Создание условий для сенсорного развития ребенка
Галина Овечко
Создание условий для сенсорного развития детей
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания и составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться
правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ. Для этого нужно иметь определённо оснащённую развивающую среду. Развивающая среда способствует установлению активной познавательно-творческой деятельности всех детей группы, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Создавая среду, нужно помнить о зонах актуального и ближайшего развития. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребёнок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на расширение словарного запаса ребенка, а также развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.Для этого у нас в группе организованы постоянно действующие уголки : в том числе уголок изо деятельности и уголок конструирования, где работа происходит в форме общения, обсуждения, сравнения, режиссёрской игры.
Пособия для сенсорного развития сложно выделить из общего пространства развивающей среды. Зачастую именно поставленные воспитателем задачи говорят об этом. Деятельность детей должна обязательно иметь цель. Поставить её могут и сами дети. Но воспитателю стоит поинтересоваться, чего они хотят достичь, получилось ли и почему получилось или не получилось.
Предметы обстановки группы подбираются таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину, материалов, гармонию окружающего мира. Много места, как правило, отводится естественному природному и различному бросовому материалу.
Дети могут изучать свойства воды, песка, камней, играть с ними
Все, кто приходит к нам в группу, отмечают большое количество и разнообразие конструкторов в среде. Для большинства конструкторов есть схемы, по которым можно выстраивать поделки.
Игрушки должны быть правильно подобраны: чистых цветов, чёткой, несложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных, но безопасных для здоровья ребёнка материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аромат, познавать характер поверхности.
Используются авторские пособия Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, квадраты Никитина, игры Пановой.
В условиях предметно – развивающей среды ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения.
Происходит развитие самостоятельности.
У детей возникает чувство уверенности и удовлетворённости.
Развивающая среда способствует установлению активной познавательно-творческой деятельности всех детей группы, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Источник
Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлена тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н.М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания и важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что наша работа в дошкольном учреждении строится на основе программы «Развитие» под редакцией Л.А.Венгера, целью которой является развитие умственных способностей дошкольников, в структуру которых входят сенсорные, познавательные и творческие. По мнению авторов программы для ребенка-дошкольника основной путь развития – это эмпирическое обобщение, то есть обобщение своего собственного чувственного опыта, поэтому основное в образовании дошкольника – это организация такого опыта. Причем программа дает четкие ориентиры требований к формированию сенсорных способностей на различных ступенях дошкольного детства. Поиск методов и приемов взаимодействия с детьми по организации их чувственного опыта – ведущие направления нашей работы.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Процесс познания окружающего мира, как известно, базируется на чувственном восприятии. Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем и дошкольном возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её святая святых – мозга. Если ребенок трогает предмет, то кожа и мышцы рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления, позволяет анализировать, сравнивать, делать выводы, умозаключения. Таким образом, рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление.
Работа по формированию сенсорных представлений не должна ограничиваться каким-то определённым видом занятий. Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребенок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки, стоит только присмотреться и прислушаться. Как Природа создала все наши органы чувств, так можно сказать, что и сенсорное развитие тесно связано с познанием природы и её явлений. По мере накопления чувственного опыта круг сенсорных представлений ребенка становится шире. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. Педагоги, используя окружающую обстановку, последовательно развивают ощущения и восприятия детей.
Чтобы обеспечить ребенку полноценное развитие, необходимо своевременное развитие функций восприятия тела, тактильного, зрительного и слухового восприятия, обоняния, осязания и вкуса. Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений, воспринимая окружающий мир линейно и однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсомоторного уголка в детском учреждении. Педагогам предложили создать в группах уголки сенсомоторного развития детей. В помощь им была сделана тематическая подборка статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Дошкольная педагогика», содержащих идеи оформления уголков. Это дало толчок к проявлению фантазии и творчества каждого педагога в составлении проектов сенсомоторного уголка.
Сенсомоторный уголок предназначен для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.); развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности; снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей; создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка; активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
При организации сенсомоторного уголка педагоги уделили внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн уголка соответствовал общему оформлению группы и дополнял его.
Сенсомоторные уголки могут нести в себе различную тематику: «Волшебный сундучок», «Таинственный замок», «Сказочный остров», «Кладовая природы», «Уголок мышонка Пика».
