенность, целеустремлен­ность, умение эмоционально поддерживать других и брать на себя ответственность. Развитая воля.

Движущими силами развития личности являются внутренние противостояния между опережающими потребностями человека и отстающими возможностями удовлетворения этих потребностей, а также требованием социума. Следовательно, рост личности происходит через внутриличностные конфликты, которые возникают из-за рассогласования возможностей, потребностей и долженствования.

Читайте также:  Развитие артикуляционной моторики у ребенка с дцп

Моменты нарастания противоречий отражаются в возрастной периодизации. При переходе от одной ступени к другой возникают кризисы развития, которые характеризуются резкими психологическими изменениями в структуре личности. В отличие от невротических и травматических кризисов, они являются нормальными процессами и необходимы при переходе от одной возрастной ступени к другой, и связаны с качественными преобразованиями в сознании человека. В его деятельности и в сфере социальных отношений. (Таблица 4).

Таблица 4

Возрастные кризисы

ВозрастНазвание и симптомы проявления кризиса
3 года   «Я сам». Негативизм, упрям­ство, строптивость, обесце­нивание взрослых, своево­лие, протестный бунт, стремление к деспотизму.
6-7 лет  Малый кризис. Невниматель­ность, нарушение дисципли­ны, нежелание выполнять домашнее задание, неумение подружиться с другими де­тьми, манерничанье, вертля­вость, клоунада.
11-12 лет  «Трудный возраст». Реакции оппозиции, гиперкомпенса­ции, имитации, эмансипа­ции, группирования.
17- 18 лет  Кризис юности. Ранняя по­ловая жизнь, гиперсексуаль­ность, онанизм, транзиторный гомосексуализм, эмо­циональная лабильность, максимализм, конфликты со взрослыми.
Около 33-35 лет  Кризис «возраста Христа». Конфликты с окружающими людьми, неудовлетворен­ность работой, жилищем, се­мьей, материальным достат­ком.
Около 60 летКризис «пенсионный». Чувство ненужности, отчаяния, недоверия и подозрительности, одиночества, страх быть обманутым. Снижается круг интересов, повышается раздражительность, угрюмость, эгоцентризм, тревожность.

Кризис (от греч. – поворотный пункт) – это перестройка личности, переоценка ценностей, изменение жизненной позиции и смысла жизни.

В относительно устойчивые периоды человек при помощи ведущей деятельности удовлетворяет свои потребности. Но постепенно накапливаются такие потребности, которые удовлетворить обычным способом невозможно, и начинает возрастать напряжение. Начинается период кризиса, при ко­тором старые способы ведущей деятельности до определен­ной степени разрушаются. Ребенок в этот момент становится трудновоспитуемым, нарушает дисциплину. У взрослого все понятное становится непонятным, запутываются отношения с людьми, появляются психосоматические изменения в орга­низме. Состояние психологического кризиса неприятно как для самого человека, так и для окружающих его людей, но именно благодаря кризису появляются психологиче­ские новообразования, которые становятся ведущей деятель­ностью следующего возрастного периода.

Кризис длится от нескольких месяцев до 2 лет, границы его размыты, поэтому трудно определить момент его наступ­ления и окончания. Сила кризиса может проявляться с раз­ной степенью, Вялотекущий кризис возможно не так опасен с точки зрения разрушения и возможности возникновения психопатологических изменений, но в то же время он обла­дает и меньшим потенциалом для развития, для появления новообразований.

За время роста личности кризисные и стабильные периоды чередуются, не имеют четких границ, но всегда имеют одну и ту же последовательность. При возникновении внутренних противоречий в период личностного роста человека возрастает напряжение, против которого он выстраивает психологическую защиту.

Нормальное развитие личности обеспечивается наличием здоровой нервной системы (головного мозга), постепенным увеличением требований социума к индивиду (не превышающих его возможности) и наличием внутренней активности («психический движок») в сочетании с такими качествами, как терпение, упорство и уверенности успехе.

Источник

I) Пренатальный период развития ребёнка (до родовой).

II) Период новорождённый. От 0 до 10 дней.

