Созревание мозга ребенка развитие речи

Созревание мозга ребенка развитие речи thumbnail

Содержание:

  • Первый шаг — настройка на ребенка
  • Речь, ориентированная на ребенка: зачем подражать детскому лепету
  • Отзывчивость родителей — для развития мозга детей

Американские исследователи напрямую связывают умение родителей откликаться на потребности младенцев (например, реагировать, когда ребенок плачет) с развитием речи и будущими школьными успехами. Программа «Тридцать миллионов слов» обучает родителей из бедных семей правильному общению с детьми — у состоятельных людей с этим обычно все в порядке. Что нужно делать, чтобы научить ребенка говорить и заложить хорошую базу для учебы в школе?

Мы все рождаемся с потенциалом во многих сферах, но реализовать его без приложения усилий невозможно. Семена могут стать розами, петуниями или гортензиями, но красота и сила каждого цветка зависят от получаемого питания. Попробуйте прорастить семена в темном подвале со скудным поливом, и вы это поймете.

То же самое с мозгом. Интеллект ребенка определяется с рождения, но его оптимальное развитие очень зависит от речевой среды. Американская программа ТМС («Тридцать миллионов слов») помогает родителям создать среду, которая принесет малышу оптимальную пользу. Она базируется на трех методах:

  • настройка на ребенка;
  • активное общение;
  • развитие диалога.

Сложная наука о влиянии речи на развитие мозга переводится в форму доступной, легко применяемой программы, которая улучшает взаимодействие между родителями и детьми и помогает вписываться в повседневность.

Произнося те или иные слова, родитель или воспитатель превращает застилание кровати, срезание кожуры с яблока или подметание пола в процесс формирования мозга. В конечном счете слова развивают не только детский мозг, но и взаимоотношения между родителями и ребенком.

Расскажем о первом методе развития речи и мозга ребенка.

Первый шаг — настройка на ребенка

Из трех методов стратегии настройка — самый неуловимый. Она предполагает осознанное стремление родителя замечать все, что интересует младенца, и разговаривать с ним на эту тему. Другими словами, надо смотреть в ту же сторону, что и ребенок. Даже если кроха слишком мал, чтобы понимать слова, мама или папа следят за заинтересованностью ребенка и отвечает на нее. Если родитель неспособен на такую чуткость, другие действия не сработают.

Пример. Любящая мама или любящий папа, преисполнившись благих намерений, садится на пол с любимой детской книжкой. Взрослые улыбкой и жестом приглашают малыша устроиться поудобнее и слушать. Но ребенок не реагирует, продолжая строить башню из разбросанных на полу кубиков.

Родители снова зовут: «Иди сюда, садись. Смотри, какая интересная книжка. Папа (или мама) сейчас ее тебе почитает».

Хорошо, да? Любящая мама. Любящий папа. Прекрасный сюжет. Что еще нужно ребенку?

Ну, может быть, родители, которые тоже станут играть с ним в кубики, как если бы малыш пригласил их: «Давай, мам. Давай, пап. Садись сюда. Собирать кубики так здорово».

Как правильно. Родители учатся внимательно относиться к тому, чем занимается их малыш, чтобы потом включиться в его деятельность, укрепляя контакт и помогая улучшить навыки, задействованные в игре, а посредством речевого взаимодействия — развивать его мозг.

Объяснение. Когда взрослый играет с ребенком в детской зоне внимания, даже если интерес длится всего пять минут, а затем смещается на что-то другое, мозг малыша развивается в усиленном темпе. Просто мозгу в такой ситуации не нужно расходовать энергию, чтобы переключаться на другую зону, особенно если она менее интересна крохе. Мама или папа может спросить: «Хочешь, почитаю книжку?» — и это правильно. Однако важно именно настроиться на реакцию ребенка, даже если она не вербальная и не предсказуемая.

Когда взрослого просят переключиться на другое дело, мы автоматически смещаем фокус на актуальную задачу со своего занятия, даже если оно нам по душе. Так проявляется наше чувство ответственности.

У детей же организованность еще не настолько развита, и они могут сосредоточиться только в том случае, если им будет интересно. Если нет интереса, то слова, даже самые правильные, для них просто повисают в воздухе и никак, или почти никак, не влияют на развитие мозга.

На словарном запасе это тоже отражается. Исследования показали: если ребенок должен участвовать в деятельности, которая его мало интересует, он вряд ли запомнит использованные в это время слова.

Что помогает. Настройка будет успешнее, если родитель находится на одном пространственном уровне с ребенком, например, во время игры сидит с ним на полу, держит его на коленях при чтении, сидит за одним столом во время еды или поднимает кроху вверх, чтобы тот посмотрел на мир с высоты его роста.

Мешают настройке всяческие цифровые технологии: компьютеры, планшеты и смартфоны, вызывающие зависимость и поглощающие ваше внимание. Только когда ребенок находится в центре родительского внимания, он получает необходимое для оптимального развития мозга участие.

Речь, ориентированная на ребенка: зачем подражать детскому лепету

В идеале настройка — это улица с двусторонним движением. Как младенцы привлекают внимание звуками, так и родители завлекают и заинтересовывают сменой тона или громкости голоса. Подыгрывание ребенку в речи, или сюсюканье, помогает детскому мозгу осваивать язык. В недавнем исследовании оказалось, что двухлетние малыши, с которыми сюсюкали в возрасте от 11 до 14 месяцев, знали в два раза больше слов, чем те, с кем разговаривали «по-взрослому».

Читайте также:  Ребенок в животе развитие фото

Но детский лепет выполняет еще одну важную функцию во взаимоотношениях. Адресованное детским ушам сюсюканье привлекает внимание к тому, о чем говорится и кто говорит, побуждая ребенка напрягать внимание, вовлекаться и общаться. Иными словами, здесь также имеет место настройка.

Главная особенность детского лепета — повторы. Дети учатся словам, которые слышат чаще, и дольше прислушиваются к звукам, которые слышали раньше, то есть настраиваются.

Отзывчивость родителей — для развития мозга детей

Основная цель настройки — отзывчивость родителей. Наука говорит однозначно, что внимательная и адекватная ответная реакция критически важна для формирования поведения и развития мозга.

Родительская отзывчивость состоит из трех этапов:

  1. наблюдение;
  2. интерпретация;
  3. действие.

Сигналы, посредством которых младенцы и маленькие дети сообщают о своих потребностях, могут быть вербальными и невербальными. Вы слышали плач новорожденного? Или хотя бы двухлетнего малыша? Мало что может с таким же успехом привлечь внимание или звучать столь же душераздирающе.

Интерпретация дает ответ на вопрос, что делать. Ребенок устал? Проголодался? Скучает? Мокрый? Интерпретация оттачивается, подобно любому мастерству, и редко бывает абсолютно верной.

Но неважно, по какой причине малыш ведет себя так или иначе — главным элементом всегда должно оставаться тепло. Причин плача младенца может быть бесчисленное множество, ясно одно: ребенку плохо. Что делать?

Реагировать. Вот и все. Реагировать.

Независимо от того, почему ребенок плачет в этой новой и незнакомой жизни, в первую очередь он должен понимать, что находится в безопасности. «Все хорошо, малыш. Папа тут. Мама с тобой».

Это самый первый урок в жизни, очень важный, с долговременным эффектом. Вы тем самым сообщаете: «Тебе не всегда будет легко, но в трудное время кто-то всегда придет на помощь».

Хотя какие-то формы стресса считаются «нормальными» или даже полезными, постоянный стресс для ребенка будет иметь долгосрочные негативные последствия. Все больше исследований подтверждают: если плач новорожденных остается без внимания, это негативно и постоянно влияет на нейронные связи мозга малыша. В результате ребенок вырастает обремененный проблемами с учебой, контролем эмоций и поведением, не доверяющий людям.

Продолжение следует.

Источник

Содержание:

  • Незримые связи
  • Из-за чего происходят сбои?
  • Чем это грозит?
  • Беременность и роды: факторы риска
  • Оценка результатов
  • Первый год жизни: обратите внимание

Многие родители обращаются к врачу-неврологу в крайних ситуациях – тогда, когда поведение ребенка становится неадекватным и даже шокирующим. Между тем внимание невролога требуется многим детям, которые считаются “практически здоровыми”. Дело в том, что развитие центральной нервной системы ребенка происходит постепенно, и практически на каждом этапе может возникнуть неполадка, которая потребует внимания специалиста. Симптомы поражения ЦНС могут быть как явными, так и почти незаметными. Однако если их вовремя не диагностировать и не избавиться от первопричины – ребенок будет испытывать те или иные сложности в развитии.

Какие факторы беременности и родов могут пагубно сказаться на развитии мозга ребенка, а также о том, на какие особенности первого года жизни малыша стоит обратить внимание.

Незримые связи

Развитие центральной нервной системы происходит не одновременно. Внутриутробно образуются отделы головного мозга, делятся и появляются новые нервные клетки. Внеутробно (после рождения человека на свет) количество нервных клеток остается неизменным, но между ними образуются новые связи. Благодаря этому ребенок имеет потенциал развития и способность к обучению: двигательному, психическому, речевому и пр. Самые “древние” отделы головного мозга отвечают за внутреннюю среду: дыхание, пищеварение, режим сна и бодрствования, регуляцию тонуса сосудов и др. Выше расположены отделы, отвечающие за слух, положение тела в пространстве, зрение. Еще выше расположены центры, отвечающие за произвольные движения. Наиболее молодые клетки отвечают за речь, возможность самостоятельно строить программу действия, контроль поведения.

Если в каком-то месте головного мозга образовался дефект (опухоль, кровоизлияние, недостаточное кровоснабжение), то не сможет функционировать не только этот участок, но и те, которые находятся выше него. Связано это с тем, что возбуждение от нижележащих отделов идет вверх. При возникновении барьера в виде умершей мозговой ткани импульс идет в обход этого погибшего участка. И следовательно, может вообще не попасть в какую-то вышележащую область. В результате не сформируются связи между разными отделами мозга, не произойдет включение каких-то отделов. Те клетки, которые были безупречно заложены во время беременности, не смогут начать функционировать вовремя и правильно. Не произойдет так называемое созревание головного мозга.

Из-за чего происходят сбои?

Дело в том, что головной мозг закладывается начиная с третьей-четвертой недели беременности. Любая инфекция, перенесенная в первом триместре, может вызвать его серьезное поражение. Любой фармакологический препарат, съеденный мамой в этот срок, тоже может привести к фатальным последствиям.

В первом триместре важен не сам вредный фактор, а срок, на котором он подействовал. Несмотря на то, что риск родить не совсем здорового ребенка в этом случае повышен (именно повышен, а не “велик”), лично я не разделяю страхов акушеров-гинекологов, которые рекомендуют прервать беременность после любого насморка, прошедшего в первом триместре. Наш опыт показывает, что при серьезных нарушениях во внутриутробном развитии ребенка у мамы происходит выкидыш.

Дети с тяжелым поражением ЦНС рождаются как правило тогда, когда не совсем благополучную в первом триместре беременность сохраняют всеми силами, используя гормональные препараты и зашивание шейки матки. Но и тут не бывает правил без исключений. Надо помнить лишь о том, что только родители несут ответственность за рождение ребенка. И в случае прерывания нормальной беременности не будет наказан ни один врач.

Читайте также:  Оценка развития грудного ребенка по

Во втором и третьем триместре на развитие головного мозга, а главное, на его устойчивость к родовой травме сильное влияние оказывает плацента. Соответственно, плохая работа плаценты, нарушение кровообращения в этом важном органе, его преждевременное созревание может влиять на развитие нервной системы. Так, например, если мама страдает заболеванием почек, то плацента может отекать, что нарушит ее работу.

Если беременность прошла нормально, то отрицательное значение для развития ЦНС может иметь даже не очень серьезная родовая травма. Слишком быстрые роды (меньше двух часов), выдавливание плода, долгое стояние головки в родовых путях, тугое обвитие пуповиной и пр. могут вызвать мелкоточечные кровоизлияния в нижние отделы ЦНС. Последствия этих нарушений могут быть самыми разными: от повышенного мышечного тонуса и задержки речи до серьезных проблем с двигательной активностью.

Если ребенок перенес родовую травму, то ультразвуковое исследование головного мозга нужно сделать в первый месяц жизни. В это время через большой родничок врач может заглянуть “внутрь головы” и установить наличие кровоизлияния. Это важно, так как к концу второго – середине третьего месяца следы родовых кровоизлияний исчезают. И позже медики не смогут сказать наверняка, была ли родовая травма и является ли она причиной неврологических проблем ребенка.

Чем это грозит?

Последствия поражения нервной системы зависят то того, в каком ее отделе был первичный дефект, каков был его размер. Кроме того, если возбуждение идет неправильным путем, то неизвестно, на какие клетки в каждом конкретном случае падет выбор. Так, у некоторых детей двигательные проблемы видоизменяются в проблемы построения программы логичных последовательных действий (пример такой программы: закатал рукава, включил кран, намочил руки, намылил руки, смыл мыло, закрыл кран, вытер руки, спустил рукава). У других – выливаются в агрессию или апатию.

Чем более устойчива нервная система, тем позже проявляются неврологические проблемы. У некоторых детей может произойти и самокомпенсация. Но, к сожалению, энергетические затраты, брошенные на борьбу с недугом, могут быть столь значительными, что вызовут головные и мышечные боли, снижение работоспособности, нарушение сна и пищеварения. Спектр отдаленных последствий так велик, что не в состоянии вместиться в целую монографию. В каждом случае врачам и педагогам приходится разбираться индивидуально.

Большая часть этих негативных процессов поддается коррекции. Чем раньше родители и врач обратят внимание на тревожные симптомы, тем проще будет наверстать упущенное.

Беременность и роды: факторы риска

Если у вас нет или не было возможности своевременно обследовать ребенка, вы можете воспользоваться нашими тестами, чтобы понять, насколько велик риск того, что у малыша есть неврологические проблемы. Если вы планируете посетить детского невролога, обратите его внимание на те пункты теста, по которым вы начислили малышу один балл или более.

Вопросы о протекании беременностиОтветыПодсчет баллов
Какая беременность по счету?первая
каждая последующая1
Чем закончились предыдущие?были абортыкаждый 1
выкидышикаждый 2
мертворожденные детикаждый 3
Был ли токсикоз первой половины беременности?
Токсикоз в легкой форме не вредит младенцу, но если мама потеряла в первую половину больше 5 кг, то это должно насторожить врача.
Такой токсикоз требует медикаментозного лечения и пристального наблюдения.
нет1
да, тошнота
да, рвота1
неукротимая рвота2
Был ли токсикоз второй половины беременности?
Токсикоз второй половины может приводить к рождению ребенка с низкой массой тела, а также косвенно может говорить о плохой работе плаценты. Эти дети более подвержены родовой травме.
нет
да, отеки1
да, повышенное давление2
белок в моче3
Общая прибавка в весе за всю беременностьменьше 10-15% от веса до беременности
15-20%1
20-25%2
больше 25%3
Была ли угроза выкидыша?нет
да, в первой половине беременности1
во второй половине беременности2
В чем выражалась угроза выкидыша?
Сообщите врачу-неврологу, какими методами медики сохраняли вашу беременность.
матка в тонусе1
кровотечение2
Болели ли вы во время беременности? Сообщите врачу-неврологу, какие вы принимали препараты и на каком сроке беременности.нет
легкая однократная простуда с температурой не выше 37,51
Каждая последующая или более тяжелая однократная2
Вопросы о родахОтветыПодсчет баллов
На каком сроке произошли роды?
Исключение составляют крупные зрелые десятимесячные младенцы, они зарабатывают 0 баллов.
в срок
28-32 недели1
24-28 недель или 32-36 недель2
20-24 недели или позже 40 недель3
Были ли осложнения?отслойка плаценты2
неправильное предлежание ребенка2
неправильное предлежание плаценты2
Применялись ли акушерские пособия?щипцы3
выдавливание3
оперативные вмешательства3
наркоз3
прокалывание плодного пузыря1
применение стимуляции1
Сообщите врачу вес, рост ребенка при рождении; окружность головы и груди.новорожденный весом не менее 2800 г и имеющий соотношение веса в граммах к росту в сантиметрах 58-60
недоношенный1
ребенок с гипотрофией (худой и длинный)2
Закричал ли ребенок в родильном зале?сразу
после каких-то мероприятий1
Сколько длился безводный промежуток?2-8 часов
меньше 2 и больше 8 часов1
Какие были воды?прозрачные
зеленые2
передние воды прозрачные, а задние – зеленые1
Когда ребенка приложили к груди?в родильном зале
в первые сутки1
позже2
Опишите потужной период и период изгнанияпотужной период не больше 20 минут
20-30 минут1
больше 30 или меньше 10 минут2
Плохо, когда головка рождается с первой, второй потуги. Слишком быстрое изгнание может привести к кровоизлиянию в головной мозг.2
Читайте также:  Период развития ребенка в утробе матери

Оценка результатов

Подсчитайте полученные баллы. Если их не больше 20 – у ребенка может быть негрубое поражение нервной системы. Это значит, что такой малыш будет плохо засыпать, или не захочет самостоятельно переворачиваться со спины на живот, в последствии позже сядет. В детском саду с ним тяжело будет справиться воспитателям. В школе будет зевать на третьем уроке.

В идеале абсолютно здоровый ребенок не должен набрать ни одного балла. Но как мы знаем, сейчас такие дети практически не встречаются. Приведем простой пример. Во время беременности все было нормально. Отошли прозрачные воды, начались схватки, потом через четыре-пять часов – потуги, потужной период не больше двадцати минут, ребенок родился, а потом было излитие зеленых вод. О чем это говорит?

На медицинском языке – сухая фраза: “Передние воды прозрачные, а задние – зеленые”. На общечеловеческом – ребенок во время родов недополучал кислород, произошло кислородное голодание организма, кишечник расслабился, и первородный кал – меконий – вышел в полость матки. В принципе головной мозг мог и не пострадать, так как головка уже родилась. Но самопроизвольное отхождение мекония говорит о том, что в родах все же был момент асфиксии.

Если пациент набрал больше 20 баллов, то у него можно заподозрить серьезное поражение головного мозга. С самых первых месяцев малыш может отставать в развитии – не реагировать на мамин голос или лежать безучастно в мокрых пеленках, не подавая требования о пеленании. Такие дети могут вплоть до полугода лишь спать и есть, не интересоваться игрушками. У них может быть снижен или резко повышен мышечный тонус. В первом случае ребенок будет “висеть”, находясь на руках. Во втором – для пеленания невозможно развести ножки и ручки. А может быть наоборот. Малыш беспокоится по каждому поводу, требует бесконечного качания на руках, повышенного внимания к собственной персоне. В целом спектр клинических симптомов при поражении головного мозга весьма широк. При малейшем подозрении – обратитесь к детскому неврологу.

Первый год жизни: обратите внимание

ВопросыНорма
Когда ребенок начал держать голову?1-1,5 месяца. Здоровый новорожденный должен подтягивать головку, если его в положении на спине подтянуть за ручки. Кратковременно на несколько секунд в положении на животе может поднимать голову с 2-3 недель.
Когда начал переворачиваться?Переворачиваться – в 3-4 месяца, хорошо вертеться – в 6 месяцев.
Одинаково ли хорошо ребенок поворачивался вправо и влево? Со спины на живот и с живота на спину?
Как ребенок лежал в кровати (была ли поза “банана”)?В норме положение тела как на спине, так и на животе должно быть симметричным
Играл ли с ногами (хватал их, засовывал в рот)?В 6-7 месяцев, особо развитые дети – в 3-4 месяца
Какой рукой хватал игрушку?Младенец поочередно берет игрушку то правой, то левой рукой и иногда обеими сразу. Или схватит одной, поднесет поближе к глазам, а потом возьмет и придержит обеими.
Когда сел?В 6-8 месяцев. Может быть, из положения лежа на спине, а может быть, после того как пополз и из положения на четвереньках. И то и другое считается нормой.
Ползал? Если да, то как?В 7-8 месяцев раскачивание, стоя на четвереньках, потом ползание назад, потом вперед. Это необходимо для скоординированной работы рук и ног, формирования глазомера в нижнем поле зрения. Если ребенок сначала ползает по-пластунски, а потом встает на четвереньки – это нормально. Если его движения сначала несимметричны, но в течение двух недель происходит выравнивание – это также норма.
Когда встал без опоры?9-11 месяцев
Когда пошел без поддержки?9-16 месяцев
Была ли улыбка первые месяцы?
Когда и как начал узнавать маму?2-4 месяца. Фокусирование взгляда, улыбка при приближении мамы на расстояние около 20 см.
Первые звуки в спокойном состоянии: “А, у, о, о-о-о”.Первый месяц
Первые слова?18-24 месяца
Первые фразы?18-24 месяца
Играл ли с игрушками? Как и какими?К году ребенок должен уметь перекладывать предметы из одной руки в другую, правильно использовать предметы: из тарелки, даже игрушечной, – есть, машинку – катать, куклу – заворачивать, кормить, пеленать, кубики – ставить один на другой.
Отметьте также, болел ли ребенок на первом году жизни. Если да, то чем. На учете у каких врачей он состоял/состоит.

Если вас, дорогие родители, что-то беспокоит – не стесняйтесь лишний раз потревожить врача. Это наша работа. Если доктор районной поликлиники отмахивается от вас, не обращает внимания на ваши опасения – ищите другого специалиста. Главное – вы должны быть уверены в том, что с ребенком все в порядке. Или же – понять, что происходит, и вовремя начать лечение.

11.11.2005

Бабина Анна
Меланченко Елизавета детский невролог

Статья из журнала “Наш Малыш”, март 2003

Источник