Создание условий для формирования и развития личности ребенка

Создание условий для развития личности ребёнка
                       в образовательном учреждении.
Выступление на форуме.         

          Мир, окружающий современного человека, чрезвычайно сложен и многообразен. И задача учителя – подготовить учащихся к целостному восприятию окружающего пространства как сложного, постоянно развивающегося природно-социального комплекса.

         Цель нашей работы направлена на формирование личности, овладевшей основами наук, включая знания и умения, которые дают ему возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в новых ситуациях. 
         Основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого школьника, подготовка учащихся к самостоятельному, творческому труду, развитие функциональной грамотности учащихся, совершенствование процесса обучения в целом. Образование – это достояние человека, средство его самореализации в жизни.
         Адаптация современного человека к рыночным отношениям напрямую связана с освоением нравственных ценностей, с гражданской позицией, трудолюбием, творчеством. Старшеклассник, готовясь к выбранной профессии, имеет знания, которые он получает на уроках, для того чтобы уверенней чувствовать себя в жизни. На уроках мы помогаем осознавать, что успех зависит не только от трудолюбия и творчества, но и от инициативности, профессиональной грамотности. С педагогической точки зрения важно, что модель, способствующая созиданию знаний, а не их получению в готовом виде, развивает духовный, интеллектуальный, нравственный, творческий потенциал учащихся. Это помогает им разобраться в социальных проблемах, выработать собственную точку зрения на важнейшие жизненные проблемы, найти свое место в жизни. Руководствуясь технологией личностно-ориентированного образования, воспитываем каждого ученика развитой самостоятельной личностью, ищущей свое место в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полноценной, осмысленной и творческой жизнью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.
  Анализируя нынешний этап развития школы, мы пытались ответить на 3 основных вопроса, сведя их сознательно к формулировкам в самом упрощенном и понятном виде: чего от нас хотят? Кто мы и что мы можем сделать? Как мы это будем делать? 
                   Ученики хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех, хотят получить качественное образование.
  В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который позволяет учителю:
• способствовать раскрытию в каждом ученике творческого потенциала, развитию его потребностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
• позволяет строить образовательный процесс в форме диалога.
  Отношения с учащимися строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества. На уроках создаём благожелательную творческую атмосферу, воспитывая в детях любовь к Родине, доброе и бережное отношение к окружающему миру, интеллигентность и порядочность в общении между людьми, постоянно обращаясь к субъектному опыту школьников, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности, признавая самобытность и уникальность каждого ученика. Морально-психологический климат на уроке – основа основ взаимопонимания, поэтому стремимся к тому, чтобы и оформление кабинетов вызывало положительные эмоции, деловой настрой.
  Используем такой вид работы, как сменяемость, что позволяет избежать перегрузки на уроках. Погружение даёт возможность как можно больше усвоить на уроке, учащимся со слабыми способностями усвоить и закрепить обязательный минимум, а учащимся с творческими способностями поработать с дополнительным материалом, расширить и углубить знания. 
  Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают у учащихся особый интерес: уроки путешествия, деловые игры, КВН, устные журналы,  экскурсии и другие, которые вносят разнообразие в учебную деятельность. В традиционные уроки вводим игровые моменты. Активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и потребностей, а не в ущерб их личностному развитию. 
  Внешкольная информация усиливает мотивацию учащихся при изучении предметов. Используя информацию средств массовой информации, решаем одну из сложнейших методических задач – обучение школьников выделению главного в тексте и отчленение его от «белого шума». Учащиеся не должны воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, им нужно понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее по заданным признакам, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки и вносить предложения по их исправлению. При этом воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать собственные аргументы «за» и «против». Используя медиаобразовательную технологию подготавливаем подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, учим понимать информацию и критически оценивать ее качество.
  В работе с детьми, исходим из того, что у ребёнка есть все задатки к развитию неплохих способностей в какой-либо области человеческой деятельности. Воспитательное воздействие нацелено на выявление творческих способностей, интеллектуальной инициативы, социальной ответственности. Исходя из того, что сегодня обществу нужна личность конкурентоспособная, волевая, умеющая ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы, стараемся создать условия для максимально возможного раскрытия способностей ребёнка.
  Планирование воспитательной работы многие классные руководители проводят на базе предварительной психодиагностики, точного определения зоны их потенциальных интересов, целей и задач воспитания, которые ставит перед собой школа. Учитывают это и при планировании тематических классных часов и при индивидуальной работе с учащимися.
  Создаём благоприятные условия для развития всесторонне развитой личности, для этого расширили внеклассную воспитательную работу путём обеспечения единства работы школы со всеми внешкольными учреждениями: музыкальной школой, Домом культуры .Итогом этих встреч явилось решение о создании условий для деятельности детей во внеурочное время, о помощи ребёнку найти любимое занятие, реализовать творческие замыслы, а также менять их в зависимости от желания.
  В течение всего учебного года работает единая программа досуговой деятельности детей.  В школе уделяется особое внимание вовлечению учащихся в кружки и секции учреждений дополнительного образования:

