Созданий условий для развития воображения ребенка

Созданий условий для развития воображения ребенка thumbnail

Анна Воронцова
Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития творческого воображения, что обусловлено возрастными и физиологическими особенности ребенка.

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как подчеркивал Л. С. Выготский, эти два процесса развиваются взаимосвязано. Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Именно в реальном мире находится источник образов воображения.

Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего не может. Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях.

Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и прежде всего организации правильной воспитательной работы.

В создании фантазий может участвовать развивающая защитная функция воображения. Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожных воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Таким образом, происходит становление психологической защиты.

В старшем дошкольном возрастезакладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности.

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Для развития творческого воображения необходима комфортная психологическая обстановка и создание положительного эмоционального настроя. Занятия по развитию творческого воображения должны строиться в игровой форме, обеспечивающей максимальную свободу проявления фантазии ребенка. Любые проявления самостоятельного и оригинального мышления у ребенка должны подкрепляться и поощряться (даже не совсем удачные, что способствует созданию «ситуации успеха» и мотивирует ребенка к дальнейшему развитию воображения. Важна собственная деятельность детей, все этапы занятия должны по возможности предусматривать личное участие детей, желательно, каждого ребенка в творческом действии. Там, где только можно,дети должны участвовать в живом формообразовании: рисовать, строить, клеить, извлекать звук, двигаться, разыгрывать оценки – развивать свои творческие возможности и пройти через разные художественные процессы. [Смирнова, Е. О.Детская психология: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с. ]

Воспитатель, конечно, должен контролировать результаты творческой деятельности ребенка, но, ни в коем случае, не осуждать.

О развитии творческого воображения дошкольника в игровых занятиях А. В.Запорожец писал: «В воображении дошкольника большую роль начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение» [Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О. В. Боровик. – М.: ООО ЦГЛ «РОН», 2000. – 112 с. ].

Игровая форма занятий позволяет ребенку раскрыть свои способности в сюжетно-ролевой игре, дать свободу фантазии в проявлении актерских, режиссерских, декораторских направлениях.

Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

При этом в работу включаются все анализаторы, позволяющие воспринимать окружающий мир (зрительный, тактильный, двигательный). В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Продукты творчества (детские рисунки) помогают нам лучше узнать ребенка, дают возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Занятия рисованием способствуют развитию у ребенка памяти и внимания, мелкой моторики руки и речи, кроме того, изобразительная деятельность учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

В последнее время психологами, педагогами, родителями уделяется большое внимание развитию индивидуальности ребенка. При этом внимание взрослых сосредотачивается на творческом характере деятельности детей, на роли творчества для развития мышления, восприятия, воображения. Формирование творческой индивидуальности ребенка базируется на особенностях эмоциональной сферы, специфике сенсорики (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, образного видения каждого. Определяя различия и сходство между предметами или изображая (в театральной, изобразительной деятельности) образ предмета, явления, одни дети будут отталкиваться от света, другие – от внешней формы, а третьи – от функциональных особенностей [Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О. В. Боровик. – М.: ООО ЦГЛ «РОН», 2000. – 112 с. ].

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами воспитательного воздействия на ребенка.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами интеграции разных видов искусств, как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Интеграция – это уровень взаимодействия, взаимосвязи.

В ходе интегрированных занятий изобразительной деятельностью в музыкальном сопровождении, построенных в игровой форме заложен огромный потенциал для развития не только творческого воображения, но и всестороннего творческого развития личности ребенка. Подобные занятия позволяют средствами музыки создать комфортный психологический настрой (о психологическом воздействии музыки говорилось в первой главе, использование на занятиях изобразительной деятельностью разных техник (рисование, лепка, конструирование и т. д.) обогащает художественный практический опыт ребенка.

Читайте также:  Доман гармоничное развитие ребенка скачать doc

Возможности интегрированных занятий в развитии творческого воображения старших дошкольников становятся безграничными, при условии, что педагог сумеет правильно выстроить весь цикл занятий.

Ко всему вышесказанному напрашивается вывод: для успешного развития творческого воображения в старшем дошкольном детстве необходимо соблюдение ряда условий. К таким условиям относятся:

– психологически комфортная обстановка и положительный эмоциональный настрой на основе личностно ориентированного подхода во взаимодействии с детьми;

– игровая (доступная и интересная для ребенка) форма организации занятий;

– разнообразие способов взаимодействия взрослого и ребенка в художественно-творческой деятельности;

– интеграция различных видов художественной практической деятельности.

Соблюдение выделенных условий позволяет ребенку раскрыть свои способности в игре, дать свободу фантазии в различных направлениях. Возможности интегрированных занятий в развитии творческого воображения старших дошкольников становятся действительно безграничными, при условии, что педагог сумеет правильно выстроить воспитательно-образовательный процесс.

Библиографический список

1. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студентов пед. вузов [Текст] / А. С. Белкин. – М.: Akademia, 2000. – 185 с. – (Высшее образование).

2. Богословский, В. В.Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов [Текст] / В. В. Богословский. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.

3. Боровик, О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] / О. В. Боровик. – М.: ООО ЦГЛ «РОН», 2000. – 112 с.

4. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997, – 96с.

5. Доронова,Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.

6. Из детства –в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от года до 7 лет [Текст] / Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др. – М.: Просвещение, 2007. – 303с.

7. Комарова, Т. С. Интеграция в эстетическом воспитании детей [Текст] / Т. С. Комарова // Детский сад от А до Я. – № 6. – 2004. – с. 14-24.

8. Комарова, Т. С. Красота. Радость, Творчество: программа эстетического воспитания детей 2-7 лет [Текст] /Т. С. Комарова. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.

9. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высших учебных заведений [Текст] / В. С. Мухина – 10-е изд. переработ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия». – 2006. – 608 с.

10. Пелих, Е. А. Интеграция художественных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Пелих // Детский сад от А до Я. – 2004. № 6. – стр. 55-65.

11. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / под. ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение. – 1964. – 352 с.

12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер. 2000. – 712 с., ил. – («Серия «Мастера психологии»)

13. Соломенникова, О. А. Радость творчества. [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. – стр. 49-52; № 2. – стр. 51-56.

14. Смирнова, Е. О.Детская психология: учебник для вузов. [Текст] / Е. О. Смирнова. – 3-е изд. переработ. – СПб.: Питер. – 2009. – 304 с.

15. Тарасова, К. В. Синтез. Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств [Текст] / К. В. Тарасова. – М.: Виоланта. – 2000. – 94 с.

16. Художественно-эстетическое развитие личности:от детского сада до вуза: материалы Всероссийской научно-практической конференции 12 апреля 2010 г. [Текст] / отв. ред. Н. Г. Куприна. –Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. – 2010. – 216 с.

Источник

Елена Павличенко
Развитие воображения у дошкольников

«Все мы родом из детства»

А. Сент-Экзюпери

Современных родителей, как правило,интересуют два основных вопроса: физическое здоровье ребенка и степень его интеллектуального развития. Но при этом многие из нас забывают о воображении. Но оно необходимо не только для общего развития малыша, но и для подготовки к обучению. Поэтому развитие воображения у детей дошкольного возраста крайне важно.

Воображение — способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов, представлений, идей объектов, которые в пережитом опыте воображающего в целостном виде ранее не воспринимались или же вообще не могут быть восприняты посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления не воспринимаемого или не существующего мира, такие, как сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.). Эта способность человека создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими, играет важную роль в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память, мышление. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах», является воображением. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов. (Википедия)

Фантазирование неразрывно связано с бурными эмоциями. Особенно важно это для развития ребенка дошкольного возраста, основным способом познания которого является игра.

Читайте также:  Этапы развития ребенка во второй год

Во-первых, игровая деятельность фактически основана на работе воображения.

Развитие воображения у дошкольников

Во-вторых, в игре для ребенка не будет никакого смысла, если она не даст ему ярких эмоций.

Созданий условий для развития воображения ребенка

Творческое мышление, служащее основой для раскрытия творческих способностей, также основано на ярких эмоциональных моментах. Ведь именно впечатления и эмоции в первую очередь находят свое воплощение в тех или иных образах.

Созданий условий для развития воображения ребенка

Соответственно, чем богаче эмоциональная палитра ребенка, тем активнее развивается его воображение. При этом воображение помогает развивать культуру чувств.

Почему так важно уделять внимание развитию творческого воображения уже в раннем детстве?

1. Способствует развитию речи, чувств ребенка.

2. Являясь непременным спутником всех игр, позволяет в доступной форме обучать детей, развивать их интеллект.

3. Помогает развивать мышление, давая возможность пользоваться мысленными образами при решении поставленных задач.

4. Стабилизирует психоэмоциональное состояние, давая выход эмоциям в продуктах творчества.

5. Учит выполнять действия мысленно, только посредством образов.

6. Позволяет программировать свою деятельность.

7. Позволяет лучше управлять эмоциями, вниманием, памятью.

8. Способствует планированию будущего посредством постановки целей и осмысления путей достижения мечты.

9. Помогает ребенку раскрыть свои таланты и самореализоваться

Созданий условий для развития воображения ребенка

Поскольку здоровая фантазия важна для гармоничного развития ребенка, взрослые должны помочь это воображение развивать правильно. Есть несколько действенных приемов. Они основаны на развитии творческих способностей ребенка, а также его мыслительной деятельности.Это:

1. Занятия прикладной деятельностью,

2. Занятия литературой,

3. Дидактические игры,

4. Развитие кругозора,

5. Развитие тактильных способностей,

6. Занятия искусством, музыкой, танцами.

Для развития воображения в детском возрасте необходимо постоянно создавать условия, то есть вовлекать ребенка в ситуации,когда ему надо что-то представить себе: предмет, персонаж, ситуацию, действие. Для этого очень важно создавать развивающую среду.

Созданий условий для развития воображения ребенка

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

Психологи выделяют три этапа развития воображения у детей, которые детально раскрыты в работах О. М. Дьяченко.

Первый относится к 2,5-3 годам. Он носит непроизвольный характер, то есть образы возникают независимо от желания малыша.

Второй этап –это возраст 4-5 лет. Воображение постепенно становится произвольным. Познавательное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребенок нацелен на следование образцам. К этому возрасту в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг.

Третий этап в развитии воображения – возраст 6-7 лет. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребенка носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. А это означает переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, которое необходимо для начала обучения в общеобразовательной школе.

Созданий условий для развития воображения ребенка

Таким образом развитие воображения очень важно для ребенка. Это один из рычагов, с помощью которых маленький человек учиться взаимодействовать с миром.

Созданий условий для развития воображения ребенка

Источник

Какие виды воображения бывают?

Мозг — это не только орган, который сохраняет и воспроизводит наш опыт, а также комбинирует, творчески перерабатывает и создаёт из компонентов своего опыта нечто совершенно новое. Творчество делает из человека существо, смотрящее в будущее, которое он созидает, видоизменяя своё настоящее. Творчество, основанное на комбинаторной способности мозга, называют воображением.

В психологии выделяют несколько классификаций воображения.

Каких же видов бывает воображение? По признаку активности:

– активное (деятельное)

– пассивное (созерцательное).

По признаку самостоятельности и оригинальности:

– воссоздающее

– творческое.

В основе воссоздающего воображения лежит представление человеком чего-то нового, опорой чему служит описание или условное изображение (схема, чертёж, ноты и пр.).

Основа творческого воображения — самостоятельное создание абсолютно новых образов без помощи в виде описания или изображения.

Как развивать воображение у малышей?

Начнём с развития воображения у самых маленьких. Недаром сегодня особо актуальны разные методики раннего развития, ведь ведущие психологи и педагоги считают, что в первые три года жизни человека у него формируются основные процессы и закладываются способности. Всё то, чем вы с малышом занимаетесь, непосредственно влияет на развитие его мозга.

Крохи, у которых хорошо развито воображение, обязательно вырастут личностями творческими, активными, неординарными. Они смогут легко приспособиться к миру, обществу, в котором они живут.

Воображение у новорождённых отсутствует. Знакомя малыша с миром прекрасного, открывая ему новые знания и опыт, вы создадите условия для активного развития воображения. Новую информацию и полученный опыт ребёнок будет использовать в своей творческой деятельности. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от открытия нового, от занятий творчеством. Задача родителей здесь — максимально содействовать развитию творческого воображения маленького творца.

Что нужно делать, чтобы начать развивать воображение у ребёнка младшего дошкольного возраста? Помогут наши рекомендации:

Рассказываем сказки. А в вашей семье есть традиция читать сказку ребёнку на ночь? Используйте эту замечательную традицию с точки зрения стимулирования воображения, а именно: дочитав сказку до определённого момента, отложите книгу, позволив малышу вообразить развитие дальнейших событий. Пусть кроха попытается высказать свои догадки и подумать, чем может закончиться сюжет. Учите ребёнка размышлять.

Придумываем истории. Размышления над продолжением сюжета (при помощи родителей) могут перерасти в новые сказки и истории. Новую историю можно сочинять в любое время и где угодно: на прогулке, по пути в детский сад, у кабинета педиатра, в автобусе. А прообразами для новых персонажей могут стать любые предметы, которые попадутся на глаза.

Читайте также:  Развитие пространственных представлений ребенка дошкольного возраста

Наблюдаем за людьми. Попробуйте с малышом поразмышлять, как могли бы звать мальчика, который идёт навстречу, что он любит, какая у него семья.

Играем в ролевые игры. «Доктор», «Магазин», «Автобус», «Стройка», «Парикмахерская» — играя в эти знакомые всем игры, малыш отлично будет стимулировать развитие своего воображения, придумывая всё время новые сценарии.

Устраиваем представление кукольного театра. Обзаведитесь пальчиковыми куклами и вовлекайте малыша в представление: пусть он будет персонажем, который ему по душе. Проигрывая знакомые народные сказки, изменяйте ход сюжета, вводя новых героев и меняя концовку. Ребёнок будет с удовольствием придумывать и развивать воображение, играя.

