Современные теории развития личности ребенка

Современные теории развития личности ребенка thumbnail

Выполнила: Кашина Е.В. Теории развития личности ребенка

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Выполнила: Кашина Е.В. Теории развития личности ребенка

Описание слайда:

Выполнила: Кашина Е.В. Теории развития личности ребенка

2 слайд

Психоаналитическая теория Её предмет – человеческие эмоции и межличностные от

Описание слайда:

Психоаналитическая теория Её предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона.

3 слайд

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда Он полагал, что дети проходят 5 ста

Описание слайда:

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. 1. Оральная стадия (0 – 2 года); 2. Анальная стадия (2 – 3 года); 3. Фаллическая стадия (4 – 5 лет); 4. Латентная стадия (6 – 12 лет); 5. Генитальная стадия (12 – 18 лет).

4 слайд

Психоаналитическая теория Эрика Эриксона Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 ста

Описание слайда:

Психоаналитическая теория Эрика Эриксона Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики: 1.доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год); 2.чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года); 3.инициативность – чувство вины (4 – 5 лет); 4.трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет); 5.понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет); 6.стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление); 7.жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление); 8.ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).

5 слайд

Когнитивная теория Наиболее полно процессы умственного развития были разработ

Описание слайда:

Когнитивная теория Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) до оперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).

6 слайд

Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взр

Описание слайда:

Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской. Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание. Б. Скинер Джон Уотсон

7 слайд

Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных усл

Описание слайда:

Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология. По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами. Конрад Лоуренц

8 слайд

Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целос

Описание слайда:

Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней: 1. выживание, или биологические потребности; 2. безопасность и уверенность в будущем; 3. любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус); 4. самооценка; 5. самореализация. Абрахам Маслоу

9 слайд

Культурно-историческая теория Основывается на том, что "всякая функция в куль

Описание слайда:

Культурно-историческая теория Основывается на том, что “всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка”. Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем “взращиваются” в его сознание. Л.С.Выготский

10 слайд

Кризисы и стабильные периоды   Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды

Описание слайда:

Кризисы и стабильные периоды   Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические .   Для критических периодов характерны следующие особенности: Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Стабильные периоды Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

11 слайд

Зона ближайшего развития   Взаимодействие ребенка с социальной средой являетс

Описание слайда:

Зона ближайшего развития   Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых.

12 слайд

Кризис новорожденности (0-2 месяца) Кризис новорожденности был не открыт, а в

Описание слайда:

Кризис новорожденности (0-2 месяца) Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:   1.общее моторное возбуждение при приближении взрослого; 2.использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения; 3.обильные вокализации во время общения с матерью; 4.реакция улыбки.      

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Современные теории развития личности ребенка

Курс повышения квалификации

Современные теории развития личности ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Современные теории развития личности ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Читайте также:  Техника развития эмоциональный интеллект у ребенка

Номер материала:

ДБ-1359066

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Ïñèõîàíàëèòè÷åñêàÿ òåîðèÿ Çèãìóíäà Ôðåéäà, åå ñóùíîñòü è ñîäåðæàíèå. Ïÿòü ñòàäèé ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ïî Ôðåéäó. Áèõåâèîðèñòè÷åñêàÿ òåîðèÿ Äæîíà Óîòñîíà, åå ïðèíöèïû. Îïòèìèñòè÷åñêèé âçãëÿä íà ïðèðîäó ëè÷íîñòè êàê ñòåðæåíü ãóìàíèñòè÷åñêîé èäåè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Òåìà: Ñîâðåìåííûå òåîðèè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè

Ââåäåíèå

 êîíöå 30 – õ ãîäîâ íàøåãî âåêà â ïñèõîëîãèè ë-òè íà÷àëàñü àêòèâíàÿ äèôôåðåíöèàöèÿ íàïðàâëåíèé èññëåäîâàíèÿ.  ðåçóëüòàòå, êî âòîðîé ïîëîâèíå íàøåãî âåêà ñëîæèëîñü ìíîãî ðàçëè÷íûõ ïîäõîäîâ è òåîðèé ëè÷íîñòè.

Ðàññìîòðèì ñàìûå èçâåñòíûå è ïîïóëÿðíûå èç íèõ.

1. Ïñèõîàíàëèòè÷åñêàÿ òåîðèÿ

Çèãìóíäà Ôðåéäà áîëåå âñåãî èíòåðåñîâàëî ðàçâèòèå ÷åëîâåêà êàê ëè÷íîñòè. Îí ðàññìàòðèâàë ïîâåäåíèå êàê ïðîÿâëåíèå áèîëîãî÷åñêèõ âëå÷åíèé, èíñòèíêòîâ è ïîäñîçíàòåëüíûõ ìîòèâîâ, íà êîòîðûå âëèÿþò óñëîâèÿ åãî âîñïèòàíèÿ â ñåìüå äåòñêîì âîçðàñòå. Îí ñ÷èòàë, ÷òî ìû íå îñîçíà¸ì ìíîãèõ ïðè÷èí íàøåãî ïîâåäåíèÿ , ïîñêîëüêó îíè ñêðûòû îò íàñ, è ÷òî âñ¸ ïðîèñõîäÿùåå ñ íàìè åñòü ðåçóëüòàò äåÿòåëüíîñòè ïîäñîçíàíèÿ (èëè «áåññîçíàòåëüíîãî»), ñîäåðæèìîå êîòîðîãî íàêàïëèâàåòñÿ â òå÷åíèå âñåé æèçíè.