1. Характеристика:

А) У ребёнка «включается» различные рефлексы:

– Защитные;

– Ориентировочные (реакции, направленные на контакты с раздражителями);

– Врожденные (сосательный, цеплятельный, отталкивательный и другие).

2. У ребёнка сразу после рождения формируются многие потребности (общие, получения впечатлений, движения и т. д.), на основе этих новых потребностей у ребёнка осуществляется психическое развитие.

3. У ребёнка появляется комплекс оживления – это особая эмоциональнодвигательная реакция, обращённая к взрослым.

Основные признаки:

а) Сосредотачивает свой взгляд на лице склонившегося человека;

б) Издаёт тихие звуки;

в) Улыбается.

III) Период младенчества (или 1-ый год жизни ребёнка):

1. В младенчестве происходят изменения процесса общения ребёнка.

Фазы:

– Вначале осуществляется непосредственное общение (т.е. «общение ради самого общения»);

– Общение по поводу предметов;

– Общение в совместной деятельности ребёнка и взрослого (игровая).

2. Отношение к действительности складывается через отношения самого взрослого.

3. Постепенно наращивается потребность в общении со взрослым, но он ограничен возможностями общения, тогда возникает осознание и понимание в овладении человеческой речью.

К концу первого года возникает пассивный запас слов (от 4-х до 15-и слов).

Тупиковые движения – это такие движения, которые приводят к торможению развития психики ребенка.

Тупиковые движения:

  1. сосания пальцев,
  2. длительное рассматривание своих рук,
  3. ощупывание своих рук и т.д.

IV) Период раннего детства (2 – 4 года).

Характеризуется тремя основными моментами:

  1. Овладением прямой походкой;
  2. Овладение предметной деятельностью;
  3. Овладение речью.

Действия:

а) Соотношение действия ребёнка, т.е. такие действия, цель которых состоит в привидение двух или нескольких предметов в опре5делённые (пространственные) взаимоотношения.

б) Орудийные действия, когда один предмет применяется для воздействия над другим.

К концу этого периода становится не только игра, но и рисование, лепка, конструирование и т.д.

Осуществляется дальнейшее совершенствование понимания речи взрослого и формирования собственной активной речи.

V) Дошкольный возраст ребёнка. От 3-х до 6 – 7 лет.

Родители           Ребёнок           Д         

Характеризуется:

  1. Ребёнок выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает отношения с миром взрослых людей.
  2. Ведущим типом деятельности ребёнка становится сюжетно-ролевая игра.

Носит знаковый (символический) характер, т.е. ребёнок в игре:

а) учится замещать предметы;

б) в игре ребёнок берёт ту или иную роль;

в) в игре ребёнок действует в соответствии с этой ролью.

VI) Младший школьный возраст. От 6 – 7 до 11 – 12 лет.

Родители           Ребёнок           Д         

                                  Учитель

Ребёнок превращается в качественно новую категорию – школьника. Перестройка всей системы отношения ребёнка к действительности.

Читайте также:  Периодизация психологического развития ребенка по эльконину

Переход у ребёнка от игры, в плане внешних действий к играм, в плане внутренних мыслительных действиях.

Самым активным образом развивается познавательная сфера школьника( понятия, воля и т.д.).

Это период интенсивного интеллектуального развития ребёнка и возможность увеличения сферы влияния людей, где главным является учитель.

VII) Подростковый возраст ребёнка или период отрочества (Период между детством и зрелостью). От 11 – 12 до 15 – 16 лет.

Некоторые особенности развития психики ребёнка:

  1. у подростка возникает чувство взрослости;
  2. Наступает половое созревание у ребёнка. Появляются вторичные половые признаки. Дети полностью идентифицируют себя с тем или иным полом;
  3. Происходит перестройка двигательного или моторного аппарата. Меньше прыгает, бегает, появляется общая неловкость, угловатость, потерянность, комплекс дисморфобия (хроническая неудовлетворённость своим внешним видом) обычно у девочек; могут быть временные нарушения в деятельности нервной системы – возбудимость, вспыльчивость, раздражимость и др.аффективные состояния. Возникает большое количество межличностных конфликтов, форм протеста.

