Создание условий для личностного развития ребенка

Создание условий для личностного развития ребенка thumbnail

Создание условий для развития личности ребёнка
                       в образовательном учреждении.
Выступление на форуме.         

          Мир, окружающий современного человека, чрезвычайно сложен и многообразен. И задача учителя – подготовить учащихся к целостному восприятию окружающего пространства как сложного, постоянно развивающегося природно-социального комплекса.

         Цель нашей работы направлена на формирование личности, овладевшей основами наук, включая знания и умения, которые дают ему возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в новых ситуациях. 
         Основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого школьника, подготовка учащихся к самостоятельному, творческому труду, развитие функциональной грамотности учащихся, совершенствование процесса обучения в целом. Образование – это достояние человека, средство его самореализации в жизни.
         Адаптация современного человека к рыночным отношениям напрямую связана с освоением нравственных ценностей, с гражданской позицией, трудолюбием, творчеством. Старшеклассник, готовясь к выбранной профессии, имеет знания, которые он получает на уроках, для того чтобы уверенней чувствовать себя в жизни. На уроках мы помогаем осознавать, что успех зависит не только от трудолюбия и творчества, но и от инициативности, профессиональной грамотности. С педагогической точки зрения важно, что модель, способствующая созиданию знаний, а не их получению в готовом виде, развивает духовный, интеллектуальный, нравственный, творческий потенциал учащихся. Это помогает им разобраться в социальных проблемах, выработать собственную точку зрения на важнейшие жизненные проблемы, найти свое место в жизни. Руководствуясь технологией личностно-ориентированного образования, воспитываем каждого ученика развитой самостоятельной личностью, ищущей свое место в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полноценной, осмысленной и творческой жизнью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.
  Анализируя нынешний этап развития школы, мы пытались ответить на 3 основных вопроса, сведя их сознательно к формулировкам в самом упрощенном и понятном виде: чего от нас хотят? Кто мы и что мы можем сделать? Как мы это будем делать? 
                   Ученики хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех, хотят получить качественное образование.
  В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который позволяет учителю:
• способствовать раскрытию в каждом ученике творческого потенциала, развитию его потребностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
• позволяет строить образовательный процесс в форме диалога.
  Отношения с учащимися строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества. На уроках создаём благожелательную творческую атмосферу, воспитывая в детях любовь к Родине, доброе и бережное отношение к окружающему миру, интеллигентность и порядочность в общении между людьми, постоянно обращаясь к субъектному опыту школьников, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности, признавая самобытность и уникальность каждого ученика. Морально-психологический климат на уроке – основа основ взаимопонимания, поэтому стремимся к тому, чтобы и оформление кабинетов вызывало положительные эмоции, деловой настрой.
  Используем такой вид работы, как сменяемость, что позволяет избежать перегрузки на уроках. Погружение даёт возможность как можно больше усвоить на уроке, учащимся со слабыми способностями усвоить и закрепить обязательный минимум, а учащимся с творческими способностями поработать с дополнительным материалом, расширить и углубить знания. 
  Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают у учащихся особый интерес: уроки путешествия, деловые игры, КВН, устные журналы,  экскурсии и другие, которые вносят разнообразие в учебную деятельность. В традиционные уроки вводим игровые моменты. Активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и потребностей, а не в ущерб их личностному развитию. 
  Внешкольная информация усиливает мотивацию учащихся при изучении предметов. Используя информацию средств массовой информации, решаем одну из сложнейших методических задач – обучение школьников выделению главного в тексте и отчленение его от «белого шума». Учащиеся не должны воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, им нужно понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее по заданным признакам, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки и вносить предложения по их исправлению. При этом воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать собственные аргументы «за» и «против». Используя медиаобразовательную технологию подготавливаем подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, учим понимать информацию и критически оценивать ее качество.
  В работе с детьми, исходим из того, что у ребёнка есть все задатки к развитию неплохих способностей в какой-либо области человеческой деятельности. Воспитательное воздействие нацелено на выявление творческих способностей, интеллектуальной инициативы, социальной ответственности. Исходя из того, что сегодня обществу нужна личность конкурентоспособная, волевая, умеющая ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы, стараемся создать условия для максимально возможного раскрытия способностей ребёнка.
  Планирование воспитательной работы многие классные руководители проводят на базе предварительной психодиагностики, точного определения зоны их потенциальных интересов, целей и задач воспитания, которые ставит перед собой школа. Учитывают это и при планировании тематических классных часов и при индивидуальной работе с учащимися.
  Создаём благоприятные условия для развития всесторонне развитой личности, для этого расширили внеклассную воспитательную работу путём обеспечения единства работы школы со всеми внешкольными учреждениями: музыкальной школой, Домом культуры .Итогом этих встреч явилось решение о создании условий для деятельности детей во внеурочное время, о помощи ребёнку найти любимое занятие, реализовать творческие замыслы, а также менять их в зависимости от желания.
  В течение всего учебного года работает единая программа досуговой деятельности детей.  В школе уделяется особое внимание вовлечению учащихся в кружки и секции учреждений дополнительного образования:

Читайте также:  Индивидуальное развитие ребенка первой младшей группы

  Семья – наиболее мощный по исходным данным влияния на развитие ребенка и поразительно стихийный в дидактическом отношении социум. Школу и семью связывает единый объект взаимного влияния, исходя из этого, руководствуемся едиными требованиями по отношению к ребёнку, информируем родителей учащихся с новым содержанием и новыми технологиями обучения. Тесные и систематические контакты с родителями строим на взаимном доверии и доброжелательности, опираясь на всё то положительное, что есть в ученике. 
  Ребёнок – связующее звено в сотрудничестве школы и семьи, консолидирующий центр, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается целостный учебно-¬воспитательный процесс. В этой ситуации ребенок становится субъектом не только учебной и внеучебной деятельности, но и собственного воспитания. Более того, он становится активным субъектом совместной деятельности всех участников педагогического процесса – учителей, учащихся, родителей и заинтересованной в воспитании детей общественности. Школа, учителя, классные руководители могут успешно выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесном сотрудничестве с семьей. Лишь общими целенаправленными усилиями педагогов, родителей, общественности удается плодотворно влиять на развитие личности ребенка, решать воспитательные задачи. Систематическое приобщение родителей, общественности к жизни и деятельности школы дает возможность проникнуться насущными заботами школы, сознанием общей ответственности за подготовку юной смены. 

Привлечение родителей, выпускников школы и местного сообщества к участию в школьных делах, в учебно-воспитательной работе помогает педагогам решать многие задачи, существенно облегчает их труд. В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей, профессии одни родители принимают участие в оформление классных комнат, оборудовании учебных кабинетов, изготовлении наглядных пособий; другие охотно проводят беседы, рассказывают о себе, своей специальности; третьи организовывают кружок или секцию, экскурсии, походы, соревнования, стремятся заинтересовать в совместной деятельности других родителей, воздействовать на нерадивых школьников. 

  Таким образом, в нашей школе и создаются условия для развития личности ребёнка.

Источник

Анна Шельпякова
Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками

На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка.

Личностное развитие– это развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром.

Требования к личностному развитию дошкольника:

-развитие положительного отношения ребёнка к себе, окружающему миру;

-создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения;

-формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод;

-приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;

-формирование у детей социальных навыков;

-создание коммуникативной компетентности ребёнка;

-развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

-воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям

Задачи:

Создание необходимых условий для формирования адекватной самооценки, развития самосознания.

Содействие развитию высших чувств – сочувствия и сострадания.

Развитие психологических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.

Формы работы для личностного развития :

Портфолио ребёнка –это формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.

«Варежка дошкольника» – это информирование родителей о достижениях и успехах ребенка,короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду, а так же индивидуальные задания для творческой деятельности в домашних условиях.

Создание условий для личностного развития ребенка

Индивидуальные проекты детей и их родителей – это временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со взрослыми.

Индивидуальные здания – находятся в специальной папке, которая лежит в доступном месте. Каждый файл промаркирован. Ребёнок находит свою метку и выбирает задания которые он хочет выполнить сегодня. Задания подобраны с учётом индивидуальных способностей и интересов ребёнка. Например, Рома К. очень любит разгадывать ребусы и кроссворды, значит у него в его личной папке находится подборка ребусов с усложнением, чтобы у него всегда было право выбора. Например, Ангелина Т. Увлекается математикой, значит у неё лежит подборка заданий на данную тему. Например, Аня С. любит рисовать и даже ходит в музыкальную школу на художественно – эстетическое отделение, поэтому у неё лежат алгоритмы рисования. У ребёнка всегда есть право выбора. Каждую неделю задания пополняются, а выполненные ребёнок забирает домой.

“Мое творчество”– это демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (конструкторские сооружения, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов).

Развивающие игры. Развивающий материал имеет разный уровень сложности в соответствии с возможностями и интересами детей.

«Деловые хлопоты» – это коробочка заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «Официант», «Главный стилист», «Гардеробщик», «Помощник воспитателя», «Миротворец», «Директор гаража» и т. д. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

Читайте также:  Современные отечественные концепции воспитания и развития ребенка

Детские мастер – классы .Есть группа девочек, которые занимаются художественной гимнастикой, а другая группа детей – спортивной. В физкультурном центре находится все необходимое для дальнейшего развития детей в данном направлении: гантели, обручи, гимнастические ленты, мячи и т. д. Например, Паша К. играет на виолончели, он не только принёс нам этот инструмент, но и рассказал нам о нём много интересного и сыграл. Чтобы поддержать увлечение детей мы проводим детские мастер – классы не только в нашей группе, но ходим с нашими мини-выступлениями в соседние группы.

Создание условий для личностного развития ребенкаСоздание условий для личностного развития ребенка

Увлечение флорболом. Чтобы поддержать интерес и увлечение детей в данном направлении, элементы этой игры использует на своих занятиях не только инструктор по ФИЗО, но и на улице в свободной игровой деятельности созданы все условия.

Создание условий для личностного развития ребенкаСоздание условий для личностного развития ребенка

Увлечение мальчиков «ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Для поддержания интереса к правилам дорожного движения в группе сделаны своими руками макеты домов и дорожных знаков, машины специального назначения, накидки для сюжетно – ролевых игр, ЛЕПБУК по ПДД.

Создание условий для личностного развития ребенкаСоздание условий для личностного развития ребенка

«Увлечение девочек». Для дальнейшего увлечения девочек в группе созданы все условия: кукольная детская мебель, мелкая посуда для обыгрывания, маленькие куклы (папа, мама, бабушка, дедушка, мальчик, девочка и пупсы). Подобраны атрибуты для сюжетно – ролевых игр «На приёме у врача….», «Ателье», «Бюро путешествий», «Почта», «Школа» и т. д.

Создание условий для личностного развития ребенка

«Увлечение настольными играми» Для поддержания данного интереса в группе находится большая коллекция настольных игр

Создание условий для личностного развития ребенка

Спасибо за внимание!

Источник

Наталья Обухова
Обеспечение эффективного личностного развития каждого воспитанника в условиях современного ДОУ

ФГОС дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства. Он декларирует самоценность «проживания» детьми эпохи детства, его уникальность, важность создания благоприятной социальной ситуации развития для каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

(СЛАЙД 2)

ФГОС – это стандарт развития личности, его социализации, включающий в себя процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений с другими детьми и взрослыми, познания норм и правил социального взаимодействия, осознания себя в мире людей и окружающих предметов.

Мы четко должны понимать, что главная цель, которую ставят стандарты – это сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способность и желание учиться.

(СЛАЙД 3)

Поэтому стратегическая направленность стандартов на формирование личностных качеств тесно связана с установкой на индивидуализацию образования. В рамках стандарта под индивидуализацией понимается наличие у каждого ребенка своего пути развития и следования ему на протяжении всего дошкольного детства. Это другая ценностная ориентация, которая предполагает поддержку разнообразия детства, наличия множества программ, поддерживающих развитие ребенка в соответствии с его особенностями.

В своей работе я использую следующие методы и приемы, для того чтобы обеспечить каждому дошкольнику полноценное личностное развитие:

(СЛАЙД 4)

1. Личностный подход. Для меня личность ребенка является высшей ценностью. Я принимаю ребенка таким какой он есть, не стараясь его переделать. Уважаю личность каждого ребенка, его индивидуальность.

2. Деятельностный подход. Это важно! Так как ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность. Использую игровую, познавательно-исследовательскую, трудовую, творческую.

И наконец,

3. Комплексный подход. Где воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Организую деятельность ребенка таким образом, чтобы он раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

Работая по данной проблеме, создала условия для:

– проявления самостоятельности;

– проявления активной гражданской позиции;

саморазвития и самореализации;

– социализации личности в современных условиях.

Свою работу провожу поэтапно.

Это и

• сбор информации об индивидуально личностных особенностях воспитанников;

• перспективное планирование работы;

непосредственно сама

• систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

а также

• коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем, которую разрешаю совместно с педагогом психологом.

(СЛАЙД 5)

Стараюсь максимально наполнить повседневную жизнь ребёнка интересными делами в группе, идеями, проблемами, включить каждого ребенка в содержательную деятельность.

Большое значение в работе по становлению личности придаю развитию речи ребенка. Чем лучше у ребёнка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях.

Тут мне на помощь приходят сказки, фольклорные и литературные произведения и повседневные, бытовые жизненные события. Заметила, что чем чаще дети участвуют в обсуждении различных проблемных ситуаций, слушают рассказы, сказки, выполняют игровые упражнения, тем лучше разбираются в окружающей действительности, учатся оценивать свои и чужие поступки.

(СЛАЙД 6)

Всем нам известно,что у ребенка есть множество социальных потребностей: это самостоятельность, инициативность, умение договариваться и так далее. И для того, чтобы удовлетворить эти потребности использую основной вид деятельности, доступный детям дошкольного возраста – это игра. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам.

(СЛАЙД 7)

Мною создана в группе и постоянно меняется развивающаяся предметно-пространственная среда, которая стала обязательной в связи с введением ФГОС.

Развивающую ППС группы организую таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещаю оборудования по принципу нежесткого центрирования, что позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. Групповое пространство разбито на несколько центров, соответствующих образовательным областям по ФГОС.

ВОТ ЧТО У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ

(СЛАЙД 8)

социально – коммуникативное развитие представлено:

– Центром ППД «Движение без опасности»

Читайте также:  Школа развития ребенка в туле

-Центром труда, (уголок дежурств)

-Центром игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр)

-Уголком уединения

(СЛАЙД 9)

Познавательное развитие представлено:

– Центр «Мы познаём мир»

– Центр сенсорного развития

– Центр математического развития «Цифроград»

– Центр экспериментирования «Юные исследователи»

(СЛАЙД 10)

Речевое развитие представлено:

– Центр «Город звуков»

– Центр «Будем говорить правильно

– Центр «Здравствуй, книжка!»

(СЛАЙД 11)

Художественно-эстетическое развитие включает:

– Центр ИЗО «Наши руки – не для скуки»

– Центр музыкально-театрализованной деятельности «Петрушкины посиделки»

(СЛАЙД 12)

Физическое развитие представлено:

– Центр сохранения здоровья «Советы Доктора Айболита»

-Спортивный уголок «Будь здоров!»

Важно не перезагрузить РППС и в то же время не должен чувствоваться недостаток необходимых средств.

(СЛАЙД 13)

В создании РППС учитываю гендерное развитие воспитанников. У меня в группе – 15 мальчиков и 19 девочек, поэтому групповое пространство организовано таким образом, чтобы как мальчики, так и девочки имели возможность проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами мужественности и женственности.Например: в зоне девочек находится чемодан с инструментами, т. е. при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы. В зоне мальчиков расположен чемодан доктора, где девочки могут оказать «медицинскую помощь» мальчикам при необходимости, в соответствии с сюжетом игры.

(СЛАЙД 14)

Все игровое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети прекрасно знают, где взять бумагу, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Детям это известно, так как они являются организаторами различных зон.

(СЛАЙД 15)

Есть «уголок уединения» за ширмами, блоками от мягкого модульного конструктора, где можно полистать любимую книжку, посмотреть фото из семейного альбома, или просто отдохнуть от детского коллектива.

(СЛАЙД 16)

В группе мебель и оборудование установлено так, чтобы каждыйребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной степени контакт и свободу.

(СЛАЙД 17)

Приемная также выполняет развивающую функцию: на стене оформлена мини-деревня с фотографиями детей, размещаются работы продуктивной деятельности детей на стенде «Наши руки не для скуки», даже детские шкафчики являются выставкой детских работ, атрибутов по темам.

Такое окружение вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду,

обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.

(СЛАЙД18)

Еще одной важной частью моей работы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Как показывает практика, «рядовые» дети охотно включаются в исследовательскую игру, стремясь занять свое место рядом с более интеллектуально одаренными детьми. Суть моей поддержки заключается в содействии ребенку в его начинаниях, первых робких,неуверенных действиях: стараюсь их позитивно оценивать, одобрять, формировать положительное общественное мнение. Стараюсь защитить такого ребенка от него самого, от его неуверенности, от его комплексов, от внутренних противоречий.

(СЛАЙД 19)

Родителям некоторых детей мною было рекомендовано посещение хореографического кружка. За два года посещения которого, мои ребята стали публичны, свободно выступают в любой аудитории, отличаются артистичностью и большой активностью.

(СЛАЙД 20)

Те дети, у которых выявилась способность к изодеятельности, постоянно участвуют в выставках поделок и рисунков, во всероссийских конкурсах. Принимали участие в международном интернет – конкурсе изобразительного, декоративно – прикладного и литературного творчества для детей «Однажды в сказке», в районном творческом конкурсе детских рисунков «Русский лес» Антон занял первое место.

Дети, проявившие себя в актерском мастерстве, участвуют в театрализованных мероприятиях, спектаклях, организованных в ДОУ.

Не остались без внимания дети, имеющие способности к декламированию стихов. Они принимают участие в проведении утренников, торжественных мероприятий.

(СЛАЙД 21)

Моим неизменным помощником в развитии личности ребенка является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких результатов. Семейные проекты помогают получить представления о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, обогатить внутрисемейные связи. Нетрадиционные досуговые мероприятия (совместные проекты, экскурсии, спектакли, выставки семейных коллекций, выпуск семейных газет) с участием детей и родителей служат развитию навыков в установлении контактов со взрослыми.

С родителями провожу индивидуальные консультации. На них мы обсуждаем возможность создания определенного маршрута развития для ребенка, в котором будут учитываться особенности его нервно-психического, эмоционально-волевого, физического и интеллектуального развития. И в соответствии с этим определяем вектор и траекторию движения ребенка вперед.Тут активную поддержку оказывают мобильные педагоги: психолог и логопед. Они оказывают помощь детям не только на протяжении детского сада, но и тогда, когда ребенок уходит в школу.

(СЛАЙД 22)

С багажом знаний, полученных в результате проведенной деятельности, у ребенка формируются те качества личности, с которыми он успешно и уверенно шагает по жизни.

Мне удалось найти не только общий язык, взаимопонимание со всеми родителями моих воспитанников, но и раскрыть индивидуальные способности, творческий потенциал детей, заложить основы личности. Стараюсь объединить детей и взрослых, их души и сердца. А это ведет к сотрудничеству поколений, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях, о своей стране.

Источник