Специфические закономерности психического развития аномального ребенка
Специфические закономерности.
Одна из первых закономерностей была выведена Л.С. Выготским, который сформулировал положение о том, что наличие первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, влечет за собой появление вторичных нарушений, возникающих в ходе последующего аномального развития.
Общей закономерностью для всех аномальных детей являются затруднения во взаимодействии с окружающей средой и, прежде всего, с людьми.
Трудности социальной адаптации, затруднения во взаимодействии с социальной средой впервые были обозначены как общая закономерность аномального развития Л.С. Выготским. Дальнейшее изучение этой закономерности привело к уточнению и конкретизации ее содержания.
Ж.И. Шиф формулирует эту закономерность следующим образом: «Общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность следствий, порождаемых дефектами, проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом».
По мнению В.И. Лубовского, наиболее общим в характеристике речевого общения аномальных детей является изменение у них способности к приему и переработке информации. Изменение способов коммуникации аномальных детей проявляется прежде всего в том, что у всех них нарушено речевое общение, а у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных (мимических, жестовых) средств. Больше страдает усвоение той информации, которая обрабатывается пораженным анализатором.
В.И. Лубовский делает вывод о том, что у аномальных детей всех категорий нарушено хранение и использование информации: нестойкость запоминания, привнесения и искажения запоминаемого материала и т.д.
Следствием перечисленных особенностей является тенденция к замедлению темпов развития мышления, в частности процессов обобщения и отвлечения. Нарушение познания окружающего мира у аномальных детей во многом связано с замедлением формирования понятий.
Однако в развитии аномальных детей имеются и положительные закономерности. Наличие компенсаторных возможностей психики аномального ребенка, связанных со способностью нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях, и является такой положительной закономерностью. Эта важнейшая закономерность аномального развития обосновывает необходимость своевременно организованной помощи аномальным детям.
Специфические закономерности:
1. нарушение работы с информацией – для всех детей независимо от специфики первичного нарушения явл снижение способности к приему и переработке, хранению и использованию информации. Эта особенность может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерной только для определенного периода онтогенеза, напр: замедляется скорость переработки информации при зрительном восприятии у детей с наруш слуха отмечается в до/шк и мл/шк возрасте.
2. трудность словесного опосредования – разрыв между словом и действием, словом и образом.
3. замедление процесса формирования понятий – что напрямую связано с недоразвитием второй сигнальной системы и замедленным установлением условных связей
4. специфической закономерностью характерной для всех наруш физического или сенсорного развития явл ретардация – незавершенность формирования психических функций данного периода отсутствие эволюции ранних форм психических функций, н-р: при общем недоразвитии речи это выражается в длительном сохранении автономной речи (уровня характерного для 2-3-его года жизни и затем сменяющегося нормативной речью). При этом развитие речи ребенка происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи за счет накопления словаря автономных слов, т.е. фиксируется один из низших этапов развития речи.
5. соц – психологическая дезадаптированность – низкий уровень основных психических процессов (внимание, предметного и соц восприятия и представлений, памяти, мышления), недостаточная сформированность мотивацио-потребностной сферы и эмоц-волевой сферы, недостаточность моторного развития, произвольности психических процессов, деятельности и поведения – все эти особенности лежат в основе более или менее существенной задержки развития психических новообразований на каждом возрастном этапе и качественного своеобразия становления личностных качеств ребенка и его Я-концепции. Эти недостатки могут проявляться у детей с различными нарушениями в развитии в неодинаковой степени и в разных сочетаниях – деформация социальной ситуации развития, системы отношений ребенка с с ближайшим окружением.
Помимо общих специфических закономерностей развития имеются закономерности, характерные только для данного нарушения – модально – специфические закономерности дизонтогенеза. Например: у неслышащих детей развитие различных компонентов психики очень своеобразно: соотношение наглядно-образного и словесно – логического мышления несоразмерно, письменная речь в обеих формах (импрессивной и экспрессивной) приобретает большее значение в сравнении с устной.
Категория развития
Психическое развитие– это процесс необратимых, направленных, закономерных изменений во времени психики человека в процессе его жизни. Психическое развитие характеризуется своим темпом, ритмом, имеет качественные характеристики. Выделяются отдельные стадии, или периоды, психического развития, на протяжении которых психическое развитие характеризуется своей целостностью.
Психология развития изучает факты, закономерности и механизмы психического развития человека. Факты психического развития – это конкретные явления психической жизни человека, определение конкретных сроков, в которые у человека появляются те или иные психические функции. Например, когда ребенок становится способным слышать и слушать другого человека, быть внимательным, испытывать и выражать эмоции, в каком возрасте и какие побуждения являются для него характерными, когда он может самостоятельно играть, учиться, трудиться, устанавливать значимые отношения с окружающими, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и т.д. Факты психического развития – это широкий круг разнообразных явлений психики человека в процессе ее развития, ее становления.
Закон выражает связь между предметами, составляющими элементами данного предмета, между свойствами предметов, между свойствами внутри предмета. Закон о мерности психического развития – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между отдельными сторонами психики ребенка, между психическими функциями. Так, известны возрастные закономерности психического развития, которые выражают связь между особенностями развития психической функции и возрастом человека. Например, все дети дошкольного возраста демонстрируют феномены Пиаже, дети в конце дошкольного возраста уже способны управлять своим поведением, для детей раннего возраста большей побудительной силой обладает предмет по сравнению со словом, обращенным в его адрес. Закономерности могут выражать также связь между особенностями психического развития ребенка и его полом. Так, например, установлено, что девочки, вплоть до подросткового возраста, развиваются быстрее мальчиков, у девочек больше развиты левополушарные функции, а у мальчиков – правополушарные.
Механизм психического развития– это совокупность состояний и процессов, из которых складывается явление, он определяет, описывает, как и почему, каким образом, по какому пути возникает то или иное психическое явление. Так, усвоение ребенком сенсорных эталонов начинается с практических действий с предметами в соответствии с эталонами; самооценка формируется через сравнение себя с другими людьми и через усвоение ребенком оценок, даваемых окружающими в его адрес, хватание появляется как результат зрительно-моторных координаций и развития осязания. Приведенные примеры фактов, закономерностей и механизмов психического развития свидетельствуют, что в целостном процессе психического развития все они тесно связаны между собой, а изучаются психологией развития изолированно лишь для удобства их рассмотрения.
Процесс психического развития может быть описан, во-первых, как последовательное возникновение психических функций, когда каждая последующая функция появляется на основе каждой предыдущей. Поэтому существует определенная последовательность возникновения психических функций, которая не может быть нарушена. Например, вначале ребенок должен научиться сосредоточивать свой взгляд на лице взрослого и звуках его голоса, и только после этого он сможет понимать речь взрослого, обращенную к нему. Вначале ребенок должен научиться смотреть на предмет и только после этого – хватать этот предмет. Во-вторых, психическое развитие может быть рассмотрено и как процесс одновременного развития взаимосвязанных функций. Например, ребенок учится выполнять разнообразные действия с предметами, и у него одновременно развивается процесс восприятия. Таким образом, психическое развитие является процессом системным и иерархичным.
Причины, условия и переменные, которые способствуют нормальному психическому развитию, способны помешать его течению, другими словами, привести к отклоняющемуся развитию.
Источник
Под закономерностью понимают объективно существующую, повторяющуюся существенную связь между явлениями. Существуют закономерности общие, отражающие общее для больших групп явлений, и специфические (или частные), действующие в какой-либо подгруппе явлений.
Знание общих закономерностей и специфических особенностей психического развития ребенка в условиях того или иного дефекта является одним из вопросов, на которых строится коррекционно-воспитательная работа для каждой категории аномальных детей.
Фундаментальные исследования ведущих отечественных специалистов (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф и др.), посвященные развитию восприятия, памяти, мышления, речи аномальных детей различных категорий, позволили сделать заключение о том, что психическое развитие детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие нормальных детей.
Выделяют следующие закономерности, общие для развития нормального и аномального ребенка:
1. Темп психического развития отличается неравномерностью, в разные периоды проходит ускоренно или замедленно.
2. Созревание психических функций происходит поэтапно, в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преобразование и совершенствование.
И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступательный поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием принципиально новых качеств, которые становятся основой для развития на следующем этапе, что вновь приводит к скачкообразному появлению новообразований в психике, создающих базу для дальнейшего развития.
3. Психическое развитие ребенка зависит от его обучения и воспитания и от общения со взрослыми.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Появление новых качеств невозможно без направленного обучения, которое более эффективно в сензитивные периоды развития как нормального, так и аномального ребенка. Общение как вид психической деятельности – необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» общечеловеческий опыт. Вот почему общение – главный фактор общего психического развития ребенка в норме и при отклонениях.
4. Формирование и развитие психики происходит в различных видах деятельности.
Ведущими видами деятельности для детей раннего возраста с нарушениями в развитии и без отклонений являются действия с предметами и игра. Игра рассматривается как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка. Специфика игровой деятельности заключена в ее замещающем по отношению к настоящей деятельности взрослых характере.
Влияние органического дефекта на развитие психики проявляется в своеобразии аномального развития, которое имеет свои специфические закономерности. Изучение различных отклонений в развитии детей выявило, что для всех групп детей, имеющих нарушения, в той или иной мере характерны общие черты, одновременно отличающие их от нормально развивающихся сверстников.
Одна из первых закономерностей была выведена Л.С. Выготским, который сформулировал положение о том, что наличие первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, влечет за собой появление вторичных нарушений, возникающих в ходе последующего аномального развития.
Таким образом, была показана причинная обусловленность изменения развития аномального ребенка: наступившее в том или ином звене нарушение закономерно в силу действия общих законов психологического развития влечет за собой изменение развития аномального ребенка, что проявляется в отклонениях, различных по своему характеру, силе и значимости у каждой категории аномальных детей. Однако общим для всех случаев является то, что возникшие изменения оказывают влияние на весь дальнейший ход развития ребенка.
Как доказано Т.А. Власовой, у аномальных детей наблюдается недостаточное развитие психических процессов – различные по характеру и глубине нарушения умственного развития, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, что приводит к нарушению познания окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта.
Выявлена зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений от степени и качества первичного дефекта: чем тяжелее первичный дефект, тем более ярким будут проявления вторичных нарушений, а также наличие зависимости между степенью выраженности возникающих нарушений и временем воздействия на организм ребенка патогенного фактора. Чем раньше возникает первичный фактор, тем менее благоприятной будет картина последующего развития.
Общей закономерностью для всех аномальных детей являются затруднения во взаимодействии с окружающей средой и, прежде всего, с людьми.
Трудности социальной адаптации, затруднения во взаимодействии с социальной средой впервые были обозначены как общая закономерность аномального развития Л.С. Выготским. Дальнейшее изучение этой закономерности привело к уточнению и конкретизации ее содержания.
По мнению В.И. Лубовского, наиболее общим в характеристике речевого общения аномальных детей является изменение у них способности к приему и переработке информации. Изменение способов коммуникации аномальных детей проявляется прежде всего в том, что у всех них нарушено речевое общение, а у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных (мимических, жестовых) средств. Больше страдает усвоение той информации, которая обрабатывается пораженным анализатором.
В.И. Лубовский делает вывод о том, что у аномальных детей всех категорий нарушено хранение и использование информации: нестойкость запоминания, привнесения и искажения запоминаемого материала и т.д.
Следствием перечисленных особенностей является тенденция к замедлению темпов развития мышления, в частности процессов обобщения и отвлечения. Нарушение познания окружающего мира у аномальных детей во многом связано с замедлением формирования понятий. Это происходит потому, что для этого процесса у аномального ребенка необходимо образование большего, чем в норме, количества связей. Именно поэтому дети с нарушениями в развитии нуждаются в специально организованном обучении.
Однако в развитии аномальных детей имеются и положительные закономерности. Наличие компенсаторных возможностей психики аномального ребенка, связанных со способностью нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях, и является такой положительной закономерностью.
Многочисленные отклонения в развитии аномальных детей при благоприятных условиях обучения и воспитания корригируются, исчезая совсем или приобретая иное качественное выражение. Возможности компенсации, широко реализующиеся при благоприятных условиях коррекционного воспитания и обучения, сглаживаются и в известной мере устраняют неравномерность психического развития у аномальных детей.
Эта важнейшая закономерность аномального развития обосновывает необходимость своевременно организованной помощи аномальным детям.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник
Отклоняющее развитие – обычное развитие, но протекающее в необычных (неблаг) условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.
Общие закономерности психического развития:
– процесс развития — это перманентные позитивные изменения, связанные с появлением качественных новообразований.
– Процесс развития непрерывен и необратим.
– Внутренними механизмами развития выступает единство процессов дифференциации и интеграции.
– принцип единства эволюционирования и функционирования..
– психическое развитие осуществляется в процессе разнообразных форм предметной деятельности.
– Психическое развитие не возможно вне общения.
Модально специфические закономерности –характеристики, свойственные определенной группе детей с отклонениями, например особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Иначе говоря – это то, что отличает одну группу от другой.
Проблема состоит в том, как соотнести общие и специфические закономерности — рассматривать ли их как два независимых ряда, или признать специфические особой формой проявления все тех же общих. Долгое время в специальной психологии преобладал первый вариант. Различиям между нормально развивающимися детьми и детьми с отклонениями придавалось важное значение, сходства же рассматривались как несущественные. Абсолютизация различий не могла не сказаться на практике обучения и воспитания детей с различными отклонениями, на характере отношения к ним со стороны общества.
Модально-неспецифические закономерности у детей с нарушениями онтогенеза
Модально-неспецифическиезакономерности психического развития детей с нарушениями онтогенеза связаны с теми качествами, которые наблюдаются у всех групп детей с отклонениями в развитии, это то общее, что есть между ними, и одновременно то, что их всех отличает от нормально развивающихся детей.
Черты модально-неспецифических закономерностей:
– замедление темпа возрастного развития, изменение сроков перехода от одной фазы к другой. Замедление темпа имеет устойчивый или переменный характер. Оно может затрагивать развитие психики в целом и ее отдельных сторон.
– замедляется скорость приема и переработки поступающей информации. При этом подразумеваются нарушенные сенсорные системы, в отношении которых это было бы очевидно и естественно. Речь идет о сохранных сенсорных системах, например зрительной у глухих и слабослышащих детей.
– общее снижение психической активности, что повсеместно отмечается многими исследователями в отношении самых разных групп детей с отклонениями. Прежде всего страдает познавательная активность, что становится причиной сужения запаса знаний и представлений об окружающем мире и о себе.
– диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития. На ранних этапах онтогенеза спонтанное развитие отчетливо доминирует в сравнении с направленным. Именно поэтому исходные недостатки в его сфере в дальнейшем оказывают тормозящее влияние на темпы формирована направленного развития.
– недоразвитие всех или некоторых форм предметной деятельности. Эти нарушения в пределах одного вида деятельности могут носить тотальный характер, распространяясь на все ее структурные компоненты, ил1 же затрагивать лишь некоторые из них
– практически у всех групп детей с ограниченными возможностями отмечается недоразвитие моторики. В свою очередь это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий.
– в условиях отклоняющегося развития ребенок может достичь того же или почти тоге же уровня результативности, что и нормально развивающийся, но усилия, которые он при этом затрачивает, значительно выше, чем в норме
– недостатки словесного опосредования поведения и психической деятельности в целом.
Структура нарушенного развития
Дизонтогенез как особый способ развития сохраняет в себе все основные его свойства и признаки. Именно поэтому неправомерно отождествлять нарушенное развитие с заболеванием, хотя такой взгляд еще часто встречается. Наиболее структурировано представления о параметрах дизонтогенеза в современной психологии были сформулированы В. В. Лебединским.
Источник