Приобщаем к прекрасному. Включая ребёнку с раннего детства красивую музыку и показывая иллюстрации, пробуйте совместно обсуждать их, воображая целые истории, подсказанные сюжетом.

Сочиняем стихи. Как только малыш заговорил, научите его рифмовать. Вот увидите, как здорово у него будет получаться.

Используем развивающие наборы. Собирая узор мозаики, конструируя, играя с кубиками, малыш моделирует образ, которого хочет достичь. Чаще всего доверяется интуиции, и, таким образом, стимулирует развитие воображения.

Делаем поделки. Природные материалы дают огромную свободу для творчества. Покажите ему, как делать песочные фигуры, лепить снеговика, делать кукол из веточек. Природа всегда была бездонным колодцем творческих идей.

«Совет. Для развития изображения используйте метод Леонардо да Винчи. Великий гений смотрел на облака и представлял, на что они могут быть похожи. Крохе это понравится».

А у детишек старшего дошкольного возраста?

Воображение ребёнка старшего дошкольного возраста несколько отличается от воображения детишек помладше: оно уже более целенаправленно. Старший дошкольник уже планирует свою творческую работу, представляя с помощью воображения, что у него получиться при конструировании, рисовании, лепке. Маленький созидатель ставить цель и ищет способы её реализации. То есть, творческую деятельность он осуществляет на основании своего замысла.

Старшим дошкольникам важно, насколько соответствуют их замыслы действительности. Это чётко можно увидеть в игре: ребёнку не всё равно, каким предметом он играет, он хочет выбрать только то, что реально подходит его замыслу. И в этом большая роль отводится воображению. Дошкольник сначала мысленно представляет себе действие, результат, а потом делает, причём действия должны быть согласованы с действительностью.

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение:

Игра.

Конструирование.

Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, раскрашивание).

Побольше читайте ребёнку сказки. Делайте это выразительно, используя разные интонации, паузы. Учите этому ребёнка. Важно, чтобы он проникся услышанным и выстроил у себя в голове «фильм» или «спектакль». Не забывайте знакомить ребёнка с историями о волшебных мифических персонажах: волшебницах и феях, говорящих животных, кикиморах и гномах и прочих. Лучше если это будут положительные, добрые герои.

Полезные игры и упражнения

Активизировать развитие творческого воображения ребёнка можно, использую полезные упражнения и игры:

«Сказка наоборот». Назовите малышу любую известную ему сказку. Пусть малыш расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.

«Фантастическое животное». Предложите ребёнку нарисовать животное, которого в природе не существует. Как вариант: необычный сказочный домик, самую добрую на свете волшебницу.

«Новая сказка». Пусть мама назовёт одного сказочного персонажа (например, кот Леопольд), а папа — другого (Буратино). Они должны быть из разных произведений. Попросите малыша сочинить новую сказку с участием этих двух героев.

«Гномик». Скажите малышу: «Представь, что у нас на люстре сидит маленький озорной гномик. Расскажи, то он видит сверху?

«Необычное применение». Сказав маленькому изобретателю название какого-то обычного предмета (палка, телефон, очки…), попросите его придумать, как можно необычно использовать этот предмет. Делая это упражнение, родители и сами потренируются в развитии воображения.

«Дорисуй рисунок». Нарисовав закорючку на бумаге, предложите малышу доделать рисунок, нарисовав нечто — по его представлению. Покажите, как это делается на личном примере: полукруг может превратиться в грибок, две параллельные линии — в автомобиль и т. д.
«Представь себе». Поиграйте с ребёнком: «А давай представим, что бы было, если бы сейчас полился дождь из леденцов? А если бы мыши говорили? А если бы людей было 4 руки?»

«Вообрази себе». Пусть ребёнок представит, что он стал королём Англии или роботом или волшебником или жирафом… Вариантов — сколько угодно. Пусть придумывает и воображает.

Рекомендации родителям

Ценные рекомендации помогут сделать развитие творческого воображения эффективным:

Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.

Играйте в игры с вымышленными персонажами. Так ребёнок научиться творчески мыслить, моделировать выход из различных ситуаций. Воображение поможет справиться даже с самыми сложными обстоятельствами.

Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.

Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Да уж, иногда надо что-то построить, соорудить для игры. Старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.

Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре и при занятии творчеством.

Слушайте с удовольствием. Всё, что малыш придумывает, рассказывает – выслушивайте внимательно, с радостью. Поддерживайте детский порыв к творчеству, фантазии, и он станет настоящей творческой личностью.

Воображение является одним из путей познания мира. Именно воображение дало человечеству комфорт и уют, цивилизацию. Уважаемые родители, учитывайте важность развития воображения при организации учебно-воспитательного процесса ребёнка. Не забывайте, что важно заниматься его формированием с раннего возраста.

Педагог-психолог Краева С.А.

Источник