Многие педагоги нашего дошкольного учреждения выбрали темой сенсомоторных уголков именно природные факторы и явления.
Так, в группах раннего возраста собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Педагоги использовали здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Сделали массажные ванны для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.
Во II младшей группе организован сенсомоторный уголок «Разноцветная мозаика». Упражнения проводятся с помощью материалов уголка, с целью выделения цветов и оттенков в окружающем. Детям предлагалось найти в природе (на участке детского сада, в группе, дома) предметы, цвет которых соответствует предложенной цветовой карточке. Так же педагоги собрали много материалов природного характера для игр на развитие тактильных ощущений.
Хотя в средней группе сенсомоторный уголок был назван «Крышкоград» и включал в себя мало объектов природы, но в дополнение к нему педагоги изготовили сенсорное панно «Времена года». Дети, развивая руку, одновременно закрепляют знания о живой и неживой природе, последовательность времён года. На основе данного панно воспитателями реализовывается много дидактических игр и заданий.
Педагоги старшей группы создали сенсомоторный уголок на основе природных материалов, так и назвав его – «Кладовая природы». Для развития всех органов чувств здесь подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.
В подготовительной к школе группе педагоги поставили задачу исследовать природу через привлечение внимания детей к запахам, звукам и осязательным ощущениям как средству получения информации об окружающей среде. Дети воспринимали звуки, запахи, предметы на ощупь. Каждый из них получил возможность провести исследование с закрытыми глазами. После каждого исследования педагоги обсуждали полученные детьми впечатления. Дети зарисовывали предметы или подбирали картинки с изображением предметов, которые они трогали, нюхали, слышали.
Педагоги с помощью упражнений в сенсомоторном уголке помогают детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, «рождения» образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей. Детей учили замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях похожи на крону деревьев, чешуя рыбы – на черепицу крыши. Узнавание образов помогает детям по-новому осознавать красоту природных форм.
При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе педагоги учитывали дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделили подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.
Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.
Таким образом, педагогический коллектив в своей работе выделил принципы организации уголка: доступность, безопасность, креативность, разнообразие объектов.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний. Полное представление об объекте и его сенсорных характеристиках получается при синтезе имеющегося опыта с непосредственным восприятием.
На данном этапе уже можно подвести промежуточные итоги:
- результаты, направленные на педагогов:
- повысилось педагогическое мастерство;
- проведён мастер-класс по работе в сенсомоторном уголке;
- собран консультативно-методический и практический материал;
- проведён смотр-конкурс сенсомоторных уголков;
- проведён семинар-практикум по данной теме;
- по всем возрастным группам разработан банк дидактических игр в сенсомоторном уголке.
- результаты, направленные на детей:
- повысилась любознательность, пытливость;
- сформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;
- дети овладевают рациональными приемами обследования;
- дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке;
- проявляется желание творить;
- повысился интерес к опытно – экспериментальной деятельности.
В сенсорном развитии ребенка важнейшее значение имеет и формирование чувственного опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных, доступных чувственному восприятию детей. Эффективность процесса формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и с помощью чувств.
Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей.
Педагогическая задача сенсорного воспитания состоит в образовании у ребенка такого чувственного опыта, который раскроет перед ним окружающий мир в доступных детскому восприятию проявлениях. Дошкольная педагогика стремится усовершенствовать сенсорные процессы, начиная с раннего детства для того, чтобы ребенок воспринимал окружающее полно, разнообразно, разносторонне. Именно в этих целях выделяются задачи сенсорного воспитания из общепедагогических задач. Решение их обеспечивает полноценное формирование речевой, двигательной, изобразительной деятельности, имеющих сенсорную основу. Таким образом, сенсорное воспитание решает важные задачи не только для общего развития ребенка, но и для экологического.
Литература.
- Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» № 3-2007. Тема номера «Экологическое воспитание».
- Каралашвили Е.А., Антоненкова О.В., Малаховой Н.Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада» – «Справочник старшего воспитателя» № 5-2008.
- Никитина Е. «Сенсорные уголки для диагностики» – «Обруч» № 2 – 2006.
- Сольцева О.Г. «Наши помощники – органы чувств» – «Ребенок в детском саду» № 3-2007.
Источник
Мастер-класс «Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны, с помощью дидактических пособий»
Я предлагаю Вам игру «Определи цвет». Я буду называть предметы, а Вы должны определить какого они цвета и поднять соответствующий шар вверх.
(солнце, огурец, яблоко, помидор, облако, подсолнух, груша, малина, арбуз, василек, шарик и т. д.)
«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер
Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимся в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, познает их свойства и качества.
Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Одной из задач дошкольного воспитания является сенсорное развитие детей, значение которого трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в школе и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Учитывая результаты своей работы, я пришла к выводу, что дети овладевают сенсорными эталонами формально, не умеют на практике, в различных видах самостоятельной деятельности применять те знания и навыки, которые получают в организованной образовательной деятельности. К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объемных предметов или нахождении различий между ними. Им не всегда удается справиться с заданиями: обследовать внешние признаки предмета и описать их.
В дошкольном воспитании сложилось традиционно знакомить с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, в ориентировании в пространстве. При этом повышается чувствительность соответствующих анализаторов, что влияет на развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности, которая проявляется в различении признаков и свойств. Так же ребенка прошу правильно называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый). Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.
Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».
Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Учитывая эти реальные трудности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, я решила углубленно работать по теме: «Создание условий по сенсорному развитию, через сенсорные эталоны, с помощью дидактических пособий».
Поскольку игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, то игровые дидактические пособия служат основной базой для формирования сенсорных эталонов.
Восприятие через предметы, которые представлены в игровых пособиях, происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувственных рецепторов кожи и носа).
Как знакомить ребенка с сенсорными эталонами? Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори):
1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета).
2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия («Покажи такого же цвета»).
3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия (взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»).
Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями.
Большое значение в формировании у детей представлений о сенсорных эталонах играет предметно-развивающая среда, которая была дополнена: разнообразными элементами, пирамидками, плоскостными геометрическими фигурами, различными кубами, выполненными из разных материалов, треугольниками, машинами с вырезными отверстиями разной формы. В группе оформила центр сенсорного развития.
В данном центре представлены пособия фабричного изготовления, которые направлены на формирование и развития сенсорных эталонов цвета, формы, величины.
Одновременно с формированием эталонов учила детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполняя все более сложные глазомерные действий. Развивала у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Используя творческий подход я разработала пособия из бросового материала, который имеется в каждом доме (пластиковые бутылки, пробки, упаковки). В процессе изготовления таких пособий дети принимали участие: они видели, как изготавливаются тарелочки, коробочки из какого материала, какого цвета, видели конечный результат, что для них уже было игрой. Дети с интересом и любовью играют в эти игры.
Игра со слушателями: «Веселая тарелочка» (геометрия)
Цель нашей игры: запомнить названия геометрических фигур.
Закреплять умение группировать однородные предметы по форме, закреплять основные цвета.
Пустая коробка из-под чая послужила основой для развивающего пособия «Домик». Сортируя предметные картинки и геометрические фигуры по разноцветным кармашкам, дети закрепляют названия основных цветов спектра и их оттенков, развивают предметные действия, приобретают навыки ориентации в пространстве.
Из пластиковых крышек разного цвета и диаметра изготовила пособие: «Божья коровка», которое помогает детям не только закреплять названия цветов, но и знакомиться с понятием величины предметов.
Для развития тактильных ощущений имеется «Тактильный паровозик». Подобрала различные виды бумаги (картон, бархатная, наждачная) и ткани (мех, фетр, драп, шелк). Образцов должно быть по два. Один образец ребенок достает из мешочка, тщательно обследует, второй ищет на ощупь в «Тактильном паровозике».
Игра со слушателями: Достаньте из мешочка любой предмет. В тактильном паровозике найдите на ощупь такой же предмет.
Так же для развития тактильных ощущений представлено пособие «Ящик ощущений». (ящик, в котором предметы различные, определить на ощупь на что похоже).
Для закрепления эталона цвета имеется пособие «Поляна».
Для закрепления эталона величины использую пособие «Дракоша». Дети находят пуговицы разной величины, формы и цвета
Для закрепления запаха оформлено пособие «Душистые шарики».
Современные стандартные пособия для воспитания сенсорной культуры детей, имеют узкую направленность, рассчитаны на определенный возраст детей и в целом предназначены для индивидуального пользования. Это стало причиной разработки сенсорного пособия, которое было бы мобильным, многофункциональным, позволяющим пользоваться им как индивидуально, так и нескольким детям одновременно. Пособие, которое можно использовать в работе, начиная с первой младшей группы до старшего дошкольного возраста, которое способствовало бы активному развитию речи, вербальному общению с детьми, совершенствовало психические процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание), помогало бы учить малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе, развивать коммуникабельные способности дошкольников, включать их в содержательную деятельность; соответствующее современным требованиям сенсорного воспитания, дающего возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка. Таким пособием стал коврик «Времена года». Работа с пособием раскрывает следующие возможности:
- Развитие речи детей решается благодаря развитию мелкой моторики рук и многократному повторению стихотворного текста, сопровождающего различные игры и в дидактическом пособии.
- Развитие интеллектуальных, коммуникабельных способностей;
- Совершенствование психических процессов.
Пособие «Времена года».
Панно сшито из ткани, имеет различные съемные детали, которые крепятся к основе с помощью крючков, «липучек», пуговиц, кнопок, молний. Развивающее панно способствует эмоциональному развитию малышей, формирует представление о форме, величине, цвете предметов, развивает моторику пальцев рук. В пособии представлены 4 времени года
К данному пособию написаны мною сказки и рассказы, которые я использую не только для формирования сенсорных эталонов, но и для познавательно-речевого развития ребенка, для математического развития, ознакомления с окружающим миром. С помощью такого коврика изучаю природные явления, Правила дорожного движения, сочиняем с детьми сказки, учим стихи.
Параллельно веду работу с родителями. Предложила им подбор методический литературы по организации дома занимательных игр с детьми по развитию сенсорного восприятия. С родителями были проведены консультации, оформлены папки – передвижки по теме: «Восприятие цвета», «Восприятие формы», где были даны конкретные рекомендации по организации игровой деятельности детей дома. Родители активно участвовали в преобразовании предметно-развивающей среды в группе. Для развития мелкой моторики рук, восприятия цвета, формы были изготовлены дидактические пособия. Совместно с родителями организовали выставку дидактических игр своими руками, провели смотр – конкурс «Пуговичный дизайн»
При изготовлении и подборе дидактических пособий я учитывала то, что младший дошкольник всегда стремится к чему-то необычному яркому. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет.
Участвую в обобщении педагогического опыта по сенсорному развитию детей: на локальном уровне – в детском саду, муниципальном, региональном, а также федеральном. В нашем дошкольном образовательном учреждении заняли 1 место в смотре-конкурсе «Создание условий для сенсорного воспитания» (2012г.). На городском методическом объединении общеразвивающих групп, выступила с докладом «Развитие сенсорной культуры младших дошкольников с помощью дидактических игр и пособий» (2012г.). Принимали участие в Региональной Ярмарке социально-педагогических проектов и воспитательных технологий с проектом «Пуговица и пуговички» (2012г.), награждены Благодарностью. На городском методическом объединении «Флешка» выступила с Презентацией «Использование дидактических игр и пособий для развитию сенсорной культуры младших дошкольников» (2013г.). На республиканском семинаре «Организация жизни детей раннего возраста», который проходил в Абакане получила Сертификат участника. Приняла участие в «Интернет-журнале для педагогов ДОУ» в конкурсе на «Лучшую авторскую публикацию», с авторским материалом: «Дидактические игры и пособия по сенсорному воспитанию младших дошкольников в детском саду» (2014г.), получила Сертификат участника.
В результате проведенной работы по данной теме дети научились обследовать предметы, замечать сходства и различия между ними, подробно описывать их, выделяя главные и второстепенные признаки. У малышей начал формироваться устойчивый интерес к дидактическим играм, почти все дети стали самостоятельно использовать в активной речи слова, обозначающие признаки предметов. Полученные знания детьми об элементарных сенсорных эталонах послужат основой для дальнейшего интеллектуального развития и подготовке детей к школе.
Я предлагаю собрать бусы. Желтый цвет обозначает, что тема выступления раскрыта, понятна, изложена доступно. Зелёный цвет – имеются дополнения и пожелания. Нанизывая бусинку, Вы можете прокомментировать свой выбор.
Источник