Создание единого пространства развития ребенка в доу

Единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ

“От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш”.

/В.А.Сухомлинский/

Федеральный закон “Об утверждении федеральной программы развития образования” обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на  задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.   Закон РФ “Об образовании” обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ “Об образовании” говорится: “Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте”.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад –  место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? 

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я рекомендую вести  по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка   начать работу желательно   с анкетирования “Сотрудничество детского сада и семьи”. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет вам  лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Предлагаю  разработать для себя критерий, который назвать “включенностью” родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий будет отражать количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение “Дня открытых дверей”; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее можно выделить для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволит выделить три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
   Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса приведет к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу “меня воспитывали так же”. 

   Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Вы можете сформулировать для себя  задачи по работе с родителями:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  5. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

   С этой целью можно  использовать  активные формы и методы работы с родителями:
– посещение семей воспитанников на дому;

общие и групповые родительские собрания; 

– консультации; 

– занятия с участием родителей;

– выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

– совместные экскурсии;

– Дни общения; 

– Дни добрых дел;

– Дни открытых дверей;

– участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

– оформление фотомонтажей;

– совместное создание предметно – развивающей среды; 

– утренние приветствия; 

– работа с родительским комитетом группы; 

– беседы с детьми и родителями;

– тренинги; 

– семинар – практикум;

– мастер-класс;

– родительские гостиные; 

– телефон Доверия; 

– почта Доверия; 

– семейный вернисаж.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка в 1 год 1 месяц

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание “Будем знакомы”  можно провести в нетрадиционной форме.  

Подобрать музыку, готовить пригласительные билеты, постараться создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начать собрание можно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра “Давайте познакомимся и, будем дружить”, объединит взрослых (все встанут в круг и расскажут немного о себе).   Минутка знакомства поможет снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно будет обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования будут способствовать созданию доверительной атмосферы, помогут родителям откровенно говорить о проблемах.

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.  К собраниям можно подготовить выставку детских работ или фотостенд, где использовать фотографии из семейных  альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Будет очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручат грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения: 

“Родители у нас – народ прекрасный, 

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только творчество и труд, 

Нам личность в будущем дадут”.

“Спасибо вам за труд большой, 

За все, что сделано с душой!

“В группе папа есть у нас, 

Он помощник просто класс.

Пилит, чинит и строгает, 

Во всем нам очень помогает”.

“Папы, мамы – молодцы! 

Во всем нам помогают.

Белят, красят и поют, 

И в игры играют”.

Родители станут активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Наглядно – информационное направление включает в себя: 
– родительские уголки,
– папки  – передвижки  “Здоровейка”, “По Совету всему свету”,
– семейный и групповые альбомы “Наша дружная семейка”, “Наша жизнь день за днем”,
“Воспитание со всех сторон”  
– библиотека – передвижка, 
– фотомонтажы “Из жизни группы”, “Мы – друзья природы”, “В кругу семьи”,
– фотовыставки “Моя бабушка  – лучше всех”, “Мама и я, счастливые   мгновения”

– “Папа, мама, я – дружная семья”,
– семейный вернисаж “Лучшая  семья моя”,  “Учись быть папой”,                     
– эмоциональный уголок “Я сегодня вот такой”, “Здравствуйте, я пришел”,
– копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, вам активизировать родителей   используйте, рубрики: “Чем и как занять ребенка дома”, “Спрашивали – отвечаем”, “Говорят дети”, “Носики – курносики”, “Вырастай-ка”, “”Благодарим”, “Это интересно”, “Поиграем”, “От всей души”, “Обратите внимание”, в которых помещайте практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями, на мой взгляд самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе можно провести:
– праздники “День Матери”, “А ну-ка бабушки”, “День рождения”, “Лучшая семья моя”, 
– развлечения “Семейные посиделки”, “День смеха”   
– “Все профессии нужны, все профессии важны” (встреча с интересным человеком), 
– спортивные досуги “Семья – здоровый образ жизни”, “День Взросления”  – вернисаж “В мире чувств и эмоций”, “Наши дочки и сыночки”,
– совместные проекты “Моя родословная”, “Моя семья”,   
– выпуск семейных газет “Я с бабушкой своею”, “Отдыхаем всей семьей”, “Чудо – чадо”, 
– празднование дней рождения (ежемесячно),
– выставки семейных коллекций, реликвий “Из бабушкиного сундучка”, ” Вот так наряд “, 
– спектакли “Теремок”, “Волк и семеро козлят”,
– совместные походы “В мир прекрасного”, 
– экскурсии “Мы – друзья природы”, “Защитим свою природу” .

Сценарии праздников и развлечений нужно разработать совместно с родителями.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей,   я предлагаю   определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам: 
– выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; 
– консультации для родителей; 
– составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей; 
– распределение ролей взрослых; 
– изготовление пригласительных билетов; 
– подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
– составление памятки – помощницы для родителей и для детей; 
– индивидуальные встречи и консультации; 
– изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей  в вопросах детско-родительских отношений. 
         

Источник

Создание единого пространства для обеспечения умственного и физического развития ребенка в условиях ДОУ и семьи. 

Семья- поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье,
Она для нас основа всех начал!
Е.А. Мухачева

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья как первый институт социализации оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности,  в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции.

Читайте также:  Рассчитать срок беременности и развитие ребенка

 Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без помощи специалистов. Анализ ученых исследований показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдаются социально- психологическая тревожность семьи, ухудшение состояние здоровья детей (физического и психического). Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требует совершенствования содержания, форм и методов работы с семьей, которые могли бы удовлетворить запросы родителей как в информационном, так и в организационном плане.

Детский сад– один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодалении негативных поступков и проявлений в поведении.

 Для решения перечисленных проблем необходима разработка такой модели функционирования детского сада как открытой системы, которая была бы направлена на снижение риска и пропедевтику семейного неблагополучия и социальной изоляции, включения семей в развивающее образовательное пространство, проектное и конкурсное движение. Корме того, в систему дошкольного образования могут быть внедрены циклы занятий в рамках проведения тренинга успешности родителей, клубных заседаний и др. в целом это положительно повлияет на развитие системы дошкольного образования, в частности, на удовлетворенность родителей результатами взаимодействия и партнерских взаимоотношений с педагогами  и специалистами детского сада.

   В последние годы практически в каждом нормативно-правовом или методическом документе активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей, психолого- педагогического просвещения родителей. В связи с обогащением науки новыми знаниями о развитии ребенка, о роли семьи в его личностном становлении, о феномене родительства и психологии его формирования и сопровождения проблема повышения психолого-педагогической культуры приобрела новое звучание и требует более глубокой комплексной разработки. Исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг  друга.

Анализ работы  воспитателей с родителями показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества имеются и существенные недостатки: воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; содержание мероприятий недостаточно дифференцированно; воспитатели при выборе форм сотрудничества не учитывают возможности, условия жизни конкретных семей и их интересы. Проблема существующих форм взаимодействия состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны ДОУ. Поэтому пересмотр информационной политики ДОУ должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъектной позиции родителей в управлении этим процессом.

Дошкольное учреждение обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, поэтому педагоги, при условии грамотного построения работы, могут оказать компетентную помощь родителям в воспитании детей. Интенсивное развитие наук и технологий, расширение образовательных запросов социума большое число неблагополучных семей требуют от современного воспитателя огромного багажа психолого-педагогических знаний, умения быть советчиком, консультантом помощником каждой конкретной семье. Разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально- педагогической системы детского сада. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. К сожалению, неоправданно продолжает сохранятся тенденция одностороннего взаимодействия педагогов с семьей. Недооценка ресурсов семьи, неумение ими грамотно «распорядиться «сдерживает переход как общественного, так и семейного воспитания из одного качественного состояния в другое.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной , гармонической личности.

 Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно- правовых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания»,  «Положения о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и других.

Так, в Законе  «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

 В соответствии с этим меняется и позиции дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи и воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения- не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

О необходимости создания крепкого союза школы и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей возможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».

 «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботится об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детских садах, привлечении их к этой работе» (Н.К. Крупская). Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет…на домашнее воспитание», по этому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «… В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности- огромная сила». Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Читайте также:  Принципы изучения семьи с ребенком с отклонением в развитии

В 50-70 г.г. изучались условия нравственного воспитания детей в семье (Л.Г. Загик, Т.А. Маркова, Л.К. Пелипенко, В..Я.  Титаренко), которые выявили зависимость уровня коллективисткой направленности поведения со сверстниками от его положения в семейном коллективе.

Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи  ДОУ с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и ее задачи.

В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей , которая является частью общей культуры.

 Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность , развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого- педагогических, физиолого- гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

В конце 90-х – начале 2000 года меняется позиция родителей: они становятся активными участниками процесса воспитания детей.  «Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей, родителей  в процессе развития детей.

Можно выделить и основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в работе с родителями:

1. Изучение семей детей;

2.Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;

3.Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

4. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Основным противоречием, возникающим, на наш взгляд, при реализации задач сотрудничества детского сада и семьи, является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. (Речь идет не о полном отказе от традиционных форм работы с родителями, а об адаптации их к современным условиям).

КАТЕГОРИИ СЕМЕЙ

     Из существенного множества типологий семей, мы выделяем четыре  категории, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: «замещающие профессиональные семьи» (модели: усыновление, приемная семья (опека и попечительство),  патронатное воспитание); семьи, находящиеся в социально- опасном положении; семьи « группы риска» (многодетные, малообеспеченные, неполные); молодая семья.

Патронатные семьи- эта форма устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданная при учреждении. Передача ребенка на воспитание в патронатную семью производится на основании договора. В договоре устанавливается срок, на который ребенок передаются в патронатную семью, права обязанности участников договора.

Приемные семье- как форма семейного устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, впервые на федеральном уровне получила официальное законодательное оформление в 1996 г. Отношения между взрослыми

(приемными родителями) и ребенком-сиротой оформляются в виде официального договора в органах опеки. В приемные семьи передаются дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не состоящие в отношениях родства с приемными родителями.

Опекаемые семьи-  при опеке и усыновлении необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально

Семьи, в которых находятся опекаемые дети

-выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей;

-участие в обследовании условий жизни и воспитания детей;

-контроль за здоровьем и оздоровлением детей;

-поддержка семьи опекунов;

-защита интересов опекаемых;

-законодательное просвещение.

Малообеспеченные семьи – семья, среднедушевой доход который ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующим субъекте Российской Федерации, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

Многодетные семьи –  под многодетной семьей принято понимать семье, имеющую тех и более детей.

-содействие   родителям   в   повышении   качества   выполнения   ими воспитательных функций;

-организация благотворительной помощи;

-рекомендации по организации семейного досуга;

-законодательное просвещение.

Неполные семьи-  семьи, в которых отсутствует один из родителей. В большинстве случаев образуется в результате развода родителей и рождения женщиной детей вне брака.

-оказание необходимой помощи в получении пособий;

-психолого-педагогическое консультирование;

-профилактика асоциально-аморального поведения;

-организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций;

-законодательное просвещение.

Семьи, находящиеся в социально-опасном положении –  семьи, имеющие официальный статус СОП по решению  специальной комиссии.

Семьи, с признаками социально-опасного положения –  семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. Семьи, в которых родители замечены в аморальном, противоправном образе жизни, воспитанием детей, как правило никто не занимается.

-изучение динамики развития проблемы семьи;

-общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;

-законодательное просвещение;

-разносторонняя помощь и поддержка детей в случае обострения проблемы;

-участие в рейдах по обследованию жилищно-бытовых условий семьи;

-экстренное привлечение органов охраны порядка и прав граждан в случае асоциально-аморального поведения родителей

Молодая семья-  возраст родителей до 30 лет или возраст семьи до 5 лет.

Источник