Создание микроклимата в семье для успешного развития ребенка

Создание микроклимата в семье для успешного развития ребенка thumbnail

Конспект родительского собрания  № 2    в 1 «г» классе

План

1. Роль микроклимата в семье  для успешного обучения ребёнка.

2. « Как помочь стать ребёнку внимательным.»

Цели:

1) Познакомить родителей с факторами, влияющими на успешность обучения- микроклиматом в семье,

2)   Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания. Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания

Ход собрания.

  Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей.  

1.  Микроклимат – (в словаре Ожегова) –  Обстановка, взаимоотношения в небольшом коллективе, в семье.

Микроклимат – (в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия»)- создание зоны комфорта.  

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

  • демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);
  • социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
  • социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
  • технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное — затормаживается.

  Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности.

Однако проблема успешного обучения учащихся тесно связаны с тем, какая общая атмосфера в семье, как складываются отношения учащихся с их родителями.  

Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Наибольшее значение для формирования личности имеет морально-психологический климат семьи, который определяет и опосредует все другие факторы.  

     2. Успехи ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят не только от микроклимата в семье, но и  от сформированности быть внимательным.

Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

Жил человек рассеянный

На улице  Бассейной.

Сел он  утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось, это брюки…

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки….

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

 Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не  нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию  психической деятельности и выполняет внимание.

Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.

Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются  неблагоприятные условия.

Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.

Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.

Одной из главных проблем  начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.

Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это  может привести к несформированности произвольного внимания и в последствии к проблемам в учебной деятельности.

Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его мама и папа.

К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них мы предлагаем познакомиться на нашем родительском собрании.

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Игра « Повтори быстро»

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка».

– Ну, начали! Повторите – «стол».

Играющие говорят: «Стол».

– Повторите – «окно».

Играющие говорят: «Окно».

– Скажите- «улица».Быстро- «кошка» и т.д.

Игра «Не собьюсь».

По сигналу играющий начинает счет до 20. Числа содержащие 2   называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Условия игры можно менять,  

-Для развития произвольного внимания можно предложить ребенку расшифровать слова:

АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, ТЕЛОМАС, АНИШАМ.

-Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой слова:

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГА

РУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО.

-Ребенку предлагается расставить числа в порядке возрастания:

5, 8, 1,6,4, 12, 7, 2,8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18,11, 16, 8, 13, 6, 19, 15, 17, 12, 14, 4, 19,

      3.Классный руководитель раздает памятки по развитию внимания и комментирует их.  

    4. В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:

  • помогите вашим детям стать внимательными;
  • приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти  упражнения и игры,  способствующие развитию внимания;
  • играйте вместе с детьми в различные игры, не забывайте о спортивных и подвижных играх;
  • учите детей быть наблюдательными.

 Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей.  И помните  Вся семья вместе, так и душа на месте 

Источник

          Родительское
собрание на тему:

«
Создание микроклимата в семье для

успешного
развития ребенка»

   Провела учитель начальных классов:
Китаова А.А.

Родительское собрание «Создание
микроклимата в семье для успешного развития ребенка».

Цели:
– формирование устойчивых взаимоотношений в коллективе обучающихся и
их родителей;
– установление дружественных отношений сотрудничества через совместную
деятельность классного руководителя, обучающихся и родителей;

Все начинается с семьи. Здесь закладываются
основы нравственности, здесь мы приобретаем опыт поведения в обществе, здесь
закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение. Наша жизнь не
всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые
испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему
люди. Любовь – одна из главных составляющих семейного счастья.

Семья – колыбель духовного рождения
человека. “Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная чистота матери и отца” (В.А.
Сухомлинский). Счастье – это тогда, когда тебя понимают.

Родителям
важно понять, что с появлением ребенка они должны перестроить свои отношения,
научиться взаимодействовать уже в новом качестве – отца и матери. И первое, что
им нельзя забывать: самое важное сейчас – сохранить и преумножить свою любовь и
чувства, ведь самое главное для их ребенка – расти в семье, где родители по-
настоящему любят друг друга.

Но самый главный мотив рождения детей должен быть только один –
любовь к детям.
Да, любовь является главным фактором в воспитании детей, но здесь есть одно но.
Любовь должна быть правильной и разумной. Ведь очень многие родители, а также
бабушки и дедушки понимают любовь как потакание всем желаниям любимого чада.
Любовь к детям предполагает не только забот, нежность и ласку, но и строгость –
мы в ответе за них. Тот, кто балует, излишне опекает ребенка; если и любит его,
то слепой любовью, ведь избалованные дети оказываются совершенно не готовы к
вступлению во взрослую жизнь. В будущем они не смогут взять на себя
ответственность за жену и детей, не смогут принимать решений. Воспитывая
ребенка, мы всегда сталкиваемся с проблемами.
Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и
правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек
и дедушек объединяет система отношений: между старшими и младшими детьми, между
детьми и родителями и т.д. Эти отношения определяют психологический климат
семьи.

Добрая атмосфера в семье складывается
прежде всего из чего?

1.             
Необходимо разговаривать с ребенком;

2.     Говорить
о своей любви.

3.     Доверять
ребенку.

4.     Не
сравнивать его с другими детьми.

5.     Развивать
чувство собственного достоинства.

6.     Использовать
свой авторитет.

7.     Если
возникают проблемы и разногласия в семье – обращаться к специалисту.

Семья – одно из немногих мест, где ребенок
может почувствовать себя личностью. Младшему школьнику и подростку и старшему
возрасту необходимо: поддержка, одобрение, понимание, любовь, ваша улыбка и
забота, нежность, ваше тепло чувств и эмоций, похвала.

Все, наверное, согласятся, что
бесконфликтных семей нет. Но в одних семьях конфликты не только решаются
благополучно, не причиняя вреда детям, но и содействуют укреплению
взаимопонимания. В других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой
не может быть победителя.

«Конфликт — это опасение хотя бы одной
стороны, что ее интересы нарушаются, ущемляются, игнорируется другой стороной»
(У. Линкольн)

Попробуем сформулировать
некоторые причины конфликтов. Каковы они?

(ответы):

1.     Непонимание
друг друга и нежелание пойти на компромисс;

2.     Чрезмерная
забота родителей о ребёнке, когда родители придерживаются следующего правила:
дети созданы для радости (в результате в семье вырастает маленький, а затем
большой деспот, привыкший только получать и ничего не давать взамен);

3.     Разногласия
между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходиться маневрировать
между требованиями отца и матери;

В связи с
этим, существует несколько видов семей, по стилям воспитания:

Демократические
родители — инициативные, добрые дети.

Родители любят и понимают детей, часто
хвалят, а за промахи, как правило, не наказывают, объясняют, почему так делать
не следует. На капризы реагируют спокойно, твёрдо отказываются им подчиняться.
В результате дети вырастают любознательными, уверенными в себе, контактными и
обладающими чувством собственного достоинства.

Либеральные родители — импульсивные, агрессивные дети. 
Родители почти не контролируют детей, разрешая им делать всё, что захочется, в
том числе не обращая внимания на агрессивное поведение. В результате оно
становится неуправляемым.

Авторитарные родители — раздражительные, конфликтные дети.
Родители устанавливают жёсткий контроль за поведением детей, считая, что они
должны во всём подчиняться их воле. В качестве методов воспитания чаще всего
используют наказание, а также запугивание, угрозы. Дети отличаются угрюмостью,
часто бывают тревожны, а потому несчастны.

           Дети в таких семьях,
ведут себя по-разному:

1.     Кумир
семьи – Твердая вера в свою исключительность. 
Капризный, своевольный эгоист.
Родители освобождают ребенка от всех обязанностей.

2.     Гиперопека:
Лишен самостоятельности. 
Привык повиноваться и следовать советам взрослых.
Родители контролируют его во всём.
Часто гиперопека приводит к бурной реакции протеста.

3.     Гипоопека:
Ребёнок предоставлен сам себе.
Его потребности никто не хочет удовлетворить. 
Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям. 
Со временем начинает ощущать себя неполноценным и это останется на всю жизнь.

4.     Воспитание
в культе болезни: Родители трясутся над ним, предупреждая все его
желания. 
Он, воспринимает всякую болезнь как свою привилегию.
Ждет от всех сочувствия и сострадания. 
Из таких детей вырастают приспособленцы и подхалимы.

Главное, чем любой родитель может повлиять
на своего ребенка, – это собственным примером. Как отрицательным, так и
положительным. Родители всю жизнь являются примером для детей, а в школьном
возрасте они составляют для него почти весь мир. Поэтому наша ответственность
перед детьми просто огромна. Рождение и воспитание ребенка – очень большой
стимул для родителей, чтобы начать работать над собой, бороться со своими
недостатками и вредными привычками.

Если мы не хотим, чтобы ребенок начал
курить, мы сами должны не курить. Говорить детям, что нельзя употреблять плохие
слова, а самим не гнушаться крепких выражений – это значит учить их лицемерию.
Они имеют полное право так выражаться, пока их родители не будут сами следить
за своей речью. И так во всем! И главное: учить ребенка духовной жизни можно
только личным примером.

Семейные скандалы родителей также
отражаются на детях. Родители должны прийти к взаимопониманию и согласию между
собой хотя бы ради своих детей. Ведь дети при создании собственной семьи будут
ориентироваться на родительские сценарии.

Так что, воспитывая ребенка, мы
воспитываем и самих себя. Будьте хорошим примером для своих детей. Развивайте в
них терпимость к окружающим. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители – пример ему». (Себастьян Брандт).

                               
Правила семейного воспитания:

1.     Если
ребенок сообщил Вам о своих неприятностях, не стоит хвататься за сердце,
кричать, плакать и обвинять его. Иначе в следующий раз Ваш ребенок как следует
подумает, прежде чем сказать правду. Ведь ему не нужны лишние проблемы, и он не
хочет стать причиной Ваших страданий

2.     Принимайте
ребенка таким, какой он есть, ведь он нуждается не в критике, а прежде всего –
в понимании и сочувствии.

3.     Выслушивайте
ребенка. Если человек умеет слушать, то видно, что ему интересно, он старается
понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего
ребенка, не вступая с ним в спор.

4.     Умейте
поставить себя на место своего ребенка. Подростку часто кажется, что с теми
проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался,
поэтому относитесь к его проблемам серьезно.

5.     Рассказывайте
своему ребенку о себе. Детям часто трудно представить, что Вы тоже были
молодыми. Не бойтесь говорить ребенку о своей молодости, о тех ошибках, которые
сами совершали. При этом помните: 
– такой разговор – не повод для поучительных историй («когда я был в твоем
возрасте…», «если бы мы жили так, как вы сейчас…» и т.д.); 
– не делайте из рассказа выводов-наставлений; («учись…», «пока мы живы –
добивайся успехов» и т.д.);
– рассказ должен быть «к месту», дабы не зависнуть в пространстве, не найдя
понимания.

6.     Старайтесь
обнаружить истинную проблему своего ребенка и, не разрушая его собственного
решения, попытайтесь помочь преодолеть трудную ситуацию самостоятельно.

7.     Не
предъявляйте ребенку завышенных требований. Идеальных детей не бывает. Иначе он
будет рассказывать только то, что хотят услышать родители.

                                              
Советы родителям:

1.     Главное
средство воспитания – пример родителей, их деятельность. Это заинтересованное
участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.

2.     Эффективным
способом сплочения семьи, установлением дружеских взаимоотношений является
проведение совместного досуга.

3.     Сделайте
жизнь ребенка интересной и многообразной. Уделяйте ему больше свободного
времени.

4.     Укрепляйте
в ребенке уверенность в собственных силах. Слушая ребенка, следите за его
мимикой и жестами, анализируйте их. Разговаривайте друг с другом.

5.     Не
старайтесь спрятать ребенка от трудностей. Обсуждайте с детьми свою жизнь,
считайтесь с их мнением в решении семейных проблем. Дети должны чувствовать
ответственность за все, что они совершают в жизни.

Исследования:
60-70 % проблем детей — это взаимоотношения в семье (с родителями, братьями,
сестрами, бабушками, дедушками). Наиболее часто встречающиеся проблемы:

«Нет контакта с мамой»
«родители часто кричат, ссорятся»
«очень жесткий контроль»,
«постоянные споры с братом, сестрой»
«у родителей нет времени поговорить со мной»
«родители ограничивают во всем»
«считают, что я должна учиться только на «5», никуда не пускают»
«говорят, что я не умная и «бездарность» и никаких шансов поступить куда-либо у
меня нет»
« Никогда не хвалят».

                                          
Лучше …

1.     Помогайте
детям ставить реальные цели, чтобы они могли достигать их.

2.     Оказывайте
поддержку.

3.     Научите
их рационально распределять свое время.

4.     Делитесь
ними своим жизненным опытом, рассказывайте детям историю семьи, чтобы они
чувствовал принадлежность к ней.

5.     Обсуждайте
возникшую проблему без обвинений в адрес ребенка.

6.     Избегайте
оскорбительных фраз, унижающих ребенка, это не усиливает вашу позицию, но
демонстрирует ваше бессилие.

7.     Любите
своего ребенка, ибо родительская любовь решает множество проблем.

Источник

Родительское собрание «Погода в доме или микроклимат в семье».

Продолжительность  мероприятия: 60 мин.

Участники собрания: классный руководитель, школьный психолог, родители обучающихся или лица, их заменяющие.

Тип мероприятия:  родительское собрание.

Цель: показать родителям важность сохранения здорового микроклимата семьи для формирования личности ребёнка.

Задачи:

1. Совместно с родителями обсудить значение семейного микроклимата в жизни и развитии ребенка.

2. Провести изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.

3. Продолжить формирование у родителей установок на сотрудничество со своими детьми.

4. Содействовать процессу активного участия родителей в личностном развитии ребенка.

Форма проведения собрания: информационно-аналитический лекторий с элементами практикума.

Ожидаемые результаты: родительское собрание поможет родителям осознать значимость взаимного сотрудничества семьи и школы.

Время проведения: вторая четверть.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, ручки, бумага для заметок, бланки для проведения теста, два рисунка «Идеальный ребенок», «Строим дом», рисунки детей «Наш дом», песни «Погода в доме», «Родительский дом».

Подготовительная работа к собранию:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания.

2. В течение четверти провести тестирование детей и родителей. Обработать результаты тестов.

3. Подготовить презентацию и оформление к собранию.

Структура собрания.

Этапы

Деятельность, способы, приемы

Продолжительность

Организационная часть

1.Вступительное слово учителя.

2. Мини-практикум «Идеальный ребенок».

3. Стихотворение

10 мин.

Основная часть

1.Лекция.

2. Тест. Методика «Типовое семейное состояние».

3. Результаты тестирования детей.

4. Советы.

35 мин.

Итог. Рефлексия

Рефлексия «Строим дом».

Заключительное слово учителя.

15 мин.

Содержание.

презентация
PPTX / 756.65 Кб

Звучит песня «Погода в доме» Лариса Долина

Учитель: Добрый день, дорогие родители! Я очень рада видеть вас. Говорят, если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Так давайте, и наше собрание начнем с хорошего настроения и улыбки.

Мини – практикум. Уважаемые родители, на столе у вас бумага для заметок и ручки. Я предлагаю вам продолжить предложение «Идеальный ребёнок – тот, который…» Подумайте и запишите свой ответ. Высказывают свое мнение. Учитель прикрепляет листочки с ответами на доску, к изображению ребенка.                                                                                                               

А теперь посмотрите, какой у нас получился замечательный портрет. Я уверена в том, что многие из вас в этот момент задумались, а что от портрета идеального ребёнка есть в моих собственных детях? Что необходимо сделать, чтобы воспитать доброго, честного, трудолюбивого, отзывчивого, здорового человека? Пути решения этой задачи, прежде всего, стоит искать внутри, в нас самих, в нашей семье.

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему!

Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб, пусть помнит,

Что с лихвой получит от них всё то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети: мы за дела свои в ответе!

И за слова… Легко толкнуть детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом.

Это строчки из стихотворения Себастьяна Бранта. Немецкий сатирик написал его еще в 15 веке. И хотя произведению уже несколько столетий, смысл и значение этих строк волнуют нас и в настоящее время. Я предлагаю вам подумать, и посмотреть какая атмосфера царит в вашем доме, как общаются между собой близкие люди? Может быть, в вашей семье все не так благополучно, как вам кажется? И может быть, что – то ещё можно изменить, а значит помочь своему ребенку?

Лекция «Микроклимат семьи».

Семья играет особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей. Для успешного воспитания и полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, то есть общий микроклимат. От него зависят и прочность семьи, и душевные качества ребенка, и даже наше долголетие. Такой микроклимат не создается сам собой: о нем нужно думать специально, думать основательно и постоянно. Микроклимат в семье, своеобразная атмосфера отношений, сложившихся между её членами. Что же лежит в основе благополучного семейного микроклимата? Попробуем в этом разобраться.

1. В основе семейного микроклимата лежат, прежде всего, отношения между супругами, иногда супругами и старшими членами семьи (бабушка, дедушка, тёща, свекровь и др.). Путь семьи – это путь компромиссов. Очень редко два человека подходят друг другу во всех отношениях, чаще всего приходиться сглаживать острые углы своего характера. Это нелегко, и многим просто не удается. Неспособность к взаимопониманию – бич современности. Большая часть разводов происходит именно потому, что люди не могут относиться друг к другу со вниманием и заботливостью. И не только не хотят, а именно не могут, не способны, так как их не научили ни в детстве, ни в юности, ни в зрелом возрасте. Не научили сопереживать, прислушиваться к чужому мнению, прощать. Все это заменяет эгоизм, расцветающий полным цветом, как только человека покидает любовь.

В одной школе девятиклассницы, перечисляя по степени важность мужские и женские качества, на первое место поставили уважение к женщине и на четырнадцатое – уважение к мужчине. Выбор мальчиков был соответственно таким же. Откуда же взяться крепкой семье, когда заранее свое «Я» ставится намного выше другого.

Семья похожа на музыкальное произведение, в котором каждый играет свою партию; надо лишь стараться, чтобы вышла гармония, а не требовать, чтобы играли только вашу мелодию. «Связать две жизни – вовсе не значит покончить с одной из них», – писал Ромен Роллан.

2. В семье должно быть спокойно и дружно – вот главное условие для воспитания ребенка. Такие качества супругов, как доброта, сострадание, терпимость, внимательность создают благоприятный фон для доброжелательных отношений в семье. И наоборот, высокомерие, злоба, нетерпимость и равнодушие становятся причиной различных семейных конфликтов. Ссоры, как правило, покоятся на столбе прежних обид и, в конце концов, они как любое повторяющееся действие, образует условный рефлекс, после чего достаточно толчка, чтобы она разгорелась. Так что, «не будите спящую собаку», как говорят англичане. К тому же гнев наш выражает чувства, а не истину; проходит время, и причина ссоры кажется пустой и никчемной. Поэтому не стоит выходить из себя только потому, что вам не сразу открыли дверь в дом, не так приготовили обед, не так погладили рубашку. Полезно знать от чего вы приходите в раздражительное состояние: от громкой музыки, от беспорядка в доме, от разговоров, от нехватки денег или вспышек на Солнце. Еще в древности считали, что кротостью можно успокоить печень и желудок. Возможно, они были правы, ведь болезни порой вызваны раздражительностью. Бороться со своим темпераментом трудно, но что делать, без этого не обойтись. Если для вас главное – счастье ребенка, можно и сдержать себя, можно и промолчать на замечания старших, помня, что всякая перепалка бессмысленна и вредна. Но для того чтобы сдерживать себя в угоду другому, нужна большая любовь или большая культура. Следует всегда помнить, что мы для ребенка камертон: как прозвучим мы, так он и откликнется. Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей. В одной притче говорится: «Сын схватил старенького отца и потащил на съедение к крокодилам. Внук побежал за ним. «Зачем?»- спросил отец. «Чтоб узнать дорогу, по которой тебя придется тащить…» Старшему поколению требуется, прежде всего, уважение, чтобы к ним относились с любовью, не грубили, вовремя сказали спасибо, поздравили с днем рождения. А молодые часто об этом забывают. А между тем, кто бегает по магазинам и варит обед на всю семью? Бабушки. Кто встречает и провожает внуков в школу? Бабушки.

2. Задача домашнего очага – снять отрицательные эмоции. В семье, которая испытывает житейские сложности, родители раздражены, и это раздражение, как волна, накрывает душу ребёнка. Закручивается некая пружина, и в какой-то момент раскручивается, ударяет. Этот удар может прийтись по отношению к сверстникам и по самим родителям – так ребёнок протестует против негатива, его окружающего. В семье должен быть обязательный перевес положительных эмоций над отрицательными. А эмоции столь тонкая вещь и так быстро и неуловимо изменяются, что лишь постоянное внимание к ним может создать устойчивый микроклимат. Моряки говорят: «Корабль перевернулся оттого, что спички лежали не на том борту». Так что следите внимательно за качкой своего семейного корабля, ненароком можно и перевернуться…

3. Если жизнь бедна впечатлениями, то наступает скука, которая часто и является основной причиной ссор. Однообразие убивает душу, разнообразие оживляет и обогащает её. И это даже не психологическая особенность человека, а физиологическая, то есть такая, с которой бороться невозможно. Многие, выйдя замуж или женившись, бросают любимые увлечения целиком посвящают себя семье. Не стоит этого делать. Ведь вскоре вы поймете, что все ваши жертвы напрасны. Каждый должен жить богатой, разнообразной общественной жизнью (разумеется, всё в меру), и только соединив эту жизнь (а, не обрезав её) с любовью, можно надеяться на счастье.

4. Снижает вероятность ссор и правильная организация жизни в семье. Дома, как и на работе, должна быть научная организация труда. Домашние дела, например, должны быть распределены не только в соответствии с занятостью, но и с желаниями и склонностями каждого члена семьи. Иной мужчина лучше 10 раз картошку почистит, чем в магазин за продуктами сходит. Но все объективные причины не имеют силы в семье с хорошим микроклиматом, всё зависит от нас. Доброжелательные отношения в семье в сочетании с уютом создают ту особую атмосферу, которая рождает чувство домашнего очага. Чтобы оно проявилось, нужно совместное усилие всех членов семьи, их коллективный душевный и физический труд.

Мини – практикум.

Все ли благополучно в вашей семье? Возможно, что-то вас беспокоит и вызывает опасения? Я предлагаю вам выполнить небольшой тест. Он поможет определить уровень вашей напряженности и неудовлетворенности, а так же семейной тревожности. Помните, что излишняя тревожность не содействует успешному воспитанию детей. Тест №1. Методика «Типовое семейное состояние». Изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений. (Приложение)

Мини – дискуссия.

Обсуждение результатов тестирования родителей и детей. Тест №1, №2, №3, №4 (Приложение).

Советы родителям.

Способы улучшения эмоционального микроклимата в семье.

1. От родителей не должна исходить агрессия. Провожая ребенка в школу, смотрите на него с любовью. Вечером перед сном проявляйте к ребенку безусловную любовь. Ухаживайте за ребенком во время его болезни.

2. Применяйте следующие принципы в общении с ребенком: контакт «глаза в глаза»; пристальное внимание; физический контакт; активное слушание. Никогда не упрекайте ребенка.

3. Придумайте совместно занятие для всех членов семьи. Пусть это будет обычный просмотр фильма или поездка на катамаране, да пусть даже поход в магазин. Главное, чтобы вы были на позитивной волне, и вам нравилось, то, что вы делаете вместе.

Рефлексия. «Строим дом». Строительство дома из основных понятий.

Дом, родительский дом… Как только к слову «дом» добавят местоимения – мой, наш, свой – это слово воспринимается уже совсем по-другому. Ты вдруг начинаешь, понимать, что это не просто стены и крыша, а отдельный, принадлежащий конкретной семье, мир. И этот мир создает не отдельный человек, а вся семья, причем день за днем, долгие годы. Это удивительное творчество, и оно делает нашу жизнь яркой и счастливой. Уважаемые родители, я предлагаю Вам построить дом, в котором детям будет комфортно, безопасно и радостно. Напишите на листочках бумаги, какой должна быть семейная атмосфера в доме, где все будут счастливы.

Рисунок на доске.

Создание микроклимата в семье для успешного развития ребенка

Тихо звучит песня «Родительский дом». Родительский Дом http //muz-vk.ru 

Родители пишут основные понятия, характеристики и прикрепляют листы к изображению дома на доске. Учитель показывает дом, который они построили.

А вот эти дома построили ваши дети. Так они представляют свою будущую семейную жизнь, такими они рисуют свои дома. Показ и обсуждение рисунков детей.

Рисунки детей.

Создание микроклимата в семье для успешного развития ребенка

Создание микроклимата в семье для успешного развития ребенка

Ну вот, построили мы дом,

Основу заложили в нём:

Любовь, радушье и добро.

В нём будет радостно, светло.

Наше собрание подошло к концу. В заключение я бы хотела сказать еще несколько слов. Уважаемые родители, вы не сможете повлиять на погоду за окном, а вот погода в вашем доме полностью зависит от стараний всех членов семьи. Мы учимся быть родителями точно так же, как когда-то учились читать и писать, как когда-то впервые, придя на свое рабочее место, познавали секреты профессионального мастерства. Поэтому в родительском труде, как во всяком другом возможны ошибки и сомнения. Но если вы умеете любить и прощать, ждать и терпеть, то временные неудачи в семье обязательно завершатся победой. Помните «Хорошее воспитание детей – это ваша счастливая старость. Плохое – это ваше горе, ваши слёзы». (А.С.Макаренко) Так что, уважаемые родители, хотите иметь хороших детей – будьте счастливы!

Приложение.

Тест№1

. Методика «Типовое семейное состояние». Цель. Изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений. Инструкция. Мысленно вернитесь в свою семью! Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете дом. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким (какой) вы чувствуете себя чаще всего? Отметьте на каждой шкале свое состояние. В каждом из вопросов будет предложен вариант оценки в баллах от 0 до 7. Баллы соответствуют степени выраженности качества на условной шкале. На одном полюсе этой шкалы — 0 баллов, соответствующий первому варианту ответа, на противоположном — 7 баллом, соответствующих второму варианту. Промежуточные баллы — для оценки, к какому варианту и в какой степени вы более склонны.

Бланк к методике «Типовое семейное состояние».

Состояние.

Шкала оценок.

Состояние.

Индекс.

Довольным

1

2

3

4

5

6

7

Недовольным

У

Спокойным

1

2

3

4

5

6

7

Встревоженным

Т

Расслабленным

1

2

3

4

5

6

7

Напряженным

Н

Радостным

1

2

3

4

5

6

7

Огорченным

У

Нужным

1

2

3

4

5

6

7

Лишним

Т

Отдохнувшим

1

2

3

4

5

6

7

Усталым

Н

Здоровым

1

2

3

4

5

6

7

Больным

У

Смелым

1

2

3

4

5

6

7

Робким

Т

Беззаботным

<