Создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка

Создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка thumbnail

На современном этапе развития одним из актуальных направлений психологии и педагогики во многих странах мира является контроль за психическим здоровьем детей с самого раннего возраста, который осуществляется специальными государственными службами.

Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно- познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения.

Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии являются основополагающим принципом российской дефектологии. Многое в этом направлении уже сделано. Еще в 20-30-е годы в клинике профессора Н.М. Щелованова были разработаны показатели нервно-психического развития детей первого года жизни (включая и отклонения от нормы). В дальнейшем они многократно перерабатывались и дополнялись коллективом ученых под руководством профессора Н.М. Аксариной (1-й год жизни – Э.Л. Фрухт, 2-й год жизни – К.П. Печора, 3-й год жизни – Г.В. Пантюхина).

В 70-е годы эти исследователи впервые в нашей стране разработали процедуру диагностики и тесты для проверки развития детей в поликлинике, в доме ребенка, в яслях. В 1975 г. эта методология была рекомендована к внедрению в детские поликлиники и дошкольные учреждения.

В 90-е годы по заказу Министерства образования Российской Федерации Институтом коррекционной педагогики РАО разработана психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста, учитывающая возрастные психологические новообразования, уровень развития ведущей деятельности и уровень развития типичных видов деятельности ребенка в каждом возрастном периоде. Такой подход позволяет не только выявить отклонения в развитии ребенка, но и определить пути коррекционной работы с ним. Разработанная нами диагностика внедрена в деятельность психолого-медико-педагогических комиссий различных регионов Российской Федерации: в Московской, Вологодской, Ярославской, Самарской, Челябинской, Пермской и других областях.

Большое внимание уделялось и уделяется раннему выявлению и коррекционной помощи детям с различными отклонениями в развитии, в частности детям с нарушенным слухом. Так, еще в 30-е годы Е.Ф. Рау были открыты первые ясли для неслышащих детей, подготовлена методическая литература по воспитанию и обучению детей раннего возраста с нарушенным слухом. В 60-70-е годы разрабатывалось содержание работы в семье с детьми второго года жизни (Б.Д. Корсунская, Л.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард). В 80-90-е годы особое внимание уделялось детям первого года жизни (Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко). С конца 80-х годов в России впервые Министерством здравоохранения разрабатывается единая система раннего (с периода новорожденности) выявления детей с нарушенным слухом, которая специальным приказом МЗ РФ (№ 108 от 29.03.96) внедрена в стране как обязательная.

Эта система предусматривает:

  • выявление детей с факторами риска по тугоухости в роддомах;
  • диспансерное наблюдение этих детей в поликлиниках по месту жительства и скрининг-обследование слуха в возрасте 1, 2, 4, 6, 12 месяцев;
  • углубленное аудиологическое и сурдопедагогическое обследование ребенка с подозрением на снижение слуха в сурдологических кабинетах.

С момента выявления снижения слуха у ребенка начинается проведение медико-педагогических коррекционных мероприятий. Раннее (с первых месяцев жизни) целенаправленное коррекционное воздействие приводит к тому, что даже у детей с тяжелой тугоухостью и глухотой к 3-5 годам удается формировать развернутую фразовую речь, звучание которой максимально приближается к нормальному.

Психолого-педагогическую помощь дети с нарушенным слухом получают в сурдологических кабинетах (отделениях, центрах), а также в создаваемых при специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей группах надомного обучения и кратковременого пребывания. В сурдологических кабинетах медико-психолого-педагогичекая коррекция детей первого года жизни осуществляется, как правило, один раз в месяц. Дети после года, не посещающие специальное учреждение, один раз в неделю занимаются с педагогом. В группах надомного обучения и кратковременного пребывания наблюдения за детьми до года осуществляются, по возможности, дома; с года дети могут посещать занятия специалиста 2-3 раза в неделю. Если родители живут далеко от учреждения, оказывающего ребенку помощь, то они могут приезжать 2-3 раза в год и в течение 1-2 недель посещать занятия ежедневно.

Несмотря на определенные достижения в разработке различных диагностических методик и медико-педагогической коррекции ряда отклонений в развитии, в настоящее время в России нет единой системы раннего выявления детей с подозрениями на те или иные отклонения в развитии. Ее создание – важная и актуальная задача современного этапа коррекционной помощи детям раннего возраста.

С нашей точки зрения, организация раннего выявления и коррекционной помощи детям с нарушенным слухом может являться моделью помощи детям с другими отклонениями в развитии (интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными, двигательными, речевыми). Вместе с тем следует отметить, что характер нарушения и структура дефекта определяют разные формы работы по выявлению детей с отклонениями в развитии и организации коррекционной помощи. Создание единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей предусматривает проведение целенаправленной государственной политики в этой области и разработку законодательных актов в целях преодоления межведомственных и междисциплинарных барьеров.

Читайте также:  Дидактические игры по развитию словаря ребенка

Задача создания системы – разработка и апробация различных моделей скринингового и углубленного дифференцированного обследования всех детей первого года жизни для выявления детей с подозрением на отклонения в развитии и оказания разнообразных форм психолого-педагогической и социальной помощи им и их семьям.

Система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии, с нашей точки зрения, должна включать в себя четыре основных блока.

Первый блок – скрининговое обследование детей первого года жизни. Оно предполагает прежде всего разработку карт факторов риска в развитии ребенка. Карта должна заполняться в роддоме с отметкой о наличии фактора риска в выписке, затем передаваться в поликлинику по месту жительства для проведения систематических наблюдений за развитием ребенка, его обследования. При первом же подозрении на отклонение или замедленный темп в развитии ребенок должен направляться на комплексное медико-психолого-педагогическое обследование.

Основная задача блока – выявление детей с подозрением на то или иное отклонение в развитии. Для ее успешного решения необходимо совместно с Министерством здравоохранения разработать и апробировать:

  • карты факторов риска в развитии ребенка;
  • скрининговые методики обследования нервно-психического развития ребенка первого года жизни;
  • процедуру обследования детей и наблюдения за их развитием; эффективные и недорогие технические средства скрининг-диагностики.

Второй блок – дифференциальная диагностика, которая осуществляется в детских поликлиниках, специализированных центрах, больницах. Ее задача – выявление отклонения в развитии, уточнение структуры дефекта, определение возможностей медицинского воздействия и психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка.

Дифференциальная диагностика нуждается в дальнейшем совершенствовании методик и приобретении новейшего оборудования, однако даже те методы и то оснащение, которое уже есть, позволяют решать задачи блока достаточно успешно.

Третий блок – медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии.

Необходимо разработать и апробировать разнообразные организационные формы коррекционного воздействия. Так, наш опыт показывает, что для детей с нарушениями ЦНС, интеллектуальными и речевыми проблемами коррекционное обучение целесообразно организовывать именно в детских поликлиниках по месту жительства, дополнив их штаты учителями-дефектологами, работающими с детьми раннего возраста. Дети же с сенсорными нарушениями, проблемами в эмоциональном развитии, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложной структурой дефекта и др. столь специфичны, что с раннего детства требуют специализированной помощи. Необходимо создать гибкую систему коррекционного воздействия, сочетающую как помощь ребенку в поликлинике по месту жительства, так и специализированную в профильных медицинских и медико-психолого- педагогических (реабилитационных) центрах. Последние могли бы курировать оказание помощи ребенку по месту жительства, в частности занятия с учителем- дефектологом поликлиники.

С нашей точки зрения, целесообразно также расширять такие новые формы коррекционного воздействия, как группы надомного обучения и кратковременного пребывания при специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях.

Необходимо предусмотреть в этом блоке и такое важное звено, как ежегодное углубленное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка (на первом году жизни желательно не реже 2 раз в год) с целью уточнения структуры нарушения, определения эффективности реабилитационных мероприятий и направлений дальнейшего коррекционного медико-психолого-педагогического воздействия.

Создание системы раннего выявления, коррекция отклонений в развитии и ее функционирование требуют особого внимания к подготовке кадров.

Четвертый блок – создание обоснованной, скоординированной государственной программы подготовки и переподготовки специалистов для системы раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Необходимо, в частности, организовать целенаправленную подготовку учителей-дефектологов (на дефектологических факультетах педагогических университетов и институтов, через курсы повышения квалификации и т.п.) к работе с детьми раннего возраста, к оказанию коррекционной помощи в разных формах. В настоящее время от любых новаций ждут экономического эффекта. К сожалению, данная программа, как и все, что связано с интересами ребенка с проблемами, не отвечает этому требованию. В ходе ее проведения количество детей с отклонениями в развитии будет увеличиваться за счет “невыявленного резерва”. Сама реализация системы раннего выявления и коррекции нарушений в развитии в полном объеме будет достаточно дорогостоящей (включая современные технические средства диагностики и коррекции). Вместе с тем у части детей будут преодолены те или иные отклонения, часть детей будет подготовлена к воспитанию и обучению в массовых общеобразовательных учреждениях. Но и в этом случае дети с достаточно выраженными отклонениями в развитии (например, со средними и тяжелыми нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) будут нуждаться в постоянном психолого-педагогическом сопровождении и систематической коррекционной помощи.

Раннее медико-психолого-педагогическое вмешательство позволит ослабить, а в отдельных случаях и предотвратить последствия того или иного отклонения в развитии, поможет вырастить человека, способного активно участвовать в жизни общества. Главный экономический эффект – не в уменьшении количества различных специальных учреждений, а в снижении последствий увеличения численности инвалидов.

Читайте также:  Показатели психологического развития ребенка дошкольника

Источник

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Система раннего выявления и ранней коррекции нарушений развития у детей от 0 до 3 лет как фактор их успешной интеграции и социальной адаптации

«Система раннего выявления и ранней коррекции нарушений развития у детей от 0...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«Система раннего выявления и ранней коррекции нарушений развития у детей от 0

Описание слайда:

«Система раннего выявления и ранней коррекции нарушений развития у детей от 0 до 3 лет как фактор их успешной социальной адаптации и школьной успешности». Выступление на районной педагогической конференции педагога – психолога Мадалинской Т.В . 29.08.2018

2 слайд

Создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка

3 слайд

Стандартный подход сопровождения воспитательно –образовательного процесса

Описание слайда:

Стандартный подход сопровождения воспитательно –образовательного процесса

4 слайд

Сопровождения воспитательно –образовательного процесса Ребенок с ОВЗ

Описание слайда:

Сопровождения воспитательно –образовательного процесса Ребенок с ОВЗ

5 слайд

Рекомендации парламентских слушаний по теме: «Инклюзивное образование лиц с О

Описание слайда:

Рекомендации парламентских слушаний по теме: «Инклюзивное образование лиц с ОВЗ в РФ: проблемы отрасли и общества» 12 апреля 2012 г. «Для лиц с ОВЗ пока сохраняется значительное неравенство в обеспечении их права на получение необходимого для успешной социализации образования, что обусловлено не только отсутствием необходимых ресурсов. Во многом это инерция мышления педагогов и родителей, непонимание в обществе важности развития инклюзии в системе образования, отсутствие необходимой нормативно-правовой базы. Развитие инклюзивного образования является важной составляющей государственной политики многих стран мира»

6 слайд

Рекомендации парламентских слушаний по теме: «Инклюзивное образование лиц с О

Описание слайда:

Рекомендации парламентских слушаний по теме: «Инклюзивное образование лиц с ОВЗ в РФ: проблемы отрасли и общества» 12 апреля 2012 г. «Основные положения российского федерального законодательства в целом не препятствуют инклюзивному образованию детей с ОВЗ. В некоторых субъектах РФ (Архангельская и Самарская обл., Республика Карелия, Москва), приняты и реализуются законодательные акты, касающиеся образования лиц с ОВЗ. Вместе с тем, многие нормативные акты носят рамочный характер, не содержат чёткого механизма обеспечения инклюзивного образования, предоставления образовательных услуг конкретным категориям детей с инвалидностью»

7 слайд

Елена Антоновна Стребелева руководитель Проекта "Ранняя коррекция отклонений

Описание слайда:

Елена Антоновна Стребелева руководитель Проекта “Ранняя коррекция отклонений в развитии и дошкольное воспитание детей с особыми нуждами» профессор факультета специальной психологии и специальной педагогики кафедры олигофренопедагогики МГПУ доктор педагогических наук 

8 слайд

«Система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии должна включать

Описание слайда:

«Система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии должна включать в себя 4 основных блока» Елена Антоновна Стребелева

9 слайд

Система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии Первый блок – скр

Описание слайда:

Система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии Первый блок – скрининговое обследование детей первого года жизни.  

10 слайд

Система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии Второй блок — диф

Описание слайда:

Система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии Второй блок — дифференциальная диагностикаа

11 слайд

Система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии Третий блок — мед

Описание слайда:

Система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии Третий блок — медико – психолого – педагогическая коррекция отклонений в развитии. 

12 слайд

Система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии Четвертый блок —

Описание слайда:

Система раннего выявления и коррекции отклонений в развитии Четвертый блок —  создание государственной программы подготовки и переподготовки специалистов

13 слайд

Создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка

14 слайд

Выводы Ранняя диагностика является условием эффективной, успешной адаптации р

Описание слайда:

Выводы Ранняя диагностика является условием эффективной, успешной адаптации ребенка Система раннего вмешательства (выявления и коррекции) как необходимая ступень интеграции готовит ребёнка с ОВЗ к интегрированному детскому саду/школе, обеспечивая его право на посещение детского сада/школы вместе со здоровыми детьми Систематическая ранняя педагогическая помощь ребенку в процессе коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет прогресс интеграции в обществе лиц с различными диагнозами как равноправных его членов

15 слайд

На настоящее время нет науки более гуманной, человечной, более ориентированн

Описание слайда:

На настоящее время нет науки более гуманной, человечной, более ориентированной на будущее чем педагогика…….

16 слайд

Проблема: как при фактических ресурсах, учитывая компетентность специалистов,

Описание слайда:

Проблема: как при фактических ресурсах, учитывая компетентность специалистов, работающих на местах, своевременно выявлять первичные нарушения развития и оказывать превентивные меры для возникновения вторичных отклонений, а также максимально эффективно организовать коррекционные мероприятия?

17 слайд

Алгоритм работы в ДОУ по выявлению нарушений развития у детей от 0 до 3 лет в

Описание слайда:

Алгоритм работы в ДОУ по выявлению нарушений развития у детей от 0 до 3 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений. I. Адаптация любого ребенка, прибывшего в ДОУ или переведенного из другой группы необходимо отслеживать совместно со специалистами, все параметры адаптации фиксируются: педагогом в карте НПР медицинским работником в листе адаптации (по физическим показателям), педагогом-психологом (документация, отражающая динамическое наблюдение процесса адаптации *Сроки адаптации для каждого ребенка – индивидуальны Для малышей 1-го года жизни используется диагностика Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора.

18 слайд

Алгоритм работы в ДОУ по выявлению нарушений развития у детей от 0 до 3 лет в

Описание слайда:

Алгоритм работы в ДОУ по выявлению нарушений развития у детей от 0 до 3 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений. II Специалисты службы сопровождения наблюдают развитие ребенка в динамике и согласия родителей проводят комплексную оценку развития ребенка по возрастам, которая подбирается специалистами самостоятельно*. Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих: познавательные процессы; эмоционально-волевую сферу; предречевое и речевое развитие; двигательное развитие Смирнова Е.О. * Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп .– СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005  

Читайте также:  Ребенок в четыре с половиной месяца развитие

19 слайд

Алгоритм работы в ДОУ по выявлению нарушений развития у детей от 0 до 3 лет в

Описание слайда:

Алгоритм работы в ДОУ по выявлению нарушений развития у детей от 0 до 3 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений. III. В случае возникновения выраженных или не поддающихся коррекции обычными педагогическими методами проблем, необходимо сообщить специалисту службы сопровождения (медицинскому специалисту/педагогу – психологу/логопеду) В случае отсутствия необходимого специалиста о проблеме ребенка заявляют в журнал записи на ПМПк по критериям: трудности адаптации, трудности во взаимодействии ребенка с окружающими, проблемы поведения, трудности освоения основной образовательной программы

20 слайд

Алгоритм работы в ДОУ по выявлению нарушений развития у детей от 0 до 3 лет в

Описание слайда:

Алгоритм работы в ДОУ по выявлению нарушений развития у детей от 0 до 3 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений. IV. По заявленной проблеме в рамках ПМПк (консилиума) назначается обследование специалистами по графику по диагностикам для углубленного обследования только с письменного согласия родителей и в их присутствии. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей». Стреблева Е.А., Мишина Г.А. Разенкова и др.под ркед. Стреблевой Е.А. 5 –изд. – М.: Просвещение, 2014 «Методические рекомендации к психолого – педагогическому изучению детей (2-3 лет). Ранняя диагностика умственного развития» ». Стреблева Е.А. – М.: Компания «Петит», 1994  

21 слайд

Алгоритм работы в ДОУ по выявлению нарушений развития у детей от 0 до 3 лет в

Описание слайда:

Алгоритм работы в ДОУ по выявлению нарушений развития у детей от 0 до 3 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений. V. В случае согласия родителей работы в рамках консилиумом устанавливаются сроки для прохождения обследования медицинских специалистов и назначается первичные коррекционные мероприятия для ребенка в компетенции специалистов

22 слайд

Алгоритм работы в ДОУ по выявлению нарушений развития у детей от 0 до 3 лет в

Описание слайда:

Алгоритм работы в ДОУ по выявлению нарушений развития у детей от 0 до 3 лет в условиях дошкольных образовательных учреждений. VI. В случае отсутствия эффективности коррекционных мероприятий при пройденном обследовании ребенку показана консультация специалистами ТПМК (ЦПМПК) как по запросу специалистов ДОУ, так и по желанию родителей.

23 слайд

Несомненно, важна плодородная почва – наследственность и сила родительской л

Описание слайда:

Несомненно, важна плодородная почва – наследственность и сила родительской любви , которая поддерживает защищает молодое деревце. Специалисты – садовники лишь помогают деревцу, прививая более здоровые ветви. Педагогика –как крона , оберегая, от могучих ветров, дает направление роста. Но только совместная системная работа специалистов всех уровней с вовлечением в воспитательно – образовательный процесс родителей принесет в будущем прекрасные плоды

24 слайд

Список литературы: Рекомендации Министерства образования и науки Российской Ф

Описание слайда:

Список литературы: Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/sredne-professionalnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/rekomendatsii-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federatsii-organam-gosudarstvennoj-vlasti-sub-ektov-rossi.html Рекомендации парламентских слушаний по теме: «Инклюзивное образование лиц с ОВЗ в РФ: проблемы отрасли и общества» 12 апреля 2012 г. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев, 2002. — 80 с. https://pedlib.ru/Books/6/0410/6_0410-63.shtml#book_page_top Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: КАРО, 2008. Зеленская Ю.Б. Проблемы раннего выявления детей с нарушениями в развитии. Ананьевские чтения 2005. Общая тематика, 2005 https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/zelenskaya-yub-problemyi-rannego-vyiyavleniya-16768.html Малафеев Н.Н. О развитии ранней помощи семье с проблемным ребёнком в РФ/Н.Н.Малофеев, Ю.А.Разенкова, Н.А.Урядницкая//Дефектология.- 2007. – №6 https://childrens-needs.com/katalog/katalog/riski-i-preduprezhdenie-vozmozhnyh-narushenij/o-razvitii-sluzhby-rannej-pomoschi-7069 Стребелева Е. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклоней в развитии детей // Дошкольное воспитание, 1998 № 1 https://pedlib.ru/Books/4/0004/4_0004-1.shtml

25 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка

Курс повышения квалификации

Создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Согласованная работа специалистов
всех уровней в общем воспитательно –образовательном процессе,
систематизированная работа консилиумов ДОУ, четко выстроенная работа
специалистов службы психолого –педагогического сопровождения ДОУ и взаимосвязь с учреждениями
здравоохранения даст возможность в
будущем реализовать задачи раннего выявления и ранней коррекции нарушений
развития у детей от 0 до 3 лет

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-064099

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник