Специфика психического развития ребенка презентация

Специфика психического развития ребенка презентация thumbnail

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Презентация на тему “Особенности психического развития в дошкольном возрасте”

Тема: Особенности психологического развития в дошкольном возрасте. Выполнила...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Тема: Особенности психологического развития в дошкольном возрасте. Выполнила

Описание слайда:

Тема: Особенности психологического развития в дошкольном возрасте. Выполнила: Родыгина Н.М. воспитатель дошкольного мини-центра ОСШ №17 с ДМЦ Талгарского района

2 слайд

Развитие психики дошкольника зависит от: Противоречий, которые возникают в с

Описание слайда:

Развитие психики дошкольника зависит от: Противоречий, которые возникают в связи с целым рядом потребностей: в общении; во внешних впечатлениях; в движении.

3 слайд

Социальная ситуация развития дошкольника. Формы общения в дошкольном возрасте

Описание слайда:

Социальная ситуация развития дошкольника. Формы общения в дошкольном возрасте со взрослыми: подражание; познавательное общение; личностное общение.

4 слайд

Формы общения в дошкольном возрасте со сверстниками:  взаимоотношения на осн

Описание слайда:

Формы общения в дошкольном возрасте со сверстниками:  взаимоотношения на основе их действий со сверстниками; деятельность чередуют и согласовывают; совместно выполняют одну операцию; планируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают выполнять часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки.

5 слайд

Низшие, элементарные (фаза натурального развития) Высшие (фаза культурного ра

Описание слайда:

Низшие, элементарные (фаза натурального развития) Высшие (фаза культурного развития) а) процессы овладения языком, письмом, счетом, рисования как внешними средствами культурного развития мышления. б) процессы развития специальных высших психических функций произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.д. Психические функции (Л.С.Выготский)

6 слайд

Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность; произво

Описание слайда:

Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность; произвольность; системность; формируются прижизненно; складываются путем интериоризации образов.

7 слайд

Развитие личности дошкольника. Личность – это человек как ценность, ради кото

Описание слайда:

Развитие личности дошкольника. Личность – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. ощущения снижение порогов всех видов чувствительности, повышается дифференцированное восприятие. внимание носит непроизвольный характер, но происходит переломный момент и дети впервые начинают управлять своим вниманием, для этой цели дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает от взослых.

8 слайд

мышление к концу дошкольного периода характеризуется преобладанием наглядно-

Описание слайда:

мышление к концу дошкольного периода характеризуется преобладанием наглядно-образного. память носит непроизвольный характер, но к 6-7 годам происходит развитие произвольного запоминания. воображение большой скачок в его развитии обеспечивает игра.

9 слайд

Кризис 7 лет. Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Описание слайда:

Кризис 7 лет. Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту. Особенности кризиса 7 лет: Развитие малыша происходит неравномерно и представляет собой чередование кризисных и спокойных периодов, которые поочередно сменяют друг друга. Начало кризиса совпадает с моментами поступления ребенка в школу. Осознания своего общественного Я.

10 слайд

Не желание учиться в школе может произойти из-за: Позиции взрослых, окружающе

Описание слайда:

Не желание учиться в школе может произойти из-за: Позиции взрослых, окружающего ребенка. Страх не оправдать надежды своих родителей. Теряет интерес, снижается стремление стать школьником, если в садике ребенок начинает привыкать к урокам и учительнице, которая приходит заниматься к ним.

Выберите книгу со скидкой:

Специфика психического развития ребенка презентация

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Специфика психического развития ребенка презентация

Курс повышения квалификации

Специфика психического развития ребенка презентация

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Специфика психического развития ребенка презентация

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-081242

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Слайд 1

Психологические особенности дошкольников

Слайд 4

Социальная ситуация развития. Изменяется место ребенка в системе отношений (он уже не является центром всей семьи), развивается способность к идентификации с людьми. Ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя, приобретает интерес к телесной конструкции человека. Идентификация позволяет человеку эмоционально, символически «присваивать» чувства другого, а также переносить свои чувства, ценности и мотивы на другого. Это даёт ребёнку развиваться, рефлексировать и соответствовать социальным ожиданиям общества.

Слайд 5

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило большую часть времени проводит в развлекающих его играх. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко формируется знаковая функция сознания ребенка. В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

Читайте также:  Развитие ребенка с синдромом дауна мальчиков

Слайд 6

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируется психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности у детей психических процессов. «Игра – это высшая ступень человеческого развития в детском возрасте, ибо игра есть свободное выражение внутреннего…Источники всего доброго, духовного, человечного находятся в игре и исходят из нее». Ф. Фребель

Слайд 7

Умственное развитие дошкольников Расширение круга общения требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Развитие реч и идёт в нескольких направлениях: Совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми Становится основой перестройки психических процессов Особенности развития речи в дошкольном возрасте: появляются связные формы речи, возрастает её выразительность; ребенок постигает законы языка в процессе действий со словом; ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания; речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения, рассказы. речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

Слайд 8

Восприятие Развитие восприятия включает дальнейшее усвоение общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Усвоение сенсорных эталонов происходит главным образом в процессе рисования, конструирования, аппликации, игры ит.д. В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее: восприятие превращается в особую познавательную деятельность; зрительное восприятие становится одним из ведущих; воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов), поэтому мы в младшей группе на занятиях “путешествуем” в красную, зеленую, синюю страну, соотносим предметы с силуэтами; совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность умений, поэтому необходимо учить ребенка ориентироваться во времени суток, во временах года, предмет “над”, “за”, “под”.

Слайд 9

Мышление На основе наглядно – действенного мышления начинает складываться наглядно-образное мышление. Дети дошкольники становятся способными к классификации, обобщению, синтезу и анализу. Формируется знаковая функция сознания, ребёнок овладевает употреблением предметов и изображений в качестве знаков – заместителей других предметов т.е. логическое мышление. Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими.

Слайд 10

Внимание На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. В этом возрасте: значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания; складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов (игры на внимание с проговариванием); внимание становится опосредованным; внимание связано с интересами ребенка к деятельности; появляются элементы послепроизвольного внимания. (это активное, целенаправленное сосредоточие сознания не требующее волевых усилий вследствие высокого энтузиазма к деятельности, ).

Слайд 11

Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал. У младших дошкольников память непроизвольная . Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда он сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Он постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Слайд 12

Воображение . Воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов. Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчеркивал Л.С.Выготский, «эти два процесса развиваются взаимосвязанно». Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.

Читайте также:  Центр развития ребенка пчелки москва

Слайд 13

Развитие мотивационной сферы. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов . Появление соподчинения мотивов – это начало становления личности. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из многих, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль “ограничителей”. Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры), еще слабее – собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных клятв и заверений подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Слайд 14

Развитие самосознания. Самосознание формируется к концу дошкольного детства благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначального чисто эмоциональной самооценки (“я хороший”) и рациональной оценки чужого поведения.

Слайд 15

Итогом развития ребенка в период дошкольного возраста становится изменение его личности в целом, развитие самосознания. Основное новообразование и достижения в психическом развитии позволяют ребенку осмыслить себя в деятельности: какой Я? Происходит становление процесса дифференциации самооценки себя как личности и как действующего субъекта, т.е. появляются общая и частная самооценки.

Источник

Слайд 1

Психическое развитие ребенка в раннем детстве от года до трёх

Слайд 2

Возрастные рамки С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст, от одного года до трех лет, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Ребенок в этом возрасте психологически входит в мир постоянных вещей, т.е. он связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями: Прямохождение Речевое общение Предметная деятельность

Слайд 3

Обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информацией. Прямохождение:

Слайд 4

Позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки и через учителя, человека, владеющего ими, быстрее приобщаться к человеческой культуре. Речевое общение:

Слайд 5

Предметная деятельность: Непосредственно развивает способности ребенка, в особенности ручные движения.

Слайд 6

Физическое развитие Настойчивость, с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что стояние на двух ногах и прямохождение доставляют детям непосредственное эмоциональное удовольствие. В физиологическом плане истоки такого стремления восходят к рефлекторным движениям младенца первых месяцев жизни, когда прикладывание ладони к ступням полусогнутых ног ребенка вызываете их автоматическое разгибание. Благодаря переходу к вертикальной походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. У него высвобождаются руки для манипулирования предметами и конструкторской, творческой работы.

Слайд 7

Ведущий вид деятельности Предметно- манипулятивная Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом

Слайд 8

Развитие речи Развитие памяти Развитие мышления Развитие внимания Развитие психических функций

Слайд 9

Развитие речи Автономная речь ребенка довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но, разумеется, быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослыми . Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке. Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической её сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка – то, что слово приобретает для него предметное значение .

Читайте также:  Развитие родителями воли у ребенка

Слайд 10

Развитие мышления Мышление – является высшим психическим познавательным процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразование в сознании человека окружающей действительностью. Как известно, развитие речи ребенка самым тесным образом связанно с мышлением , поскольку человек излагает свои мысли в речевой форме. Однако речь является не только формой мышления, но и его орудием. Человек не может мыслить без участия речи. Все, что имеет для нас смысл, трансформируется в речевую форму. Поэтому можно предположить, что развитие мышления обусловило необходимость более точного выражения сформированных понятий, мыслей. Это, вероятно, и подталкивает ребенка к овладению точными значениями слов языка, его морфологией и синтаксисом, к совершенствованию фонетикой своей речи.

Слайд 11

Развитие памяти Неоспоримым является тот факт, что развитие восприятия, мышления и речи не может осуществляться без участия памяти. Ребенок не может выучить слово, если не в состоянии его запомнить. Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы , которые наблюдаются уже в первые месяцы жизни ребенка. Более отчетливое проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Если промежуток времени между узнаванием последним восприятием предмета, так называемый латентный (скрытый) период, был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет или кого-либо. Т.о., к концу 3-го года жизни память ребенка достигает уровня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психических процессов в его организме.

Слайд 12

Развитие внимание Под вниманием принято понимать направленность и сосредоточенность психологической деятельности. Внимание как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. Развития непроизвольного внимания. Непроизвольное внимание- психический процесс, который возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосредоточении субъектов в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. В первые месяцы жизни ребенок реагирует на внешние раздражители. Например: переход от сумерек к яркому свету, при внезапных громких звуках. Развитие произвольного внимания. Произвольное внимание- психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Т.е. ребенка постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать.

Слайд 13

Новообразования Новообразование – психические и социальные отношения, возникающие на данной ступени развития, определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период. Появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением упрямства и капризов. Основные новообразования раннего детства: Речь; Самосознание – «Я сам».

Слайд 14

Кризис 3 лет Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления: Упрямство Негативизм Строптивость Своеволие Деспотизм Ревность Обесценивание

Слайд 15

Вывод: В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действия с ними. К трем годам появляться личные действия и сознание «я сам»- центральное новообразование этого периода. Часто возникает завышенная самооценка. В 3 года ребенок начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.

Источник