Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей

«Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей»

Исследования современных педагогов и психологов указывают на то, что творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве. Выгодский Л.С. Считает, что одним из принципиальных вопросов детской педагогики и психологии является вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка. Уже в самом раннем детстве можно узреть проявления творческих действий, которые более ярко просматриваются в играх детей. Игра ребёнка – это не обычное воспоминание о пережитом. Это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них реальности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. Дети могут воображать езду на лошади, сидя на древесной палке верхом, перевоплощаться в моряков, продавцов, космонавтов и т.д. В сюжетно-ролевых играх это является примером самого реального детского творчества.

В отечественной и зарубежной педагогике и психологии считается, что дошкольный возраст является сенситивным для развития детского творчества. Это связано с чертами протекания отдельных психических действий, которые оказывают влияние на внутреннюю позицию ребёнка, на его отношение к окружающему. Поэтому решение трудности развития творчества начинается с раннего детства.

Как отмечает Т.Н.Доронова, у детей в возрасте 6-7 лет происходит резкое понижение энтузиазма к творческой деятельности. Это можно объяснить тем, что в связи с общим развитием и скоплением собственного опыта у детей возникает адекватная самооценка. Они стесняются собственных работ, если что-то не выходит, отказываются показывать их окружающим. В итоге у ребенка может показаться неуверенность в себе и собственных возможностях, что отрицательно сказывается на развитии его творческих способностей, а также и на общем психическом развитии и эмоциональном благополучии.

И всё же многие педагоги считают период дошкольного детства благоприятным для развития детского творчества, а рисование, лепка, игра рассматривается учёными и педагогами как важнейшие сферы детской деятельности для развития общего психического развития ребёнка и формирования особых умений и навыков, так нужных для его удачного обучения в школе.

Не все родители понимают, как принципиально развитие творческих способностей детей для их дальнейшего развития и обучения. Многие считают, что намного важнее обучать ребёнка чтению и математике. Но данные, полученные психологами, указывают на положительное влияние эстетического развития ребёнка и его творческих способностей на уровень подготовки детей к школе.

Мазару Ибука в собственной книге «После трёх уже поздно» тоже касается вопроса о развитии творческих способностей детей. Автор считает, что творчество – «это свободный полет воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия». Он предполагает, что «успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым таковыми далекими от настоящей жизни, на самом деле являются зародышами творчества». Эти утверждения ещё раз указывают на то, что нужно как можно ранее создавать условия для развития творческих способностей детей.Среди современных исследований в области педагогической науке имеются бессчетные свидетельства того, что приоритетная роль в развитии личности ребёнка отводится семейному воспитанию. В последние годы семья стала объектом исследования, в итоге чего возникла возможность более глубочайшего исследования семьи как общественного института воспитания.

В семье традиционно отсутствует жёстко заданная система взаимоотношений по вертикали, строгая структура власти с заблаговременно предписанными ролями и статусом. Контакты меж членами семьи строятся на базе родства, любви, привязанности, доверия, характеризуются открытостью и эмоциональностью. Для ребенка семья является более мягким и наименее ограничивающим типом общественного окружения, а эмоциональный компонент в семейном воспитании преобладает над оптимальным.

Как отмечает О.Л.Зверева, дошкольное детство – это период высокой чувствительности ребёнка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Конкретно в этом возрасте создаётся база, на которой базируется всё последующее обучение и воспитание. Поэтому семья в воспитании дошкольника играется важную роль. Частенько она бывает единственной средой, формирующей его личность.

На сегодняшний день область домашнего воспитания менее исследована по сравнению с воспитанием публичным, так как семья является достаточно сложным предметом научного исследования. Не все люди охотно пускают в свою семейную жизнь посторонних, даже если это исследователи. Не считая того, что для исследования семьи нужна разработка и применение способов, которые различаются от используемых в педагогике при исследовании воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Л.С.Выготский утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира либо известным построением разума, либо чувства, живущим либо обнаруживающимся, лишь в самом человеке».

Исследователь выделяет два вида деятельности человека: воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую (творческую). Воспроизводящая деятельность связана с памятью человека. Человек воспроизводит либо повторяет ранее создавшиеся и выработанные им в прошедшем приёмы поведения, воскрешает следы от уже имевших место ранее переживаний. В этих вариантах деятельность не создаёт ничего нового, а основывается на повторении того, что уже было. Результатом комбинирующей (творческой) деятельности является создание новейших образов либо действий. Как отмечает Л.С.Выготский, мозг является органом не лишь сохраняющим и воспроизводящим наш прежний опыт, а также органом комбинирующим, творчески перерабатывающим и созидающим из частей прежнего опыта новейшие положения и новое поведение. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее».

Л.С. Выготский возражает против того, что творчеством могут занимать только избранные, одарённые особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, просто придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей, либо меньшей степени, оно же является обычным и неизменным спутником детского развития». Из этого можно сделать вывод, что творческой деятельностью могут заниматься все дети.

В психологии считается, что творчество «должно представлять собой общественную ценность и давать новенькую продукцию». Детское творчество не полностью соответствует этому определению. Но хоть какое творчество имеет различную общественную ценность так же, как и очевидны разные уровни, масштабы, результаты творчества у различных авторов.

Н.А.Ветлугина считает правомерным распространять понятие творчества на деятельность ребёнка, ограничив его словом «детское» и отметив условность его внедрения. Она разглядывает детское творчество и в связи со зрелым искусством, и как педагогически обусловленное явление.

Не каждую детскую продукцию можно считать творчеством. Н.А.Ветлугина выделила характеристики, по которым можно отнести ту либо иную продукцию детей к творчеству.

               Она поделила их на 3 группы:

1.        Характеристики, дающие характеристику дела детей к творчеству: увлечённость, способность «войти» в воображаемые происшествия и условные ситуации, искренность переживаний. На данной базе отлично развиваются художественные способности.

2.        Характеристики, характеризующие качество способов творческих действий детей: быстрота реакции, находчивость при решении новейших задач, внедрение разных вариантов, комбинирование знакомых частей в новейшие сочетания, оригинальность способов действий.

3.        Характеристики свойства продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, музыкальной игре, драматизации, в словесном, песенном и танцевальном творчестве, поиски художественных средств, успешно выражающих личное отношение детей и передающих план.

По этим показателям можно сказать, является ли та либо другая детская продукция творчеством.

Анализ исследований Т.Г.Казаковой, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теп лова, Е.А. Флериной, посвященных проблемам детского творчества, дозволяет дать определение понятию «детское творчество». Под детским творчеством понимается создание субъективно нового (важного до этого всего для ребенка) продукта (набросок, лепка, песенка, притча, танцевальная зарисовка и т. Д.); создание к известному ранее не используемых образов, различных вариантов изображения; применение усвоенных ранее способов изображения либо средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы.

Таким образом, детским творчеством мы будем считать создание ребёнком субъективно нового продукта в итоге детской деятельности, являющегося значимым до этого всего для ребёнка.

Н.А.Ветлугина отмечает, что творческие способности у детей могут проявляться в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Следовательно, можно выделить следующие виды детского творчества: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное.

Изобразительное творчество включает в себя рисование, аппликацию, лепку. Л.С.Выготский отмечает, что рисование ребёнка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте.

Развитие творческих способностей – одна из принципиальных задач, которую нужно решать, обучая дошкольников рисованию, лепке, аппликации. И начинать это необходимо с младшего возраста.

, «Дождик идёт», «Насыплем цыплятам зёрен»).

Отмечено, что дети выдумывают реалистические рассказы, создают виды предметов и явлений, имеющихся в природе, но с которыми они сами не встречались на практике. Также выдумывают они и сказки. Традиционно эти сказки являются комбинированием сюжетных линий узнаваемых им сказок, характерных черт персонажей (медведь постоянно неуклюжий, заяц трусливый, лиса хитрецкая). В данной собственной словесной деятельности дошкольники создают фантастические виды.

Ребёнок, рассказывая свою сказку, обучается употреблять ранее усвоенные фразы. Он употребляет их не механически, а в новейших композициях, создавая что-нибудь новое, своё. В этом и есть залог развития творческих способностей детского разума.

Театрально-игровое творчество дошкольников имеет свободный характер. Л.С. Выготский отмечает, что «наряду со словесным творчеством драматизация, либо театральная постановка, представляет самый нередкий и распространенный вид детского творчества». Драматическая форма переживания жизненньж впечатлений лежит глубоко в детской природе и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Как правило, фантазии детей не остаются в мечтах, а воплощаются в живые виды и деяния. Драматизация ближе, чем хоть какой другой вид творчества, связана с игрой, являющейся неотъемлемой частью детства, и содержит в себе элементы различных видов творчества. Дети сами могут придумывать, импровизировать роли, инсценировать готовый литературный материал. Это является творчеством, понятным и необходимым до этого всего самим детям. Принимая роль в изготовлении декораций, частей костюмов, дети развивают изобразительные и технические способности. Занятия рисованием, вырезыванием, лепкой получают смысл и мишень как часть общего плана, волнующего детей, а сама игра, которая состоит в представлении детей-актёров, завершает эту работу и является полным и окончательным выражением.

Как считает Л.С. Выготский, «важно не то, что создадут дети, принципиально то, что они создают, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке всё – от занавеса и до развязки драмы.- обязано быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда лишь драматическое творчество получит всё своё значение и всю свою силу в приложении к ребёнку»..

Детское творчество имеет ряд особенностей, которые нужно учесть, развивая творческие способности детей. Оно традиционно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, а является принципиальным для самого ребёнка. Творчество детей значимо в мире детской игры. Как отмечает О.П.Радынова, критериями удачливости детского творчества следует считать не художественную ценность вида, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого вида и его воплощения, оригинальности и вариативности.

Л.С. Выготский считал игру основой, источником, хоть какого, творчества, его подготовительной ступенью. Изюминка детского творчества состоит в том, что оно связано с игрой. Из всех видов художественной деятельности детей исследователь выделял драматизацию как более своеобразную двигательной природе воображения детей и более близкую к игре.

Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя, придумывая, изображая, ребёнок берётся за любые темы.Н.А.Ветлугина описывает детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она показывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка.Для детского творчества характерны – гуманизм и оптимизм, где постоянно побеждает добро. Ребёнок ещё не знает о сложной’закономерности событий и отношений меж людьми, поэтому его герои просты и ясны в собственных положительных поступках, он их любит и стремится к их безусловному благополучию.Таким образом, творчество детей разделяется на изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное и оно имеет свои особенности, которые различают детское творчество от творчества взрослых.

Источник

Развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста в семье.

Интерес к проблеме развития творческого потенциала человека не уменьшается уже на протяжении длительного времени, однако сейчас наибольшее внимание исследователей обращено к детскому возрасту, как начальному этапу развития творческого потенциала.

Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.

В научных подходах по-разному определяются возрастные границы начала развития творческих способностей: Е. А. Корсуновский считает, что они проявляются уже в возрасте 3-5 лет, когда развивается воображение; Е. П. Торренс указывает, что креативность возможно выявить только после 5 лет; в работе М. Е. Богоявленской нижней границей творческих способностей считается возраст 6 лет. Многие исследователи отмечают, что дошкольный возраст выступает благоприятным периодом для развития творческого потенциала детей.

Творческий потенциал – это многоплановая, многоэлементная структура, включающая комплекс способностей, личностные качества, эмоционально-волевую сферу личности. Систематизирующим фактором указанных элементов является общая креативность личности. Процесс развития творческого потенциала – это сознательная и целеустремлённая деятельность самого обучающегося, которая и является механизмом преобразования его возможностей. Большую роль в этом процессе играет семья.

Как отмечает О. М. Дьяченко, дошкольное детство – это период высокой чувствительности ребёнка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Именно в этом возрасте создаётся основа, на которой базируется всё последующее обучение и воспитание.

В семье формируется отношение родителей к творчеству, неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своим способностям.

Ученые выделяют два основных способа воздействия семьи на развитие творческого потенциала и способностей ребенка:

а) помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знаний и навыков;

б) привитие ребенку своих ценностей и своего отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики.

Поэтому развитие творческого потенциала ребенка должно начинаться с самообучения родителей. В повседневной жизни родителям сложно сохранить равновесие между проявлением заботы родителей и предупреждением чрезмерного повышенного внимания ребенка (чаще неосознанного) к какой-то одной области, в которой он особенно преуспевает, стараясь выразить себя. Поэтому, им необходимо с самого раннего детства уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность. Родителям не стоит переносить на ребенка собственный набор увлечений, интересов и пристрастий. Каждому родителю целесообразно очертить заповедный круг тех детских дел, забот и интересов, куда нельзя вторгаться, поскольку полновластным хозяином там должен быть ребенок, там его суверенное владение, куда вход старшим запрещен.

Одним из доминирующих личностных качеств творческого ребенка является любопытство. Ж. Пиаже писал, что задача активного интеллекта заключается в быстрой обработке информации и аналогична задаче организма задаче организма по переработке пищи. Поэтому структурирование информации проистекает от взрослых. Надо найти верный момент, правильные слова. Но слова – это еще не главный канал для детей. Надо вести себя так, чтобы укреплять в ребенке систему ценностей, понимание того, чего от него ждут, и развивать здоровую систему самовосприятия. Родителям необходимо быть правдивыми с детьми, ведь дети очень чувствительны ко лжи. При удовлетворении любопытства одаренного ребенка надо придерживаться такого правила: не давать ребенку готового ответа, а дать ему возможность самому дойти до сущности.

Любопытство ребенка с возрастом приобретает новые качества и все что попадает в поле зрения ребенка, рождает у него новые вопросы, которые становятся более «технологическими». Дошкольник делает собственные выводы из разных фактов, устанавливает взаимосвязи, фантазирует. Общение с родителями выступает важным источником информации для ребенка об окружающем мире, которая является основой для развития его воображения.

В. С. Юркевич считает, что одной из важнейших задач родителей в плане развития творческого потенциала является сохранение в ребенке эмоциональной стабильности, уверенности в своих силах, поскольку именно это обеспечит безопасную психологическую базу в его творческих экспериментах и поможет справляться с разочарованиями и сомнениями, вызванными ошибками и неудачами. Поддержка ребенка является очень важной для развития творческих начинаний, а критика должна быть крайне осторожной, чтобы ребенок не потерял желание творить.

Л. С. Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

А. И. Савенков на основе анализа работ многих исследователей выделяет следующие важные условия развития творческих способностей детей. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Н. Н. Поддъяков отмечает, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, доброжелательную и умную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.

Для развития творческого потенциала необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но только создание благоприятных условий в семье недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом. Воспитание творческих способностей детей в семье будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Итак, анализ исследований различных авторов показывает, что роль семьи в развитии творческого потенциала велика, но воспитание творческого ребенка должно представлять собой целенаправленный процесс. Родителям необходимо соблюдать ряд условий для творческого развития ребенка, самим проявлять интерес к творчеству и развивать свои творческие способности.

Источник