Создание благоприятных условий для развития ребенка

Светлана Калинберг
Создание благоприятных условий в ДОУ для развития индивидуальных способностей детей

Благоприятная психологическая атмосфера для воспитанников и педагогов в дошкольном учреждении является важнейшим условием воспитания ребёнка дошкольного возраста и развития личности педагога.

Не секрет, что дети и сотрудники большую часть своего времени проводят в стенах этого учреждения. Мы стараемся создать наш «Дом радости» и быть одной семьей.

Именно в дошкольном возрасте основой областью познания мира является мир человеческих взаимоотношений. Как малыш сумеет понять эти взаимоотношения, зависит во многом от нас – администрации, воспитателей, специалистов и ото всех сотрудников учреждения. Необходимо создать благоприятные условия для развития и воспитания детей в детском саду.

В соответствии с ФГОС мы должны создать индивидуальное развитие личности каждого ребёнка. А как это сделать правильно, когда в группах от 25 до 30 малышей?

Мы выработали свою концепцию. Работаем по нашей образовательной программе, как во всех ДОУ. Но мы разработали ряд проектов по всем направлениям.

На музыкальных занятиях дети занимаются все вместе. Мы видим детей, у которых в их возрасте удивительно поют, удивительно пластичные движения в танце. Педагоги создают вокальные и танцевальные коллективы. Музыкальный руководитель и воспитатели ставят номера, а потом приглашают воспитанников на концерт.

Руководитель по физическому воспитанию индивидуально подходит к каждому ребёнку, она понимает, кто из детей может выступать в тех или иных соревнованиях. Но в любом случае все праздники и досуги конечно для всех детей.

Это помогает создавать кружки по интересам детей, учитывается индивидуальность каждого ребёнка. Воспитатели стараются найти к ребёнку индивидуальный подход. Кто – то великолепно рисует, кто-то артистичен, а кто-то увлекается историей и экологией.

Команды детей выступают и задействованы все, но с учётом их индивидуальных качеств. Это речь не об усвоении образовательной программы, это кружки по интересам.

Создание радостной, творческой атмосферы в детском саду невозможно без творческих и профессиональных педагогов. Очень важно, чтобы сотрудники учреждения смогли раскрыть и развивать свои возможности.

В последнее время распространено корпоративное обучение сотрудников на базе своих учреждений. Я считаю, что для прохождения целевых программ прекрасный способ обучения. И на базе нашего учреждения мы проводили такое обучение. Моё мнение, что педагоги должны проходить курсы повышения квалификации по различным направлениям, учитывая и их индивидуальные возможности. Это помогает каждому специалисту и воспитателю развиваться в личном и профессиональном плане.

Мы создали проект для сотрудников «Педагог – личность творческая». Эмблема выбрана была солнышко и на нем 56 ДС. Удача! Воспитатели, помощники воспитателей, специалисты детского сада стали выступать в творческих конкурсах и в спортивных соревнованиях. Огромный успех у танцевального коллектива, призовые места в спортивных соревнованиях, сдавали нормы ГТО.

Важным условием комфортного пребывания ребёнка в детском саду является выбор методов и подходов благоприятного общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса – детьми, родителями, сотрудниками дошкольного учреждения.

Созданы творческие группы педагогов по всем направлениям образовательного процесса. В коллективе стало больше улыбок, больше идей, больше желания совершенствоваться в своей профессии. Это очень важно, ведь и дети получают больше добра, тепла, радости и знаний. Мы смогли заинтересовать родителей. Они стали участвовать во всех наших проектах. Проводят мастер – классы, уделяться с детьми своими увлечениями, строят скворечник, создают с детьми великолепные скворечники, болеют за наши команды! Выступают папы и мамы в соревнованиях, на каждом мероприятии стараются детям сделать сюрприз – песня под гитару, совместный танец. Детские глаза светятся от счастья!

Я надеюсь, что у нас много интересных проектов. Вот такой он наш «Дом детской радости»

Источник

Создание благоприятных условий

для развития способных и одарённых  детей

                                                «Одаренность человека – это маленький

                                               росточек, едва проклюнувшийся из земли

                                               и требующий к себе огромного внимания.

                                                Необходимо холить и лелеять, ухаживать

                                            за ним, сделать все необходимое, чтобы

                          он вырос и дал обильный плод».
                                                                                       В.А.Сухомлинский

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сенситивным периодом для развития способностей является дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими.

      Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.

Поэтому основная цель каждого дошкольного образовательного учреждения – помочь каждому ребёнку полностью раскрыть свой потенциал. 

Одним из пунктов инициативы «Наша новая школа» является создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности; создание условий для проявления и развития способностей каждого ребенка, выявления достижений одаренных ребят, поддержание в ДОУ творческой среды – портфолио, электронные образовательные ресурсы, литература, музеи, библиотеки.

Остановимся на вышеперечисленных направлениях по  примеру работы нашего детского сада с одаренными детьми.

 Основные понятия:

  • Одаренность – высокий уровень интеллектуальных способностей или каких-либо  специальных способностей, позволяющий индивиду  достигать  высоких успехов в тех или иных  видах деятельности.
  • Специальные способности – психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности – музыкальной, сценической, литературной и пр.
  • Способность – индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению.
  • Талантливость – наличие  внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
  • Одаренный ребенок –  это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Для развития детской одаренности в дошкольном возрасте необходимы следующие условия:

 – условия предметно-развивающей среды;

– индивидуальный подход в обучении и воспитании;

– личность педагога;

– различные формы работы с одаренными детьми, а также с родителями одаренных детей;

– различные психолого-педагогические условия.

Остановимся на этом поподробнее.

Особенности среды для развития одарённости ребёнка:

  • Высокая степень неопределенности и потенциальной многовариативности (богатство возможностей).
  • Предметно-информационное обогащение среды.
  • Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды.
  • Гибкость в использовании времени, средств и материалов.
  • Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами.

Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений.

Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю образовательную и воспитательную систему: в общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. Педагогу следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.

Поэтому особая миссия возложена на воспитателей. Их задача, ни много ни мало, – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека. А это – большая ответственность. Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность.

 Какие качества должны быть присущи педагогу?

– Главная составляющая личности педагога – творчество, способность к нестандартным решениям, свободному варьированию форм, методов, способов обучения;  для чего необходимо их совершенное знание.

– Профессиональная компетентность. Все знать невозможно, но нужно к этому стремиться, нужно знать, где найти ответ на интересующий вопрос. Облегчает задачу то, что одаренным детям не нужно репродуктивное обучение, готовые ответы, необходимо заинтересовать их в поиске истины.

– Чуткость, чувствительность к переживаниям и потребностям других, что имеет особое значение для одаренных детей, которые весьма ранимы и чувствительны.

– Способность к индивидуализации обучения. Педагог должен уметь различать индивидуальные черты в способностях своих воспитанников и, соответственно им, видоизменять процесс обучения. Учитывать особенности каждого ребенка, ориентируясь на возможности группы в целом.

       Анализ ситуации в нашем дошкольном учреждении свидетельствует о достаточном благополучии в плане методического и кадрового обеспечения педагогического процесса. Должно существовать единство требований к малышу, как работников детского учреждения, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.

В работе для создания условий развития детской одаренности используются следующие формы работы с детьми, родителями и педагогами:

Формы работы с одаренными детьми:

– проекты индивидуальные, групповые, семейные;

– кружки;

– конкурсы, фестивали, соревнования;

– индивидуальные развивающие занятия в игровых формах.

 Формы работы с родителями одаренных детей:

– родительские клубы;

– индивидуальные консультации психолога;

– детско-родительские проекты.

Формы работы с педагогами:

– педагогическое проектирование;

– открытые показы, семинары-практикумы.

Строим взаимодействие с окружающим социумом (школы, дом детского творчества, детская библиотека, школа искусств), которое осуществляется по нескольким направлениям:

– участие в совместных акциях,  конкурсах, проектах, соревнованиях;

– обучение в школах, учреждениях дополнительного образования одарённых детей, посещающих детский сад.

Партнерство – это качественно новый уровень работы с дошкольниками, в части дополнительного образования.

Взаимодействие детского сада и дополнительного образования создает  единое образовательное пространство – пространство с новыми формами взаимодействия и открытости, так сегодня необходимое для полноценного разностороннего развития каждого ребенка.

Осуществляется дополнительное образование исходя из интересов детей и запросов родителей. На начальном этапе через анкетирование родителей (законных представителей детей), вовлечение детей дошкольного возраста в кружки,  мониторинг образовательной деятельности воспитателями, педагогом-психологом, администрацией ДОУ проводятся мероприятия, направленные на выявление способностей у детей.

Дополнительное образование – особо ценный вид образования, который расширяет и углубляет знания детей, полученные на занятиях в детском саду, способствует  формированию личности человека, дает ему возможность само выразиться и само реализоваться в жизни, сделать ее насыщенней и ярче.  Ребёнок получает право выбора творческой деятельности. Основным мотивом является интерес.  

В учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей. Обучение ведется в таких кружках:

  • «Юный эколог» – эколого-биологическое направление;
  • «Чудеса на песке»;
  • «Сказка за сказкой»;
  • «»;

На протяжении нескольких лет, в ДОУ ведется работа по созданию   условий для выявления и развития способностей у детей. Работа педагогов ориентирована на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей  в различных видах деятельности.

Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.

Исключительное значение в развитии ребенка, в том числе и одаренного, имеет окружающая его среда. Нужно создавать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять свою фантазию.

 Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия.

Существуют следующие психолого-педагогические условия для развития одаренных детей:

– обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создание условий для проявления творческой активности и развития изобразительных действий;

– обеспечение  благоприятной атмосферы, доброжелательности со стороны педагога, предоставление детям возможности активно задавать вопросы, поощрение высказываний оригинальных идей, использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

– не сдерживание инициативы ребенка, отсутствие четких наставлений, помощь в независимых действиях, не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно;

– важно помнить, что одаренность – «дело штучное», и по отношению к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный подход;           

– единство требований к малышу, как работников детского учреждения, так и родителей, нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.

Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка – у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни.

Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются недостаточно. Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.  Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако и это не означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем.

Это обусловлено отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть  включены родители, социальные институты.

Существует проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методик. Кроме того, необходимо выделить кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.

         Задача дошкольного учреждения в процессе воспитания и обучения детей не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а научиться видеть и развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития.

Источник

Анна Тортумашева
Создание благоприятных условий для развития детей посредством дополнительного образования

«Источники способностей

и дарований детей

– на кончиках их пальцев»

В. А. Сухомлинский/

По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. По наблюдениям педагогов и психологов дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного учреждения.

Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детейотмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.

У кого-то моторика развита в соответствии с возрастом, а кто-то вообще с трудом шевелит пальцами, особенно дети имеющие родовые травмы и определенные диагнозы. В младшем дошкольном возрасте еще нельзя выявить детей с ОВЗ, но есть те, у кого уже имеется тот или иной диагноз.

Степень развитиямелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение.

Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, реализуемые через кружковую работу, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мы стараемся создать условия для равных стартовых возможностей каждого ребёнка.

Предметно – пространтвенная среда детского сада обогащается засчёт поделок детей и родителей, через совместное участие в групповых конкурсах, а так же участие детей и родителей в проектах.

Кружковая работа проводится 1 раз в неделю, мы привлекаем родителей. которые помогают нам приобрести необходимый материал для поделок. Ведь ребёнку интересно, возвращаясь из детского сада, пройтись с мамой или папой по парку, собрать для поделок осенние листья, шишки, или дома вместе с бабушкой раскрасить гуашью опилки, макароны и т. д

Целенаправленная и систематическая работа нашего кружка “Умелые ручки” направлена на развитие мелкой моторики у детей младшего возраста и способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Мы мастерим поделки из крупы, зернобобовых, семечек; используем различные виды бумаги для аппликации и конструирования, яичную скорлупу, вату, бросовый материал и т. д.

Практические навыки, полученные в ходе выполнения кружковой работы, позволят детям почувствовать свою успешность. Ведь перед глазами родителей и детей в приёмной всегда оформлена выставка с результатами детского творчества.

Организация проектов: “Пластилиновые фантазии”, “Народная игрушка” – Матрёшка, “Новогодняя маска”, “Осень в Абазе” позволили привлечь к изготовлению различных поделок родителей и детей. Работы были использованы для выставки в приёмной, а затем и выставке на лестничных пролётах детского сада для всех детей и родителей. Большинство семей нашей группы проявили самое активное участие в данных проектах, с удовольствием занимаясь с детьми дома. Воспитатели подсказывали, как лучше сделать поделки, устраивая для родителей мини – мастер – классы прямо в приёмной вечером. На стендах вывешивали памятки и консультации, как заниматься с детьми дома, о развитии мелкой моторики у детей, о пользе работы с пластилином и т. д.

Таким образом, подводя итог работы кружка за отчетный период, можно утверждать, что благодаря кружковой работе, у детейсформировались такие качества как:

* точность

* согласованность движений кистей рук,

* ловкость движений пальцев,

* аккуратность, внимательность, творчество, мышление.

Изготовление различных поделок стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания;

* активизируются мыслительные процессы.

Дети получили дипломы за участие, никто не остался незамеченным!

Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце года показала, что пальцы детей стали более подвижными и послушными, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей. Интерес детей к продуктивной деятельности увеличился, они с желанием бегут на занятия кружка “Умелые ручки”. И родители тоже проявляют свою заинтересованность.

Кружковая работа положительно сказалась на формировании взаимоотношений между детьми, они научились помогать друг другу, дарить подарки, сделанные своими руками. Это доставляло им радость, было полезно и увлекательно для дошкольников.

Литература

1. И. А. Ермакова “Развиваем мелкую моторику у малышей”;

2. А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»;

3. Журнал «Дошкольное воспитание».

Источник