Создание психологом благоприятных условий для развития ребенка

Создание психологом благоприятных условий для развития ребенка thumbnail

Большакова Александра
Профилактическая работа педагога-психолога по созданию в ДОО условий для эмоционального комфорта и благополучия детей

Наиболее актуальной психологической проблемой детей дошкольного возраста нашего времени является проблема эмоционального комфорта и благополучия. Нагрузка на детскую психику сейчас несравнимо больше чем раньше. В этом во многом виноват быстрый ритм современной жизни, обилие всевозможной информации, калейдоскоп нескончаемых событий и лиц. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справиться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.

Эмоции с одной стороны являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Именно преобладание положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе, своих силах обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка.

Предлагаю вашему вниманию программу профилактической работы, направленной на создание в детском саду условий для эмоционального комфорта и благополучия дошкольников.

Цель программы: развитие эмоциональной сферы и обеспечение эмоционального благополучия дошкольников.

Задачи программы:

– знакомство детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, спокойствием.

– обогащение эмоциональной сферы детей положительными эмоциями;

– обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;

– развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;

– повышение психолого-педагогических компетентности педагогов и родителей;

– расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможности преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;

– формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей.

Решение данных задач во многом зависит от взаимодействия родителей, педагогов и психолога.

Психолог в данном случае является посредником между ребенком и взрослым, способствует созданию определенной среды в ДОУ, особого микроклимата для развития опыта взаимодействия детей, педагогов и родителей.

Ведь эмоциональное благополучие ребенка зависит от определенной благоприятной среды,которая включает в себя следующие компоненты: благополучие семейных отношений, психическое здоровье ребенка, своевременное эмоциональное развитие, физическое здоровье ребенка, конструктивное общение ребенка со сверстниками, личностно-ориентированный стиль общения педагогов с ребенком в ДОУ.

В профилактической программе отражена работа со всеми субъектами образовательного пространства.

С детьми проведена развивающая образовательная деятельность, осуществлены мероприятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников: эмоциональные игры, проговаривание своих эмоций, чувств, поступков; рисование, решение практических ситуаций, беседы о различных эмоциональных состояниях и др.

С педагогами проведены: цикл практических семинаров по развитию коммуникативной компетентности педагогов в работе с детьми, родителями, коллегами;консультации: «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников»; «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей»; «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ»; семинар-практикум «Система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольника»; релаксация.

С родителями проведены: семинар-практикум «О стилях поведения и методах воспитания»; консультация «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников»; оформлена папка для стендовой информации (практический материал, психологические игры и упражнения для развития эмоциональной сферы, снятия психоэмоционального напряжения и др.).

В основу развивающей образовательной деятельности с детьми легли материалы, опубликованные в книгах Т. А. Данилиной, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степиной «В мире детских эмоций», М. Ю. Стожарова «Формирование психологического здоровья дошкольников», Крюковой С. В., Слободяник Н. П., Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Развивающая образовательная деятельность с детьми имеет следующую структуру:

1) игры и упражнения, направленные на положительное отношение к занятию, на сплочение и повышение эмоционального настроя;

2) игры и задания, направленные на развитие произвольности, мышления, воображения;

3) игры и упражнения, снижающие психомышечное напряжение, релаксация.

Основные методы и приемы:

– упражнения в выражении и узнавании эмоциональных состояний;

– решение проблемно-практических ситуаций,

– коммуникативные игры;

– выражение своего эмоционального состояния через рисунок, танцы,

драматизацию;

– психогимнастические игры;

– релаксационные методы;

– использование эмоционально-символических методов;

Читайте также:  1 года жизни развитие ребенка

– сказкотерапия.

Продолжительность 20-25 минут, один раз в неделю.

В возрастных группах создана необходимая для эмоциональногоразвития предметно-пространственная среда: зеркало, пиктограммы, «уголок уединения», бросовый материал и атрибуты предметы-заместители,игровые пособия: «пыльные» подушки или «подушки – злючки»; «коврик злости», «волшебный мешочек и др. Данными атрибутами снимается психоэмоциональное напряжение, осуществляется профилактика негативных проявлений у детей.

Для воспитателей педагогом-психологом оформлена «Психологическая развивающая игротека», где находится подборка игр и упражнений для развития эмоциональной, волевой, коммуникативной, интеллектуальной сферы. Игры и упражнения воспитатели проводят вне регламентированной образовательной деятельности.

Предметно-развивающую среду для развития эмоциональной сферы воспитатели строят на основе составленных педагогом-психологом методических рекомендаций по содержанию мини-центра социально-коммуникативного развития, презентация которого проходила на групповой консультации «Организация психологического уголка в группе ДОО».

Основная роль в развитии и воспитании детей в детском саду принадлежит педагогу. Поэтому особое внимание уделено мероприятиям, развивающим коммуникативные умения и педагогическую компетентность педагогов в работе с детьми и общении с родителями.

С педагогамибыли проведены следующие мероприятия:

1)консультация: «Специфика педагогического общения»;

2)семинары-практикумы:

«Азбука общения. Общение и умение слушать»;

– «Развитие коммуникативной компетентности и навыков общения педагогов с детьми и родителями»;

«Воспитатель и родитель: диалог или монолог»;

– «Причины и разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников»;

– «Техники установления позитивных отношений с детьми. Коммуникативные навыки педагога».

Наряду с решением задач развития коммуникативных умений педагогов проведены семинары и консультации, посвященные эмоциональному благополучию дошкольников.

Консультации: «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников»; «Эмоциональное состояние взрослого как опосредствующий фактор эмоционального состояния детей».

Семинар-практикум: «Система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников».

Повышение педагогическойкомпетентности родителей осуществлялось через следующие мероприятия:

– Консультация «Эмоциональное благополучие как основа психологического здоровья дошкольников».

– Семинар-практикум «О стилях поведения и методах воспитания».

Для родителей оформлена информационная папка в группе и уголок в фойе «Психологический вестник», в которых предлагается стендовая информация по самым актуальным вопросам воспитания детей, в частности проблемам общения дошкольников со сверстниками, с взрослыми и детского – родительских отношениях.

В результате реализации профилактической программы психологического сопровождения по обеспечению эмоционального комфорта и благополучия дошкольников были отмечены позитивные изменения в поведении детей. Эмоциональный фон детей стал положительным, дети выражают свои эмоции более культурными формами, стараются сдерживать такие проявления как плач, крик и т. п., эмоциональное состояние намного улучшилось.

Источник

Управление культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта Администрации Обоянского района Курской области

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«ОБОЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»______

306230 Курская обл., г.Обоянь, ул.Ленина , 27 тел: ( 471-41) 2-16-50, факс: 2-24-37

Доклад

на тему «Создание комфортных психолого – педагогических условий для обучающихся, как средство развития творческих способностей детей»

преподавателя Циколия С.Н.

2017 г

Во взаимодействии личности и общества акцент смещается в сторону личности: именно она выстраивает и формирует направленность этого взаимодействия, активно проявляя себя субъектом или принимая себя в качестве объекта воздействия со стороны различных социальных структур. Особую значимость сегодня приобретает субъектная выраженность индивида, исследование процесса развития человека как субъекта, его самореализация. В связи с этим воспитание и обучение приобретают статус общественных условий, направленных на развитие личности. Воспитательные воздействия могут быть эффективными лишь в том случае, когда личность осознает, принимает их, проявляет активность. Соответственно, приоритетной задачей современного образования становится развитие субъектности ребенка по отношению к себе, ко всем своим действиям, к обществу качества, предполагающего не пассивное ожидание, а активные действия при опоре на себя, свой потенциал личностного развития. Активность, самостоятельность, инициативность становятся ведущими в определении направленности развития в современных условиях. Данные качества помогают в самоорганизации, саморегуляции личности, становлении самосознания: в умении рационально действовать и принимать целесообразные решения в нестандартных ситуациях.

Младший школьный возраст это период обретения нового социального статуса, понимания своего социального “Я” и активного осознанного взаимодействия с социальной средой. Социальная адаптация рассматривается, в современном мире как способность и умение жить самостоятельно. Современное образование подразумевает ориентацию образовательной системы и всего образовательного процесса на уважении прав каждого человека; на сохранении и укреплении их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Образовательная деятельность связана с высокими нагрузками, а стремление достигнуть высоких успехов в образовании часто выходит на первый план. Благополучие младших школьников, во многом зависят от того, как он адаптирован к окружающей действительности, насколько сформирована социальная позиция школьника, уровень произвольной регуляции поведения, проявляются индивидуальные особенности. Успешность адаптационного периода зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков. Социально – психологическая адаптация может длиться от двух месяцев до полугода, и от того насколько эффективно пройдёт процесс адаптации, будут во многом зависеть успехи, эмоциональное состояние ребёнка, его дальнейшее отношение к школе. Особое значение приобретает вопрос, изучения эмоционально – экспрессивного развития детей, особенностей его личностного роста. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление педагога во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Известный американский психолог Э.Берн высказал мысль о том, что примерно до 10 лет у ребенка формируется эмоция, которая будет преобладать в его жизни. Поэтому в младшем школьном возрасте эмоциональному развитию детей необходимо уделять серьезное внимание. Если в дошкольном возрасте дети испытывают небольшой спектр эмоций, то, начиная с 6-7 лет, этот круг расширяется настолько, что его трудно обозначить. Однако принято считать, что наиболее значимыми для этого возраста являются эмоции страха, интереса и радости. Следует отметить, что центральным новообразованием данного возраста является внутренняя позиция – система социальных установок, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни. Эмоции ребенка позволяют нам оценить, как протекает данный процесс, а это, в свою очередь, дает возможность при необходимости корректировать его. Таким образом, для решения всех, поставленных перед учителем целей, необходимо использовать в обучении индивидуальный подход, акцентируя внимание на серьезном изучении личности ребенка (в частности, его эмоций) и, при необходимости, корректировке психических процессов. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития субъектности младшего школьника должно способствовать раскрытию внутреннего потенциала ребенка.

Читайте также:  Книга развитие личности ребенка отзывы

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются… это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать», – так давным-давно сказал выдающийся педагог Я.А. Коменский. Никто не сможет опровергнуть эту истину. Деятельность ребенка всегда ведет к развитию его личности.
Основы этой работы закладываются еще в период дошкольного возраста, а младший школьный возраст приобретает множество проблем:

– ученик вынужден быть более самостоятельным, ответственным;

– должен научиться управлять собой.

Развитие благоприятной психологической обстановки в школе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которая напрямую влияет на повышение качества образования.

Повышение благоприятной психологической обстановки осуществляется через создание в общеобразовательном учреждении условий, способствующих повышению социализации и самоактуализации подрастающего поколения.

К таким условиям можно отнести восприятие каждого учащегося как неповторимой личности и атмосферу сотрудничества, сопереживания, взаимоподдержки и взаимопомощи во всех видах взаимодействия учителя и учащегося.

Несомненно, именно от учителя, его педагогического стиля будет зависеть атмосфера на уроке и внеурочное время. Контроль деятельности ученика учителем должен быть щадящим, но результативным.

Современная школа – сложный социальный организм. Широко распространено мнение, что школа готовит ребёнка к жизни, но, как справедливо заметил американский психолог Дж. Дьюи, обучение – это не подготовка к жизни, это сама жизнь.

Вхождение индивида в любую социальную группу связано с исполнением в ней определённой роли. И в школе ребёнок проживает роль ученика.

И то, каким будет этот ученик – «плохим» или «хорошим» зависит от учителя.

Важно не прикрепить к ученику ярлык способного или неспособного, а захотеть и увидеть в каждом ребёнке индивидуальность, и помочь ей самореализоваться в дальнейшей жизни.

Для любого человека потребность в признании и уважении – одна из базовых потребностей личности.

В условиях, когда личность не находит признаний в социуме, у неё развивается ощущение личностного дискомфорта.

Одним из показателей благополучной обстановки в школе является количество неблагополучных учащихся.

Умению ставить чёткие цели и уметь находить верные пути решения, быть заинтересованным в мотиве достижения успеха через преодоление трудностей – этому важно учить не только учащихся уже с первого класса, но учиться самим.

Читайте также:  Ребенок в год развитие и питание комаровский

Нередко мы можем встретить рассогласованность указаний и действий у самого учителя.

Мы развиваем у учащихся коммуникативные навыки, но при этом позволяем себе кричать на ребёнка.

Ругаем ребёнка, если он опаздывает на урок, но при этом часто сами заходим в класс после начала урока.

Обещаем спросить ребёнка на следующем уроке, но не сдерживаем свои обещания.

Важно помнить, что контроль неразрывно связан с самоконтролем, которому мы должны учить не только учащихся, но и учиться самим.

Важным условием психологической безопасности учащихся в школе является вера в свой успех, а он достигается только через веру учителя в успех ребёнка.

Важно вселить уверенность в ребёнке, что он талантлив. А каждый ребёнок талантлив по-своему.

Главная задача обучения – развивающая, научить ребенка учиться самому. И здесь важно не натаскивание ученика по предметам, а развитие его логического мышления, понимания, поисковой деятельности. Научные данные свидетельствуют о том, что самый благоприятный период для коррекции мышления и развития – это возраст от 3 до 10 лет.

Ссылаясь на причину низкой успеваемости учащихся, мы снижаем их способности и склонности.

Порой равнодушие педагога способствует потуханию будущих спортсменов, художников, артистов, певцов. А так важно вовремя разглядеть в ребёнке его способности и помочь им развиться.

К сожалению, мы не привлекаем этих детей и к участию в школьных олимпиадах. А положительный результат есть.

Тактическое и уважительное отношение к личности ребёнка – обязательное условие благоприятной обстановки в школе. Только в сплочённом коллективе возрастает желание что-то сделать лучше, повышается творчество.

Мы должны помочь ребёнку увидеть и осознать свои трудности, помочь ему найти способы выхода из сложившейся ситуации.

А это возможно только через поддержку. Важно не одёргивать постоянно ученика, а поправлять его, учить ребёнка анализировать свои поступки.

И надо помнить, что ребёнок как губка. Он впитывает наше с вами настроение, наше отношение к нему, к уроку, к происходящему вокруг нас.

Создание благоприятной психологической атмосферы невозможно и без внешних условий, таких как:

– организация рабочего места

– создание комфортных условий в школе, в классе (свет, тепло, цвет и др.)

– использование на уроках музыкального сопровождения, физ. пауз

– внешний вид учителя и др.

Школа – дом второй. И все мы в ней жители. Только в атмосфере взаимопонимания, сотрудничества возможно творчество.

Себастиане Еранте 1457-1521

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Учителя пример ему.

Кто при детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Критерии оптимальности психологического климата

  • Мажорная тональность отношений в коллективе, его сплочённость.

  • Гордость от работы в этом образовательном учреждении и в его коллективе.

  • Удовлетворенность участников педагогического процесса собственной деятельностью.

  • Значимость школьных традиций.

  • Конфликты в коллективе если и случаются, то носят частный, а не затяжной характер.

  • Единство администрации и коллектива в понимании задач, стоящих перед образовательным учреждением, и способы их решения.

  • Уважение коллектива к руководителям.

  • В коллективе преобладает взаимопонимание и взаимоуважение.

  • Критика носит конструктивный характер и воспринимается позитивно.

  • Достижения каждого человека замечаются и своевременно стимулируются.

  • Члены коллектива с удовольствием занимаются общественно-педагогической деятельностью.

  • В основе отношений в коллективе лежит принцип толерантности.

  • Низкая частота заболеваемости педагогов и детей.

  • Демократический стиль управления.

  • Наличие совместно выработанной программы развития образовательного учреждения, готовность коллектива к её выполнению.

  • Создание администрацией образовательного учреждения условий для успеха каждого члена коллектива.

  • Положительная эмоциональная среда.

  • Устойчивость и позитивность жизненных установок.

  • Проверка деятельности учителя со стороны администрации не вызывает у педагогов страха.

  • Широко распространены взаимопомощь, наставничество, совместное проектирование, подготовка к урокам.

  • Дозирование нагрузки педагогов, осуществление психологической поддержки со стороны администрации.

Система психолого-педагогической поддержки учащихся – это комплексный и системный подход к решению проблем, возникающих при обучении; это интеграция усилий педагогов, психологов, администрации школы, родителей направленных на обеспечение успешного развития творческих способностей детей.

Источник