Создание условий для развития ребенка в начальной школе

Создание условий для развития личности ребёнка
                       в образовательном учреждении.
Выступление на форуме.         

          Мир, окружающий современного человека, чрезвычайно сложен и многообразен. И задача учителя – подготовить учащихся к целостному восприятию окружающего пространства как сложного, постоянно развивающегося природно-социального комплекса.

         Цель нашей работы направлена на формирование личности, овладевшей основами наук, включая знания и умения, которые дают ему возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в новых ситуациях. 
         Основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого школьника, подготовка учащихся к самостоятельному, творческому труду, развитие функциональной грамотности учащихся, совершенствование процесса обучения в целом. Образование – это достояние человека, средство его самореализации в жизни.
         Адаптация современного человека к рыночным отношениям напрямую связана с освоением нравственных ценностей, с гражданской позицией, трудолюбием, творчеством. Старшеклассник, готовясь к выбранной профессии, имеет знания, которые он получает на уроках, для того чтобы уверенней чувствовать себя в жизни. На уроках мы помогаем осознавать, что успех зависит не только от трудолюбия и творчества, но и от инициативности, профессиональной грамотности. С педагогической точки зрения важно, что модель, способствующая созиданию знаний, а не их получению в готовом виде, развивает духовный, интеллектуальный, нравственный, творческий потенциал учащихся. Это помогает им разобраться в социальных проблемах, выработать собственную точку зрения на важнейшие жизненные проблемы, найти свое место в жизни. Руководствуясь технологией личностно-ориентированного образования, воспитываем каждого ученика развитой самостоятельной личностью, ищущей свое место в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полноценной, осмысленной и творческой жизнью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.
  Анализируя нынешний этап развития школы, мы пытались ответить на 3 основных вопроса, сведя их сознательно к формулировкам в самом упрощенном и понятном виде: чего от нас хотят? Кто мы и что мы можем сделать? Как мы это будем делать? 
                   Ученики хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех, хотят получить качественное образование.
  В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который позволяет учителю:
• способствовать раскрытию в каждом ученике творческого потенциала, развитию его потребностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
• позволяет строить образовательный процесс в форме диалога.
  Отношения с учащимися строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества. На уроках создаём благожелательную творческую атмосферу, воспитывая в детях любовь к Родине, доброе и бережное отношение к окружающему миру, интеллигентность и порядочность в общении между людьми, постоянно обращаясь к субъектному опыту школьников, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности, признавая самобытность и уникальность каждого ученика. Морально-психологический климат на уроке – основа основ взаимопонимания, поэтому стремимся к тому, чтобы и оформление кабинетов вызывало положительные эмоции, деловой настрой.
  Используем такой вид работы, как сменяемость, что позволяет избежать перегрузки на уроках. Погружение даёт возможность как можно больше усвоить на уроке, учащимся со слабыми способностями усвоить и закрепить обязательный минимум, а учащимся с творческими способностями поработать с дополнительным материалом, расширить и углубить знания. 
  Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают у учащихся особый интерес: уроки путешествия, деловые игры, КВН, устные журналы,  экскурсии и другие, которые вносят разнообразие в учебную деятельность. В традиционные уроки вводим игровые моменты. Активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и потребностей, а не в ущерб их личностному развитию. 
  Внешкольная информация усиливает мотивацию учащихся при изучении предметов. Используя информацию средств массовой информации, решаем одну из сложнейших методических задач – обучение школьников выделению главного в тексте и отчленение его от «белого шума». Учащиеся не должны воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, им нужно понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее по заданным признакам, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки и вносить предложения по их исправлению. При этом воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать собственные аргументы «за» и «против». Используя медиаобразовательную технологию подготавливаем подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, учим понимать информацию и критически оценивать ее качество.
  В работе с детьми, исходим из того, что у ребёнка есть все задатки к развитию неплохих способностей в какой-либо области человеческой деятельности. Воспитательное воздействие нацелено на выявление творческих способностей, интеллектуальной инициативы, социальной ответственности. Исходя из того, что сегодня обществу нужна личность конкурентоспособная, волевая, умеющая ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы, стараемся создать условия для максимально возможного раскрытия способностей ребёнка.
  Планирование воспитательной работы многие классные руководители проводят на базе предварительной психодиагностики, точного определения зоны их потенциальных интересов, целей и задач воспитания, которые ставит перед собой школа. Учитывают это и при планировании тематических классных часов и при индивидуальной работе с учащимися.
  Создаём благоприятные условия для развития всесторонне развитой личности, для этого расширили внеклассную воспитательную работу путём обеспечения единства работы школы со всеми внешкольными учреждениями: музыкальной школой, Домом культуры .Итогом этих встреч явилось решение о создании условий для деятельности детей во внеурочное время, о помощи ребёнку найти любимое занятие, реализовать творческие замыслы, а также менять их в зависимости от желания.
  В течение всего учебного года работает единая программа досуговой деятельности детей.  В школе уделяется особое внимание вовлечению учащихся в кружки и секции учреждений дополнительного образования:

