Создание благоприятных условий для развития ребенка в школе

Создание условий для развития личности ребёнка
                       в образовательном учреждении.
Выступление на форуме.         

          Мир, окружающий современного человека, чрезвычайно сложен и многообразен. И задача учителя – подготовить учащихся к целостному восприятию окружающего пространства как сложного, постоянно развивающегося природно-социального комплекса.

         Цель нашей работы направлена на формирование личности, овладевшей основами наук, включая знания и умения, которые дают ему возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в новых ситуациях. 
         Основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого школьника, подготовка учащихся к самостоятельному, творческому труду, развитие функциональной грамотности учащихся, совершенствование процесса обучения в целом. Образование – это достояние человека, средство его самореализации в жизни.
         Адаптация современного человека к рыночным отношениям напрямую связана с освоением нравственных ценностей, с гражданской позицией, трудолюбием, творчеством. Старшеклассник, готовясь к выбранной профессии, имеет знания, которые он получает на уроках, для того чтобы уверенней чувствовать себя в жизни. На уроках мы помогаем осознавать, что успех зависит не только от трудолюбия и творчества, но и от инициативности, профессиональной грамотности. С педагогической точки зрения важно, что модель, способствующая созиданию знаний, а не их получению в готовом виде, развивает духовный, интеллектуальный, нравственный, творческий потенциал учащихся. Это помогает им разобраться в социальных проблемах, выработать собственную точку зрения на важнейшие жизненные проблемы, найти свое место в жизни. Руководствуясь технологией личностно-ориентированного образования, воспитываем каждого ученика развитой самостоятельной личностью, ищущей свое место в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полноценной, осмысленной и творческой жизнью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.
  Анализируя нынешний этап развития школы, мы пытались ответить на 3 основных вопроса, сведя их сознательно к формулировкам в самом упрощенном и понятном виде: чего от нас хотят? Кто мы и что мы можем сделать? Как мы это будем делать? 
                   Ученики хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех, хотят получить качественное образование.
  В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который позволяет учителю:
• способствовать раскрытию в каждом ученике творческого потенциала, развитию его потребностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
• позволяет строить образовательный процесс в форме диалога.
  Отношения с учащимися строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества. На уроках создаём благожелательную творческую атмосферу, воспитывая в детях любовь к Родине, доброе и бережное отношение к окружающему миру, интеллигентность и порядочность в общении между людьми, постоянно обращаясь к субъектному опыту школьников, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности, признавая самобытность и уникальность каждого ученика. Морально-психологический климат на уроке – основа основ взаимопонимания, поэтому стремимся к тому, чтобы и оформление кабинетов вызывало положительные эмоции, деловой настрой.
  Используем такой вид работы, как сменяемость, что позволяет избежать перегрузки на уроках. Погружение даёт возможность как можно больше усвоить на уроке, учащимся со слабыми способностями усвоить и закрепить обязательный минимум, а учащимся с творческими способностями поработать с дополнительным материалом, расширить и углубить знания. 
  Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают у учащихся особый интерес: уроки путешествия, деловые игры, КВН, устные журналы,  экскурсии и другие, которые вносят разнообразие в учебную деятельность. В традиционные уроки вводим игровые моменты. Активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и потребностей, а не в ущерб их личностному развитию. 
  Внешкольная информация усиливает мотивацию учащихся при изучении предметов. Используя информацию средств массовой информации, решаем одну из сложнейших методических задач – обучение школьников выделению главного в тексте и отчленение его от «белого шума». Учащиеся не должны воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, им нужно понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее по заданным признакам, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки и вносить предложения по их исправлению. При этом воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать собственные аргументы «за» и «против». Используя медиаобразовательную технологию подготавливаем подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, учим понимать информацию и критически оценивать ее качество.
  В работе с детьми, исходим из того, что у ребёнка есть все задатки к развитию неплохих способностей в какой-либо области человеческой деятельности. Воспитательное воздействие нацелено на выявление творческих способностей, интеллектуальной инициативы, социальной ответственности. Исходя из того, что сегодня обществу нужна личность конкурентоспособная, волевая, умеющая ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы, стараемся создать условия для максимально возможного раскрытия способностей ребёнка.
  Планирование воспитательной работы многие классные руководители проводят на базе предварительной психодиагностики, точного определения зоны их потенциальных интересов, целей и задач воспитания, которые ставит перед собой школа. Учитывают это и при планировании тематических классных часов и при индивидуальной работе с учащимися.
  Создаём благоприятные условия для развития всесторонне развитой личности, для этого расширили внеклассную воспитательную работу путём обеспечения единства работы школы со всеми внешкольными учреждениями: музыкальной школой, Домом культуры .Итогом этих встреч явилось решение о создании условий для деятельности детей во внеурочное время, о помощи ребёнку найти любимое занятие, реализовать творческие замыслы, а также менять их в зависимости от желания.
  В течение всего учебного года работает единая программа досуговой деятельности детей.  В школе уделяется особое внимание вовлечению учащихся в кружки и секции учреждений дополнительного образования:

  Семья – наиболее мощный по исходным данным влияния на развитие ребенка и поразительно стихийный в дидактическом отношении социум. Школу и семью связывает единый объект взаимного влияния, исходя из этого, руководствуемся едиными требованиями по отношению к ребёнку, информируем родителей учащихся с новым содержанием и новыми технологиями обучения. Тесные и систематические контакты с родителями строим на взаимном доверии и доброжелательности, опираясь на всё то положительное, что есть в ученике. 
  Ребёнок – связующее звено в сотрудничестве школы и семьи, консолидирующий центр, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается целостный учебно-¬воспитательный процесс. В этой ситуации ребенок становится субъектом не только учебной и внеучебной деятельности, но и собственного воспитания. Более того, он становится активным субъектом совместной деятельности всех участников педагогического процесса – учителей, учащихся, родителей и заинтересованной в воспитании детей общественности. Школа, учителя, классные руководители могут успешно выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесном сотрудничестве с семьей. Лишь общими целенаправленными усилиями педагогов, родителей, общественности удается плодотворно влиять на развитие личности ребенка, решать воспитательные задачи. Систематическое приобщение родителей, общественности к жизни и деятельности школы дает возможность проникнуться насущными заботами школы, сознанием общей ответственности за подготовку юной смены. 

Привлечение родителей, выпускников школы и местного сообщества к участию в школьных делах, в учебно-воспитательной работе помогает педагогам решать многие задачи, существенно облегчает их труд. В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей, профессии одни родители принимают участие в оформление классных комнат, оборудовании учебных кабинетов, изготовлении наглядных пособий; другие охотно проводят беседы, рассказывают о себе, своей специальности; третьи организовывают кружок или секцию, экскурсии, походы, соревнования, стремятся заинтересовать в совместной деятельности других родителей, воздействовать на нерадивых школьников. 

  Таким образом, в нашей школе и создаются условия для развития личности ребёнка.

Источник

«Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников».

           «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё большую значимость в наше тревожное и нестабильное время. Ведь, действительно, сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан. Поэтому сегодня школа призвана оставаться для детей родным домом, второй семьёй, в которой не только дают образование, но и создаются условия для формирования, развития и реализации личности.

Современные образовательные технологии должны предотвращать образовательную перегрузку учащихся, т.е. должно быть здоровьесберегающим.

 Это означает, что образовательный процесс должен организован так, что должны выполняться следующие требования:

1) учет индивидуальных особенностей ребенка: интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, его темперамента, характера восприятия и усвоения им учебного материала, типа памяти..

2) исключение чрезмерной нагрузки учащихся при освоении ими учебного материала, а также оптимизация, т.е. получение наилучших, из возможных для конкретного ребенка, результатов образования

3) обеспечение благоприятного климата в классе и в школе, сохранение, поддержка и укрепление психического и физического здоровья детей, исключение факторов, негативно влияющих на психическое состояние ребенка,

4) “научение” ребенка способам самозащиты от стрессов, обид, оскорблений и психологической самозащите.

    Cледующие задачи воспитательной деятельности:

  Развитие познавательных, интеллектуальных способностей интереса к учебе;

 Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-∙ нравственных ценностей гражданина России;

  Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие -навыков здорового образа жизни;

 Развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;

 Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности,

 Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей,  

  Формирование уважения к труду и создаваемым материальным ценностям. При составлении плана воспитательной работы были учтены все виды деятельности.

 Приоритетами направлениями воспитательной работы стали:

1.Интелллектуально-познавательная деятельность.

 2. Основы гражданского и патриотического самосознания.

3. Личностное развитие. Основы социализации и общения.

4. Трудовая деятельность.

 5. Спортивно-оздоровительная деятельность; основы жизнеобеспечения. 6.Творчество и досуг.

 На современном этапе необходимым звеном является воспитание многогранной личности, при которой дети могли бы развивать свой творческий потенциал и адаптироваться в современном обществе. Если ребенок живет содержательной жизнью, социально реализует себя, то у него больше шансов достичь успехов в будущем. Главная идея- это идея успеха. Школа ставит своей целью стать для ребенка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно. В связи с этим вся работа  направлена на всестороннее развитие детей, а вместе с тем на учёт состояния и, соответственно, на укрепление здоровья ребёнка.

 По каждому из указанных выше направлений была проделана определенная работа. В основу тематики мероприятий была положена идея развития личностных начал каждого воспитанника, формирование у него мотивации к осуществляемой деятельности и развитие определенных отношений к тому, что он осуществляет. Воспитательная работа заключалась в педагогически целесообразной организации жизни детей. Невозможно воспитать в ребёнке какое – либо качество, не обладая им самому. Таким образом, педагога – воспитателя школы должны отличать следующие личностные качества и характеристики:

 – гуманизм – любовь к детям, построение отношений на гуманистической основе, приверженность идеям гуманистической педагогики;

– профессионализм:

 а) педагогическая готовность: способность и желание работать с детьми, умение привнести воспитывающее начало в свою деятельность, умение увлечь детей, организовать их деятельность;

 б) методическая готовность: работа над методическим обеспечением воспитательного процесса, владение разнообразными формами воспитательной работы и поиск новых; знание современных воспитательных технологий и т.д..

 в) технологическая готовность: знание психологии как науки, возрастной психологии, психологии общения, творчества, развитие в себе рефлексивной культуры, умение видеть, чувствовать, анализировать состояние другого человека;

 – креативность – способность к творчеству, умение находить нестандартные решения, новые подходы в деятельности, желание создавать новое, лучшее;- саморазвитие – способность к адекватной самооценке, самопознанию, саморегуляции, самоанализу, самоконтролю, самообразованию; – патриотизм – любовь к своей малой родине, любовь к Отечеству, ответственность за подрастающее поколение, за судьбу Родины;

. В ходе проведения воспитательных мероприятий, учащиеся могут проявить свою индивидуальность, творчество, показать интеллектуальный уровень. Они учились жить в коллективе своих сверстников, демонстрируя при этом свои коммуникативные умения и навыки.

Большое место в воспитательной системе занимает внеурочная деятельность. Цель – развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества.

Внеурочная деятельность включает следующие направления: 1) эстетическое – в этом направлении работают школьные кружки: вокальные группы «Светлячок», «Капельки», «Весёлые нотки», «Сделай сам». Занятия в кружках способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков, успешной социальной адаптации в современном обществе. Детям интересно там, где они могут показать свои знания и умения. Практический выход кружка должен быть как можно чаще, чтобы учащиеся видели результаты своего труда.

Ведётся  индивидуальная работа с каждой семьёй, детьми. Со стороны школы родителям учащихся постоянно оказывается возможная помощь. Это, прежде всего, педагогические консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы  о воспитании ребенка. В системе проводятся   родительские собрания. В школе созданы все условия для творческого развития личности, благоприятная среда для дружбы и взаимопонимания между детьми и взрослыми.

 Цель- создание условий для формирования человека – гражданина,  умеющего ориентироваться в современных социальных условиях, здорового, физически развитого.

 ЗАДАЧИ:

1. Нацеливание учащихся на получении глубоких и прочных знаний с постановкой перспективных задач через систему внеурочной деятельности. 2. Продолжить работу по формированию у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России.

Таким образом, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в школе и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.

Источник

 Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Пивоваровская средняя общеобразовательная школа»

Методическое объединение учителей английского языка

Тема выступления:

«Создание условий для благоприятного развития личности ребёнка на уроках»

                                                                Разработала: Брагина

                                                                Любовь Константиновна,

                                                                учитель английского языка,

                                                                не имею квалификационной

                                                                категории

                                             Иркутск, 2014

                                   Пояснительная записка.

         Данная работа посвящена исследованию основных принципов использования личностно-ориентированного подхода в процессе обучения.

        Работа является актуальной, так как современные требования к процессу обучения в целом выдвигают на первое место проблемы индивидуального и личностного подхода в образовании, который является его неотъемлемой частью и дополняет на всех этапах учебной деятельности.

       Цель данной работы доказать успешность использования этого подхода в процессе обучения и научения детей, обнаружить основные принципы личностного подхода и определить важную его функцию в образовательном процессе.

       Место данной работы – это непосредственно сам процесс образования и воспитания детей в школе.

      Предмет –  процесс  обмена информацией между школьниками и учителями в учебной деятельности.

     В данной работе рассматривается такой термин как «саморегуляция», который подразумевает учтение индивидуальных и личностных особенностей ребёнка в учебном процессе. Также приведены полезные рекомендации по построению учебного процесса с учётом принципов и особенностей личностно-ориентированного подхода.

            Личностно-ориентированный подход в процессе

осуществления учебной деятельности.

Ход выступления на МО учителей английского языка в школе.

Способности и возможности человека поистине

безграничны. Главное – приложить старание,

подключить усилия и можно добиться очень

многого в процессе обучения.

            Человек является уникальной информационной системой, способности которой в постижении нового бескрайни. Вся наша жизнь есть процесс познания окружающей действительности, а этот процесс есть ни что иное, как постоянное осуществление деятельности учения. Изучение своих индивидуальных особенностей – первый шаг в постижении своего «Я» и в определении индивидуально своеобразной программы учебного труда. Познание себя – увлекательнейшее занятие, приносящее много открытий, позволяющее исправить недостатки и развить достоинства в осуществлении учебной деятельности.  Ни один  ребёнок не может самостоятельно  прийти к такому познанию без помощи учителя или  наставника (слайд 2).

            Каждый ребёнок обладает собственной системой способов осуществления познавательной деятельности. А учителю необходимо ориентироваться на способности каждого ученика в процессе научения. На самом деле результативность любой деятельности ассоциируется с осмыслением средств и способов её осуществления. Ребёнок при этом подключает многообразные мыслительные операции для определения того способа осуществления активности, который является наиболее результативным, сопровождается чувством удовлетворения и удовольствия от выполняемой деятельности. Учитель просто обязан помочь в этом ребёнку и сделать процесс обучения для него комфортным и эффективным (слайд 3).

           Одной из основных задач для учителя является постоянное развитие в ребёнке стремления к самосовершенствованию и саморазвитию, или другими словами «самостроительству». Необходимо непрерывно развивать в ребёнке способность к рассуждению, школьник должен уметь конкретизировать и анализировать своё отношение к действительности при сопоставлении его с внешними объективными условиями. Значит, успешный процесс научения ребёнка предполагает сознательное понимание ситуации и выбора оптимального в данных условиях способа действия.

           Формируясь как индивидуальность, ребёнок в процессе учения приобретает свой, уникальный жизненный опыт, открывает для себя новые горизонты знания.

          Учителю необходимо создавать тот стиль учебной деятельности, который нацелен на совершенствование личности, творчески-конструктивное её развитие. Сам же процесс обучения должен содержать индивидуально-своеобразные способы учебной деятельности, оптимальность которых зависит от личностных особенностей и предпочтений.

Основные принципы обеспечения эффективного процесса обучения для учителя следующие:

  1. Учитель обязан обеспечить высокий уровень усвоения знаний, формирования умений и навыков при изучении учебных дисциплин.
  2. Учителю необходимо стимулировать творчество и отвечать эстетическим запросам учеников по организации и оформлению учебной деятельности.
  3. Учитель обязан помочь росту личности ребёнка, её гармоничному развитию (слайд 4).

         Для овладения иностранным языком особую значимость приобретает поддержание постоянного интереса,  возникновение потребности открытия нового в языке, стремление к удовлетворению этих потребностей. При этом интерес к языку не должен гаснуть при столкновении с возникающими трудностями. Основное средство поддержания постоянного интереса к овладению иностранным языком заключается в организации этого процесса. Речь идёт об организации, труда, времени, материала и учебной деятельности (языковой материал, речевые действия, самоконтроль и самооценка, работа в парах).

       Саморегуляция как способ успешного осуществления

личностно-ориентированного подхода в процессе обучения.

Чтобы учебная деятельность была организована правильно в рамках современных требований, предъявляемым к процессу обучения, ребёнку необходимо обладать способностью к саморегуляции – особой активности человека, предполагающей мобилизацию и развитие индивидуальных возможностей. Саморегуляция отражает взаимодействие внутренних условий деятельности и обеспечивает активизацию, программирование, контроль, оценку и коррекцию осуществляемых действий. Она также несёт ответственность за связь с объективными условиями деятельности и социальными требованиями.

            Известно, что человеческий организм является самоорганизующей системой. И.П. Павлов писал: «Наша система в высочайшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая» [188] (слайд 5).

            В процессе обучения учитель обязан создать все условия для успешной саморегуляции ребёнка на всех этапах урока. Учителю необходимо научить ребёнка реализовать себя во всей деятельности учебного процесса и научить школьников использовать следующие умения на уроке:

1. Программировать деятельность.

2. Контролировать деятельность (рефлексия).

3.Оценивать деятельность.

4.Корректировать деятельность.

Все эти умения должны формироваться у учеников с помощью грамотного построенного урока учителем (слайд 6).

                           Методические рекомендации.

              Как программировать учебную деятельность? Прежде чем браться за работу, необходимо продумать всё, чтобы в голове сложилась модель работы и порядок действий. Сложные виды учебных работ необходимо выполнять поэтапно, предварительно спланировать их очерёдность (проекты, рефераты) (слайд 7).

             Как контролировать учебную деятельность?  Необходимо всегда разбирать учебное действие на составные части, чтобы найти среди них рациональные и нерациональные. Учителю нужно следить за тем, чтобы ребёнку было удобно выполнять задания, и чтобы он не делал их через силу. То есть если учитель создаст благоприятный фон для наиболее эффективного протекания учебной деятельности, то ребёнок более быстро сможет мобилизировать свои ресурсы и возможности для выполнения нужной деятельности (слайд 8).

             Как оценивать учебную деятельность? Учителю на данном этапе нужно предоставить самостоятельность школьникам, тем самым дать им оценить друг друга и себя. Ребёнок должен зафиксировать получил ли он чувство удовлетворения и комфорта при осуществлении учебной деятельности. Ребёнку необходимо сравнивать свою деятельность с деятельностью одноклассника и задавать себе вопрос: «А как бы это сделал я?» постараться оценить своего одноклассника рационально, дать объективную оценку себе, а также сопоставить свою самооценку с оценкой учителя, постараться выявит отличие, а если не понятно обратиться к учителю за разъяснением. Ученику нужно уметь формулировать собственные выводы и заключения по поводу проделанной работы, сравнивать собственные умозаключения с мнением одноклассников, партнёра по паре, внести необходимые коррективы, либо убедиться в своей правоте. Учителю необходимо оценивать ещё и заинтересованность детей, и их старание в учебном процессе (слайд 9).

              Как корректировать учебную деятельность? Обязательным условием эффективного протекания процесса обучения является правильно организованная работа над ошибками. Ученик должен стремиться к исправлению ошибок, а учитель при этом должен помочь ему. Данная работа должна приносить удовлетворение, а не являться вынужденной (слайд 10).

            Итак, для формирования плодотворного процесса обучения учителю просто необходимо учитывать личностные особенности каждого ребёнка, создать благоприятные условия в процессе обучения и позволить детям самостоятельно контролировать процесс усвоения знаний.  Учителю необходимо обладать умением рационально организовать подготовку к восприятию информации, организовать учебную деятельность во время восприятия этой информации, умением закреплять и активизировать пройденное на занятии. Данное требование необходимо соблюдать на всех этапах выполнения универсальных учебных действий в процессе научения (слайд 11).

                    Список использованной литературы.

  1. Павлов И.П./текст/ И.П. Павлов, методическое пособие: Ответ физиолога психологам. – М., 2001, 238с.
  2. Технологии самообразования: Учебно-методическое пособие. – Томск, 2007, 43 с.
  3. Учимся учиться [Научная организация учёбы]. – Л., 2005,

35 с.

4. Учись учиться Рабочая тетрадь для учащихся. – М., 2005,

 57 с.

Источник