Создание ситуации успеха личностного развития ребенка
Методическая учеба для педагогов:
«Как создать ситуацию успеха и помочь ребенку поверить в себя»
Цель: повысить мотивацию педагогов к созданию ситуации успеха.
Задачи:
- Проанализировать влияние ситуации успеха.
- Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха.
- Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов.
Успех – значит вовремя успеть помочь ребёнку поверить в свои силы.
Успеть взрослому понять внутренний мир ребенка и направить его в нужном направлении. Успех — как бабочка, может коснуться своим крылышком и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо. Быть хорошим педагогом – это значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке. Предлагаю поговорить о том, как создать ситуацию успеха для учащихся.
Что же такое, ситуация успеха?
Психологи разделили эти два понятия, и вот что получилось:
СИТУАЦИЯ – это сочетание условий, которые обеспечивают успех;
УСПЕХ – это результат подобной ситуации;
ОЖИДАНИЕ УСПЕХА – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.
В результате данное словосочетание имеет двойственное значение, а именно
УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости,
удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
С педагогической точки зрения, СИТУАЦИЯ УСПЕХА – это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Уважаемые коллеги! Просим вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха. При необходимости предложите свои варианты действий педагога.
Действия педагога на уроке:
Останавливаем внимание на негативном
Улыбка, добрый взгляд
Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому
Даёт прозвища (плохой, ленивый …)
Сравнение одного ребёнка с другим
Отмечает персональную исключительность
Аргументирует надобность действий
Учит алгоритму действий
Оценка действий ученика с акцентом на детали
Педагог много говорит за детей
Выражает недовольство учеником, группой учеников
Верит в способность ученика
Предупреждение и угрозы по невыполнению требований
Как создать на занятии ситуацию успеха?
Основная парадигма в работе педагога – «Дать каждому ребенку шанс проявить себя».
Для реализации основной цели своего педагогического творчества педагог большое внимание уделяет созданию ситуации успеха на занятии.
Алгоритм создания ситуации успеха
1. Снятие страха
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Задание довольно легкое, этот материал мы с вами проходили”.
2. Авансирование успешного результата
Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его учащийся обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
“У вас обязательно получится”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
“Возможно, лучше всего начать с…”. “Выполняя работу, не забудьте о…”.
4. Внесение мотива
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
5. Персональная исключительность
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
“Только ты и мог бы…”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”.
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение
Побуждает к выполнению конкретных действий.
“Нам уже не терпится начать работу… “. “Так хочется поскорее увидеть…”.
7. Высокая оценка детали
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
“Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
Приемы создания ситуации успеха
1. “Эмоциональное поглаживание”
Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит “молодец”, “умница “, “Ребятки, я горжусь вами!”. Мы с вами знаем, каков преобладающий тон отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
2. «Холодный душ»
На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
3. «Умышленная ошибка»
Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!
Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.
4. «Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
5 . «Эскалатор»
Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
6. «Шанс»
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.
7. «Сопереживание»
Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.
8. «Взлет»
Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.
9. «Следуй за нами»
Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
10. «Обмен ролями»
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».
11. «Заражение»
В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих»
12. «Горизонт»
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
13. «Отсроченная отметка»
Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о движении вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!
14. «Интеллектуальная инверсия»
(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)
Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передает их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал. Можно даже говорить о потенциале класса.
Формула: потенциал учителя рождает группу потенциалов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» ученические потенциалы, учитель должен неустанно пополнять свой, а стимулом для этого процесса служит умственный рост учеников, «подключаясь» к которому педагог получает новый заряд энергии.
15. “Исповедь” или “Когда учитель плачет”
Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.
Использование ситуации успеха должно помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
Успех воспитаннику может создать педагог, который сам переживает радость успеха. Счастливого человека может воспитать только счастливый. Успешный учитель – успешный ученик!
Успешный человек живет собственной жизнью, идет собственным путем, ставит перед собой цели и добивается их реализации. Невозможно избежать трудностей, неприятностей, неодобрения – важно не опускать руки и идти дальше.
Есть качества, которые приводят к достижению поставленных целей:
- уверенность в себе;
- трудолюбие;
- оптимизм;
- упорство;
- стойкость;
- позитивное мышление.
Психологи утверждают: если у человека есть хотя бы 2 качества из списка – он способен
достичь всего. Желательно мыслить позитивно и избегать мыслей, которые тормозят движение вперед.
В заключении предлагаем рецепт приготовления хорошего занятия. Перечислите самые лучшие положительные эмоции, которые способствуют сохранению дружелюбной атмосферы и созданию ситуации успеха на протяжении всего занятия.
Предлагаем рецепт приготовления
Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на несколько занятий, которые вам приходится проводить в ваш рабочий день. Добавьте в каждое занятие по одной порции:
- мудрости;
- терпения;
- храбрости;
- работоспособности;
- оптимизма;
- преданности своему делу;
- доброты;
- отдыха и заботы о здоровье;
- доброго юмора;
- такта;
- веры в каждого ребёнка.
Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Долейте любви к детям. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте занятие профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!
Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к педагогическому труду и творчеству!
А для того, чтобы ваши занятия проходили успешно и эффективно, предлагаю памятки – рекомендации, которые помогут в работе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Золотые правила учительской похвалы
- Хвалите действия, а не личность! В противном случае у школьника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение.
- Четко обозначайте, за что хвалите! Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности.
- Хвалите в меру и по делу! Школьник, которого хвалят за каждую мелочь, подсознательно ожидает одобрения практически каждого своего действия.
- Хвалите не только «любимчиков»!
- Останавливайтесь на хорошем! Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте.
- Не противопоставляйте одного ученика всему классу!
- Хвалите без сравнений! Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников.
- Подкрепляйте похвалу! Похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и эффективностью.
- Запаситесь «Я-посланиями»! Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.
Источник
Мастер-класс педагога-психолога МБДОУ «Иланский детский сад №7» – Исаченко О.П.
«Ситуация успеха – стимул личностного развития ребенка дошкольного возраста».
Цель: повышение мотивации педагогов на использование в практике своей работы, приемов и техник положительного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
В ходе работы предполагается решить следующие задачи:
1. Определить сущность таких понятий как: личность, личностно-ориентированный подход, успех.
2. Представить свой опыт по внедрению игровых подходов в развитии личностной сферы, коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Ход выступления.
1. Приветствие – знакомство «Шарик знакомств». Ведущий говорит «Здравствуйте, меня зовут…! Я хорошо умею (делать)….». Бросает шарик участникам. Следующий, поймавший шарик, представляет себя. Мы сейчас познакомились и узнали сильные стороны друг друга, представили себя успешными.
2. Мини-лекция «Определение понятий: личность, личностно-ориентированный подход, успех»
3. Практическая часть. Представление техник и приемов положительного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
4. Рефлексия. Показать на пальцах число (в пределах 10), которое покажет оценку полезности предложенной информации.
Мини – лекция.
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать конструктивное общение, во избежание конфликтов. Воспитание может ускорить или затормозить процесс развития личности. Что способствует этому – среда, взаимоотношения и взаимодействие с другими людьми.
Давайте определим для себя сущность таких понятий, как:
личность- это… индивид, обладающий сознанием и самосознанием; индивидом рождаются, личностью становятся.
личностно-ориентированный подход в образовательном процессе – это…создание условий для развития индивидуальности, личностных качеств ребенка, не путать с индивидуальным (учет возрастных особенностей, физических, психических).
успех – это….. радость, реализованная цель, стимул развития. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к познанию и обучению. Ситуация успеха должна подкрепляться ежедневно.
Таким образом, работа педагогов должна быть направлена на создание условий и стимулирование развития индивидуальности, личностных качеств, помощь в самовыражении, самоактуализации ребенка.
Сензитивным периодом для развития личности ребенка, его эмоциональной и коммуникативной сферы является дошкольное детство. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Это актуализируется и в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Коммуникация». Содержание данной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
В итоговых результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, представлен портрет выпускника, включающий в себя следующие интегративные качества, которые приобретает ребенок:
– эмоционально отзывчивый
– овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
Поэтому, решая проблему коррекции эмоционально-личностной и коммуникативной сферы детей, возникла необходимость создания педагогических условий для более эффективного взаимодействия участников образовательного процесса.
Ситуация успеха – одно из условий самореализации, признания окружающими уникальности личности ребенка
«Успех – это радость»
«Успех – это реализованная цель»
«Успех – это лучший стимул деятельности»
«Успех – это показатель движения, развития»
Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность:
- пережить радость достижения
- осознать свои способности
- поверить в себя
Условия развития самости ребенка:
- уважительное внимание
- справедливая оценка
- признание ценности его личности
Этапы создания ситуации успеха:
- Атмосфера доброжелательности в группе
- Снятие страха
- Мотивация (зачем? для чего?)
- Скрытая инструкция предстоящей деятельности (ты же помнишь как это делать)
- Краткое воздействие
- Педагогическая поддержка
- Оценка действий, деталей (вот эта часть у тебя лучше всего получилась)
Приемы формирования веры в успех:
- Замечать любые улучшения, подчеркивать успех
- Говорить о вкладе ребенка в групповую деятельность
- Показывать сильные стороны ребенка
- Признание трудности заданий
- Устанавливать ограниченное время
- Подчеркивать ценность ошибок
- Выражать одобрение (поглаживания, объятия, аплодисменты, жесты, мимика, наклейки, медальки, сердечки и т.п.)
В работе с дошкольниками, имеющими проблемы эмоционально-личностной сферы, эффективны еженедельные групповые занятия с использованием игр и упражнений, направленных на развитие интегративных качеств у детей. С педагогами проводятся семинары, мастер-классы, консультации для повышения уровня профессиональной компетентности по взаимодействию с детьми. Для родителей организуются консультации, круглые столы, практикумы по эффективному взаимодействию между родителями и детьми.
Практическая часть мастер-класса.
Для диагностики эмоционально- личностного состояния ребенка в группе можно использовать:
Упражнение «Кляксография»- при помощи разноцветной кляксы можно предложить детям изобразить свое настроение. Педагог оценивает состояние ребенка по выбору цвета (черный – тревожность, зеленый – спокойствие и т.д.). «Если тебе или твоему соседу грустно, как можно улучшить настроение?»
Детям, которые испытывают робость при занятии рисованием, можно предложить это упражнение для преодоления неуспеха. В любом случае, даже у малыша получается интересный, необычный, «волшебный» рисунок, который можно дорисовать, превратить в настоящую картину.
Для развития коммуникативных качеств у детей можно использовать, следующие игры.
Игра «Комплименты».
Цель: акцентировать внимание на положительных сторонах «Я» участников.
Правило – не повторяться. Дети, глядя друг на друга, поглаживают перышком и говорят соседу (или на выбор любому из группы) что-то хорошее, хвалят его, восхищаются им. Затем передают перышко следующему, он кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».
Игра-упражнение «Аплодисменты по кругу».
Цель: признание значимости друг друга.
Первый ребенок подходит к любому из играющих и дарит ему свои аплодисменты. Затем они вместе подходят к следующему и так по кругу. Каждый ребенок получает в свой адрес аплодисменты.
Упражнение «Браво!».
Цель: осознание своей значимости.
Ребенок встает на воображаемый пъедестал, остальные дети ему аплодируют и кричат «Молодец!», «Браво!». Педагог спрашивает: «А ты хочешь узнать, за что тебе аплодировали?». Каждый ребенок говорит. «Приятно ли тебе было?». Другой вариант. Ребенок сам говорит, что он сегодня сделал хорошего, доброго, полезного для группы. Дети поддерживают его аплодисментами и говорят: «Ты молодец!», «Браво!».
Игра «Ладошки».
Цель: сплочение детей группы, развитие зрительного внимания, волевой регуляции.
Звучит музыка, дети танцуют, свободно двигаются. Музыка останавливается, и педагог показывает «ладошку» определенного цвета. Дети выполняют движение, которое задумано для этой «ладошки». Например, красная ладошка – все дружно кричат «Мы всё можем!» или «Мы молодцы!», «У нас всё получится!». Желтая ладошка – обнять соседа. Синяя ладошка – бурные аплодисменты.
Игра «Ласковый стул».
Цель: создание положительных эмоций. Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.
Ребенка садят на стул и завязывают глаза. Первый ребенок подходит к нему , прикасается, поглаживает ласково, за ним второй, третий. Сидящего затем спрашивают, чьё прикосновение было для него более приятным.
Упражнение “Волшебные конфеты”
Цель: развитие чувства эмпатии.
Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…
Тренинг. Умение строить «Я – высказывание» в различных ситуациях общения взрослых и детей.
О «Я-высказываниях» много написано в психологической литературе, посвященной налаживанию общения. «Я-высказывания — это костыли для тех, кто не умеет общаться по-человечески». Простейшая техника, следование которой позволяет избегать конфликтов. Научиться пользоваться Я-высказываниями будет совсем не вредно.
Ты-высказывание вызывает желание защититься и даже напасть в ответ и обычно вызывает реакцию в духе «на себя посмотри» или «сам дурак», эмоции накаляются, конфликт усиливается, взаимные обиды и недовольство накапливается.
Я-высказывание позволяет выразить свои чувства в необидной для другого человека форме и потому скорее будет услышано. Оно не вызывает желания возразить. Когда вы просто сообщаете о своих чувствах, вы ничего не требуете от другого и оставляете ему свободу решать, что ему делать. Это скорее вызовет желание посочувствовать и изменить свое поведение, чем «наезд» и упреки.
«Я-высказывание» нужно строить по такой форме:
1. Точное название своего чувства в этой ситуации.
- Я чувствую (обиду, раздражение, злость, разочарование, недоумение, беспокойство, беспомощность)…
- Я не знаю, как реагировать…
- У меня возникает проблема…
2. Описание ситуации, вызвавшей напряжение
- Когда я вижу, что…
- Когда это происходит…
3. Название причин – Потому что
Получается такое предложение:
Я чувствую (назвать чувство), когда (назвать проступок).
Мне хотелось, чтобы ты ___________.
Или
Я чувствую (назвать чувство), потому что (назвать проступок). Мне кажется, это потому, что __________.
Конечно, Я-высказывания не являются панацеей от всех коммуникативных проблем, но это некий минимум, который будет полезен как в детско-родительских отношениях, так и в отношениях между взрослыми людьми.
В заключении, проводится рефлексия.
Источник