Создание оптимальных условий для развития личности ребенка

Создание оптимальных условий для развития личности ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2» г.Мегиона

ДОКЛАД

Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи.

Докладчик:

                                                                                                       заместитель директора

                                                                                                   по воспитательной и

                                                                                                                       концертно-выставочной работе

 Ирина Александровна Кузнецова

2010 год

Введение.

         Оптимальные  условия для развития личности ребенка можно создать лишь при правильном взаимодействии школы и семьи. Сегодня как никогда ранее в истории нашей страны, нам, классным руководителям, необходимо стать помощниками и советчиками для родителей в вопросах воспитания современного подрастающего поколения.

         О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности.

        Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями, просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и администрации школы.

       И, тем не менее, мы с вами должны быть ближайшими соратниками родителям наших учеников, мы должны создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.

Формы работы по созданию оптимальных условий для развития личности ребенка.

1. Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение отцов и матерей по вопросам современной психологии и педагогики. Следует отметить, что такое просвещение должно носить ярко выраженный опережающий характер для того, чтобы родители спокойно могли воспринимать возникшие в будущем трудности.

Если психолого-педагогическое просвещение родителей в классном коллективе организовано плохо, классному руководителю нельзя рассчитывать на то, что родители будут посещать родительские собрания и обращаться за советом и помощью.

  Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей:

– основные документы об образовании (включая промежуточную аттестацию)

– особенности организации образовательного процесса в школе: проблемы и решения.

– профильное обучение, его организация и перспективы

– о перегрузках и не только

– способности и их роль в выборе будущей профессии

– возможности получения образования после школы.

2. Самообразование педагога-воспитателя. Педагог дополнительного образования, в силу специфики своей профессии, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей и подростков. Эта профессия требует постоянного совершенствования своей личности, развития интересов, творческих интересов.

  Современный педагог должен быть:

 – информационно-ориентированным (знать основные положения философии и эстетики, принципов методики внеурочной деятельности, дополнительные знания о произведениях искусств, установки на предстоящую творческую внеурочную, внешкольную деятельность)

 – коммуникативным (обладать речевой и исполнительской деятельностью, знать возрастную психологию детей, владеть аудиторией, увлеченно и образно рассказывать детям об искусстве)

 – конструктивно-организационным (уметь организовывать различные формы работы, составлять планы, анализировать)

 – мобилизационным (находить наиболее эффективные методы воспитания в коллективе, стимулировать внимание детей на активное восприятие).

  Каждый классный руководитель должен знать, в каких условиях воспитывается ребенок родителями. Необходимо владеть знаниями по семейной психологии, знать стили семейного воспитания, типы формирующейся личности в семье, исторические типы семей, принципы общения с ребенком в семье.

3. Не менее важным направлением такой работы является формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

   Такая работа должна проводиться на протяжении всего процесса обучения ребенка в школе. Родители не должны приглашаться в школу только по необходимости. Важно готовить такие мероприятия, которые позволят родителям убедиться в том, что их дети рассуждать, принимать решения, что они умны и самостоятельны  (в старших классах).

Проводите совместные родительские собрания, открытые уроки нестандартного характера. Родители должны иметь возможность увидеть своего ребенка в среде сверстников, чтобы понять, насколько они были правы в выборе системы мер по его воспитанию.

  Тематика родительских собраний в этом направлении:

– нравственная культура семьи. В чем она заключается?

– как уберечь своего ребенка от насилия других и предупредить его стремление проявлять насилие по отношению к  людям

– традиции интернационального и национального воспитания в семье

-о досуге учащихся ДШИ

– о культуре чувств

Для того, чтобы позже не разочароваться в родителях своих учеников, классный руководитель должен знакомить родителей с перспективами развития коллектива, демонстрировать его достижения, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий. Ищите новые формы проведения внеклассных мероприятий.

Рекомендации по налаживанию лучшего контакта с родителями и достижению эффективности результатов совместной работы по воспитанию детей.

  1. В конце учебного года планируйте подробно все виды мероприятий с участием родителей на будущий год (собрания, поездки, посещение театров, концертов) и доводите до их сведения на итоговых собраниях. Напечатайте планы, раздайте. Родители будут планировать свое время, обдумывать ваши предложения, вносить свои по организации таких мероприятий.
  2. Проводите не родительские собрания с концертом учащихся, а просто концерты для родителей перед академическими концертами. Дети лишний раз проиграют программу перед любимым зрителем и лучше подготовятся к промежуточному экзамену.
  3. Знакомьте родителей с творчеством учащихся других классов (рассказывайте и показывайте выставки, размещенные в залах школы, приглашайте более одаренных учащихся с концертными номерами – для сравнения и стимулирования, рассказывайте о достижениях учащихся всей школы, чтобы подчеркнуть социальную значимость ДШИ).
  4. Организовывайте концерты, музыкальные открытки на предприятиях (по возможности), где работают родители ваших учащихся, музыкальные сюрпризы к дню рождения и т.д.
  5. Чаще меняйте информацию на ваших классных досках (о композиторах, о музыкальных новостях), прочитайте вместе с учеником, убедитесь, что ему все понятно, посвятите 2-3 минуты урока полезной информации.
  6. С помощью коллег чаще организуйте игры по занимательному сольфеджио с привлечением родителей.
  7. Посещайте концертно-выставочные мероприятия и в нашей, и вне школы вместе с учащимися, обсуждайте их, анализируйте. Пусть дети пишут небольшие отклики на увиденное и услышанное.
Читайте также:  Ребенку почти 6 месяцев развитие

Стили семейного воспитания и методы

Тип формируемой личности

Черты характера

Действия классного руководителя

Попустительский.

Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они не считают нужным обращать внимание на их потребности и запросы. Главный метод воспитания – кнут и пряник.

Комфортный

Дети рано постигают науку выгоды, приспосабливаются, лукавят.

Младшие уч-ся быстро устают и стараются под любым предлогом увильнуть от работы. Часто недобросовестно относятся к поручениям. Могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством.

– сразу вникать в любую конфликтную ситуацию и решать её

– обсуждать с учеником конфликтную ситуацию наедине

– создавать такие ситуации, при которых ученик сможет объективно сравнить свое поведение и поведение сверстников

– привлекать родителей к участию в род. собраниях с целью демонстрации положительного опыта воспитания детей в других семьях.

Состязательный.

С раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Стремление к разностороннему развитию связано вовсе не с интересами ребенка, а с родительским эгоизмом. Родители не обращают внимание на человеческие качества малыша. Защиту ребенка от всех претензий и нападок ставят на первое место, не обращая внимания на то, прав ребенок, или нет.

Поисковый

Хроническая усталость (из-за нагрузок).

В коллективе претендуют на лидерство, испытывают удовольствие, если кто-то попадает в их зависимость.

– не оставлять без внимания ни одного негативного факта, связанного с поведением таких учащихся

-учить учащихся объективно оценивать свои успехи и радоваться успехам других

– знакомить родителей с объективными результатами развития их ребенка, не преувеличивать их достижения

Рассудительный.

Родители с раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Исключают окрики и упреки, дружат с детьми, заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось.

Сенситивный.

Уважительно относятся к старшему поколению, любознательны и активны.

Иногда детям из таких семей трудно приспосабливаться к школе и учителям, если педагоги придерживаются авторитарного стиля управления.

– своевременно информировать родителей о  трудностях во взаимоотношениях со сверстниками и учителями

– давать возможность родителям самим анализировать разные ситуации и принимать соответствующие решения

– демонстрировать коллегам достижения таких учащихся

Предупредительный.

Обоснован частыми болезнями или особенностями характера родителей. Ребенок практически лишен активности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами регламентируют его время. Часть удовлетворяется любая прихоть дитя, используется материальное стимулирование послушания. На воспитание нравственных ценностей родители обращают мало внимания.

Инфантильный.

К сверстникам безразличны, любят наушничать, могут предать. Имея хорошие творческие задатки, они совершенно не желают трудиться. Прагматичны.

– формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного ребенка

– поручать детям задания, которые требуют проявления самостоятельности и инициативы

– привлекать таких учащихся к коллективной деятельности.

Контролирующий.

Свобода ребенка строго контролируется и регламентируется. Родители достаточно активно используют методы наказания. Иногда наказывают ребенка демонстративно, чтобы показать свою власть. Часто всегда не довольны поведением дитя.

Тревожный.

Дети неуверенны в себе, не знают где и как нужно себя вести. Их поступки могут быть неадекватными. Их мыслительная деятельность лишена самостоятельности, гни боятся сделать ошибку. Не умеют мыслить творчески, хотя могут обладать творческим потенциалом.

– систематически демонстрировать результаты положительной динамики в обучении, развитии таких детей

– учить детей планированию и целеполаганию собственной деятельности

– предъявлять к таким учащимся обоснованные требования и ставить посильные задачи

– проводить регулярные встречи – собеседования с детьми и родителями по анализу промежуточных результатов их достижений.

Сочувствующий.

Формируется в результате отсутствия материального достатка в семье. Семья может быть неполной. Достаточно много ребенок проводит с родителями, наблюдая их жизнь, рано включается во взрослую жизнь. Такие дети очень жалеют своих родителей.

Интровертированный.

Дети замыкаются на семье, её жизни. Малоактивны, безынициативны, застенчивы, стыдливы. Со сверстниками осторожны, разговаривают тихим голосом и отвечают на уроках неуверенно, хотя все могут знать. Хотя в более старшем возрасте, поставив перед собой цель, всегда добиваются своего.

– оградить таких учащихся от насмешек их сверстников

– демонстрировать их достижения перед всем классом

– укреплять их положение в коллективе

– не проявлять к ним неуместную и ярко проявляемую жалость

– провоцировать у детей проявление инициативы.

Гармоничный.

В таких семьях ребенок всегда желанный, растет в теплой и дружественной обстановке. Родители уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, требуют от детей осознания своих поступков.

Гармоничный.

Учеба характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Часть выбирают себе в друзья ребят с трудной судьбой и положительно на них влияют. Проявляют чувство самоконтроля и волевые качества.

– самому взрослому быть примером в своих действиях и поступках

– вести разговор с ребенком на равных, исключив из обихода угрожающий и приказной тон

– указывать на недостатки, не унижая его достоинство

-поддерживать инициативу

– формировать чувственную сферу

Читайте также:  Раннее развитие ребенка уфа до года

Источник

В педагогической литературе и публицистике в
последнее время много говорится о формировании
единого образовательного пространства как
условия полноценного личностного развития
учащихся. Чаще всего с содержанием данного
понятия связывают мероприятия по созданию
взаимосвязанных, согласованных условий, методов
и средств обучения и воспитания.

В традиционной педагогике ранее это понятие
называлось как воспитывающее обучение и
воспитание.

Личностное развитие основывается на учете
индивидуальных особенностей учащихся, но не в
традиционном его понимании. Суть такого вида
деятельности в разработке и обосновании
комплексной и системной технологии с
ориентацией на внутренние механизмы развития и
функционирования личности – персонализацию,
рефлексию, стереотипизацию. Существенной
стороной организации личностного развития
является учет психологии детей, который
определяет специфику работы той или иной
технологии. Другими словами создаются
определенные условия для развития личности, с
учетом предпочтений и интересов воспитанника,
позволяющие ему самовыражаться и
самоактуализироваться. И в этом случае здесь
важна роль системы дополнительного образования,
т.к. оно самоценно, у него особое содержание,
технология, образовательная методика, оно
практико-ориентированно, процесс познания иной,
чем в школе. Он строится не вербально, а от
действия – к знанию, к творчеству.

Цель педагогической деятельности учителя в
системе дополнительного образования – передать
ребенку, с его индивидуальными способностями и
возможностями, социокультурное содержание
образования, опыт, создать для него целостную
среду становления и развития личности.
Образовательная деятельность педагогов ДО
ориентирована на детей разного уровня развития и
разной подготовки. Создавая условия для
личностного развития детей педагогами
используются принципы
личностно-ориентированного обучения, контроль
эффективности полученных знаний проходит как
через идеологию критериально-ориентированного
тестирования, так и через вовлечение детей в
активную творческую деятельность. Сами принципы
требуют знаний и изучений индивидуальных
особенностей темперамента, характера, взглядов и
вкусов, привычек воспитанников. В этом им
помогает социально-психологическая служба
школы, совместная деятельность с классными
руководителями и родителями учащихся.
Использование в работе диагностик Айзенка,
Рокича, опросников Климова и Пряжникова,
результатов школьного теста умственного
развития, анкетирование и собеседование с
родителями и учащимися позволяет изучить
сформированность мышления, интересов, установок,
направленности личности, отношение к жизни,
труду, ценностные ориентиры, планы, развивать
самостоятельность, самодеятельность, направлять
ведущую к успеху деятельность. Личностный подход
имеет много общего с индивидуальным подходом, но
преследует главную цель – развитие личности,
принятие ее самости, создание условий для
проявления и развития личностных функций
субъектов образовательного процесса.
Комплексное осуществление этих требований
устраняет упрощенность возрастных и
индивидуальных подходов, обязывает педагога
учитывать глубинное развитие процессов,
опираться на закономерности
причинно-следственных отношений в личностном
развитии детей. При таком подходе происходит
развитие не отдельно личности ребенка и личности
педагога, а единого субъекта образовательного
процесса.

Показателями в развитии субъекта выступает
система личностных смыслов в сознании ребенка,
жизненных смыслов и смысловых структур педагога.
Принципы личностного развития детей,
используемые в системе дополнительного
образования в нашей школе, можно проследить на
примере работы детских творческих объединений.

Так, при наборе детей в группы изучаются
индивидуальные особенности подростков,
мотивация к занятиям творческой деятельностью,
проводятся собеседования с детьми по выявлению
навыков и интересов школьников, групповые
тренинговые занятия на сплочение групп первого
года обучения с использованием методик Р.В.
Овчаровой, Л.И. Дубровиной («Справочная книга
школьного психолога» М., Владос, 2002 г). Совместная
деятельность с социальными педагогами и
психологами позволяет найти к ребятам
индивидуальный подход, раскрыть их способности,
развивать возможности их творческого роста.

В этой работе не маловажная роль отводится
совместной деятельности и с родителями
воспитанников. Школа является одним из важнейших
социальных институтов, обеспечивающих
воспитательный процесс и реальное
взаимодействие ребенка, родителей и социума. К
основным направлениям деятельности педагогов и
родителей относятся:

  • познавательная сфера жизни (работа с
    учителями-предметниками);
  • поддержка физического здоровья детей;
  • дополнительное образование и развитие
    творческого потенциала детей;
  • поддержка одаренных детей;
  • социально-психологическая поддержка и
    профилактика безнадзорности.

Залогом успеха в реализации данной идеи
является объединение усилий родительской и
педагогической общественности на всех уровнях.

Важными условиями успеха сотрудничества семьи
и школы является воспитание «всем миром»,
создание единого образовательного пространства
микрорайона и города. При анализе комфортности
взаимодействия семьи и школы в деле создания
благоприятных условий для развития личности
ребенка у всех субъектов образования отмечается
пропорциональное напряжение. Каждая сторона
образовательного процесса имеет свои выраженные
претензии

Со стороны детей это:

  • не достаточно времени на занятия ДО, расписание
    занятий не всегда составлено по запросу каждого
    ученика;
  • педагог часто навязывает свою программу, свои
    мероприятия;
  • ограниченное пространство (удаленность
    микрорайона) не удовлетворяет потребности всех
    детей по разнообразию выбора дополнительными
    занятиями.

Со стороны педагогов претензии следующие:

  • родители мало времени уделяют внешкольной
    деятельности своих детей;
  • у детей снижается мотивация к занятиям в
    системе ДО при повышении требований со стороны
    педагога;
  • у детей не сформирована ответственность.

Со стороны родителей:

  • учеба в школе важнее занятий в системе ДО;
  • учителя задают много домашних заданий и времени
    на дополнительные занятия не остается;
  • режим работы педагога ДО не всегда устраивает.

С целью снижения взаимных претензий в школе
создаются условия для полноценного развития
личности. Расписание занятий ДО корректируется в
течение учебного года, набор в группы так же идет
на протяжении всего учебного года, при
планировании работы детских объединений
учитывается мнение детей, даже не большие успехи
каждого ребенка в системе ДО доводятся до
сведения как педагогов, так и родителей. При
вовлечении родителей в учебно-воспитательный
процесс, происходит не только повышение их
образовательно-просветительского уровня, но и
взаимопонимание в вопросах воспитания и
развития детей.

Читайте также:  Проект на тему развитие речи ребенка в дошкольном возрасте

В нашей школе для расширения информационного
пространства родителей традиционно проводятся
дни открытых дверей, когда каждый родитель имеет
возможность посетить занятия дополнительного
образования, побывать в роли ученика,
понаблюдать за успехами своего ребенка в системе
ДО. Давней традицией стали ежегодно проводимые
творческие отчеты системы дополнительного
образования по всем направлениям деятельности.
На такие творческие встречи привлекаются
родители, классные руководители,
педагоги-предметники, которые выступают в роли
зрителей, участников, союзников.

С целью трансляции опыта и популяризации
деятельности системы дополнительного
образования, снижения правонарушений,
вовлечения подростков из неблагополучных семей
в систему ДО, в нашей школе создан
пресс-радиоцентр «Ровесник», который тесно
сотрудничает с корреспондентским пунктом «Миг»,
поэтому большинство мероприятий транслируются
по местному телевизионному каналу, а об успехах
наших воспитанников родители и педагоги имеют
возможность узнать из школьной газеты.

С 2005 учебного года в школе активно работает
общешкольный родительский комитет по следующим
секторам: учебный, сектор охраны труда и прав
детства, правовой сектор, культмассовый.
Родители от каждого класса каждую четверть,
собираясь на заседания, имеют возможность
ознакомиться с достижениями в учебной и
внеклассной деятельности, быть в курсе
возникающих проблем школьной жизни. В течение
учебного года действующие родительские сектора
проводят рейды по школе, знакомятся с
проведением перемен, соблюдением Устава и режима
школы, контролируют безопасность пребывания
учащихся на территории школы, а также проводят
совместные рейды с инспектором ПДН по территории
поселка в вечернее время, с посещением
поселковой дискотеки. Итоги рейдов доводятся до
сведения Совета школы и представителей местного
самоуправления на совместных заседаниях
администрации поселка.

Опыт показывает, что творческое сотрудничество
с семьей активно пропагандирует позитивный опыт
семейного общения, привлекает семью к
осознанному и активному участию в образовании
школьника, создает оптимальные условия и
позволяет добиваться позитивных результатов в
развитии и саморазвитии, воспитании и
самовоспитании, обучении и самообучении
личности. Происходит объединение усилий в
стремлении к достижению оптимальных
результатов, что делает школу привлекательной
для родителей и детей, стимулирует творческую
активность педагога. В трудных ситуациях
положительный опыт общения позволяет педагогу
решать возникающие проблемы спокойно,
доброжелательно, с доверием. Педагог находит не
только единомышленников, но и союзников,
помощников.

Формы взаимодействия семьи и школы – это
многообразие организации их совместной
деятельности и общения. Предлагаю вам перечень
некоторых из традиционных и нетрадиционных форм
работы, проводимых в нашей школе с участниками
образовательного процесса:

Традиционные формы Нетрадиционные формы
Родительские собрания
Общешкольная конференция
Родительский лекторий
Вечера отдыха для детей и родителей
Родительские чтения
Семинары
Практикумы
Заседания
«круглый стол»
«педагогическая гостиная»
Тренинг
«устный журнал»
Акция «Милосердие», «Подарок солдату» и т.п
Трудовой десант
Выставки семейного творчества
вернисаж
Творческие вечера, встречи
Диспуты, вечера
Турниры знатоков
Встречи с администрацией школы
Мама, папа, я – спортивная семья
Тематические беседы, обсуждение статей о
воспитании
Совместные творческие дела
Родительские рейды
Семейные традиции
Семейный клуб по интересам
Гороскоп моей семьи
География моей семьи
День рождения в семье
Семейные праздники, традиции
Создание сборника «Опыт воспитания в семье»
Мамин и папин праздник
Известные люди моей семьи
Бабушкины посиделки
Конкурс «Я горжусь своим дедом!»
Праздник семейного блюда
Песни (сказки) моей бабушки
Мир увлечений моей семьи
Мой семейный альбом
Клуб «Папино воспитание»
Научная конференция
Субботняя «детско-родительская» линия
Ярмарка семейных поделок
Создание «культурной семейной карты»

Для родителей так же действуют наглядные формы
работы: стенды-передвижки, библиотечные уголки,
проводятся лектории с просмотром видеофильмов,
фотовыставки, разработаны памятки-рекомендации
по разрешению проблем воспитания.

Анализ проводимых в 2006–07 уч.г. в школе акций
«Ягодка», «Подарок солдату», «Традиции моей
семьи», в которых активное участие принимали
воспитанники системы ДО, граждане детской
организации «Возрождение», подростки
творческого объединения «Диалог» показал, что
активность родительской общественности к жизни
школы растет. Темы собраний отвечают современным
запросам общества и характеризуют проблемные
места в воспитательном процессе школы. В школе
умело организуется и продумывается просвещение
родителей, и родительские собрания уже не
являются перечислением ошибок и пороков
учащихся. Ежемесячно проходят заседания
родительских комитетов по организации досуга и
оказание помощи в организации
учебно-воспитательного процесса. Родители стали
чаще интересоваться делами в школе, посещать
родительские тренинги, индивидуальное
собеседование, культурно-массовые мероприятия,
общаться с педагогами системы ДО.

Отрадно отметить, что информирование родителей
через СМИ, дистанционное консультирование также
приносит свои действенные результаты – больше
стало обращений по вопросам воспитания и
обучения детей в социально-психологическую
службу, повысилась заинтересованность родителей
в проведении ребенком своего досуга, возрастает
роль родительской ответственности.

Безусловно, не все родители принимают
непосредственное и активное участие в школьной
воспитательной работе, сотрудничают с системой
дополнительного образования. Но в каждом
объединении, в каждом классе есть родители,
которые с радостью идут к сотрудничеству с
педагогами. И задача нас, как педагогов –
привлечь их к активному участию в школьной жизни,
дать понять, что воспитание – это единый,
совместный процесс, ошибки и недоработки
которого негативно отразятся на развитии
личности ребенка.

«Родительское требование к себе и ребенку,
родительское уважение к себе и своей семье,
родительское понимание твоих поступков и
действий – вот главный метод воспитания»
по
словам Антона Семеновича Макаренко.

Позитивный союз педагогов и родителей – вот
основа для развития творческой личности ребенка.

Приложение

Источник