Специфика познавательного развития ребенка дошкольного возраста

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста


06.04.2013

16429

0

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

От года   3 года

Ребенок раннего возра­ста – настоящий исследователь.
Стремление к познанию пронизывает все сферы его деятельности.  И самое главное, что ребенок не только хочет
рассматривать предметы, но и действовать с ними – разъединять и соединять,
конструировать из предметов, экспериментировать.

     
Деятельность с предметами способствует развитию восприятия, мышления,
памяти и других познавательных процессов. Наиболее ин­тенсивно развивается
восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие –  фундаментальная психи­ческая функция,
обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.

     Восприятие детей
этого возраста развивается в процессе практических действий; путем проб и
ошибок ребенок мо­жет собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соот­ветствующей
формы и размера.

Практический результат ребенок получает в процессе
многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или
подходящих друг к другу предметов или их частей.

Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно грубое. Ребенок
примеривает, пробует и через ошибки, их ис­правление достигает результата.
Однако после полутора лет происходит быстрое сокращение предварительных примери­вающих
действий, переход к зрительному восприятию и оценке отношений между предметами
(статичных и дина­мичных). Особенно ярко это заметно в возрасте 1 года 9 ме­сяцев
– 1 года 10 месяцев.

           В практической деятельности у ребенка
развивается не только восприятие, но и мышление, которое в этот период имеет
наглядно-действенный характер. Путем практическо­го экспериментирования ребенок
открывает новые сред­ства для достижения целей. Например, достает один пред­мет
с помощью другого: закатившийся мячик с помощью палки; встает на стул, чтобы
дотянуться до понравившегося предмета.

Изобретая новые средства, ребенок открывает и новые свойства вещей.
Например, зачерпывая воду с помощью ре­шета для просеивания песка,
обнаруживает, что вода выли­вается. Это вызывает у него удивление, что
стимулирует дальнейшие пробующие действия и новые открытия.

           С помощью бытовых предметов
(стульев, кресел, поду­шек и др.) открывает новые формы передвижения: скольже­ние,
скатывание, перекатывание.

Постепенно к
концу третьего года жизни ребенок начина­ет обходиться без внешних проб,
экспериментируя и фанта­зируя в уме.

Расширение познавательной деятельности ребенка и обобщение его опыта
проявляются в детских вопросах (на­пример, «Это птица?», «Это грузовик?», «А
зачем?», «Кто это?», «Что это?»).

На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослыми
дети строят собственные представле­ния об окружающем.

.

К концу третьего года жизни ознакомление с окружаю­щим приобретает ярко
выраженный познавательный харак­тер. Дети активно стремятся получить
информацию об ок­ружающем мире, задавая взрослому множество вопросов (на­пример,
«Где ночует солнышко?», «Как зовут козлят, которые не пустили волка?», «Где
живет лиса?», «Что ест слон?» и т. п.).

1.2. Младший дошкольный возраст  3 – 5 лет

В   младшем   дошкольном  
возрасте   познавательное  развитие 
продолжается  по  трем 
основным  направлениям:

– расширяются и
качественно изменяются  способы
ориентировки ребенка в окружающем,

–  возникают новые средства ориентировки,

– содержательно
обогащаются представления и знания ребенка о мире.

В возрасте от трех до пяти лет формируются качествен­но новые свойства
сенсорных процессов: ощущение и вос­приятие. Ребенок, включаясь в разные виды
деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более
тонко различать отдельные признаки и свойства пред­метов. Совершенствуется
фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы
предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного дейст­вия и
начинает развиваться как самостоятельный, целена­правленный процесс со своими
специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят
к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия,  при этом «рука учит глаз» (движение руки по
предмету оп­ределяет движение глаз). Зрительное восприятие становит­ся в
дошкольном возрасте одним из основных процессов не­посредственного познания
предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем
дошколь­ном возрасте.

Рассматривая
новые предметы (растения, камни и т.д.), ребенок не ограничивается простым
зрительным ознакомле­нием, а переходит к осязательному, слуховому и обонятель­ному
восприятию –  сгибает, растягивает,
царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще  не может назвать его, обозначить словом.
Активная, разно­образная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к
новому предмету стимулирует появление более точных об­разов. Действия
восприятия развиваются благодаря усвое­нию системы сенсорных эталонов (цветов
спектра, геомет­рических форм и др.).

 В этом возрасте ребенок начинает
использовать симво­лические представления предметов и событий. Благодаря этому
он становится более свободным и независимым от по­ля восприятия и непосредственных
контактов с окружающи­ми предметами. Маленький ребенок умеет представлять объек­ты
с помощью телесных движений (подражание, отсрочен­ное во времени), ребенок
постарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошо
знает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представле­ния – это символы. С
помощью символов можно предста­вить как конкретные, так и абстрактные предметы.
Яркий пример символических средств – 
речь.

Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в дан­ный момент перед
его глазами, создавать фантастические представления об объектах, которые
никогда не встречались в его опыте; у него формируется умение мысленно воспро­изводить
скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих
скрытых частей.

Символическая функция – 
качественно новое достиже­ние в умственном развитии ребенка младшего
дошкольного возраста –  знаменует собой
зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во
внешних опорах (игровые, изобразительные и другие символы).

Мышление младшего дошкольника отличается качествен­ным своеобразием.
Ребенок – реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно
различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не
умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки
зрения. Ему свойственны анимистические пред­ставления: все окружающие предметы
способны думать и чув­ствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает
спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один,
наиболее яркий признак предмета и, ориенти­руясь на него, оценивает предмет в
целом. Его интересуют ре­зультаты действия, однако он еще не умеет прослеживать
про­цесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о
том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было
достигнуто то, что он видит. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и
те усло­вия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель.

Способность к целеполаганию находится еще в стадии свое­го становления:
дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить
новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно
наблюдали. Младшие дошкольники способны предвидеть изме­нения тех или иных
явлений лишь по одному параметру, что значительно снижает общий эффект
прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая
любознательность, на­личие многочисленных вопросов типа «почему?», «зачем?». Их
начинают интересовать причины разных явлений.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться
представления о пространстве, времени, чис­ле. В силу особенностей мышления
ребенка (о которых уже было сказано) его представления также своеобразны и каче­ственно
отличны от представлений более старших детей.

1.3.
Старший дошкольный возраст  5 – 6 лет

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный
комплексный феномен, включаю­щий развитие познавательных процессов (восприятия,
мыш­ления, памяти, внимания, воображения), которые представ­ляют собой разные
формы ориентации ребенка в окружаю­щем мире, в себе самом и регулируют его
деятельность.

Восприятие
ребенка теряет свой первоначально глобаль­ный характер. Благодаря различным
видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойст­во
предмета от него самого. Свойства или признаки предме­та становятся для ребенка
объектом специального рассмот­рения. Названные словом, они превращаются в
категории познавательной деятельности, и у ребенка-дошкольника воз­никают
категории величины, формы, цвета, пространствен­ных отношений. Таким образом,
ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия
интеллектуализируется.

            Благодаря
различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится
произвольной и целенаправ­ленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить
что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Пере­страивается
воображение: из репродуктивного, воспроизводя­щего оно становится
предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только
конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи
ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется
внутренняя речь.

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как
самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно.
Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как
экспериментиро­вание с новым материалом и моделирование.

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим
преобразованием предметов и явлений.  В
процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в
объекте все новые свойства связи и зависимости. При этом наиболее значим для
разви­тия творчества дошкольника сам процесс поисковых пре­образований.

Преобразование ребенком предметов в ходе эксперимен­тирования теперь
имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование
осуществляется пор­циями, последовательными актами и после каждого тако­го акта
происходит анализ наступивших изменений. После­довательность производимых
ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития
его мышления.

Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате
ребенок часто получает неожидан­ные новые знания, у него формируются новые
способы по­знавательной деятельности. Происходит своеобразный про­цесс
самодвижения, саморазвития детского мышления. Это свойственно всем детям и
имеет важное значение для ста­новления творческой личности. Наиболее ярко этот
процесс проявляется у одаренных и талантливых детей. Развитию
экспериментирования способствуют задачи «открытого ти­па», предполагающие
множество верных решений (например, «Как вытащить машину из ямы?» или « Как
можно использовать в игре кубик?»).

Моделирование  в дошкольном  возрасте 
осуществляется  в разных видах
деятельности –  игре, конструировании,
рисовании,   лепке   и др.  
Благодаря   моделированию   ребенок способен  к опосредованному решению  познавательных задач.

В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых
отношений.  Теперь с  помощью моделей ребенок материализует  математические,  логические,  
временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические
изображения (графические схемы).

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это
только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки. Так,
ребенок охотно счи­тает членов своей семьи, но не учитывает себя самого. Благодаря
содержательному общению и обучению, разви­тию познавательной деятельности у
ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления сис­тематизируются
и становятся знаниями, начинают формиро­ваться общие категории мышления (часть
–  целое, причин­ность, пространство,
предмет –  система предметов, случай­ность
и т. д.).

В дошкольном
возрасте ярко проявляются две категории знаний:

  •  знания 
    и умения,   которыми
    ребенок  овладевает без специального
    обучения в  повседневном  общении со  взрос­лыми, в играх,  наблюдениях, во время просмотра телеви­зионных
    передач.
  •  знания и умения, которые могут быть
    усвоены только в процессе специального обучения (математиче­ские знания,
    грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.).

Система знаний
включает две зоны –  зону устойчивых,
стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, полузнаний.

Вопросы детей –  показатель
развития их мышления. Во­просы о назначении предметов, заданные для того, чтобы
получить помощь или одобрение, дополняются вопросами   о причинах явлений и их последствиях.
Появляются вопро­сы,  направленные на то,
чтобы получить знания.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей  формируются обобщенные способы умственной
работы средства построения собственной познавательной деятельности, развивается
диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений.  Все это – 
одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, готовности к
продуктивному взаимодействию с новым 
содержанием обучения в школе.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №186»

                                                         СТАТЬЯ

«Особенности познавательного развития детей старшей группы» 

Подготовила:

Воспитатель 1 кв. категории

Кравченко Наталья Владимировна

2019г.

Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать неизвестное ранее, понять, проверить, выяснить и усвоить.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

 Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены задачи познавательного развития:

– развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательных действий, становление сознания;

– развитие воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

– формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Задачи познавательного развития для детей старшей группы:

1. Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.

2. Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.

3. Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.

4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).

5. Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.

6. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.

7. Развивать представления ребенка о себе, своих умениях, некоторых особенностях человеческого организма.

8. Развивать представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические чувства.

9. Поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира.

Познавательное развитие детей с возрастом претерпевает существенные изменения. В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает произвольной постановкой вопросов, направленных на исследование окружающего мира. Осуществляется переход от вопросов, обращенных к взрослому, к вопросам к самому себе.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность [5, с. 10].

Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение: из репродуктивного, воспроизводящего оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование.

В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы).

Наряду с наглядно-образным мышлением, появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки.

Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, предмет – система предметов, случайность и т.д.).

Дети успешно познают не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения, формируя способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности должны создаваться такие ситуации, которые ребенок разрешал бы посредством проведения опыта и, анализируя, делая вывод, умозаключение, самостоятельно овладевал представлением о том или ином физическом законе, явлении.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений.

Все это – одна из важнейших основ компетентности дошкольника, готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Источник