Создание условий для развития предметной деятельности ребенка
Татьяна Ларькина
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста
В раннем возрасте как известно ведущий деятельностью является предметная. Под предметной деятельностью понимается овладение ребенком общественно выработанными действиями с предметами таким способом, который закреплен за ними в человеческом обществе. Усваивая способы действия с предметами ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности,происходит становление разных видов детской деятельности.
Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете,форме,величине, но и положении в пространстве,количестве,соотношении частей,звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи,доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата) .
Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.
Обучение детейпроводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым,разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий –подражаний; действий по показу ; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.
Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец,а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.
В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.
Предметная деятельность ребенка возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет,а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ,доступный детям.
Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Как любой вид деятельности,предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми. Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых,
Психологами определены этапы развития предметного действия : от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми,а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и,наконец,самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу,по образцу. Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.
Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия,столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают играя,это увлекает их,создает радостное настроение. Таким образом,при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание,иначе затрудняется развитие деятельности в целом.
Процесс формирования действий требует от взрослого терпения,умения не торопиться,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.
По мере упражнения предметное действие становится все более смелым,уверенным,точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении,исходя из анализа сложившейся ситуации.
Таким образом,при формировании предметной деятельностивзрослым следует помнить :
-создании условий,при которых круг предметов,интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним ;
-необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком ;
-постепенном формировании активности,самостоятельности,инициативы ребенка в данной деятельности.
К концу раннего возраста связь действия с предметомстановится более свободной : ребенок знает для чего служит предмет,но может использовать его и по – другому. Может он и показать,как выполняют действие, без предмета или,пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой).Такое «отделение действия от предмета –обязательная предпосылка возникновения игры.
К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия,которые они наблюдают у взрослых : куклу малыши укладывают спать. кормят ее. водят на прогулку, везет машину. коляску,моет,чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу,стирает и т. Д. В возрасте около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому
изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная,в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что –то новое.
Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия,он хочет действовать,как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям,деятельности взрослых.
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем,что ребенок подстраивает свою руку к какому –либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки,чашки, расчески, щеточки, карандаши. Все они требуют совершенно определенных действий,которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями,помимо реальных бытовых предметов,нужны игрушки,предполагающие культурные способы действий.Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов :игрушечный телефон,часы, сумочка и пр. ; кукольная утварь,посуда,одежда, расчески и пр.
В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Переход от предметных действий,выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия : так,в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками
,отображающие близкие и понятные ребенку образы людей,животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире,окружающем ребенка с детства,возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности,а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды,в которой дети будут жить,вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности.
Источник
Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.
Воспитатель МБДОУ детский сад
комбинированного вида № 303
Алексеева Елена Алимпиевна.
Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей группе игрушки находятся в достаточном количестве. Мы постарались подобрать игровой материал таким образом, чтобы он способствовал развитию всех видов детской деятельности, учитывал возрастные особенности детей, был безопасным и эстетичным. Имеющиеся у нас игрушки для сюжетных игр представлены в двух видах: реалистические (передающие основные признаки, качества и особенности предметов) и условно – образные или прототипические (условно воспроизводящие детали предмета):
- куклы разного размера, разного « возраста», с разнообразной мимикой, изготовленные из различных материалов, в том числе матрёшки и неваляшки;
- крупногабаритная кукольная мебель (стол, стулья, кроватка, шкаф, диван и т. д.);
- предметы домашнего обихода (сумки, корзинки, гладильная доска, утюжки и т. д.);
- игрушки для разыгрывания различных сюжетов (кормления, укладывания спать, купания, лечения и т. д.);
- фигурки животных: зверей, рыб, птиц и их детёнышей (реалистические и прототипические, изготовленные из различных материалов, разного размера);
- строительные наборы и конструкторы (различных размеров, яркой окраски);
- машины (различные по величине и назначению), каталки, велосипеды, качалки.
Игровое пространство мы постарались организовать таким образом, чтобы все игрушки в нашей игровой находились в свободном доступе, имели постоянное место хранения (так малыши могут легче находить нужные им предметы). Наши малыши ещё только учатся играть вместе, поэтому мы предусмотрели возможность как для деятельности поодиночке, так и небольшими подгруппами (есть большой ковёр, небольшие коврики, ширмы). Игрушки мы расставили так, чтобы они побуждали малышей к разыгрыванию
1
того или иного сюжета. У нас в игровой комнате есть зоны, специально предназначенные для кормления, сна, игры в магазин, парикмахерскую и т.д. Вместе с тем, исходя из того, что « игра – это свободная деятельность » (Л.Н. Галигузова), мы не стали жестко ограничивать игровое пространство игровыми уголками, чтобы каждый ребёнок мог играть там, где ему удобно. Согласно Л.Н. Галигузовой, малыши, меняя по своему желанию место игры, чувствуют себя свободнее, могут варьировать условия игры, что «открывает простор для детской фантазии ». Это способствует развитию самостоятельности в предметной деятельности.
Предметно-развивающая среда в нашей группе постоянно обновляется. Мы периодически убираем надоевшие детям игрушки и вносим новые. Так мы поддерживаем у малышей интерес к предметной деятельности. Например, за несколько дней до организации обучающей игры « Купание куклы », мы внесли в игровой уголок куклу-голышку. У детишек сразу возник к ней интерес: её пеленали, кормили, укладывали спать, катали в коляске. В день организации игрового занятия, мы внесли атрибуты, необходимые для купания куклы, и обратили внимание детей на то, что кукла испачкалась и её надо выкупать. Таким образом, у детей возник интерес к выполнению новых предметных действий, и они в последующие дни с удовольствием играли самостоятельно.
Учитывая уровень развития предметных действий малышей, только что пришедших в нашу группу, и желая привлечь внимание детей к игрушкам, мы подобрали их таким образом, чтобы каждая игрушка радовала ребёнка, была ему понятна и удобна в игре. Такой подбор игрушек, на мой взгляд, помогает детям быстрее и безболезненнее адаптироваться в условиях нашей группы. Так, Лиза С., первый раз придя в группу, плакала, не реагировала на мои попытки успокоить её. Я обратила внимание девочки на яркую красивую куклу. Лизу С. заинтересовала игрушка, она взяла куклу в руки, успокоилась, стала её рассматривать, показывать глазки, ротик, носик. Мы посадили куклу в коляску, и девочка стала с удовольствием её катать.
В начале учебного года мы стараемся подбирать такие игрушки,
2
которые позволяют детям по возможности точно отображать близкие жизненные ситуации (куклы, похожие на настоящие: кукольная крупногабаритная мебель, коляски, посудка, машины и т. д.).
После того, как малыши освоят действия с игрушками, мы стараемся вносить больше предметов-заместителей и показывать детям способы действия с ними. Предлагая детям игрушки-заместители, мы придерживаемся основного требования выдвинутого к ним Е.В. Зворыгиной – это удобство в выполнении игровых действий и соразмерность с другим игровым материалом. Нами были изготовлены и предложены детям следующие материалы:
- кубики с изображением различных предметов: шкаф, дом, телевизор, дерево, автобус и т.д. (рекомендованные в учебно-методическом пособии « Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения», разработанном О.В.Лещинской-Гуровой);
- карточки с изображением различных предметов (разной степени обобщённости);
- разноцветные коробки разной величины;
- модули различных форм;
- короб с различным бросовым материалом, который дети могли использовать в играх по своему усмотрению.
Использование предметов-заместителей позволило сделать игру более содержательной и интересной. Кристина Ш. «усаживала» матрёшек в «автобус» и возила их за « грибами» в « лес » (грибы – мозаика, автобус и лес – изображённые на кубиках предметы). Алёна М. кормила «дочку» «арбузом» (нарисованный на карточке круг), через некоторое время эту же карточку использовала вместо тарелки. Ваня В. «ездил» на «мотоцикле» (перевёрнутый модуль в виде буквы «п»). Коробки малыши использовали как кроватку, стульчик, коляску, машину, ванночку для купания куклы, домик для зайчика, пирамидку и т.д.
3
Создаваемая нами предметно – игровая среда способствует расширению игрового опыта детей, позволяет находить новые способы решения игровых задач, делает игру детей более интересной.
Источник
Развитие инициативности детей раннего возраста в предметной деятельности
Опыт работы
2017-2018 г.
Актуальность
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Однако, возникновение, становление и развитие сюжетно-ролевой игры во многом зависит от начального этапа педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства.
В педагогической литературе часто встречается суждение о том, что в детском саду игра не достигает должного уровня, постепенно уходит из их жизни.
Именно в раннем детстве у ребенка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития. В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность. В 2,5 года у детей в речи появляется слово «Я». Ребенок уже может брать на себя роль. Примерно к трем годам появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок уже самостоятельно может проявить себя – показать свое «Я». И чтобы это произошло, взрослые должны вовремя помочь ребенку: научить отображать действия взрослых, научить играть сначала в парах, а затем в группах.
В наше время педагоги и психологи, врачи серьезно обеспокоены тем, что дети мало играют, увлечения компьютерными играми оборачиваются для ребенка серьезными нарушениями здоровья.
В семьях созданы некоторые условия для игры, но уровень взаимодействия детей и взрослых в игровой деятельности невелик. Когда ребенок становится старше, родители считают, что теперь он должен играть сам, а их задача состоит только в том, чтобы приобретать для него игрушки.
Таким образом, воспитатель в детском саду должен играть с детьми целенаправленно, систематически, а также в детском саду должны быть созданы условия для игровой деятельности детей соответственно возрасту ребенка.
Воспитатель должен просвещать родителей о значении игры в развитии ребенка, научить руководить деятельностью своих детей.
Чтобы сюжетно-ролевая игра, а в последующем ролевая игра не обошла детей стороной, воспитатель должен научить детей своей группы играть. Играть вначале рядом, затем в парах через сюжетно-отобразительные игры, а потом сюжетно-ролевые игры.
В теорию игры значительный вклад внесли многие ученые, педагоги, психологи: Д.Б.Эльконин, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Запорожец, Л.С.Выготский, Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова, Е.В.Зворыгина, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова.
Руководство сюжетной игрой ученые понимают по-разному. Е.В.Зворыгина, И.О.Ивакина, С.Л.Новоселова рекомендуют комплексный метод руководства, включающий взаимосвязные компоненты: ознакомление с окружающим в активной деятельности детей, обогащение игрового опыта детей, организацию предметно-игровой среды и общение взрослого с детьми.
Г.Н.Година, Н.Я.Михайленко, Э.Т.Пилюгина предлагают для развития игры показывать и объяснять простейшие игровые действия, знакомые детям по опыту, закреплять эти операции в совместной игре, подталкивать детей к переносам действия на другие игрушки.
Развитие инициативности детей раннего возраста в предметной деятельности
(опыт работы)
Изучив теоретические вопросы по игре, разные подходы ученых к организации сюжетно-ролевой игры, за основу своей работы я решила взять рекомендации ученых Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой. Основываясь на рекомендации, программу детского сада, учитывая возраст детей, поставила следующие задачи:
- Создать условия для развития игровой деятельности детей, создать развивающую предметную среду в группе.
- Формировать умения детей осуществлять условные игровые действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами.
- Научить детей связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их.
- Дополнять, продолжать по смыслу действие, начатое партнером- взрослым, а затем и сверстником.
- Подготовить детей к восприятию роли.
- Привлечь к решению проблем родителей.
Согласно задач и перспективного плана я начала работу по данной теме вначале с создания развивающей среды. Правильная организация предметно-игровой среды формирует самостоятельную игру детей. Однако, без тактичного участия взрослых в игре детей, сами игрушки не обеспечивают поэтапное усложнение и развитие сюжетной игры.
После завершения адаптации детей я начала работу по формированию предметного взаимодействия между детьми, учила детей играть друг с другом. Чтобы свести детей в пару, я использовала игры с «катающимися» предметами (мячиками, машинками), а так же игры с пирамидками, кубиками («Совместная постройка башни», «Сбор пирамидки»). Всегда показывала, объясняла детям, как играть. После нескольких показов дети усваивали схему парного взаимодействия и с удовольствием играли. Каждый раз организовывала игру с 2-3 парами детей. Организация игры таким образом позволяет обеспечить большую самостоятельность детей, ориентацию на сверстников, заложить основу совместной сюжетной игры в будущем.
Параллельно с обучением в парах я старалась формировать игровые умения детей через совместные игры с детьми сначала с сюжетными игрушками. В этих целях развертывала сюжетную игру на виду у детей, одушевляя кукол и др.сюжетные игрушки. Например, это игры: «Машенька проснулась», «Зайка хочет есть», «Уложим куклу Катю спать». Сначала показывала игры с 1 сюжетной ситуацией (кормила куклу или укладывала спать). Затем я проводила игры с 2-3 сюжетными ситуациями, связанными друг с другом (поила кукол чаем, потом мыла посуду; варила кашу, затем кормила ею кукол, а потом укладывала спать).
Эмоциональная окраска действий взрослого, необычность его позиции «играющего» сразу же привлекало внимание детей. Малыши наблюдали за моими действиями, подключались к игре по желанию. Так же я сама вовлекала в игру детей, наиболее расположенных к общению со мной. Проводила игры на известные, понятные детям сюжеты: «Напоим кукол чаем», «Зайка проснулся, приготовим Зайке салат», «Кукла Катя поела и хочет спать».
Игры с 2-3 сюжетными ситуациями позволяли мне вовлекать детей в игру таким образом, чтобы мои игровые действия не просто повторяли, но и дополняли, продолжали. Чтобы позволить детям ощутить успех при достижении игровых целей, я одобряла приготовленную ими еду, хвалила их, включалась в игру и играла с ними наравне. Вместе радовались оригинальным действиям.
Как только дети научились развертывать игру с сюжетными игрушками, перешла к реализации следующей задачи по формированию у детей игровых действий с предметом-заместителем. Когда вводила в игру предметы-заместители, не только показывала игровые действия с ними, но и словесно указывала на условное значение и смысл производимого с ним действия («Это у нас как будто мыло» кирпичик), «Ножиком разрежем арбуз на кусочки» (палочка, мячик). А затем и детей побуждала комментировать вслух игровые действия. Специально создавала ситуации, позволяющие детям применять в игре предметы-заместители так, чтобы у них возникла необходимость поиска подходящего предмета взамен недостающего. Так, например, в игре «Кукла Катя хочет спать, а кровати нет», заранее убирала из группы кроватку, вносила куклу Катю, которая очень устала и хочет отдохнуть. Дети находили выход из создавшейся ситуации, составляли кроватку из двух стульев. В сюжетной игре «Кукла проснулась, хочет есть» убирала со стола игрушечные ложки. Дети находили палочку и кормили куклу. В дальнейшем стала использовать много разных предметов-заместителей (пробки, шарики, колечки, кружочки и др.). Этим мы развиваем у детей фантазию, творчество, мышление.
В совместных играх расширяла круг действий с предметами-заместителями: придавала одному и тому же предмету различное условное обозначение (кирпичик сначала был использован как мыло, затем как телефон, пульт). После этого дети стали не только использовать предложенные взрослыми предметы-заместители, но и сами выбирали и договаривались, что они будут обозначать. Так, например, кубик обозначал запеканку, кирпичики – вафли, шоколадки.
К двум годам, когда ребенок усваивает действия «понарошку», нужно включать в игру наряду с предметами-заместителями и воображаемый предмет, с которым осуществляется игровое действие (брать воображаемые конфеты, ягоды и т.д.). Например, во время игры предлагала детям тарелку с воображаемыми ягодами. Они охотно принимали мое предложение и ели «понарошку» эти ягоды вместе со мной.
На каждом этапе формирования игры старалась направлять общение так, чтобы ребенок переходил к самостоятельным играм. Сохраняла предметно-игровую среду, иногда специально ее организовывала. Подбирала игрушки, которые использовались в совместной игре с детьми. Создавала условия так, чтобы дети с удовольствием могли купать кукол в ванночках, стирать кукольное белье, вешать на веревочку сушить, затем гладить, кормить кукол, сажать на коляски и водить гулять.
После того, как дети овладели условным игровым действием с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, начали самостоятельно включаться в простейшую игровую ситуацию, т.е. усвоили «азы» сюжетной игры, стала переходить от совместной игры с 1-2 детьми к такой игре, где можно было включить большое количество детей – всех желающих. Старалась объединять отдельные играющие группы общим сюжетом. Для этой цели предлагала детям игры типа «В гости», «Поездки на транспорте(поезде, пароходе, автобусе)», которые очень увлекали детей. В начале роль шофера, капитана выполняла сама, показывая игровые действия. При этом учила детей выполнять действия по просьбе воспитателя. Например, начинаю строить поезд из стульев. Дети подходят, с интересом спрашивают: «Что это?» «Давайте, – говорю я, – построим поезд и поедем вместе в лес на прогулку». Малыши охотно помогают мне в строительстве поезда, затем берут ведерки, корзинки (вначале по предложению воспитателя), усаживаются, и поезд отправляется. По пути в лес с детьми поем песни, играем в пальчиковые игры. В лесу собираем воображаемые ягоды, грибы, едим ягоды и т.д. На остановках напоминала детям правила, что выходить надо по очереди, спокойно, не толкать друг друга. Включала в игру воображаемых зверюшек, либо сюжетные игрушки, предлагала разные подвижные игры.
В играх стремилась заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть. Для этого вносила в игру «сюрпризные» моменты, моменты неожиданности (телеграмма от обезьянки; в лесу под елочкой встречают зайку или медведя и играют с ними в игры).
Так как у детей уже имелся опыт совместных действий, они уже были ориентированы друг на друга, я направляла игру таким образом, чтобы ребенок дополнял по смыслу действия сверстника, как бы «замыкала» детей друг на друге.
Действия с предметом понарошку подготавливает возможность понятия ребенком того, что он и сам в игре может быть кем-то иным – понарошку мамой, доктором, т.е. подготавливает детей к принятию роли. Ребенку на первых порах легче и интереснее всего превращаться в маму, папу и во взрослых, чья профессия имеет характерные внешние атрибуты (доктор, шофер и др.)
При организации игры «Больница» вначале познакомила малышей с работой медсестры. Ходили с детьми в медицинский кабинет, показала шкаф, где хранятся вата, бинты, коробочки со шприцами. Объяснила детям, что врач и медсестра заботятся об их здоровье, делают прививки, чтобы дети не болели. Прочитала детям отрывки из сказки К.И.Чуковского «Айболит». Смотрели иллюстрации с профессией врача. Познакомила детей с атрибутами для игры, с их назначением, показала, как нужно с ними обращаться. Сначала роль врача выполняла сама. После этого роль врача предлагала сыграть сначала активным, затем и менее активным детям.
В группе создаю благоприятные условия для самостоятельной игровой деятельности детей. Вместе с родителями изготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Родители сшили постельное белье, одежду для кукол, прихватки, фартуки, изготовили рули и штурвалы.
Играю с малышами постоянно на протяжении всего года, чтобы поддерживать у них интерес к игре, чтобы вовремя усложнить ее содержание.
Вызываю детей на разговор, а это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие речи. Тем, кто играет неактивно, даю совет, помощь, указание чаще с использованием наводящих вопросов, а не по прямому подсказу, чем заняться, создаю «проблемные ситуации».
После проведенной работы диагностика детей по игровой деятельности показывает хорошие результаты. 60% детей имеют нормальный уровень игры. Слабый уровень игры имеют 40% детей, с задержкой в развитии на 1 эпикризисный срок. Из диагностики видно, какими игровыми действиями и умениями овладел ребенок, а над какими надо еще работать.
Я провела соответствующую работу по данной теме с родителями. Родители мало играют с детьми, мало знают по данной теме. На родительском собрании рассказала им о значении игры в жизни ребенка. Подготовила материал с разъяснением этапов развития игровой деятельности детей.Так же родители оказали нам помощь: пополнили группу игрушками, дидактическими играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр и другим оборудованием.
В результате проделанной работы у детей:
- обогатились игровые действия;
- увеличилась длительность игры;
- выросла самостоятельность игровых действий, их независимость от взрослого;
- дети научились действовать с предметами-заместителями, воображаемыми предметами;
- дети научились объединяться в небольшие подгруппы для совместных игр;
Наблюдая за детьми, нетрудно заметить, что ребенок, который умеет играть, не капризничает, может, пусть и ненадолго, заняться полезным для себя делом.
Играйте с детьми, ведь вместе можно сделать игру веселой и интересной!
Перспективный план работы по теме
«Развитие инициативности детей раннего возраста в предметной деятельности»
№ | Содержание работы | Сроки |
I ч. Организационные вопросы | ||
1 | Подбор методической литературы, статей из журналов, интернет-сайтов по вопросам игровой деятельности детей раннего возраста | в течение года |
2 | Изготовление пособий, атрибутов для предметных игр | в течение года |
3 | Обогащение среды для игровой деятельности детей | в течение года |
II ч. Работа с детьми | ||
4 | Игры в адаптационный период детей: «Я вас всех спрячу от дождя», «Я иду к вам в гости с подарками», «Загляни ко мне в окошко, я вам что-то покажу, я вас чем-то угощу» | сентябрь – декабрь 2017 года |
5 | Игры в парах с «катающимися» предметами(мячики, машинки), Игры с пирамидками, кубиками (совместная постройка башни, сбор пирамидки), «Уложим куклу Катю спать», «Кукла проснулась», «Зайка хочет есть» | январь – март 2018 года |
6 | «Кукла проснулась и хочет есть», «Кукла Катя поела, хочет спать», «Напоим кукол чаем», «Расставим мебель в кукольной комнате» | апрель – май 2018 года |
7 | «Кукла Катя хочет спать, а кроватки нет», «Успокоим куклу», «Зайка проснулся, приготовим Зайке салат», «Кукла Маша испачкала платье» | сентябрь – октябрь 2018 года |
8 | «Чем покормить кошку», «Искупаем куклу», «Постираем куклам одежду», «Наряжаем кукол», «У лисички нет домика» | ноябрь – декабрь 2018 года |
9 | «В гости», «Поездка в лес», «К обезьянке в гости», «Больница», «Парикмахерская» | январь – февраль 2018 года |
10 | «Поездки: в магазин, в лес, в зоопарк, на море», «В гостях у кукол, у Зайки», «День рождение куклы Маши», «Поликлиника», «Парикмахерская» | март – май 2018 года |
11 | Диагностика детей | в течение года по срокам |
III ч. Работа с родителями | ||
12 | Родительское собрание «Игра в жизни ребенка» | декабрь 2018г. |
13 | Консультации по темам «Какие игрушки предпочитают малыши?», «Детский уголок дома» | март 2018 г., сентябрь 2018 г. |
14 | Выпуск папки-передвижки «Этапы развития игровой деятельности детей» | март 2018 г. |
15 | Оказание помощи в изготовлении атрибутов, пособий для сюжетных игр | в течение года |
Источник