Создание условий для речевого развития ребенка дошкольника по фгос

Консультация «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

-обедненный словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными секциями, кружками и т. д. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т. д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде.

Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.

В традиционной дошкольной методике развития речи основной формой является обучение на специальных занятиях. Но практика и многочисленные современные исследования доказали, что на занятиях речь детей плохо развивается, речевыефронтальные занятия недостаточно эффективны.

Что же эффективно и почему?

Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:

• эмоциональный комфорт (положительные эмоции);

• партнерский, доверительный стиль общения

• достаточная свобода для деятельности

• большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т. е. развивающая и обучающая среда.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни. При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах. Перечислим основные:

1. Общение

2. Игры.

3. Пение.

4. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать).

5. Труд: трудовые и речевые действия.

6. Досуг. Праздники и развлечения, как эффективная форма обучения речи.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ должны включаться задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

• создание развивающей предметно-пространственной среды;

• целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

Читайте также:  Все о развитии ребенка в три месяца

• повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

• изучение состояния устной речи детей;

• участие родителей в речевом воспитании детей.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении.

С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ должны быть оформлены книжные центры, центры природы, мини-лаборатории, центр театра и музыки, центр «Мы играем». Педагоги должны накапливать и систематизировать разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

На занятиях все педагоги должны большое внимание уделять развитию словаря. Проводить систематическую работу по формированию связной речи и ее активизации. Постоянно работать над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводить работу над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневно проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику.

Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги должны использовать разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д., решение речевых логических задач, игры-драматизации, составление загадок, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного познавательно-речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах познавательно-речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитиюребенка в семье должны осуществляться через:

• Оформление информационного стенда для родителей в приёмных групп.

• Воспитатели должны разрабатывать рекомендации для родителей по познавательно-речевому развитию детей и оформлять в виде буклетов методичек, папок-раскладушек, брошюрок.

• Проводить семинары – практикумы по ознакомлению с особенностями речевого развития детей определённого возраста;

• Проведение конкурсов («Сочиняем сказки вместе», «Чудо с грядки-огорода», «Зимняя сказка».

• Проводить ндивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей.

• Давать практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

• Проводить родительские собрания с приглашением учителя-логопеда.

• Приобретать и изготавливать игры и пособия по развитию речи.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условиемполноценного познавательно-речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Источник

Создание условий для развития речи дошкольников

в ДОУ в соответствии с ФГОС

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:

  1. владение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря;
  3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  4. развитие речевого творчества;
  5. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  6. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Проведя сентябрьскую диагностику было выявлено, что у многих детей: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. А зачастую и вообще однословная речь, состоящая лишь из однословного ответа на вопрос.

Недостаточный словарный запас.

Бедность диалогической речи: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

Не способность построить монолог. Большинство детей не смогли составить нам рассказ ни по серии сюжетных картин, ни по сюжетной картине. Они подменили рассказ перечислением предметов и действий.

Отсутствие навыков культуры речи.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.

Читайте также:  Влияние подвижной игры на всестороннее развитие ребенка

Поэтому важно педагогу выстроить работу по реализации ОО «Речевое развитие» с учётом ФГОС так, чтобы осуществлялась цель и решались задачи речевого развития в системе.

Цель:

– Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Задачи:

– Овладению речью как средством общения и культуры;

– Обогащение активного словаря;

– Развитие связной, грамматически правильной и диалогической и монологической речи;

– Развитие речевого творчества;

– Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

– Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

– Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха)

Для осуществление цели и решения поставленных задач предлагаю выбрать следующие направления:

Развитие речи с помощью предметно-развивающей среды,

Развитие речи на протяжении всех видов непосредственно- организованной образовательной деятельности,

Развитие речи детей во время общения взрослых и детей.

Насыщая групповое пространство, необходимо позаботиться в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.

Обогатить книжный уголок яркими, красочными книгами, чтобы привлечь внимание детей и желание их посмотреть, а, как следствие, придумать рассказ по иллюстрациям.

Для театрализованного уголка я бы рекомендовала приобрести и изготовить разные виды театра, разнообразные маски.

Хотелось бы, чтобы группа была оснащена игровым оборудованием, дидактическими и развивающими играми, которые влияют на развитие речи у детей.

В уголке природы группы есть растения, инвентарь по уходу за ними, гербарии растений, а так как макетирование способствует развитию речи детей, мы советуем совместно с детьми изготовить макеты: например, «Горы», «Жители водоёма», «Жители леса», «Аквариум», «Дикие животные», «Домашний двор» и поместили их в уголке природы.

Так как конструктивная деятельность способствует речетворчеству дошкольников, приобретите конструкторы ЛЕГО, конструктор – пазл.

Необходимо систематизировать практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия, тематические альбомы, игры для развития мелкой моторики.

Образовательный процесс нужно организовать таким образом, чтобы обеспечить детям потребность в получении новых знаний. Проблемно – игровые, развивающие ситуации, литературные викторины, чтения, разнообразные видеофильмы познавательного содержания, слайдовые презентации – все это побуждает детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать и поделится своими знаниями с детьми.

Поэтому в было бы неплохо иметь в группе Книгу Сказок, Энциклопедию стихов, куда вы с детьми сможете записывать и зарисовывать придуманные ими истории и сказки, альбомы с сочиненными детьми загадками, считалками, дразнилками, с интересными и веселыми случаями, рассказанными детьми.

Организованный таким образом педагогический процесс позволяет сделать результат речевой деятельности ребенка предметом обсуждения, оценки. Это способствует развитию самооценки, повышению социального статуса ребенка в группе сверстников.

В старшем дошкольном возрасте ведущей задачей является развитие речевого творчества. Приоритетными становятся творческие задания, направленные на развитие воображения, мышления и речи детей.

Это игры и творческие задания для составления рифмованных текстов, текстов сказочного содержания, составление рассказов по картине.

Используя в своей работе приемы моделирования, алгоритмы, схемы, можно познакомить детей со способами сочинения загадок, считалок, с разнообразными моделями составления сказок.

Важно, чтобы в процессе сочинительства дети освоили элементарные приемы создания нового речевого содержания: комбинирование, олицетворение, отстранение и др.

Для создания новых образов героев детских сказок использйте игру «Разрезные картинки». Комбинируя всевозможные сочетания элементов игры на фланелеграфе, ребенок упражняется в создании новых образов героев будущей сказки.

Также можно использовать игру «Необыкновенное животное»: путем сочетания частей тела разных животных ребенок создает новый образ сказочного зверя. Затем придумывает ему имя, определяет место обитания, способ питания, ориентируясь при этом на особенности его внешнего вида. Продолжая разговор, можно предложить подумать о том, кто из зверей способен причинить вред этому фантастическому животному, как оно будет обороняться и спасаться от врагов, с кем будет дружить. Ребенок может придумать и создать «друга» для своего животного.

Игру «Разрезные картинки» можно использовать и при составлении новых сюжетов из элементов известных сказок. Сюжеты сказок представляются в игре в виде модели или серии сюжетных картин. Упражнения в сюжетосложении позволяют раскрепостить воображение ребенка, активизировать его фантазию и вызвать желание придумать сказку самостоятельно.

Таким образом, накопление содержания для речевой деятельности ребенка происходит за счет расширения круга его представлений об окружающей действительности (от предметов ближайшего окружения до сферы социально-нравственных взаимоотношений между людьми), развития эмоциональной сферы и становления ценностной ориентации.

Читайте также:  Этапы развития логического мышление ребенка дошкольного

Дополнительными средствами речевой деятельности выступают невербальные способы передачи мыслей: жесты, мимика, пантомимика, которые усиливают речевое воздействие на собеседника, дополняют и эмоционально окрашивают содержание речи.

Для того, чтобы словарный запас ребенка был достаточно обширен, чтобы дети овладели сложными речевыми формами, могли свободно использовать в своей речи такие средства языковой выразительности, как эпитеты, образные сравнения, метафоры, гиперболы, применяйте приемы, направленные на использование детьми в речи образных характеристик объектов, куда входят задания по составлению сравнений, метафор, придумыванию загадок, игры.

Не менее важна задача развивать умение ребенка отбирать и использовать те средства, которые соответствуют поставленной цели и содержанию речевой деятельности.

Процесс творческого рассказывания должен быть направлен на то, чтобы поставленная ребенком цель речевой деятельности отражала не только тему и содержание рассказа, но и его «настроение».

Например: «Найди в группе самую веселую игрушку и расскажи про нее», «Придумай страшную сказку», «Расскажите смешную историю о грустном котенке», «В нашей группе появился печальный цветок, как вы думаете, что он мог бы сказать?», «Сказка о доброй Бабе – яге».

В процессе рассказывания в соответствии с характеристикой рассказа, указанной в цели, ребенок отбирает необходимые ему средства речевой деятельности.

Дети активно осваивают разные виды повествовательных рассказов (по картинке, по игрушкам, по модели, по плану воспитателя и т.д.),

Дети упражняются в сочинении творческих повествовательных и описательных рассказов (придумывают окончания рассказов, рассказы по аналогии, по серии сюжетных картин, сочиняют загадки, сказки и т.д.).

В работе с детьми, для осуществление цели и решения задач речевого развития необходимо использовать весь спектр педагогических методов и приемов.

Применять наглядные методы: непосредственное наблюдение и его разновидности, проводя наблюдения в природе: за птицами, за ветром, за погодными условиями, осуществлять экскурсии на почту, в магазин, в школу, в выездной зоопарк, где дети наблюдают, описывают увиденное, сравнивают, рассказывают о различных явлениях и объектах природы, решают различные ситуации.

Применяя опосредованное наблюдение рассматривать с детьми игрушки и картины, описывать их, затем составлять рассказы.

Используя словесные методы, читайте и рассказывайте детям художественные произведения, заучивайте с ними наизусть стихотворения, пересказывайте знакомые им сказки и рассказы, беседуйте на темы недели детского сада, интересующие вопросы детей, на сложившиеся ситуации в группе, рассказывайте с детьми без опоры на наглядный материал, например на такую тему как «расскажите как провели выходные? », «расскажи как прошёл твой день рождения?»

В театрализованном уголке можно поселить, например, бабушку- рассказушку, которая будет присутствовать в любом режимном моменте и просить детей рассказать о своих действиях.

Применяя практические методы используйте в работе с детьми различные дидактические игры,

Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь.

Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры с удовольствием играют в постановках по сказкам. Особенно любимые «Пых», «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Репка», поэтому используйте игры драматизации, инсценировки.

Любят дети выполнять упражнения с лентами с обручами, с мячами под музыку, поэтому используйте пластические этюды.

Как и предыдущие приёмы любимы детьми хороводные игры.

Деятельность с бумагой, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.

На занятиях изобразительной деятельностью детей знакомить с новыми словами, учит понимать, различать, употреблять слова в активной речи. Ребенок знакомится с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различает и употребляет слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

 Воспитатели также играют не маловажную роль в развитии речи детей. На их занятиях развиваются, совершенствуются, закрепляются певческие навыки и формируется стереотип правильного произношения звуков, слов. Характеризуя музыкальные произведения – дети подбирают качественные прилагательные. Разучивание песен – предполагает заучивание наизусть. Слушая музыкальные произведения – рисуют образные картины, составляя предложения и рассказы. Проведение праздников – предполагает общение со сверстниками, со взрослыми.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через различные формы, например, круглые столы, семинары-практикумы, беседы и консультации с родителями. Размещение информационных листовок в уголке для родителей тоже не будет лишним.

Источник