Современные теории развития личности ребенка
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Выполнила: Кашина Е.В. Теории развития личности ребенка
2 слайд
Описание слайда:
Психоаналитическая теория Её предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона.
3 слайд
Описание слайда:
Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. 1. Оральная стадия (0 – 2 года); 2. Анальная стадия (2 – 3 года); 3. Фаллическая стадия (4 – 5 лет); 4. Латентная стадия (6 – 12 лет); 5. Генитальная стадия (12 – 18 лет).
4 слайд
Описание слайда:
Психоаналитическая теория Эрика Эриксона Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики: 1.доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год); 2.чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года); 3.инициативность – чувство вины (4 – 5 лет); 4.трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет); 5.понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет); 6.стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление); 7.жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление); 8.ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).
5 слайд
Описание слайда:
Когнитивная теория Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) до оперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).
6 слайд
Описание слайда:
Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской. Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание. Б. Скинер Джон Уотсон
7 слайд
Описание слайда:
Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология. По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами. Конрад Лоуренц
8 слайд
Описание слайда:
Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней: 1. выживание, или биологические потребности; 2. безопасность и уверенность в будущем; 3. любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус); 4. самооценка; 5. самореализация. Абрахам Маслоу
9 слайд
Описание слайда:
Культурно-историческая теория Основывается на том, что “всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка”. Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем “взращиваются” в его сознание. Л.С.Выготский
10 слайд
Описание слайда:
Кризисы и стабильные периоды Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические . Для критических периодов характерны следующие особенности: Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Стабильные периоды Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.
11 слайд
Описание слайда:
Зона ближайшего развития Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых.
12 слайд
Описание слайда:
Кризис новорожденности (0-2 месяца) Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции: 1.общее моторное возбуждение при приближении взрослого; 2.использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения; 3.обильные вокализации во время общения с матерью; 4.реакция улыбки.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Ïñèõîàíàëèòè÷åñêàÿ òåîðèÿ Çèãìóíäà Ôðåéäà, åå ñóùíîñòü è ñîäåðæàíèå. Ïÿòü ñòàäèé ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ïî Ôðåéäó. Áèõåâèîðèñòè÷åñêàÿ òåîðèÿ Äæîíà Óîòñîíà, åå ïðèíöèïû. Îïòèìèñòè÷åñêèé âçãëÿä íà ïðèðîäó ëè÷íîñòè êàê ñòåðæåíü ãóìàíèñòè÷åñêîé èäåè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Òåìà: Ñîâðåìåííûå òåîðèè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè
Ââåäåíèå
 êîíöå 30 – õ ãîäîâ íàøåãî âåêà â ïñèõîëîãèè ë-òè íà÷àëàñü àêòèâíàÿ äèôôåðåíöèàöèÿ íàïðàâëåíèé èññëåäîâàíèÿ.  ðåçóëüòàòå, êî âòîðîé ïîëîâèíå íàøåãî âåêà ñëîæèëîñü ìíîãî ðàçëè÷íûõ ïîäõîäîâ è òåîðèé ëè÷íîñòè.
Ðàññìîòðèì ñàìûå èçâåñòíûå è ïîïóëÿðíûå èç íèõ.
1. Ïñèõîàíàëèòè÷åñêàÿ òåîðèÿ
Çèãìóíäà Ôðåéäà áîëåå âñåãî èíòåðåñîâàëî ðàçâèòèå ÷åëîâåêà êàê ëè÷íîñòè. Îí ðàññìàòðèâàë ïîâåäåíèå êàê ïðîÿâëåíèå áèîëîãî÷åñêèõ âëå÷åíèé, èíñòèíêòîâ è ïîäñîçíàòåëüíûõ ìîòèâîâ, íà êîòîðûå âëèÿþò óñëîâèÿ åãî âîñïèòàíèÿ â ñåìüå äåòñêîì âîçðàñòå. Îí ñ÷èòàë, ÷òî ìû íå îñîçíà¸ì ìíîãèõ ïðè÷èí íàøåãî ïîâåäåíèÿ , ïîñêîëüêó îíè ñêðûòû îò íàñ, è ÷òî âñ¸ ïðîèñõîäÿùåå ñ íàìè åñòü ðåçóëüòàò äåÿòåëüíîñòè ïîäñîçíàíèÿ (èëè «áåññîçíàòåëüíîãî»), ñîäåðæèìîå êîòîðîãî íàêàïëèâàåòñÿ â òå÷åíèå âñåé æèçíè.
Ôðåéä ïîëàãàë, ÷òî ìû (ëþäè) ïðîõîäèì 5 ñòàäèé ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Ñåêñóàëüíîñòü îí ïîíèìàë øèðå – êàê ñòðåìëåíèå ê ïîëó÷åíèþ óäîâîëüñòâèÿ. Õàðàêòåð ïðîòåêàíèÿ êàæäîé èõ íàõ îêàçûâàåò îïðåäåëåííîå âîçäåéñòâèå íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ. Ïðèíöèï, ïî êîòîðîìó ïðîèñõîäèò äåëåíèå íà ñòàäèè, çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî íà êàæäîé ñòàäèè èíòåðåñû ÷åëîâåêà (ðåáåíêà) è îêðóæàþùèõ åãî ëþäåé (ðîäèòåëè, âðà÷è, áðàòüÿ è ñåñòðû, äåäóøêè è áàáóøêè è ò.ä.) ñîñðåäîòî÷åíû âîêðóã êàêîé-òî îïðåäåëåííîé ÷àñòè òåëà, ñëóæàùåé èñòî÷íèêîì ïîëó÷åíèÿ óäîâîëüñòâèÿ.
1. Îðàëüíàÿ ñòàäèÿ (îò ðîæäåíèÿ äî 1ãîäà).
Ìèð ðîäèâøåãîñÿ ìëàäåíöà ñîñðåäîòî÷åí âîêðóã ðòà, òàê êàê âñå ïîòðåáíîñòè è èõ óäîâëåòâîðåíèå ñîñðåäîòî÷åíû íà ãóáàõ, ÿçûêå è ïîçæå íà çóáàõ ðåáåíêà.
Êàêîå îñíîâíîå ïîáóæäåíèå ðåáåíêà?
Ýòî ïîòðåáíîñòü â ïèòàíèå. Âî âðåìÿ êîðìëåíèÿ ðåáåíêà, åãî ëàñêàþò, ïîêà÷èâàþò. Ïîýòîìó îí àññîöèèðóåò óäîâîëüñòâèå è ñíÿòèå íàïðÿæåíèÿ îò æàæäû è ãîëîäà ñ ïðîöåññîì êîðìëåíèÿ.
Êðîìå òîãî, ðîò ÿâëÿåòñÿ ïåðâîé ÷àñòüþ òåëà, êîòîðîé ðåáåíîê ìîæåò óïðàâëÿòü ñàìîñòîÿòåëüíî. Íà ýòîé ñòàäèè áîëüøàÿ ÷àñòü ýíåðãèè ëèáèäî (libido) ñîñðåäîòà÷èâàåòñÿ â ýòîé îáëàñòè.
Ó íàñ (âçðîñëûõ) îñòàëîñü ìíîãî îðàëüíûõ ïðèâû÷åê è ïîñòîÿííûé èíòåðåñ ê ïîääåðæàíèþ îðàëüíûõ óäîâîëüñòâèé. Ýòî åäà, ñîñàíèå, æåâàíèå, êóñàíèå, îáëèçûâàíèå ãóá, ïðè÷ìîêèâàíèå è ò.ä. ×àñòî ìû ãîâîðèì î âðåäíûõ ïðèâû÷êàõ, òàêèõ êàê ïðèâû÷êà ãðûçòü íîãòè, ïîñòîÿííîå êóðåíèå, ïåðååäàíèå. Âñ¸ ýòî ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñ ÷àñòè÷íîé ôèêñàöèåé íà îðàëüíîé ñòàäèè è íåïîëíîòîé çðåëîñòè íà ýòîé ñòàäèè. Èç-çà ÷åãî ýòî ïðîèñõîäèò? Èç-çà íåïðèÿòíûõ îùóùåíèé íåóäîâëåòâîðåííîñòè â ýòîò ïåðèîä. Î ëþäÿõ ñ òàêîé âðåäíîé çàâèñèìîñòüþ Ôðåéä ñêàçàë áû, ÷òî îíè «çàñòðÿëè íà îðàëüíîé ñòàäèè ðàçâèòèÿ».
2. Àíàëüíàÿ ñòàäèÿ (îò 2 äî 3 ëåò).
Íà ýòîé ñòàäèè ðåáåíêó ïðèâèâàþòñÿ íàâûêè òóàëåòà. Êðîìå òîãî, ó ðåáåíêà ïîÿâëÿåòñÿ åñòåñòâåííûé èíòåðåñ ê îòêðûòèÿì ñåáÿ. Âíèìàíèå åãî ñîñðåäîòî÷åíî íà àíàëüíîé îáëàñòè, íà âûäåëåíèÿõ è èñïðàæíåíèÿõ. Ïð. Äåòè áûñòðî óñâàèâàþò òî, ÷òî èõ õâàëÿò ðîäèòåëè çà òî, ÷òî îíè âîâðåìÿ óñïåëè íà ãîðøîê.
Ëþäè, óñïåøíî ïðîøåäøèå äàííóþ ñòàäèþ, îòëè÷àþòñÿ ãèáêîñòüþ ìûøëåíèÿ, âåëèêîäóøèåì, àêêóðàòíîñòüþ – ÷åðòàìè, êîòîðûå ñîõðàíÿþòñÿ íà âñþ æèçíü.
Áûñòðîå è ñîïðÿæ¸ííîå ñ íàñèëèåì ïðèó÷åíèå ê ãîðøêó ìîæåò îáåðíóòüñÿ òåì, ÷òî ðåáåíîê, «çàöèêëèòñÿ íà ïîñòîÿííûõ òðåáîâàíèÿõ ÷èñòîòû, íà èçëèøíåé ïðèâåðæåííîñòè ïðàâèëàì ãèãèåíû, ÷ðåçìåðíîé îïðÿòíîñòè. (Ïåäàíòè÷íîñòü óïðÿìñòâà)
È íàîáîðîò, åñëè ðîäèòåëè íå îáðàùàþò âíèìàíèå íà òî, êàê è êóäà ðåáåíîê îïðàâëÿåò ñâîè åñòåñòâåííûå ïîòðåáíîñòè, äåëàåò ëè ýòî â ãîðøîê, â ïîëçóíêè, íà ïîë, òî âî âçðîñëîì âîçðàñòå íàáëþäàåòñÿ ñêëîííîñòü ê íåãàòèâèçìó, àíàðõè÷íîñòè, ê æåëàíèþ ëèäåðñòâà.
3. Ôàëëè÷åñêàÿ ñòàäèÿ (îò 4 äî 5 ëåò).
Íà ýòîé ñòàäèè äåòè âíèìàòåëüíî èçó÷àþò ñâîè ïîëîâûå îðãàíû. Èìåííî çäåñü äåòè îñîçíàþò ñâîþ ïîëîâóþ ïðèíàäëåæíîñòü (ìàëü÷èê – äåâî÷êà). Ó äåòåé âïåðâûå ïîÿâëÿåòñÿ ñèìïàòèÿ ê ðîäèòåëÿì (òîëüêî ëè?) ïðîòèâîïîëîæíîãî ïîëà è ÷óâñòâî íåïðèÿçíè ê ðîäèòåëÿì îäíîãî ñ íèì ïîëà.
