Современный подход к интеллектуальному развитию ребенка
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников происходит под влиянием окружающего мира. При общении со взрослыми ребёнок осваивает речевые навыки, в игре развивается логика, при знакомстве с природой малыш учится делать первые выводы и обобщения, в процессе рисования или лепки развивается творческая деятельность.
Процесс накопления знаний и умений происходит очень быстро. Психологи утверждают, что в более старшем возрасте этот темп значительно замедляется. Недостатки воспитания и обучения в раннем детстве негативно сказываются на дальнейшем развитии малыша. Поэтому очень важно начать развивать головной мозг как можно раньше. Самый лучший период начинается с 2-3 лет, когда ребёнок уже понимает, что происходит и его нейронные связи работают максимально эффективно.
КАКИЕ СПОСОБНОСТИ НАЗЫВАЮТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ?
Умственные данные маленького ребёнка иногда путают с информированностью, или с навыком использовать разные алгоритмы. Но это не одно и то же. Способности не являются знаниями или навыками. Их следует сравнивать с механизмом, который позволяет получать опредёленный багаж знаний, управлять им, а ещё научиться выполнять различные действия. Интеллектуальные способности – это мышление, которое организовано внутри человека, его деятельные активные мысли.
Лучшее время для формирования интеллекта – это дошкольный возраст, когда малыш занимается анализом информации, рассуждениями. В это время он начинает понимать законы природы и связи между причинами и следствиями.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Способность разбирать, которая оформлена в навыке выделения разных особенностей и характеристик предмета.
Талант комбинировать вещи и предметы помогает созданию различных сочетаний элементов и их частей .
Умение рассуждать, которое проявляется в навыке формулировать идеи по порядку таким образом, что следующая фраза либо идет из предыдущей, либо имеет связи причины и следствия.
Дар планировать – это продумывание будущего с целью получить результат и/или достигнуть определённой цели.
Все вышеназванные элементы имеют характеристику и по количеству, и по качеству. Чем шире у малыша развит один из этих компонентов, тем с максимальным количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибок и неправильных действий он совершит.
К примеру, составляя мозаику в рисунок, ваш сын или дочь не будут бессмысленно двигать частички паззла, чтобы случайно попасть в правильное место. Ребёнок будет смотреть на края и рисунок частичек. К слову, именно этот вид деятельности следует рассматривать, чтобы диагностировать развитие интеллектуальных способностей дошкольника.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Первое проявление умственных талантов малыша проходит с помощью наглядного моделирования.
Визуальные образцы показывают характеристики и взаимосвязи объектов. Благодаря ним ребёнок познает истинные отношения предметов.
Глянем на картинку пятилетнего малыша. Его рисунок не является копией. Ребёнок имитирует, вычерчивает границы нарисованных вещей, животных, растений. Ему трудно изобразить дом, но он может нарисовать квадрат с треугольником наверху. Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и становится более сложным на базе развития интеллектуальных способностей. Если начать с элементарных замещений настоящих объектов простыми формами, то к первому классу школы дети смогут самостоятельно построить макеты, с помощью символических обозначений.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Наглядное моделирование перед школой возрастает на более высокий уровень. Дети больше не используют макеты каких-то особых объектов. Они идут к обобщенным образам, которые отражают главные характеристики предметов.
Формируется конструктивная работа – отличный пример визуального макетирования, способствующего развитию умственных и креативных талантов. Если ребенок 6 лет создает пространственный макет, то это огромная страна с дворцами, лесами, горами.
Развитие умственных способностей старших дошкольников возможно благодаря тому, что дети осмысляют связи между причинами и следствиями. Они умеют сплотить разные элементы в целостную схему.
Дети в старших группах детского сада с радостью работают с математическими символами – числами, геометрическими фигурами. Это положительно влияет на развитие специфических арифметических талантов, которые тоже можно считать интеллектуальными.
ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Существует много методик развития интеллектуальных способностей дошкольников. Какую из них выбрать и как развивать интеллект ребёнкарешают родители.
Система Марии Монтессори
Суть обучения по этой системе заключается в следующем: ребёнок сам выбирает, чем ему хочется заняться. Педагог помогает ребенку справиться с заданием только тогда, когда его просят. Эта система подходит для терпеливых и усидчивых малышей, но ребенок не учится работать в группе, отсутствуют ролевые игры.
Методика Никитиных
Развивающие и спортивные задания даются в порядке роста сложности. Если малыш не решает задания, его откладывают. Педагог решения задачи не дает. Позитивный момент: рациональное использование времени, физическое развитие. Негативный – отсутствие индивидуального подхода.
Методика Зайцева
Дети с 2-летнего возраста учатся читать с помощью кубиков, таблиц. Под музыкальное сопровождение «поют» части слова. Дети, которые учатся по этой методике, рано осваивают чтение, имеют хороший словарный запас, качественные речевые навыки. Но в школьном возрасте фонетические разборы слова и разборы по составу осваивают трудно.
Методика Сесиль Лупан
Дети выполняют те задания, которые хотят. В качестве наглядного пособия используется все, что есть под рукой. Задание взрослого: в интересной форме познакомить малыша со всем, с чем он сталкивается. Не стоит бояться, что ребёнок не поймет значения какого-то термина. Главный принцип методики: есть знание – будет понимание.
Ментальная арифметика
Методика всестороннего развития. Кроме памяти, быстрой реакции, логического мышления, ментальная арифметика развивает интуицию, творческие способности, воображение. Дети становятся уверенными в себе, самостоятельными, быстро адаптируются в новом коллективе.
Программа обучения условно разделена на 2 этапа. На первом ребёнок учится считать на косточках специальных счетов (абакусе) обеими руками одновременно. С помощью абакуса осваивает все основные математические операции.
На втором – обучение переходит на ментальный уровень. Постепенно ребёнок отвыкает от счетов и все расчёты производятся на воображаемом абакусе. Уже после первых месяцев обучения дети с легкостью изучают иностранные языки, вычисляют в уме 10-значные числа, быстро учат наизусть стихи и прозу.
«Академия развития интеллекта AMAKids» проводит обучение по методике ментальной арифметики. Занятия начинаются для малышей с 4-летнего возраста. Записывайтесь на первое бесплатное занятие и оцените лично преимущества нашей методики!
Источник
Слайд 1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48» «Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников»
Слайд 2
Цель: Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами и дошкольниками для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование интеллектуальному развитию ребёнка.
Слайд 3
ПОДГОТОВКА К ПЕДСОВЕТУ: 1 Тематическая проверка «Условия повышения педкультуры родителей в сфере интеллектуального развития детей»» (средние, старшие и подготовительные группы) 11.03.19-22.03.19 Зам. зав. по ВМР Ст . воспитатели . 2 Конкурс дидактических пособий для интеллектуального развития детей в технологии лэпбук и сенсорные пособия. 01.03.19-25.03.19 г. Зам. зав. по ВМР Ст . воспитатели 3 Семинар – практикум «Применение лэпбуков в практике работы с дошкольниками и родителями» 27.02.19 г. Зам. зав. по ВМР 4 Методическая неделя «Неделя творчества» (интеллектуальное развитие): открытое НОД и конспект (развивающее занятие, математические досуги, проекты для детей, методические мероприятия с родителями, детско-родительские мероприятия, творческое перспективное планирование, сценарии интеллектуальных игр). 11.03.19-22.03.19 Зам. зав. по ВМР Ст . воспитатели 5 Подготовить проект решения педагогического совета до 25.03.19 г. Зам. зав. по ВМР 6 Отчеты для подготовки самообследования (результаты деятельности ДОУ за 2018 год). до 15.03.19 г. Воспитатели и специалисты
Слайд 4
Повестка : 1. Анализ выполнения решения предыдущего педсовета- заведующий 2. Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников» – зам . зав. по ВМР 3. «Разминка » для участников педсовета- ст . воспитатель 4. Анализ тематической проверки ««Условия повышения педагогической культуры родителей в сфере интеллектуального развития дошкольника» – творческая группа. 5. Итоги методической недели – ст. воспитатель 6. Итоги конкурса методических пособий в технологии Лэп -бук- зам.зав . по ВМР. 7. Викторина «Что? Где? Когда?» – творческая группа 8. Обмен опытом по интеллектуальному развитию дошкольников – педагоги 9. Проект решения педсовета- заведующий
Слайд 5
Современный подход к интеллектуальному развитию ребёнка. Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития. Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. Оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию .
Слайд 6
Интеллектуальное развитие предполагает: – дифференцированное восприятие; – аналитическое мышление (способность воспроизвести образец) ; – рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ; – логическое запоминание; – интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; – овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов; – развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.
Слайд 7
Цель: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей. Задачи: 1. Формировать приемы умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умение обдумывать и планировать свои действия. 2. Развивать у детей вариативное мышление, фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 3. Вырабатывать умение у детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих
Слайд 8
Система дидактических принципов: – создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса ( принцип психологической комфортности ) ; -новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми ( принцип деятельности ) ; -обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом ( принцип минимакса) ;
Слайд 9
-при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира ( принцип целостного представления о мире ) ; -у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора ( принцип вариативности) ; -процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности ( принцип творчества ) ; -обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения ( принцип непрерывности)
Слайд 10
Методы и приемы: – практические (игровые) ; – экспериментирование; – моделирование; – воссоздание; – преобразование; – конструирование ;
Слайд 11
Дидактические средства: Наглядный материал (игры, демонстрационный материал, схемы, символы, модели)
Слайд 12
Форма организации детской деятельности: – индивидуально-творческая деятельность; – творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек) ; – учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия
Слайд 13
1. Математические развлечения: игры на плоскостное моделирование ( Танграм и т. д.) ; – игры-головоломки; – игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера ; – задачи-шутки.
Слайд 14
2. Дидактические игры: – сенсорные; – моделирующего характера; – специально разработанные воспитателем для обучения детей;
Слайд 15
3. Развивающие игры это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.
Слайд 16
Основные типы интеллектуальных игр Викторины Стратегии Тестовая викторина (ТВ-игра) Сюжетная викторина (СВ-игра) Ролевая стратегия Экономическая стратегия Боевая стратегия «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?» «Полундра!» Импро-визационная «Экспромт- театр» Сценар-ная «Яхта» «Менеджер» Шашки, шахматы
Слайд 17
Тестовые викторины являются формой интеллектуальных игр. Дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», « Брейн -ринг».
Слайд 18
Сюжетные викторины более интересные. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т.д. Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо истории» и др.
Слайд 19
Стратегия – форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху. В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника ( шахматы, шашки). В экономической – через действия приобретения и продажи («менеджер», «продавец» и т.д.). В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью ((«Яхта» и т.д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.
Слайд 20
Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр Продуктивные Условно допустимые Недопустимые На сообразительность: «Ответ в вопросе ». Вопросы-шутки: «Оригинально о банальном ». Вопрос-подсказка: «Известное об известном». На логическое и ассоциативное мышление: «На удачу». «На приближение» Воспроизводящие . Воспроизводящие с «уловкой». Перечисление Вопросы-лекции . Вопросы-розыгрыши . Неэтичные вопросы.
Слайд 21
1. Вопросы на сообразительность. Позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок в полной мере проявил мыслительные способности.
Слайд 22
1.1. Ответ в вопросе. Вопрос на сообразительность, где ответ содержится в самом вопросе. Тренируется чутьё игроков верного ответа.
Слайд 23
1.2. Вопросы-шутки. Они не предназначены для подшучивания над игроком. Вопросы остроумные, в них скрывается сущность.
Слайд 24
1.3. Оригинально о банальном Вопросы на сообразительность. Ответ прост и очевиден.
Слайд 25
1.4. Вопрос-подсказка Ведущий говорит первую подсказку. Отгадавший получает балл.
Слайд 26
2. Вопросы типа «Неизвестное об известном» В вопросах даётся удивительно занима тельная и малоизвестная информация о вещах. Такие вопросы увеличивают интерес к игре.
Слайд 27
3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление Эти вопросы очень интересны игрокам, потому что задают необходимость выстраивать «цепочку» рассуждений. Это вопросы-задачи, задания.
Слайд 28
4. Вопросы на удачу. Вопросы с вариантами ответов. Можно задавать самый «заумный» вопрос, у игрока есть шанс ответить. Но такие вопросы монотонны.
Слайд 29
5. Вопросы «на приближение» Важно, чтобы факты, положенные в основу вопроса, были интересны и занимательны.
Слайд 30
Условно допустимые для интеллектуальных игр вопросы и задания
Слайд 31
1. Вопросы на воспроизведение полученных знаний (воспроизводящие). Вопросы, низшие по ценности для интеллектуальных игр. Они рассчитаны на память, практически не нуждаются в обсуждении. Все вопросы задаются по пройденному участниками игры материалу. 2. Воспроизводящие вопросы «с уловкой». Вопросы требуют не только памяти, но и внимания
Слайд 32
3 . Перечисление. Задания-вопросы, требующие перечислить что-либо. Например, общий признак: башни Кремля, станции метро, имена мальчиков и т.д. 4. Вопросы-лекции. Вопросы требуют развёрнутого ответа, что сразу снижает интерес к игре.
Слайд 33
Недопустимые в интеллектуальных играх типы вопросов и заданий. 1. Вопросы-розыгрыши Требуют от игрока заученного ответа на этот вопрос, в случае ошибки участник испытывает чувство неловкости и унижения. 2. Неэтичные вопросы.
Слайд 34
Решение педсовета: Регулярно использовать интеллектуальные игры в разных направлениях педагогического процесса. Срок: постоянно Отв. педагоги 2. Совершенствовать работу с семьёй по интеллектуальному развитию детей, в полном объёме выполнить предложения по результатам тематической проверки «Условия повышения педагогической культуры родителей в сфере интеллектуального развития дошкольника» (см. справку). Срок: постоянно Отв. Педагоги 3. Продолжать работу по совершенствованию предметно – пространственной среды ДОУ Срок: постоянно Отв. педагоги 4. Систематически повышать уровень профессионализма в области интеллектуальной деятельности с современными детьми, интегрируя знания из разных источников. Срок: постоянно Отв. педагоги
Источник
Форма проведения: Аукцион
педагогических идей.
Приготовлять умы!
Рассеивать идеи!
Вот наше назначение…
Отбросим эгоизм,
Будем трудиться для потомства!
К.Д.Ушинский
Цель: Использование нетрадиционных
технологий в работе с педагогами для повышения
эффективности профессиональной деятельности,
способствование творческому поиску.
Подготовка:
- Игровой реквизит: молоток аукциониста, муляжи
денежных купонов разного достоинства,
бутафорский ключ, фишки разного цвета. - Самостоятельная теоретическая подготовка
педагогов (изучение разделов программы по ФЭМП;
принципов, лежащих в основе методики; методов и
приемов, используемых в практике, структуры
занятий по математике). - Компьютерные презентации методических
материалов, подборка практического материала
(конспекты, сценарии, игры с описанием и т.д.). - Анкетирование “Математика глазами педагогов”.
- Тематическая проверка “Эффективность
использования инновационных педагогических
технологий на занятиях по математике”.
Повестка дня:
- Игровое упражнение “Ключ”.
- Аукцион педагогических находок:
- открытие аукциона;
- разминка;
- торги педагогическими находками;
- закрытие аукциона.
- Итоги тематического контроля “Эффективность
использования инновационных педагогических
технологий на занятиях по математике”. - Анализ анкет “Математика глазами педагогов”.
- Игровое упражнение “Ключ”. Рефлексия.
- Принятие решения.
Организация:
I. Игровое упражнение “Ключ”
Педагоги становятся в круг, ведущий
предлагает, передавая символический ключ друг
другу, высказаться, что каждый для себя хочет
открыть на сегодняшнем мероприятии.
II. Аукцион педагогических находок.
1. Открытие аукциона.
Ведущий аукциона (заместитель
заведующей по учебно-воспитательной работе):
– Уважаемые коллеги, мы рады
приветствовать вас на Аукционе педагогических
находок. Аукцион – это публичная продажа товара
с использованием торгов. Товар продается в
присутствии многих желающих покупателей. Цена
товара определяется в процессе того, как
покупатели торгуются между собой за право купить
товар. Представляю вашему вниманию:
Аукционист – заведующая детским
садом,
Аукционеры – вы, уважаемые коллеги.
Аукционеры имеют право ознакомиться и
приобрести заинтересовавшийся их лот. Он
достается тому, кто назовет самую высокую цену.
Обратите внимание на денежные знаки, которые
лежат у вас на столах. У каждого их по 5. Итак,
внимание!
Объявляются торги педагогическими
находками.
Аукционист: Аукцион открыт! (стук
молотка).
Тема торгов: “Современный подход к
интеллектуальному развитию дошкольников” (стук
молотка).
Ведущий аукциона: Сегодня в продажу
выставлены следующие лоты:
- конспект развивающего занятия в средней группе;
- конспект математического досуга в старшей
группе; - проекты для детей старшего дошкольного
возраста; - конспекты методических мероприятий с
родителями (круглые столы, практикумы и т.п.); - конспекты детско-родительских мероприятий;
- творческое перспективное планирование для
детей старшего дошкольного возраста; - сценарии интеллектуальных игр.
Время представления каждого лота 3-5
минут (компьютерная презентация).
Практическая часть.
Ведущий аукциона: Перед началом
торгов проведем разминку, где за каждый
правильный ответ вы можете заработать
дополнительные деньги.
2. Разминка:
- Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа
каждой возрастной группы? Назовите их (5-количество
и счет, величина, форма, ориентировка в
пространстве, времени). - Какие общедидактические принципы лежат в
основе методики обучения ФЭМП? (систематичность,
последовательность, постепенность,
индивидуальный подход). - Методы и приемы – это одно и то же? (Нет).
Назовите методы, используемые на занятиях по
ФЭМП (словесные, наглядные, игровые,
практические). - Назовите приемы, используемые на занятиях по
ФЭМП (рассказ, беседа, вопросы, описание, показ
предметов и действий, игры, упражнения и т.д.) - Назовите структуру занятия по ФЭМП (количество
частей занятия зависит от возраста и содержания,
при изучении нового в младшей группе – 3части,
средняя группа – 3-4части, старшая – до 5,
подготовительная группа – до 7). - Обобщенный образ существенных свойств предмета
или объекта, точная копия предмета (модель). - С какой целью можно применять палочки Х.
Кюзенера? (модель числа) - Свойство предмета, характеризующее его размер (величина).
3. Торги педагогическими идеями.
Ведущий аукциона: Я очень рада, что
вы смогли заработать дополнительные денежные
знаки. У вас хорошее настроение. А теперь
представляем вашему вниманию лот№1
(название). Далее выступление воспитателя,
представляющего лот, где он презентует свою
методическую разработку: раскрывает цели и
задачи, демонстрирует фрагменты, обыгрывает,
прилагает практические материалы (по выбору).
Аукционист: Итак, в продажу
выставляется лот№1 (название). Стартовая цена –
200рублей. (Победителю аукциона вручается
покупка).
Далее по аналогии ведется продажа
заявленных лотов.
4. Заключение.
Ведущий аукциона: Вот и завершился
Аукцион педагогических находок. Сегодня вы
познакомились с лучшим опытом работы педагогов
по интеллектуальному развитию дошкольников. А
также имели возможность приобрести
понравившийся вам лот с практическим
приложением.
Поздравляем вас с удачными покупками.
Счастливыми обладателями стали
(назвать ф.и.о.). Поприветствуем их!
Активными участниками нашего аукциона
были (Ф.И.О. тех, кто активно предлагал к продаже
методические разработки, но не смог ничего
купить).
Аукционист: Аукцион закрыт (стук
молотка).
III.
Знакомство со справкой по
результатам тематической проверки
“Эффективность использования инновационных
педагогических технологий на занятиях по
математике”.
IV. Анализ анкет “Математика глазами
педагогов”
V. Рефлексия. Игровое
упражнение “Ключ”.
Педагоги становятся в круг. Ведущий
предлагает, передавая символический ключ друг
другу, высказаться о том, что каждый себя смог
открыть на сегодняшнем мероприятии.
– Понравилось ли мероприятие? Ваши
рекомендации, советы.
VI. Принятие решения педагогического совета.
Источник