Создать средняя для ребенка по развитию речи

Жанна Машина
Создание предметно-развивающей среды по развитию речи в средней группе (из опыта работы)

Детский сад – особое учреждение, практически второй дом для его сотрудников и малышей. А свой дом всегда хочется сделать уютным и тёплым, не похожим на другие. Что может быть чудеснее, если в этом доме добрые лучистые детские улыбки, большие удивлённые глаза, нежные маленькие ладошки. Я стараюсь создать все условия для успешного становления личности ребёнка, учитываю закономерности психического развития, коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

Предметно-развивающая среда в нашей группе эффективно влияет на развитие речи каждого ребёнка. Созданы благоприятные условия для формирования умений и навыков детей не только на занятиях, но и в самостоятельной игровой деятельности. Ведь если правильно построить речевую развивающую среду в группе, то она будет способствовать развитию коммуникативных навыков, связной и диалогической речи, поможет быстрой адаптации ребёнка в социальной действительности. Я окружаю детей не только предметами, но также воздействую собственной речью на становление разных сторон речи дошкольников.

Дети, после перевода из второй младшей группы в нашу группу среднего возраста, активно начали осваивать разговорную речь, стали выражать свои мысли простыми и сложными предложениями. В начале учебного года, многие ребятишки ещё плохо и не понятно произносили слова, но с каждым днём их речь становится всё лучше и многообразнее. Они с интересом общаются между собой, рассказывают, придумывают и обыгрывают ситуации. Я заметила, что произошли изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, произошёл взрыв словесного творчества, активно обогатился словарь,такими словами и выражениями из взрослой речи, которые дети ещё не совсем понимают, но повторяют, потому что часто их слышат дома и на улице. А ведь на пятом году жизни дети очень быстро улавливают и запоминают всё новое и незнакомое. Каждое своё слово, если оно для детей неизвестно, или оборот речи, синонимы, фразеологизмы, антонимы и другие слова я поясняю, предлагаю осмыслить самостоятельно, обобщая затем их ответы и толкования.

Я считаю, что одним из важнейших условий эффективной работы с детьми по развитию речи является:

1. чередование на одном занятии различных приёмов, способствующих лучшему усвоению и запоминанию материала;

2. чередование коллективных хоровых и индивидуальных ответов;

3. использование разных игровых ситуаций;

4. сочетание упражнений, заданий и игровых приёмов;

5. многократное повторение однотипного речевого материала;

6. использование физкультминуток и пальчиковой гимнастики.

Но вместе с тем речь детей среднегодошкольного возраста имеет и свои особенности : не все дети правильно произносят некоторые звуки, у них ещё недостаточно развита интонационная выразительность; имеются недостатки в грамматических правилах речи (род, падеж, число).

Особое место в работе с детьми занимает обучение рассказыванию. Я учу ребят составлять рассказы о предмете, по картине, придумывать, используя раздаточные картинки. Но у четырёхлетних детей умение рассказывать (высказываться) и слушать своих сверстников, и воспитателя только формируется. И я учитываю это обстоятельство в ходе работы.

Я заинтересовываю детей не только доступностью и увлекательностью материала, но и эмоционально положительной атмосферой занятия. Дети в моей группе с каждым днём всё больше проявляют инициативу, нередко излишнюю поспешность при ответах на вопросы и поэтому ошибаются. Чтобы этого не случалось я учу детей внимательно слушать, правильно выполнять задания, не мешать и не отвлекать товарищей.

Исходя из особенностей развития речи детей средней группы, я могу выделить основные направления организации речевой развивающей среды:

1. пополнение уголков дидактическими играми, предметными картинками, атрибутами и масками для сюжетно-ролевых игр и куклами для театрализованной деятельности;

2. чтение и рассказывание воспитателем интересных историй и книг;

3. выслушивание детей и уточнение ответов на задаваемые вопросы;

4. активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками;

5. игры для развития мелкой моторики (мозаика, конструктор, шнуровка, трафареты, пальчиковые игры).

Работая в этой группе с детьми пятого года жизни, я поняла, что правильно организованная речевая развивающая среда создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности, что обеспечивает высокий уровень речевой активности детей в естественной обстановке.

Источник

Проект по развитию речи  

«Играя, учимся, речь развиваем!»

Подготовила воспитатель:

                                                                         Гиздатуллина Г.М.

2020г.

Актуальность проекта.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как? а почему, а смогу ли я? И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что-то придумать, сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей.

В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:

– дидактические игры,

– подвижные игры,

– театрализованные игры,

– сюжетно – ролевые игры.

Проблема:

Низкий уровень активного словарного запаса детей.

Причины:

1.Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря.

2.Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством.

Гипотеза:

В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность; повысить активный словарь детей посредством стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.

Задачи проекта:

– создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке;

– формирование грамматического строя речи;

– расширение словарного запаса;

– развитие связной речи;

– развивать активный словарь детей;

– развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы, антонимы, омонимы;

– поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность проекта: среднесрочный

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатель, родители.

Ресурсное обеспечение проекта: ноутбук, принтер, картотека речевых игр, игрушки, краски, кисточки, сказки, стихи, иллюстрации к сказкам, диски с мультфильмами, диски с записью детских песен.

Идея проекта: все занятия и игры по проекту « Играем – речь развиваем» взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог, и дети, и родители сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.

Ожидаемые результаты:

  • Высокий уровень активного словарного запаса детей
  • Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря.
  • У родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.

Этапы реализации проекта.

1. Предварительный:

– выдвижение гипотезы;

– определение цели и задач проекта;

– изучение необходимой литературы;

-подбор методической литературы;

– разработка тематического плана для реализации проекта;

– диагностика детей.

2. Основной.

Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.

-создание картотеки игр для развития словаря детей.

– консультация для родителей «Проведение домашних игр для развития речи детей».

– консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком. Словесные игры и упражнения».

– создание альбома совместно с родителями «Говорят наши дети».

– создание альбома «Красивые слова»

– создание азбуки – раскраски «Герои сказок»

Были проведены различные дидактические и подвижные игры, театрализованные

и сюжетно – ролевые игры:

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Найди такой же», «Узнай по голосу», «Раздели на группы», «Какое время года?», «Чего не хватает», «Кто в домике живет?», «Что лишнее», «Хорошо, плохо», «Любимые сказки», «Чей малыш».

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Ловишки», «По ровненькой дорожке», «Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Море волнуется», «Гуси – лебеди», «Подбрось – поймай», «Жмурки», «Найди свое место», «Самолеты», «Зайка беленький сидит», «Лохматый пес» и другие.

Театрализованные игры: игры – драматизации сказок «Репка», «Кошкин дом», «Колосок», «Теремок», «Колобок»

Сюжетно – ролевые игры: «Парикмахерская», «Магазин», «Строители», «Больница», «Почта», «Моряки», «Семья», «Айболит», «Шоферы», «Салон красоты», «Магазин игрушек» и другие.

3. Заключительный.

Период осмысления собственных результатов. Диагностика детей. Презентация проекта.

Структура проекта

Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.

Результаты проекта. Вывод.

Метод проектов оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению, что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов.

Результаты:

Таким образом, можно сделать выводы:

  • В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
  • Учиться выполнять правила игры.
  • В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства.
  • В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.
  • В игре идет интенсивное развитие речи.
  • В игре формируются новые мотивы и потребности.

Таким образом, в результате совместной работы над проектом у детей и их родителей сформировались ключевые компетенции:

– умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации;

– умение продумывать способы действий и находить новые способы решения задач;

– умение задавать вопросы;

– умение взаимодействовать в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок- взрослый».

– умение получать необходимую информацию в общении;

– умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

      Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. 

Литература:

  1.  Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014г.
  2. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.
  3. Индивидуализация образования: правильный старт. Учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений./ Под.ред. Л.В. Свирской.- М.: Обруч,2011.
  4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя группа./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой., М.А. Васильевой.- Волгоград.: Учитель,2012.
  5. Основная программа «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
  6. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы»: средняя группа/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- Волгоград.: Учитель,2012.
  7. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет./ Под ред. Л.А. Парамоновой.
  8. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада./ Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной.- М.: МОЗАЙКА – СИНЕЗ,2011.

Источник

Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи  у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи — важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных — «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  • Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  • Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  • Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  • Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.

  • Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  • Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
  • Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  • Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  • Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.

Источник