Создание условий для духовно нравственного развития ребенка

«Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей  старшего дошкольного возраста»

  «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу – (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо воспитать».

                                                       В.А.Сухомлинский.

        Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема воспитания детей. Ведь, в конечном итоге, от того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребёнок, зависит, состоится ли он вообще как человек. Именно нравственность включает в себя такие понятия как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, то есть самые ценные, самые главные человеческие качества. И мы, взрослые, обязаны ежедневно, ежечасно, ежеминутно воспитывать их в наших детях. Кто-то может сказать: « Какая может быть нравственность у такой крохи, как дошкольник?» Это большое заблуждение. Воспитывать духовно-нравственные качества необходимо с самых первых шагов ребёнка, именно дошкольный возраст самый чувствительный и отзывчивый на всё доброе.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс непрерывный. И дети вряд ли будут с удовольствием выслушивать наши нотации на эту тему. Поэтому в каждой лексической теме, в НОД, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, досуговой деятельности мы включаем задачи по воспитанию у малышей духовно-нравственных качеств. Ищем наиболее понятные и интересные ребёнку формы общения, где ненавязчиво, заостряем его внимание на духовно-нравственные аспекты. В этом нам помогают: художественная литература, сказки, стихи, фольклор, доверительные беседы и конечно игры – то есть всё то, что делает детскую жизнь счастливой и интересной. Анализируя работу по данному направлению, я пришла к выводу, что нельзя добиться больших успехов  в духовно-нравственном воспитании детей, если не будут созданы условия для духовно-нравственного образовательного  пространства: семья и  дошкольное учреждение. 

Работа с детьми по формированию духовно-нравственных качеств личности

Очень важно, чтобы нравственное становление ребенка предполагало не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила и воспитание нравственных чувств, но и происходило освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во всех аспектах проявления.
        В соответствии с ФГОСАми  использую:

        Интеграция образовательных областей в процессе духовно – нравственного воспитания дошкольников использую: социализацию, художественное творчество, познание, музыка, чтение художественной литературы, физическая.

Воспитательно – образовательного процесса по развитию духовно – нравственных качеств личности старших дошкольников учитываю следующие требования: 

  • комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
  • недопустимость перегрузки детей;
  • использование необходимого и достаточного материала, максимально приближенного к «разумному» минимуму;
  • введение культурных и региональных компонентов;
  • двухнедельный (и более) период, посвященный одной теме.
  • развивающую среду (тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе в уголках развития).

        Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками,  что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.

        Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями, помогаем укрепить статус семьи в духовном становлении детей.

        В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании, вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществлялась только за счет информирования родителей, в лучшем случае – за счет психолого-педагогического просвещения силами образовательного учреждения.

        Поэтому нашим дошкольным учреждением взаимодействие с семьёй осуществляется как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых, активных формах сотрудничества:

– уголки  на тему: «Духовно – нравственное воспитание»;

– родительские собрания на духовно-нравственные темы;

– открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

– проведение совместных учебных мероприятий (выставки, праздники);

– анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

– индивидуальные консультации специалистов,

– наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, газеты и т.д;

– экскурсии;                                                                                                – посещение семей на дому;                                                                                    – совместные с родителями праздники, спектакли, Дни рождения;     – проектная деятельность.

        Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что некоторая часть родителей наших воспитанников не знают, что именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

        Поэтому в своей работе я стараюсь создать такие условия, при которых мое взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у родителей возникает интерес к какой либо деятельности или общению тогда, когда это касается лично его, семьи или ребёнка.

Читайте также:  Период наиболее интенсивного развития ребенка

        Наше сотрудничество строиться под девизом: «Один за всех и все за одного».

        Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания: «Семья – ребёнок – детский сад», «Воспитание патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста», «Интеллектуальные и нравственные аспекты экологического воспитания» и т.д. и какой бы теме не было посвящено собрание, основная их цель – интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни как детского сада, так и семьи.

        Систематически  мы проводим  консультации для родителей по вопросам воспитания детей: «Краткая история воспитания», «Воспитание, основанное на любви, а не на страхе», «Сегодня дети не такие как прежде», «Пять методов позитивного воспитания», «Культура общения со взрослыми и сверстниками», «Особенности воспитания мальчика», «Роль отца в воспитании дочери», «Мать – пример для дочери» и т. д.

        Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют средства наглядной информации: стенды, папки – передвижки, газеты; а так же пропаганда положительного семейного опыта воспитания.

        Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность: Конкурс «Зимушка – зима!» поделки своими руками, конкурс рисунков и работ прикладного творчества «Моя мама лучше всех», изготовление поделок  к праздникам для родных и близких, к православным праздникам. Проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей способствуют сплочённости родителей и детей по отношению друг другу: «Осень в гости к нам пришла», «Новогодняя сказка», «Веселые святки у Марфушки», «Я своим папой горжусь», «Широкая масленица», «Моя мама лучше всех», «Праздник весны» и т.д.

        Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

        Прошли заседания круглого стола на темы: «Что такое ФГОСы?», «Развитие творческих способностей у детей», «Общение родителей и детей». Консультации: «Стили семейных отношений», «Организация трудового воспитания в семье», «День рождения ребёнка в кругу семьи», «Развитие речи старших дошкольников через художественные произведения» и.т.д. Родители и дети консультативного пункта активно принимают участие в жизни учреждения: проведении праздников, конкурсов, выставок.

        Поэтому в своей работе я стараюсь создать такие условия, при которых мое взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у родителей возникает интерес к какой либо деятельности или общению тогда, когда это касается лично его, семьи или ребёнка.

Источник

Наталья Чертова
Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственному воспитанию

В настоящее время наше общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Материальные ценности доминируют над духовными. С экранов телевизоров и компьютеров идёт агрессивный информационный поток, который направлен на уничтожение духовной сферы человека. Иностранные мультфильмы, компьютерные игры, рекламы, фильмы, пропагандирующие насилие – всё это искажает представления детей о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям.

Это заставляет нас серьёзно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому что именно в дошкольном возрасте ребёнок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребёнка.

Детская душа –благодатная почва: каждый посеянный нами росточек нежности, доброты, ответственности не только за себя, но и за ближнего даёт свои видимые всходы.

Духовно-нравственное воспитание – понятие многогранное. В дошкольном возрасте происходит активное накопление социального опыта ребёнка, в котором устанавливается первичная ориентация всей будущей жизни. Повышенная эмоциональность детей, их доверчивость, открытость, отзывчивость позволяют считать этот период исключительно важным для воспитания нравственных начал. Поэтому именно в дошкольном детстве духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие.

Учитывая эти особенности, педагоги нашего дошкольного учреждения попытались создать оптимальные условия для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала детей через гармоничное построение целостного педагогического процесса, основанного на этнокультурных, нравственных ценностях и православных традициях.

Учитывая ФГОС ДОУ, мы осуществляем работу по духовно-нравственному воспитаниюв следующих направлениях:

1. Формирование представления об истории края, жизни и культуре родного народа, воспитывая при этом патриотические чувства.

2. Воспитание этических традиций, норм, правил поведения, формирования культуры общения с взрослыми и сверстниками.

Наше ДОУ принимает участие в различных благотворительных акциях. К примеру, в декабре 2014 года мы участвовали в акции «Рукавичка», организованной некоммерческим благотворительным фондом «Детские сады Черноземья». Дети вместе с родителями и воспитателями передали в Дом Малютки на Ленинградской рукавички и игрушки, сделанные своими руками.

Мне хотелось бы рассказать о формировании гуманных отношений между детьми, воспитании у них действенных нравственных чувств и качеств на примере кружка «Привитие основ этики и риторики», который я веду в качестве педагога доп. образования. Занятия кружка проходят с детьми 6 – 7 лет. Основным составляющим занятий является духовно-нравственная деятельность.

В основе этикетного поведения всегда лежат нравственные нормы. Научить ребёнка проявлению любви – это одно из важнейших назначений обучения правилам этикета.

Моя работа направлена:

• на сохранение душевной чистоты и формирование внутренней свободы, т. е. ребёнок должен делать свой нравственный выбор не путём запретов, а самостоятельно уклоняться в сторону добра.

• на побуждение личности ребёнка к проявлению основных добродетелей, таких, как милосердие, сострадание, сопереживание, любовь, доброта, дружба, честность, справедливость в отношениях с окружающим миром.

На своих занятиях стараюсь создать условия, необходимые для воспитания этикетного поведения ребёнка:

1) позитивный настрой ребёнка, доброжелательное отношение воспитателя к детям;

2) пример взрослых (родителя, воспитателя). Создание творческой, дружеской обстановки;

3) связь с семьёй.

Для решения задач в процессе обучения использую наглядный, словесный,практический методы: чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания, наблюдения, показ сказок (педагогом, детьми, рассматривание иллюстраций, проведение дидактических игр, беседы, беседы-обсуждения, моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора, игры, упражнения, этюды, продуктивная деятельность, театральная деятельность, игры духовно-нравственного содержания.

Читайте также:  Развитие речи первого года ребенка по тихеевой

От того, как ребёнок научится любить своих родителей, заботиться о них, зависит в дальнейшем его любовь к Родине. Понимание Родины у детей тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого, оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближним окружением, с культурой своего народа.

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа.

Русская культура всегда отличалась высокой духовностью, самобытностью, нравственностью.

Восстановить связь времён, вернуть утерянные духовные ценности, обратиться к истокам – в этом помогают такие учебно-воспитательные мероприятия, как «В гостях у Бабушки-Забавушки», где дети знакомятся с предметами русского быта, жизнью русского народа, трудом, праздниками, с традициями, особенностями русского фольклора.

Всё это позволяет воспитывать в детях добро, чувство красоты, мудрость, честность, любознательность.

Особую роль на своих занятиях я отвожу театрализованной деятельности, так как это помогает ребёнку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что сказка или сценка, которую мы разыгрываем всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Как сказал Афонский старец: «Сейчас, когда ваши дети ещё маленькие, вы должны им помочь понять, что такое добро. А это есть глубочайший смысл жизни». И заканчивает наши встречи «Свеча добра», с помощью которой каждый ребёнок раскрывается эмоционально, выражая свои добрые пожелания.

Источник

Ольга Шапортова
Условия для духовно-нравственного развития дошкольников через построение целостного педагогического процесса

Условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

          Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

       Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

         В связи с этим ключевая роль детского сада – создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное   построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края. Мы сейчас все перешли на новую ступень образования. И одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Цель:

Целостное духовно-нравственное и социальное  развитие личности ребенка- дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

Развитие его духовного, психического и физического здоровья.

В условиях перехода на ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

• формирование начал патриотизма и гражданственности; • формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; • уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей; • формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей; • формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт) • воспитание уважительного отношения к труду. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края.

Наша практика показала, что именно изучение традиционной отечественной культуры в дошкольном учреждении позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение. Системное включение материала этнокультурного развития в привычные для детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребенка; не только воспитывает, но и открывает нравственный и эстетический потенциалы. В настоящее время практическим работникам дошкольных учреждений предлагается обширный выбор различных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Для успешной работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития в детском саду последовательно выполнялись несколько принципиально важных условий. Эти условия таковы: – непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов – мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков); – продвижение от опыта к знанию (пример: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни всего детского сада); – использование народного опыта непосредственно в жизни детей; – усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.

Читайте также:  4 месяца ребенку развитие что можно есть

Освоение культурного наследия родного края в нашем детском саду – это не проведение отдельных праздников, стилизованных “под фольклор” – это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно – развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народа; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения. Поэтому, приступая к работе по данному направлению, мы ясно представляли себе, что она будет успешна только тогда,когда в этом участвуют все: и педагогический коллектив, и дети, и их родители.

Планирование воспитательно-образовательной работы. Заведующей ДОУ совместно со старшим воспитателем был составлен план воспитательно-образовательной работы,в котором выделили общую задачу года: “Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурного развития“. Это позволило спланировать дальнейшую организационно – педагогическую работу. Например, оснащение групповых помещений предметами, выполненными в национальных традициях родного края, создание в них уголка старинного русского быта; открытие в детском саду “Музея русского быта”, комнаты духовно-нравственного воспитания и т. д. В планировании воспитательно-образовательной работы уделено внимание разделу по организации выставок народного творчества характерного для нашего региона, организации и проведения экскурсий в краеведческий музей, художественный музей. Эти мероприятия являются интересным дополнением к плану развлечений.

Для педагогов проводятся семинарские занятия. На практике сочетаются и та, и другая формы работы, что и дает ожидаемые результаты. Темы занятий включают в себя как теоретические вопросы, так и методику работы с детьми и родителями по выбранному направлению.

Работа с детьми. Наряду с обычными занятиями в разных разделах необходимо при перспективном планировании учесть темы по этнокультурному развитию детей:- цикл занятий познавательного характера: два занятия в месяц непосредственно посвящаются традиционной культуре родного края, при этом конкретный выбор ведущей темы месяца определяется ритмом народного календаря; – эти два занятия проблемно связываются с изобразительной деятельностью, лепкой, ручным трудом; – на занятиях по ознакомлению с художественной литературой предусматривается специальная работа с родным словом в связи с текущей темой по русской культуре; – музыкальный руководитель планирует свою работу с народными песнями и традиционной пластикой характерной нашему региону; – занятия по народному земледельческому календарю входят в раздел “Ознакомление с природой”. Это могут быть как самостоятельные занятия, так и составные части занятий по природоведению и экологии; – завершают изучение каждой темы комплексные занятия, вечера развлечений, народные гулянья, праздники. Праздник даст положительные результаты и подведет итог всей предшествующей работе и детей и взрослых только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами подготовят праздник вместе с вами и родителями. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Насыщенность народного праздника или игры  творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме можно знакомить детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье. Так, вместе с ребятами можно изготовить кукол и построить сюжетные игры: “Дочки – матери”, “Хозяюшки” и т. д. В играх продолжается работа по закреплению темы месяца. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям. Дидактические игры также планируются как дополнительная работа по освоению ведущей темы. Именно от неё зависит выбор конкретных сюжетов. Подвижные народные игры должны проводиться чаще, чем обычно. Перечень игр для удобства “разбивают” поквартально соответственно возрастным особенностям детей, сезону. Особое внимание следует уделить играм- драматизациям. Нужно планировать не только драматизацию по сказкам, но и учить детей обыгрывать потешки, небылицы, разыгрывать сценки с куклами. В режимные моменты активизируется работа по привитию навыков традиционной культуры поведения.

Работа с родителями. Особое внимание в деятельности  ДОУ  уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу. Прежде чем начать знакомить дошкольников с традиционной культурой родного края нами был проведен опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал традиционную культуру родного края в дошкольном учреждении. Результаты этого опроса были положительны. Был составлен план работы с родителями по ознакомлению их с культурой нашего региона. Организация совместно с родителями выставок, экскурсий. Совместное проведение праздников. Содержание духовно-нравственного воспитания детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры. Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом “человечности” для своих воспитанников,созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты. Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогикиРусского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: “Нельзя врачевать чужие души (“помогать людям”, не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе”.

Источник