Специфические закономерности аномального развития ребенка

Специфические закономерности.
Одна из первых закономерностей была выведена Л.С. Выготским, который сформулировал положение о том, что наличие первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, влечет за собой появление вторичных нарушений, возникающих в ходе последующего аномального развития.

Общей закономерностью для всех аномальных детей являются затруднения во взаимодействии с окружающей средой и, прежде всего, с людьми.
Трудности социальной адаптации, затруднения во взаимодействии с социальной средой впервые были обозначены как общая закономерность аномального развития Л.С. Выготским. Дальнейшее изучение этой закономерности привело к уточнению и конкретизации ее содержания.
Ж.И. Шиф формулирует эту закономерность следующим образом: «Общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность следствий, порождаемых дефектами, проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом».

По мнению В.И. Лубовского, наиболее общим в характеристике речевого общения аномальных детей является изменение у них способности к приему и переработке информации. Изменение способов коммуникации аномальных детей проявляется прежде всего в том, что у всех них нарушено речевое общение, а у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных (мимических, жестовых) средств. Больше страдает усвоение той информации, которая обрабатывается пораженным анализатором.
В.И. Лубовский делает вывод о том, что у аномальных детей всех категорий нарушено хранение и использование информации: нестойкость запоминания, привнесения и искажения запоминаемого материала и т.д.
Следствием перечисленных особенностей является тенденция к замедлению темпов развития мышления, в частности процессов обобщения и отвлечения. Нарушение познания окружающего мира у аномальных детей во многом связано с замедлением формирования понятий.

Однако в развитии аномальных детей имеются и положительные закономерности. Наличие компенсаторных возможностей психики аномального ребенка, связанных со способностью нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях, и является такой положительной закономерностью. Эта важнейшая закономерность аномального развития обосновывает необходимость своевременно организованной помощи аномальным детям.

Специфические закономерности:

1. нарушение работы с информацией – для всех детей независимо от специфики первичного нарушения явл снижение способности к приему и переработке, хранению и использованию информации. Эта особенность может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерной только для определенного периода онтогенеза, напр: замедляется скорость переработки информации при зрительном восприятии у детей с наруш слуха отмечается в до/шк и мл/шк возрасте.

2. трудность словесного опосредования – разрыв между словом и действием, словом и образом.

3. замедление процесса формирования понятий – что напрямую связано с недоразвитием второй сигнальной системы и замедленным установлением условных связей

4. специфической закономерностью характерной для всех наруш физического или сенсорного развития явл ретардация – незавершенность формирования психических функций данного периода отсутствие эволюции ранних форм психических функций, н-р: при общем недоразвитии речи это выражается в длительном сохранении автономной речи (уровня характерного для 2-3-его года жизни и затем сменяющегося нормативной речью). При этом развитие речи ребенка происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи за счет накопления словаря автономных слов, т.е. фиксируется один из низших этапов развития речи.

5. соц – психологическая дезадаптированность – низкий уровень основных психических процессов (внимание, предметного и соц восприятия и представлений, памяти, мышления), недостаточная сформированность мотивацио-потребностной сферы и эмоц-волевой сферы, недостаточность моторного развития, произвольности психических процессов, деятельности и поведения – все эти особенности лежат в основе более или менее существенной задержки развития психических новообразований на каждом возрастном этапе и качественного своеобразия становления личностных качеств ребенка и его Я-концепции. Эти недостатки могут проявляться у детей с различными нарушениями в развитии в неодинаковой степени и в разных сочетаниях – деформация социальной ситуации развития, системы отношений ребенка с с ближайшим окружением.

Помимо общих специфических закономерностей развития имеются закономерности, характерные только для данного нарушения – модально – специфические закономерности дизонтогенеза. Например: у неслышащих детей развитие различных компонентов психики очень своеобразно: соотношение наглядно-образного и словесно – логического мышления несоразмерно, письменная речь в обеих формах (импрессивной и экспрессивной) приобретает большее значение в сравнении с устной.

Категория развития

Психическое развитие– это процесс необратимых, направленных, закономерных изменений во времени психики человека в процессе его жизни. Психическое развитие характеризуется своим темпом, ритмом, имеет качественные характеристики. Выделяются отдельные стадии, или периоды, психического развития, на протяжении которых психическое развитие характеризуется своей целостностью.

Психология развития изучает факты, закономерности и механизмы психического развития человека. Факты психического развития – это конкретные явления психической жизни человека, определение конкретных сроков, в которые у человека появляются те или иные психические функции. Например, когда ребенок становится способным слышать и слушать другого человека, быть внимательным, испытывать и выражать эмоции, в каком возрасте и какие побуждения являются для него характерными, когда он может самостоятельно играть, учиться, трудиться, устанавливать значимые отношения с окружающими, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и т.д. Факты психического развития – это широкий круг разнообразных явлений психики человека в процессе ее развития, ее становления.

Закон выражает связь между предметами, составляющими элементами данного предмета, между свойствами предметов, между свойствами внутри предмета. Закон о мерности психического развития – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между отдельными сторонами психики ребенка, между психическими функциями. Так, известны возрастные закономерности психического развития, которые выражают связь между особенностями развития психической функции и возрастом человека. Например, все дети дошкольного возраста демонстрируют феномены Пиаже, дети в конце дошкольного возраста уже способны управлять своим поведением, для детей раннего возраста большей побудительной силой обладает предмет по сравнению со словом, обращенным в его адрес. Закономерности могут выражать также связь между особенностями психического развития ребенка и его полом. Так, например, установлено, что девочки, вплоть до подросткового возраста, развиваются быстрее мальчиков, у девочек больше развиты левополушарные функции, а у мальчиков – правополушарные.

Механизм психического развития– это совокупность состояний и процессов, из которых складывается явление, он определяет, описывает, как и почему, каким образом, по какому пути возникает то или иное психическое явление. Так, усвоение ребенком сенсорных эталонов начинается с практических действий с предметами в соответствии с эталонами; самооценка формируется через сравнение себя с другими людьми и через усвоение ребенком оценок, даваемых окружающими в его адрес, хватание появляется как результат зрительно-моторных координаций и развития осязания. Приведенные примеры фактов, закономерностей и механизмов психического развития свидетельствуют, что в целостном процессе психического развития все они тесно связаны между собой, а изучаются психологией развития изолированно лишь для удобства их рассмотрения.

Читайте также:  Если у ребенка в 6 месяцев задержка речевого развития

Процесс психического развития может быть описан, во-первых, как последовательное возникновение психических функций, когда каждая последующая функция появляется на основе каждой предыдущей. Поэтому существует определенная последовательность возникновения психических функций, которая не может быть нарушена. Например, вначале ребенок должен научиться сосредоточивать свой взгляд на лице взрослого и звуках его голоса, и только после этого он сможет понимать речь взрослого, обращенную к нему. Вначале ребенок должен научиться смотреть на предмет и только после этого – хватать этот предмет. Во-вторых, психическое развитие может быть рассмотрено и как процесс одновременного развития взаимосвязанных функций. Например, ребенок учится выполнять разнообразные действия с предметами, и у него одновременно развивается процесс восприятия. Таким образом, психическое развитие является процессом системным и иерархичным.

Причины, условия и переменные, которые способствуют нормальному психическому развитию, способны помешать его течению, другими словами, привести к отклоняющемуся развитию.

Источник

Под закономерностью понимают объективно существующую, повторяющуюся существенную связь между явлениями. Существуют закономерности общие, отражающие общее для больших групп явлений, и специфические (или частные), действующие в какой-либо подгруппе явлений.

Знание общих закономерностей и специфических особенностей психического развития ребенка в условиях того или иного дефекта является одним из вопросов, на которых строится коррекционно-воспитательная работа для каждой категории аномальных детей.

Фундаментальные исследования ведущих отечественных специалистов (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф и др.), посвященные развитию восприятия, памяти, мышления, речи аномальных детей различных категорий, позволили сделать заключение о том, что психическое развитие детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие нормальных детей.

Выделяют следующие закономерности, общие для развития нормального и аномального ребенка:

1. Темп психического развития отличается неравномерностью, в разные периоды проходит ускоренно или замедленно.

2. Созревание психических функций происходит поэтапно, в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преобразование и совершенствование.

И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступательный поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием принципиально новых качеств, которые становятся основой для развития на следующем этапе, что вновь приводит к скачкообразному появлению новообразований в психике, создающих базу для дальнейшего развития.

3. Психическое развитие ребенка зависит от его обучения и воспитания и от общения со взрослыми.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Появление новых качеств невозможно без направленного обучения, которое более эффективно в сензитивные периоды развития как нормального, так и аномального ребенка. Общение как вид психической деятельности – необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» общечеловеческий опыт. Вот почему общение – главный фактор общего психического развития ребенка в норме и при отклонениях.

4. Формирование и развитие психики происходит в различных видах деятельности.

Ведущими видами деятельности для детей раннего возраста с нарушениями в развитии и без отклонений являются действия с предметами и игра. Игра рассматривается как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка. Специфика игровой деятельности заключена в ее замещающем по отношению к настоящей деятельности взрослых характере.

Влияние органического дефекта на развитие психики проявляется в своеобразии аномального развития, которое имеет свои специфические закономерности. Изучение различных отклонений в развитии детей выявило, что для всех групп детей, имеющих нарушения, в той или иной мере характерны общие черты, одновременно отличающие их от нормально развивающихся сверстников.

Одна из первых закономерностей была выведена Л.С. Выготским, который сформулировал положение о том, что наличие первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, влечет за собой появление вторичных нарушений, возникающих в ходе последующего аномального развития.

Таким образом, была показана причинная обусловленность изменения развития аномального ребенка: наступившее в том или ином звене нарушение закономерно в силу действия общих законов психологического развития влечет за собой изменение развития аномального ребенка, что проявляется в отклонениях, различных по своему характеру, силе и значимости у каждой категории аномальных детей. Однако общим для всех случаев является то, что возникшие изменения оказывают влияние на весь дальнейший ход развития ребенка.

Как доказано Т.А. Власовой, у аномальных детей наблюдается недостаточное развитие психических процессов – различные по характеру и глубине нарушения умственного развития, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, что приводит к нарушению познания окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта.

Выявлена зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений от степени и качества первичного дефекта: чем тяжелее первичный дефект, тем более ярким будут проявления вторичных нарушений, а также наличие зависимости между степенью выраженности возникающих нарушений и временем воздействия на организм ребенка патогенного фактора. Чем раньше возникает первичный фактор, тем менее благоприятной будет картина последующего развития.

Общей закономерностью для всех аномальных детей являются затруднения во взаимодействии с окружающей средой и, прежде всего, с людьми.

Трудности социальной адаптации, затруднения во взаимодействии с социальной средой впервые были обозначены как общая закономерность аномального развития Л.С. Выготским. Дальнейшее изучение этой закономерности привело к уточнению и конкретизации ее содержания.

По мнению В.И. Лубовского, наиболее общим в характеристике речевого общения аномальных детей является изменение у них способности к приему и переработке информации. Изменение способов коммуникации аномальных детей проявляется прежде всего в том, что у всех них нарушено речевое общение, а у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных (мимических, жестовых) средств. Больше страдает усвоение той информации, которая обрабатывается пораженным анализатором.

Читайте также:  Что делать для развития памяти ребенка

В.И. Лубовский делает вывод о том, что у аномальных детей всех категорий нарушено хранение и использование информации: нестойкость запоминания, привнесения и искажения запоминаемого материала и т.д.

Следствием перечисленных особенностей является тенденция к замедлению темпов развития мышления, в частности процессов обобщения и отвлечения. Нарушение познания окружающего мира у аномальных детей во многом связано с замедлением формирования понятий. Это происходит потому, что для этого процесса у аномального ребенка необходимо образование большего, чем в норме, количества связей. Именно поэтому дети с нарушениями в развитии нуждаются в специально организованном обучении.

Однако в развитии аномальных детей имеются и положительные закономерности. Наличие компенсаторных возможностей психики аномального ребенка, связанных со способностью нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях, и является такой положительной закономерностью.

Многочисленные отклонения в развитии аномальных детей при благоприятных условиях обучения и воспитания корригируются, исчезая совсем или приобретая иное качественное выражение. Возможности компенсации, широко реализующиеся при благоприятных условиях коррекционного воспитания и обучения, сглаживаются и в известной мере устраняют неравномерность психического развития у аномальных детей.

Эта важнейшая закономерность аномального развития обосновывает необходимость своевременно организованной помощи аномальным детям.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Ïîíÿòèå àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Èçó÷åíèå ñïåöèôè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â óñëîâèÿõ òîãî èëè èíîãî äåôåêòà. Îáùèå çàêîíîìåðíîñòè è êîìïåíñàòîðíûå âîçìîæíîñòè ïñèõèêè ó àíîìàëüíûõ äåòåé. Íàðóøåíèÿ ñëîâåñíîãî îïîñðåäñòâîâàíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè

Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå

âûñøåãî îáðàçîâàíèÿ

«Òþìåíñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò»

Èíñòèòóò ïñèõîëîãèè è ïåäàãîãèêè

Êàôåäðà ïñèõîëîãèè è ïåäàãîãèêè äåòñòâà

Äîêëàä

ïî äèñöèïëèíå «Äåôåêòîëîãèÿ»

Òåìà: «Çàêîíîìåðíîñòè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ»

Àâòîð ðàáîòû

ñòóäåíò 4 êóðñà

ãð. 29ÏÏÎ128-ç

Øîðèíà Îëüãà Âèêòîðîâíà

Òþìåíü, 2016

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ïîíÿòèå àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ

2. Îáùèå çàêîíîìåðíîñòè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ

3. Ñïåöèôè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ

Çàêëþ÷åíèå

Ââåäåíèå

Èíòåðåñ ê ïðîáëåìå îñîáåííîñòåé ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ àíîìàëüíîãî ðåáåíêà âîçíèê â îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè óæå äàâíî. Âûÿâëåíèå çàêîíîìåðíîñòåé, ïðèñóùèõ àíîìàëüíîìó ðàçâèòèþ, è îñîáåííîñòåé, õàðàêòåðíûõ äëÿ òîé èëè èíîé ôîðìû äåôåêòà, ïðåäñòàâëÿåò áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ ñîçäàíèÿ ïðîäóêòèâíûõ ïóòåé è ôîðì ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíîé è êîððåêöèîííîé ðàáîòû ñ äåòüìè, èìåþùèìè îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè, à òàêæå äëÿ ðàçðàáîòêè ýôôåêòèâíûõ ìåòîäîâ äèàãíîñòèêè íàðóøåíèé è îòáîðà äåòåé â ó÷ðåæäåíèÿ ñîîòâåòñòâóþùåãî òèïà.

Ñðàâíèòåëüíûå èññëåäîâàíèÿ äåòåé ñ íåäîñòàòêàìè ðàçâèòèÿ èìåþò âàæíîå çíà÷åíèå è äëÿ îáùåé ïñèõîëîãèè, ïîñêîëüêó èññëåäîâàíèÿ íàðóøåííûõ ôóíêöèé ïîçâîëÿþò îáíàðóæèâàòü òî, ÷òî â ñêðûòîé è óñëîæíåí­íîé ôîðìå ñóùåñòâóåò â óñëîâèÿõ íîðìàëüíîãî ðàç­âèòèÿ. Îäíàêî âûäåëåíèå ïîäëèííî ñïåöèôè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé èëè îñîáûõ ïðîÿâëåíèé áîëåå îáùèõ çàêîíîâ ðàçâèòèÿ – äåëî ñëîæíîå è òðóäíîå. Çàêîíîìåðíîñòè èëè îñîáåííîñòè, âûäåëÿåìûå èññëåäîâàòåëÿìè êàê ñïåöèôè÷åñêèå äëÿ êàæäîãî äàííîãî äåôåêòà, ÷àñòî íå ÿâëÿþòñÿ òàêîâûìè. Ýòî îïðåäåëèëî òåìó íàñòîÿùåãî òåîðåòè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ.

àíîìàëüíûé äåôåêò ïñèõèêà ðåáåíîê

1. Ïîíÿòèå àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ

Ïîíÿòèÿ «àíîìàëüíîå ðàçâèòèå», «àíîìàëüíûé ðåáåíîê» íà ñåãîäíÿøíèé äåíü î÷åíü àêòèâíî èñïîëüçóþòñÿ â ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè

Ïîä àíîìàëüíûì ðàçâèòèåì ïîíèìàþò íàðóøåíèå îáùåãî õîäà ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà â ðåçóëüòàòå êàêèõ-ëèáî ôèçè÷åñêèõ èëè ïñèõè÷åñêèõ äåôåêòîâ. Òåðìèí «àíîìàëüíûé» èìååò â ñâîåé îñíîâå ãðå÷åñêîå ñëîâî «anomalos», ÷òî â ïåðåâîäå íà ðóññêèé ÿçûê îçíà÷àåò «íåïðàâèëüíûé».

Àíîìàëüíûìè ñ÷èòàþòñÿ äåòè, ó êîòîðûõ â ðåçóëüòàòå ïñèõè÷åñêîãî èëè ôèçèîëîãè÷åñêîãî îòêëîíåíèÿ ïðîèçîøëî íàðóøåíèå îáùåãî ðàçâèòèÿ. Ïî ñâîåìó ñîñòàâó ãðóïïà àíîìàëüíûõ äåòåé ñëîæíàÿ è ðàçíîõàðàêòåðíàÿ.

2. Îáùèå çàêîíîìåðíîñòè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ

 îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè èíòåðåñ ê çàêîíîìåðíîñòÿì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðè ðàçëè÷íûõ òèïàõ íåäîñòàòî÷íîñòè âîçíèê óæå äàâíî.

Ïîä çàêîíîìåðíîñòüþ ïîíèìàþò îáúåêòèâíî ñóùåñòâóþùóþ, ïîâòîðÿþùóþñÿ ñóùåñòâåííóþ ñâÿçü ìåæäó ÿâëåíèÿìè. Ñóùåñòâóþò çàêîíîìåðíîñòè îáùèå, îòðàæàþùèå îáùåå äëÿ áîëüøèõ ãðóïï ÿâëåíèé, è ñïåöèôè÷åñêèå (èëè ÷àñòíûå), äåéñòâóþùèå â êàêîé-ëèáî ïîäãðóïïå ÿâëåíèé.

Çíàíèå îáùèõ çàêîíîìåðíîñòåé è ñïåöèôè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â óñëîâèÿõ òîãî èëè èíîãî äåôåêòà ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç âîïðîñîâ, íà êîòîðûõ ñòðîèòñÿ êîððåêöèîííî-âîñïèòàòåëüíàÿ ðàáîòà äëÿ êàæäîé êàòåãîðèè àíîìàëüíûõ äåòåé. Ýòè çíàíèå íåîáõîäèìû äëÿ ïîíèìàíèÿ âîçìîæíîñòåé äåòåé â óñâîåíèè ìàòå­ðèàëà, äëÿ îáîñíîâàíèÿ è ðàçðàáîòêè ñîäåðæàíèÿ è ìåòîäîâ îáó÷åíèÿ â ñïåöèàëüíûõ øêîëàõ, êëàññàõ è äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ.

Íåìàëîâàæíóþ ðîëü â ñîçäàíèè ýòèõ îáùèõ ïðåäñòàâëåíèé ñûãðàëî è òî, ÷òî êðóïíûå èññëåäîâàòåëè â îáëàñòè ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè, íà÷èíàÿ ñ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, çàíèìàëèñü îäíîâðåìåííî èëè â ðàçíûå ïåðèîäû âðåìåíè èçó÷åíèåì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ ðàçíûìè âèäàìè íåäîñòàòî÷íîñòè. Ýòî äàâàëî ìàòåðèàë äëÿ øèðîêèõ ñîïîñòàâëåíèé è ñðàâíåíèé è ñïîñîáñòâîâàëî ïðåîäîëåíèþ ðàçîáùåííîñòè îòäåëüíûõ íàïðàâëåíèé ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèè, ñîçäàâàëî óñëîâèÿ äëÿ èõ îáúåäèíåíèÿ.

 ðàáîòàõ ýòèõ è äðóãèõ èññëåäîâàòåëåé áûëî ïîêàçàíî, ÷òî îñíîâíûå çàêîíîìåðíîñòè ðàçâèòèÿ âîñïðèÿòèÿ, ïðåäñòàâëåíèé, ïàìÿòè, ìûøëåíèÿ, äåÿòåëüíîñòè, óñòàíîâëåííûå ïðè èçó÷åíèè íîðìàëüíî ðàçâèâàþùåãîñÿ ðåáåíêà, ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ è íà ãëóõîãî, è íà óìñòâåííî îòñòàëîãî.

Ê òàêèì, îáùèì äëÿ ðàçâèòèÿ íîðìàëüíîãî è àíîìàëüíîãî ðåáåíêà, çàêîíîìåðíîñòÿì îòíîñèòñÿ, ïðåæäå âñåãî, ñëåäóþùåå.

1. Òåìï ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ îòëè÷àåòñÿ íåðàâíîìåðíîñòüþ è ãåòåðîõðîííîñòüþ, â ðàçíûå ïåðèîäû ïðîõîäèò óñêîðåííî èëè çàìåäëåííî.

È â íîðìå, è ïðè ïàòîëîãèè ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå èìååò ïîñòóïàòåëüíûé ïîýòàïíûé õàðàêòåð.

2. Ñîçðåâàíèå ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ïðîèñõîäèò â îïðåäåëåííîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè, è â êàæäîì ïîñëåäóþùåì âîçðàñòíîì ïåðèîäå íàñòóïàåò èõ êà÷åñòâåííîå ïðåîáðàçîâàíèå è ñîâåðøåíñòâîâàíèå.

Êàæäûé ýòàï çàâåðøàåòñÿ ôîðìèðîâàíèåì ïðèíöèïèàëüíî íîâûõ êà÷åñòâ, êîòîðûå ñòàíîâÿòñÿ îñíîâîé äëÿ ðàçâèòèÿ íà ñëåäóþùåì ýòàïå, ÷òî âíîâü ïðèâîäèò ê ñêà÷êîîáðàçíîìó ïîÿâëåíèþ íîâîîáðàçîâàíèé â ïñèõèêå, ñîçäàþùèõ áàçó äëÿ äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ. Ïîÿâëåíèå íîâûõ êà÷åñòâ íåâîçìîæíî áåç íàïðàâëåííîãî îáó÷åíèÿ, êîòîðîå áîëåå ýôôåêòèâíî â ñåíçèòèâíûå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ êàê íîðìàëüíîãî, òàê è àíîìàëüíîãî ðåáåíêà.

3. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà çàâèñèò îò åãî îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ è îò îáùåíèÿ ñ âçðîñëûìè.

Îáùåíèå êàê âèä ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè – íåîáõîäèìîå óñëîâèå ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè, åå ñîçíàíèÿ è ñàìîñîçíàíèÿ. Îáùåíèå ñî ñòàðøèìè äëÿ ìàëåíüêîãî ðåáåíêà ñëóæèò åäèíñòâåííî âîçìîæíûì êîíòåêñòîì, â êîòîðîì îí ïîñòèãàåò è «ïðèñâàèâàåò» îáùå÷åëîâå÷åñêèé îïûò. Âîò ïî÷åìó îáùåíèå – ãëàâíûé ôàêòîð îáùåãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â íîðìå è ïðè îòêëîíåíèÿõ. Ôîðìèðîâàíèå âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé îïèðàåòñÿ íà ðå÷ü.

4. Ôîðìèðîâàíèå è ðàçâèòèå ïñèõèêè ðåáåíêà ïðîèñõîäèò â ðàçëè÷íûõ âèäàõ äåÿòåëüíîñòè

Âåäóùèìè âèäàìè äåÿòåëüíîñòè äëÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ñ íàðóøåíèÿìè â ðàçâèòèè è áåç îòêëîíåíèé ÿâëÿþòñÿ äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè è èãðà. Èãðà ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê îäíî èç ïðîÿâëåíèé ñïîíòàííî ðàçâèâàþùåãîñÿ ñîçíàíèÿ, äóøåâíîé æèçíè ðåáåíêà. Ñïåöèôèêà èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè çàêëþ÷åíà â åå çàìåùàþùåì ïî îòíîøåíèþ ê íàñòîÿùåé äåÿòåëüíîñòè âçðîñëûõ õàðàêòåðå.

Читайте также:  Диагностическая карта развития ребенка с рас

Âûÿâëåíèå îáùíîñòè íîðìàëüíîãî è íàðóøåííîãî ðàçâèòèÿ íåîáõîäèìî ïðîäîëæèòü, îäíàêî öåíòðàëüíîé çàäà÷åé ñåé÷àñ, êîãäà ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèåé íàêîïëåí îãðîìíûé ôàêòè÷åñêèé ìàòåðèàë, äîëæíî áûòü óñòàíîâëåíèå ñïåöèôè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Ìíîãèìè èññëåäîâàòåëÿìè áûëî ïîêàçàíî, ÷òî ðàçâèòèå àíîìàëüíîãî ðåáåíêà, ïîä÷èíÿÿñü â öåëîì îáùèì çàêîíîìåðíîñòÿì ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, èìååò öåëûé ðÿä ñîáñòâåííûõ çàêîíîìåðíîñòåé.

3. Ñïåöèôè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ

Âëèÿíèå îðãàíè÷åñêîãî äåôåêòà íà ðàçâèòèå ïñèõèêè ïðîÿâëÿåòñÿ â ñâîåîáðàçèè àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ, êîòîðîå èìååò ñâîè ñïåöèôè÷åñêèå çàêîíîìåðíîñòè. Èçó÷åíèå ðàçëè÷íûõ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè äåòåé âûÿâèëî, ÷òî äëÿ âñåõ ãðóïï äåòåé, èìåþùèõ íàðóøåíèÿ, â òîé èëè èíîé ìåðå õàðàêòåðíû îáùèå ÷åðòû, îäíîâðåìåííî îòëè÷àþùèå èõ îò íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèõñÿ ñâåðñòíèêîâ.

Îäíà èç ïåðâûõ çàêîíîìåðíîñòåé, îáúåäèíÿþùèõ âñåõ äåòåé ñ ðàçëè÷íûìè àíîìàëèÿìè ðàçâèòèÿ, áûëà âûâåäåíà Ë.Ñ. Âûãîòñêèì, êîòîðûé ñôîðìóëèðîâàë ïîëîæåíèå î òîì, ÷òî íàëè÷èå ïåðâè÷íîãî äåôåêòà, âûçâàííîãî áèîëîãè÷åñêèì ôàêòîðîì, âëå÷åò çà ñîáîé ïîÿâëåíèå âòîðè÷íûõ íàðóøåíèé, âîçíèêàþùèõ â õîäå ïîñëåäóþùåãî àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ [2]. Òåì ñàìûì áûëà ïîêàçàíà ïðè÷èííàÿ îáóñëîâëåííîñòü èçìåíåíèÿ ðàçâèòèÿ àíîìàëüíîãî ðåáåíêà: íàñòóïèâøåå â òîì èëè èíîì çâåíå íàðóøåíèå çàêîíîìåðíî â ñèëó äåéñòâèÿ îáùèõ çàêîíîâ ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ âëå÷åò çà ñîáîé èçìåíåíèå ðàçâèòèÿ, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ â îòêëîíåíèÿõ, ðàçëè÷íûõ ïî ñâîåìó õàðàêòåðó, ñèëå è çíà÷èìîñòè ó êàæäîé êàòåãîðèè àíîìàëüíûõ äåòåé. Îäíàêî îáùèì äëÿ âñåõ ñëó÷àåâ ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî âîçíèêøèå èçìåíåíèÿ îêàçûâàþò âëèÿíèå íà âåñü äàëüíåéøèé õîä ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

Êàê ïîêàçàíî Ò.À. Âëàñîâîé, ó àíîìàëüíûõ äåòåé èìååò ìåñòî íåäîñòàòî÷íîå ðàçâèòèå ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ – ðàçëè÷íûå ïî õàðàêòåðó è ãëóáèíå íàðóøåíèÿ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, íåäîñòàòêè äâèãàòåëüíîé ñôåðû, ñâîåîáðàçèå ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ, ÷òî ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ ïîçíàíèÿ îêðóæàþùåãî ìèðà, èçìåíåíèþ ñïîñîáîâ êîììóíèêàöèè è íàðóøåíèþ ñðåäñòâ îáùåíèÿ, òðóäíîñòÿì ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè è îáåäíåíèþ ñîöèàëüíîãî îïûòà.

Ïîçäíåå áûëà âûÿâëåíà çàâèñèìîñòü êîëè÷åñòâåííîãî è êà÷åñòâåííîãî ñâîåîáðàçèÿ âòîðè÷íûõ íàðóøåíèé îò ñòåïåíè è êà÷åñòâà ïåðâè÷íîãî äåôåêòà: ÷åì òÿæåëåå ïåðâè÷íûé äåôåêò, òåì áîëåå ÿðêèì áóäóò ïðîÿâëåíèÿ âòîðè÷íûõ íàðóøåíèé, à òàêæå íàëè÷èå çàâèñèìîñòè ìåæäó ñòåïåíüþ âûðàæåííîñòè âîçíèêàþùèõ íàðóøåíèé è âðåìåíåì âîçäåéñòâèÿ íà îðãàíèçì ðåáåíêà ïàòîãåííîãî ôàêòîðà. ×åì ðàíüøå âîçíèêàåò ïåðâè÷íûé ôàêòîð, òåì ìåíåå áëàãîïðèÿòíîé áóäåò êàðòèíà ïîñëåäóþùåãî ðàçâèòèÿ.

Òàê, ïðè ïîòåðå ñëóõà â âîçðàñòå, êîãäà ñëîâåñíàÿ ðå÷ü óæå â îñíîâ­íîì ñôîðìèðîâàíà, íàïðèìåð, ïîñëå 6 ëåò, âòîðè÷íûå íåäîñòàòêè è äåôåêòû ìåíåå âûðàæåíû, òîãäà êàê ïðè âðîæäåííîì ÷àñòè÷íîì íàðóøåíèè ñëóõà (ó ñëàáîñëûøàùèõ äåòåé), íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ïåðâè÷íûé äåôåêò âûðàæåí ñëàáåå, èìååòñÿ öåëûé ðÿä âòîðè÷íûõ íåäîñòàòêîâ: äåôåêòû ïðîèçíîøåíèÿ è ãðàììàòè÷åñêîãî ñòðîÿ, îãðàíè÷åííîñòüþ ñëî­âàðÿ, çàìåäëåííîå ôîðìèðîâàíèå ïîíÿòèé è èõ íåòî÷íîñòü è ò. ä. Ýòè íåäîñòàòêè ïðèâîäÿò ê íàðóøåíèÿì â ôîðìèðîâàíèè ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè è äðóãèì äåôåêòàì.

Ë.Ñ. Âûãîòñêèé óêàçàë åùå íà îäíó äëÿ âñåõ ôîðì àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ çàêîíîìåðíîñòü, ïðîÿâëÿþùóþñÿ â òðóäíîñòÿõ ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè, çàòðóäíåíèÿõ âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ñîöèàëüíîé ñðåäîé è â íàðóøåíèÿõ ñâÿçåé ñ îêðóæàþùèì ìèðîì è, ïðåæäå âñåãî, ñ ëþäüìè. Àíîìàëüíûå äåòè èñïûòûâàþò òðóäíîñòè âî âçàèìîäåéñòâèè ñ ëþäüìè è îêðóæàþùåé ñðåäîé.

Ó àíîìàëüíûõ äåòåé ñíèæåíà àêòèâíîñòü è ðåàêòèâíîñòü

Ïîðàæåíèÿ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû (ïðè îëèãîôðåíèè è â ìåíüøåé ñòåïåíè ïðè çàäåðæêàõ ðàçâèòèÿ) ñâîèì ðåçóëüòàòîì èìåþò ñíèæåíèå ñêîðîñòè ïðèåìà âñåõ âèäîâ èíôîðìàöèè è óìåíüøåíèè åå îáúåìà, ïîñòóïàþùåãî çà åäèíèöó âðåìåíè, à òàêæå èñêàæåíèå ïåðâè÷íîé èíôîðìàöèè (âûðàæàÿñü ÿçûêîì òåîðèè êîììóíèêàöèè, óâåëè÷åíèå øóìîâ). Çàìåäëåííîñòü ïðîöåññà âîñïðèÿòèÿ ó óìñòâåííî îòñòàëûõ, åãî óçîñòü, îòìå÷åíû â ðàáîòàõ Ã.ß. Òðîøèíà, È.Ì. Ñîëîâüåâà è åãî ñîòðóäíèêîâ (À.È. .Ëèïêèíîé, Å.Ì. Êóäðÿâöåâîé).  ýòèõ æå èññëåäîâàíèÿõ ïîêàçàíà ìåíüøàÿ äèôôåðåíöèðîâàííîñòü âîñïðèÿòèÿ ó îëèãîôðåíîâ.

Îáùåé îñîáåííîñòüþ, íàáëþäàþùåéñÿ ó âñåõ àíîìàëüíûõ äåòåé ÿâëÿåòñÿ òàêæå íàðóøåíèå ñëîâåñíîãî îïîñðåäñòâîâàíèÿ ïðè îáðàçîâàíèè íîâûõ ñâÿçåé.  íàèáîëåå îò÷åòëèâîé ôîðìå îíî îáíàðóæèâàåòñÿ ó óìñòâåííî îòñòàëûõ äåòåé. Ýòî ïîêàçàíî êàê â ðÿäå ïñèõîëîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé (È.Ì. Ñîëîâüåâ, Æ.È. Øèô, Á.È. Ïèíñêèé, À.È. Ëèïêèíà, Â.Ã. Ïåòðîâà, Ê. Á¸äîð, Í. Î’Êîííîð), òàê è ïðè èçó÷åíèè âûñøåé íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè (À.Ð. Ëóðèÿ, Â.È. Ëóáîâñêèé, Å.Í. Ìàðöèíîâñêàÿ). Íàðóøåíèÿ ñëîâåñíîãî îïîñðåäñòâîâàíèÿ òàêæå èìåþò ìåñòî ïðè îòñóòñòâèè îðãàíè÷åñêèõ ïîðàæåíèé öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû ïðè ÷àñòè÷íûõ äåôåêòàõ àíàëèçàòîðîâ. Ýòî î÷åâèäíî ïðè äåôåêòàõ ñëóõà, êîãäà íàðóøàåòñÿ íîðìàëüíîå ðàçâèòèå ñëîâåñíîé ñèñòåìû, íî äàæå ïðè ÷àñòè÷íûõ äåôåêòàõ çðåíèÿ (ó ñëàáîâèäÿùèõ) îáíàðóæèâàåòñÿ, ÷òî íåïîñðåäñòâåííûé çðèòåëüíûé àíàëèç ñèãíàëîâ ìîæåò ñòðàäàòü ìåíüøå, ÷åì ñëîâåñíàÿ êâàëèôèêàöèÿ åãî ðåçóëüòàòîâ. Òàê, ó äåòåé ñ âûñîêîé ñòåïåíüþ áëèçîðóêîñòè âûðàáîòêà äèôôåðåíöèðîâêè ïðîñòûõ ñâåòîâûõ ñèãíàëîâ ïî èíòåíñèâíîñòè ïðîèñõîäèëà áåç çíà÷èòåëüíûõ îòëè÷èé îò òîãî, ÷òî íàáëþäàåòñÿ ó äåòåé ñ íîðìàëüíûì çðåíèåì, íî äàòü àäåêâàòíûé ñëîâåñíûé îò÷åò ñëàáîâèäÿùèå çàòðóäíÿëèñü.

Äëÿ âñåõ âèäîâ àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ õàðàêòåðíî çàìåäëåíèå ïðîöåññà ôîðìèðîâàíèÿ ïîíÿòèé. Äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ êàêîãî-ëèáî ïîíÿòèÿ íåîáõîäèìî îáðàçîâàíèå áîëüøåãî êîëè÷åñòâà åäèíè÷íûõ ñâÿçåé, â òî âðåìÿ êàê èíäèâèäóàëüíûé îïûò ìåäëåííåå ñîçäàåò òî ñîñòîÿíèå «ïðåäóãîòîâàííîñòè», êîòîðîå äåëàåò âîçìîæíûì ôîðìèðîâàíèå íîâîãî ïîíÿòèÿ ó íîðìàëüíîãî ðåáåíêà ïîñëå îáðàçîâàíèÿ äâóõ-òðåõ åäèíè÷íûõ ñâÿçåé (Ì.Ì. Êîëüöîâà).

Îòìå÷åííûå âûøå çàêîíîìåðíîñòè ïðîÿâëÿþòñÿ êàê â îñîáåííîñòÿõ ïñèõè÷åñêèõ îáðàçîâàíèé àíîìàëüíûõ äåòåé (îáðàçàõ âîñïðèÿòèÿ, ïðåäñòàâëåíèÿõ, ïîíÿòèÿõ è ò. ä.), òàê è â ôóíêöèîíèðîâàíèè ìåõàíèçìîâ ðåàëèçóþùèõ ïñèõè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü.

Îäíàêî â ðàçâèòèè àíîìàëüíûõ äåòåé èìåþòñÿ è ïîëîæèòåëüíûå çàêîíîìåðíîñòè. Íàëè÷èå êîìïåíñàòîðíûõ âîçìîæíîñòåé ïñèõèêè àíîìàëüíîãî ðåáåíêà, ñâÿçàííûõ ñî ñïîñîáíîñòüþ íåðâíîé ñèñòåìû ê ïåðåñòðîéêå ôóíêöèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïðè ïîðàæåíèÿõ, è ÿâëÿåòñÿ òàêîé ïîëîæèòåëüíîé çàêîíîìåðíîñòüþ. Ìíîãî÷èñëåííûå îòêëîíåíèÿ â ðàçâèòèè àíîìàëüíûõ äåòåé ïðè áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ êîððèãèðóþòñÿ, èñ÷åçàÿ ñîâñåì èëè ïðèîáðåòàÿ èíîå êà÷åñòâåííîå âûðàæåíèå. Âîçìîæíîñòè êîìïåíñàöèè, øèðîêî ðåàëèçóþùèåñÿ ïðè áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ êîððåêöèîííîãî âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ, ñãëàæèâàþòñÿ è â èçâåñòíîé ìåðå óñòðàíÿþò íåðàâíîìåðíîñòü ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ó àíîìàëüíûõ äåòåé.

Çàêëþ÷åíèå

Ë.Ñ. Âûãîòñêèì è äðóãèìè èññëåäîâàòåëÿìè ïîêàçàíî, ÷òî ðàçâèòèå ïñèõèêè àíîìàëüíûõ äåòåé ïîä÷èíÿåòñÿ òåì æå çàêîíîìåðíîñòÿì, ÷òî è ðàçâèòèå íîðìàëüíîãî ðåáåíêà. Ýòî ïîëîæåíèå ñûãðàëî âàæíóþ ðîëü â ïðåîäîëåíèè òåîðèé «ïîòîëêà» è â äîêàçàòåëüñòâå òîãî, ÷òî àíîìàëüíûå äåòè èìåþò áîëüøèå âîçìîæíîñòè è ìîãóò ñòàòü ïîëíîöåííûìè ÷ëåíàìè îáùåñòâà.

Âûÿâëåíèå îáùíîñòè íîðìàëüíîãî è íàðóøåííîãî ðàçâèòèÿ íåîáõîäèìî ïðîäîëæèòü, îäíàêî öåíòðàëüíîé çàäà÷åé ñåé÷àñ, êîãäà ñïåöèàëüíîé ïñèõîëîãèåé íàêîïëåí îãðîìíûé ôàêòè÷åñêèé ìàòåðèàë, äîëæíî áûòü äàëüíåéøåå èññëåäîâàíèå ñïåöèôè÷åñêèõ çàêîíîìåðíîñòåé àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник