Создание условий для полноценного психического развития ребенка
Ирина Щепетинникова
Создание условий для полноценного психического развития детей старшего дошкольного возраста
Обеспечение своевременного и полноценного психического развития наряду с сохранением и укреплением здоровья – одна из центральных задач подготовки детей к обучению в школе.
В условиях современных тенденций дошкольное образование предполагает не только достижение качества, но и развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Воспитание как особый приоритет дошкольного образования интегрируется в образовательный процесс и является органичной составляющей педагогической деятельности.
Учитывая возрастные особенности и возможности детей, необходимо выделить два направления в отборе содержания дошкольного образования: приобщение ребенка к накопленному опыту и педагогическое содействие психическому развитию.
Чтобы ребенок стал заинтересованным участником образовательного процесса, необходимо связать содержание последнего с доступной для осмысления целью. Так, соотнесение образовательного процесса с игровыми целями кардинально меняет отношение ребенка к занятиям, стимулирует его активность. Такие цели согласуются с мотивацией и важны ребенку. Сегодня разработка и использование в образовательном процессе игровых приемов строится на применении конкретных и подробных методик и систем. Для достижения современного качества образования необходимы пересмотр и изменение форм взаимодействия с детьми и разработка технологий новых педагогических идей, направленных на ценностно-смысловое самоопределение педагога.
Первые семь лет жизни ребенка отличаются значимостью психических новообразований. Именно в дошкольном возрасте появляются речь, деятельность, мотивация, личностные проявления. Поэтому важно своевременное, квалифицированное содействие психическому развитию ребенка. Если такового нет, то педагог сталкивается с неблагоприятным состоянием детской психики.
Возможности реализации потенциала развития детей имеют альтернативный характер и зависят от многих условий и обстоятельств жизни конкретного ребенка. Если педагогическое воздействие осуществляется не стихийно, а в нужный период и в соответствии с законами развития психики ребенка, то имеющийся потенциал обеспечивает процессам развития нужное направление и динамику.
Отрезок времени перед началом и в ходе кризиса трех лет является сензитивным периодом для становления многих черт и особенностей в психике детей. Даже незначительный сдвиг в деятельности и целеполагании трехлетнего малыша определяет, станет ли человек созидателем или потребителем в будущем. Желание и умение созидать становится предпосылкой стремления ребенка к повышению собственного развития, интеллектуального и психического.
Пренебрежение задачами полноценного психического развития до пятилетнего возраста обрекает дошкольную педагогику на приоритет коррекционной. Ведь именно в это время закладываются основы деятельности, сознания и личности ребенка.
Множество исследований свидетельствуют о непреходящей ценности периода дошкольного детства в целостной жизни человека, важности раннего образования для развития личности, становления инициативности, познавательной активности, готовности решать жизненные задачи в современном быстро меняющемся мире. Поэтому именно в период дошкольного детства так значимо создание необходимых условий для развития всех психических процессов.
Источник
Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в контексте реализации ФГОС ДО.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» вступил в силу с 2 января 2014 года, данный стандарт является основой для построения всего воспитательного образовательного процесса.
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Стандарт включает в себя требования к: структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
- патриотизм;
- активная жизненная позиция;
- творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
- уважение к традиционным ценностям.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности.
На современном этапе развития системы дошкольного образования это направление становится все более значимым.
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста, существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на соответствие данным требованиям. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Охранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, помимо внешних влияний определяется рядом условий, среди которых основными являются:
- реализация здоровьесберегающих педагогических технологий по всем разделам образовательной работы;
- использование современных прогрессивных методов и приемов обучения, способствующих сокращению количества и длительности образовательных занятий;
- индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
- соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
- создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении;
- наличие в дошкольном учреждении специалистов высокой квалификации по физической культуре, обучению плаванию и др.;
- реализация системы мероприятий по оздоровлению ослабленных детей;
- реализация различных форм систематической работы с родителями и формирование у детей навыков здорового образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения.
Эффективность используемых мер по охране физического и психического здоровья и предупреждение утомления детей зависят, прежде всего, от того, насколько правильно воспитатель строит деятельность и отдых детей в течение дня, регулирует их взаимоотношения в коллективе, умеет организовать игру. Психически здоровый ребенок характеризуется нормальным уровнем общего и познавательного развития, сформированностью определенных интеллектуальных умений, адекватной самооценкой; обладает свойственным своему возрасту логическим мышлением.
В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, приобретение новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду для правильного развития дошкольника имеет такое большое значение. Основа здоровой среды пребывания детей в дошкольном учреждении – это прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки в коллективе.
Программа воспитания и обучение предусматривает постановку и решение следующих основных цели и задач:
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
- Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе
жизни.
Физическая культура.
- Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
- Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
- Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Программа воспитания и обучения предусматривает различные формы работы по развитию двигательной активности физического воспитания:
- Соблюдение норм СанПина.
- Соблюдение всех режимных моментов;
- Занятия по физической культуре;
- Утренняя гимнастика;
- Беседы и игры о здоровом образе жизни; расширение знаний о возможностях здорового человека;
- Двигательная деятельность ни прогулке;
- Гимнастика после сна;
- Самостоятельная двигательная активность детей;
- Физкультурные праздники и досуги;
- Подвижные и спортивные игры;
- Физкультминутки;
- Формирование культурно – гигиенических навыков;
- Закаливание;
- Последовательное чередование умственной и двигательной активности детей;
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
- Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
- Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
- Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Важнейшим условием для полноценного психического развития является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Важнейшие образовательные ориентиры:
• обеспечение эмоционального благополучия детей;
• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);
• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:
• проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
• создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии к другим людям;
• обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их, вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу;
• обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление позиции ребенка;
• обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение;
• обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов ДОО, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих целей.
Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:
• общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
• внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
• помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
• создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду; • обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.
Для того, чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:
- ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
- обучать детей правилам безопасности;
- создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;
- использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
Для полноценного физического развития необходима правильно организованная предметно – пространственная среда. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики. Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной и познавательной активности).
Источник
Ульяна Борисова
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами в средней группе детей.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. ; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство.
Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде.
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) в Детском саду обеспечивает реализацию основной образовательной программы.
Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
При проектировании РППС педагогический коллектив учитывает особенности своего учреждения, условия, в которых осуществляется воспитательно-образовательная деятельность, социокультурные, экономические и другие условия, требования педагогических технологий, возможности и потребности участников образовательных отношений.
РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Детского сада, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы, материалами, оборудованием, и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учета целей и принципов Программы, возрастной и гендерной специфики для реализации основной образовательной программы.
В соответствии со Стандартом РППС детского сада должна обеспечивать и гарантировать:
– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
– создание равных условий, максимально способствующих реализации образовательной программы для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
Кроме того, РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Предметно-пространственная среда дошкольного учреждения должна обеспечиватьвозможность реализации разных видов детской активности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
При проектировании пространства внутренних помещений, прилегающих территорий, предназначенных для реализации Программы, наполнении их мебелью, средствами обучения, материалами и другими компонентами необходимо руководствоваться следующими принципами формирования среды.
Развивающаясреда выстраивается на следующих принципах:
– насыщенность среды, предусматривает оснащенность средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем;
– трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
– полифункциональность предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
– вариативность среды предполагает, наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
– доступность среды предполагает, доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования;
– безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования;
– учета полоролевой специфики – обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
– учета национально-культурных особенностей края.
Реализация вышеперечисленных принципов организации среды развития самостоятельной деятельности детей обеспечивает ребенку возможность комфортно чувствовать себя в помещении детского сада и благоприятно воздействует на всестороннее развитие дошкольника, как в совместной со сверстниками, так и в самостоятельной деятельности.
Помещение группы разделено на так называемые «уголки» (небольшие субпространства, в каждом из которых находится достаточное количество различных игр, игрушек, материалов для исследования и игры, общения. Материалы в «уголках» дети могут использовать, проявляя нестандартный и творческий подход. Воспитатели внимательно подходят к отбору материалов для каждого уголка,которые:
• отражают реальный мир;
• побуждают к дальнейшим исследованиям, творчеству, конструктивному общению;
• соответствуют интересам и уровню развития детей группы;
• обеспечивают их дальнейшее развитие;
• имеются в достаточном количестве;
• доступны и привлекательны;
• систематизированы.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, обеспечивает благоприятную эмоциональную обстановку. А педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение «уголков» меняется в соответствии с психолого-педагогическими задачами комплексно тематического плана организации процесса образования детей, их индивидуальными интересами и потребностями.
Так же материалы «уголков» заменяют по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группах
Образовательная область Виды детской деятельности Наполняемость «уголков» с учетом интеграции образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие Игровая
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Конструирование из разных материалов
Трудовая
Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора
Игровые уголки
• Оборудование;
• Атрибуты для игр (кукольная, больница, строительная, музыкальная, книжная, национальная, рисования, автодром, природы, дежурства, уголок настольных игр).
• Игрушки;
• Материалы для изготовления игрушек (ленточки, фантики, глиняные пластилины, бусы, нитка с иголкой, пряжи, фетры, фоамираны, пуговицы, пластиковые материалы).
• Предметы-заместители (военные игрушки из дерева, машины, кубики разного размера).
