Современные теории воспитания и развития ребенка дошкольника в современных

Современные теории воспитания и развития ребенка дошкольника в современных thumbnail

Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка.

Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго вычлененный круг педагогических явлении. В литературе существует общепринятая классификация педагогических теорий (глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности). Глобальные педагогические теории подразделяются на теории воспитания и теории обучения (Б.И. Коротаев, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.).

Одной из центральных проблем психолого-педагогической теории является рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка. К концу 30-х г.г. XX в. сложились три основные теории, посвященные этой проблеме.

Первая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Данной теории соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. В данной теории главное это спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.

Вторая теория признает взаимосвязь развития и обучения (Т.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.).Согласно этой теории, развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем, обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение тождественно друг другу.

Третья теория полагает, что развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития» «забегает» немного вперед, опережая развитие ребенка. Взрослый «ведет» за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей человека. Данные положения были конкретизированы и обоснованы определенным предметным содержанием в работах АН. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др.

Полученные результаты позволили обосновать положение о ведущей роли обучения в развитии, выявить психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Педагогическая теория развивающего обучения предполагает высший теоретический уровень трудности обучения; быстрый темп обучения; непрерывное повторение учебного материала в новых условиях; воспитание у детей положительной мотивации учения и познания; гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей.

Педагогическая теория развивающего обучения нашла отражение в современной практике школьного образования (Ф.А. Сохин. Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, В.А. Петровский. З.А. Михайлова. В.Т. Кудрявцев и др. Приоритетом   деятельности   школьной ступени,   согласно   теории   развивающего   обучения,   становится   развитие воображения  и система творческих способностей детей, задача педагогов активно задействовать игры, конструирование, восприятие сказки. Самостоятельное   сочинительство,         символическое          замещение, моделирование, экспериментирование (А.А. Агаева. О.М. Дьяченко. A.3. Зак, З.А. Михайлова. Н.Н. Подьяков, Т.И. Ерофеева и др.). Необходимо помнить о недопустимости игнорирования возрастных периодов детского развития.

     Подлинными источниками     развития     должны    стать    специфические     виды    детской деятельности.   Именно   здесь   происходит  возникновение   и   развитие   таких базовых    качеств   личности,   как   творческая   активность,  инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. 

В педагогических теориях дается классификация воспитания по содержанию. Традиционный подход включает умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет правового, экологического, этнокультурного и других сторон воспитания.

Современные научные исследования, обогащающие педагогическую теорию,    выявляют    позитивную    тенденцию    сближения    разных    видов деятельности, средств, форм на интересном для детей содержании и концентрацию на этом содержании. Дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности детей, добиться необходимого образовательного эффекта за оптимальное время (см. С.Н. Зырянова, Г.М. Киселева. Л.А. Парамонова и др.).

Современные отечественные педагогические теории, как правило, охватывают локальные направления развития ребенка, учитывают данные психологии и педагогики дошкольного детства, обобщают результаты работы авторов в течение многих лет над той или иной проблемой. Так, например, за последние десятилетия отечественная наука и практика обратились к изучению роли экономики в формировании личности дошкольника. Проблема экономического воспитания до недавнего времени рассматривалась в аспекте трудового, нравственного воспитания (Л.С. Буре, Л.М. Казарян, СМ. Котлярова, Н.М. Крылова. В.Г. Нечаевой, Д.В. Сергеевой, Л.И.Сайгушевой). В настоящее время проблема экономического образования рассматривается в работах А.Д. Шатовой, А.А. Смолеевой, Л.Н. Галкиной и др

Педагогическая теория экономического образования направлена на осуществление элементарного экономического образования , включающая: формирование элементарных экономических знаний (труд как категория экономическая, деньги как социокультурное явление, реклама, полезные навыки и привычки в быту), формирование базисных качеств экономической деятельности (бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие); развитие предпосылок экономического образа мышления и становление ценностных ориентации дошкольников.  Задачи  и содержание экономического образования предполагает задействование сюжетно дидактической игры («Ярмарка», «Аукцион», «Выставка-продажа», «Супермаркет», «Экономический КВН») (см. Шатова А.Д., Струнилина Н.А. Некоторые аспекты методики экономического воспитания дошкольников. //Библиотечка педагогов Москвы. Выпуск третий. Дошкольное воспитание. Традиции и современность. М.. 1996).

Можно использовать дидактические игры с экономическим содержанием, типа: «Я — спонсор», «Доход — расход»; сюжетно-дидактических играх: «Банк», «Биржа», «Бюро добрых услуг» и др. Данный подход охватывает как механизмы, так и содержание экономического образования как самостоятельной области педагогической теории.

Таким образом, современные педагогические теории рассматривают проблемы обучения, воспитания и развития ребенка в контексте соотношений данных понятий. Изучение зарубежных педагогических теорий обогащает отечественную систему образования. (Идеи С. Френе о журналистике: газета, «пресса», создаваемая детьми и родителями для самих себя; идея обустройства художественно-содержательной развивающей среды по методу Реджио Эмилия — Италия: идея воспитания личной ответственности за свою деятельность — США).

Педагогическая наука как совокупность педагогических теорий постоянно развивается и модернизируется, с учетом накопленного позитивного опыта работы образовательных учреждений.

Источник

2.1 Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка дошкольного возраста

Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго очерченный круг педагогических явлений.[2,176]Ее структурными элементами являются идеи (исходные положения), понятия; законы и закономерности, принципы, правила, рекомендации. Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности. Глобальные теории делятся на теории воспитания и теории обучения (Б.И. Коротяев, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.). Одна из их центральных проблем — рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника. К концу 30-х гг. XX в. сложились три основные теории, посвященные этому вопросу.[2,176]

Первая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Ей соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. Главное в ней — спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.[21,8]

Вторая теория базируется на взаимосвязи развития и обучения (Т.С. Костюк, НА. Менчинская и др.). Согласно ей, развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение практически отождествлены друг другу.

Согласно третьей теории, развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает немного вперед, опережая развитие ребенка.[2,177] Он ведет за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей. Данные идеи были конкретизированы предметным содержанием в работах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др.

На этой базе было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии, но выявлены психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов).[18]

Педагогическая теория развивающего обучения предполагает максимальный уровень, быстрый темп обучения, непрерывное повторение учебного материала в новых условиях, воспитание у детей положительной мотивации учения и познания, гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей.

Педагогическая теория развивающего обучения нашла отражение в современной практике дошкольного образования (Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, В.А. Петровский. З.А. Михайлова, В.Т. Кудрявцев и др.).

Идея развивающего обучения реализуется в программах «Истоки», «Развитие», «Золотой ключик», «Детство», «Из детства — в отрочество», «Школа 2100».

Приоритетом деятельности дошкольной ступени, согласно данной теории, становится развитие воображения и творческих способностей детей. Для этого педагоги должны использовать игры, конструирование, чтение сказок, самостоятельное сочинительство, символическое замещение, моделирование, экспериментирование (А.А. Агаева, О.М. Дьяченко, А.З. Зак, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддьяков, Т.И. Ерофеева и др.).[2,178]

Вместе с тем нельзя игнорировать возрастные периоды детского развития. Как отмечает Е.О. Смирнова, «в своем стремлении “идти в ногу со временем” и “не отставать от жизни” педагоги и родители нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся риторика, естествознание, физика, компьютеризация и пр.».[17,56]

Педагогические теории должны учитывать пути развития детей. Акселерация — искусственное ускорение развития зачастую принимает форму симплификации, т.е. чрезмерного упрощения и обеднения (А.В. Запорожец). Развитие ребенка в этом случае отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Альтернативой акселерации А.В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Подлинными источниками развития должны стать специфические виды детской деятельности. Именно в них формируются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим.[2,179]

Развитие ребенка должно ориентироваться на максимальную реализацию всех его потенциальных возможностей. Знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка. В общении и деятельности взрослый встает на позицию сотрудничества, партнерства. Приоритетами должны стать интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития как члена общества. Таким образом, современное дошкольное образование в целом может быть названо развивающим (В.Т. Кудрявцев), а дошкольная педагогика — педагогикой развития.[21,10]

В свете педагогической антропологии воспитание понимается как создание условий для развития детей. Точкой отсчета в них становится личность ребенка как субъекта, который нуждается в помощи и поддержке взрослого.

В педагогических теориях дается классификация воспитания по содержанию. Традиционный подход включает умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет полового, правового, экологического, этнокультурного и др.

Психоаналитические теории рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование поло-ролевого поведения (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн, А. Адлер и др.). В них поднимается вопрос о тендерном воспитании и психосоциальном развитии (отношения ребенка с близкими людьми).[2,179]

Теория привязанности, в которой центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми (авторы Дж. Боулби, Мария Эйнсворт). В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых показывается и доказывается решающее влияние взаимной привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д.[17,59]

Бихевиористская теория рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения: человек учится всю жизнь, он такой, каким научился быть (автор Дж. Уотсон). Научение через подражание является главным способом приобретения новых форм поведения (А. Бандура, Р. Сире, Б. Скиннер и др.). Слабая сторона этой теории состоит в переоценке сознания человека, его воли и собственной активности.

Гуманистические теории предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию (К. Роджерс, А Маслоу, Ш. Бюлер). Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику С. Френе и др.[17,60]

Деятельностный подход, широко используемый в нашей стране, предполагает развитие личности в деятельности и благодаря ей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, АН. Леонтьев).

Таким образом, современные научные исследования, обогащающие педагогическую теорию, выявляют позитивную тенденцию сближения разных видов деятельности, средств, форм на интересном для детей содержании и концентрацию на нем.[2,180] Дети осваивают различные разделы программы параллельно, что позволяет добиться необходимого образовательного эффекта и сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 132728
Количество таблиц: 6
Количество изображений: 0

… усилия для повышения уровня усвоения программы по развитию речи, причем детьми всех возрастных групп. Глава 3. Проект мероприятий и апробация введения новых педагогических технологий в МДОУ № 165 г. Новокузнецка   3.1 Особенности управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педагогических технологий (проект мероприятий) Алгоритм управленческих действий на этапе …

… овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, …

… Законом «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета. 3. Анализ и проблемы финансирования деятельности дошкольного образовательного учреждения №29 «Аленушка» 3.1 Анализ выполнения сметы расходов на содержание дошкольного образовательного учреждения №29 «Аленушка» за 2005 …

… , что позволит ему направлять студентов в оптимальное русло работы по осмыслению нового материала. В ходе изучения особенностей организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа при овладении курсом методики физического воспитания и развития детей была отражена актуальность проблемы, определены цель, предмет и объект исследования. Были изучены и проанализированы: – …

Источник

«Современные теории воспитания,
выстраивание системы воспитания в дошкольной организации»

Содержание:

Воспитание как ведущая  функция 
педагогики   дошкольного  возраста.  Формирование основ социального поведения
детей старшего дошкольного возраста. Воспитание гуманных чувств и отношений в
старшем дошкольном возрасте. Понятие и структура воспитательной системы ДОО. Актуальность
гендерного воспитания. Стереотипы гендерного воспитания. Дифференциация 
подхода  к  воспитанию  мальчиков  и девочек.

Детство, несомненно, является сензитивным периодом
закладывания воспитательных основ для развития нравственных качеств и действий
ребенка.

Ребенок – неповторимая и яркая
индивидуальность, который развивается, накапливая индивидуальный опыт,
жизненные впечатления, транслирует взрослый мир со всеми его достоинствами и
недостатками.

Воспитание – это процесс специально
организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей
образования в условиях образовательного процесса. Результатом воспитания
является развитая личность, которая находится в гармонии с природой, социумом,
знающая и следующая ценностям мировой и национальной культуры, имеющая навыки
творческой самореализации, нравственную саморегуляцию и адаптацию.

Самостоятельное понятие детства появилось только в
начале  XVIII  в.до этого времени детство понималось как период незрелости (период
зрелости – это взрослость).

Историческая трансформация понимания периода детства
имеет свои этапы:

 – первобытный  инфантицид: ребенок это материал для
изменения под руководством взрослого;

– гиперболизация правильно организованного воспитания
в эпоху Просвещения;

 – социальная динамика в развитии ребенка при переходе
его из низшего в более высшее сословиев XIX  в.;

– развитие индивидуальности ребенка  во  второй 
половине  —  конце  XX  в.

Особое значение в понимании сущности воспитания
приобретают современные концепции детства.

Концепция Ш.А. Амонашвили.
Ученый понимает детство как самобытный период, особую миссию ребенка для себя и
для людей. «Ребенок со своей миссией – это значит, что каждый ребенок есть
неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием
возможностей, способностей. … Я ее рассматриваю  их как зернышко, в котором
хранится суть миссии, и если помочь ему развиться, вырасти, создать условия
доброжелательности, то ребенок, став взрослым, принесет окружающим его людям в
чем-то какое то, хоть малюсенькое, облегчение, какую-нибудь радость, станет для
кого-то соратником, помощником, надеждой. Но будут и такие, которые, скажем так
«Чудо» для всего человечества и человечество долго будет благодарно им».

Концепция М.С. Каганавыявляет
слои в периоде детства.

Один из них непосредственно субкультура детства:
среда, окружение, культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка.

 Второй –проявление детской субкультуры,
собственной деятельности ребенка.

Поэтому детская субкультура в широком смысле –все, что
создано человеческим обществом для детей и детьми. В узком – ценности и
установки, способы деятельности, формы общения детей в группах сверстников в
данной исторической и социальной ситуации.

Воспитательная среда, организованная педагогом или
стихийная, имеет способы средовых воздействий на ребенка (рис. 1.).

Рисунок 1. Влияние среды на воспитательную
систему.

Воспитание детей дошкольного возраста начинается с
воспитателя. У него главная задача – создать атмосферу доброжелательности,
завоевать доверие детей, атмосфера справедливости. Если воспитатель правильно
себя ведет, то через два-три месяца дошкольники легко адаптируются к новым
требованиям. По научным данным, развитие ребенка шести лет достигает уровня,
который требуется для учебной деятельности. Организм ребенка развивается
интенсивно, поэтому нужны соответствующие условия. Родителям стоит помнить, что
у ребенка появляется целый ряд серьезных трудностей. В первую очередь
устанавливается распорядок жизни. Например, вставать во время и в определенное
время, выполнять разные задания дома, в ДОО, сидеть на НОД спокойно. Дети в
этом возрасте начинают скрывать свои переживания, не показывают, что им плохо.

Есть дети, которые относятся к группе риска.

Гиперактивные
дети страдают синдромом дефицита внимания. У них проявляется суетливость,
чрезмерная активность, невозможность сосредоточить внимание. Учебные знания
строятся по строгому графику. Больше внимания уделяется хорошим поступкам.
Обеспечивается двигательная разрядка.

У леворуких детей сниженная способность
зрительно-двигательной координации. Обычно ребенок плохо срисовывает
изображения, не может держать строчку. Перестановка и пропуск букв при письме.
Проявляется обидчивость, эмоциональная неустойчивость, сниженная
работоспособность, тревожность.

Агрессивные дети,
застенчивые, эмоционально расторможенные, ранимые и тревожные должны
учитываться не только дома, но и педагогом в детском саду.

Особую
роль в современном образовательном процессе играет системно организованная
воспитательная деятельность. Разработанная нами воспитательная система является
составляющей частью Образовательной программы.

«Воспитательная
система
– развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных
компонентов: исходной концепции (совокупность идей, для реализации которых она
создается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов
деятельности, ее организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих
субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления,
обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность»
(Л.М.Денякина, О.В.Малахова «Проектирование образовательной программы
образовательного учреждения»).

Успешность
воспитания во многом зависит от его системного характера.

Воспитательная
система выступает как целостный организм, который включает в себя такие черты
как:
– контингент детей;
– контингент семей воспитанников;
– особенности педагогического коллектива, его психологический климат,
творческий потенциал педагогов; 
– творческое развивающее пространство, состоящее из трех взаимосвязанных
пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей, включающее
в себя «место творения», процесс творчества  и  внутреннюю личную
мотивацию детей, педагогов и родителей  к порождаемому результату
совместной деятельности;
– систему управления.

Цель воспитательной
системы
воспитание
ребенка как личности, гражданина в процессе освоения и принятия им ценностей,
нравственных установок и моральных норм общества.

Задача
воспитательной системы
– включить все воспитательные воздействия
в целостный образовательный процесс.

Система
воспитания ребенка  в ДОО может состоять из трёх структурных компонентов:

Первый 
компонент – «Я познаю мир»,
включает содержательную сторону
воспитательной системы и состоит из разделов:

«Я
и мое здоровье» – воспитание ценностного отношения к своему здоровью через
формирование начальных представлений  о здоровом образе жизни, воспитание
культурно-гигиенических навыков, развитие физических качеств и умений,
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, обеспечение
комфортного и благоприятного психологического климата.

 «Я
и мои ценности» –  воспитание любви и уважения к семье как основной
ценности, усваиваемой ребёнком с первых лет жизни, имеющей непреходящее
значение для человека в любом возрасте;     приобщение
детей к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); приобщение его к
общечеловеческим ценностям и включение в систему социальных отношений;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам.

«Я
и моя Родина» – воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком
традиций и культуры родного народа, поселка, района, округа. Через семью,
родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются
конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная
земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

«Как
прекрасен этот Мир!»   –  воспитание эстетически развитой
личности,   через развитие эмоциональной отзывчивости на средства
художественной выразительности, а также в использовании этих средств детьми при
передаче собственного отношения к действительности, к окружающему миру;
расширение границ творческого восприятия мира.
·         Второй компонент  –
«Играю, значит живу интересно»,
составляет деятельностную основу
воспитательной системы и состоит из разделов:

«Игра
как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника». Игровая деятельность
пронизывает все разделы системы, что соответствует интересам ребенка и
способствует сохранению специфики дошкольного детства.

«Проектная
деятельность».  Постоянно проявляемая исследовательская активность  –
нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и
хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через
исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для
исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно,
чтобы психическое развитие ребёнка уже на самых первых этапах разворачивалось
как процесс саморазвития. 

 Ведущее
место среди методов
, которые способны обеспечить  
воспитательный процесс с целью  формирования познавательной активности
принадлежит сегодня  творческому проектированию  в  ДОО.

Проектно-исследовательская 
деятельность

– это работа, связанная  с решением  воспитанниками  творческой,
исследовательской  задачи
  и предполагающая наличие 
таких  элементов, как  практическая  методика 
исследования  выбранного  явления, собственный 
экспериментальный  материал,  анализ  собственных  данных,
получение выводов.

Третий
компонент:  «Вместе весело шагать»,
составляет форму
организации  всего воспитательного процесса. Реализуется через программу
экспериментальной деятельности.

Рисунок 2. Модель воспитательной системы.

Воспитательная
система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих
удовлетворению разнообразных потребностей дошкольников и формированию ключевых
компетентностей:

•               
Самостоятельная
(экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым
развивающей среды.

•               
Совместная
(поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители);

•               
Обобщающие
занятия, общение со сверстниками, дети – «информаторы» – взрослый –
«слушатель».

Самостоятельная
деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в
совместной деятельности развил его, а на НОД – обобщил.

Рисунок 3. Структура
воспитательной работы в ДОО.

Вопросы гендерного воспитания всегда
учитываются при организации воспитания школьников. Особое внимание
рекомендуется уделять специфическим особенностям развития каждого гендера.

Целью гендерного воспитания является  –
формирование у детей дошкольного возраста адекватной модели отношений между
гендерами в их самобытности в идеальных образах мужчины и женщины (рис. 4.).

Рисунок 4. Актуальность
гендерного воспитания.

Если не учитывать вопросы гендерного воспитания,
возможно разрушение традиционных стереотипов поведения.

Женского – курение и сквернословие, лидирующие
положения среди мужчин, отсутствие границы между “женскими” и
“мужскими” профессиями.

Мужского – утрачивают способность играть правильную
роль в браке, из “добытчиков” они постепенно превращаются в
“потребителей»; все обязанности по воспитанию детей мужчины перекладывают
на женщину.

Существуют признаки в играх детей, которые могут
вызвать тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу
ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой
деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом
пола партнера. Детей разных гендеров рекомендуется воспитывать и обучать не
одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают
и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Существуют
отличия в воспитании и обучении детей разных гендеров.

Восприятие:
острота слуха, кожная чувствительность, зрение.

Мальчики
– острота слуха выше. Зрение дальнее: используют все представленное им
пространство, бросают предметы в цель. Если пространства мало в горизонтальной
плоскости, осваивают вертикальную – лазают по лестницам, залезают в шкаф.

Девочки:
более чувствительны к шуму, кожная чувствительность выше (больше раздражает
телесный дискомфорт, более отзывчивы к прикосновению, поглаживаниям. Зрение
ближнее: играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

Мышление,
вид мышления, мыслительные операции, речь.

Мальчики:
обобщенное, абстрактное. Ориентированы на поисковую деятельность, выдвижение
новых идей, нестандартное решение задач, требования к качеству, тщательности,
аккуратности в мыслительной деятельности велики. Мыслительные операции:
манипуляции с геометрическими формами, пространственное мышление(форма,
величина, пространство, время).

Девочки:
детальное, конкретное. Ориентированы на результат, типовые и шаблонные задания,
которые требуют тщательности исполнения. Мыслительные операции: манипуляции с
цифрами и формулами. Речь более правильная, сложная, беглая.

Память.
Внимание, работоспособность.

Мальчики:
на занятиях врабатываются долго, на воспитателя смотрят редко, в случае
несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики,
стараются уйти из-под контроля, проявляют негативизм, адаптироваться к
несвойственному виду деятельности исключительно трудно. Быстрее утомляется
левое полушарие (речевое мышление, логические операции).

Девочки:
развитие памяти завершается раньше. На занятии быстро набирают оптимальный
уровень работоспособности, в случае несоответствия педагогического воздействий
способны адаптироваться к ним. Быстрее утомляется правое полушарие (образное
мышление, эмоциональное самочувствие).

Эмоции.
Межличностное общение.

Мальчики:
кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор, отсюда потребность
быстро снять напряжение, переключиться на продуктивную деятельность. В ответ на
долгие нотации взрослых отключают слуховое восприятие, не воспринимают
информацию. В общении ориентированы на информацию, задают вопрос для получения
конкретного ответа. Во время общения смотрят в сторону или перед собой.

Девочки:
резко нарастает общая активность всех структур мозга, готовы в любую секунду
отреагировать на эмоциональный фактор. В ответ на долгие нотации взрослых
реагируют слезами, гневом. Ориентированы на отношения между людьми, задают
вопросы ради установления контактов. Во время общения смотрят в лицо взрослого,
ждут одобрения.

В
качестве решения задач гендерного развития, можно предложить задание родителям.

Если
в семье девочка:

•               
Выбрать
сказки и рассказы, которые бы вы хотели прочитать своей девочке.

•               
Назвать
сказки и рассказы, которые выбрали для чтения.

•               
Объяснить,
почему.

•               
Если
в семье мальчик:

•               
Выбрать
сказки и рассказы, которые бы вы хотели прочитать своему сыну.

•               
Назвать
сказки и рассказы, которые выбрали для чтения

•               
Объяснить,
почему.

Критерии
сформированности  гендерного воспитания у старших дошкольников:

•               
осознанные
и реализуемые в проведении отношения между мальчиками и девочками;

•               
стремление
детей к взаимопониманию между мальчиками и девочками;

•               
наличие
качеств, характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в
деле, рыцарство, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности и
другие;

•               
наличие
качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность,
отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям;

•               
развитие
и реализация в трудных ситуациях таких качеств как искренность, честность,
доверие, взаимопомощь.

Источник