Создание условий для развития здорового ребенка
Татьяна Макшанцева
Создание условий для здорового образа жизни ребёнка — первооснова полноценного воспитания и развития (из опыта работы)
Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Поэтому очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.
Формирования физической культуры основываю на организации двигательной активности детей в течение дня, развитии и совершенствовании уже имеющиеся навыки.
Основные принципы моей работы :
-естественность ;
– посильность движений;
-добровольность и желание ребенка их выполнять (в ребенке постоянно поддерживаю уверенность, что он может так сделать, что у него получится
В понятие «здоровый образ жизни»вкладываю следующее:
• состояние хорошего самочувствия;
• возможность быть бодрым и энергичным в течение дня;
• осуществление ребенком широкого спектра действий, движений.
Системная работа мною по данному направлению включает следующие формы работы: утреннюю гимнастику, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, гимнастику после сна, физкультминутки, самостоятельная двигательная деятельность, физкультурные досуги, физкультурные занятия,
Образовательный процесс в детском саду по приобщению к здоровому образу жизни, помимо традиционных форм физкультурно – оздоровительной работы, включает так же
-проведение дней здоровья,
– недели каникул,
-занятия по ознакомлению с окружающим;
– занятия валеологического содержания, где формируются представление о частях тела ребёнка, их назначении;
– чтение художественной литературы, с правилами поведения в группе, на улице, с этикетом, с правилами взаимоотношений среди людей.
С нашими детьми у нас запланирована серия занятий по формированию знаний о здоровом образе жизни. В занятии «Кто, как от дождя спасается», учили детей выбирать одежду для прогулки, воспитываем заботливое отношение к друг другу.
В занятии «Загадки с грядки»,ставили цель: сформировать умение различать по внешнему виду и вкусу некоторые овощи.
Большое значение в приобщении к здоровому образу жизни имеют «Волшебные гимнастики»
– артикуляционная (для развития речевого аппарата «Орешки», «Футбол», «Качели»).
-пальчиковая, которые проходит ежедневно (и во время занятий и в течение дня) она прежде всего развиваем мелкую моторику рук детей; «Пальчики цыплятки», «Утречко»;
– дыхательная, которая используется на утренней зарядке, музыкальных, физкультурных занятиях способствует улучшению работы дыхательных путей. (Вдох через нос, выдыхаем через рот «Свеча»,
– физкультминутки,
-закаливание в режимных моментах.
В организации подвижных игр и физических упражнений использую разнообразные движения в зависимости от характера занятия, времени года, индивидуальных особенностей детей.
Организм ребенка после сна требует постепенного “пробуждения” и подготовки к активной деятельности. Физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект, она нравится и лежебокам и подвижным детям, так как проводится в занимательной форме. Упражнения начинают дети выполнять в положение лежа(«Божья коровка», «Кошечка» и др.) постепенно встают, а по дороге в туалетную комнату выполняют ряд упражнений (ходьба и бег по ребристой дорожке, ходьба след в след).
Больше времени отводится самостоятельной двигательной деятельности детей. Подвижные игры подбираю с учетом уровня сложности и цели их проведения, так как игра имеет свою игровую задачу, направлена на физические способности ребенка, укрепление его здоровья и развитии интеллекта. Организую подвижные игры, игры с элементами соревнования «Кто быстрее», «Кто дальше», игры для развития глазомера и точности движений «Попади в круг», «Сбей кеглю», ловкости, быстроты реакции, ориентировку в пространстве «Найди своё место» ;силы, выносливости, координации движений, способности управлять своим телом. Продуманное рациональное размещение оборудования побуждает детей к движению.
Формирование культурно – гигиенических навыков – важная составная часть приобщения ребёнка к здоровому образу жизни. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду.В группе проведены занятия на темы: по художественно-эстетическому развитию «Носовой платочек для зайки», «Расчёска» и др., по познавательному развитию «Королева Зубная щётка», чтение худ. литературы «Айболит», «Мойдодыр» и др.
В группе оборудован спортивный миниуголок, в котором наряду со стандартным фабричным оборудованием (мячами, кеглями и др.)находятся и нестандартные, изготовленные руками воспитателей и родителей: «дорожки здоровья» для босохождения, шапки-маски для подвижных игр и др.
Я уверена, что семья во многом определяет отношение ребёнка к физической культуре, здоровому образу жизни и спорту.
В работес родителями я использовала беседы и консультации : «Рекомендации по созданию спортивного уголка дома», «Каким видом спорта можно заниматься дошкольнику», «Упражнения для профилактики плоскостопия, осанки, зрения» и т. д.
Проводимый в нашем детском саду двигательный режим обеспечивает постепенное повышение физических качеств дошкольника, способствует коррекции телосложения, закаливанию организма дошкольника, направленному на хорошее сопротивление простудным и инфекционным заболеваниям.
Источник
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Автор: Скоробогатова Елена Александровна – воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 87 «Ладушки»
г. Нижневартовск ХМАО – Югра
Здоровье является истинно человеческой ценностью. По словам А. Шопенгауэра, именно «здоровье превышает все блага человеческой жизни». Несмотря на систему мероприятий в нашей стране по охране здоровья, состояние его, постоянно ухудшается, что вызывает большую тревогу. Из года в год растет число детей с ослабленным здоровьем, этому способствуют различные факторы: экологические, наследственные, социальные, а так же психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.
Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Поэтому усилия работников дошкольной организации направлены на оздоровление воспитанников, культивирование здорового образа жизни среди подрастающего поколения.
Приобщение воспитанника к здоровому образу жизни является приоритетным направлением в деятельности образовательных организаций и каждого педагога. В Федеральном государственном образовательном стандарте одной из важных задач, стоит задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Полученные дошкольниками представления о здоровом образе жизни, позволят им в дальнейшей жизни находить способы укрепления и сохранения своего здоровья. Желание быть здоровым есть у каждого человека, но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, одного желания мало. Нужно хорошо знать свой организм, иметь представление о том, что полезно и что вредно, а главное – активно о нем заботиться.
Дошкольный возраст самый благоприятный период для становления ценностей здорового образа жизни, поэтому в дошкольной образовательной организации необходимо создать условия, которые гарантируют охрану и укрепление здоровья воспитанников, и будут способствовать формированию привычки вести здоровый образ жизни. Здоровому образу жизни нужно учиться, а обучение дошкольников должно проходить в деятельности.
Для того, чтобы решить комплекс задач по здоровьюсбережению и созданию здоровьесберегающей среды применяем различные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья – динамические паузы, подвижные и спортивные игры, гимнастика для глаз и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж и т.д.
Технологии обучения здоровому образу жизни – игровые занятия с использованием методической литературы Г.К. Зайцева «Уроки Знайки», «Уроки Айболита», «Познай себя», «Уроки здоровья для дошкольников» (Л.В. Гаврючина программа «Здоровый малыш») и др., проблемные ситуации, игротерапия и т.д.
Медико – профилактические технологии – бассейн, закаливание, лечебно-оздоровительные мероприятия, профилактика ОРВИ и гриппа и др.
Для того, чтобы реализовать работу по ЗОЖ необходимо сформировать в дошкольной организации здоровьесберегающую среду, способную стать содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и главное безопасной. Здоровьесберегающая среда – это, прежде всего комплекс социально- гигиенических, психолого-педагогических, морально – этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, которые обеспечивают ребенку психическое и физическое благополучие. Данная среда должна удовлетворять потребности воспитанника и способствовать формированию у него представлений о здоровом образе жизни, помогать, лучше узнать свой организм, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью других людей. Все пособия, атрибуты, игры в дошкольной организации должны быть красочными, яркими, интересными, чтобы привлечь внимание детей и желание с ними действовать.
В ходе моей работы по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни, возникла идея о создании в группе многофункционального уголка «Страна здоровья». В каждой стране есть свой герб, такой герб появился и в нашей «Стране здоровья. В центре Солнце, как источник жизни на земле. В каждом цветовом секторе символы, составляющие основу нашего здоровья, это – спорт, гигиена и здоровое питание. Для ознакомления воспитанников с темой «Мой организм», в группе появился человечек – Кирюшка, который помог привлечь внимание к изучению человеческого организма. Информация на стенде «Советы Аскорбинки» постоянно обновляется, и размещается с помощью цветных картинок, из которых дошкольники узнают о способах закаливания, сохранения зрения и слуха, предупреждения плоскостопия и сколиоза, полезных и вредных привычках, а так же другая полезная информация по формированию представлений о здоровом образе жизни. В Стране Здоровья воспитанники получают представления о витаминах, правильном питании, знакомятся фруктами, овощами и продуктами, учатся классифицировать их, определяя их пользу и вред. Здесь дошкольники знакомятся с зубами, их ролью в жизни человека, полезных и вредных продуктах, наглядно видят, как выглядят здоровые и больные зубы, а так же учатся правилам ухода за зубами. Данный уголок помогает при проведении непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми по разделам «Человек», «Витамины и здоровая пища», «Здоровье наших зубов», «Культурно-гигиенические навыки». Для формирования привычки вести активный и здоровый образ жизни помогает оборудованный спортивный уголок с наличием стандартного и нестандартного физкультурного оборудования.
Чтобы привлечь внимание воспитанников, используем сказочные персонажи: Доктор Айболит, Аскорбинка и ее друзья, Королева зубная щетка, Микробы, Старуха Простуда и другие. Дошкольники любят, когда им читают книги, рассматривать картинки, поэтому возникла необходимость создать библиотеку художественной литературы и иллюстративного материала по здоровому образу жизни. Наличие развивающей здоровьесберегающей среды и системная деятельность в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении способствует формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни и подводит к осознанию вести такой образ жизни с детства.
На состояние здоровья дошкольников, благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни, как в детском саду, так и дома. Ориентируясь на своих родителей, ребенок развивается соответственно «картине» увиденного. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни должно проходить с малых лет не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Поэтому наши родители, стали активными участниками и помощниками, в деле оздоровления своих детей. Создание клуба «Здоровый дошкольник», цель которого, пропагандировать здоровый образ жизни и оказывать консультативную помощь, привлекло родителей, которые явились не только слушателями, но и активными участниками всех оздоровительных мероприятий. Созданный уголок здоровья, помогает представить родителям информацию по вопросам здорового образа жизни, проводить опросы и анкетирование. Традицией стало проведение совместных оздоровительных мероприятий, ведение альбомов «Здоровички»
Поделившись своим опытом работы в данном направлении, хочется заинтересовать других педагогов творчески подходить к созданию условий по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни.
Список литературы:
- Приказ Минобрнауки Р.Ф. от 17.10.2013 N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании”
- Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.– М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 112 с.
- Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2001.-№1.-с.114
- Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера 2007. – 160 с.
- Здоровьесберегающее пространство ДОУ/Под ред. Н.И. Крыловой.- Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
- Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Оверчук Т.И. «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных ОУ: проблемы и пути оптимизации». М.-2001.
Источник
татьяна соловьёва
Создание условий для формирования здорового образа жизни у дошкольников
Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровьядетей регламентируется рядом нормативно- правовых документов: Закон РФ «Об образовании», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения в РФ», областная целевая программа «Физическое воспитание – здоровье нации» и др.
Социально-гигиенические, эпидемиологические, социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека зависит от: образа жизни, экологии, наследственности, здравоохранения.
Под «образом жизни» мы понимаем активную деятельность людей, направленную в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.
Ребенок по своей природе деятель, а деятельность выражается прежде всего в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие. Развитие движений – один из главных показателей нормального нервно-психического развития детей.
На повышение двигательного статуса детей оказывает большое внимание двигательный режим. Вся физкультурно – оздоровительная работа в детском саду строится с учетом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей дошкольного возраста. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формировании всех систем и несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребенка.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и со-стояние здоровья ребенка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, вос-приятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребенка, который составляет его двигательный статус. В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям.К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия после сна. Они являются основой тренировки организма.
Формирование навыка здорового образа жизни – длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, можно давать позитивные формулировки и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение. Лучше всего чаще играть в игры на развитие того или иного навыка.
Второе место в двигательном режиме детей занимают образовательные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности и приобращения детей к ЗОЖ.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Деятельность, возникшая по инициативе самого ребенка это проявление его интереса, его выбор, а значит, и результат будет более благоприятным, в том числе и для взрослых. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна, во время прогулок. При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек). Педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их, таким образом, поддерживая потребность в спонтанной двигательной активности детей по созданию условий для переживания «мышечной радости».
Немаловажное значение, при формировании ЗОЖ, отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К таким занятиям относится неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно – спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования.
Программа деятельности ДОУ по расширению двигательного статуса детей предусматривает взаимодействие с социумом. В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы и т. д. Удачно проходят спортивные досуги с родителями. Широко используется информация в родительских уголках,в папках-передвижках: «В каком возрасте лучше начинать заниматься спортом», «Как выработать у детей правильную осанку», «Формирование основ ЗОЖ» и т. д.
Все эти формы взаимодействия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно- гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
Таким образом, двигательный режим в дошкольном учреждении включает в себя всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Его содержательная сторона направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей.
При разработке рационально двигательного режима учитывается не только биологическая потребность детей в двигательной активности, но и предусматривается ее рациональное содержание основанных на оптимальном режиме разных видов занятий, подобранных с учетов возрастных и индивидуальных особенностей.
Сознательное отношение ребенка к своему здоровью, использование доступных средств для его укрепления, стремление к расширению двигательного опыта – это и есть положительный результат в работе.
Таким образом, работа по здоровьесбережению позволит качественно ре-шать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональность насыщенность образовательной деятельности, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело – все это дает положительный эффект в работе.
Источник