Современный психоанализ о развитии ребенка

Современный психоанализ о развитии ребенка thumbnail
§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей

§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей

   Познание детской психики с помощью психоанализа и игровой техники расширило представления об эмоциональной жизни маленьких детей, углубило понимание самых ранних стадий развития и их долговременного вклада в нормальное или патологическое развитие психики во взрослые периоды жизни.
   Детский психоаналитик Дж. Боулби рассматривал прежде всего эмоциональное развитие детей. Его теория привязанности основана на синтезе современных биологических (этологических) и психологических данных и традиционных психоаналитических представлений о развитии.
   Ключевая идея теории Боулби состоит в том, что мать важна не только потому, что она удовлетворяет первичные органические потребности ребенка, в частности утоляет голод, но главное — она создает ребенку первое чувство привязанности. В первые месяцы жизни крики и улыбки ребенка гарантируют ему материнскую заботу, внешнюю безопасность и защищенность. Эмоционально защищенный ребенок более эффективен в своем исследовательском поведении, ему открыты пути здорового психического развития. Разнообразные нарушения первичной эмоциональной связи между матерью и ребенком, “расстройства привязанности” создают риск возникновения личностных проблем и психических заболеваний (например, депрессивных состояний).
   Идеи Боулби сразу нашли применение и начиная с 1950-х гг. привели к практической реорганизации системы больничного режима для маленьких детей, позволившей не отрывать ребенка от матери.
   Р. Шпиц подчеркивает, что взаимоотношения между ребенком и матерью в самом раннем возрасте оказывают влияние на формирование его личности в последующем. Очень показательными для психоаналитического подхода к исследованию и коррекции развития в детском возрасте являются такие понятия, как “привязанность”, “безопасность”, установление близких взаимоотношений детей и взрослых, создание условий для налаживания взаимодействия детей и родителей в первые часы после рождения.
   Широкую известность получила позиция Э. Фромма по вопросу о роли матери и отца в воспитании детей, об особенностях материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности. “В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность”. Отцовская любовь — по большей части это обусловленная любовь, ее нужно и, что важно, можно заслужить — достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах, соответствием ожиданиям, дисциплиной. Зрелый человек строит образы родителей внутри себя: “В этом развитии от матерински- центрированной к отцовски-центрированной привязанности и их окончательном синтезе состоит основа духовного здоровья и зрелости”.
   Представитель психоаналитической педагогики К. Бютнер обращает внимание на то, что традиционная для психоанализа сфера семейного воспитания дополняется и даже вступает в конкурентные, противоречивые отношения с системой институционального, внесемейного воспитания. Влияние видеофильмов, мультфильмов, игр, индустрии игрушек на внутренний мир детей постоянно растет, и часто оно может быть оценено резко негативно.
   Представительница Парижской школы фрейдизма Ф. Дольто рассматривает прохождение детьми символических этапов становления личности. В своих книгах “На стороне ребенка”, “На стороне подростка” она анализирует с психоаналитической точки зрения многочисленные проблемы: характер воспоминаний детства, самочувствие ребенка в детском саду и школе, отношение к деньгам и наказаниям, воспитание в неполной семье, норма и патология родительско-детских отношений, зачатие в пробирке.
   Детский психоанализ оказал немалое влияние на организацию работы с детьми в образовательной и социальной сферах, на работу с родителями. На его основе созданы многочисленные программы раннего вмешательства, варианты терапии взаимоотношений “родители — ребенок”, “отец — мать — ребенок” для родителей и детей “групп риска”. В настоящее время существует немало центров психоаналитической терапии детей. Однако, по словам одного из видных представителей этого направления С. Лебовичи, “и по сей день нелегко с точностью определить, что именно представляет собой психоанализ у ребенка”. Цели современной длительной психоаналитической терапии ребенка формулируются в весьма широком диапазоне: от устранения невротических симптомов, облегчения бремени тревоги, улучшения поведения до изменений в организации умственной деятельности или возобновления динамичной эволюции психических процессов развития.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

   1. Назовите мотивы, лежащие в основе человеческого поведения по мнению 3. Фрейда.
   2. Опишите структуру личности и ее развитие в процессе онтогенеза. В чем состоят предпосылки возникновения внутреннего конфликта человека?
   3. Почему подход психоанализа к пониманию психического развития может быть охарактеризован как преформистский?
   4. Используя фрейдовскую модель психосексуального развития, попробуйте объяснить поведение чрезмерно пунктуального и опрятного человека; склонного к сквернословию и бахвальству; человека, постоянно стремящегося вызвать сочувствие и жалость к себе.
   5. Как трансформировался психоаналитический подход в детском психоанализе (цели, методы, способы коррекции)?

ЗАДАНИЕ 1

   Прочитайте отрывок из работы 3. Фрейда “О психоанализе”, выделите в тексте специфические для психоанализа понятия, ключевые положения, характерные для этого подхода, обращая внимание на их формулировки.
   “Отношение ребенка к своим родителям далеко не свободно от сексуального возбуждения, как это показывают непосредственные наблюдения над детьми и позднейшие психоаналитические изыскания у взрослых. Ребенок рассматривает обоих родителей, особенно одного из них, как объект своих эротических желаний. Обычно ребенок следует в данном случае побуждению со стороны родителей, нежность которых имеет очень ясные, хотя и сдерживаемые в отношении своей цели проявления сексуального чувства. Отец, как правило, предпочитает дочь, мать—сына; ребенок реагирует на это, желая быть на месте отца, если это мальчик, и на месте матери, если это девочка. Чувствования, возникающие при этом между родителями и детьми, а также в зависимости от этих последних между братьями и сестрами, бывают не только положительные, нежные, но и отрицательные, враждебные. Возникающий на этом основании комплекс предопределен к скорому вытеснению, но тем не менее он производит со стороны бессознательного очень важное и длительное действие. Мы можем высказать предположение, что этот комплекс с его производными является основным комплексом всякого невроза, и мы должны быть готовы встретить его не менее действительным и в других областях душевной жизни. Миф о царе Эдипе, который убивает своего отца и женится на своей матери, представляет собой мало измененное проявление инфантильного желания, против которого впоследствии возникает идея инцеста. В основе создания Шекспиром Гамлета лежит тот же комплекс инцеста, только лучше скрытый.
   В то время, когда ребенком владеет еще не вытесненный основной комплекс, значительная часть его умственных интересов посвящена сексуальным вопросам. Он начинает раздумывать, откуда являются дети, и узнает по доступным ему признакам о действительных фактах больше, чем думают родители. Обыкновенно интерес к вопросам деторождения проявляется вследствие рождения братца или сестрицы. Интерес этот зависит исключительно от боязни материального ущерба, так как ребенок видит в новорожденном только конкурента. Под влиянием тех парциальных влечений, которыми отличается ребенок, он создает несколько инфантильных сексуальных теорий, в которых обоим полам приписываются одинаковые половые органы, зачатие происходит вследствие приема пищи, а рождение — опорожнением через конец кишечника; совокупление ребенок рассматривает как своего рода враждебный акт, как насилие. Но как раз незаконченность его собственной сексуальной конституции и пробел в его сведениях, который заключается в незнании о существовании женского полового канала, заставляет ребенка-исследователя прекратить свою безуспешную работу. Самый факт этого детского исследования, равно как создание различных теорий, оставляет свой след в образовании характера ребенка и дает содержание его будущему неврозному заболеванию.
   Совершенно неизбежно и вполне нормально, что ребенок избирает объектом своего первого любовного выбора своих родителей. Но его libido не должно фиксироваться на этих первых объектах, но должно, взяв эти первые объекты за образец, перейти во время окончательного выбора объекта на других лиц. Отщепление ребенка от родителей должно быть неизбежной задачей для того, чтобы социальному положению ребенка не угрожала опасность. В то время, когда вытеснение ведет к выбору среди парциальных влечений, и впоследствии, когда влияние родителей должно уменьшиться, большие задачи предстоят делу воспитания. Это воспитание, несомненно, ведется в настоящее время не всегда так, как следует. Не думайте, что этим разбором сексуальной жизни и психосексуального развития ребенка мы удалились от психоанализа и от лечения неврозных расстройств. Если хотите, психоаналитическое лечение можно определить как продолжение воспитания в смысле устранения остатков детства” (Фрейд 3. О психоанализе // Психология бессознательного: Сб. произв. / Сост. М.Г. Ярошевский. М., 1990. С. 375).

Читайте также:  Развитие ребенка на четвертом месяце жизни

ЗАДАНИЕ 2

   Просмотрите книги, периодические издания по психологии последних лет, выберите работу зарубежного или отечественного психолога, автор которой — приверженец психоаналитического подхода.
   — Прочитайте, обращая внимание на понятийный аппарат.
   — Выделите основные исходные установки автора.
   — Какие аспекты психического и личностного развития автор считает главными?
   — Обозначьте те практические проблемы психического развития, образования и воспитания, которые предлагается решить в контексте психоаналитической теории.
   — Приведите свой собственный пример актуальной практической ситуации подобного типа.
   — Что считаете ценным из прочитанного, что показалось новым, что сомнительным или непонятным?
   — Подготовьте тезисное сообщение.

Дополнительная литература:

   Зешарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982. С. 6—12, 30-37.
   Обухов Я.А. Значение первого года жизни для последующего развития ребенка: (Обзор концепции Д. Винникотта ) // Школа здоровья. 1997. Т. 4. № 1. С. 24-39.
   Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
   Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. С. 329—345, 377—397.

Источник

Благодаря Русскому психоаналитическому обществу, столицу посетил президент Швейцарской ассоциации психоанализа детей и подростков (ASUPEA) Бердж Папазян. Семинар пришелся на дни траура по трагическим событиям в Керчи, поэтому разговор об этиологических факторах психопатологических проявлений в детско-подростковом возрасте был особенно значимым. Послушать яркого представителя швейцарской психоаналитической школы с 30-тилетним стажем терапевтической работы собрались психологи, психоаналитики, готовые встретиться лицом к лицу с историями детской травмы.

В европейских странах психоанализ детства и подросткового возраста насчитывает более сотни лет: «смелое» начало данного направления психоанализа было положено описанием случая «Маленького Ганса» в работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика» в 1909 году. В России детский психоанализ и детская психоаналитическая психотерапия (а это все же разные способы взаимодействия с маленькими клиентами, и об этом господин Папазян тоже упомянул) также достаточно развиты. Ведь в каждом из нас живет ребенок, который влияет на нашу взрослую жизнь.

В начале семинара Бердж Папазян остановился на истории зарождения и развития психоанализа детей и подростков, обратив внимание на такие важные явления, как инцестуозные связи и перенос. Ранний детский психоанализ развивался в «атмосфере инцеста»: Анна Фрейд была пациенткой собственного отца, Мелани Кляйн занималась психоанализом своего сына, Гермина Хуг-Хельмут, анализировавшая родного племянника, взятого на попечение, была через 4 года им же задушена. Отчасти благодаря такой глубокой предыстории, современное психотерапевтическое сообщество хорошо знает, что специалист никогда не берет в аналитическую, терапевтическую работу близких и родных людей. Истинный инцест уже сотни лет находится под запретом, но никакие запреты и догмы не распространяются на фантазии ребенка, заглянуть в которые и является одной из задач детского психоаналитика!

Анна Фрейд, развивая теоретические положения своего отца, считала, что Супер-Эго (один из трех компонентов психики, отвечающий за моральные и ценностные установки человека) формируется у ребенка не сразу, а проходит свое становление в процессе развития. Это было основой положения о том, что маленькие дети не способны к такому психическому явлению, как перенос. Мелани Кляйн же, напротив, занимаясь самыми ранними стадиями развития детей, считала, что младенец способен к переносу, в том числе к негативному. Дальнейшее развитие детского психоанализа также имело некоторые расхождения в теоретических положениях, например, относительно формирования Эдипова комплекса и др. Однако же, представляя на семинаре клинический анализ индивидуального случая из собственной практики, на вопрос одного из участников Бердж Папазян дал четкий ответ: «Когда я работаю с человеком, я не думаю, исходя из каких теоретических положений я его анализирую. Значительно важнее то, что происходит в данный момент между нами! Если внутри самого аналитика не происходит определенных изменений, их не будет и у пациента!».

Современное теоретическое состояние психоанализа детства и подросткового возраста уделяет много внимания изучению таких понятий, как контрперенос, отрицание, ревери, биперсональное поле, что, по мнению господина Папазяна, идет в ущерб исследованию сексуальности ребенка, которая играет очень важную роль. Какова же теоретическая и клиническая разница между сексуальностью в общечеловеческом смысле, а именно сексуальностью, связанной со взрослой сексуальной функцией и с полиморфной сексуальностью ребенка так, как ее описал З.Фрейд, и, наконец, сексуальным, которое наполняет нас жизненной силой? Основная гипотеза Берджа заключается в том, что сексуальное у детей – это как раз то основополагающее, что определяет все аспекты данной проблемы (во французском психоанализе это одно из наиболее концептуальных понятий). Бессознательное имеет детскую и сексуальную природу, независимо от возраста человека (З. Фрейд «Заметки об одном случае невроза навязчивости», случай «Человек с крысами», 1909 г.). 

Читайте также:  Роль воспитания в развитии ребенка кратко

Бердж Папазян, Виктория СавенкоРазвитие человека – это целый путь, который имеет определенный смысл, где качество превращается в количество, и если в физическом плане он необратим, то в психическом плане это обратимый процесс. Путь развития и роста человека имеет психосексуальный характер изначально, начиная с самых примитивных ситуаций, и этап за этапом все глубоко переживаемые явления постоянно возвращают человека к сексуальным переживаниям. С раннего детства ребенок начинает задаваться вопросами о развитии своего тела, о различных культурных аспектах жизни, и, конечно, задумывается о смерти. В своих размышлениях любой человек неизбежно приходит к вопросам о том, откуда мы пришли, о нашем происхождении, и затем эти мысли приводят его к размышлениям о происхождении человечества и всего мира. Французский психоанализ понимает сексуальное у детей как модель интерактивного эпигенеза, который включает в себя одновременно телесный аспект, роль объекта и также сексуальное у взрослых. Человек является существом, обладающим психикой, которая должна быть структурирована, которая обладает определенной динамикой и полем развития, и, безусловно, должны быть границы психического развития. Триангуляция, понимаемая как психическое пространство, которое регулирует обмен между Ид, Эго и Супер-Эго, является продуктом как раз сексуального у детей. Сексуальное у детей – это то самое психическое пространство, в котором возникают все влечения: удовольствия чувственного характера, удовольствие в воображаемом плане, которое меньше всего похоже с половой функцией у животных, а скорее связано с творческим удовлетворением. 

Таким образом, сексуальное у детей не подчиняется детской сексуальности, но может быть связано с травмами и проявляться в элементах сексуальности. Сексуальность подростка психически может сформироваться только тогда, когда сексуальное у ребенка готово принять эту подростковую сексуальность. Латентный период развития психики как раз и нужен для того, чтобы подготовить ребенка к чисто физическим изменениям, связанным с половым созреванием. Поэтому современное общество, основанное в большей степени на картинке, на изображении, нежели на букве и слове, часто пагубно влияет на неокрепшую детскую душу, которая становится жертвой животных инстинктов, к которым она еще не готова.

Завершая общение с гостем, я поинтересовалась, какие наиболее актуальные и распространенные проблемы у детей и подростков существуют в современном мире, существует ли какая-то динамика детских фантазмов за последнее десятилетие. Точно так же, как Дональд Винникотт (британский детский психоаналитик, один из важнейших представителей теории объектных отношений) в свое время сказал, что ребенок не существует сам по себе, а развивается в своем окружении, Бердж ответил, что психоанализ не существует сам по себе, он существует в конкретном обществе, которое и определяет эволюцию детских и подростковых фантазмов. Прежде всего, большую роль сейчас играет технологический прогресс, открывающий детям доступ к фото- и видеоматериалам с таким содержанием, которое детская незрелая психика еще не способна правильно осмыслить. 

Фотографы Ekaterina Basova-Gonzalez, Владимир Осиченко

Источник

Познание детской
психики с помощью психоанализа и игровой
тех ники расширило представления об
эмоциональной жизни маленьких детей,
углубило понимание самых ранних стадий
развития и их долговременного вклада
в нормальное или патологическое развитие
психики во взрослые периоды жизни.

Детский
психоаналитик Дж. Боулби рассматривал
прежде всего эмоциональное развитие
детей2.
Его теория
привязанности
основана
на синтезе современных биологических
(этологических) и психологических данных
и традиционных психоаналитических
представлений о развитии.

Ключевая
идея теории Боулби состоит в том, что
мать важна не только потому, что она
удовлетворяет первичные органические
поттребности ребенка, в частности
утоляет голод, но главное — она создает
ребенку первое чувство привязанности3.
В первые месяцы жизни крики и улыбки
ребенка гарантируют ему материнскую
заботу, внешнюю безопасность и
защищенность. Эмоционально защищенный
ребенок более эффективен в своем
исследовательском поведении, ему открыты
пути здорового психического развития.
Разнообразные нарушения первичной
эмоциональной связи между матерью и
ребенком, «расстройства привязанности»
создают риск возникновения личностных
проблем и психических заболеваний
(например, депрессивных состояний).

Идеи
Боулби сразу нашли применение и начиная
с 1950-х гт привели к практической
реорганизации системы больничного
режима
для маленьких детей, позволившей не
отрывать ребенка oт
матери.

Р. Шпиц
подчеркивает, что взаимоотношения между
ребенком и матерью в самом раннем
возрасте оказывают влияние на формирование
его личности в последующем4.
Очень показательными для психоаналитического
подхода к исследованию и коррекции
развития в детском возрасте являются
такие понятия, как «привязанность»
«безопасность», установление близких
взаимоотношений детей и взрослых,
создание условий для налаживания
взаимодействия детей и родителей в
первые часы после рождения.

Широкую
известность получила позиция Э. Фромма
по вопросу о роли матери и отца в
воспитании детей, об особенностях
материн­ской и отцовской любви5.

Материнская
любовь безусловна:
ребенок
любим просто за то, что он есть. Сама
мать должна иметь веру в жизнь, не быть
тревож­ной, только тогда она сможет
передать ребенку ощущение безопас­ности.
«В идеальном случае материнская любовь
не пытается поме­шать ребенку взрослеть,
не пытается назначить награду за
беспомощность»6.
Отцовская любовь — по большей части
это обу­словленная
любовь,
ее
нужно и, что важно, можно
заслужить
— достижениями, выполнением обязанностей,
порядком в делах, соответствием ожиданиям,
дисциплиной. Зрелый человек строит
об­разы родителей внутри себя: «В этом
развитии от матерински -центрированной
к отцовски-центрированной привязанности
и их окончательном синтезе состоит
основа духовного здоровья и зрело­сти»7.

Представитель
психоаналитической педагогики К. Бютнер
обращает внимание на то, что традиционная
для психоанализа сфера семейного
воспитания дополняется и даже вступает
в кон­курентные, противоречивые
отношения с системой институцио­нального,
внесемейного воспитания. Влияние
видеофильмов, мультфильмов, игр, индустрии
игрушек на внутренний мир де­тей
постоянно растет, и часто оно может быть
оценено резко негативно8.

Представительница
Парижской школы фрейдизма Ф. Дольто
рассматривает прохождение детьми
символических этапов станов­ления
личности1.
В своих книгах «На стороне ребенка»,
«На сторо­не подростка» она анализирует
с психоаналитической точки зрения
многочисленные проблемы: характер
воспоминаний детства, само­чувствие
ребенка в детском саду и школе, отношение
к деньгам и наказаниям, воспитание в
неполной семье, норма и патология
родительско-детских отношений, зачатие
в пробирке.

Читайте также:  Развитие ребенка в разных странах

Детский
психоанализ оказал немалое влияние на
организацию работы с детьми в
образовательной и социальной сферах,
на работу с родителями. На его основе
созданы многочисленные программы
раннего вмешательства, варианты терапии
взаимоотношений «ро­дители — ребенок»,
«отец — мать — ребенок» для родителей
и детей «групп риска»2.
В настоящее время существует немало
центро-психоаналитической терапии
детей. Однако, по словам одного и видных
представителей этого направления С.
Лебовичи, «и по сей день нелегко с
точностью определить, что именно
представляет собой психоанализ у
ребенка»3.
Цели современной длительной
психоаналитической терапии ребенка
формулируются в весьма широко диапазоне:
от устранения невротических симптомов,
облегчение бремени тревоги, улучшения
поведения до изменений в организации
умственной деятельности или возобновления
динамичной эволюции психических
процессов развития.

ВОПРОСЫ ДЛЯ
САМОПРОВЕРКИ:

1. Назовите мотивы,
лежащие в основе человеческого поведения
по мнению 3. Фрейда.

2. Опишите структуру
личности и ее развитие в процессе
онтогенеза. В чем состоят предпосылки
возникновения внутреннего конфликта
человека?

3.. Почему подход
психоанализа к пониманию психического
развития может быть охарактеризован
как преформистский?

4.
Используя фрейдовскую модель
психосексуального развития, попробуйте
объяснить поведение чрезмерно
пунктуального и опрятного человека
склонного к сквернословию и бахвальству;
человека, постоянно стремящегося вызвать
сочувствие и жалость к себе.

5. Как трансформировался
психоаналитический подход в детском
психоанализе (цели, методы, способы
коррекции)?

ЗАДАНИЕ 1

Прочитайте
отрывок из работы 3. Фрейда «О психоанализе»,
выделите тексте специфические для
психоанализа понятия,
ключевые
положения
характерные
для этого подхода, обращая внимание на
их формулировки.

«Отношение ребенка к своим
родителям далеко не свободно от
сексуального возбуждения, как это
показывают непосредственные наблюдения
над детьми и позднейшие психоаналитические
изыскания у взрослых. Ребенок рассматривает
обоих родителей, особенно одного из
них, как объект своих эротических
желаний. Обычно ребенок следует в данном
случае побуждению со стороны родителей,
нежность которых имеет очень ясные,
хотя и сдерживаемые в отношении своей
цели проявления сексуального чувства.
Отец, как правило, предпочитает дочь,
мать—сына; ребенок реагирует на это,
желая быть на месте отца, если это
мальчик, и на месте матери, если это
девочка. Чувствования, возникающие при
этом между родителями и детьми, а также
в зависимости от этих последних между
братьями и сестрами, бывают не только
положительные, нежные, но и отрицательные,
враждебные. Возникающий на этом oc-новании
комплекс предопределен к скорому
вытеснению, но тем не менее он производит
со стороны бессознательного очень
важное и длительное действие. Мы можем
высказать предположение, что этот
комплекс с его производными является
основным комплексом всякого невроза,
и мы должны быть готовы встретить его
не менее дей­ствительным и в других
областях душевной жизни. Миф о царе
Эдипе, который уби­вает своего отца
и женится на своей матери, представляет
собой мало измененное проявление
инфантильного желания, против которого
впоследствии возникает идея инцеста.
В основе создания Шекспиром Гамлета
лежит тот же комплекс инцеста, только
лучше скрытый.

В то время, когда ребенком владеет еще
не вытесненный основной комплекс,
значительная часть его умственных
интересов посвящена сексуальным
вопросам. Он начинает раздумывать,
откуда являются дети, и узнает по
доступным ему признакам о действительных
фактах больше, чем думают родители.
Обыкновенно интерес к во­просам
деторождения проявляется вследствие
рождения братца или сестрицы. Инте­рес
этот зависит исключительно от боязни
материального ущерба, так как ребенок
видит в новорожденном только конкурента.
Под влиянием тех парциальных влече­ний,
которыми отличается ребенок, он создает
несколько инфантильных сексуальных
теорий, в которых обоим полам приписываются
одинаковые половые органы, зачатие
происходит вследствие приема пищи, а
рождение — опорожнением через конец
ки­шечника; совокупление ребенок
рассматривает как своего рода враждебный
акт, как насилие. Но как раз незаконченность
его собственной сексуальной конституции
и пробел в его сведениях, который
заключается в незнании о существовании
женского полового канала, заставляет
ребенка-исследователя прекратить свою
безуспешную работу. Самый факт этого
детского исследования, равно как создание
различных тео­рий, оставляет свой
след в образовании характера ребенка
и дает содержание его бу­дущему
неврозному заболеванию.

Совершенно неизбежно и
вполне нормально, что ребенок избирает
объектом своего первого любовного
выбора своих родителей. Но его libido
не должно фиксиро­ваться на этих
первых объектах, но должно, взяв эти
первые объекты за образец, пе­рейти
во время окончательного выбора объекта
на других лиц. Отщепление ребенка от
родителей должно быть неизбежной задачей
для того, чтобы социальному положе­нию
ребенка не угрожала опасность. В то
время, когда вытеснение ведет к выбору
среди парциальных влечений, и впоследствии,
когда влияние родителей должно
уменьшиться, большие задачи предстоят
делу воспитания. Это воспитание,
несо­мненно, ведется в настоящее время
не всегда так, как следует.

Не думайте, что этим разбором
сексуальной жизни и психосексуального
разви­тия ребенка мы удалились от
психоанализа и от лечения неврозных
расстройств. Если. хотите, психоаналитическое
лечение можно определить как продолжение
воспитания в смысле устранения остатков
детства» (Фрейд 3. О
психоанализе // Психология бессознательного:
Сб. произв. / Сост. М.Г. Ярошевский. М.,
1990. С. 375).

ЗАДАНИЕ 2

Просмотрите книги,
периодические издания по психологии
последних лет, выберите работу зарубежного
или отечественного психолога, автор
кото­рой — приверженец психоаналитического
подхода.

— Прочитайте,
обращая внимание на понятийный аппарат.

— Выделите основные
исходные установки автора.

— Какие аспекты
психического и личностного развития
автор считает главными?

— Обозначьте те
практические проблемы психического
развития, обра­зования и воспитания,
которые предлагается решить в контексте
психоана­литической теории.

— Приведите свой
собственный пример актуальной практической
си-туации подобного типа.

— Что считаете
ценным из прочитанного, что показалось
новым, что сомнительным или непонятным?

— Подготовьте
тезисное сообщение.

Дополнительная
литература:

Зейгарник
Б.В.
Теории
личности в зарубежной психологии. М.,
1982. С. 6—12

30-37.
Обухов
Я.Л.
Значение
первого года жизни для последующего
развития ребенка

(Обзор концепции
Д. Винникотта ) // Школа здоровья. 1997. Т.
4. №1

С. 24-39.

Фромм
Э.
Психоанализ
и этика. М., 1993. Ярошевский
М.Г.
История
психологии. М., 1985. С. 329-345, 377-397.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник