Создание творческой среды для развития ребенка

Предметно-пространственная  среда,  

 как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Выполнила воспитатель

МКДОУ «Д/С№37»

Тутаринова Оксана Владимировна

                                                    «Дети должны жить в мире красоты,

                  игры, сказки, музыки, рисунка,

 фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. Сухомлинский

Актуальность темы.   (слайд№3)

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение.(слайд №4)

Изучив вопрос, я сделала вывод, который заключается в том, что развитие творческих способностей детей дошкольного возраста напрямую зависит от правильно созданной и организованной предметно – пространственной среды в группе. Среда является фактором развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, раскрытия творческих способностей детей. Они играют большую роль в будущей жизни ребёнка. Сегодня общество нуждается в людях, способных на творчество в любой сфере человеческой деятельности. Развитие творчества не происходит само по себе. Оно требует особого внимания. В творческой деятельности  ребёнок познаёт окружающий мир, постоянно что-то открывает новое для себя, может ставить и решать нетиповые проблемы. В процессе творческой деятельности у дошкольников формируются исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области, анализировать новые ситуации, увидеть невидимое, объединить разное, упростить сложное. Одним словом дети приучаются к творческой активности, к творческому труду, к творческому поиску и решению.  Кроме этого предметно-пространственная среда выступает, не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания.

Самое время сказать о месте педагога в организации предметно – пространственной среды. Он — автор, он — компонент. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду; компонент потому, что определяет свое место в ней относительно каждого ребенка. Так как ребенок в интеллектуальном развитии — он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, постоянное напоминание и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.

Насыщенность среды. Предусматривает соответствие возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы детского сада. Оснащение средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами и оборудованием, обеспечивающим игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

  • Трансформируемость. Возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  • Полифункциональность. Предметно-пространственная среда открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса;
  • Вариативность. Предметно-пространственную среду можно дополнять, конкретизировать и разрабатывать, Вариативность среды обеспечивает свободный выбор детьми разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную, творческую и исследовательскую активность детей.
  • Доступность. Предметно – пространственная среда доступна для воспитанников (в том числе с ОВЗ и детей – инвалидов). Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
  • Безопасность. Соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.(слайд№5)

Важно, чтобы среда не ограничивала детскую инициативу, а наоборот, предоставляла бы возможности для проявления и – что важно – для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия.  Предметно-пространственная среда в группе строилась с соблюдением следующих принципов:

В качестве «центров» выступают:(слайд№6)

  • «Я – режиссер» (уголок для ролевых игр). Ведущее место в жизнедеятельности детей, в сюжетно – ролевых играх дети учатся объединяться, договариваться, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Уголок для сюжетно – ролевых игр предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества.  Сюжетная игра связана с условным действием в воображаемой ситуации. Ребенок непосредственно принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация), режиссерская игра (воображаемая ситуация развертывается через действия игрушечных персонажей, которые служат как бы посредниками между ребенком и игровыми ролями), игра-фантазирование (воображаемая ситуация развертывается преимущественно в речи и представлении, сюжетные события происходят с кем-то, т.е. ребенок не отождествляет себя с какой-то конкретной ролью). В уголок для ролевых игр имеются костюмы для ряженья, головные уборы, украшения, маски и оборудования для обыгрывания сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный, настольный) для обыгрывания сказок. Дети уже частично сами организуют среду под замысел. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения сюжетно – ролевых игр. Материал для сюжетно – ролевых игр в группе размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их “под замыслы”. Стабильные тематические зоны полностью уступают место полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. (слайд№7)
  • «В гостях у Самоделкина» (центр конструирования) способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Уголок достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности. (слайд№8)
  • «Мастер – фломастер» (центр творчества) организован для продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация). Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка-дошкольника и в развитии творческих способностей детей. Этот уголок выполняет разные функции, однако, прежде всего, развивает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей. Имеется широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.(слайд№9)
  • «Театральная гостиная» (центр художественно-творческого развития). В театральной гостиной есть всё необходимое: куклы, атрибуты, декорации для разных видов театра. Играя в театр, дети становятся и режиссерами, и актерами своих спектаклей, в которых учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства. В результате такой творческой деятельности они легко и непосредственно включаются в театральное действие; свободно, непринужденно общаются друг с другом; у детей развивается мышление, образная речь, воображение.(слайд№10)
  • «Песенка – чудесенка» (музыкальный уголок). Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. В достаточном количестве имеются музыкальные инструменты, игрушки, картотеки песен, музыкальных игр, танцев, коллекция дисков музыкальных.(слайд№11)
  • «По страницам сказок» (книжный уголок). Маленькие дети – это любознательные, спонтанные, конкретно мыслящие существа, стремящиеся получить доступ к миру взрослых. Главный из ключей к этому миру – речь. Помимо книг, в уголке можно размещать различный иллюстрированный материал по темам: сезоны, семья, животные, птицы и т. д.(слайд№12)
  • «Мы познаем мир» (наблюдения за природой) служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами. Накапливается каждым ребенком личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы. С помощью уголка природы, дети группы начинают учить различные явления природы, смену времен года, также у них формируется бережное отношение к растениям и животным. Оформление уголка природы в поможет деткам не только познакомиться с природой, но и полюбить ее. Также это поможет развивать в них любознательность и наблюдательность.
Читайте также:  Коррекция психического развития речи ребенка

Моя задача состоит в умении моделировать предметно – пространственную среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Я стремлюсь сделать так, чтобы предметная среда обеспечивала максимальную реализацию образовательного потенциала пространства

Моя роль, как педагога, заключается в оказании помощи каждому ребенку в открытии для себя ценности познания и переживания эстетических характеристик отдельных предметов, явлений, событий, в выборе близкого интересам ребенка содержания творческой деятельности, на чем базируется субъективный опыт творчества ребенка. Предназначение педагога — дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас

Таким образом – созданная в группе предметно-пространственная среда, на мой взгляд, является фактором развития творческих способностей детей дошкольного возраста, т.к. она предоставляет возможность проявить индивидуальность и творчество детского коллектива в целом, а также каждого воспитанника.

Р. Кийосаки: «Наше будущее создается тем, что мы делаем сегодня».

Источник

Создание творческой среды для развития способностей учащихся

С.В. Витулева, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 32» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Одаренность человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский .

В условиях происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети» (1996), «Национальной доктрине образования РФ» (2000), «Концепции модернизации образования до 2010 года»,  инициативе Д.А. Медведева «Наша новая школа» 2009г. Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач.

Читайте также:  Развитие ребенка с момента рождения до 5 лет

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

К числу наиболее распространенных в современной психологии моделей одаренности детей относится концепция одаренности Джозефа Рензулли [1]. Одаренность, в его понимании, — сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности (творческости) и мотивации (настойчивости).

С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи склоняются к мысли, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую творческость, как считалось ранее, а мотивацию.

 Так, например, некоторые ученые отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.

В практике своей работы я не встречала ярких проявлений одаренности детей, однако надо помнить о том, что одаренность может быть скрытой, потенциальной  или отдаленной по времени.

По мнению известного методиста, автора программы «Исследовательская деятельность младших школьников»  А.И. Савенкова, наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, “общая способность” все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

Работу с  одаренными   детьми  следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Поэтому главнейшей целью обучения и воспитания   в начальной школе является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.

 Учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена должны  продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

Создание особой среды, способствующей поддержанию и развитию индивидуальности ребенка и развитии его талантов,  –  в этом я вижу главную задачу учителя, работающего с младшими школьниками.

Вот уже 7-й год я работаю в системе класс-группа. Все ученики моего класса посещают группу продленного дня, что позволяет мне использовать школьную среду для  всестороннего развития способностей детей.

Каковы основные направления по созданию оптимальных условий для развития детей?

  1. Организация учебного процесса:
  • выбор УМК «Гармония»

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Концепция курса – целенаправленное развитие мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания.        

  • Методы  обучения, способствующие развитию познавательных способностей и личностных качеств  –   проблемные, поисковые, исследовательские, проектные в сочетании с формами самостоятельной индивидуальной и групповой работы;
  • работа с различными источниками информации;
  • выставка творческих работ;
  • участие детей в олимпиадах, конкурсах,  мероприятиях в рамках предметных  декад и тематических периодов;

Ежегодно мои ученики становились победителями и призерами районных олимпиад и конкурсов по математике и русскому языку.

  1. Внеурочная деятельность

Своей главной задачей в организации внеурочной работы я вижу создание условий для развития разных способностей детей. Так для развития познавательных, интеллектуальных способностей проводятся занятия в кружке «Я – исследователь»; кружке  по решению логических задач «Логик»; кружке «Формирование пространственного мышления младших школьников»

Читайте также:  План физического и интеллектуального развития ребенка до года

Условия  для проявления творческих и интеллектуальных способностей детей  создают для учеников ситуации успеха через различные формы деятельности.

Приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса в настоящее время становится духовно-нравственное  воспитание учащихся.

В рабочей концепции одаренности говорится: «…Без нравственности талант не имеет ни ценности, ни смысла. Опасность “злого гения” в его направленности.

Одна из приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью – развитие духовно-нравственных основ личности ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь…)»3

В своей работе по организации учебно-воспитательного процесса я опираюсь на   использование богатств русской культуры. Это позволяет сформировать у обучающихся положительную мотивацию в выборе духовных ценностей.

Созданная мною комплексно-целевая программа  «Я и мой народ», (см. Приложение 1) направленная на формирование личности младшего школьника, на его духовно-нравственное развитие через использование этнокультурных технологий, позволяет не только работать по какому-то определённому направлению, а создаёт условия для развития  личности  ребёнка через воспитательную систему класса. Система работы, направленная на духовно-нравственное становление личности  каждого ученика прослеживается во всех направлениях: в учебной деятельности, в неаудиторной занятости, во внеклассной работе и в дополнительном  образовании.

После уроков во второй половине дня  дети посещают занятия кружка «Народоведение», занимаются оздоровительной работой, изучая подвижные народные игры, а также получают второе дополнительное образование в музыкальной школе на фольклорном отделении.

Ведущим  методом является метод совместных проектов, осуществляемых коллективом класса и преподавателями детской школы искусств. Эти проекты позволяют познакомить и других учащихся нашей школы с народными традициями, обрядами, праздниками.

Программа предполагает развитие и социокультурной компетентности –  используются различные формы работы с социумом: участие в социально-значимых акциях (выступление  перед ветеранами на заводе ЖБК-3, в реабилитационном центре «Ударник»), просветительская работа среди сверстников и др.

Занятия фольклорным творчеством развивают музыкальные, эстетические, коммуникативные способности детей, а ситуация успеха мотивирует их к более серьезному отношению к данной деятельности.

В 2009, 2011 г. ансамбль «Славяне» стал лауреатом II степени в V, VI Районных конкурсах фольклорных коллективов «Песельная артель»

В 2011 г ансамбль стал лауреатом  II степени  на III Всероссийском фестивале-конкурсе исполнителей народной песни в г. Волгограде.

В ноябре 2011 г. ансамбль стал лауреатом  III степени Международного детского и юношеского конкурса-фестиваля «Волга в сердце впадает мое»

В 2010 г. солист ансамбля Калашников Ярослав стал лауреатом II степени в  IV Районном конкурсе сольного народного пения «Льётся песня над Волгой» и лауреатом II степени областного фестиваля-конкурса исполнителей народной песни им. Л.Л. Христиансена.

В 2011 г. солист ансамбля Витулев Арсений стал лауреатом I степени международного детского и юношеского конкурса-фестиваля «Волга в сердце впадает мое», Семенов Анатолий и Калашников Ярослав стали дипломантами этого конкурса.

Среди моих выпускников начальной школы есть учащиеся,  для кого занятия  музыкальным творчеством позволили сделать выбор будущей профессии (Калашников Ярослав, Васильева Ксения собираются поступать в музыкальное училище). А ведь для педагога, едва  ли не самое важное – помочь ребенку реализовать свои способности,  найти свое место в жизни

В завершении мне бы хотелось обратиться к словам А.И. Савенкова.  Он говорил, что «творческие способности – безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: “Талант всегда пробьется”, “Талант не пропьешь”. Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике – или развивается, или угасает»

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

2.Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.

3. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.

4. https://www.odardeti.ru/static.php?mode=library1    сайт Федеральной целевой программы “Дети России” подпрограмма «Одаренные дети»

Приложение 1

Воспитательная модель в классе с этнокультурным компонентом

Комплексно-целевая программа «Я и мой народ»

Цель: приобщение детей к русской традиционной  культуре, углубленное изучение родного языка, сохранение отечественного духовного  наследия.

Этнокультурные технологии на уроках

Кружок «Народоведение»

Дополнительное образование на фольклорном отделении ДШИ № 3

Посещение музеев, концертов

Работа с родителями

Работа с социумом

Творческая деятельность

Организация народных праздников

Социально-значимые акции

Волонтерская деятельность

Концерты

Праздники народного календаря

Ярмарки

Выставки работ совместного творчества родителей и детей

Выставки детского творчества

Источник