Читайте также:  Особенности развития ребенка в разные возрастные периоды

  Семья – наиболее мощный по исходным данным влияния на развитие ребенка и поразительно стихийный в дидактическом отношении социум. Школу и семью связывает единый объект взаимного влияния, исходя из этого, руководствуемся едиными требованиями по отношению к ребёнку, информируем родителей учащихся с новым содержанием и новыми технологиями обучения. Тесные и систематические контакты с родителями строим на взаимном доверии и доброжелательности, опираясь на всё то положительное, что есть в ученике. 
  Ребёнок – связующее звено в сотрудничестве школы и семьи, консолидирующий центр, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается целостный учебно-¬воспитательный процесс. В этой ситуации ребенок становится субъектом не только учебной и внеучебной деятельности, но и собственного воспитания. Более того, он становится активным субъектом совместной деятельности всех участников педагогического процесса – учителей, учащихся, родителей и заинтересованной в воспитании детей общественности. Школа, учителя, классные руководители могут успешно выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесном сотрудничестве с семьей. Лишь общими целенаправленными усилиями педагогов, родителей, общественности удается плодотворно влиять на развитие личности ребенка, решать воспитательные задачи. Систематическое приобщение родителей, общественности к жизни и деятельности школы дает возможность проникнуться насущными заботами школы, сознанием общей ответственности за подготовку юной смены. 

Привлечение родителей, выпускников школы и местного сообщества к участию в школьных делах, в учебно-воспитательной работе помогает педагогам решать многие задачи, существенно облегчает их труд. В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей, профессии одни родители принимают участие в оформление классных комнат, оборудовании учебных кабинетов, изготовлении наглядных пособий; другие охотно проводят беседы, рассказывают о себе, своей специальности; третьи организовывают кружок или секцию, экскурсии, походы, соревнования, стремятся заинтересовать в совместной деятельности других родителей, воздействовать на нерадивых школьников. 

  Таким образом, в нашей школе и создаются условия для развития личности ребёнка.

Источник

Маркова Т.В., учитель математики

МБОУ города Дубны МО лицей №6 имени академика Г.Н.Флерова

Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения.

А. Дистервег

“Создание условий для формирования личности ребенка”

Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Школа, на мой взгляд, должна направить свои усилия на развитие способностей, трудовой мотивации и жизненных ценностей своих учеников.

Классный руководитель – педагог, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого учащегося и осуществляющий индивидуальный корректив разностороннего развития каждой личности.

Главная воспитательная задача руководителя класса — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И какими бы ни были успехи ученика в учёбе – отличником или « серым» троечником – для учителя он должен быть  яркой, индивидуальной школьной личностью, и в школе его место для самовыражения и самореализации.

Классный руководитель — профессионал-педагог, который организует систему отношений между школой и ребенком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения каждого ученика и осуществляет свою деятельность в единой системе учебно-воспитательной работы школы.

В настоящее время  выделяют несколько ведущих функций:

Классный руководитель – «контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за внешним видом, посещением, поведением, дежурством, выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс). Только единство требований к ученику создает благоприятную атмосферу для развития и каждого ученика, позволяет проявлять самовыражение не в цвете волос, а в реализации личных способностей.