Происходит изменения ведущего типа деятельности – учёбы: интерес к предмету, авторитет учителя. Общение подростков превращается в самостоятельную деятельность (оно более интересно, оно более значимо, чем общение с родителями, содержательнее).

Ярко выражена потребность в самоутверждении.

VIII) Зрелый возраст.

У человека возникает, как бы, пик его психического развития.

Некоторые считают, что дальше психическое развитие окаменевает, а другие считаю, что происходит регрессия. Некоторые психические функции с возрастом ослабевают, уменьшаются, утихают, изменяются. А другие психические процессы могут, по-прежнему, развиваться. Это зависит от наследственности, умственной деятельности, питания, природной среды, эмоциональной сферы и т.д.

IX) Старость.

Комплекс разоренного (опустошенного) гнезда.

X) Долгожители.

Упование на свои болезни.

17. Охарактеризуйте основные подходы к исследованию структуры психики личности в отечественной и зарубежной науке.

Личность человека представляет собой сложную психическую систему, находящуюся в состоянии не­прерывного движения, динамики, развития. Как сис­темное образование личность включает в себя эле­менты (компоненты, блоки), которые в совокупнос­ти образуют устойчивую личностную организацию, часто называемую психологической структурой.

Термин «структура» (лат. structura – строение, взаиморасположение) обычно используется, когда возникает необходимость подчеркнуть целостность, неделимость психологического объекта, достигаемую за счет устойчивых взаимосвязей его элементов. Це­лостность такого объекта не нарушается даже при изменении состава элементов (конечно, в определен­ных границах). Понятие «структура» служит напоминанием о том, что все выделенные элементы находятся в единстве, образуя саму личность (ее психические качества, воз­можности по саморегуляции поведения и деятель­ности и т. д.).

Структура личности

Ощущение

Восприятие

Память

Представление

Воображение

Мышление

Внимание

Речь

П.Проц – психические процессы

П.П.П. – познавательные психические процессы (их 8 – перечисленные слева)

Эм. П. – эмоциональные процессы

Вол. П. – волевой процесс

П/сост. –психические состояния (интеллектуальные, эмоциональные и волевые состояния)

Темперамент определяет скорость процессов (динамическая сторона), силу

Способности – это такие индивидуально-психические особенности, которые позволяют человеку успешно овладевать деятельностью.

Направленность – психический образ любимой деятельности

Способности проявляются в продукте (главный критерий способностей – качество произведённого продукта, второстепенные критерии – быстрота действий, легкость действий, безошибочность)

Творчество – это воспроизведение продукта, которого не было

Псих. Обр. – психические образования

Устан. – установки

Убежд. – убеждения

Источник

Онтогенез – это процесс развития индивидуального организма; в психологии он означает формирование основных структур психики индивида в течение индивидуальной жизни человека. Процесс онтогенетического развития ни на что нс похож, это процесс чрезвычайно своеобразный. Среди методологических проблем онтогенеза психики человека ведущее место занимает вопрос о роли наследственности и среды в этом процессе, соотношении роста и развития. Если рост связан преимущественно с количественными изменениями, с увеличением, например, массы тела или клеток головного мозга, то развитие подразумевает и качественные преобразования, изменения в мироощущении, понимании себя и окружающих. В отличие от роста развитие прежде всего характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований: новых механизмов, процессов, структур.

Характеризуя особенности развития психики в онтогенезе, нужно иметь в виду наличие нескольких типов развития, поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, т.е. определить специфику психического развития среди других типов развития – преформированного и непреформированного.

► Преформированный тип развития имеет место, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые организм пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Следуя этому, был сформулирован биогенетический закон эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. По мнению сторонников биогенетического направления, наследственность определяет весь ход развития ребенка: и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ли ребенок одаренным, многого ли он достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социо генетическом направлении. Согласно взглядам сторонников этого направления, с помощью целенаправленного обучения и воспитания у любого человека, независимо от его природных задатков, можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства.

Оба подхода – и биогенетический, и социогенетиче- ский – страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему качественных изменений и противоречий: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом – под воздействием среды приобретается все больший и больший опыт. Проблема онтогенеза психики человека не нашла разрешения и в теории конвергенции (схождении) двух факторов. Однако в данной теории за проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс психического развития ребенка, чаще всего скрывается предпочтение фактора наследственной предопределенности развития.

Читайте также:  Центр развития ребенка волгоград центральный

► В отечественной психологии проблемы онтогенеза психики решались в непроформированном контексте с выделением условий, источников и движущих сил психического развития. Акцентируется единство наследственных и социальных моментов в процессе развития, при этом подчеркивается, что наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. В отечественной психологии биологические предпосылки развития (анализаторные, соматические, половозрастные, т.е. все индивидуальные особенности) были отнесены к условиям развития психики. Роль среды в развитии психики рассматривается в социальном контексте, при этом среда дифференцируется на семейную, образовательную, воспитательную, включая влияние средств массовой информации и общества в целом. Социальная среда в целом выступает по отношению к развитию высших психических функций в качестве источника развития. Отношение к социальной среде меняется с возрастом, а следовательно, меняется и ее роль в развитии. Социальную среду необходимо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как ее влияние определяется переживаниями ребенка: именно в них сосредоточены все многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств. Основу же движущих сил психического развития составляет обучение.

Важно отметить, что развитие и обучение суть процессы разные. Процесс развития имеет внутренние законы самовыражения; он рассматривается как формирование человека или личности, совершающееся путем возникновения на каждой ступени развития новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях. Расстояние между уровнем актуального (т.е. наличного) развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых, составляет зону ближайшего развития ребенка: именно она определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, т.е. итоги развития на вчерашний день; зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Исходя из этого Д. Б. Эльконин[1] определил, что в младенческом возрасте (от рождения до 1 года) ведущий вид деятельности – эмоциональное общение с взрослым; в раннем детстве (1–3 года) – предметно-манипулятивная деятельность; в дошкольном возрасте (3–7 лет) – игровая, сюжетная деятельность; в младшем школьном возрасте (7–10 лет) – учебная деятельность; в подростковом возрасте (11–14 лет) – интимно-личностное общение; наконец, в раннем юношеском возрасте (15–17 лет) – учебная деятельность с профессиональным уклоном.

В онтогенезе человека возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, различными регуляторами жизнедеятельности, разными системами, органами и тканями в целостной структуре организма. Одним из существенных проявлений внутренних противоречий онтогенетической эволюции следует считать неравномерность развития различных систем и их регуляторов. Это положение занимает должное место в теории Л. С. Выготского[2] и выражается в том, что детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания[3].

Из закона неравномерности детского развития следует, что каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Так, речь максимально развивается до трех лет, память – до пяти лет. Мышление начинает свое развитие с девяти лег. Эти феномены объясняются сензитивными периодами, или периодами повышенной восприимчивости ребенка к внешним воздействиям, особенно к воздействиям процесса обучения и воспитания, т.е. социального формирования интеллекта и личности. Неравномерность и гетерохронность психического развития свидетельствует о том, что онтогенез человека представляет собой не постепенно-эволюционное развитие, а развитие, содержащее критические периоды. Развитие – это цепь качественных изменений: ребенок непросто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой. На каждой возрастной ступени она качественно отличается от того, что было раньше, и того, что будет потом.

По мнению Б. Г. Ананьева, не менее трудным, чем объективное определение “начала” индивида, личности, субъекта и гетерохронности всех этих состояний формирования человека, является определение объективных критериев зрелости человека. Не случайно именно эти трудности привели к замене понятия “зрелость” понятием “взрослость”, с тем чтобы избежать многих осложнений, считающихся подчас неодолимыми. Зрелость человека как индивида, соматическая и половая, определяется биологическими критериями, а зрелость личности – социальными. Вследствие этого у всех животных, включая приматов, физическая зрелость означает глобальную зрелость всего организма: его жизнедеятельности и механизмов поведения. У человека же нервно-психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие, неразрывно связанное с образованием, имеет свои критерии умственной зрелости, связанные с определенным объемом и уровнем знаний, свойственных данной системе образования в данную историческую эпоху. Следовательно, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), как личности (гражданская зрелость), как субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях.

Источник