Уголок природы
• Природные материалы подобраны по программе в соответствии с возрастной группой;
• Тематические альбомы («Осенние дары»– фотоальбом, «Байанай»-фотоколлаж, «Моя мама»-фотоальбом).
• Природный материал для конструирования (орехи, сухие листья, ветки, перья, камешки, ягоды).
• Фартуки (колпаки, перчатки).
• Набор для экспериментирования (банки, мелкие предметы из разных материалов, земля, песок, камни, градусники и т. д.);
• природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т. п.);
•неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.
Уголок дежурных
• Эстетично оформленный стенд с кармашками.
• Форма для дежурства (фартуки, колпачки, косынки);
• Инвентарь для хозяйственно-бытового труда (тряпочки, тазики, щетки);.
Уголок книги
• Тематические альбомы, папки, открытки, иллюстрации;
• Книги, энциклопедии для соответствующего возраста;
• Сюжетные и предметные картинки по тематике.
• Книги русских народных, якутских сказок.
Юбилейные авторы писатели (П. Тобуроков, С. Данилов, Амма-Даайыс)
Уголок творчества
• Наборы конструкторов, строителя, лего, деревянные строительные кубики разных размеров, конструктор «Клоун».
• Схемы различных построек, моделей, фотографий.
Уголок дидактических игр
• Настольно-печатные игры (домино, лото, «бгэлэр оонньуулара», пазл-«Паровоз», «Собери кружки»)
• Дидактические игры (картотека дидактических, подвижных игр, лабиринт, кнопочные, напольные мозаики, набор «Сортировщик», логическая игра «Пчелка», детская развивающая мозаика, деревянные пазлы, домино, шнуровки, пирамидки, губчатые мозаики, шашки, сонор,электронные игры: «Сыыьа ойуулар», «Домик для цифр», «Логика»;
Речевое развитие Коммуникативная
Игровая
Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора
Двигательная
(развитие мелкой моторики) Уголок театральной деятельности
• Вешалка или сундучок для «нарядов»;
• Маски;
• Наборы разных видов театра (фланелеграф, настольный театр, сказочные герои из фетра.);
• Ширма.
Уголок книги
• Тематические альбомы, папки, открытки, иллюстрации;
• Книги для соответствующего возраста;
• Сюжетные и предметные картинки по развитию речи.
• Книги русских народных, якутских сказок.
Юбилейные авторы писатели (П. Тобуроков, С. Данилов, Амма-Даайыс)
Физкультурный уголок
• Мячи разного диаметра и вида (мягкие, резиновые, массажные).
• Беговая дорожка
• Ребристая дорожка
• Ковер «Следы»
• Скакалки, обручи, кегли.
Уголок дидактических игр
• Пазлы;
• Мозаики;
• Шнуровки;
• Настольно-печатные игры.
Художественно – эстетическое развитие Изобразительная
Коммуникативная
Игровая
Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора
Музыкальная
Конструирование
из разных материалов
Уголок творчества
• Карандаши (цветные, простые, мелки;
• Краски (акварельные, гуашевые краски). Кисти. Баночки для воды, Палитра для смешивания красок.
• Бумага разных форматов или альбом для каждого ребенка.
• Раскраски нескольких видов;
• Трафареты, лекала, фигурные силуэты.
• Цветная бумага разной фактуры;
• Ножницы, фигурные ножницы;
• Клей карандаш, ПВА.
• Пластилин (глина, доски для лепки, стеки, тряпочки;
• Альбомы с иллюстрациями;
• Портреты художников;
• Репродукции картин. Образцы народного творчества.
Уголок природы
• Природный материал для конструирования;
• Тематические альбомы, книги.
Музыкальный уголок
• Песенник
• Иллюстрации инструментов;
• Музыкальные инструменты (барабан, бубны, колокольчики, молоточки и т. д);
• Диски, флешки со сказками.
• Шумовые инструменты из бросового материала.
• Музыкально-дидактические игры. (Свисток,якутские иструменты: копыто, шумовая рога, хлопушки, маракасы из бросового материала, барабаны, палочка шумовая).
Уголок театральной деятельности
• Вешалка или сундучок для «нарядов»;
• Атрибуты.
• Наборы разных видов театра (фланелеграф, настольный театр, сказочные герои из фетра);
• Ширма.
Физическое развитие Двигательная Физкультурный уголок
• Сенсорные дорожки для закаливания;
• Мячи разного диаметра и вида (мягкие, резиновые, массажные);
• Скакалки;
• Ленточки, флажки, кубики и т. д. для выполнения общеразвивающих упражнений;
• Кегли, обручи;
• Стойки и палки для подлезания, перешагивания;
• Тренажеры; беговая дорожка.
• Иллюстрации на спортивную тематику.
Источник