Классный руководитель – «проводник по стране знаний», который создает условия для развития познавательного интереса и желания учиться. В его обязанности входит  информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе. С точки зрения индивидуального развития каждого ребенка очень важен вопрос о формировании положительной мотивации учения. Традиционно помогает “Личный план улучшения успеваемости”, который представляет собой обязательство, взятое самим учеником на ближайшую четверть по исправлению или подтверждению своей оценки по каждому учебному предмету. Записывается в виде сравнительной таблицы. С целью избежать невыполнимых обязательств индивидуально обсуждается каждое решение, проводятся консультации с учителями-предметниками и родителями. Рядом с обязательством выписываются текущие оценки. Обязательным условием является наличие этого плана над учебным местом ученика, когда он делает уроки. Ребятам 7-9 классов эта идея всегда нравилась, но с данным классом мы вынуждены были применить данную форму работы уже в 6 классе.

Конечно, в старших классах оценка может быть стимулом, но наибольшего эффекта можно добиться, только если ученик уже определился в выборе своей будущей специальности. Каждый из нас сам или привлекая к работе школьную психологическую службу, уделяет внимание вопросам профориентации. По рекомендации школьного психолога я ознакомилась с методикой изображения “Полигона профессиональных предпочтений”, который наглядно показывает не только отношение испытуемого к различным типам профессий, но и умения ученика, а также его желание заниматься конкретным видом профессиональной деятельности. Выполнение этой методики занимает у ученика достаточно много времени, что следует учесть, приступая к ней, но и обработку результатов испытуемый проводит сам, а значит и с результатом знакомится сразу. Результат изображается в виде многоугольника, величина которого, ко всему прочему, характеризует широту интересов испытуемого. Таким образом, каждый ученик наглядно может сопоставить свои желания с возможностями. Примечательно, что ученики, у которых многоугольники оказались небольшими по площади, что свидетельствовало об узости их интересов, действительно задумались над этим. С результатами знакомятся и родители, причем наибольший их интерес вызывают умения и желания их ребенка. Методику следует использовать в начале работы по профориентации со старшеклассниками (предпочтительно с 8-9 класс), т. к. она дает только ориентировочные данные о профессиональной направленности учащихся, поэтому требуется дополнительная работа психолога.

Читайте также:  Гуо дошкольный центр развития ребенка веселка г гомеля

Классный руководитель – «нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении). На мой взгляд, все мероприятия помощи ученику должны быть направлены на гармонизацию внутреннего мира личности. Перед классным руководителем стоят такие важные задачи, как обогащение эмоционального мира учащихся нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств; развитие способностей понимать принципы терпимости и применять их в повседневной жизни. Хотелось бы помочь детям сохранить в сердце свет добра и любви. Чтобы избежать малоэффективных методов прямого педагогического влияния, мне очень помогает метафорический язык сказки, который позволяет говорить с ребятами о любой проблеме. Замечу, что даже самые подвижные и неусидчивые ученики очень любят слушать сказки или интересные истории,  поэтому совершенно не приходится применять авторитарные методы воздействия с целью призвать моих сорванцов к порядку. Кроме того, сказкотерапия, на мой взгляд, удачно сочетается с театром спонтанности Я. Морено, о котором я прочитала в №7 “Классное руководство и воспитание школьников” за 2007 год. Ребята разыгрывали события сказки, стараясь не скрыть конфликт, а творчески разрешить его. Такой опыт особенно необходим человеку в подростковом возрасте, когда он теряется и не всегда понимает, что с ним происходит. Психологический классный час способствует сплочению коллектива, стимулирует способность к размышлению, проводит профилактику и работает на перспективу, эффективно помогает снять остроту проблемы, не требует длительной подготовки и имеет доступную форму подачи информации. Опыт показывает, что планировать такие классные часы можно от 1 раза в месяц, до 1 раза в четверть, а короткие рассказы уместно прочитать в конце любого классного собрания с целью дать ребятам информацию к размышлению. Психолог, работающий по методу сказкотерапии, как правило, сам сочиняет сказки для своих слушателей, мне в этой работе помогает методическое пособие Н.Н. Амбросьевой  “Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников” и сборники рассказов для детей, составленные Б.А. Ганаго. В 5ом классе неоценимая помощь в разрешении конфликтов и работе по формированию коллектива учащимся класса бала оказана психологом школы Козловой Е.А.

К сожалению, даже увидев свои негативные стороны, некоторые дети совершенно не собираются ничего менять в себе. На помощь пришла книга “Искусство жить с непохожими людьми: тренинг толерантности”(издательский дом Московия/под. ред. А.Г.Асмолова, Г.У.Солдатовой, А.В. Макарчук). Издание посвящено развитию толерантности у подростков, состоит из четырех разделов, все упражнения и игры снабжены соответствующими рекомендациями и специальными приложениями, помогающими в их проведении. “Искусство жить с непохожими людьми” – это не рассуждение на тему. Это практическое руководство как научить человека жить с теми, кого он не понимает и не принимает.

Классный руководитель – «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома). Большие мои помощники – это родители, которые продумывают тематику каждой поездки, являются инициаторами и организаторами совместных мероприятий, учитывая особенности усваивания информации.

Классный руководитель – «старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности). С целью создания условий для развития творческих способностей учащихся необходимо привлекать их к творческим конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, интеллектуальным марафонам. Хорошо, когда конкурсы проводят учителя предметники, так как во внеклассных мероприятиях ребята часто участвуют охотнее, чем в традиционной учебной деятельности. Классному руководителю опять отводится роль координатора состава команд. Иногда выгодно выставить несколько команд от класса и просить учителя подготовить разноуровневые задания командам, чтобы поддержать инициативу и стремление к совершенствованию отдельных учащихся. Особое место в этой работе занимает участие ребят в школьных и городских сериях игр “Что? Где? Когда?”. Проведение подобных турниров в 5-6 классах является одним из способов выявления скрытой одаренности детей. В идеале каждый классный руководитель должен активно включиться в создание и совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми. Именно он имеет возможность включить в эту работу тех учителей, которые по каким-либо причинам еще не разглядели выдающихся способностей воспитанников.

Классный руководитель – «социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся. Возможно ли развитие личности только в школе? Конечно, только совместными с родителями усилиями мы можем создать необходимые условия для становления ребенка. Начиная работу с классным коллективом, я стараюсь максимально изучить ситуацию в семье каждого ученика, и первым помощником мне всегда становится учитель начальной школы. Основываясь на данной им информации и из личных бесед с представителями каждой семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, опекуны), делаю выводы о типах семей и стилях семейного воспитания, необходимые для того, чтобы определить стиль своего поведения по отношению к ребенку и возможные формы общения с родителями. Безусловно, анкетирование помогает нам выявить отношение каждого родителя к школе и учителям; проективные методики помогают определить причины конфликтов и экономят время при изучении характера каждого ученика, но ни одна анкета не заменит нам тех заразительных положительных эмоций, с которыми родитель говорит о своем ребенке. А значит, надо стремиться использовать любую возможность для личной беседы, необходимо оговорить время еженедельных встреч с родителями (для одних – по личному желанию, для некоторых – с четко запланированной периодичностью). При этом нельзя торопиться с выводами, родители должны иметь возможность высказаться по всем наболевшим вопросам, чаще всего им нужна поддержка, помощь и добрый совет. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать что-то хорошее, дающее шанс на будущее. Каждая такая встреча должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика. Теплая и конструктивная индивидуальная беседа родителя и учителя всегда дает положительный результат, при этом следует заметить, что происходит она по взаимной инициативе.  Родители, как и мы – учителя, также нуждаются в педагогической и психологической помощи в вопросах воспитания, а иногда и просто добром слове и дружеской поддержке. Мы собираемся два раза в четверть. Я стараюсь познакомить родителей с возрастными физиологическими и психологическими особенностями ребенка, рассказать о влиянии родительского программирования на формирование личности, подсказать, чем родители могут помочь гиперответственному ребенку, как преодолеть страхи перед экзаменом или постараться избежать конфликтов. На мой взгляд, каждый родитель, уходя после собрания, должен быть чуточку горд своим умением и желанием быть рядом с детьми, полон терпения и стремления быть нужным им, а, главное, уверен в уникальности и неповторимости своего ребенка. Не будем забывать, что от того, как родители разбудят своего ребенка утром, зависит его психологический настрой на весь день.

Читайте также:  Ребенок во всех стадиях развития

Классный руководитель – «фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с учащимися). Выбирая профилактическую программу “Все цвета, кроме черного”, меньше я думала о профилактике вредных привычек, т.к. тематика курса показалась мне актуальной: 5 класс “Познаю свои способности”, 6 класс “Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми”, 7-8 класс “ Помогая другим, помогаю себе ”. Темы программы направлены на развитие у подростков познавательных интересов, способности эффективно строить взаимоотношения с окружающими, умения анализировать свои чувства и переживания и т.п. Кроме того, представленная методика авторов М.М. Безруких и А.Г. Макеевой обеспечена методическими разработками и рабочими тетрадями.

Психологическая готовность выпускника к выбору профессии во многом зависит от нас, взрослых. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. Профессиональное самоопределение не происходит вдруг, после  ознакомления с различными профессиями или по запросам родителей, оно имеет многоступенчатый характер, который включает в себя изучение своего характера, типа мышления, самооценки и уровня притязаний, правил бесконфликтного поведения и конструктивного общения, изучение профессий и экскурсии на предприятия. Безусловно, эта работа требует большого количества времени, не одного года, и начинать ее надо с изучения и формирования личности, а самое благоприятное время для начала проведения подобной работы – младший подростковый возраст. Совместно с психологом мы наметили перспективный план, направленный на развитие моих учеников, непосредственно предшествующее профессиональному самоопределению.

Методика анализа результативности воспитательной деятельности

Класс

Предмет изучения

Название методики

5

Статус в классе

Социометрическая методика

Проведение классных часов в виде занятий с элементами тренинга, с участием педагога-психолога по сплочению коллектива

Способы реагирования в конфликте

Методика К.Н. Томаса, адаптированная Н.В. Гришиной

Классный час «Способы реагирования в конфликте. Как можно выйти из конфликтной ситуации»

Тревожность

Тест школьной тревожности Филипса

Классные часы с участием педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков

Школьная мотивация

Методика оценки школьной мотивации

Индивидуальная работа с обсуждением результатов успеваемости и постановкой целей

6

Самооценка

Методика изучение самооценки личности подростка

Занятия с элементами тренинга личностного роста

Знакомство с народными промыслами

Уровень притязаний

Методика оценки уровня притязаний Ф Хоппе

Занятия с элементами тренинга личностного роста

7

Мотивация к успеху и избеганию неудач

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху.

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач. Т. Элерс

Классный час «Мотивация к успеху и избеганию неудач»

Встречи с интересными людьми, знакомство с профессиями

8

Темперамент

Методика диагностики темперамента. Г.Ю. Айзенк

Классный час «Как управлять своими эмоциями»

Коммуникативные способности

Методика определения уровня организаторских и коммуникативных способностей

Классный час «Конструктивное общение»

Экскурсии на предприятия города

9

Профориентация

Методика исследования профессиональной направленности школьников.

Методика ориентированного определения предпочтительного типа будущей профессии. Е.А. Климов

Дифференциально-диагностический опросник

Опросник профессиональной готовности

Карта интересов

Ярмарка профессий

Подобная система предложена психологом Г. Резапкиной в приложении к газете «1 сентября» «Классное руководство и воспитание школьников» в 2007 году. Думаю, что она поможет мне расширить и усовершенствовать этот план. Согласно этому курсу профессионального самоопределения начинается еще в 1 – 4 классах – пропедевтический этап В этом возрасте должно формироваться позитивное отношение к профессиональной деятельности и начальным трудовым навыкам.

5-7 классы – ориентировочный этап: формирование добросовестного отношения к труду, интереса, основанного на практической включенности учащихся в различные виды общественно полезной деятельности.

8-9 классы – поисково-зондирующий этап: формирование профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, мотивов выбора профессии.

10-11 классы – этап развития профессионального самосознания: уточнение личностного смысла выбора профессии и представления о будущей профессиональной деятельности.

В каждом классе автор рекомендует  в течение года провести 16 занятий. С тематикой профориентационных занятий можно ознакомиться в методической газете для классных руководителей “Классное руководство и воспитание школьников” издательский дом 1 сентября № 14 2007 год. Подробные конспекты “Уроков самоопределения” для учеников  5-8 классов с кратким психологическим обоснованием автора  в газете с № 18 2007 года по № 9 2008 года.

Говорить, что в ходе этих занятий у всех учеников произойдет коррекция самооценки и резко поменяются приоритеты и ценности, было бы не правильно.  Но если на всех этапах профессионального самоопределения последовательно и успешно решались жизненные задачи, соответствующие возрасту, то подросток покидает школу, имея осознанный и реалистичный профессиональный план.

Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность  его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности

В конце очень хочется поделиться своей давней мечтой:  видится мне, что в школе будущего деятельность классного руководителя будет не дополнительной нагрузкой учителя-предметника, а станет основной работой творческого педагога-психолога, освобожденного от других обязанностей (хотя бы одного на параллель).

Источник