Создание окружающей среды для речевого развития ребенка
Консультация на тему:
«Предметно- пространственная среда как средство речевого развития дошкольников»
Выполнила: воспитатель Федоренко М.С.
«Речь -удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»
Г. Гегель
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Общение со сверстниками занимает центральное место в повышении речевой активности. Совместные игры и другая разнообразная деятельность побуждает к развитию словарного запаса, способствуют овладению внеситуативными формами общения, умению вступать в диалог.
Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию. Центральное место в этом занимает педагог.Взрослый знакомит детей с многообразием окружающего мира обогащая словарь, совершенствует все компоненты устной речи, преподает нормы речевого этикета.
Большую роль в речевом развитии оказывают родители. Очень важно соблюдать преемственность в решении задач речевого развития. В этом помогает тесное сотрудничество в вопросах воспитания и образования.
Одним из важных условий в речевом развитии дошкольника отводится предметно развивающей среде.
Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.
«В пустых стенах ребенок не заговорит» –Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, педагоги должны думать в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.
Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда — это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться следующих принципов.
Принципы построения развивающей среды в группе.
1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения».
2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».
3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры».
4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».
Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.
Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать самостоятельного, творческого активного ребенка, она должна способствовать не только всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, но и способствовать развитию всех видов речи. Организовывать пространственно-развевающую среду нужно так, чтобы оно способствовало не только развитию всех видов речи, но, и чтобы каждый ребенок имел возможность наблюдать, добиваться поставленной цели, проявлять инициативу. Немаловажную роль также играет и соответствие развивающей среды возрастному периоду дошкольника.
Обстановка группы строится и создается так что бы просматривалось чередование непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей, способствовало здоровьесбережению.
Создавая развивающую среду группы, нужно стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была не только комфортной и вызывала стремление к самостоятельной деятельности, но и способствовала развитию речи воспитанников. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделяются центры организации определенного вида деятельности.
Зона «Речевого развития», подбор материала должен соответствовать программным требованиям (теме, которую вы сейчас изучаете), возрастным и индивидуальным особенностям. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке. Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи.
Задачи работы:
– развитие словаря ребёнка;
– работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);
– развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
– воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);
– подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения);
– развитие мелкой моторики;
– знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок).
Оборудование и наполнение речевой зоны:
-наглядно- иллюстративный материал по лексическим темам, дидактические речевые игры;
-картотека игр и игры для развития грамматического строя;
-сюжетные картинки для работы над фразой, серии картинок, предметы и композиции («Подворье», фрукты и т.д.) для составления рассказов, схемы, картотеки стихов, загадок, пословиц, поговорок, словесное творчество детей: альбомы детских рассказов, фотографий и т.п., театр;
-пособия на развитие дыхания, комплексы артикуляционной гимнастики, звучащие игрушки, говорящие книжки, логопедические альбомы, задания на закрепление звуков в речи, чистоговорки и поговорки, речевые игры, театр;
– «звуковые пеналы», фишки или магниты для звукового анализа и синтеза, д/и «делим слова на слоги», «составь слово», «составь предложение», схемы предложений, разрезные и магнитные азбуки, кассы букв, буквари, пособия учимся читать, задания со словами и буквами;
-пособия на развитие мелкой моторики, комплексы пальчиковой гимнастики, речи с движениями, задания «рисуем по клеточкам», обводки, штриховки;
– наполнение книжного уголка, в соответствии с программой и интересами детей.
Уголок театрализации играет важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи (ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа). Настольный, кукольный, пальчиковый театр и т.д.
Зона «Изодеятельности», которая способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с книгой в практической деятельности. Развитие рисования как замещающей деятельности является основой для развития письменной речи. Рисунок, составляя единство с речевым сопровождением, превращается со временем в речевое повествование уже без опоры на сам рисунок. Речь и рисование принадлежат к одним и тем же уровням деятельности мозга – первая и вторая сигнальная системы.
На уровне I сигнальной системы перерабатываются интонации, голос (для речи) и цвет, форма, образ (для рисования).
На уровне II сигнальной системы перерабатывается смысловое содержание как для речи, так и для рисунка. Детское рисование – объективный показатель уровня развития II сигнальной системы и, в частности, наглядно-образного мышления. Для стадии каракуль характерна синкретическая речь, для стадии примитивных изображений характерна 33 констатирующая речь, для изобразительной стадии характерна предваряющая, или планирующая, речь.
Зона «Конструирования», в процессе конструктивной деятельности происходит активное развитие речи, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Работа с мелкими частями конструктора позволяет дошкольникам быстрее и лучше овладеть техникой письма. Конструктивная деятельность активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального, волевые качества, уточняет и углубляет знания об окружающем мире.
Зона «Экологическая», развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга – положительно сказывается на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирующую интеллектуальную и творческую деятельность. В зоне экологии можно использовать следующие приёмы для развития мелкой моторики рук:
-Массаж пальцев и кистей рук с помощью природного материала, шишек, гороха, бобов, орехов и т.д;
– Рисование на крупе;
-Рисование песком;
– Закаливание кистей рук, обливая их холодной водой, растирание полотенцем;
– Перебирание и сортировка круп и семян (рис, горох, фасоль и др.);
– Различные игры с природным материалом;
-лепка из теста;
– Игры с песком.
Зона «Сюжетно-ролевых игр», «Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности…» В. А. Сухомлинский.
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.
В своем учебно-методическом пособии «Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым», психолог М. И. Лисина, подчеркивает, что игра занимает особенно важную роль в речевом развитии детей дошкольного возраста, а именно, в развитии диалогической речи, так как именно она обеспечивает непосредственное, мотивированное общение между ее участниками. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие. Ролевая игра является игрой обучающей, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разнообразных речевых ситуациях. Иными словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения.
Предметно-развивающая среда преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей. – педагогическая целесообразность, которая позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. В виду ограниченности пространства в группе, педагоги должны следить за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.
Практика показывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Источник
Тема: «Как создать дома развивающую речевую среду для ребенка»
Подготовила учитель – логопед:
Цветкович Т.Н.
Абакан
Создание речевой среды
Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.
Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:
- постоянный разговор с ребенком;
- единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых;
- определенные требования к речи окружающих взрослых;
- постепенное усложнение речевого общения;
- организация специальных речевых игр и упражнений. Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Таким образом, работу по созданию для ребенка речевой среды ведут как родители, так и педагоги. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка. Рассмотрим подробнее компоненты, из которых состоит создание речевой среды.
Постоянный разговор с ребенком
С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч.
При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.
Развитие речи малыша требует более внимательного отношения и специальной работы дома, не следует надеяться только на занятия с логопедом. Родители должны осознать, что в случае, если имеет место отставание в речевом развитии, следует применить новый подход к воспитанию ребенка дома. Постепенно близкие, которые чаще всего проводят время с ребенком, научатся использовать любую ситуацию, чтобы поговорить с малышом.
Приведем примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.
Умывание
– Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. А сейчас давай умоем лицо – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.
Сборы на прогулку
Все необходимые вещи разложены на стульчике.
– Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку.
На прогулке
– Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажи, как много листиков.
Приготовление обеда
Во время совместного приготовления еды соблюдайте осторожность, страхуйте ребенка.
– Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю воду и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я нарезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюлю. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник, палочку.) А теперь посоли суп. Вот так.
Построим дом
Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков.
– Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. Какой будет домик – большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда…
Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.
Единые требования к речевому общению с ребенком для всех близких взрослых
Противоречивость требований со стороны значимых для него взрослых вредна любому ребенку. Если требования к воспитанию и обучению едины и постоянны (конечно, при условии их разумности), это дает ребенку ощущение устойчивости и целесообразности окружающего мира. В противном случае, когда взрослые подходят к вопросам воспитания и обучения малыша с разных позиций, в сознании ребенка возникает хаос: все смешивается и уже не понятно, что же хорошо, а что плохо, и к чему все-таки следует стремиться.
Такая противоречивость часто имеет место, когда в воспитании ребенка участвуют люди разных поколений (родители и бабушки с дедушками), «мужской» и «женский» подходы также различаются между собой. Кроме этого, различия в подходе к воспитанию детей часто обусловлены уникальностью, индивидуальностью каждого человека (родителей ребенка и других родственников), на которые оказывают влияние особенности воспитания, уровень образования, социальная среда, а также темперамент, характер, внутренний мир человека.
В семьях, где растут дети с проблемами в речевом развитии, зачастую можно наблюдать ситуацию, когда ребенка берегут, излишне опекают. Близкие из любви к малышу, видя его затруднения во время общения, наблюдая неудачные попытки высказаться, стараются предугадать его желания. Но при таком отношении ребенку нет необходимости трудиться, стараться выразить свои мысли посредством речи, развитие активной речи вновь тормозится.
Следует понимать, что желания ребенка бывает легче понять в быту, в ситуациях, которые повторяются почти в неизменном виде изо дня в день. Понять ребенка часто помогает и материнская интуиция, любовь близких. Но когда возникают новые, незнакомые ранее, ситуации, такое взаимопонимание часто становится затруднительным.
Необходимость общения возникает не только дома, но и во время похода в магазин, в гостях, в транспорте и других подобных ситуациях. Тем не менее ребенок ждет от взрослых такого же понимания, к которому он привык дома. Когда же этого не происходит, ребенок обычно сначала удивляется, затем огорчается. Поэтому такие ситуации могут повлечь взаимное раздражение и разочарование. По мере взросления ребенка все чаще возникает необходимость общаться не только с близкими, но и с незнакомыми взрослыми и детьми. Такие ситуации потребуют нового уровня развития речевого общения. А если до этого с ребенком «играли в поддавки», общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях станет для него весьма затруднительным, а в худшем случае остро дискомфортным.
В случае, когда речь идет о речевом развитии ребенка с интеллектуальной недостаточно, который еще не пользуется активной (экспрессивной) речью, необходимо приложить все усилия, чтобы к развитию речи ребенка в семье был единый подход. Необходимо правильно общаться со своим малышом: с одной стороны помогать, с другой – создавать ситуации, в которых ребенок будет вынужден пользоваться речью.
Подразумевается, что:
- разговаривать с ребенком должны все близкие, которые проводят с ним большую часть времени;
- для организации речевого общения должна использоваться любая возможная ситуация – в быту, во время игр и занятий, походов в магазин или в гости и пр.;
- близкие вместе с логопедом следят за прогрессом в развитии речи и меняют требования в соответствии с новыми возможностями ребенка.
Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых
Так как навык речи формируется у ребенка по подражанию, необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, могла стать эталоном. Известно, что не только дети, но и подростки, взрослые могут по подражанию менять звуковой состав слов (полотенец вместо полотенце, пинжак вместо пиджак, похудала вместо похудела и др.); неправильно ставить ударения в словах (поняла вместо поняла, созвонимсявместо созвонимся и др.); путать похожие по звучанию слова (например, генеалогия игинекология, аутизм и атеизм и пр.); употреблять неправильные формы слова (ехайвместо поезжай, ложить вместо класть) и т. д.
Однако взрослые могут осознанно относиться к своей речи и исправлять ошибки. У малышей усвоение речевых эталонов происходит спонтанно, неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется. Кроме того, ребенок копирует другие стороны речи – силу голоса, темп и ритм речи, интонационную насыщенность – в целом манеру говорить. Старайтесь исключить сюсюканье с ребенком.
Учитывая все вышесказанное, необходимо постараться, чтобы речь окружающих ребенка взрослых (а также старших детей) отвечала следующим требованиям:
- правильность – речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;
- четкость – слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;
- простота – взрослый говорит простыми короткими фразами из 2–4 слов;
- повторяемость – одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;
- богатство – взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.
Постепенное усложнение речевого общения
Постепенно в ходе спонтанного развития, а также специальных игр и упражнений уровень речевого общения ребенка развивается и усложняется. У ребенка появляются новые речевые навыки, расширяется спектр его возможностей. Чтобы в полной мере использовать эти новые возможности, необходимо в соответствии с ними менять уровень требований к речи ребенка.
Однако следует помнить об осторожности: требования должны соответствовать уровню развития речи ребенка, вредно как завышать требования, так и занижать их. Часто в семьях встречаются случаи неадекватно заниженных или завышенных требований. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и немедленно исполняются. Во втором случае к ребенку постоянно пристают с требованиями: «Скажи!», «Повтори!». Нередки ситуации, когда в одной семье присутствуют оба крайних подхода со стороны разных близких (например, папа требует, а бабушка жалеет и опекает).
20 ИДЕИ ПО СОЗДАНИЮ РЕЧЕВОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОМА
1. В общении с детьми чаще употребляйте в своей речи обобщающие слова – понятия (овощи, фрукты, и т.п.).
2. Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и отражал в своей речи свои собственные мысли, а не запоминал — воспроизводил мысли взрослых.
Например, абсолютно бесполезно заучивать по книге, что «свекла и морковка – это овощи, а яблоко и груша – фрукты». Лучше сделать так, чтобы малыш сам для себя открыл, чем отличаются овощи и фрукты.
3. Чаще сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом.
Совершенно не нужно покупать для этого специальные картинки. Можно по дороге в детский садик сравнить свою куртку и комбинезон ребенка – чем они похожи и чем отличаются. Сравнивайте детали, их форму, размер, цвет, материал.
Подобные задания развивают не только речь, но и внимание, восприятие, мышление ребенка.
4. Помните! Развивается то, что тренируется.
Поэтому чаще спрашивайте ребенка о его планах, переживаниях, просите рассказать об интересных случаях из его опыта. По дороге в детский сад, к бабушке или в гости спросите, чем он хочет заняться, как будет играть, с какими игрушками, какие игрушки ему больше нравятся и почему, а какие – меньше.
Так ребенок будет незаметно учиться последовательно, связно и понятно для собеседника излагать свои мысли и рассказывать о событиях из личного опыта.
5. Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами. Или дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит
6. С 4 лет используйте ситуацию «письменной речи».
Нет, это не малыш пишет. Это Вы пишите под диктовку ребенка придуманный им рассказ для друга или письмо папе. Это очень действенный способ развития речи, т.к. малыш начинает прислушиваться к своим словам, осознавать их, учится планировать свое высказывание.
7. Даже с очень маленькими детьми очень полезно вслух при малыше комментировать свои действия.
8. Всегда точно называйте все предметы и действия в своей речи.
9. С 4 лет и старше малышу очень нужно общение со сверстниками, причем не на занятиях, а в свободной игре.
10. Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку.
Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант.
11. Сочиняйте сказки.
12. Играйте с малышом в загадки.
13. Делайте самодельные простейшие книжки с результатами словесного творчества малыша.
14. Играйте с ребенком в рифмы.
Это развивает у ребенка языковое чутье, чувство ритма и рифмы.
15. Если ребенок допускает ошибки в согласовании слов друг с другом (например, говорит так – «красныя платья» вместо «красные платья»), то Вам поможет грамматическая игра.
Собираясь на прогулку, рассмотрите одежду, обувь, головные уборы и загадайте загадку о Ваших вещах. Произнося текст загадки, выделите голосом окончания слов:
«КрасивОЕ новОЕ – это платье или футболка? Отгадай!».
«КрасивЫЙ новЫЙ – это комбинезон или пальто? (пиджак или куртка)»
16. Помните, что у самых маленьких детей развитие речи связано с развитием мозжечка.
17. Читая ребенку детские книги, обращайте внимание на интересные, необычные слова и выражения – эпитеты, сравнения, олицетворения – «нос повесил», «змейкой вьется», «вьюга злилась», «туча занавесила небо», «закричал на всю Ивановскую».
18. Помните, что с детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки.
19. Постарайтесь избавиться от постоянного шума в квартире (таким негативным шумом может быть постоянно включенный как фон телевизор или радио).
20. В общении с самыми маленькими детьми чаще используйте народные потешки.
Источник