Создание педагогических условий для развития личности ребенка
Татьяна Кислова
Создание эффективных педагогических условий в ДОУ для социально-личностного развития воспитанников.
Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства. В. И. Андреев считает, что педагогические условия — это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей».
Педагогические условия — это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений.
1. Одна из задач дошкольного образовательного учреждения – социализация ребёнка, т. е. усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений,который состоит из: трудовых навыков; знаний; норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей. Коллектив нашего детского сада работает над созданием благоприятных условий для освоения детьми первоначальными представлениями социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Решение вышеназванной задачи осуществляется, в частности, через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.
2. Педагогами детского сада создана и развивается игровая предметная среда, которая является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения людей в различных ситуациях. Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, атак, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми.
3. Педагоги стремятся поддерживать коммуникативную инициативу детей, учат их договариваться друг с другом при распределении действий, игрушек, пособий. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит малыша перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.
4. В играх формируются не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Воспитательвоздействует на все стороны личности ребенка: на его сознании, чувства, волю, поведение. Основа гуманного отношения к людям –способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах мы работаем над развитием внимания и сопричастности к партнеру. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.
5. При восприятии произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства педагоги стараются вызывать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду; формируют представление о добре и зле. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать характеры героев, их поступки, понимать, “что такое хорошо и что такое плохо.
6. В детском саду созданы условия для формирования нравственной основы патриотических чувств.
В непосредственно образовательной деятельности с воспитателями дети получают первоначальные представления о стране, в которой они живут; о названии государства, о его символике, о его территории и расположении; о его многонациональном населении, о том, что государственный язык России – русский, о столице России– Москве. Мы воспитываем детей в духе уважения и интереса к различным культурам.
7. Мы также в своей группе используем систему нравственно патриотического воспитания. Которое способствует гуманистической направленности поведения воспитанников. На материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций мы знакомим детей с поступками людей, защищавших и отстаивающих ценности жизни, семьи, дружбы, любви и верности, созидания и труда. Такая форма работы, как семейный проект позволяет формировать у детей патриотические чувства, основанные на знакомстве с участием родственников в Великой Отечественной войне, их подвигами; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
8. Семейные проекты помогают ребёнку получить представления о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, позволяют поддерживать любовь ребенка как родным и близким людям, своему дому, воспитывать интерес к истории своей семьи. Являясь нетрадиционной формой общения и совместной деятельности родителей и детей, обогащают внутрисемейные связи.
9. Большое внимание мы уделяем организации совместной трудовой деятельности детей со сверстниками и с взрослыми. Это способствует формированию у наших воспитанников таких важных социальных умений, как умение определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнеров, оценивать результат и характер взаимоотношений.
Главным педагогическим условием в подготовительной группе является подготовка к школе. Как отмечал еще Л. С. Выготский, сложность переходного периода от дошкольного к школьному детству заключается в том, что у ребенка уже есть основные предпосылки учения – произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т. д. Однако он, по существу, “еще дошкольник, который, переступая порог школы, “несет с собой представления о ярком, интересном мире”.
В своей группе мы используем следующие методы взаимодействия с детьми:
1. Целенаправленные беседы о школе.
2. Экскурсия в школу, экскурсия в класс.
3. Рассматривание картины “В школе”, иллюстраций и открыток с изображением учителей, школьников, класса, рисунков, сделанных бывшими выпускниками детского сада на данную тему.
4. Чтение художественной литературы (рассказа С. Баруздина “Кто сегодня учитель?”, А. Барто “Подружки идут в школу” и др.).
5. Серия сюжетно-ролевых и режиссерских игр “Школа” с целью формирования положительного отношения к школе, а также формирования мотивов, связанных с учебной деятельностью.
В начале работы с будущими выпускниками детского сада, мы проводим цикл целенаправленных бесед, в которых рассказывалось бы о школе и существующих в ней порядках, о взаимоотношениях учителя и учеников. Это необходимо с целью расширения кругозора детей, уточнения представлений детей о работе учителя, о взаимодействии учителя и учеников.
Беседы с детьми о школе могут включать следующие вопросы (можно использовать часть из них в первый раз, часть – во второй).
1. Когда в школе начинаются занятия?
2. Какой это день и как он называется?
3. Как можно догадаться, что находишься у здания школы?
4. Как вас будут называть, когда вы будете учиться в школе?
5. Какие помещения есть в школе и зачем они нужны?
6. Как называется профессия человека, который учит детей?
7. Каким вы себе представляете учителя?
8. Как учитель оценивает ответы детей?
9. Что необходимо ученикам для школы? Как это можно назвать одним словом? Для чего они нужны?
10. Зачем нужно учиться? А вы хотите учиться? Почему?
Беседа проходит сразу со всей группой детей в виде диалога.
Источник
В педагогической литературе и публицистике в
последнее время много говорится о формировании
единого образовательного пространства как
условия полноценного личностного развития
учащихся. Чаще всего с содержанием данного
понятия связывают мероприятия по созданию
взаимосвязанных, согласованных условий, методов
и средств обучения и воспитания.
В традиционной педагогике ранее это понятие
называлось как воспитывающее обучение и
воспитание.
Личностное развитие основывается на учете
индивидуальных особенностей учащихся, но не в
традиционном его понимании. Суть такого вида
деятельности в разработке и обосновании
комплексной и системной технологии с
ориентацией на внутренние механизмы развития и
функционирования личности – персонализацию,
рефлексию, стереотипизацию. Существенной
стороной организации личностного развития
является учет психологии детей, который
определяет специфику работы той или иной
технологии. Другими словами создаются
определенные условия для развития личности, с
учетом предпочтений и интересов воспитанника,
позволяющие ему самовыражаться и
самоактуализироваться. И в этом случае здесь
важна роль системы дополнительного образования,
т.к. оно самоценно, у него особое содержание,
технология, образовательная методика, оно
практико-ориентированно, процесс познания иной,
чем в школе. Он строится не вербально, а от
действия – к знанию, к творчеству.
Цель педагогической деятельности учителя в
системе дополнительного образования – передать
ребенку, с его индивидуальными способностями и
возможностями, социокультурное содержание
образования, опыт, создать для него целостную
среду становления и развития личности.
Образовательная деятельность педагогов ДО
ориентирована на детей разного уровня развития и
разной подготовки. Создавая условия для
личностного развития детей педагогами
используются принципы
личностно-ориентированного обучения, контроль
эффективности полученных знаний проходит как
через идеологию критериально-ориентированного
тестирования, так и через вовлечение детей в
активную творческую деятельность. Сами принципы
требуют знаний и изучений индивидуальных
особенностей темперамента, характера, взглядов и
вкусов, привычек воспитанников. В этом им
помогает социально-психологическая служба
школы, совместная деятельность с классными
руководителями и родителями учащихся.
Использование в работе диагностик Айзенка,
Рокича, опросников Климова и Пряжникова,
результатов школьного теста умственного
развития, анкетирование и собеседование с
родителями и учащимися позволяет изучить
сформированность мышления, интересов, установок,
направленности личности, отношение к жизни,
труду, ценностные ориентиры, планы, развивать
самостоятельность, самодеятельность, направлять
ведущую к успеху деятельность. Личностный подход
имеет много общего с индивидуальным подходом, но
преследует главную цель – развитие личности,
принятие ее самости, создание условий для
проявления и развития личностных функций
субъектов образовательного процесса.
Комплексное осуществление этих требований
устраняет упрощенность возрастных и
индивидуальных подходов, обязывает педагога
учитывать глубинное развитие процессов,
опираться на закономерности
причинно-следственных отношений в личностном
развитии детей. При таком подходе происходит
развитие не отдельно личности ребенка и личности
педагога, а единого субъекта образовательного
процесса.
Показателями в развитии субъекта выступает
система личностных смыслов в сознании ребенка,
жизненных смыслов и смысловых структур педагога.
Принципы личностного развития детей,
используемые в системе дополнительного
образования в нашей школе, можно проследить на
примере работы детских творческих объединений.
Так, при наборе детей в группы изучаются
индивидуальные особенности подростков,
мотивация к занятиям творческой деятельностью,
проводятся собеседования с детьми по выявлению
навыков и интересов школьников, групповые
тренинговые занятия на сплочение групп первого
года обучения с использованием методик Р.В.
Овчаровой, Л.И. Дубровиной («Справочная книга
школьного психолога» М., Владос, 2002 г). Совместная
деятельность с социальными педагогами и
психологами позволяет найти к ребятам
индивидуальный подход, раскрыть их способности,
развивать возможности их творческого роста.
В этой работе не маловажная роль отводится
совместной деятельности и с родителями
воспитанников. Школа является одним из важнейших
социальных институтов, обеспечивающих
воспитательный процесс и реальное
взаимодействие ребенка, родителей и социума. К
основным направлениям деятельности педагогов и
родителей относятся:
- познавательная сфера жизни (работа с
учителями-предметниками); - поддержка физического здоровья детей;
- дополнительное образование и развитие
творческого потенциала детей; - поддержка одаренных детей;
- социально-психологическая поддержка и
профилактика безнадзорности.
Залогом успеха в реализации данной идеи
является объединение усилий родительской и
педагогической общественности на всех уровнях.
Важными условиями успеха сотрудничества семьи
и школы является воспитание «всем миром»,
создание единого образовательного пространства
микрорайона и города. При анализе комфортности
взаимодействия семьи и школы в деле создания
благоприятных условий для развития личности
ребенка у всех субъектов образования отмечается
пропорциональное напряжение. Каждая сторона
образовательного процесса имеет свои выраженные
претензии
Со стороны детей это:
- не достаточно времени на занятия ДО, расписание
занятий не всегда составлено по запросу каждого
ученика; - педагог часто навязывает свою программу, свои
мероприятия; - ограниченное пространство (удаленность
микрорайона) не удовлетворяет потребности всех
детей по разнообразию выбора дополнительными
занятиями.
Со стороны педагогов претензии следующие:
- родители мало времени уделяют внешкольной
деятельности своих детей; - у детей снижается мотивация к занятиям в
системе ДО при повышении требований со стороны
педагога; - у детей не сформирована ответственность.
Со стороны родителей:
- учеба в школе важнее занятий в системе ДО;
- учителя задают много домашних заданий и времени
на дополнительные занятия не остается; - режим работы педагога ДО не всегда устраивает.
С целью снижения взаимных претензий в школе
создаются условия для полноценного развития
личности. Расписание занятий ДО корректируется в
течение учебного года, набор в группы так же идет
на протяжении всего учебного года, при
планировании работы детских объединений
учитывается мнение детей, даже не большие успехи
каждого ребенка в системе ДО доводятся до
сведения как педагогов, так и родителей. При
вовлечении родителей в учебно-воспитательный
процесс, происходит не только повышение их
образовательно-просветительского уровня, но и
взаимопонимание в вопросах воспитания и
развития детей.
В нашей школе для расширения информационного
пространства родителей традиционно проводятся
дни открытых дверей, когда каждый родитель имеет
возможность посетить занятия дополнительного
образования, побывать в роли ученика,
понаблюдать за успехами своего ребенка в системе
ДО. Давней традицией стали ежегодно проводимые
творческие отчеты системы дополнительного
образования по всем направлениям деятельности.
На такие творческие встречи привлекаются
родители, классные руководители,
педагоги-предметники, которые выступают в роли
зрителей, участников, союзников.
С целью трансляции опыта и популяризации
деятельности системы дополнительного
образования, снижения правонарушений,
вовлечения подростков из неблагополучных семей
в систему ДО, в нашей школе создан
пресс-радиоцентр «Ровесник», который тесно
сотрудничает с корреспондентским пунктом «Миг»,
поэтому большинство мероприятий транслируются
по местному телевизионному каналу, а об успехах
наших воспитанников родители и педагоги имеют
возможность узнать из школьной газеты.
С 2005 учебного года в школе активно работает
общешкольный родительский комитет по следующим
секторам: учебный, сектор охраны труда и прав
детства, правовой сектор, культмассовый.
Родители от каждого класса каждую четверть,
собираясь на заседания, имеют возможность
ознакомиться с достижениями в учебной и
внеклассной деятельности, быть в курсе
возникающих проблем школьной жизни. В течение
учебного года действующие родительские сектора
проводят рейды по школе, знакомятся с
проведением перемен, соблюдением Устава и режима
школы, контролируют безопасность пребывания
учащихся на территории школы, а также проводят
совместные рейды с инспектором ПДН по территории
поселка в вечернее время, с посещением
поселковой дискотеки. Итоги рейдов доводятся до
сведения Совета школы и представителей местного
самоуправления на совместных заседаниях
администрации поселка.
Опыт показывает, что творческое сотрудничество
с семьей активно пропагандирует позитивный опыт
семейного общения, привлекает семью к
осознанному и активному участию в образовании
школьника, создает оптимальные условия и
позволяет добиваться позитивных результатов в
развитии и саморазвитии, воспитании и
самовоспитании, обучении и самообучении
личности. Происходит объединение усилий в
стремлении к достижению оптимальных
результатов, что делает школу привлекательной
для родителей и детей, стимулирует творческую
активность педагога. В трудных ситуациях
положительный опыт общения позволяет педагогу
решать возникающие проблемы спокойно,
доброжелательно, с доверием. Педагог находит не
только единомышленников, но и союзников,
помощников.
Формы взаимодействия семьи и школы – это
многообразие организации их совместной
деятельности и общения. Предлагаю вам перечень
некоторых из традиционных и нетрадиционных форм
работы, проводимых в нашей школе с участниками
образовательного процесса:
Традиционные формы | Нетрадиционные формы |
Родительские собрания Общешкольная конференция Родительский лекторий Вечера отдыха для детей и родителей Родительские чтения Семинары Практикумы Заседания «круглый стол» «педагогическая гостиная» Тренинг «устный журнал» Акция «Милосердие», «Подарок солдату» и т.п Трудовой десант Выставки семейного творчества вернисаж Творческие вечера, встречи Диспуты, вечера Турниры знатоков Встречи с администрацией школы Мама, папа, я – спортивная семья Тематические беседы, обсуждение статей о воспитании | Совместные творческие дела Родительские рейды Семейные традиции Семейный клуб по интересам Гороскоп моей семьи География моей семьи День рождения в семье Семейные праздники, традиции Создание сборника «Опыт воспитания в семье» Мамин и папин праздник Известные люди моей семьи Бабушкины посиделки Конкурс «Я горжусь своим дедом!» Праздник семейного блюда Песни (сказки) моей бабушки Мир увлечений моей семьи Мой семейный альбом Клуб «Папино воспитание» Научная конференция Субботняя «детско-родительская» линия Ярмарка семейных поделок Создание «культурной семейной карты» |
Для родителей так же действуют наглядные формы
работы: стенды-передвижки, библиотечные уголки,
проводятся лектории с просмотром видеофильмов,
фотовыставки, разработаны памятки-рекомендации
по разрешению проблем воспитания.
Анализ проводимых в 2006–07 уч.г. в школе акций
«Ягодка», «Подарок солдату», «Традиции моей
семьи», в которых активное участие принимали
воспитанники системы ДО, граждане детской
организации «Возрождение», подростки
творческого объединения «Диалог» показал, что
активность родительской общественности к жизни
школы растет. Темы собраний отвечают современным
запросам общества и характеризуют проблемные
места в воспитательном процессе школы. В школе
умело организуется и продумывается просвещение
родителей, и родительские собрания уже не
являются перечислением ошибок и пороков
учащихся. Ежемесячно проходят заседания
родительских комитетов по организации досуга и
оказание помощи в организации
учебно-воспитательного процесса. Родители стали
чаще интересоваться делами в школе, посещать
родительские тренинги, индивидуальное
собеседование, культурно-массовые мероприятия,
общаться с педагогами системы ДО.
Отрадно отметить, что информирование родителей
через СМИ, дистанционное консультирование также
приносит свои действенные результаты – больше
стало обращений по вопросам воспитания и
обучения детей в социально-психологическую
службу, повысилась заинтересованность родителей
в проведении ребенком своего досуга, возрастает
роль родительской ответственности.
Безусловно, не все родители принимают
непосредственное и активное участие в школьной
воспитательной работе, сотрудничают с системой
дополнительного образования. Но в каждом
объединении, в каждом классе есть родители,
которые с радостью идут к сотрудничеству с
педагогами. И задача нас, как педагогов –
привлечь их к активному участию в школьной жизни,
дать понять, что воспитание – это единый,
совместный процесс, ошибки и недоработки
которого негативно отразятся на развитии
личности ребенка.
«Родительское требование к себе и ребенку,
родительское уважение к себе и своей семье,
родительское понимание твоих поступков и
действий – вот главный метод воспитания» по
словам Антона Семеновича Макаренко.
Позитивный союз педагогов и родителей – вот
основа для развития творческой личности ребенка.
Приложение
Источник