Создание в семье оптимальных условий для развития ребенка с овз

Галина Сергеевна Голова
Проект по работе с детьми с ОВЗ «В семье особый ребенок»

Проект

«В семье особый ребенок»

Взаимодействие ДОУ и семьи, как условие развития педагогической компетентности родителей и создания оптимальных условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

“Нет случайно родившихся детей.

Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. В нем предназначение, миссия. Служение своей миссии даст его духу восхождение…

И каждый, кто воспитает ребенка, будет соработником у Бога. ”

Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”

«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

В. А. Сухомлинский

Актуальность проекта заключается в том, что полноценное развитие ребенка, как личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество педагогов с родителями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья является залогом успешной образовательной деятельности и коррекционной работы, так как семья оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие ребёнка, особенной в дошкольном возрасте. Сделать родителей активными участниками коррекционно-образовательного процесса, помочь родителям осознать свою миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка – одна из главных задач детского сада. Воспитание детей с ограниченными возможностями в дошкольной образовательной организации и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

В настоящее время в России происходит изменение социальной политики, законодательства, отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, создаются условия для реализации их прав на образование, достойную жизнь, интеграцию в обществе. Во вступившем в силу с 1 сентября 2013 года законе N273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” в статье 79 очень четко отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Под определением ребенок с ограниченными возможностями здоровья понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

На современном этапе совершенствования образовательной системы дошкольного образования, каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья, сегодня предоставляется возможность удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Работа с родителями является самым приоритетным направление в политике государства в области дошкольного образования. Эта позиция отражена в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации.

В концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но очень часто не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами

На протяжении всей жизни ребенка главной опорой есть и будут именно родители и чтобы работа воспитателя и родителей была продуктивной, и давала свои положительные результаты, все должны работать в тандеме.

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родители закладывают основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми.

Задача педагогов, воспитателей помочь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья понять, что их дети не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Проблема, на которую направлена реализация проекта:

Проблема взаимодействия детского сада и семьи является одной из наиболее важных и актуальных проблем в педагогике. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в коррекционно-образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи нашло сове отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

На данном этапе на первый план выдвигается создание условий для установления партнерских отношений между педагогами и родителями. Порой родители не хотят видеть и принимать реальную ситуацию, идут на конфликт с педагогами, игнорируют требования, рекомендации педагога, не хотят принимать помощь или просто не интересуются жизнью ребенка в детском саду.

Поэтому особую значимость приобретает внедрение в систему образования эффективных методов и форм работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ.

Тип проекта : практико-ориентированный

Вид проекта : долгосрочный

Цель проекта: разработка и реализация системы взаимодействия детского сада и семьи по созданию оптимальных условий для развития детей с ОВЗ и развития педагогической компетентности родителей.

Задачи:

1. Теоретически обосновать проблему организации взаимодействия ДОУ и семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;

2. Повысить компетенцию родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников по адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум,

3. Изучение особенностей использования форм работы с семьей;

4. Отобрать и внедрить наиболее эффективные формы и методы работы с семьей (по установлению партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми, по привлечению внимания родителей к интересам и потребностям ребенка с ОВЗ).

5. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную – среду в группе.

Основная идея (идеи) предлагаемого проекта

Читайте также:  Объемная аппликация для развития ребенка

установление партнёрских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

расширение форм общения с родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью своевременной консультационной помощи используя различные формы работы, а также информационные и программные возможности сети Интернет;

формирование навыков наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи;

формирование активной родительской позиции и адекватной самооценки;

воспитание привычки обращаться за помощью к педагогам и медикам в вопросах коррекции и воспитания для своевременной помощи и построения индивидуального маршрута развития ребенка;

закрепление сотрудничества между родителями и детским садом, разъяснение ответственности родителей за воспитание детей;

формирование чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Участники проекта:

• Администрация ДОУ

• Педагоги ДОУ;

• Дети;

• Родители.

Принципы реализации проекта:

• Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями;

• Единое внимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;

• Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

• Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.

Гипотеза: взаимодействие ДОУ и семьи будет эффективно влиять на создание оптимальных условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)и коррекции развития детей этой категории если:

-система работы с семьей дошкольника будет иметь комплексный характер, что обеспечивается через оказание интегрированной поддержки родителям;

– развивающая предметно пространственная среда в группе и дома будет соответствовать психофизическим особенностям детей.

Индикаторы и целевые показатели:

Показателями эффективности, проводимой в рамках проекта, в дошкольном учреждении работыс родителями свидетельствуют:

• повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

• положительный эмоциональный настрой всех участников коррекционно-образовательного процесса,

• повышение уверенности родителей том, что ДОУ, с учетом мнения семьи и индивидуальности ребенка, поможет в решении педагогических проблем;

•проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми, посещающих дошкольное учреждение;

•возможность реализации единой программы индивидуализации, социализации и частичной коррекции (в пределах компетенции ДОУ, развития ребенка в ДОУ и семье;

• повышение активности и заинтересованности родителей (законных представителей) в совместном процессе коррекции нарушений у своих детей;

• стремление взрослых к индивидуальным контактам с педагогами и администрацией ДОУ,медицинскими службами;

Ожидаемые результаты :

• Создана картотека методической литературы ;

• Подобран пакет диагностических методик по определению особенностей взаимодействия ДОУ и семьи;

Разработан и апробирован план работы с семьей по развитию различных компетенций;

• В процессе работы с родителями используются разновариантные организационные формы работы («Играем вместе», Творческая лаборатория, «Мастер класс»);

• В группе создана богатая развивающая предметно-пространственная среда;

• родители выступают равноправными партерами в коррекционно-образовательном процессе.

Ресурсное обеспечение проекта

Формы работы в проекте:

Формы работы

работы Наименование мероприятия Аудитория

Работа по индивидуальному образовательному маршруту – Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС по индивидуальному маршруту, составленному на учебный год.

-Творческие мини-проекты с активным участием семьи Родители, имеющие детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ, посещающие МКДОУ

Информационно – просветительская работа.

Мастер классы

«В гостях у сказки»– метод сказкотерапии

«Волшебные краски» – нетрадиционные методы ИЗО.

«Мягкие ладошки»работа с соленым тестом.

«Веселый язычок»– пальчиковая гимнастика

«Музыка детства»– влияние музыки на развитие процессов нервной деятельности

«Живой песок»– развитие мелкой моторики рук, воображения, памяти

«Мои пальчики расскажут»– игры с манкой.

Родители

Дети с ОВЗ

Информационно – просветительская работа.

Консультации – Подготовка индивидуальных тематических консультаций, рекомендаций для родителей.

-Распространение тематических памяток для родителей.

-Использование Интернет ресурсов

Работа с сайтом МКДОУ «Мобильная страничка»(страница для родителей с информацией для родителей, консультации, полезные ссылки).

-Составление рекомендательного списка литературы «В семье особый ребенок». Родители.

Игровой центр

«Играем вместе» – Игровая деятельность в группе, на прогулке (игровые развивающие ситуации).

– Организация досуга (праздники, развлечения)

-Театрализация «Волшебный мир театра»

Родители.

Дети с ОВЗ.

Источник

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

(ГБОУ ВПО МГПУ)

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ,

СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ

ВЫПУСК 5

СБОРНИК СТАТЕЙ

Москва 2014.

Ткаченко Г.В. «Семья, как развивающая среда для ребёнка с ограниченными  возможностями здоровья ». стр. 22

Семья, как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

   На современном этапе  развития образования, специалисты рассматривают семью кА реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Семья, по определению В.В.Ткачевой, является системообразующей детерминантой в социально-культурном статусе ребенка и предопределяет его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная среда, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительные личностные качества, доброе отношение к миру.

Читайте также:  Человеческая среда это условие психического развития ребенка

    Рождение больного ребенка, как правило, меняет весь уклад жизни семьи, изменяет ее психологический климат. Члены семьи оказываются в состоянии непрерывно нарастающего стресса, что провоцирует конфликтные отношения в семье, ведет к тому, что родители замыкаются в своем горе и ограничивают общение с социумом. О.К. Агавелян, О.Г.Комарова условно выделяют несколько стадий приспособления семьи к рождению аномального ребенка:

   1 – я стадия – стадия шока, агрессии и отрицания. В семье растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат.

   2-я стадия – фаза скорби по несостоявшейся надежде на рождение желанного здорового ребенка. Родители приходят к пониманию, что они в ответе за своего малыша, однако чувствуют собственную беспомощность в вопросах воспитания и ухода за ним, ищут совета у специалистов.

   3-я стадия – адаптация. Родители принимают сложившуюся ситуацию и устраивают жизнь своей семьи с учетом того, что в семье есть аномальный ребенок.

   Появление в семье больного ребенка является длительно действующим психотравмирующим фактором. Родители оказываются беспомощными, их положение В.В.Ткачева характеризует как «внутренний» (психологический) и «внешний» (социальный) тупик. Автор выделяет три уровня деформации внутрисемейных отношений и социальных контактов у родителей:

  1. Психологический уровень: рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается родителями, как величайшая трагедия. Пролонгированная стрессовая ситуация оказывает сильное деформированное воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения, сформировавшегося в семье жизненного уклада.
  2. Социальный уровень: факт рождения больного ребенка и состояние его здоровья в последующий период становится испытанием для проверки подлинности чувств между супругами, между каждым из родителей и больным ребенком. Вследствие особенностей состояния и развития ребенка, а также по причине личностных установок семья становится малообщительной и избирательной в контактах, сужает круг своих знакомых и родственников.
  3. Соматический уровень: длительная психотравма и значительная физическая нагрузка, связанная с уходом за больным ребенком, является психогенным и соматогенным фактором для организма и психики родителей, особенно матерей. Чем длиннее психопатогенная ситуация, то есть, чем старше становится ребенок, тем в большей степени у некоторой части матерей проявляются нарушения здоровья.

    Родители, оказавшись совершенно не подготовленными к появлению больного ребенка в семье, нуждаются в оказании им всесторонней помощи: медицинской, психологической, педагогической.

   В научной литературе преимущественно внимание уделяется изучению семей, имеющих детей с наиболее тяжелыми аномалиями  развития: выраженная умственная отсталость, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич и другие. Нас интересовали исследования ученых в области взаимодействия с семьями детей с ограниченными нарушениями в развитии, поскольку вклад специалистов, работающих с разными категориями аномальных детей в разработку аспектов взаимодействия с семьями имеет огромную ценность. Рассматривая различные подходы к организации взаимодействия с семьями детей с проблемами в развитии, мы исходили из того, что ЗПР может являться составной частью структуры дефекта развития любого аномального ребенка с ДЦП, РДА, нарушением слуха, нарушением зрения и другими.

    В работах С.Г.Шевченко, Н.В.Бабкиной, посвященных организации обучения детей с ЗПР в классах КРО, отмечается, что для того, чтобы сделать пребывание ребенка в стенах школы более комфортным, создать чувство защищенности и поддержки, необходимы объединенные усилия педагогов и родителей. Групповые и индивидуальные формы работы с родителями, воспитывающими ребенка с ЗПР, а так же такие активные формы работы как психологические тренинги, семинары-практикумы и тематические консультации предлагает использовать Е.А. Екжанова. В работах Н.Ю. Боряковой, М.А. Касициной, посвященных коррекционно-педагогической работе в ДОУ для детей с ЗПР организации взаимодействия с семьей уделяется особое внимание. Авторами предлагаются: активное вовлечение семьи в работу ДОУ, консультирование родителей доступным им методами и приемами оказания коррекционной помощи детям с ЗПР в условиях семьи, организация обратной связи родителей с дошкольным учреждением.

    В исследованиях Н.Л. Анисимовой, Р.Ж. Мухамедрахимова, В.Д. Ермакович, А.В. Закрепиной определены особенности, влияющие на эффективность взаимодействия с родителями детей с ЗПР. Таковыми названы: возрастные особенности родителей, социально-экономические особенности семьи, особенности типов родительских взаимоотношений и стилей воспитания, возрастные особенности сотрудников ДОУ, особенности навыков педагогов с родителями.

   Направления деятельности по повышению педагогической культуры семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР сформулировала С.А.Мухина: дифференцированный подход на основе глубокого изучения личности ребенка, особенностей межличностных отношений в конкретной семье, ознакомление с уровнем педагогической культуры родителей; индивидуализация, направленная на более четкое взаимодействие на конкретного ребенка, исходя из его личности, условий воспитания вне образовательного учреждения, перспективных планов семьи и самого ребенка.

   Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важным условием всестороннего развития ребенка с ЗПР. Достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в ДОУ для детей с ЗПР не всегда обеспечивает трансформирование полученных знаний и навыков в реальную жизнь.

   О.Б. Дудко отмечает, что необходимым условием закрепления, достигнутого является воздействие на близких ребенку взрослых, с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружения родителей адекватными способами коммуникации. Автором разработан алгоритм психолго-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР, включающий в себя четыре этапа:

I этап – пропедевтический, его целью является установление эмоционального контакта с родителями и детьми.

II этап – диагностический, его цель – выявление социально-психологического статуса семьи ребенка с ЗПР.

Читайте также:  Профессиональное образование как фактор развития личности ребенка

III этап – компенсирующий, корригирующий, формирующий. Его цель – осуществление адекватного, эффективного психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ЗПР.

IV этап – контрольный, целью которого является осуществление дифференцированного подхода к определению условий обучения в следующем звене образовательного процесса.

   На определенных этапах развития государства отношение к семье и семейному воспитанию менялось в зависимости от социального заказа. В настоящее время в условиях гуманизации и демократизации общества отношение к семье и семейному воспитанию регулируется Законом РФ «Об образовании» и семейным кодексом РФ, в которых приоритетная роль в воспитании ребенка отводится семье: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка (статья 18 Закона РФ «Об образовании»). Роль детского сада определена Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть ДОУ».

   Важные, на наш взгляд положения, направленные на создание системы образования родителей, содержатся в исследованиях О.Б.Дудко: ориентация на актуальные, значимые проблемы, влияющие на развитие детей; развитие родительской рефлексии; учет личного опыта родителей, апелляция к интерпритациии жизненных и семейных отношений; подвижность образовательных программ, вариативность содержания, форм и методов образования родителей; стимулирующий эффект параллельного процесса (родители-дети); отказ от нравоучительного тона; объединение, консолидация родителей относительно участия в образовательном процессе.

   В работах Е.П. Арнаутовой, И.Ф.Дементьевой, О.Л. Зверевой, В. П. Дубровой, В.М. Ивановой, Т.В.Кротовой называются принципы организации взаимодействия с семьями:

  1. Принцип доверительности отношений педагогов с родителями предполагает уверенность родителей в профессиональной компетенции педагога, его умении понять и помочь решить проблемы воспитания ребенка в семье.
  2. Принцип подхода к родителям как к активным субъектам процесса взаимодействия предполагает, что родители являются социальными заказчиками, партнерами по воспитанию ребенка.
  3. Принцип утверждения самооценки родителей подразумевает уважение к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, прав на ошибки и заблуждения, отказ педагога от оценочной позиции по отношению к родителю, создание условий, при которых родители могут проявить свои положительные качества и способности.
  4. Принцип личной заинтересованности родителей позволяет родителям увидеть пользу взаимодействия с педагогом лично для своего ребенка, себя и своей семьи, что поможет им правильно строить совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию более прогностической.
  5. Принцип эмансипации родителей предполагает свободу родителей от прежних взглядов и установок, побуждение к более глубокому познанию самих себя, чтобы лучше понимать своих детей.

   Ребенку для полноценного и гармонического развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере понимания, счастья и любви. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок особенно нуждается в поддержке и помощи близких ему людей. Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармонического развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

Литература

  1. Агавелян О.К. общение детей с нарушением умственного развития. Автореферат диссертация  д-ра психолог. наук. – М., 1989  – 39 с.
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., Издательский дом «Карапуз», 2001. – 264с.
  3. Данилина Т.А. Интеграция работы ДОУ с семьей// Управление ДОУ. 2002.- № 4. – с.18-28.
  4. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000 – 167с
  5. Дуброва В.П. Теоретико-методологические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. – Минск, 1997 – 74 с.
  6. Дудко О.Б. Совершенствование профессиональной компетенции учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР. – Автореферат диссертация  канд. пед. наук. – М.,2009
  7. Зверева О.Л. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
  8. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца// Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – с 16-25.
  9. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная пресса, 2004. – Книга1. – 96с.; Книга 2. – 108с.
  10. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. – Книголюб, 2007. – 144с.

Семья, как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

ГБОУ СОШ № 2035

                                                                                                                             Учитель-логопед

                                                                                                                        Ткаченко Г.В.

Источник