Ôðåéä ïîëàãàë, ÷òî ìû (ëþäè) ïðîõîäèì 5 ñòàäèé ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Ñåêñóàëüíîñòü îí ïîíèìàë øèðå – êàê ñòðåìëåíèå ê ïîëó÷åíèþ óäîâîëüñòâèÿ. Õàðàêòåð ïðîòåêàíèÿ êàæäîé èõ íàõ îêàçûâàåò îïðåäåëåííîå âîçäåéñòâèå íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ. Ïðèíöèï, ïî êîòîðîìó ïðîèñõîäèò äåëåíèå íà ñòàäèè, çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî íà êàæäîé ñòàäèè èíòåðåñû ÷åëîâåêà (ðåáåíêà) è îêðóæàþùèõ åãî ëþäåé (ðîäèòåëè, âðà÷è, áðàòüÿ è ñåñòðû, äåäóøêè è áàáóøêè è ò.ä.) ñîñðåäîòî÷åíû âîêðóã êàêîé-òî îïðåäåëåííîé ÷àñòè òåëà, ñëóæàùåé èñòî÷íèêîì ïîëó÷åíèÿ óäîâîëüñòâèÿ.

1. Îðàëüíàÿ ñòàäèÿ (îò ðîæäåíèÿ äî 1ãîäà).

Ìèð ðîäèâøåãîñÿ ìëàäåíöà ñîñðåäîòî÷åí âîêðóã ðòà, òàê êàê âñå ïîòðåáíîñòè è èõ óäîâëåòâîðåíèå ñîñðåäîòî÷åíû íà ãóáàõ, ÿçûêå è ïîçæå íà çóáàõ ðåáåíêà.

Êàêîå îñíîâíîå ïîáóæäåíèå ðåáåíêà?

Ýòî ïîòðåáíîñòü â ïèòàíèå. Âî âðåìÿ êîðìëåíèÿ ðåáåíêà, åãî ëàñêàþò, ïîêà÷èâàþò. Ïîýòîìó îí àññîöèèðóåò óäîâîëüñòâèå è ñíÿòèå íàïðÿæåíèÿ îò æàæäû è ãîëîäà ñ ïðîöåññîì êîðìëåíèÿ.

Êðîìå òîãî, ðîò ÿâëÿåòñÿ ïåðâîé ÷àñòüþ òåëà, êîòîðîé ðåáåíîê ìîæåò óïðàâëÿòü ñàìîñòîÿòåëüíî. Íà ýòîé ñòàäèè áîëüøàÿ ÷àñòü ýíåðãèè ëèáèäî (libido) ñîñðåäîòà÷èâàåòñÿ â ýòîé îáëàñòè.

Ó íàñ (âçðîñëûõ) îñòàëîñü ìíîãî îðàëüíûõ ïðèâû÷åê è ïîñòîÿííûé èíòåðåñ ê ïîääåðæàíèþ îðàëüíûõ óäîâîëüñòâèé. Ýòî åäà, ñîñàíèå, æåâàíèå, êóñàíèå, îáëèçûâàíèå ãóá, ïðè÷ìîêèâàíèå è ò.ä. ×àñòî ìû ãîâîðèì î âðåäíûõ ïðèâû÷êàõ, òàêèõ êàê ïðèâû÷êà ãðûçòü íîãòè, ïîñòîÿííîå êóðåíèå, ïåðååäàíèå. Âñ¸ ýòî ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñ ÷àñòè÷íîé ôèêñàöèåé íà îðàëüíîé ñòàäèè è íåïîëíîòîé çðåëîñòè íà ýòîé ñòàäèè. Èç-çà ÷åãî ýòî ïðîèñõîäèò? Èç-çà íåïðèÿòíûõ îùóùåíèé íåóäîâëåòâîðåííîñòè â ýòîò ïåðèîä. Î ëþäÿõ ñ òàêîé âðåäíîé çàâèñèìîñòüþ Ôðåéä ñêàçàë áû, ÷òî îíè «çàñòðÿëè íà îðàëüíîé ñòàäèè ðàçâèòèÿ».

2. Àíàëüíàÿ ñòàäèÿ (îò 2 äî 3 ëåò).

Íà ýòîé ñòàäèè ðåáåíêó ïðèâèâàþòñÿ íàâûêè òóàëåòà. Êðîìå òîãî, ó ðåáåíêà ïîÿâëÿåòñÿ åñòåñòâåííûé èíòåðåñ ê îòêðûòèÿì ñåáÿ. Âíèìàíèå åãî ñîñðåäîòî÷åíî íà àíàëüíîé îáëàñòè, íà âûäåëåíèÿõ è èñïðàæíåíèÿõ. Ïð. Äåòè áûñòðî óñâàèâàþò òî, ÷òî èõ õâàëÿò ðîäèòåëè çà òî, ÷òî îíè âîâðåìÿ óñïåëè íà ãîðøîê.

Ëþäè, óñïåøíî ïðîøåäøèå äàííóþ ñòàäèþ, îòëè÷àþòñÿ ãèáêîñòüþ ìûøëåíèÿ, âåëèêîäóøèåì, àêêóðàòíîñòüþ – ÷åðòàìè, êîòîðûå ñîõðàíÿþòñÿ íà âñþ æèçíü.

Áûñòðîå è ñîïðÿæ¸ííîå ñ íàñèëèåì ïðèó÷åíèå ê ãîðøêó ìîæåò îáåðíóòüñÿ òåì, ÷òî ðåáåíîê, «çàöèêëèòñÿ íà ïîñòîÿííûõ òðåáîâàíèÿõ ÷èñòîòû, íà èçëèøíåé ïðèâåðæåííîñòè ïðàâèëàì ãèãèåíû, ÷ðåçìåðíîé îïðÿòíîñòè. (Ïåäàíòè÷íîñòü óïðÿìñòâà)

È íàîáîðîò, åñëè ðîäèòåëè íå îáðàùàþò âíèìàíèå íà òî, êàê è êóäà ðåáåíîê îïðàâëÿåò ñâîè åñòåñòâåííûå ïîòðåáíîñòè, äåëàåò ëè ýòî â ãîðøîê, â ïîëçóíêè, íà ïîë, òî âî âçðîñëîì âîçðàñòå íàáëþäàåòñÿ ñêëîííîñòü ê íåãàòèâèçìó, àíàðõè÷íîñòè, ê æåëàíèþ ëèäåðñòâà.

3. Ôàëëè÷åñêàÿ ñòàäèÿ (îò 4 äî 5 ëåò).

Íà ýòîé ñòàäèè äåòè âíèìàòåëüíî èçó÷àþò ñâîè ïîëîâûå îðãàíû. Èìåííî çäåñü äåòè îñîçíàþò ñâîþ ïîëîâóþ ïðèíàäëåæíîñòü (ìàëü÷èê – äåâî÷êà). Ó äåòåé âïåðâûå ïîÿâëÿåòñÿ ñèìïàòèÿ ê ðîäèòåëÿì (òîëüêî ëè?) ïðîòèâîïîëîæíîãî ïîëà è ÷óâñòâî íåïðèÿçíè ê ðîäèòåëÿì îäíîãî ñ íèì ïîëà.

Âîçìîæíûå êîíôëèêòû íà ýòîé ñòàäèè. Ôðåé íàçâàë ýäèïîâûì êîìïëåêñîì (ó ìàëü÷èêîâ) è êîìïëåêñîì Ýëåêòðû (ó äåâî÷åê). Äåòè, óñïåøíî ïðåîäîëåâøèå äàííóþ ñòàäèþ, îáû÷íî ëåãêî ðàçðåøàþò êîíôëèêòû (êîìïëåêñû) ïîñðåäñòâîì îòîæäåñòâëåíèÿ ñåáÿ (èäåíòèôèêàöèè) ñ ðîäèòåëÿìè òîãî æå ïîëà. Îíè íà÷èíàþò êîïèðîâàòü îáðàçöû èõ ïîâåäåíèÿ, èíòîíàöèè ðå÷è, ïðè÷åñêè è ò.ï.

Ôðåéä ïîëàãàë, ÷òî ìàëü÷èêè, èñïûòàâøèå òðóäíîñòè íà ôàëëè÷åñêîé ñòàäèè, ñòàíîâÿòñÿ ðîáêèìè, çàñòåí÷èâûìè, ïàññèâíûìè è ìîãóò èìåòü ãîìîñåêñóàëüíóþ íàïðàâëåííîñòü.

Åù¸ îäíî ïîñëåäñòâèå çàñòðåâàíèÿ íà ýòîé ñòàäèè – ïîèñê ïàðòí¸ðà, êîòîðûé áûë áû «çàìåíîé» ðîäèòåëÿ è ò.ï.

Êòî òàêèå áûëè Ýäèï è Ýëåêòðà?

Ýäèï-ïåðñîíàæ ãðå÷åñêîé ìèôîëîãèè. Îí áûë ñûíîì Ëàÿ, öàðÿ ãîðîäà Ôèâû, è åãî ñóïðóãè Èîêàåòû. Êîãäà Ýäèï ïîÿâèëñÿ íà ñâåò, îðàêóë ïîòðåáîâàë îò öàðÿ óíè÷òîæèòü ðåáåíêà, èáî ñóäüáîé åìó áûëî ïðåäíà÷åðòàíî óáèòü Ëàÿ è âçÿòü â ñóïðóãè ñîáñòâåííóþ ìàòü.

Òîãäà íîâîðîæäåííîãî ñî ñâÿçàííûìè íîãàìè îñòàâèëè íà ãîðå íà ðàñòåðçàíèå äèêèì çâåðÿì. Ðåáåíêà, îäíàêî, ïîäîáðàëè ïàñòóõè, íà­çâàâøèå åãî Ýäèïîì (ýòî è çíà÷èò «òîò, ó êîãî ñâÿçàíû íîãè»), è ïåðåäàëè öàðþ ãîðîäà Êîðèíôà, ó êîòîðîãî îí è ðîñ, íå ïîäîçðåâàÿ î ñâîåì ïðîèñõîæäåíèè. Íî âîò Ýäèï óçíàåò î âèñÿùåì íàä íèì óæàñíîì ïðîðî÷åñòâå, è, äóìàÿ, ÷òî öàðü Êîðèíôà è åñòü åãî íàñòîÿùèé îòåö, îí óáåãàåò, ïûòàÿñü ñïàñòèñü îò ñóäüáû.

Ïî äîðîãå îí ññîðèòñÿ ñ îäíèì ñòàðèêîì è óáèâàåò åãî: îí íå çíàåò, ÷òî ñòàðèê ýòîò è åñòü åãî ðîäíîé îòåö, Ëàé. Ïîäõîäÿ ê Ôèâàì, îí ñòàëêèâàåòñÿ ñî Ñôèíêñîì, êîòîðûé òåððîðèçèðóåò âñþ ñòðàíó òåì, ÷òî çàãàäûâàåò çàãàäêè è ïîä óãðîçîé ñìåðòè òðåáóåò èõ ðàçãàäàòü. Ýäèï äîëæåí ðàçãàäàòü òàêóþ çàãàäêó: «Êàêîå æèâîòíîå óòðîì ïåðåäâèãàåòñÿ íà ÷åòûðåõ íîãàõ, äíåì-íà äâóõ, à âå÷åðîì-íà òðåõ?» Îòâåòèâ, ÷òî ðå÷ü èäåò î ÷åëîâåêå è òðåõ ãëàâíûõ ýòàïàõ åãî æèçíè, Ýäèï îñâîáîæäàåò ãîðîä îò íàïàñòè. Æèòåëè Ôèâ ñ òðèóìôîì âíîñÿò åãî íà ðóêàõ â ãîðîä> èçáèðàþò ñâîèì öàðåì, è îí æåíèòñÿ íà öàðèöå Èîêàñòå. Ó íèõ ðîäÿòñÿ äâà ñûíà è äâå äî÷åðè, è îíè ñîâåðøåííî ñ÷àñòëèâû, ïîêà îðàêóë êàê-òî íå îòêðûâàåò Ýäèïó ñîâåðøåííûé èì äâîéíîé ãðåõ – îòöåóáèéñòâî è êðîâîñìåøåíèå. Îáåçóìåâøàÿ îò ãîðÿ Èîêàñòà âåøàåòñÿ, à Ýäèï âû­êàëûâàåò ñåáå ãëàçà. Åãî èçãîíÿþò èç Ôèâ, è îí ñî ñâîåé äî÷åðüþ Àíòèãîíîé ñêèòàåòñÿ ïî ñòðàíå, ïîêà íå óìèðàåò íåäàëåêî îò Àôèí.

Читайте также:  Какие есть периоды развития ребенка

Ñîãëàñíî Ôðåéäó, ýòà òðàãåäèÿ äîëæíà èëëþñòðèðîâàòü òî, ÷òî â ïñèõîëîãè÷åñêîì ïëàíå äâèæåò ðàçâèòèåì ìàëü÷èêà âî âòîðîé ïåðèîä åãî äåòñòâà.

Ýëåêòðà

Îòöîì Ýëåêòðû áûë Àãàìåìíîí-ëåãåíäàðíûé öàðü Ìèêåí è Àðãîñà, â Òðîÿíñêîé âîéíå âñòàâøèé âî ãëàâå ãðåêîâ. Êëèòåìíåñòðà, åãî ñóïðóãà, çà âðåìÿ äîëãîãî îòñóòñòâèÿ ìóæà çàâåëà ñåáå ëþáîâíèêà Ýãèñòà, ñ êîòîðûì ñãîâîðèëàñü ïîãóáèòü Àãàìåìíîíà ïî åãî âîçâðàùåíèè èç ïîõîäà è çàíÿòü òðîí.

Ó Àãàìåìíîíà è Êëèòåìíåñòðû áûë ñûí Îðåñò è äâå äî÷åðè, Èôèãåíèÿ (êîòîðóþ Àãàìåìíîí ïðèíåñ â æåðòâó áîãèíå Àðòåìèäå) è Ýëåêòðà. Óçíàâ î ïðåñòóïíûõ çàìûñëàõ ñâîåé ìàòåðè, Ýëåêòðà íè÷åãî íå ñìîãëà ñäåëàòü ÷òîáû âîñïðåïÿòñòâîâàòü äðàìå. Òîãäà îíà ðåøèëà îòîìñòèòü çà ñìåðòü îòöà, óáåäèâ áðàòà óáèòü ñâîþ ìàòü Êëèòåìíåñòðó è åå ñîîáùíèêà Ýãèñòà.

Ïîäîáíàÿ ñêëîííîñòü ê îáðàçó îòöà áîëüøå äîõîäÿùàÿ äî ñèìâîëè÷åñêîãî óíè÷òîæåíèÿ ìàòåðè, ïî ìíåíèþ ïñèõîàíàëèòèêîâ, äîëæíà äðàìàòè÷åñêè ïåðåæèâàòüñÿ áîëüøèíñòâîì ìàëåíüêèõ äåâî÷åê.

4. Ëàòåíòíàÿ ñòàäèÿ (îò 6 äî 12 ëåò).

 ýòîì âîçðàñòå ëèáèäî íå êîíöåíòðèðóåòñÿ â êàêîé-ëèáî îïðåäåëåííîé ÷àñòè òåëà, à ñåêñóàëüíûå ïîòðåáíîñòè êàê áû äðåìëþò â ñîñòîÿíèè áåçäåéñòâèÿ. Äåòè óñïåøíî èäåíòèôèöèðóþò ñåáÿ ïðåäñòàâèòåëÿìè òîãî æå ïîëà, íà÷èíàþò óñâàèâàòü íîðìû, ïðèíÿòûå â îáùåñòâå. Íà ïåðâûé ïëàí âûäâèãàåòñÿ øêîëüíîå îáó÷åíèå, ñîöèàëèçàöèÿ, îñâîåíèå ñîöèàëüíûõ ðîëåé.

5. Ãåíèòàëüíàÿ ñòàäèÿ (12 – 18 ëåò).

Ýòà ñòàäèÿ íà÷èíàåòñÿ âìåñòå ñ ïîëîâûì ñîçðåâàíèåì ïîäðîñòêà. Åãî âíèìàíèå âíîâü ñîñðåäîòî÷åíî íà ñâîèõ ïîëîâûõ îðãàíàõ, ïîòîì ïîÿâëÿåòñÿ èíòåðåñ ê ïðîòèâîïîëîæíîìó ïîëó.

Ïîñëåäíèì äâóì ñòàäèÿì Ç. Ôðåéä óäåëÿë ìàëî âíèìàíèÿ, ò. ê. óòâåðæäàë, ÷òî îñíîâíûå ëè÷íîñòíûå õàðàêòåðèñòèêè çàêëàäûâàþòñÿ â 5 – 6 ëåò.

×òî æå òàêîå ïñèõîàíàëèç?

Âî – ïåðâûõ, ýòî ñïåöèàëüíûå ïðîöåäóðû èññëåäîâàíèÿ ïñèõèêè, êîòîðàÿ ïî÷òè íå ïîñòèæèìà äðóãèìè ïóòÿìè (ãèïíîç, òîëêîâàíèå ñíîâèäåíèé, ìåòîä ñâîáîäíûõ àññîöèàöèé, îãîâîðêè è ò. ä.)

Âî – âòîðûõ, ýòî ñóììà ïîëó÷åííûõ çíàíèé, êîòîðàÿ îáðàçóåò íîâóþ äèñöèïëèíó.

Îïèñûâàÿ ïóòè ëå÷åíèÿ è ñíèæåíèÿ òðåâîæíîñòè, Ôðåéä âûäåëèë ìåõàíèçì çàùèòû:

1. Ðåïðåññèÿ (ïîäàâëåíèå), êîãäà èõ ïàìÿòè (èç ñîçíàíèÿ) óäàëÿåòñÿ íåæåëàòåëüíàÿ èíôîðìàöèÿ.

Ïð. ×àñòî ýòî ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé ïñèõè÷åñêèõ (èñòåðèÿ) è ñîìàòè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.

2. Îòðèöàíèå – ïîïûòêà íå ïðèíèìàòü ñîáûòèÿ, êîòîðûå íåæåëàòåëüíû è íåóãîäíû.

Ïð. Âñïîìèíàÿ êàêîå – ëèáî ñîáûòèå, ìû ïîìíèì òîëüêî íàøó âåðñèþ.

3. Ðàöèîíàëèçì – íàõîæäåíèå ïðèåìëåìûõ ïðè÷èí äëÿ íåïðèåìëåìûõ ìûñëåé è äåéñòâèé äëÿ îïðàâäàíèÿ íàøåãî ïîâåäåíèÿ.

Êëåøå. Ïð. 1) «ß äåëàþ ýòî èñêëþ÷èòåëüíî äëÿ òâîåãî áëàãà» => «ß õî÷ó ñäåëàòü ýòî òåáå. ß íå õî÷ó, ÷òîáû ýòî áûëî ñäåëàíî ìíå. ß äàæå õî÷ó, ÷òîáû òû íåìíîæêî ïîñòðàäàë».

2) «Ýòîò ýêñïåðèìåíò áûë ëîãè÷åñêèì ïðîäîëæåíèåì ìîåé ïðåäûäóùåé ðàáîòû» => «Îí íà÷àëñÿ êàê îøèáêà, íî ê ñ÷àñòüþ èç ýòîãî ÷òî-òî ïîëó÷èëîñü».

3) «Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî ÿ ëþáëþ òåáÿ». => «Ìåíÿ ïðèâëåêàåò òâîå òåëî. ß õî÷ó, ÷òî áû òû ðàññëàáèëàñü è ïî÷óâñòâîâàëà ïðèòÿæåíèå êî ìíå».

4. Ðåàêòèâíûå îáðàçîâàíèÿ, ïîäìåíÿþò ïîâåäåíèå èëè ÷óâñòâîâàíèå íà äèàìåòðàëüíî ïðîòèâîïîëîæíîå, êîãäà ïîÿâëÿåòñÿ ñòûä çà èñòèííîå æåëàíèå.

Ïð. Ñëèøêîì ÷èñòîïëîòíàÿ õîçÿéêà ëþáèò, íà ñàìîì äåëå, ãðÿçü èëè áåñïîðÿäîê.

5. Ïðîåêöèÿ, êîãäà äðóãîìó ÷åëîâåêó ïðèïèñûâàåòñÿ òî, ÷òî èñõîäèò îò ñàìîãî ïðèïèñûâàþùåãî.

Ïð. 1) «Âñå ìóæ÷èíû òîëüêî è äóìàþò îá ýòîì (î ñåêñå)…» => «ß ñàìà äóìàþ òîëüêî 

2) «Òåáå íóæåí äðóãîé ìóæ÷èíà, íå òàêîé, êàê ÿ…» => «Ìíå íóæíà äðóãàÿ æåíùèíà» («Òû íå ëþáèøü ìåíÿ, ÿ äëÿ òåáÿ î÷åðåäíîå óâëå÷åíèå»).

3) «Íèêîãäà íåëüçÿ âåðèòü ýòèì èòàëüÿøêàì» («Âñå ìóæ÷èíû ñâîëî÷è è îáìàíùèêè») => « ß è ñàìà, ìîãó îáìàíóòü êîãî õî÷åøü».

4) «ß çíàþ, ÷òî òû îò ìåíÿ áåç óìà» => «ß è ñàì îò òåáÿ áåç óìà».

6. Èçîëÿöèÿ, êîãäà òî, ÷òî âûçûâàåò òðåâîæíîñòü èçîëèðóåòñÿ îò îñòàëüíîé ñôåðû äóøè.

7. Ðåãðåññèÿ – çàùèòíûé ìåõàíèçì äëÿ íåâåæåñòâåííûõ ëèö. Ýòî ïåðåõîä íà áîëåå ïðèìèòèâíûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ.

8. Ñóáëèìàöèÿ ëèáèäî. Íàèáîëåå àäàïòèâíûì ìåõàíèçìîì ïñèõîë. Çàùèòû Ôðåéä ñ÷èòàë ñóáëèìàöèþ, ò. å. ñïîíòàííûé ïåðåâîä âëå÷åíèé â ñîöèàëüíî ïðèåìëåìîå ðóñëî, â îáùåñòâåííî ïîëåçíóþ äåÿòåëüíîñòü.

Ïð. Ôåíîìåí Íàïîëåîíà

Ïð. Ïóøêèí îòðåçàííûé õîëåðíûì êàðàíòèíîì îò íåâåñòû, ïåðåæèë ïðèëèâ òâîð÷åñòâà è çà 3 ìåñÿöà, 4 «ìàëåíüêèõ òðàãåäèè», ïîýòîìó, ñáîðíèê ïîâåñòåé, ñêàçêó è çàâåðøèë ðàáîòó íàä «Åâãåíèåì Îíåãèíûì».

2. Áèîëîãè÷åñêàÿ òåîðèÿ

Ýòîëîãèÿ.

Íàóêà èçó÷àåò âñå ñòîðîíû ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè. Ïðåäïîëîæèì, ÷òî Âàñ çàèíòåðåñîâàëè âîïðîñû: êàê âëèÿåò íà ðàçâèòèå ðåáåíêà îòñóòñòâèå ðîäèòåëåé? Êàê ôîðìèðóåòñÿ âçàèìíàÿ ïðèâÿçàííîñòü ðîäèòåëåé è ðåá¸íêà? Ïðîâåëè áû âû ýêñïåðèìåíò? Èëè êàê òî ïî-äðóãîìó îòâåòèëè íà ïîäîáíûå âîïðîñû?

Çäåñü íà âûðó÷êó ïðèõîäèò ýòîëîãèÿ – íàó÷íîå íàïðàâëåíèå, çàíèìàþùååñÿ èçó÷åíèåì æèâîòíûõ ëþäåé â åñòåñòâåííûõ óñëîâèÿõ èõ ñóùåñòâîâàíèÿ. Îñîáîå âíèìàíèå ýòîëîãîâ ïðèâëåêàåò âîïðîñ î òîì, êàêèå ôîðìû ïîâåäåíèÿ æèâîòíûõ è ÷åëîâåêà èìåþò ïîä ñîáîé áèîëîãè÷åñêóþ îñíîâó, à êàêèå – îïðåäåëÿþòñÿ âîçäåéñòâèåì âíåøíåé ñðåäû.

Èçâåñòíûé ýòîëîã Êîíðàä Ëîðåíö øèðîêî èñïîëüçîâàë ïîíÿòèå «èìïðèíòèíã», êîòîðûì îí îáîçíà÷àë ñàìûå ðàííèå ôàêòû ïîäðàæàíèÿ, îáó÷åíèÿ êàêèì – òî îáðàçöàì ïîâåäåíèÿ, ïðîÿâëÿþùåãîñÿ â èíñòèíêòèâíîé ôîðìå. ×àùå âñåãî îíè ïðîÿâëÿþòñÿ â êðèòè÷åñêèå èëè ñåíñèòèâíûå (ò.å. îñîáî âîñïðèèì÷èâûå è ÷óâñòâèòåëüíûå) ïåðèîäû.

Ïð. Ìíîãèå èç âàñ íàâåðíÿêà íàáëþäàëè ñöåíêó, êîãäà âî ãëàâå âåðåíèöû óòÿò, ìåäëåííî è îñòîðîæíî ïåðåâàëèâàÿñü ñ íîãè íà íîãó, øåñòâóåò óòêà -ìàòü. Ëîðåíö îáíàðóæèë, ÷òî òîëüêî ÷òî âûëóïèâøèåñÿ óòÿòà ìîãóò ïîéòè çà ëþáûì ïðåäìåòîì, ÷åëîâåêîì èëè æèâîòíûì – ëèøü áû îíè äâèãàëèñü. Áîëåå òîãî, ïîòîì áåñïîëåçíî ïûòàòüñÿ çàñòàâèòü èõ ïîéòè çà íàñòîÿùåé ìàòåðüþ.

Ýòè ýêñïåðèìåíòîì, âåðíåå íà åãî îñíîâå àíãëè÷àíèí Äæîí Áîóëáè è àìåðèêàíöû Êëàóñ è Êåííåëë îòâåòèëè íà íàø âîïðîñ. Îíè äîêàçàëè, ÷òî ñóùåñòâóåò â æèçíè ÷åëîâåêà òàêîé êðèòè÷åñêèé ïåðèîä, ÷òî åñëè â ýòîò ïåðèîä ðåáåíêà ðàçëó÷èòü ñ ðîäèòåëÿìè, òî âïîñëåäñòâèè ñ áîëüøèì òðóäîì ôîðìèðóåòñÿ ó íåãî ÷óâñòâî ïðèâÿçàííîñòè è äîâåðèòåëüíîå îòíîøåíèå ñ ðîäèòåëÿìè. Ó÷åíûå ïîëàãàþò, ÷òî òîò ñàìûé ïåðèîä – ýòî 1,5 ÷. Ïîñëå ðîæäåíèÿ.

Читайте также:  Игра как фактор развития интеллекта ребенка

3. Òåîðèÿ ïîâåäåíèÿ

Ïîäîáíî Äæ. Ëîêêó, êîòîðûé ðàññìàòðèâàë ðàçóì ðåáåíêà êàê «÷èñòóþ äîñêó», íà êîòîðîé îêðóæàþùàÿ ñðåäà ïèøåò ñâîè çàìûñëîâàòûå ïèñüìåíà, ñòîðîííèêè òàê íàçûâàåìîé òåîðèè ïîâåäåíèÿ ñ÷èòàþò, ÷òî ïîâåäåíèå, åãî ðàçëè÷íûå ôîðìû è òèïû îáóñëàâëèâàþòñÿ ãëàâíûì îáðàçîì âëèÿíèåì ñðåäû. Òåîðèþ, îñíîâûâàþùóþñÿ íà ýòîì òåçèñå, íàçûâàåòñÿ áèõåâèîðèñòè÷åñêîé (îò àíãë. Behavior – ïîâåäåíèå). Ÿ îñíîâîïîëîæíèêîì ñ÷èòàåòñÿ Äæîí Óîòñîí.

Ñîãëàñíî ýòîé òåîðèè, ÷åëîâåê òàêîâ, êàêèì îí íàó÷èëñÿ áûòü. Ýòà ìûñëü äàëà ïîâîä ó÷åíûì íàçâàòü áèõåâèîðèçì «òåîðèåé îáó÷åíèÿ» è âûäåëÿþò 3 òèïà îáó÷åíèÿ:

1. Êëàññè÷åñêîå îáóñëîâëèâàíèå – ýòî ïðîñòåéøèé òèï îáó÷åíèÿ, â ïðîöåññ êîòîðîãî èñïîëüçóþòñÿ ëèøü áåçóñëîâíûå ðåôëåêñû. Ðåáåíîê, êàê è äåòåíûø æèâîòíûõ, â õîäå îáó÷åíèÿ ÷èñòî àâòîìàòè÷åñêè ðåàãèðóþò íà âíåøíèå ñòèìóëû, à çàòåì ó÷èòñÿ ðåàãèðîâàòü òàêèì æå îáðàçîì íà ñòèìóëû, íåñêîëüêî îòëè÷àþùèåñÿ îò ïåðâûõ.

Íàïðèìåð, 9 – òèìåñÿ÷íîãî ìàëûøà Àëüáåðòà ó÷èëè áîÿòñÿ áåëóþ ìûøü ñ ïîìîùüþ êëàññè÷åñêîãî îáóñëîâëèâàíèÿ. Êàê – òî Äæ. Óîòñîí çàìåòèë, ÷òî Àëüáåðò ïóãàåòñÿ íåîæèäàííîãî ãðîìêîãî çâóêà. Êîãäà çâóê ïîÿâëÿåòñÿ, îí âçäðàãèâàë è ïîòîì íà÷èíàë ïëàêàòü. Ïî òåðìèíîëîãèè áèõåâèîðèçìà, ãðîìêèé çâóê íàçûâàåòñÿ áåçóñëîâíûì ñòèìóëîì (S), à èñïóã è ïëà÷ – áåçóñëîâíûì îòâåòîì (ðåàêöèåé) – R.

Ó÷åíûé çàäàëñÿ öåëüþ îòâåòèòü íà âîïðîñ: ìîæíî ëè íàó÷èòü Àëüáåðòà ðåàãèðîâàòü íà áåëóþ ìûøü òàê æå, êàê íà ãðîìêèé çâóê?

Ìàëûøó ïîêàçàëè èãðóøå÷íóþ áåëóþ ìûøü è äàëè ïîòðîãàòü å¸, íèêàêèõ ðåàêöèé îíà ó ðåáåíêà íå âûçâàëà. Çàòåì äàëè ïðèêîñíóòüñÿ ê íåé, è êàê òîëüêî îí äîòðîíóëñÿ, ó èçãîëîâüÿ ðàçäàëñÿ ðåçêèé çâóê. Ïîñëå ïîâòîðíîãî îïûòà ìàëûø ïëàêàë, óâèäåâ òîëüêî ìûøü.

2. Îïåðàíòíîå îáóñëîâëèâàíèå, êîòîðîå ðàçðàáîòàë àìåðèêàíñêèé ïñèõîëîã Ñêèííåð. Îí ðîäèëñÿ â 1904 ãîäó â øòàòå Ïåíñèëüâàíèÿ, â áëàãîïîëó÷íîé ñåìüå ïðîâèíöèàëüíîãî þðèñòà.  äåòñòâå îí ëþáèë ÷òî-íèáóäü ñòðîèòü, êîíñòðóèðîâàë óïðàâëÿåìûå êîðàáëè, ïëîòû è äàæå íàñòîé÷èâî ïûòàëñÿ ñîáðàòü ïëàíåð. Ïîñëå îêîí÷àíèÿ Èíñòèòóòà Ãàìèëüòîíà îí ïîëó÷èë äèïëîì ñïåöèàëèñòà, íî åãî ïîñòèãëà íåóäà÷à. Òîãäà îí ðåøàë èçó÷àòü ïñèõîëîãèþ â Ãàðâàðäñêîì óíèâåðñèòåòå, êóäà âïîñëåäñòâèè âåðíóëñÿ ðàáîòàòü.

Ñóòü îïåðàíòíîãî îáóñëîâëèâàíèÿ â òîì, ÷òî ÷åëîâåê êîíòðîëèðóåò ñâî¸ ïîâåäåíèå, îðèåíòèðóÿñü íà âåðîÿòíûå ïîñëåäñòâèÿ. Íàïðèìåð, îí ó÷èë êðûñ íàæèìàòü íà çàäâèæêó êëåòêè, äàâàÿ èì ïèùó.  ñëåäóþùèé ðàç, êîãäà âû áóäåòå â öèðêå, ïîíàáëþäàéòå çà ïîâåäåíèåì æèâîòíûõ, êàê îíè ðåàãèðóþò íà çàäàíèÿ äðåññèðîâùèêà.

Òî÷íî òàê æå ëþäè ïåðåíèìàþò ó äðóãèõ ðàçëè÷íûå ôîðìû ïîâåäåíèÿ ïîñðåäñòâîì ìåòîäîâ îáó÷åíèÿ, ïîñðåäñòâîì ìåòîäîâ îáó÷åíèÿ îïåðàíòíîãî îáóñëîâëèâàíèÿ – ïîäêðåïëåíèÿ è íàêàçàíèÿ.

3. Îáó÷åíèå ïîñðåäñòâîì íàáëþäåíèÿ.

Ïð. Âàì, íàâåðíîå , ÷àñòî ïðèõîäèëîñü ñëûøàòü, âûðàæåíèå î òîì, êàê «âàæíî ïîäàâàòü õîðîøèé ïðèìåð äåòÿì». Àìåðèêàíñêèé ïñèõîëîã Àëüáåðò Áàíäóðà ñ÷èòàåò, ÷òî â æèçíè ãîðàçäî ÷àùå îáó÷åíèå ïðîèñõîäèò áëàãîäàðÿ íàáëþäåíèþ: Âû, êîãäà áûëè ìàëåíüêèìè, ñìîòðÿ êàê âåäóò ñåáÿ äåäóøêè, áàáóøêè, ìàìû, ïàïû è äðóãèå ëþäè, è ñòàðàëèñü âîñïðîèçâîäèòü èõ ïîâåäåíèå. Êîïèðóÿ èõ ïîâåäåíèå, ÷åëîâåê âîâñå íå îæèäàåò êàêîãî-ëèáî ïîîùðåíèÿ èëè íàêàçàíèÿ çà ýòî.

4. Áèõåâèîðèçì

Ïðåäìåòîì ø ñòàíîâèòñÿ ïîâåäåíèå è ìåòîä ñòàíîâèòñÿ íåäîñòàòî÷íûì. Ïîÿâèëñÿ ìåòîä îáúåêòèâíîãî íàáëþäåíèÿ, êîòîðûé ôèêñèðóåò âíåøíåå âîçäåéñòâèå è îòâåòíóþ ðåàêöèþ.

Çàäà÷à ïñèõîëîãà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû ôèêñèðóåò èçìåíåíèÿ R íà ðàç ëè÷íûå âàðèàíòû S.

Òåðìèíû îùóùåíèå, âîîáðàæåíèå, âîëÿ è äð. íå óïîòðåáëÿëèñü è ÷òîáû, íå áûëî ñîáëàçíà ôàíòàçèðîâàòü íà ñ÷åò äóøè, ýêñïåðèìåíòû ïðîâîäèëèñü íà áåëûõ êðûñàõ. Äæ. Óîòñîí çàïðåùàë ñîòðóäíèêàì óïîòðåáëÿòü òåðìèí «óìíàÿ êðûñà».

Òåïåðü øóòíèêè íàçûâàëè Áèõåâèîðèçì:

«ø áîëüøîé áåëîé êðûñû».

Ïð. Ó æèâîòíûõ âûðàáàòûâàëè ñëîæíûå óñëîâíûå ðåôëåêñû. Ôèêñèðîâàëè, ÷òî êðûñà ïîó÷àåòñÿ (îòêðûòü êëåòêó) áûñòðåå, åñëè òðåíèðîâàòü å¸ íå 1, à 5 ðàç â äåíü; åñëè ïðîðàáàòûâàåòñÿ 1, à íå íåñêîëüêî çàäàíèé; ÷òî óâåëè÷èâàåò – ïèùåâîå ïîîùðåíèå ïîñëå êàæäîãî øàãà.

Ýêñïåðèìåíòû ñ âæèâëåíèåì ýëåêòðîäîâ â ìîçã êðûñû ïîêàçàëè, ÷òî âîçìîæíî ñàìîñòèìóëèðîâàíèå îðãàíèçìà, êîãäà ïîâåäåíèå îïðåäåëÿåòñÿ íå âíåøíèìè ñòèìóëàìè, à âíóòðåííåé ïîòðåáíîñòüþ.

Áèõåâèîðèçì îêàçàë áîëüøîå âîçäåéñòâèå íà ïåäàãîãè÷íîñòü íîâàöèè. Ïðè¸ìû îïåðàíòíîãî íàó÷åíèÿ (çàêðåïëåíèå ïîëåçíûõ ðåàêöèé) áûëè ïåðåíåñåíû íà îáó÷åíèå ëþäåé.

Âñÿ ñèñòåìà îáðàçîâàíèÿ èçìåíèëàñü ïîä âîçäåéñòâèåì ïðîãðàììèðîâàííîãî îáó÷åíèÿ, òåõíèêè ïîøàãîâîãî îâëàäåíèÿ, òåñòîâîãî êîíòðîëÿ.

5. Ãóìàíèñòè÷åñêàÿ òåîðèÿ

Ýòî íàïðàâëåíèå çàðîäèëîñü â Êàëèôîðíèè â 50-å ãîäû. Åãî íàçûâàþò ãóìàíèñòè÷åñêèì, òàê êàê îíî îñíîâàíî íà âåðå â âîçìîæíîñòü ðàñöâåòà êàæäîãî ÷åëîâåêà, åñëè ïðåäîñòàâèòü åìó âîçìîæíîñòü ñàìîìó âûáðàòü ñâîþ ñóäüáó è íàïðàâèòü å¸.

Òàêèì îáðàçîì, ñòåðæåíü ãóìàíèñòè÷åñêîé èäåè – ýòî îïòèìèñòè÷åñêèé âçãëÿä íà ïðèðîäó ÷åëîâåêà.

Íàèáîëüøèé âçãëÿä â ðàçâèòèå ãóìàíèñòè÷åñêîé òåîðèè âí¸ñ Àáðàõàì Ìàñëîó.  íà÷àëå íàó÷íîé êàðüåðû îí èñïûòàë ñèëüíîå âëèÿíèå ïñèõîàíàëèçà è áûë óáåæäåí, ÷òî ñ åãî ïîìîùüþ ìîæíî îáúÿñíèòü âñå ìîòèâû ÷åëîâå÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ. Îäíàêî, êîãäà îí â ïåðâûå ãîäû 20 âåêà ïîçíàêîìèëñÿ ñ áèõåâèîðèçìîì, òî îí óâëåêñÿ åãî èäåÿìè.

À. Ìàñëîó ðîäèëñÿ â 1908 ãîäó â Íüþ-Éîðêå â åâðåéñêîé ñåìüå, ýìèãðèðîâàâøåé èç Ðîññèè. Ñûí áî÷àðà, îí áûë ñòåñíèòåëüíûì ìîëîäûì ÷åëîâåêîì. Íî æàæäà çíàíèé, â êîíöå êîíöîâ, ïåðåâåñèëà åãî ñòåñíèòåëüíîñòü.

Èç çàñòåí÷èâîãî ìîëîäîãî ÷åëîâåêà âûøåë ïðåêðàñíûé è ñîâñåì íå ðîáêèé ó÷åíûé – òåîðåòèê. Êîãäà â ñåìüå Ìàñëîó ðîäèëñÿ ïåðâûé ðåáåíîê, ó÷åíûé îáíàðóæèë ñåðüåçíûé ïðîáåë â ñâîèõ çíàíèÿõ. Îí äîëãèìè ÷àñàìè íàáëþäàë çà ìàëûøîì è óáåäèëñÿ, ÷òî ñûí – íå ïðîñòî æèâîé îðãàíèçì, à íå÷òî íåñðàâíèìî áîëüøåå. Îí ïîíÿë, ÷òî â áèõåâèîðèçìå òàêæå ñóùåñòâóåò ïðîáåë è ñîçäàë ñâîþ òåîðèþ, â êîòîðîé áûë ñäåëàí àêöåíò íà óíèêàëüíîñòè êàæäîé ëè÷íîñòè.

Ñîãëàñíî Ìàñëîó, ïóòü ê îñóùåñòâëåíèþ ïîòåíöèàëüíûõ âîçìîæíîñòåé èíäèâèäóóìà – ê åãî ñàìîðåàëèçàöèè – îòêðûâàåòñÿ ëèøü ïîñëå óäîâëåòâîðåíèÿ åãî íàñóùíûõ ïîòðåáíîñòåé.

ôðåéä òåîðèÿ ëè÷íîñòü

1 óðîâåíü. Âûæèâàíèå èëè áèîëîãè÷åñêèå ïîòðåáíîñòè.

Ôèçèîëîãè÷åñêèå ïîòðåáíîñòè (åñòü, ïèòü, ñïàòü è ò. ï.), áåç óäîâëåòâîðåíèÿ êîòîðûõ íè÷òî äðóãîå íåâîçìîæíî, âñåãäà âûñòóïàþò íà ïåðâûé ïëàí.

2 óðîâåíü. Áåçîïàñíîñòü è óâåðåííîñòü â áóäóùåì.

Ïî-äðóãîìó ìîæíî íàçâàòü ïîòðåáíîñòü â çàùèùåííîñòè (óêðûòüñÿ â óáåæèùå, èçáåæàòü îïàñíîñòè, îáåñïå÷èòü çàâòðàøíèé äåíü è ò. ï.).

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник