Специальные условия для обучения ребенка с отклонениями в развитии

Создание специальных условий обучения и воспитания детей

 с особыми образовательными потребностями.

В последние годы в Российской Федерации произошли существенные изменения в образовательной политике государства, реализуемой в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Произведена модернизация нормативно-правовой базы образования и всей сложившейся ранее инфраструктуры: принят новый закон об образовании, введены Федеральные государственные образовательные стандарты, созданы различные типы  образовательных организаций, утверждены соответствующие образовательные программы, разрабатываются и внедряются профессиональные стандарты.

Основные законы в области специального образования, содержание которых заложено в основу выступления:

1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 “О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”

Главная цель Национальной стратегии – определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об образовании в Российской Федерации”.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования” (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598).

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”  Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015.

7. Приказ Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. № 1015 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”,

8.  Письмо   Министерства образования и науки РФ  от 11 декабря 2015г.   № ВК-3041/07 «О показателях динамики обеспечения образованием детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».

9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ”

Во все времена в общей популяции всегда были дети, отличные от своих сверстников. Терминология, которая использовалась для их обозначения, была различна в разные исторические периоды.

В настоящий период используются следующие формулировки: дети, испытывающие трудности в обучении, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети-инвалиды. Статус ребёнка с ОВЗ присваивается детям только при наличии заключения ЦПМПК ДОгМ.

Государство предлагает родителям таких детей разные варианты получения образования:

– совместно с другими обучающимися;

– в отдельных классах (группах);

– в отдельных образовательных организациях;

– с применением дистанционных образовательных технологий (ст.16 ФЗ №273)

В течение последних лет в отечественной системе образования активно внедряется инклюзивное образование. Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни. Причем это не только дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды. Это могут быть и одарённые дети.

Но при этом инклюзивное образование не отменяет и не вытесняет специальное. Только родители вправе решать, где будет учиться их ребенок. А система образования должна предоставить разные варианты.

Обязанность по созданию специальных условий обучения и воспитания ложится на образовательную организацию. Но все начинается с согласия и выбора родителей или законных представителей.

Обозначим общий порядок.

1. Решение родителей (законных представителей). Согласие ребёнка.

2. Получение медицинского заключения о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса (Приказ ДЗгМ от 01.04.2013г. № 297).

3. Прохождение процедуры обследования в ЦПМПК г. Москвы и получение заключения.

4. Предоставление оригинала заключения ЦПМПК г.Москвы и написание заявления в образовательную организацию.

5. Предоставление ребёнку образовательной организацией специальных условий образования.

Что же можно отнести к специальным условиям обучения и воспитания? Специальные условия обучения это:

  • Специальная образовательная программа
  • Специальные учебники и учебные пособия
  • Технические средства коллективного и индивидуального пользования
  • Ассистент (помощник)
  • Доступ в здание
  • Коррекционные занятия

Выбор образовательного маршрута: известная картинка СЛАЙД.

Когда мы говорим об обучении детей с ОВЗ, мы говорим об адаптированных общих образовательных программах (АООП). Перечислим их виды:

  1. АООП для глухих детей
  2. АООП для слабослышащих детей
  3. АООП для слепых детей
  4. АООП для слабовидящих детей
  5. АООП для детей с тяжёлыми нарушениями речи
  6. АООП для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
  7. АООП для детей с задержкой психического развития
  8. АООП для детей с умственной отсталостью
  9. АООП для детей с расстройствами аутистического спектра
  10. АООП для детей со сложными дефектами

Если образовательной организации нужна определённая поддержка при создании специальных условий, она может выбрать такую форму взаимодействия, как сетевое сотрудничество. Например, ГБУ ГППЦ ДОгМ осуществляет следующие формы сотрудничества с образовательными организациями:

I Безвозмездное оказание услуг

1. Неотложная психологическая помощь.

2. Клуб специалистов психолого-педагогического сопровождения.

3. Фестивали, вебинары, конкурсы.

II Договор публичной оферты

1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.

2. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса.

3. Методическое сопровождение образовательной организации и курсы повышения квалификации.

Читайте также:  Ооо центр развития ребенка росток

Сопровождение ребёнка с ОВЗ в образовательной организации должно быть комплексным и подразумевает

  • Специальные условия образования (определяет ЦПМПК)
  • Психолого-педагогический консилиум (ППк) ОО
  • Основная общеобразовательная программа школы (ООП)
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП)
  • Адаптированная образовательная программа (АОП)
  • Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
  • Индивидуальный учебный  план (ИУП)

Итак, подводя итог выступлению, обозначим конкретные действия со стороны образовательной организации по сопровождению обучающихся:

  1. Выявление ребёнка, испытывающего трудности в обучении.
  2. Проведение психолого-педагогического консилиума.
  3. Консультирование родителей (законных представителей).
  4. Подготовка пакета документов для ЦПМПК г.Москвы.
  5. Организация и проведение выездного заседания ЦПМПК на базе ОО.
  6. Анализ заключения ЦПМПК.
  7. Анализ ресурсов ОО.
  8. Создание специальных образовательных условий.
  9. Контроль за соблюдением рекомендаций ЦПМПК в рамках ППк.

08 ноября 2017г.

 Учитель-логопед ГБОУ Школы № 1394

Людмила Петровна Бабина

Источник

Как эффективно обучать детей с отклонением в развитии

Можно задаться философскими вопросами бытия и сознания, нужности и ненужности. Эффективно раскрыть гносеологический дискурс в рамках олигофоренопедагогики – чем, на своем уровне, всегда и занимается обслуживающий персонал коррекционных школ или интернатов. Но практика и накопленный опыт показали, что перед педагогами, обучающими детей с ОВЗ, должна стоять совершенно иная задача. Нужно найти эффективные приемы и методы, чтобы дать ребенку шанс стать полноправным членом общества, дать ему возможность поверить в себя, в свои силы, дать родителям таких детей надежду. В этом отчасти и состоит основная работа педагога, работающего с детьми со сложными дефектами. Педагогам нужно верить в себя, верить в то, чем занимаешься. Только так они смогут осуществлять свою деятельность в правильном, необходимом направлении.

Первое и самое главное прилечь внимание ребенка, сделать урок интересным и познавательным для него, для этого нужно обязательно представлять ребенка не просто как ученика, а как личность. Кто он, где живет, кто его родители, какой у него диагноз. Без этого нельзя подобрать наиболее подходящее для него обучение. Коррекционное обучение детей должно учитывать все их патологии и отклонения в развитии, невозможно обучать всех одинаково, не существует универсальных методов. Узнай своего ученика – вот ключ к пониманию его потребностей. Конечно, это займет много времени, но какая бы ни была у него патология: физиологическая, анатомическая или функциональная, подобрать специальные приемы и методы ее исправления можно только после всестороннего изучения ребенка. Нельзя поверхностно подходить к этому вопросу, работать по принципу: «От звонка до звонка». Нужно стараться быть всегда на связи с ребенком и его родителями, шире использовать дистанционные методы взаимодействия и обучения.

Надо постоянно помогать родителям и настойчиво вовлекать их в процесс обучения с помощью современных информационных систем.

Делать акцент на особенности личности ребенка, на выраженности его основного дефекта развития, повышать до необходимого уровня возможность его интеграции в общество. Этот факт критически важен для детей, имеющих проблемы здоровья или отклонения в развитии. Нужно широко открыть для них реальные социальные перспективы.

Сегодня реализующая АООП школа (ресурсная школа), по сути, является срезом нашего современного общества с его сложными внутриэкономическими отношениями. Для детей с ОВЗ именно школа зачастую самый главный способ получить образование или выбрать ориентацию в этом сложном мире взаимосвязанных жизненных ценностей. Возможность принять и осознать свои возможности и перспективы.

Поэтому школьное коррекционное образование и является точкой сборки для существующих образовательных программ.

Обучение тогда будет эффективным, когда используемые приемы и методы простимулируют интерес школьника к познанию нового, когда он начнет думать и понимать реалии сегодняшнего времени. Обучая детей нужно широко применять новые методы обучения, смело экспериментировать, привлекать новые технологии.

Школой должна быть разработана стратегия обеспечения материально – технической поддержки процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс образования.  Первое направление – создание единого «досье» обучающегося (специально организованный Маршрут ученика с ОВЗ, который отражает не столько учебную деятельность ребенка, а динамику его развития, процесс прогнозирования конечного результата обучения). Второе направление – развитие мастерских (мини – производство), предметных кабинетов (кабинет – лаборатория) с целью включения каждого ученика в практическую учебно-познавательную деятельность (реализация деятельностного подхода к обучению детей с ОВЗ) путем обеспечения комфортного доступа ребенка к техническим средствам обучения, использования ассистирующих средств и технологий. Третье направление – организация возможности регулярного обмена информацией между учителями, специалистами и семьей. Информационные связи участников образовательного процесса осуществляются посредством электронного дневника, журнала, сайта школы, обеспечен доступ к информационным ресурсам.  

Отсутствие специализированных компьютерных программ, рабочих тетрадей и дидактического материала, специальных учебников по отдельным предметам в школе для детей с ОВЗ вносит определенные трудности с одной стороны в организацию учебного процесса, но с другой определяет направление творческой и экспериментальной деятельности учителя ресурсной школы.

Содержание учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе для детей с ОВЗ до недавнего времени было традиционно, отчасти консервативно, а поэтому коррекционная школа зачастую представляла собой закрытый социум. Однако меняется идеология, меняются реалии современного общества и теперь для успешной интеграции детей с ограничениями в развитии оказывается недостаточными программные знания и умение действовать по заданному алгоритму – необходим хороший социальный опыт, который можно получить только в случае включения в социальные и культурные процессы преобразования. Таким образом, одной из главных задач для школы, реализующей АООП, на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества, которую школа успешно решает как в условиях школы (дополнительное образование художественно – эстетической направленности, детские общественные организации и др.), так и путем участия в различных фестивалях и конкурсах.

Читайте также:  Развитие речи ребенка полутора лет

Исследование особенностей мышления детей с ОВЗ  показывает, что зачастую содержание детских мыслей однообразно, сосредоточенно преимущественно на близких людях, на непосредственно окружающей их обстановке, персеверативное, инертное в том смысле, что мысли из различных областей слабо соприкасаются друг с другом, не пересекаясь. Однако, если попросить учеников (в условиях школьного класса) наугад написать 20 слов, то можно увидеть слова ещё из одной области – тема интересных текущих уроков. Что же привлекло внимание учеников? Оказывается необычность, яркость, доступность, соответствие современным стандартам, то есть то, что делает любой метод эффективным.

Корректируя, исправляя в процессе роста и взросления ребенка дефекты его развития, школа, реализующая АООП,  берёт на себя ответственность подготовить его к взрослой жизни, к дальнейшему профессиональному образованию и труду. Отсюда вытекает основная задача школы:

Формируя личность обучающихся на основе усвоения образовательной программы, надо помнить как будет происходить их адаптация к жизни в динамично развивающемся обществе. Вот почему школа приняла решение создать методическую и материальную базу для формирования основы осознанного выбора профессии, для подготовки выпускников коррекционных школ к получению профессии и к дальнейшей работе, к общению с работодателями и с коллективом. Открытие новых производств и профилей трудового обучения, включая индивидуальную деятельность и частное предпринимательство – таков сегодняшний курс развития школы, реализующей АООП для детей с ОВЗ.

Источник

Система обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии        на современном этапе.

За последние десятилетия наметились новые тенденции, как в понимании сущности умственной отсталости, так и в использовании методов ее выявления. Это связано, прежде всего, с успехами наук, занимающихся указанными проблемами, что способствовало выработке наиболее рациональных путей и методов отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения. Утвердился личностный подход при  обследовании детей с отклонениями в развитии. Сейчас специалисты стремятся к всестороннему, целостному и более углубленному изучению детей, а также ранней диагностики умственной отсталости. Все большая роль отводится обучению, социальной среде. Проблемы потенциальных возможностей детей с отклонениями в развитии, приспособлении их в жизни приобретают большую социальную значимость.

Разрабатывая психолого-педагогические  критерии отбора детей в специальные учреждения [30;4]. В большинстве государств вопросами отбора занимаются не отдельные лица (только учителя, или только врачи, или только психологи), а группы специалистов, входящих в состав так называемых комиссий, бригад, медико-психосоциальных центров и других органов, носящих в разных странах разное название .

Постоянно совершенствуются организационные формы воспитания и обучения детей, имеющих отклонения в развитии, исследуются разнообразные стороны интеграции этих детей в общество. Во многом это зависит от уровня экономики и культуры страны, состояние законодательства в области специального образования и традиционных методов работы с детьми, имеющими проблемы развития.

Во всех цивилизованных странах наблюдается тенденция уменьшения количества специальных учреждений, интеграции детей с недостатками развития в общеобразовательную среду. Согласно законодательству многих стран каждый ребенок с ограниченными возможностями в возрасте 5-7 лет до 21 года проходит соответствующее обучение. Оно может быть организовано в специальных школах и классах, дневных центрах, реже – в школах – интернатах.

Закон об образовании всех детей с проблемами развития принят в США в 1975 г. Работа с детьми в образовательных учреждениях строится по специальным программам (особая в каждом учреждении), которые включают разделы, соответствующие определенным целям воспитания: сенсомоторное развитие, социальная тренировка, самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, музыка, развитие речи, письмо, счет. Применительно к каждому разделу программа определяет, какие знания и практические умения должны быть усвоены.

Дети с умственной отсталостью в Англии об образовании включены в систему специального образования, начиная с 1970 года. Они могут обучаться в специальных школах или тренировочных центрах. В специальные учреждения дети поступают в возрасте 5 лет и обучаются строго по индивидуальной программе. В младшем возрасте основное внимание уделяется сенсорному и речевому развитию, выработке навыков самообслуживания и различным действиям с предметами. В старшем возрасте воспитанники обучаются различным трудовым операциям. Они собирают картонные коробки, занимаются упаковкой автомобильных лампочек, трудятся на пришкольном участке и тому подобное.

Особое место в программе занимает выработка у детей социальных форм поведения. Дети должны уметь вести себя в различных ситуациях, например в гостях у товарища, при посещении библиотеки, медицинского учреждения и тому подобное. Их учат выполнять несложные поручения. Все эти практические задания направлены на возможную адаптацию этих детей в обществе.

В Германии для детей с умственной отсталостью существуют несколько типов реабилитационно – педагогических учреждений: специальные школы, дневные центры, интернаты, дома с длительным пребыванием в них воспитанников. В специальных школах и дневных центрах лечатся и обучаются дети, не требующие постоянного врачебного контроля и лечения. Эти учреждения работают по типу школ с продленным днем .

Читайте также:  Кто выделил определенные возрастные этапы в психическом развитии ребенка

В странах бывшего Социалистического  содружества, в частности в Венгрии и Польше для детей с отклонениями в развитии создана дифференцированная сеть учреждений. Имеются программы работы с этими воспитанниками. В младшем возрасте основное внимание уделяется развитию речи физическому воспитанию, предметно – практической деятельности и привитию навыков самообслуживания. В старшем возрасте воспитанников готовят главным образом к производительному труду.

Для детей с проблемами созданы детские сады и специальные восьмилетние школы. Для занятий с детьми дошкольного возраста разработана специальная программа. Основные задачи воспитания этих детей – расширение познаний об окружающем мире, развитие речи, привитие элементарных навыков самообслуживания, физическое развитие.

Дети школьного возраста обучаются в специальных школах, имеющих свои учебный план, программу, а также учебники и рабочие тетради. С учащимися проводится работа по развитию речи, сенсорики, игровой и предметно – практической деятельности, физическому воспитанию . Особое внимание направлено на ориентировку в окружающей среде, на привитие навыков самообслуживания и хозяйственно – бытового труда. Проводится работа по обучению детей элементарной грамоте и счету, которая носит сугубо практический характер.

Во многих странах созданы общественные комитеты и ассоциации помощи умственно отсталым лицам, уделяющие большое внимание их социальной и трудовой адаптации.

 В частности в США организовано Национальное общество «Синдром Дауна», в Европе – Европейская Ассоциация Даун – Синдром. Для родителей детей с тяжелыми нарушениями интеллекта издается многочисленная литература. Так, в Италии издается журнал «Синдром Дауна», в Англии – «Голос родителей», в которых освещаются особенности этих детей и методы работы с ними.

Большое внимание во многих странах уделяется вопросам интеграции детей с ограниченными возможностями в коллектив .

Таким образом, воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии за рубежом является важной и актуальной проблемой. Это находит свое отражение в создании широкой сети специальных учреждений, которые в своем большинстве являются государственными.

В России дети с отклонениями в развитии обучаются в специальных, вспомогательных школах. Занимаются с детьми учителя – дефектологи, воспитатели, логопеды, а также инструкторы по трудовому обучению. Многие из домов – интернатов работают по режиму пятидневки, родители также могут забрать ребенка во время школьных каникул и отпуска.

 Это помогает сохранить необходимый ребенку контакт с семьей и расширить его социальные связи.

Большое внимание уделяется научным вопросам психолого-педагогической и медико-социальной помощи этим детям, которыми занимаются Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования (ИКП РАО), Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валенберга и ряд других институтов. Вырабатываются психолого – педагогические критерии отбора детей в специальные учреждения, разрабатываются вопросы совершенствования их воспитания и обучения, исследуются разнообразные стороны социальной адаптации этих детей .

Рассматривая организационные формы практической работы в домах – интернатах, следует отметить такой важный момент, как введение с 1986 года в этих учреждениях ставок учителей – дефектологов (до этого времени с детьми работали только воспитатели). Такое положение стало возможным благодаря созданию в Институте коррекционной педагогики РАО программы обучения для категории детей с умственной отсталостью. Это очень важный этап в системе специального образования и совершенствования организационных форм воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Что касается непосредственной практической работы с воспитанниками, то она строится согласно разработанным программам и включает ряд этапов.

На первом этапе ставится задача выработать у детей дошкольного возраста (от 4 до 8 лет) санитарно – гигиенические навыки, развить моторику предметно – практической деятельности, умения координировать движения. Воспитанников приучают к адекватному поведению в группе, столовой, и других общественных местах. Большое внимание уделяется развитию речи и познавательной деятельности, осуществляется подготовка детей к школьному обучению.

На последующих этапах у воспитанников продолжается укрепление навыков самообслуживания и личной гигиены. Их обучают счету и грамоте, продолжаются занятия по развитию речи. Большое внимание уделяют привитию детям хозяйственно – бытовых и социальных навыков. Усиливается их трудовая подготовка. Большая речь в этот период относится социальной ориентировке воспитанников, то есть расширению их социальных связей. Входе экскурсий, на прогулках закрепляются правила поведения в общественных местах, транспорте, учреждениях бытового обслуживания, что дает возможность этим лицам приспособиться к жизни.

В последние годы в России  в результате демократических перемен, гуманизации специального образования заметно усилилось внимание государства и общества в целом к детям с ограниченными возможностями. В этой  связи, прежде всего, необходимо отметить открытие в структуре специальных (коррекционных) учреждений VII вида классов для детей, имеющих отклонения в развитии. Учащийся с тяжелой умственной отсталостью не может быть оставлен на повторное обучение в одном и том же классе. В случае, неусвоения какого – либо  общеобразовательного курса или трудовых навыков его дальнейшее обучение максимально индивидуализируется или предлагаются гибкие организационные формы занятий (посещение занятий по выбору и др.)

Источник