Создание благоприятных условий для личностного развития ребенка
В педагогической литературе и публицистике в
последнее время много говорится о формировании
единого образовательного пространства как
условия полноценного личностного развития
учащихся. Чаще всего с содержанием данного
понятия связывают мероприятия по созданию
взаимосвязанных, согласованных условий, методов
и средств обучения и воспитания.
В традиционной педагогике ранее это понятие
называлось как воспитывающее обучение и
воспитание.
Личностное развитие основывается на учете
индивидуальных особенностей учащихся, но не в
традиционном его понимании. Суть такого вида
деятельности в разработке и обосновании
комплексной и системной технологии с
ориентацией на внутренние механизмы развития и
функционирования личности – персонализацию,
рефлексию, стереотипизацию. Существенной
стороной организации личностного развития
является учет психологии детей, который
определяет специфику работы той или иной
технологии. Другими словами создаются
определенные условия для развития личности, с
учетом предпочтений и интересов воспитанника,
позволяющие ему самовыражаться и
самоактуализироваться. И в этом случае здесь
важна роль системы дополнительного образования,
т.к. оно самоценно, у него особое содержание,
технология, образовательная методика, оно
практико-ориентированно, процесс познания иной,
чем в школе. Он строится не вербально, а от
действия – к знанию, к творчеству.
Цель педагогической деятельности учителя в
системе дополнительного образования – передать
ребенку, с его индивидуальными способностями и
возможностями, социокультурное содержание
образования, опыт, создать для него целостную
среду становления и развития личности.
Образовательная деятельность педагогов ДО
ориентирована на детей разного уровня развития и
разной подготовки. Создавая условия для
личностного развития детей педагогами
используются принципы
личностно-ориентированного обучения, контроль
эффективности полученных знаний проходит как
через идеологию критериально-ориентированного
тестирования, так и через вовлечение детей в
активную творческую деятельность. Сами принципы
требуют знаний и изучений индивидуальных
особенностей темперамента, характера, взглядов и
вкусов, привычек воспитанников. В этом им
помогает социально-психологическая служба
школы, совместная деятельность с классными
руководителями и родителями учащихся.
Использование в работе диагностик Айзенка,
Рокича, опросников Климова и Пряжникова,
результатов школьного теста умственного
развития, анкетирование и собеседование с
родителями и учащимися позволяет изучить
сформированность мышления, интересов, установок,
направленности личности, отношение к жизни,
труду, ценностные ориентиры, планы, развивать
самостоятельность, самодеятельность, направлять
ведущую к успеху деятельность. Личностный подход
имеет много общего с индивидуальным подходом, но
преследует главную цель – развитие личности,
принятие ее самости, создание условий для
проявления и развития личностных функций
субъектов образовательного процесса.
Комплексное осуществление этих требований
устраняет упрощенность возрастных и
индивидуальных подходов, обязывает педагога
учитывать глубинное развитие процессов,
опираться на закономерности
причинно-следственных отношений в личностном
развитии детей. При таком подходе происходит
развитие не отдельно личности ребенка и личности
педагога, а единого субъекта образовательного
процесса.
Показателями в развитии субъекта выступает
система личностных смыслов в сознании ребенка,
жизненных смыслов и смысловых структур педагога.
Принципы личностного развития детей,
используемые в системе дополнительного
образования в нашей школе, можно проследить на
примере работы детских творческих объединений.
Так, при наборе детей в группы изучаются
индивидуальные особенности подростков,
мотивация к занятиям творческой деятельностью,
проводятся собеседования с детьми по выявлению
навыков и интересов школьников, групповые
тренинговые занятия на сплочение групп первого
года обучения с использованием методик Р.В.
Овчаровой, Л.И. Дубровиной («Справочная книга
школьного психолога» М., Владос, 2002 г). Совместная
деятельность с социальными педагогами и
психологами позволяет найти к ребятам
индивидуальный подход, раскрыть их способности,
развивать возможности их творческого роста.
В этой работе не маловажная роль отводится
совместной деятельности и с родителями
воспитанников. Школа является одним из важнейших
социальных институтов, обеспечивающих
воспитательный процесс и реальное
взаимодействие ребенка, родителей и социума. К
основным направлениям деятельности педагогов и
родителей относятся:
- познавательная сфера жизни (работа с
учителями-предметниками); - поддержка физического здоровья детей;
- дополнительное образование и развитие
творческого потенциала детей; - поддержка одаренных детей;
- социально-психологическая поддержка и
профилактика безнадзорности.
Залогом успеха в реализации данной идеи
является объединение усилий родительской и
педагогической общественности на всех уровнях.
Важными условиями успеха сотрудничества семьи
и школы является воспитание «всем миром»,
создание единого образовательного пространства
микрорайона и города. При анализе комфортности
взаимодействия семьи и школы в деле создания
благоприятных условий для развития личности
ребенка у всех субъектов образования отмечается
пропорциональное напряжение. Каждая сторона
образовательного процесса имеет свои выраженные
претензии
Со стороны детей это:
- не достаточно времени на занятия ДО, расписание
занятий не всегда составлено по запросу каждого
ученика; - педагог часто навязывает свою программу, свои
мероприятия; - ограниченное пространство (удаленность
микрорайона) не удовлетворяет потребности всех
детей по разнообразию выбора дополнительными
занятиями.
Со стороны педагогов претензии следующие:
- родители мало времени уделяют внешкольной
деятельности своих детей; - у детей снижается мотивация к занятиям в
системе ДО при повышении требований со стороны
педагога; - у детей не сформирована ответственность.
Со стороны родителей:
- учеба в школе важнее занятий в системе ДО;
- учителя задают много домашних заданий и времени
на дополнительные занятия не остается; - режим работы педагога ДО не всегда устраивает.
С целью снижения взаимных претензий в школе
создаются условия для полноценного развития
личности. Расписание занятий ДО корректируется в
течение учебного года, набор в группы так же идет
на протяжении всего учебного года, при
планировании работы детских объединений
учитывается мнение детей, даже не большие успехи
каждого ребенка в системе ДО доводятся до
сведения как педагогов, так и родителей. При
вовлечении родителей в учебно-воспитательный
процесс, происходит не только повышение их
образовательно-просветительского уровня, но и
взаимопонимание в вопросах воспитания и
развития детей.
В нашей школе для расширения информационного
пространства родителей традиционно проводятся
дни открытых дверей, когда каждый родитель имеет
возможность посетить занятия дополнительного
образования, побывать в роли ученика,
понаблюдать за успехами своего ребенка в системе
ДО. Давней традицией стали ежегодно проводимые
творческие отчеты системы дополнительного
образования по всем направлениям деятельности.
На такие творческие встречи привлекаются
родители, классные руководители,
педагоги-предметники, которые выступают в роли
зрителей, участников, союзников.
С целью трансляции опыта и популяризации
деятельности системы дополнительного
образования, снижения правонарушений,
вовлечения подростков из неблагополучных семей
в систему ДО, в нашей школе создан
пресс-радиоцентр «Ровесник», который тесно
сотрудничает с корреспондентским пунктом «Миг»,
поэтому большинство мероприятий транслируются
по местному телевизионному каналу, а об успехах
наших воспитанников родители и педагоги имеют
возможность узнать из школьной газеты.
С 2005 учебного года в школе активно работает
общешкольный родительский комитет по следующим
секторам: учебный, сектор охраны труда и прав
детства, правовой сектор, культмассовый.
Родители от каждого класса каждую четверть,
собираясь на заседания, имеют возможность
ознакомиться с достижениями в учебной и
внеклассной деятельности, быть в курсе
возникающих проблем школьной жизни. В течение
учебного года действующие родительские сектора
проводят рейды по школе, знакомятся с
проведением перемен, соблюдением Устава и режима
школы, контролируют безопасность пребывания
учащихся на территории школы, а также проводят
совместные рейды с инспектором ПДН по территории
поселка в вечернее время, с посещением
поселковой дискотеки. Итоги рейдов доводятся до
сведения Совета школы и представителей местного
самоуправления на совместных заседаниях
администрации поселка.
Опыт показывает, что творческое сотрудничество
с семьей активно пропагандирует позитивный опыт
семейного общения, привлекает семью к
осознанному и активному участию в образовании
школьника, создает оптимальные условия и
позволяет добиваться позитивных результатов в
развитии и саморазвитии, воспитании и
самовоспитании, обучении и самообучении
личности. Происходит объединение усилий в
стремлении к достижению оптимальных
результатов, что делает школу привлекательной
для родителей и детей, стимулирует творческую
активность педагога. В трудных ситуациях
положительный опыт общения позволяет педагогу
решать возникающие проблемы спокойно,
доброжелательно, с доверием. Педагог находит не
только единомышленников, но и союзников,
помощников.
Формы взаимодействия семьи и школы – это
многообразие организации их совместной
деятельности и общения. Предлагаю вам перечень
некоторых из традиционных и нетрадиционных форм
работы, проводимых в нашей школе с участниками
образовательного процесса:
Традиционные формы | Нетрадиционные формы |
Родительские собрания Общешкольная конференция Родительский лекторий Вечера отдыха для детей и родителей Родительские чтения Семинары Практикумы Заседания «круглый стол» «педагогическая гостиная» Тренинг «устный журнал» Акция «Милосердие», «Подарок солдату» и т.п Трудовой десант Выставки семейного творчества вернисаж Творческие вечера, встречи Диспуты, вечера Турниры знатоков Встречи с администрацией школы Мама, папа, я – спортивная семья Тематические беседы, обсуждение статей о воспитании | Совместные творческие дела Родительские рейды Семейные традиции Семейный клуб по интересам Гороскоп моей семьи География моей семьи День рождения в семье Семейные праздники, традиции Создание сборника «Опыт воспитания в семье» Мамин и папин праздник Известные люди моей семьи Бабушкины посиделки Конкурс «Я горжусь своим дедом!» Праздник семейного блюда Песни (сказки) моей бабушки Мир увлечений моей семьи Мой семейный альбом Клуб «Папино воспитание» Научная конференция Субботняя «детско-родительская» линия Ярмарка семейных поделок Создание «культурной семейной карты» |
Для родителей так же действуют наглядные формы
работы: стенды-передвижки, библиотечные уголки,
проводятся лектории с просмотром видеофильмов,
фотовыставки, разработаны памятки-рекомендации
по разрешению проблем воспитания.
Анализ проводимых в 2006–07 уч.г. в школе акций
«Ягодка», «Подарок солдату», «Традиции моей
семьи», в которых активное участие принимали
воспитанники системы ДО, граждане детской
организации «Возрождение», подростки
творческого объединения «Диалог» показал, что
активность родительской общественности к жизни
школы растет. Темы собраний отвечают современным
запросам общества и характеризуют проблемные
места в воспитательном процессе школы. В школе
умело организуется и продумывается просвещение
родителей, и родительские собрания уже не
являются перечислением ошибок и пороков
учащихся. Ежемесячно проходят заседания
родительских комитетов по организации досуга и
оказание помощи в организации
учебно-воспитательного процесса. Родители стали
чаще интересоваться делами в школе, посещать
родительские тренинги, индивидуальное
собеседование, культурно-массовые мероприятия,
общаться с педагогами системы ДО.
Отрадно отметить, что информирование родителей
через СМИ, дистанционное консультирование также
приносит свои действенные результаты – больше
стало обращений по вопросам воспитания и
обучения детей в социально-психологическую
службу, повысилась заинтересованность родителей
в проведении ребенком своего досуга, возрастает
роль родительской ответственности.
Безусловно, не все родители принимают
непосредственное и активное участие в школьной
воспитательной работе, сотрудничают с системой
дополнительного образования. Но в каждом
объединении, в каждом классе есть родители,
которые с радостью идут к сотрудничеству с
педагогами. И задача нас, как педагогов –
привлечь их к активному участию в школьной жизни,
дать понять, что воспитание – это единый,
совместный процесс, ошибки и недоработки
которого негативно отразятся на развитии
личности ребенка.
«Родительское требование к себе и ребенку,
родительское уважение к себе и своей семье,
родительское понимание твоих поступков и
действий – вот главный метод воспитания» по
словам Антона Семеновича Макаренко.
Позитивный союз педагогов и родителей – вот
основа для развития творческой личности ребенка.
Приложение
Источник
Светлана Калинберг
Создание благоприятных условий в ДОУ для развития индивидуальных способностей детей
Благоприятная психологическая атмосфера для воспитанников и педагогов в дошкольном учреждении является важнейшим условием воспитания ребёнка дошкольного возраста и развития личности педагога.
Не секрет, что дети и сотрудники большую часть своего времени проводят в стенах этого учреждения. Мы стараемся создать наш «Дом радости» и быть одной семьей.
Именно в дошкольном возрасте основой областью познания мира является мир человеческих взаимоотношений. Как малыш сумеет понять эти взаимоотношения, зависит во многом от нас – администрации, воспитателей, специалистов и ото всех сотрудников учреждения. Необходимо создать благоприятные условия для развития и воспитания детей в детском саду.
В соответствии с ФГОС мы должны создать индивидуальное развитие личности каждого ребёнка. А как это сделать правильно, когда в группах от 25 до 30 малышей?
Мы выработали свою концепцию. Работаем по нашей образовательной программе, как во всех ДОУ. Но мы разработали ряд проектов по всем направлениям.
На музыкальных занятиях дети занимаются все вместе. Мы видим детей, у которых в их возрасте удивительно поют, удивительно пластичные движения в танце. Педагоги создают вокальные и танцевальные коллективы. Музыкальный руководитель и воспитатели ставят номера, а потом приглашают воспитанников на концерт.
Руководитель по физическому воспитанию индивидуально подходит к каждому ребёнку, она понимает, кто из детей может выступать в тех или иных соревнованиях. Но в любом случае все праздники и досуги конечно для всех детей.
Это помогает создавать кружки по интересам детей, учитывается индивидуальность каждого ребёнка. Воспитатели стараются найти к ребёнку индивидуальный подход. Кто – то великолепно рисует, кто-то артистичен, а кто-то увлекается историей и экологией.
Команды детей выступают и задействованы все, но с учётом их индивидуальных качеств. Это речь не об усвоении образовательной программы, это кружки по интересам.
Создание радостной, творческой атмосферы в детском саду невозможно без творческих и профессиональных педагогов. Очень важно, чтобы сотрудники учреждения смогли раскрыть и развивать свои возможности.
В последнее время распространено корпоративное обучение сотрудников на базе своих учреждений. Я считаю, что для прохождения целевых программ прекрасный способ обучения. И на базе нашего учреждения мы проводили такое обучение. Моё мнение, что педагоги должны проходить курсы повышения квалификации по различным направлениям, учитывая и их индивидуальные возможности. Это помогает каждому специалисту и воспитателю развиваться в личном и профессиональном плане.
Мы создали проект для сотрудников «Педагог – личность творческая». Эмблема выбрана была солнышко и на нем 56 ДС. Удача! Воспитатели, помощники воспитателей, специалисты детского сада стали выступать в творческих конкурсах и в спортивных соревнованиях. Огромный успех у танцевального коллектива, призовые места в спортивных соревнованиях, сдавали нормы ГТО.
Важным условием комфортного пребывания ребёнка в детском саду является выбор методов и подходов благоприятного общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса – детьми, родителями, сотрудниками дошкольного учреждения.
Созданы творческие группы педагогов по всем направлениям образовательного процесса. В коллективе стало больше улыбок, больше идей, больше желания совершенствоваться в своей профессии. Это очень важно, ведь и дети получают больше добра, тепла, радости и знаний. Мы смогли заинтересовать родителей. Они стали участвовать во всех наших проектах. Проводят мастер – классы, уделяться с детьми своими увлечениями, строят скворечник, создают с детьми великолепные скворечники, болеют за наши команды! Выступают папы и мамы в соревнованиях, на каждом мероприятии стараются детям сделать сюрприз – песня под гитару, совместный танец. Детские глаза светятся от счастья!
Я надеюсь, что у нас много интересных проектов. Вот такой он наш «Дом детской радости»
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35 «Малышок»
Консультация для воспитателей
на тему: «Создание благоприятных условий для реализации принципов социализации и индивидуализации детей»
Педагог-психолог: Ланская Л.С.
г. Шадринск
Цель: Познакомить педагогов с условиями, необходимыми для успешнойсоциализации и индивидуализации детей в условиях детского сада.
«Ребенок — это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты».
Сергеева Т.В.
На мой взгляд, эти строки хороший девиз современного педагога в условиях реализации ФГОС ДО. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на создание условий для успешной социализации дошкольников при сохранении неповторимых личностных характеристик каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.
Принятие неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных потребностей и интересов, ориентация педагогического процесса на своеобразие его особенностей и потенциальных возможностей, как система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка, называется «индивидуализация».
А процесс приобщения детей к культуре общества, к соблюдению принятых в нём правил и норм, формирование у него системы ценностей, позволяющей успешно выполнять свои социальные роли и взаимодействовать с окружающими людьми, называется «социализация».
Являясь двумя важными компонентами процесса социального развития, социализация и индивидуализация оказывают друг на друга огромное влияние. Это проявляется, например, в возможности свободной, творческой и интеллектуально развитой личности найти своё место в обществе и успешно реализовывать свой потенциал, но, с другой стороны, человеку, оценивающему свои достоинства выше достижений других людей, трудно найти с окружающими общий язык. Потребность в соблюдении норм и правил, принятых в обществе, может помочь реализации личностных задатков в социально приемлемой форме, а может затормозить проявление индивидуальности. Всё будет зависеть от приобретённого человеком личностного опыта, от социальной ситуации его развития.
Осуществляя образовательный процесс в детском саду, необходимо помнить, что каждый ребёнок неповторим, у каждого есть свои физиологические и психологические особенности, и, в соответствии с этим, возможности; свои интересы, склонности, потребности. Организуя фронтальные и групповые формы образовательной деятельности, необходимо охватить вниманием всю группу детей, не упуская из виду каждого конкретного ребёнка, но, к сожалению, это получается не всегда.
Конечно, меньше временных и душевных затрат требуют регламентированные виды деятельности, авторитарный подход, субъект – объектная форма взаимодействия. Быстрее сформировать послушание, чем дисциплину; проще провести занятие, чем руководить творческой игрой; легче научить ребёнка отвечать на вопросы, чем задавать их. Но такая педагогическая позиция не может привести к балансу двух компонентов: социализации и индивидуализации, и не способствует гармонизации развивающейся личности.
Помочь в решении этой проблемы могут следующие подходы к построению образовательного пространства ДОУ.
Прежде всего, это педагогическая позиция взрослого. Если педагог считает себя непререкаемым авторитетом, истиной в последней инстанции, в его речи, обращённой к детям, постоянно звучат такие фразы как: «Ты неправильно думаешь», «Так не бывает», у дошкольников постоянно будет возникать чувство неуверенности в себе, что сильно затрудняет развитие самостоятельности, а значит и социальную адаптацию. Отойти от этого позволит осознание взрослыми того факта, что не только дети учатся от нас, но и мы, работая с детьми, перенимает их нестандартный взгляд на окружающий мир, их удивительную способность находить простой выход из сложной ситуации. Часто, выслушав ребёнка и поняв логику его рассуждений, мы принимаем его позицию, соглашаемся с его точкой зрения. Взрослый должен исполнять роль партнера, а не учителя.
Партнерская позиция заключается в нашей работе с детьми в бытовой ситуации, учебной деятельности, игры в предложении: «Давайте сделаем…, попробуем». Такая позиция предполагает включенность взрослого в деятельность наравне с детьми.
Вторым важным аспектом является создание развивающей предметно-пространственной среды, доступной, понятной, интересной, привлекательной для детей, обладающих разными возможностями и потребностями: мальчики и девочки; дети разных национальностей; дети с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья; дети с разным типом темперамента и условиями семейного воспитания и т.п. Конечно, это тесно связано с финансовой проблемой в образовании, но психолого-педагогическая сторона вопроса является все-таки приоритетной.
Основные функции развивающей предметно-пространственной среды: организующая, воспитательная, развивающая.
Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать эту среду и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей предметно-пространственной среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
Например – коробка с конструктором. Коробка одна, желающих много. Для нас это замечательная ситуация формирования опыта взаимодействия детей. Именно в общем любимом деле можно показывать и подсказывать детям способы общения друг с другом.
Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка.
Существуют некоторые проблемы в расположении центров детской активности, неумение организовывать пространство группы.
Например: кубики/ролевые игры – материал для построек рядом с уголком ряженья, плюс машинки для обыгрывания, чтобы игра напрашивалась сама. Природа/наука, математика/счет – удобно организованные центры интересов. Все должно быть под рукой. Хаотичной активности не должно быть.
Еще одна проблема: места уединения. Причина: непонимание значения, место расположения. Должна быть – мягкая, комфортная, уютная. Должно быть в поле зрения педагога, в том числе на улице (палатка, домик со шторками, ширма). В спальне – нет.
Что должны знать все дети? Если шторы задернуты, то я уединился, если нет – то можно использовать для игры. Либо другой опознавательный знак понятный для других. Использовать на небольшое количество времени. Правило: уступи другому. Воспитатель должен видеть уединение ребенка. В этот момент спросить настроение у ребенка.
Приходя в группу, дети должны усвоить набор правил, которые необходимо соблюдать. Проблема у педагогов есть: неумение четко формулировать и визуализировать правила. Повышенная потребность педагога в контроле и регламентации деятельности детей. Поэтому все центры должны быть продуманы, чтобы детям было удобно себя организовывать. От этого и не будет строгого контроля педагогами.
Необходимо озвучивать правила, они должны быть четкие. И дети, и родители, и педагоги должны знать и выполнять эти правила. Если правила меняются, то четко регламентировать. Закрепить: рисунки, схемы, в родительских уголках информацию.
Если правила едины и в группе и дома, то ребенок будет адекватен и чувствовать себя комфортно. Если педагог не донес до детей и родителей правила, то эти правила не работают. Правила начинают работать с 3,5 лет. И родители должны проговаривать эти правила и дома станет легче. Правила должны быть и у бабушек, но могут быть другие. Это с ребенком обговорить.
Соблюдение правил способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе если:
– распространяются на всех детей группы без исключения;
– детям понятен их смысл и необходимость;
– предъявляются в позитивной форме и доброжелательном тоне.
Дети различаются по уровню своей готовности соблюдать правила. Одним из самых эффективных способов заинтересовать детей в соблюдении правил является: привлечение самих детей к определению этих правил, их изменению и принятию по мере необходимости. Соблюдение правил помогает детям регулировать отношения со сверстниками.
Ещё одним немаловажным фактором в решении вопроса социализации-индивидуализации дошкольников является организационный аспект.
Организация режимных моментов часто сводится к рутинному выполнению обязанностей по самообслуживанию, хотя приём пищи и подготовка к нему, одевание на прогулку и укладывание спать несут в себе богатый образовательный ресурс. Использование всех его возможностей расширяет педагогический потенциал, усиливает интерес детей и повышает эффективность образовательного процесса, поскольку напрямую связан с практической деятельностью.
Помещение приёмной комнаты – это комната встреч, делового и бытового общения, рассматривания и обсуждения творческих работ детей в детском саду и вместе с родителями дома. Помещение включает следующие творческие находки, реализующие принципы социализации и индивидуализации:
Индивидуальная картинка ребёнка, сопровождающая ребёнка и в группе, и в спальне и в умывальной комнате.
«Солнышко» с личной фотографией, которое каждое утро встречает, а вечером провожает ребёнка домой.
Стена, полки, стол личных успехов ребёнка в творческой деятельности с педагогами и родителями.
Информационные стенды, тетради рекомендаций специалистов, индивидуальные папки личных достижений.
Не всегда в педагогическом процессе используются возможности игры. Понятно, что игра является ведущим видом деятельности ребёнка от 3 до 7 лет. Понятно, что личностное развитие детей этого возраста осуществляется только в игре. Но, несмотря на эти непреложные истины, социальные запросы со стороны родителей и школьных учителей к детскому саду ориентированы на приоритет познавательного развития и подготовку к школе в плане приобретения специфичных знаний, умений и навыков, а не в плане развития мотивации и личностных качеств, важных для принятия позиции школьника и облегчения адаптации к школьному обучению. Это вынуждает воспитателей проводить с детьми занятия за столом, приближенные к школьным, обучать дошкольников чтению, письму, счёту. В результате, на пороге школьного обучения дети уже не хотят учиться, им это надоело в детском саду. А универсальными навыками учебной деятельности они так в полной мере и не овладевают. Чтобы преодолеть эту ситуацию, необходимо вести разъяснительную работу с родителями, демонстрировать им успехи детей в разных образовательных областях и показывать, какое положительное влияние оказывает интеграция направлений развития на становление личности ребёнка-дошкольника и его готовность к школьному обучению.
Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.
При взаимодействии социальных институтов (семья и детский сад) важно учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Большинство современных родителей – люди грамотные, хорошо разбирающихся в том, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому наставления, пропаганда педагогических знаний не будет для них полезной и не принесет положительных результатов.
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Педагогу пригодятся в данном случае не только педагогический такт, но и человеческие качества, необходимые для того, чтобы успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Обучение детей в игре не сводится только к построению занятий в виде подбора дидактических игр. Прежде всего, личность дошкольника развивается в творческих играх: сюжетно-ролевых, театрализованных, конструктивных, если они действительно являются творческими: возникают по инициативе детей, не регламентированы взрослым, стимулируют проявление детского творчества.
Вообще поощрение инициативы детей в общении, игровой, изобразительной, музыкальной, трудовой, познавательной и других видах деятельности имеет большое значение для социализации и индивидуализации детей, так как позволяет почувствовать уверенность в себе, проявить свои способности, внести вклад в общее дело, получить общественное признание и занять достойное место в группе сверстников.
Таким образом, построение образовательного пространства дошкольной организации должно отвечать требованиям концепции воспитания лидера для удовлетворения потребности современного общества в самостоятельных и ответственных, в творческих и инициативных, в разносторонне развитых членах, обладающих организаторскими и коммуникативными способностями.
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Л.Н. Толстой
Рекомендации для воспитателей
Помните, что:
1. Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более состоятельным и ответственным.
2. В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения соц. норм и правил с учетом его состояния и интересов.
3. Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже, если ваши намерения благонравны.
4. Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у детей.
5. Тихий застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
6. Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от физического и психического насилия – это демагогия и опасная практика.
Рекомендации для воспитателей
1. Принимайте каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих детей нет. Есть плохие родители и плохие педагоги.
2. В профессиональной деятельности опирайтесь на добровольную помощь детей, включайте их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
3. Будьте затейниками и участниками детских игр и забав.
4. В затруднительных для ребенка ситуациях ориетируйтесь на его возрастные и индивидуальные особенности, будьте всегда вместе с ним, а не делайте вместо него.
5. Привлекайте родителей к образовательному процессу и обращайтесь к ним за поддержкой в случаях нестандартной ситуации.
Рекомендации для воспитателей
В профессиональной деятельности опирайтесь на возрастные нормы поведения детей.
3 года:
– нуждается в поддержке своей инициативы в играх и действиях по своим правилам;
– всячески привлекает к себе внимание сверстников и взрослых;
– более удачно складываются одиночные игры с предметами и игрушками, чем групповые;
– взаимодействие со сверстниками складывается удачно при участии взрослого или коррекции с его стороны;
– нуждается в оценке своих действий взрослыми;
– может достаточно понятно выражать свои мысли и заявлять о своих потребностях. Но роль жестов в общении еще значительна;
– часто не хочет проявлять заботу о других, открыто протестует против подобных предложений;
4 года.
– в своих занятиях предпочитает сверстников взрослым. Коллективные игры предпочитаются всем другим занятиям;
– нуждается во внимании сверстников и в признании ими своих успехов инициативен, любознателен, с удовольствием и безбоязненно участвуют в поиске выхода из затруднительных положений;
– тяжело и неадекватно переносит отверженность сверстниками;
– может проявлять заботу о младшем или животном;
– может проявлять сострадан