  Семья – наиболее мощный по исходным данным влияния на развитие ребенка и поразительно стихийный в дидактическом отношении социум. Школу и семью связывает единый объект взаимного влияния, исходя из этого, руководствуемся едиными требованиями по отношению к ребёнку, информируем родителей учащихся с новым содержанием и новыми технологиями обучения. Тесные и систематические контакты с родителями строим на взаимном доверии и доброжелательности, опираясь на всё то положительное, что есть в ученике. 
  Ребёнок – связующее звено в сотрудничестве школы и семьи, консолидирующий центр, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается целостный учебно-¬воспитательный процесс. В этой ситуации ребенок становится субъектом не только учебной и внеучебной деятельности, но и собственного воспитания. Более того, он становится активным субъектом совместной деятельности всех участников педагогического процесса – учителей, учащихся, родителей и заинтересованной в воспитании детей общественности. Школа, учителя, классные руководители могут успешно выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесном сотрудничестве с семьей. Лишь общими целенаправленными усилиями педагогов, родителей, общественности удается плодотворно влиять на развитие личности ребенка, решать воспитательные задачи. Систематическое приобщение родителей, общественности к жизни и деятельности школы дает возможность проникнуться насущными заботами школы, сознанием общей ответственности за подготовку юной смены. 

Привлечение родителей, выпускников школы и местного сообщества к участию в школьных делах, в учебно-воспитательной работе помогает педагогам решать многие задачи, существенно облегчает их труд. В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей, профессии одни родители принимают участие в оформление классных комнат, оборудовании учебных кабинетов, изготовлении наглядных пособий; другие охотно проводят беседы, рассказывают о себе, своей специальности; третьи организовывают кружок или секцию, экскурсии, походы, соревнования, стремятся заинтересовать в совместной деятельности других родителей, воздействовать на нерадивых школьников. 

  Таким образом, в нашей школе и создаются условия для развития личности ребёнка.

Источник

Выступление на методическом объединении.

«Создание условий для полноценного интеллектуального и творческого развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.»

ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Разберемся, какая роль отводится в нем, в развитии интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Анализируя разработанные требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, отмечаем их направленность на «…овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;… формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду…» . Метапредметные результаты, как прописано в документе, должны отражать: «… освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права  каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий…». Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать «…сформированность потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;… использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач…». Таким образом, в современном документе уделяется достаточное внимание развитию творческих способностей младшего школьника, благодаря которым, он не будет чувствовать растерянность при встрече со сложными учебными и жизненными задачами, оценит противоположные взгляды на проблему и выберет оптимальный путь ее решения. Проявляя творчество, младший школьник будет уверенней ощущать себя и при установлении контактов с окружающими, в проявлении своих личностных особенностей, поиске выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций. Далее необходимо определить, какие приемы и методы по развитию творческих способностей будут оптимальными для младшего школьника. Среди подходов отечественных психологов к развитию творческих способностей детей можно выделить следующие:

– личностно-ориентированная позиция педагога (Вишнякова Н.Б., Исаев Е.И., Митина Л.М., Чудновский В.Э., Яковлева Е.Л.);

– развитие мыслительных процессов (Артемьева В.А., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Моляко В.А., Обухова Л.Ф., Поддьяков Н.Н., Смолярчук И.В., Чурбанова С.М);

– погружение в культуру художественной деятельности (МеликПашаев А.А. и Новлянская З.Н., Полуянов Ю.А.,Сметанина Н.В.);

– создание предметно-игровой среды (Новоселова С.Л., Петровский В.А., Ходырева Е.А., Шумунова Т.В.).

Предлагая методы развития личностных качеств и творческих способностей обучающихся, ученые рассматривают их как способности к – воображению, рефлексии, самостоятельности, в решении или разработке своих действенных программ, а так же, способности идти на риск без страха перед возможной оплошностью. Рассмотрим, отмеченные методы учеными, которые дают наибольший эффект:

 1. Творческое задание.

2. Создание проблемной ситуации или постановка проблемы.

3. Дискуссия (организация обсуждения материала).

4. Создание креативного поля.  

5. Перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень. Рассмотрим предлагаемые методы более подробно:

 Творческое задание – это учебное задание, которое содержит творческий компонент, при решении которого, обучающемуся, необходимо использовать способы, приемы и знания, не применяемые им ранее. Считаеся, что, почти любое задание можно представить в творческой форме, однако, наибольший творческий потенциал, содержат такие виды учебных заданий, как – головоломки, сочинения, рисунки, придуманные упражнения и задания, ребусы и т.д.

Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, однако в нем имеется главное преимущество, он вызывает у обучающихся мощную мотивацию. Так как, дети в этом возрасте, обладают высокой любознательностью, то любая неразрешенная представленная проблема их мгновенно интригует и зажигает. Вставшая на их пути тайна не может быть не разрешенной, так как они готовы преодолеть любые трудности, лишь бы узнать, увидеть и отгадать тайное.

Дискуссия – этот метод, обусловлен в обмене впечатлениями и мнениями по определенной или заданной проблеме. Высказанная обучающимся точка зрения, в ходе дискуссии, может опираться на общее или свое собственное мнение. Грамотно проведенная дискуссия имеет большую воспитательную и обучающую ценность – учит считаться с мнением окружающих, учит углубленному пониманию проблемы, умению отстаивать свою позицию и точку зрения. Целесообразно, дискуссия, используется в том случае, когда младшие школьники уже – умеют аргументировать, обладают значительной степенью самостоятельности в мышлении, умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения. Ученые считают, что необходимо начинать работу ведению дискуссии в начальной школе, с выработкой двух основных качеств:

– не  обижаться на замечания (не переносить негативное отношение сверстников к тому или иному способу решения обсуждаемых вопросов на себя),

– доказывать правильность своего мнения не криком, оскорбительными интонациями и словами, а фактами и примерами.

 Создание креативного поля – это ключевой метод, направленный на создание творческой атмосферы. Д.Б. Богоявлевской, впервые был использован термин «креативное поле», для описания проводимых ею психологических экспериментов и обозначал собой пространство возможных творческих решений. Это подразумевается тем, что вокруг решаемых заданий, как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из обучающихся может проникнуть вглубь, для нахождения закономерностей и вариантов для решений. Но для этого необходимо проделать определенную творческую (креативную) работу. «Однажды разрешив детям найти «свой» способ решения, рассказать о нем и доказать его правильность, учитель «включает» механизм постоянного поиска. Каждая новая находка одного ученика, его рассказ или объяснение будет «подхлестывать» других, актуализировать задачу поиска».

Развитию творческой личности, способной успешно решать проблемные ситуации и находить выход из нестандартных ситуаций способствует организация проектной деятельности в начальных классах, которая включает цели, задачи, содержание деятельности, организационные формы и методы обучения.  «Проект – это специальное  задание, замысел, путь решения какой-либо проблемы, в результате которого должно получиться что-то новое: книга, сценарий, презентация, продукт. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни, и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, что способствует развитию их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний и развиваются творческие способности ребенка. Итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей «малой родины», участие в благоустройстве двора, улицы, что может сопровождаться ведением дневника на иностранном языке, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты и т.д.). Безусловно, на развитие творческих способностей оказывает большое влияние создание определённых условий.

Многие ведущие российские ученые (В.А. Гусев, Г.В., Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, Л.Г. Петерсон и др.) отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это продолжительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет нужного и желанного результата. Познавательные задания должны составлять систему, которая позволит формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечит переход от репродуктивных, формально-логических, действий к творческим.

В школьном социуме нередко встречаются школьники со слабо развитыми коммуникативными способностями, навыками бесконфликтного общения. Такой ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может. Он испытывает трудности с налаживанием взаимоотношений со сверстниками, которые, в свою очередь, также избегают с ним контакта.

Существует множество методик изучения  творческих способностей младших школьников, остановимся на двух:

Тест-игра «Изобретатель» (по Л. Ю. Субботиной)  наряду с фантазией активизирует мышление. Младшему школьнику предлагают 3 творческих задания, результатом которых должно явиться изобретение. На работу дается 15 мин. За это время ребенок должен нарисовать свое изобретение по каждой задаче:

 1. Придумайте несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве.

2. Придумайте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем.

3. Предложите, что нужно сделать, чтобы все люди были счастливы. Кто творчески справился с заданием, получает 3 балла, кому требовалась помощь взрослого, поддержка – 2 балла, проявлял нерешительность, отказ от выполнения задания – 1 балл. Таким образом, определились уровни проявления творческих способностей: 1) высокий уровень: 7– 9 баллов; 2) средний уровень: 4 – 6 баллов; 3) низкий уровень: 1 – 3 балла

Критериальная характеристика творческой самореализации младших школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности. Автор методики – Дроздикова Людмила Николаевна. Она рекомендует, для объективной оценки творческих способностей ребенка, использовать данные критерии методом независимых характеристик. Для определения уровня творческой самореализации с помощью данного метода применяется наблюдение непосредственно учителя, а также используется возможность, во-первых, получить более полную и обобщенную информацию об ученике или классе со стороны многих лиц (учителей, родителей, друзей). Во-вторых, охарактеризовать ученика в разных условиях его жизни и деятельности, на различных этапах  развития. Практика показывает, что собранная информация от разных лиц, дает достаточно объективную характеристику учащимся.

         Анализ результатов диагностики развития творческих способностей младших школьников позволяет:

– сформировать требования к системе заданий, которая позволит целенаправленно развивать эти способности;

– рассмотреть содержание различных учебных курсов как ресурс заданий для младших школьников;

– предложить способы организации творческой деятельности учащихся и инструменты педагогической диагностики;

– сформулировать организационные требования к процессу обучения на начальной ступени школы.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности. Начальное образование должно заложить базовые основы интеллектуального развития детей, которые создали бы условия для воспитания творческого, самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который бы мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько  способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы; применять знания в нестандартных условиях.

Источник