Âîçìîæíûå êîíôëèêòû íà ýòîé ñòàäèè. Ôðåé íàçâàë ýäèïîâûì êîìïëåêñîì (ó ìàëü÷èêîâ) è êîìïëåêñîì Ýëåêòðû (ó äåâî÷åê). Äåòè, óñïåøíî ïðåîäîëåâøèå äàííóþ ñòàäèþ, îáû÷íî ëåãêî ðàçðåøàþò êîíôëèêòû (êîìïëåêñû) ïîñðåäñòâîì îòîæäåñòâëåíèÿ ñåáÿ (èäåíòèôèêàöèè) ñ ðîäèòåëÿìè òîãî æå ïîëà. Îíè íà÷èíàþò êîïèðîâàòü îáðàçöû èõ ïîâåäåíèÿ, èíòîíàöèè ðå÷è, ïðè÷åñêè è ò.ï.
Ôðåéä ïîëàãàë, ÷òî ìàëü÷èêè, èñïûòàâøèå òðóäíîñòè íà ôàëëè÷åñêîé ñòàäèè, ñòàíîâÿòñÿ ðîáêèìè, çàñòåí÷èâûìè, ïàññèâíûìè è ìîãóò èìåòü ãîìîñåêñóàëüíóþ íàïðàâëåííîñòü.
Åù¸ îäíî ïîñëåäñòâèå çàñòðåâàíèÿ íà ýòîé ñòàäèè – ïîèñê ïàðòí¸ðà, êîòîðûé áûë áû «çàìåíîé» ðîäèòåëÿ è ò.ï.
Êòî òàêèå áûëè Ýäèï è Ýëåêòðà?
Ýäèï-ïåðñîíàæ ãðå÷åñêîé ìèôîëîãèè. Îí áûë ñûíîì Ëàÿ, öàðÿ ãîðîäà Ôèâû, è åãî ñóïðóãè Èîêàåòû. Êîãäà Ýäèï ïîÿâèëñÿ íà ñâåò, îðàêóë ïîòðåáîâàë îò öàðÿ óíè÷òîæèòü ðåáåíêà, èáî ñóäüáîé åìó áûëî ïðåäíà÷åðòàíî óáèòü Ëàÿ è âçÿòü â ñóïðóãè ñîáñòâåííóþ ìàòü.
Òîãäà íîâîðîæäåííîãî ñî ñâÿçàííûìè íîãàìè îñòàâèëè íà ãîðå íà ðàñòåðçàíèå äèêèì çâåðÿì. Ðåáåíêà, îäíàêî, ïîäîáðàëè ïàñòóõè, íàçâàâøèå åãî Ýäèïîì (ýòî è çíà÷èò «òîò, ó êîãî ñâÿçàíû íîãè»), è ïåðåäàëè öàðþ ãîðîäà Êîðèíôà, ó êîòîðîãî îí è ðîñ, íå ïîäîçðåâàÿ î ñâîåì ïðîèñõîæäåíèè. Íî âîò Ýäèï óçíàåò î âèñÿùåì íàä íèì óæàñíîì ïðîðî÷åñòâå, è, äóìàÿ, ÷òî öàðü Êîðèíôà è åñòü åãî íàñòîÿùèé îòåö, îí óáåãàåò, ïûòàÿñü ñïàñòèñü îò ñóäüáû.
Ïî äîðîãå îí ññîðèòñÿ ñ îäíèì ñòàðèêîì è óáèâàåò åãî: îí íå çíàåò, ÷òî ñòàðèê ýòîò è åñòü åãî ðîäíîé îòåö, Ëàé. Ïîäõîäÿ ê Ôèâàì, îí ñòàëêèâàåòñÿ ñî Ñôèíêñîì, êîòîðûé òåððîðèçèðóåò âñþ ñòðàíó òåì, ÷òî çàãàäûâàåò çàãàäêè è ïîä óãðîçîé ñìåðòè òðåáóåò èõ ðàçãàäàòü. Ýäèï äîëæåí ðàçãàäàòü òàêóþ çàãàäêó: «Êàêîå æèâîòíîå óòðîì ïåðåäâèãàåòñÿ íà ÷åòûðåõ íîãàõ, äíåì-íà äâóõ, à âå÷åðîì-íà òðåõ?» Îòâåòèâ, ÷òî ðå÷ü èäåò î ÷åëîâåêå è òðåõ ãëàâíûõ ýòàïàõ åãî æèçíè, Ýäèï îñâîáîæäàåò ãîðîä îò íàïàñòè. Æèòåëè Ôèâ ñ òðèóìôîì âíîñÿò åãî íà ðóêàõ â ãîðîä> èçáèðàþò ñâîèì öàðåì, è îí æåíèòñÿ íà öàðèöå Èîêàñòå. Ó íèõ ðîäÿòñÿ äâà ñûíà è äâå äî÷åðè, è îíè ñîâåðøåííî ñ÷àñòëèâû, ïîêà îðàêóë êàê-òî íå îòêðûâàåò Ýäèïó ñîâåðøåííûé èì äâîéíîé ãðåõ – îòöåóáèéñòâî è êðîâîñìåøåíèå. Îáåçóìåâøàÿ îò ãîðÿ Èîêàñòà âåøàåòñÿ, à Ýäèï âûêàëûâàåò ñåáå ãëàçà. Åãî èçãîíÿþò èç Ôèâ, è îí ñî ñâîåé äî÷åðüþ Àíòèãîíîé ñêèòàåòñÿ ïî ñòðàíå, ïîêà íå óìèðàåò íåäàëåêî îò Àôèí.
Ñîãëàñíî Ôðåéäó, ýòà òðàãåäèÿ äîëæíà èëëþñòðèðîâàòü òî, ÷òî â ïñèõîëîãè÷åñêîì ïëàíå äâèæåò ðàçâèòèåì ìàëü÷èêà âî âòîðîé ïåðèîä åãî äåòñòâà.
Ýëåêòðà
Îòöîì Ýëåêòðû áûë Àãàìåìíîí-ëåãåíäàðíûé öàðü Ìèêåí è Àðãîñà, â Òðîÿíñêîé âîéíå âñòàâøèé âî ãëàâå ãðåêîâ. Êëèòåìíåñòðà, åãî ñóïðóãà, çà âðåìÿ äîëãîãî îòñóòñòâèÿ ìóæà çàâåëà ñåáå ëþáîâíèêà Ýãèñòà, ñ êîòîðûì ñãîâîðèëàñü ïîãóáèòü Àãàìåìíîíà ïî åãî âîçâðàùåíèè èç ïîõîäà è çàíÿòü òðîí.
Ó Àãàìåìíîíà è Êëèòåìíåñòðû áûë ñûí Îðåñò è äâå äî÷åðè, Èôèãåíèÿ (êîòîðóþ Àãàìåìíîí ïðèíåñ â æåðòâó áîãèíå Àðòåìèäå) è Ýëåêòðà. Óçíàâ î ïðåñòóïíûõ çàìûñëàõ ñâîåé ìàòåðè, Ýëåêòðà íè÷åãî íå ñìîãëà ñäåëàòü ÷òîáû âîñïðåïÿòñòâîâàòü äðàìå. Òîãäà îíà ðåøèëà îòîìñòèòü çà ñìåðòü îòöà, óáåäèâ áðàòà óáèòü ñâîþ ìàòü Êëèòåìíåñòðó è åå ñîîáùíèêà Ýãèñòà.
Ïîäîáíàÿ ñêëîííîñòü ê îáðàçó îòöà áîëüøå äîõîäÿùàÿ äî ñèìâîëè÷åñêîãî óíè÷òîæåíèÿ ìàòåðè, ïî ìíåíèþ ïñèõîàíàëèòèêîâ, äîëæíà äðàìàòè÷åñêè ïåðåæèâàòüñÿ áîëüøèíñòâîì ìàëåíüêèõ äåâî÷åê.
4. Ëàòåíòíàÿ ñòàäèÿ (îò 6 äî 12 ëåò).
 ýòîì âîçðàñòå ëèáèäî íå êîíöåíòðèðóåòñÿ â êàêîé-ëèáî îïðåäåëåííîé ÷àñòè òåëà, à ñåêñóàëüíûå ïîòðåáíîñòè êàê áû äðåìëþò â ñîñòîÿíèè áåçäåéñòâèÿ. Äåòè óñïåøíî èäåíòèôèöèðóþò ñåáÿ ïðåäñòàâèòåëÿìè òîãî æå ïîëà, íà÷èíàþò óñâàèâàòü íîðìû, ïðèíÿòûå â îáùåñòâå. Íà ïåðâûé ïëàí âûäâèãàåòñÿ øêîëüíîå îáó÷åíèå, ñîöèàëèçàöèÿ, îñâîåíèå ñîöèàëüíûõ ðîëåé.
5. Ãåíèòàëüíàÿ ñòàäèÿ (12 – 18 ëåò).
Ýòà ñòàäèÿ íà÷èíàåòñÿ âìåñòå ñ ïîëîâûì ñîçðåâàíèåì ïîäðîñòêà. Åãî âíèìàíèå âíîâü ñîñðåäîòî÷åíî íà ñâîèõ ïîëîâûõ îðãàíàõ, ïîòîì ïîÿâëÿåòñÿ èíòåðåñ ê ïðîòèâîïîëîæíîìó ïîëó.
Ïîñëåäíèì äâóì ñòàäèÿì Ç. Ôðåéä óäåëÿë ìàëî âíèìàíèÿ, ò. ê. óòâåðæäàë, ÷òî îñíîâíûå ëè÷íîñòíûå õàðàêòåðèñòèêè çàêëàäûâàþòñÿ â 5 – 6 ëåò.
×òî æå òàêîå ïñèõîàíàëèç?
Âî – ïåðâûõ, ýòî ñïåöèàëüíûå ïðîöåäóðû èññëåäîâàíèÿ ïñèõèêè, êîòîðàÿ ïî÷òè íå ïîñòèæèìà äðóãèìè ïóòÿìè (ãèïíîç, òîëêîâàíèå ñíîâèäåíèé, ìåòîä ñâîáîäíûõ àññîöèàöèé, îãîâîðêè è ò. ä.)
Âî – âòîðûõ, ýòî ñóììà ïîëó÷åííûõ çíàíèé, êîòîðàÿ îáðàçóåò íîâóþ äèñöèïëèíó.
Îïèñûâàÿ ïóòè ëå÷åíèÿ è ñíèæåíèÿ òðåâîæíîñòè, Ôðåéä âûäåëèë ìåõàíèçì çàùèòû:
1. Ðåïðåññèÿ (ïîäàâëåíèå), êîãäà èõ ïàìÿòè (èç ñîçíàíèÿ) óäàëÿåòñÿ íåæåëàòåëüíàÿ èíôîðìàöèÿ.
Ïð. ×àñòî ýòî ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé ïñèõè÷åñêèõ (èñòåðèÿ) è ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.
2. Îòðèöàíèå – ïîïûòêà íå ïðèíèìàòü ñîáûòèÿ, êîòîðûå íåæåëàòåëüíû è íåóãîäíû.
Ïð. Âñïîìèíàÿ êàêîå – ëèáî ñîáûòèå, ìû ïîìíèì òîëüêî íàøó âåðñèþ.
3. Ðàöèîíàëèçì – íàõîæäåíèå ïðèåìëåìûõ ïðè÷èí äëÿ íåïðèåìëåìûõ ìûñëåé è äåéñòâèé äëÿ îïðàâäàíèÿ íàøåãî ïîâåäåíèÿ.
Êëåøå. Ïð. 1) «ß äåëàþ ýòî èñêëþ÷èòåëüíî äëÿ òâîåãî áëàãà» => «ß õî÷ó ñäåëàòü ýòî òåáå. ß íå õî÷ó, ÷òîáû ýòî áûëî ñäåëàíî ìíå. ß äàæå õî÷ó, ÷òîáû òû íåìíîæêî ïîñòðàäàë».
2) «Ýòîò ýêñïåðèìåíò áûë ëîãè÷åñêèì ïðîäîëæåíèåì ìîåé ïðåäûäóùåé ðàáîòû» => «Îí íà÷àëñÿ êàê îøèáêà, íî ê ñ÷àñòüþ èç ýòîãî ÷òî-òî ïîëó÷èëîñü».
3) «Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî ÿ ëþáëþ òåáÿ». => «Ìåíÿ ïðèâëåêàåò òâîå òåëî. ß õî÷ó, ÷òî áû òû ðàññëàáèëàñü è ïî÷óâñòâîâàëà ïðèòÿæåíèå êî ìíå».
4. Ðåàêòèâíûå îáðàçîâàíèÿ, ïîäìåíÿþò ïîâåäåíèå èëè ÷óâñòâîâàíèå íà äèàìåòðàëüíî ïðîòèâîïîëîæíîå, êîãäà ïîÿâëÿåòñÿ ñòûä çà èñòèííîå æåëàíèå.
Ïð. Ñëèøêîì ÷èñòîïëîòíàÿ õîçÿéêà ëþáèò, íà ñàìîì äåëå, ãðÿçü èëè áåñïîðÿäîê.
5. Ïðîåêöèÿ, êîãäà äðóãîìó ÷åëîâåêó ïðèïèñûâàåòñÿ òî, ÷òî èñõîäèò îò ñàìîãî ïðèïèñûâàþùåãî.
Ïð. 1) «Âñå ìóæ÷èíû òîëüêî è äóìàþò îá ýòîì (î ñåêñå) » => «ß ñàìà äóìàþ òîëüêî î »
2) «Òåáå íóæåí äðóãîé ìóæ÷èíà, íå òàêîé, êàê ÿ » => «Ìíå íóæíà äðóãàÿ æåíùèíà» («Òû íå ëþáèøü ìåíÿ, ÿ äëÿ òåáÿ î÷åðåäíîå óâëå÷åíèå»).
3) «Íèêîãäà íåëüçÿ âåðèòü ýòèì èòàëüÿøêàì» («Âñå ìóæ÷èíû ñâîëî÷è è îáìàíùèêè») => « ß è ñàìà, ìîãó îáìàíóòü êîãî õî÷åøü».
4) «ß çíàþ, ÷òî òû îò ìåíÿ áåç óìà» => «ß è ñàì îò òåáÿ áåç óìà».
6. Èçîëÿöèÿ, êîãäà òî, ÷òî âûçûâàåò òðåâîæíîñòü èçîëèðóåòñÿ îò îñòàëüíîé ñôåðû äóøè.
7. Ðåãðåññèÿ – çàùèòíûé ìåõàíèçì äëÿ íåâåæåñòâåííûõ ëèö. Ýòî ïåðåõîä íà áîëåå ïðèìèòèâíûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ.
8. Ñóáëèìàöèÿ ëèáèäî. Íàèáîëåå àäàïòèâíûì ìåõàíèçìîì ïñèõîë. Çàùèòû Ôðåéä ñ÷èòàë ñóáëèìàöèþ, ò. å. ñïîíòàííûé ïåðåâîä âëå÷åíèé â ñîöèàëüíî ïðèåìëåìîå ðóñëî, â îáùåñòâåííî ïîëåçíóþ äåÿòåëüíîñòü.
Ïð. Ôåíîìåí Íàïîëåîíà
Ïð. Ïóøêèí îòðåçàííûé õîëåðíûì êàðàíòèíîì îò íåâåñòû, ïåðåæèë ïðèëèâ òâîð÷åñòâà è çà 3 ìåñÿöà, 4 «ìàëåíüêèõ òðàãåäèè», ïîýòîìó, ñáîðíèê ïîâåñòåé, ñêàçêó è çàâåðøèë ðàáîòó íàä «Åâãåíèåì Îíåãèíûì».
2. Áèîëîãè÷åñêàÿ òåîðèÿ
Ýòîëîãèÿ.
Íàóêà èçó÷àåò âñå ñòîðîíû ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè. Ïðåäïîëîæèì, ÷òî Âàñ çàèíòåðåñîâàëè âîïðîñû: êàê âëèÿåò íà ðàçâèòèå ðåáåíêà îòñóòñòâèå ðîäèòåëåé? Êàê ôîðìèðóåòñÿ âçàèìíàÿ ïðèâÿçàííîñòü ðîäèòåëåé è ðåá¸íêà? Ïðîâåëè áû âû ýêñïåðèìåíò? Èëè êàê òî ïî-äðóãîìó îòâåòèëè íà ïîäîáíûå âîïðîñû?
Çäåñü íà âûðó÷êó ïðèõîäèò ýòîëîãèÿ – íàó÷íîå íàïðàâëåíèå, çàíèìàþùååñÿ èçó÷åíèåì æèâîòíûõ ëþäåé â åñòåñòâåííûõ óñëîâèÿõ èõ ñóùåñòâîâàíèÿ. Îñîáîå âíèìàíèå ýòîëîãîâ ïðèâëåêàåò âîïðîñ î òîì, êàêèå ôîðìû ïîâåäåíèÿ æèâîòíûõ è ÷åëîâåêà èìåþò ïîä ñîáîé áèîëîãè÷åñêóþ îñíîâó, à êàêèå – îïðåäåëÿþòñÿ âîçäåéñòâèåì âíåøíåé ñðåäû.
Èçâåñòíûé ýòîëîã Êîíðàä Ëîðåíö øèðîêî èñïîëüçîâàë ïîíÿòèå «èìïðèíòèíã», êîòîðûì îí îáîçíà÷àë ñàìûå ðàííèå ôàêòû ïîäðàæàíèÿ, îáó÷åíèÿ êàêèì – òî îáðàçöàì ïîâåäåíèÿ, ïðîÿâëÿþùåãîñÿ â èíñòèíêòèâíîé ôîðìå. ×àùå âñåãî îíè ïðîÿâëÿþòñÿ â êðèòè÷åñêèå èëè ñåíñèòèâíûå (ò.å. îñîáî âîñïðèèì÷èâûå è ÷óâñòâèòåëüíûå) ïåðèîäû.
Ïð. Ìíîãèå èç âàñ íàâåðíÿêà íàáëþäàëè ñöåíêó, êîãäà âî ãëàâå âåðåíèöû óòÿò, ìåäëåííî è îñòîðîæíî ïåðåâàëèâàÿñü ñ íîãè íà íîãó, øåñòâóåò óòêà -ìàòü. Ëîðåíö îáíàðóæèë, ÷òî òîëüêî ÷òî âûëóïèâøèåñÿ óòÿòà ìîãóò ïîéòè çà ëþáûì ïðåäìåòîì, ÷åëîâåêîì èëè æèâîòíûì – ëèøü áû îíè äâèãàëèñü. Áîëåå òîãî, ïîòîì áåñïîëåçíî ïûòàòüñÿ çàñòàâèòü èõ ïîéòè çà íàñòîÿùåé ìàòåðüþ.
Ýòè ýêñïåðèìåíòîì, âåðíåå íà åãî îñíîâå àíãëè÷àíèí Äæîí Áîóëáè è àìåðèêàíöû Êëàóñ è Êåííåëë îòâåòèëè íà íàø âîïðîñ. Îíè äîêàçàëè, ÷òî ñóùåñòâóåò â æèçíè ÷åëîâåêà òàêîé êðèòè÷åñêèé ïåðèîä, ÷òî åñëè â ýòîò ïåðèîä ðåáåíêà ðàçëó÷èòü ñ ðîäèòåëÿìè, òî âïîñëåäñòâèè ñ áîëüøèì òðóäîì ôîðìèðóåòñÿ ó íåãî ÷óâñòâî ïðèâÿçàííîñòè è äîâåðèòåëüíîå îòíîøåíèå ñ ðîäèòåëÿìè. Ó÷åíûå ïîëàãàþò, ÷òî òîò ñàìûé ïåðèîä – ýòî 1,5 ÷. Ïîñëå ðîæäåíèÿ.
3. Òåîðèÿ ïîâåäåíèÿ
Ïîäîáíî Äæ. Ëîêêó, êîòîðûé ðàññìàòðèâàë ðàçóì ðåáåíêà êàê «÷èñòóþ äîñêó», íà êîòîðîé îêðóæàþùàÿ ñðåäà ïèøåò ñâîè çàìûñëîâàòûå ïèñüìåíà, ñòîðîííèêè òàê íàçûâàåìîé òåîðèè ïîâåäåíèÿ ñ÷èòàþò, ÷òî ïîâåäåíèå, åãî ðàçëè÷íûå ôîðìû è òèïû îáóñëàâëèâàþòñÿ ãëàâíûì îáðàçîì âëèÿíèåì ñðåäû. Òåîðèþ, îñíîâûâàþùóþñÿ íà ýòîì òåçèñå, íàçûâàåòñÿ áèõåâèîðèñòè÷åñêîé (îò àíãë. Behavior – ïîâåäåíèå). Ÿ îñíîâîïîëîæíèêîì ñ÷èòàåòñÿ Äæîí Óîòñîí.
Ñîãëàñíî ýòîé òåîðèè, ÷åëîâåê òàêîâ, êàêèì îí íàó÷èëñÿ áûòü. Ýòà ìûñëü äàëà ïîâîä ó÷åíûì íàçâàòü áèõåâèîðèçì «òåîðèåé îáó÷åíèÿ» è âûäåëÿþò 3 òèïà îáó÷åíèÿ:
1. Êëàññè÷åñêîå îáóñëîâëèâàíèå – ýòî ïðîñòåéøèé òèï îáó÷åíèÿ, â ïðîöåññ êîòîðîãî èñïîëüçóþòñÿ ëèøü áåçóñëîâíûå ðåôëåêñû. Ðåáåíîê, êàê è äåòåíûø æèâîòíûõ, â õîäå îáó÷åíèÿ ÷èñòî àâòîìàòè÷åñêè ðåàãèðóþò íà âíåøíèå ñòèìóëû, à çàòåì ó÷èòñÿ ðåàãèðîâàòü òàêèì æå îáðàçîì íà ñòèìóëû, íåñêîëüêî îòëè÷àþùèåñÿ îò ïåðâûõ.
Íàïðèìåð, 9 – òèìåñÿ÷íîãî ìàëûøà Àëüáåðòà ó÷èëè áîÿòñÿ áåëóþ ìûøü ñ ïîìîùüþ êëàññè÷åñêîãî îáóñëîâëèâàíèÿ. Êàê – òî Äæ. Óîòñîí çàìåòèë, ÷òî Àëüáåðò ïóãàåòñÿ íåîæèäàííîãî ãðîìêîãî çâóêà. Êîãäà çâóê ïîÿâëÿåòñÿ, îí âçäðàãèâàë è ïîòîì íà÷èíàë ïëàêàòü. Ïî òåðìèíîëîãèè áèõåâèîðèçìà, ãðîìêèé çâóê íàçûâàåòñÿ áåçóñëîâíûì ñòèìóëîì (S), à èñïóã è ïëà÷ – áåçóñëîâíûì îòâåòîì (ðåàêöèåé) – R.
Ó÷åíûé çàäàëñÿ öåëüþ îòâåòèòü íà âîïðîñ: ìîæíî ëè íàó÷èòü Àëüáåðòà ðåàãèðîâàòü íà áåëóþ ìûøü òàê æå, êàê íà ãðîìêèé çâóê?
Ìàëûøó ïîêàçàëè èãðóøå÷íóþ áåëóþ ìûøü è äàëè ïîòðîãàòü å¸, íèêàêèõ ðåàêöèé îíà ó ðåáåíêà íå âûçâàëà. Çàòåì äàëè ïðèêîñíóòüñÿ ê íåé, è êàê òîëüêî îí äîòðîíóëñÿ, ó èçãîëîâüÿ ðàçäàëñÿ ðåçêèé çâóê. Ïîñëå ïîâòîðíîãî îïûòà ìàëûø ïëàêàë, óâèäåâ òîëüêî ìûøü.
2. Îïåðàíòíîå îáóñëîâëèâàíèå, êîòîðîå ðàçðàáîòàë àìåðèêàíñêèé ïñèõîëîã Ñêèííåð. Îí ðîäèëñÿ â 1904 ãîäó â øòàòå Ïåíñèëüâàíèÿ, â áëàãîïîëó÷íîé ñåìüå ïðîâèíöèàëüíîãî þðèñòà.  äåòñòâå îí ëþáèë ÷òî-íèáóäü ñòðîèòü, êîíñòðóèðîâàë óïðàâëÿåìûå êîðàáëè, ïëîòû è äàæå íàñòîé÷èâî ïûòàëñÿ ñîáðàòü ïëàíåð. Ïîñëå îêîí÷àíèÿ Èíñòèòóòà Ãàìèëüòîíà îí ïîëó÷èë äèïëîì ñïåöèàëèñòà, íî åãî ïîñòèãëà íåóäà÷à. Òîãäà îí ðåøàë èçó÷àòü ïñèõîëîãèþ â Ãàðâàðäñêîì óíèâåðñèòåòå, êóäà âïîñëåäñòâèè âåðíóëñÿ ðàáîòàòü.
Ñóòü îïåðàíòíîãî îáóñëîâëèâàíèÿ â òîì, ÷òî ÷åëîâåê êîíòðîëèðóåò ñâî¸ ïîâåäåíèå, îðèåíòèðóÿñü íà âåðîÿòíûå ïîñëåäñòâèÿ. Íàïðèìåð, îí ó÷èë êðûñ íàæèìàòü íà çàäâèæêó êëåòêè, äàâàÿ èì ïèùó.  ñëåäóþùèé ðàç, êîãäà âû áóäåòå â öèðêå, ïîíàáëþäàéòå çà ïîâåäåíèåì æèâîòíûõ, êàê îíè ðåàãèðóþò íà çàäàíèÿ äðåññèðîâùèêà.
Òî÷íî òàê æå ëþäè ïåðåíèìàþò ó äðóãèõ ðàçëè÷íûå ôîðìû ïîâåäåíèÿ ïîñðåäñòâîì ìåòîäîâ îáó÷åíèÿ, ïîñðåäñòâîì ìåòîäîâ îáó÷åíèÿ îïåðàíòíîãî îáóñëîâëèâàíèÿ – ïîäêðåïëåíèÿ è íàêàçàíèÿ.
3. Îáó÷åíèå ïîñðåäñòâîì íàáëþäåíèÿ.
Ïð. Âàì, íàâåðíîå , ÷àñòî ïðèõîäèëîñü ñëûøàòü, âûðàæåíèå î òîì, êàê «âàæíî ïîäàâàòü õîðîøèé ïðèìåð äåòÿì». Àìåðèêàíñêèé ïñèõîëîã Àëüáåðò Áàíäóðà ñ÷èòàåò, ÷òî â æèçíè ãîðàçäî ÷àùå îáó÷åíèå ïðîèñõîäèò áëàãîäàðÿ íàáëþäåíèþ: Âû, êîãäà áûëè ìàëåíüêèìè, ñìîòðÿ êàê âåäóò ñåáÿ äåäóøêè, áàáóøêè, ìàìû, ïàïû è äðóãèå ëþäè, è ñòàðàëèñü âîñïðîèçâîäèòü èõ ïîâåäåíèå. Êîïèðóÿ èõ ïîâåäåíèå, ÷åëîâåê âîâñå íå îæèäàåò êàêîãî-ëèáî ïîîùðåíèÿ èëè íàêàçàíèÿ çà ýòî.
4. Áèõåâèîðèçì
Ïðåäìåòîì ø ñòàíîâèòñÿ ïîâåäåíèå è ìåòîä ñòàíîâèòñÿ íåäîñòàòî÷íûì. Ïîÿâèëñÿ ìåòîä îáúåêòèâíîãî íàáëþäåíèÿ, êîòîðûé ôèêñèðóåò âíåøíåå âîçäåéñòâèå è îòâåòíóþ ðåàêöèþ.
Çàäà÷à ïñèõîëîãà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû ôèêñèðóåò èçìåíåíèÿ R íà ðàç ëè÷íûå âàðèàíòû S.
Òåðìèíû îùóùåíèå, âîîáðàæåíèå, âîëÿ è äð. íå óïîòðåáëÿëèñü è ÷òîáû, íå áûëî ñîáëàçíà ôàíòàçèðîâàòü íà ñ÷åò äóøè, ýêñïåðèìåíòû ïðîâîäèëèñü íà áåëûõ êðûñàõ. Äæ. Óîòñîí çàïðåùàë ñîòðóäíèêàì óïîòðåáëÿòü òåðìèí «óìíàÿ êðûñà».
Òåïåðü øóòíèêè íàçûâàëè Áèõåâèîðèçì:
«ø áîëüøîé áåëîé êðûñû».
Ïð. Ó æèâîòíûõ âûðàáàòûâàëè ñëîæíûå óñëîâíûå ðåôëåêñû. Ôèêñèðîâàëè, ÷òî êðûñà ïîó÷àåòñÿ (îòêðûòü êëåòêó) áûñòðåå, åñëè òðåíèðîâàòü å¸ íå 1, à 5 ðàç â äåíü; åñëè ïðîðàáàòûâàåòñÿ 1, à íå íåñêîëüêî çàäàíèé; ÷òî óâåëè÷èâàåò – ïèùåâîå ïîîùðåíèå ïîñëå êàæäîãî øàãà.
Ýêñïåðèìåíòû ñ âæèâëåíèåì ýëåêòðîäîâ â ìîçã êðûñû ïîêàçàëè, ÷òî âîçìîæíî ñàìîñòèìóëèðîâàíèå îðãàíèçìà, êîãäà ïîâåäåíèå îïðåäåëÿåòñÿ íå âíåøíèìè ñòèìóëàìè, à âíóòðåííåé ïîòðåáíîñòüþ.
Áèõåâèîðèçì îêàçàë áîëüøîå âîçäåéñòâèå íà ïåäàãîãè÷íîñòü íîâàöèè. Ïðè¸ìû îïåðàíòíîãî íàó÷åíèÿ (çàêðåïëåíèå ïîëåçíûõ ðåàêöèé) áûëè ïåðåíåñåíû íà îáó÷åíèå ëþäåé.
Âñÿ ñèñòåìà îáðàçîâàíèÿ èçìåíèëàñü ïîä âîçäåéñòâèåì ïðîãðàììèðîâàííîãî îáó÷åíèÿ, òåõíèêè ïîøàãîâîãî îâëàäåíèÿ, òåñòîâîãî êîíòðîëÿ.
5. Ãóìàíèñòè÷åñêàÿ òåîðèÿ
Ýòî íàïðàâëåíèå çàðîäèëîñü â Êàëèôîðíèè â 50-å ãîäû. Åãî íàçûâàþò ãóìàíèñòè÷åñêèì, òàê êàê îíî îñíîâàíî íà âåðå â âîçìîæíîñòü ðàñöâåòà êàæäîãî ÷åëîâåêà, åñëè ïðåäîñòàâèòü åìó âîçìîæíîñòü ñàìîìó âûáðàòü ñâîþ ñóäüáó è íàïðàâèòü å¸.
Òàêèì îáðàçîì, ñòåðæåíü ãóìàíèñòè÷åñêîé èäåè – ýòî îïòèìèñòè÷åñêèé âçãëÿä íà ïðèðîäó ÷åëîâåêà.
Íàèáîëüøèé âçãëÿä â ðàçâèòèå ãóìàíèñòè÷åñêîé òåîðèè âí¸ñ Àáðàõàì Ìàñëîó.  íà÷àëå íàó÷íîé êàðüåðû îí èñïûòàë ñèëüíîå âëèÿíèå ïñèõîàíàëèçà è áûë óáåæäåí, ÷òî ñ åãî ïîìîùüþ ìîæíî îáúÿñíèòü âñå ìîòèâû ÷åëîâå÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ. Îäíàêî, êîãäà îí â ïåðâûå ãîäû 20 âåêà ïîçíàêîìèëñÿ ñ áèõåâèîðèçìîì, òî îí óâëåêñÿ åãî èäåÿìè.
À. Ìàñëîó ðîäèëñÿ â 1908 ãîäó â Íüþ-Éîðêå â åâðåéñêîé ñåìüå, ýìèãðèðîâàâøåé èç Ðîññèè. Ñûí áî÷àðà, îí áûë ñòåñíèòåëüíûì ìîëîäûì ÷åëîâåêîì. Íî æàæäà çíàíèé, â êîíöå êîíöîâ, ïåðåâåñèëà åãî ñòåñíèòåëüíîñòü.
Èç çàñòåí÷èâîãî ìîëîäîãî ÷åëîâåêà âûøåë ïðåêðàñíûé è ñîâñåì íå ðîáêèé ó÷åíûé – òåîðåòèê. Êîãäà â ñåìüå Ìàñëîó ðîäèëñÿ ïåðâûé ðåáåíîê, ó÷åíûé îáíàðóæèë ñåðüåçíûé ïðîáåë â ñâîèõ çíàíèÿõ. Îí äîëãèìè ÷àñàìè íàáëþäàë çà ìàëûøîì è óáåäèëñÿ, ÷òî ñûí – íå ïðîñòî æèâîé îðãàíèçì, à íå÷òî íåñðàâíèìî áîëüøåå. Îí ïîíÿë, ÷òî â áèõåâèîðèçìå òàêæå ñóùåñòâóåò ïðîáåë è ñîçäàë ñâîþ òåîðèþ, â êîòîðîé áûë ñäåëàí àêöåíò íà óíèêàëüíîñòè êàæäîé ëè÷íîñòè.
Ñîãëàñíî Ìàñëîó, ïóòü ê îñóùåñòâëåíèþ ïîòåíöèàëüíûõ âîçìîæíîñòåé èíäèâèäóóìà – ê åãî ñàìîðåàëèçàöèè – îòêðûâàåòñÿ ëèøü ïîñëå óäîâëåòâîðåíèÿ åãî íàñóùíûõ ïîòðåáíîñòåé.
ôðåéä òåîðèÿ ëè÷íîñòü
1 óðîâåíü. Âûæèâàíèå èëè áèîëîãè÷åñêèå ïîòðåáíîñòè.
Ôèçèîëîãè÷åñêèå ïîòðåáíîñòè (åñòü, ïèòü, ñïàòü è ò. ï.), áåç óäîâëåòâîðåíèÿ êîòîðûõ íè÷òî äðóãîå íåâîçìîæíî, âñåãäà âûñòóïàþò íà ïåðâûé ïëàí.
2 óðîâåíü. Áåçîïàñíîñòü è óâåðåííîñòü â áóäóùåì.
Ïî-äðóãîìó ìîæíî íàçâàòü ïîòðåáíîñòü â çàùèùåííîñòè (óêðûòüñÿ â óáåæèùå, èçáåæàòü îïàñíîñòè, îáåñïå÷èòü çàâòðàøíèé äåíü è ò. ï.).
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник