Специфические закономерности развития ребенка с овз

Специфические закономерности развития ребенка с овз thumbnail

Специфические закономерности развития детей с ОВЗ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Специфические закономерности развития детей с ОВЗ

Описание слайда:

Специфические закономерности развития детей с ОВЗ

2 слайд

Категории обучающихся с ОВЗ Обучающиеся с ОВЗ — это дети, имеющее недостатки

Описание слайда:

Категории обучающихся с ОВЗ Обучающиеся с ОВЗ — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий . Выделяются дети с различными нарушениями: слуха; зрения; Речи (ТНР); опорно-двигательного аппарата (НОДА); задержкой психического развития(ЗПР); интеллекта(УО); расстройствами аутистического спектра(РАС); множественными нарушениями развития.

3 слайд

Специфические закономерности развития детей с нарушениями слуха Особенности

Описание слайда:

Специфические закономерности развития детей с нарушениями слуха Особенности речевого развития: замедление в овладении речью; нарушения произношения; недостаточное усвоение звукового состава слова, которое проявляется в ошибках при произнесении и написании слов; ограниченный словарный запас, неточное понимание и неправильное употребление слов; недостатки грамматического строя речи; трудности восприятия предложений с нетрадиционным порядком слов и ограниченном понимании читаемого текста. своеобразие в познавательном и личностном развитии.

4 слайд

Значимые для организации учебной деятельности особенности развития детей с на

Описание слайда:

Значимые для организации учебной деятельности особенности развития детей с нарушениями слуха (что нужно учитывать в процессе обучения?) сниженный объем внимания, низкий темп переключения, меньшая устойчивость, затруднения в его распределении; преобладание образной памяти над словесной, механического запоминания над осмысленным; превалирование наглядных форм мышления над понятийными, зависимость развития словесно-логического мышления от степени развития речи обучающегося; непонимание и трудности дифференциации эмоциональных проявлений окружающих, обедненность эмоциональных проявлений; наличие комплекса негативных состояний – неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, завышенная самооценка, агрессия; приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками.

5 слайд

Специфические особенности детей с нарушениями зрения снижение скорости, точно

Описание слайда:

Специфические особенности детей с нарушениями зрения снижение скорости, точности, полноты зрительного восприятия, возникновение трудностей в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, фрагментарность, искаженность восприятия единичных и групповых объектов, замедленность и нечеткость их опознания. затруднения формирования предметных и пространственных представлений, образных форм психического отражения – образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения, у детей с нарушениями зрения неодинаковы темпы и уровень сформированности различных видов восприятия (зрительное, слуховое, осязательное и др.) наблюдается диспропорциональность в их становлении.

6 слайд

Специфические особенности развития детей с нарушениями зрения (что ещё учитыв

Описание слайда:

Специфические особенности развития детей с нарушениями зрения (что ещё учитывать?) специфические особенности общения (вербализм (абстрактное рассуждение), формализм, отсутствие эмоциональности и выразительности речи, преобладание монологической речи и др.); особенности психофизического развития (отставание в развитии, нарушение и своеобразие развития двигательной активности; нарушение осанки, походки, положения тела при ходьбе и др.). имеет место своеобразие эмоционально-волевой сферы нарушение социальных отношений, ограничению поступающей извне информации и возникновению негативных социальных установок (избегание зрячих, иждивенческие настроения, неадекватное ситуативное поведение др.).

7 слайд

Специфические особенности развития обучающихся с ТНР Строгое ограничение акти

Описание слайда:

Специфические особенности развития обучающихся с ТНР Строгое ограничение активного словаря, стойкие аграмматизмы, несформированность навыков связного высказывания, тяжелые нарушения общей разборчивости речи; затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи. Снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь). Оптико-пространственный гнозис – на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию), нарушения счета (акалькулию). Снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания. Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления.

8 слайд

Значимые для организации учебной деятельности особенности развития обучающихс

Описание слайда:

Значимые для организации учебной деятельности особенности развития обучающихся с ТНР (что ещё учитывать?) Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью, затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; трудностями в организации произвольной деятельности, низким уровнем самоконтроля и мотивации, возможным ослаблением памяти, отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации. Несовершенство устной речи препятствует полноценному усвоению программного материала по русскому языку, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи. Ситуация неуспеха в освоении столь значимого для социального окружения родного языка приводит к резкому снижению мотивации к преодолению не только речевого недоразвития, но и ко всему процессу обучения в целом. Несформированность рече-языковых и коммуникативных навыков у учащихся с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к школьной дезадаптации.

9 слайд

Общие специфические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Описание слайда:

Общие специфические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) сниженная работоспособность вследствие повышенной истощаемости, психомоторной расторможенности, возбудимости; низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен; память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической; наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое; – имеются легкие нарушения речевых функций; несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в творческой игре

10 слайд

Специфические особенности детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата

Описание слайда:

Специфические особенности детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата (НОДА) – задержка и нарушение формирования всех двигательных функций; -особое место занимают нарушения функций рук; -неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи; нарушения познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей: неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций; выраженность астенических проявлений (повышенная утомляемость, истощаемость всех нервно-психических процессов); сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно- суставного чувства существенно сказываются на восприятии в целом, ограничивают объем информации, затрудняют интеллектуальную деятельность детей с церебральными параличами

11 слайд

Значимые для организации учебной деятельности особенности развития обучающихс

Описание слайда:

Значимые для организации учебной деятельности особенности развития обучающихся с НОДА (что ещё учитывать?) замедленность, истощаемость психических процессов. трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. низкая познавательная активность. расстройства эмоционально- волевой сферы (повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других – заторможенность, застенчивость, робость. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. нарушения поведения ( двигательная расторможенность, агрессия, реакции протеста по отношению к окружающим или состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим). Нарушения поведения отмечаются не у всех детей с церебральным параличом; у детей с сохранным интеллектом – реже, чем у умственно отсталых. Нарушения формирования личности :личностная незрелость; астенические проявления; псевдоаутические проявления

12 слайд

Общие специфические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Описание слайда:

Общие специфические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) сниженная работоспособность вследствие повышенной истощаемости, психомоторной расторможенности, возбудимости; низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен; память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической; наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое; – имеются легкие нарушения речевых функций; несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

13 слайд

Специфические особенности обучающихся с умственной отсталостью Нарушение высш

Описание слайда:

Специфические особенности обучающихся с умственной отсталостью Нарушение высших психических функций выражается в деформации познавательных процессов, при которой страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Нарушение социальной адаптации умственно отсталых людей в обществе. Отставание от нормально развивающихся сверстников в физическом развитии. Внимание : трудность привлечения, невозможность длительной активной концентрации, неустойчивость, быстрая и легкая отвлекаемость, рассеянность, низкий объем. Нарушение всех видов восприятия Страдает как произвольное, так и непроизвольное запоминание Недоразвитие речи Недоразвитие мыслительной деятельности. Основным недостатком является слабость обобщений. Мышление характеризуется тугоподвижностью. Незрелость и недоразвитие эмоциональной сферы (эмоции недостаточно дифференцированы: переживания примитивны, полюсны; реакции зачастую неадекватны, непропорциональны воздействиям окружающего мира по своей динамике. Нарушение волевых процессов (безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинять ее определенной цели).

14 слайд

Специфические особенности обучающихся с расстройством аутистического спектра

Описание слайда:

Специфические особенности обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) трудности социального взаимодействия; стойкие трудности с пониманием и с использованием невербальных средств общения; необходимо обязательное тьюторское сопровождение, т.к. часто не может самостоятельно организовать свою учебную деятельность, у него возникают проблемы с планированием и соответствием сразу нескольким требованиям; стереотипность, стремление к постоянству, однообразный, односторонний характер деятельности; болезненная реакция на внешние раздражители; наличие аутостимуляций как способ «уйти» от дискомфорта; эмоциональная холодность и безразличие; тревога, страхи; недостаточность сенсорной интеграции, фрагментарность представлений о собственном теле приводят к недостаточности точных, произвольных движений нарушения ориентировки в пространстве и времени; речь отличает«механистичность»,«попугайность»,штампованность, отсроченное повторение; трудности произвольного обучения, не готов просто выполнять требования учителя – любое обращенное к нему требование должно быть аргументировано: почему ему надо действовать так, а не иначе.

15 слайд

Специфические особенности развития обучающихся с РАС проблемы с чувством врем

Описание слайда:

Специфические особенности развития обучающихся с РАС проблемы с чувством времени, темп его работы более медленный, он не может уложиться в отведенное время; любое изменение привычного распорядка: замена или отмена урока, отсутствие учителя, замена кабинета – вызывают у него панику. Ребенок не выносит нарушения правил кем-нибудь другим (неважно, ребенком или учителем), вступает в бесконечные споры, отнимая время урока общими трудностями, характерными для обучения детей с РАС, являются трудности понимания художественных текстов, понимания сюжетных линий рассказа, даже при очень высокой технике чтения. неприятие или насмешки окружающих из-за несформированности бытовых навыков, необычных интересов, стереотипных действий. нестандартная логика поведения в действиях. .коррекционная помощь ребенку с РАС носит длительный, комплексный характер. для обучения ребенка с РАС требуется создание специфических условий в образовательном пространстве инклюзивной школы.

Читайте также:  Коррекция развития ребенка с овз раннего возраста

16 слайд

Специфические закономерности развития ребенка с овз

Выберите книгу со скидкой:

Специфические закономерности развития ребенка с овз

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Специфические закономерности развития ребенка с овз

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Специфические закономерности развития ребенка с овз

Курс повышения квалификации

Специфические закономерности развития ребенка с овз

Курс профессиональной переподготовки

Психолог

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-817730

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Современные классификации нарушений в развитии детей в специальной психологии.

Классификации нарушений развития отличаются в зависимости от критерия, взятого в качестве основания для группировок. Например по критерию времени возникновения:

– Врожденные (в эту группу входят так же лица с наследственной патологией, т.к. не все врожденное может быть наследственным, но все наследственное чаще всего врожденное)

– Приобретенные

По обратимости возникающих отклонений:

– необратимые – частично обратимые – практически обратимые (делятся на подгруппы в зависимости от скорости обратимости)

Этиологический критерий (причина, вызвавшая отклонение)

– церебрально-органического – психогенного – соматогенного происхождения

Клинический подход

– ретардация – запаздывание или приостановка психического развития любого происхождения; недоразвитие. Есть два вида ретардации общая (тотальная) и частичная (парциальная) – незрелость отдельных функций, сторон психики, школьных навыков, свойств личности.

– асинхрония – сочетание выраженного опережения одной функции, со значительным отставанием темпа формирования других, что приводит к дисгармонии структуры психики, ее искажению и диспропорциональности.

Классификация

– монофакторные – в основе патология какого-то одного органа или системы

– мультифакторные – комбинация двух и более патологий

Т.А.Власова и М.С.Певзнер

– дети с отклонениями в развитии, вызванными органическими нарушениями ЦНС

– дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС

– дети с отклонениями в развитии, связанными с депривационными ситуациями

Ряд классификаций отражает существующую систему специального образования – группы, соответствующие типам коррекционных школьных и дошкольных образовательных учреждений. В эмпирических классификациях признак возраста представлен в усеченной форме: школьный и дошкольный.

Классификация Лебединского (наиболее распространена)

– Психическое недоразвитие – типичная модель – умственная отсталость

– задержанное развитие – разнообразные варианты инфантилизма, нарушение школьных навыков, недостаточность высших корковых функций. Характеризуется парциальной ретардацией и разными степенями обратимости.

– Поврежденное развитие – длительный период нормального развития, впоследствии нарушенный заболеваниями, прежде всего ЦНС и травмами

– Дефицитарное развитие – варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

– Искаженное развитие – сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития

– Дисгармоничное развитие – нарушения в формировании личности. Типичный вариант – различные формы психопатий.

Плюсы данной классификации – компактна, представленные группы полиморфны, удобна в использовании

Минусы – формы дизонтогенеза, как правило, в чистом виде не встречаются, а представляют собой один из симптомов нарушенного развития, сочетания которых образует определенную форму.

Общие и специфические закономерности психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Долгое время специальная психология развивалась как психология отдельного индивида, имеющего те или иные отклонения в развитии. В.М. Бехтерев – создатель комплексного подхода – один из первых начал рассматривать отклонении в психическом развитии в социально-психологическом контексте. Л.С Выготский рассматривал проблему аномального развития исключительно как социальную. Равно как и возможности преодоления м компенсации нарушенных функций видел на путях преобразования отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Чрезвычайно важная проблема для современной специальной психологии – соотношение общих и специфических закономерностей психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее общим и принципиальным в решении этой проблемы является идея единства законов, характерных для процесса развития в норме и патологии. Особенности, характерные для этого процесса в сравнении с параметрами в норме, обозначаются как специфические. Они делятся на модально-специфические (характеристики, свойственные определенной группе детей с ограниченными возможностями, например особенности психического развития детей с умственной отсталостью, слепых, глухих детей) и модально-неспецифические (связаны с теми качествами, которые наблюдаются у всех категорий этих детей, то есть общее между ними, но отличающее их от нормально развивающихся детей).

Общие закономерности развития детей в норме и патологии общих закономерностях развития нормальных и аномальных детей: – развитие нормальных и аномальных детей проходит одинаково – вместе с тем в развитии нормальных и аномальных детей имеются существенные различия

Читайте также:  Раскрыть роль языка в развитии личности ребенка

– разница заключается в сроках и способе развития: нормальные дети в сравнительно короткий срок проходят все стадии филогенетического развития

– развитие аномальных детей идет медленнее, и при тяжелых формах нарушений они проходят не все стадии, а только низшие, не доходя до высших

– в зависимости от стадии, на которой остановилось развитие, можно различить несколько степеней патологического недоразвития (например, при умственной отсталости – идиотизм, имбецильность, дебильность).

Идея общности законов в норме и патологии была ключевой в работах Выготского. Он сформулировал ряд положений, отражающих закономерности психического развития аномального ребенка. К их числу относятся:

– утверждение о системности строения психики человека, в силу чего нарушение одного из звеньев существенно изменяет функционирование всей системы

– выделение зон актуального и ближайшего развития ребенка

– утверждение идентичности основных факторов, обуславливающих развитие нормальных и аномальных детей

– выделение в развитии аномального ребенка первичных и вторичных отклонений, и, соответственно, определение важнейших направлений коррекционной учебно-воспитательной работы с каждым учеником

Модально-неспецифические особенности – своеобразное проявление общих законов развития, точнее закономерная реакция процесса развития на факт неблагоприятных условий, в рамках которых разворачивается этот процесс.

Процесс развития – перманентные позитивные изменения, связанные с появлением качественных новообразований. В ходе психогенеза происходит перестройка отношений между отдельными компонентами психики

– Универсальной характеристикой является неравномерность. Периоды активного развития тех или иных функций называется сенситивность

– Процесс развития непрерывен и необратим. (Особенно важно в отношении понимания умственной отсталости, так как долгое время она трактовалась как остановка в развитии)

– Развития психики подчинено закону целостности. Если неживые системы формируются от части к целому, то живые от целого к целому

– Внутренним механизмом развития выступает единство процессов дифференциации (выделение в формирующейся системе новых компонентов) и интеграции (сочленение этих компонентов с другими)

– Принцип единства эволюционирования и функционирования. (Живые системы развиваются в процессе функционирования и функционируют в процессе развития).

– Психическое развитие осуществляется в процессе разнообразных форм предметной деятельности. На каждом этапе выделяется ведущий вид деятельности.

Психическое развитие невозможно вне общения. Т.К. в процессе общения ребенок осваивает и присваивает культурно-исторический опыт, что составляет сущность формирования человеческого сознания, когда на базе элементарных психических способностей образуются высшие психические функции.

Еще одна важная функция общения – социальная ситуация развития. Она подразумевает требования и ожидания по отношению к ребенку. Не является пассивным фоном, а активным динамическим образованием, одним из элементов в структуре генеза психики.

Специфические закономерности не встречаются в норме, но их можно рассматривать как реакцию процесса развития на неблагоприятные условия его протекания.

– Замедление темпа возрастного развития, изменение сроков перехода от одной фазы к другой – наиболее общая черта всех форм дизонтогенеза – имеет устойчивый или переменный характер. – Замедление скорости приема и переработки информации при сохранных сенсорных системах. Возможно, это является снижением уровня интегративости в функционировании мозга.

– общее снижение психической активности, прежде всего познавательной активности (=> сужение запаса знаний и представлений о себе и окружающем мире), ограниченность в пространственных перемещениях (напр. У детей с Дцп)

– Диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития – спонтанное развитие страдает больше, часто связано со снижением познавательной активности или затрудняется патологией. Оказывает тормозящее влияние на направленное развитие. Коррекционная работа опирается на направленное развитие.

– недоразвитие всех или некоторых форм предметной деятельности – нарушения в пределах одного вида деятельности могут носить тотальный характер, распространяясь на все ее структурные компоненты

– недоразвиие моторики – может приводить к замедлению темпов формирования двигательных навыков. Недостатки часто проявляются в многообразных частых стереотипных движениях.

– Более высокая психофизиологическая «цена» достижения результата – гораздо большая затрата усилий для достижения к-л результата, чем для нормально развивающего ребенка для достижения такого же результата

– иной характер протекания возрастных кризисов – позже, более длительны, приобретают нетипичные черты, часто переживаются наиболее остро и драматично, особенно подростковые.

– нарушение речевой деятельности

– недостатки словесного опосредования поведении и психической деятельности

– затруднения в сфере общения – обедняет соц опыт, затрудняет формирование высш психич функц

– несогласованность в образной и вербальной сферах психики –

– деформация социальной ситуации развития, системы отношений ребенка с ближайшим окружением

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник