Создание образовательной среды по развитию творческих возможностей ребенка

Создание образовательной среды по развитию творческих возможностей ребенка thumbnail

Слайд 1

. « Создание образовательной среды по развитию творческих возможностей ребёнка в учреждении дошкольного образования»

Слайд 2

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с ФГОС ДО Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: ● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); ● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; ● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; ● возможность самовыражения детей.

Слайд 3

Информационная среда

Слайд 4

Информационно-образовательная среда

Слайд 5

Задачи дошкольной образовательной организации Перед образовательными организациями стоит задача создания для детей дошкольного возраста многокомпонентной среды, которая согласно ФГОС ДО должна отвечать следующим требованиям: Гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка. Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности педагогов создать благоприятный социально-психологический климат. В условиях детского сада это проявляется: в хорошем настроении детей в течение всего дня; в доброжелательности по отношению к сверстникам и взрослым; в способности детей занять себя интересным делом; в отсутствии среди детей аутсайдеров; в отсутствии давления и манипулирования детьми со стороны взрослых; в высокой степени эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания и другое. Создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования. Баланс формы и содержания: разумная информационно-образовательная среда в организации и грамотное обоснованное наполнение обеспечат должный развивающий и образовательный эффект. Организовывать информационно-образовательную среду таким образом, чтобы оперативно предоставить пользователю нужную информацию и возможность ее обработки и применения. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (например: развивающая предметно – пространственная среда ко дню театра формируется совместно детьми, педагогами и родителями; использование дистанционного взаимодействия).

Слайд 6

Информационно-образовательная среда дошкольной образовательной организации комплекс информационных образовательных ресурсов система современных педагогических технологий совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование ,коммуникационные каналы Развивающая предметно–пространственная среда Участники образовательных отношений ИОС

Слайд 7

Возможности использования информационно-образовательной среды в образовательном процессе Проектная деятельность в образовательном процессе . Одной из технологий формирования ключевых компетентностей является метод проектов, при котором дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Здоровье сбережение в образовании Внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс Дистанционное обучение в образовании Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых педагогам, воспитанникам и их родителям (законным представителям) на расстоянии посредством компьютерной связи.

Слайд 8

Информационно-образовательная среда ЦРР – детский сад № 30 включает в себя: Це нтры детской деятельности (различные виды театров, уголки ряженья, центры развития моторики, центр познания, центр научных открытий и другие )

Слайд 9

Продукты совместной деятельности детей и взрослых М ини-музеи (например, «История пуговицы», «Моя любимая игрушка», «Музей русской сказки», «Аллея славы» (к 70 – летию Великой Победы); семейные уголки (фотографии, семейные альбомы), стенгазеты.

Слайд 10

ВЫВОД: Информационно-образовательная среда постоянно меняется в зависимости от событий в дошкольной организации. То есть активизация среды осуществляется в соответствии с событийным принципом. Грамотно организованная информационно-образовательная среда позволяет неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку исследовать и познавать мир, открывать что-то новое, способствует полноценному проживанию ребёнком дошкольного детства, помогает конструктивному общению и взаимодействию со взрослыми для достижения общего результата.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник

Создание творческой среды для развития способностей учащихся

С.В. Витулева, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 32» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Одаренность человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли

и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский .

В условиях происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети» (1996), «Национальной доктрине образования РФ» (2000), «Концепции модернизации образования до 2010 года»,  инициативе Д.А. Медведева «Наша новая школа» 2009г. Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

К числу наиболее распространенных в современной психологии моделей одаренности детей относится концепция одаренности Джозефа Рензулли [1]. Одаренность, в его понимании, — сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности (творческости) и мотивации (настойчивости).

С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи склоняются к мысли, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую творческость, как считалось ранее, а мотивацию.

 Так, например, некоторые ученые отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.

В практике своей работы я не встречала ярких проявлений одаренности детей, однако надо помнить о том, что одаренность может быть скрытой, потенциальной  или отдаленной по времени.

По мнению известного методиста, автора программы «Исследовательская деятельность младших школьников»  А.И. Савенкова, наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, “общая способность” все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

Работу с  одаренными   детьми  следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Читайте также:  Развитие ребенка в познании окружающего мира происходит

Поэтому главнейшей целью обучения и воспитания   в начальной школе является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.

 Учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена должны  продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

Создание особой среды, способствующей поддержанию и развитию индивидуальности ребенка и развитии его талантов,  –  в этом я вижу главную задачу учителя, работающего с младшими школьниками.

Вот уже 7-й год я работаю в системе класс-группа. Все ученики моего класса посещают группу продленного дня, что позволяет мне использовать школьную среду для  всестороннего развития способностей детей.

Каковы основные направления по созданию оптимальных условий для развития детей?

  1. Организация учебного процесса:
  • выбор УМК «Гармония»

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Концепция курса – целенаправленное развитие мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания.        

  • Методы  обучения, способствующие развитию познавательных способностей и личностных качеств  –   проблемные, поисковые, исследовательские, проектные в сочетании с формами самостоятельной индивидуальной и групповой работы;
  • работа с различными источниками информации;
  • выставка творческих работ;
  • участие детей в олимпиадах, конкурсах,  мероприятиях в рамках предметных  декад и тематических периодов;

Ежегодно мои ученики становились победителями и призерами районных олимпиад и конкурсов по математике и русскому языку.

  1. Внеурочная деятельность

Своей главной задачей в организации внеурочной работы я вижу создание условий для развития разных способностей детей. Так для развития познавательных, интеллектуальных способностей проводятся занятия в кружке «Я – исследователь»; кружке  по решению логических задач «Логик»; кружке «Формирование пространственного мышления младших школьников»

Условия  для проявления творческих и интеллектуальных способностей детей  создают для учеников ситуации успеха через различные формы деятельности.

Приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса в настоящее время становится духовно-нравственное  воспитание учащихся.

В рабочей концепции одаренности говорится: «…Без нравственности талант не имеет ни ценности, ни смысла. Опасность “злого гения” в его направленности.

Одна из приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью – развитие духовно-нравственных основ личности ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь…)»3

В своей работе по организации учебно-воспитательного процесса я опираюсь на   использование богатств русской культуры. Это позволяет сформировать у обучающихся положительную мотивацию в выборе духовных ценностей.

Созданная мною комплексно-целевая программа  «Я и мой народ», (см. Приложение 1) направленная на формирование личности младшего школьника, на его духовно-нравственное развитие через использование этнокультурных технологий, позволяет не только работать по какому-то определённому направлению, а создаёт условия для развития  личности  ребёнка через воспитательную систему класса. Система работы, направленная на духовно-нравственное становление личности  каждого ученика прослеживается во всех направлениях: в учебной деятельности, в неаудиторной занятости, во внеклассной работе и в дополнительном  образовании.

После уроков во второй половине дня  дети посещают занятия кружка «Народоведение», занимаются оздоровительной работой, изучая подвижные народные игры, а также получают второе дополнительное образование в музыкальной школе на фольклорном отделении.

Ведущим  методом является метод совместных проектов, осуществляемых коллективом класса и преподавателями детской школы искусств. Эти проекты позволяют познакомить и других учащихся нашей школы с народными традициями, обрядами, праздниками.

Программа предполагает развитие и социокультурной компетентности –  используются различные формы работы с социумом: участие в социально-значимых акциях (выступление  перед ветеранами на заводе ЖБК-3, в реабилитационном центре «Ударник»), просветительская работа среди сверстников и др.

Занятия фольклорным творчеством развивают музыкальные, эстетические, коммуникативные способности детей, а ситуация успеха мотивирует их к более серьезному отношению к данной деятельности.

В 2009, 2011 г. ансамбль «Славяне» стал лауреатом II степени в V, VI Районных конкурсах фольклорных коллективов «Песельная артель»

В 2011 г ансамбль стал лауреатом  II степени  на III Всероссийском фестивале-конкурсе исполнителей народной песни в г. Волгограде.

В ноябре 2011 г. ансамбль стал лауреатом  III степени Международного детского и юношеского конкурса-фестиваля «Волга в сердце впадает мое»

В 2010 г. солист ансамбля Калашников Ярослав стал лауреатом II степени в  IV Районном конкурсе сольного народного пения «Льётся песня над Волгой» и лауреатом II степени областного фестиваля-конкурса исполнителей народной песни им. Л.Л. Христиансена.

В 2011 г. солист ансамбля Витулев Арсений стал лауреатом I степени международного детского и юношеского конкурса-фестиваля «Волга в сердце впадает мое», Семенов Анатолий и Калашников Ярослав стали дипломантами этого конкурса.

Среди моих выпускников начальной школы есть учащиеся,  для кого занятия  музыкальным творчеством позволили сделать выбор будущей профессии (Калашников Ярослав, Васильева Ксения собираются поступать в музыкальное училище). А ведь для педагога, едва  ли не самое важное – помочь ребенку реализовать свои способности,  найти свое место в жизни

В завершении мне бы хотелось обратиться к словам А.И. Савенкова.  Он говорил, что «творческие способности – безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: “Талант всегда пробьется”, “Талант не пропьешь”. Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике – или развивается, или угасает»

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В. А. Сухомлинский

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

2.Богоявленская Д.Б. /ред. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.

3. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.

4. https://www.odardeti.ru/static.php?mode=library1    сайт Федеральной целевой программы “Дети России” подпрограмма «Одаренные дети»

Приложение 1

Воспитательная модель в классе с этнокультурным компонентом

Комплексно-целевая программа «Я и мой народ»

Цель: приобщение детей к русской традиционной  культуре, углубленное изучение родного языка, сохранение отечественного духовного  наследия.

Этнокультурные технологии на уроках

Кружок «Народоведение»

Дополнительное образование на фольклорном отделении ДШИ № 3

Посещение музеев, концертов

Работа с родителями

Работа с социумом

Творческая деятельность

Организация народных праздников

Социально-значимые акции

Волонтерская деятельность

Концерты

Праздники народного календаря

Ярмарки

Выставки работ совместного творчества родителей и детей

Выставки детского творчества

Читайте также:  Влияние депривации на развитие ребенка первого года жизни

Источник

МБОУ – Первомайская СОШ

Клинцовского района Брянской области

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

«Создание образовательной среды

по развитию творческих

возможностей ребенка»

Подготовила:

Монако Наталья Анатольевна

заместитель директора

по воспитательной работе

МБОУ – Первомайская СОШ

-2013-

МБОУ – Первомайская средняя общеобразовательная школарасположена в трёх километрах от г. Клинцы в поселке Первое мая. Количество жителей в поселке составляет 1200 человек. Школа размещается в типовом здании 1989 года постройки. Обучается в ней 217 учащихся и 101 ребёнок воспитывается в дошкольном отделении.

В школе имеется столовая на 80 посадочных мест, компьютерный класс, информационный зал, оснащённый 11 ноутбуками с выходом в Интернет, актовый зал на 100 посадочных мест, комбинированная мастерская, учебные кабинеты, музейная комната, уголок живой природы. Наша школа является опорной для общеобразовательных школ района по темам, связанным с обновлением содержания и форм организации образовательного процесса. На ее базе регулярно проходят семинары, смотры, конкурсы, выставки, районные спортивные соревнования, районные секции для директоров, заместителей директоров, вожатых, учителей – предметников. На базе Первомайской школы проводятся турниры им. М.В. Ломоносова, предметные олимпиады школьников, ГИА и ЕГЭ выпускников.
Коллектив учителей и учащихся добивается хороших результатов. В 2010, 2011, 2012 годах школа признана победителем среди образовательных учреждений района и удостоена премии главы Клинцовского района. В 2011 году школа включена в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России».
Для учеников наша школа не только место учебы, но и досуга, отдыха, общения, встреч с друзьями. Поэтому одной из главных задач заместителя директора по воспитательной работе является создание комфортной, доброжелательной обстановки для всех участников воспитательного процесса.

Профессия педагога привлекала меня с детства, я всегда считала, что учителя – люди удивительные, обладающие невероятным количеством знаний и потрясающими качествами, главное из которых – умение уважать в другом человеке личность. Учитель – не просто профессия – это образ жизни, и я убеждаюсь в этом с каждым днём всё больше и больше. В 2004 году я пришла на работу в родную Первомайскую школу и поняла, что работа в школе дарит уникальную возможность реализовывать свои творческие идеи, использовать свои таланты и постоянно совершенствоваться, чтобы способствовать росту и развитию ребят, стать для них учителем, другом, наставником.

Основная цель школы сегодня – это создание образовательной среды, обеспечивающей саморазвитие каждого ученика. Такая среда призвана способствовать тому, чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самопознания с учётом своих психологических особенностей. Жизнь ставит новые задачи, меняет приоритеты в деятельности педагогов.

Проблема развития творческих возможностей ребёнка становится в наше время всё более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Постоянно изменяющийся окружающий мир требует не только высокой активности человека, но и его способности к нестандартному действию. Работа нашей школы направлена на реализацию принципов обновления содержания образования и воспитания, которые должны обеспечить достижение результатов, соответствующих современным социальным ожиданиям.

Формирование и развитие творческого потенциала учащихся неотделимо от образовательного и воспитательного процесса в целом и невозможно без создания творческой среды в школе, которая способствует развитию творческих способностей.

Новая образовательная модель предполагает новое содержание и новые технологии обучения, воспитания и развития. Изменение новых технологий привело к изменению в организации образовательной деятельности. Появились «места», где происходит моделирование детско-взрослой образовательной деятельности, выявление детской одарённости и сопровождение развития ребёнка. К таким «местам» в нашей школе можно отнести:

уроки нового типа (урок – презентация, урок – защита образовательного проекта, урок – конференция, урок – самопрезентация и др.)

литературная гостиная (традиционное мероприятие, посвященное знаменательным датам в истории русской культуры)

тематические встречи с интересными людьми (презентация детской одаренности: с начинающими поэтами и прозаиками)

публичная защита знаний (в 4,7,10 классах)

участие в конкурсах, олимпиадах

предметные недели

индивидуальная работа с одарёнными детьми.

Образовательное пространство школы построено таким образом, что ребёнок и педагог, попадающие сюда, становятся вовлечены в продуктивную деятельность. Образовательная программа школы позволяет не только реализовывать государственные стандарты, но и предполагает развитие каждого ребёнка, выявление и поддержку одарённых детей. Культурная среда становится фактором развития всех участников образовательного процесса.

Творчество – это всегда исследование. Человек, исследуя, познаёт окружающий мир. Поисковая творческая деятельность создаёт все материальные и духовные ценности. В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью. Система творческого воспитания строится в нашей школе на свободе творчества школьников.

Третьим условием, обеспечивающим возможность развития одарённости, является творческая образовательная среда. Учебно – воспитательный процесс в нашей школе организован с использованием современных педагогических технологий. Мы стремимся использовать каждую возможность для участия одарённых учащихся в олимпиадах, творческих конкурсах разного уровня. Наши учащиеся являются победителями турнира им. М.В. Ломоносова, районных предметных олимпиад, исследовательских и творческих работ.

В школе работают кружки по интересам, где наши школьники развивают свои творческие способности: «Непоседы», «Родное слово», «Перезвон», «Рукодельница», «Театральная студия», «Купаленка», «Ритмика», «Юные информатики», «Краеведение», «Спортивная секция», «Занимательный русский язык», «Развитие познавательных способностей».

Дополнительное образование позволяет реализовать индивидуальные интересы одарённых учащихся, которые невозможно реализовать в рамках традиционных учебных предметов. Помня слова Сократа, что «ребёнок не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь», мы стараемся разнообразить внеклассную работу в школе. Ведь энергия детства неисчерпаема, надо лишь уметь направить её в нужное русло. Только искренность в каждый момент общения и кропотливый труд помогают проложить тропинку к детским душам.

Сама я веду кружок фольклора «Купаленка» и вокальный «Перезвон». Занимаются у меня 40 человек. В кружке «Купаленка» мы изучаем устное народное творчество. Оно сохраняет в своей основе мифопоэтическое чувство мира. Поэтому его невозможно рассматривать отдельно, вне связи с другими видами народного искусства (музыкальным фольклором, декоративно – прикладным) и тем более отдавать предпочтение какому- либо жанру устного народного творчества. Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских народных сказках, пословицах и поговорках. Они через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Фольклорный ансамбль был сформирован из учащихся младших и средних классов. Дети 7-8 лет с удовольствием воспринимают запевки, прибаутки, потешки, которые я всегда стараюсь преподносить в игровых ситуациях, создающих необходимый эмоциональный настрой.

В репертуар ансамбля я беру доступные народные песни, характерные для нашего региона, а также авторские сочинения, воплощающие в себя
яркие народные традиции.

Д ля формирования необходимых певческих навыков в практике применяю различные упражнения, помогающие достичь звонкого пения в народной манере. Активное пение не должно переходить в формирование звука, так как оно не имеет ничего общего с народными певческими традициями.

Моя вокальная группа «Перезвон» – лауреат районного и областного конкурса «Я вхожу в мир искусств», финалист областного конкурса солдатской песни.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка на дому

Ещё я руковожу школьной агитбригадой «Ровесник». Мы выступаем во всех школах Клинцовского района, на районной конференции, на областном конкурсе агитбригад стали финалистами.

В танцевальном кружке (руководитель Влащенко С.М.) особое внимание уделяется выработке чувства ритма, грации в движениях, школьников учат владеть выразительными средствами танца, развивают их художественный вкус. Руководитель кружка требует от учащихся красивой выправки, стройной походки, ловкости, гибкости, ибо эти внешние качества в сочетании с физической силой, делают школьника эстетически привлекательным.

В кружке «Родное слово» занимаются ребята, которые любят читать литературные произведения разных жанров. В кружке повышается культура, выразительность речи школьников, вырабатываются навыки художественного чтения.

Ребята активно участвуют в общешкольных и районных конкурсах стихов, прозы «Живая классика».

Любители музыки посещают занятия в музыкальной школе, филиал которой работает на базе нашей школы. Школьники учатся играть на пианино и аккордеоне.

Работают в школе и спортивные секции «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Шашки», руководят которыми учителя физкультуры Шаховский А.Г. и Погосова И.В. Результат их работы – победы на районных и зональных соревнованиях.

А учащийся 10 класса Попов Алексей стал призёром всероссийских соревнований по самбо.

Для учащихся 5-6 классов работает кружок «Безопасное колесо», руководит которым преподаватель ОБЖ Погосова И.В. Образовательное пространство школы позволяет проводить занятия в полном объеме. В нашей школе есть автогородок, есть велосипеды, имеются методические пособия. Наши ребята успешно и с удовольствием выступают на районных соревнованиях.

В кружке «Рукодельница» (руководитель Носовец Н.Н.) развивают свои способности девочки 5-6 классов. Своё творчество юные кружковцы демонстрируют на выставках, районных конкурсах «Зеркало природы», «Волшебство детских рук», «Новогодний сундучок» и др.

С введением ФГОС в начальной школе младшие школьники под руководством учителей Цыбульниковой Т.В., Безруковой Т.В. учатся проектировать и оформлять проектный материал на кружках «Юные информики» и «Развитие познавательных способностей».

В кружке «Ритмика» ребята начальных классов развивают свои физические возможности.

Образовательное пространство нашей школы для проведения занятий по развитию творческих способностей школьников представлено различными местами:

– спортивный зал

– актовый зал

-музыкальный зал

– компьютерный класс (с выходом в Интернет)

– конференц-зал (рассчитан на 20 человек, оснащен интерактивной доской, проектором, 11 ноутбуками с выходом в Интернет)

– библиотека.

Таким образом, в школе организовано образовательное пространство, где главной целью деятельности является развитие индивидуального потенциала детей.

Целью деятельности становится:

создание условий для самореализации учащихся, удовлетворение их образовательных возможностей и потребностей;

формирование пространства, где стало б возможным проявление разных форм творческой деятельности.

Образовательная программа предусматривают организацию продуктивных взаимодействий в образовательном сообществе как фактор творческого развития и успешной социализации учащихся. Среда творческого созвучия — идеальный результат согласованной деятельности образовательного сообщества. Это среда, которая всеми своими измерениями поддерживает успешную социализацию каждого ребенка в процессе творческого развития и саморазвития его личности. Это среда школьной жизни, насыщенной интересными общими делами, событиями и творческим общением. Это среда культурной творческой традиции, развиваемой в поколениях учащихся и педагогов. В этом смысле успешная социализация означает не только овладение школьником ключевыми социальными компетенциями, его подготовку к осознанному выбору поприща.

Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания
является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом.
Педагогическая наука рассматривает влияние образования на
творческое развитие личности как одну из центральных проблем. Еще К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский и другие педагоги отмечали важность единства обучения и воспитания в образовательном процессе с учетом интересов, способностей, возможностей и потребностей ребенка.
Одной из приоритетных задач педагогической науки в настоящее время
является изучение качественно новых отношений между личностью и обществом, поиск наиболее оптимальных путей воспитания, обучения, творческого развития детей.

В системе непрерывного образования в последнее время особое место принадлежит дополнительному образованию, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободой смены вида деятельности. Именно дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные запросы детей, помочь снизить негативные последствия незанятости детей во внеурочное время, рост преступности, бродяжничества, усилить внимание к социально обездоленным детям.

С этой целью мы заключили договора о сотрудничестве со следующими учреждениями социума:

Центр психолого-медико-социального сопровождения

Первомайская поселенческая библиотека Клинцовского района

Первомайский поселенческий Дом культуры Клинцовского района

МОУ ДОД – Станция юных техников г. Клинцы

Музыкальная школа им. Е.Беляева

МОУ ДОД «Детско – юношеская спортивная школа им. В.И.Шкурного»

МБОУ ДОД «Детская художественная школа г. Клинцы»

ГОУ ДОД по физической культуре и спорту «Детско – юношеская спортивная школа «Луч» г. Клинцы»

Учреждения дополнительного образования, предоставляя ребенку возможность активного участия в различных видах деятельности, открывая ему простор для выполнения различных социальных ролей, включая его в многообразные отношения с окружающим миром, могут и должны стать полноценными факторами реализации детских интересов.
В-третьих, учреждения дополнительного образования, располагая
квалифицированными кадрами и материальной базой, способны не только удовлетворять, но и развивать потребности и интересы ребенка.

Психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса – неотъемлемая составляющая работы с одарёнными учащимися. Мы уделяем большое внимание психологической диагностике интересов и склонностей учащихся, особенностей мышления и эмоционально – личностной сферы. Мы работаем в тесном контакте с Центром психолого-медико-социального сопровождения.

Создание единого информационного пространства обеспечивает возможность учащимся оперативно использовать современные средства коммуникации в работе над учебным проектом, для получения интересующей их дополнительной информации.
Управление развитием детской одарённости в условиях школы нами понимается как регулирование состояния системы работы с одарёнными школьниками в целях получения желаемого результата в их обучении, воспитании и развитии.
Модель управления развитием детской одарённости включает четыре блока:
1. Управленческая деятельность школьной администрации по развитию детской одарённости.
2. Содержание деятельности педагогического коллектива по развитию детской одарённости в масштабе школы.

З. Развитие интеллектуальной одарённости учащихся в учебном процессе.
4. Внеклассная работа со школьниками.

Опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения и воспитания. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в школе, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально – технической базы учреждения. Современные технологии совершенствуют образовательный процесс школы и способствуют развитию творческих способностей детей.

А учитель должен направлять чувства и ум ученика на хорошее, помогать развернуться его творческим способностям. Организуя учебно – воспитательный процесс, надо стремиться развить творческие способности у каждого ребёнка; не далёк тот день, когда будущее планеты окажется в руках наших детей. От того, какие ценности они будут исповедовать, зависит собственная жизнь, благополучие и мир Родины, будущее нашей планеты.

15

Источник