Современные психологические теории развития ребенка

Современные психологические теории развития ребенка thumbnail

20.12.2018

В рамках работы экспериментальной площадки по программе «Вдохновение» мы обратились к отдельным теориям, которые лежат в основе написание программы.
Сегодня постоянно появляются новые подходы к пониманию детского развития, научные исследования безостановочно двигаются вперед. Основываясь на ранних теориях, они проводят их глубокую и всестороннюю оценку, расширяя их выводы и рождая новые теории. Обратимся к отдельным положениям этих теорий.

Оценить


569

Содержимое разработки

Современные теории детского развития: теория обработки информации, теория этологии и психологии эволюционного развития, лежащие в основе программы «Вдохновение»

Пимшина Екатерина, студентка 24 группы

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Преподаватель по психологии – Шварева Татьяна Николаевна

БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»

В рамках работы экспериментальной площадки по программе «Вдохновение» мы обратились к отдельным теориям, которые лежат в основе написания программы.

Сегодня постоянно появляются новые подходы к пониманию детского развития, научные исследования безостановочно двигаются вперед. Основываясь на ранних теориях, они проводят их глубокую и всестороннюю оценку, расширяя их выводы и рождая новые теории. Наиболее актуальными на сегодняшний день являются теории обработки информации, социокультурная теория Л.С. Выготского, теория экологических и динамических систем. Именно эти взгляды были использованы разработчиками программы. [3]

Обратимся к отдельным положениям этих теорий. Теории обработки информации. Изучая развитие детского мышления, ученые воспользовались методами исследований в области когнитивной психологии, которая изучает когнитивные (иногда их упрощенно называют познавательными) процессы человеческой психики. [4]

Когнитивные процессы включают восприятие, узнавание, воображение, мышление, оценку, рассуждение (аргументация, доказательство), решение проблем, осмысление (концентрация), планирование. [3]

Обработка информации – любое преобразование информации из одного вида в другой, производимое по строгим формальным правилам.

Обработка информации в настоящее время является ведущим ориентиром как в экспериментальной, так и в информационных технологиях.

Научная перспектива обработки информации представляет собой семейство разрозненных теоретических и исследовательских программ. Как и в любом научном сообществе, здесь существуют лишь частичное согласие по исходным посылкам, теории и методологии исследования. Тем не менее, имеется достаточное число совпадающих моментов для написания этого семейства как парадигматической подгруппы, четко отличающихся от близких, таких как трансформационная лингвистика и психология Пиаже, или более отдельных подходов, таких как радикальный бихевиоризм.

Психологию обработки информации можно разделить на элементы, возникшие внутри экспериментальной психологии, и элементы, заимствованные из внешних дисциплин. Внутренний вклад психологии внес прежде всего, бихевиоризмом середины века, функционализмом вербального обучения, английской экспериментальной психологией и теориями инженерной психологии и эргономики. Вклады других дисциплин включают математическую логику, технику связи и теорию информации, трансформационную лингвистику и теорию вычислительных систем. Некоторые из этих предшествующих направлений и дисциплин были положительно восприняты в целом или частично. [4]

В результате работы ученых данного направления были получены довольно точные описания различных аспектов мышления у детей разного возраста, а экспериментальные данные способствовали созданию обучающих приемов, которые помогают детям решать задачи более эффективными способами. Некоторые из результатов данных научных исследований были использованы авторами при разработке данной программы. [3]

Перейдем к рассмотрению Теории этологии и психологии эволюционного развития.

Хотя, этологический подход, как таковой не оказал существенного влияния на развитие образования и образовательных программ, тем не менее, с ним важно познакомиться потому, что он оказал влияние на одно из самых важных открытий в области психологии развития – теория привязанности Д. Боулби. [3]

Идея развития пришла в психологию из смежных наук. Эволюционная теория Ч. Дарвина утвердила объективный метод и принцип развития. Чарльз Дарвин противопоставил свою теорию распространённому теологическому взгляду на происхождение видов. Главной идеей этой теории была «борьба за существование», в ходе которой наиболее приспособленные представители вида живут достаточно долго, чтобы передать свои признаки следующему поколению. Поэтому на протяжении многих поколений природа «отбирает» тех, кто может лучше всего адаптироваться к своему окружению – отсюда и термин «естественный отбор». У людей естественному отбору должны подвергаться не только физические характеристики, но и способности к социальному поведению и разумной деятельности. Сегодня теория Ч. Дарвина считается в целом верной в ее общих чертах. Большинство школ и направлений психологии испытало влияние учения Ч. Дарвина, а также функционализм, фрейдизм, бихевиоризм, школа И. П. Павлова. Эта теория натолкнула ученых на наблюдения за особенностями и изменениями, совершающихся в психике ребенка в разные периоды его жизни.

Читайте также:  Расстройство развития речи у ребенка

На этой основе возникают этологические теории. Этология (от греч. ethos — «характер, нрав» и logos — «наука, учение») изучает генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных, в том числе людей, поведение, связанное с адаптацией, выживанием, историей эволюции. [3]

Эволюционистских взглядов на развитие ребенка придерживались ученые этологического и психоаналитического направлений (Чарльз Дарвин, Конрад Лоренц, Нико Тинберген, Джон Боулби, Мэри Эйнсуорт, Зигмунд Фрейд, Эрик Эриксон).

Нико Тинберген (Нидерланды) исследовали явление импринтинга у животных. Реакции животного на специфические раздражители во многих случаях являются врожденными. Животному при рождении не хватате информации об инициирующем стимуле. Когда этот информационный пробел заполняется в ранний критические период, данный процесс называют импринтингом (запечатлением). У осиротевших утят выработался импринтинг на Лоренса, который изображал маму утку. Они следовали за ним везде, как за матерью. Как только заканчивается критический период, то привязанность к какому-либо другому объекту становится невозможной. К. Лоренц установил, что виды различаются по кругу объектов, на которые у них вырабатывается импринтинг. Процессы подобные импринтингу могут обуславливать различные виды научения, включая усвоение особенностей территории, пищевых предпочтений, также формирование социальных, родительских и половых привязанностей. Границы критического периода у разных видов и их адаптивная ценность различны и должны изучаться.

Человеческую привязанность изучали Джон Боулби (Англия) и Мери Эйнсуорт (Торонто). Изучалась связь матери с ребенком. Была поставлена гипотеза, в которой объектами исследования были дети, воспитывающиеся в детских домах и рано разлученные с родителями из нормальных семей. Д. Боулби предполагал, что эти дети «личности, лишенные любви» они не могут любить и отказывались от тесных человеческих связей. В интернате малышу трудно установить прочную связь с каким-то определенным человеком. Тезис Д. Боулби гласил, что привязанность развивается аналогично импринтингу у животных. По Д. Боулди реакция страха ограничивает способность формировать новые привязанности. В 8 – 9 месяцев вырабатывается реакция страха перед чужими людьми. Считается, что импринтинг заканчивается. Таким образом, увидела свет теория «привязанности» и фазы нормального развития привязанности к матерям у малышей. Привязывающими действиями у малышей являются плач, улыбка, лепетание, цепляние, сосание и следование. [4]

Этологическое представление о привязанности, которое подчеркивает роль врожденных сигналов у младенцев, резко отличается от концепции удовлетворения побуждений в бихевиоризме, т. е. объяснения стремления ребенка к близости с матерью формированием условной реакции, основанной на кормлении. [3]

Таким образом, в разработке программы «Вдохновение» использованы основные положения теории обработки информации и этологии и психологии эволюционного развития. Экспериментальные данные теории обработки информации, касающихся обучающих приемов решения задач, направленных на развитие детей дошкольного возраста при разработке программы. Эволюционная теория, представленная в программе, оказала влияние на процесс развития образования детей дошкольного возраста, представлены в программе «Вдохновение».

Список литературы

Дмитриев В.И. Прикладная теория информации. Учебник для студентов ВУЗов по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления». – М.: Высшая школа, 1989 – 320 с.

Панов Е. Н. Этология – ее истоки, становление и место в исследовании поведения. М.: Знание, 1975, 64с.

ВДОХНОВЕНИЕ – Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. И.Е. Федосовой. Москва 2015

https://studopedia.ru/8_198982_etologicheskie-teorii-razvitiya-lichnosti.html

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/338500-sovremennye-teorii-detskogo-razvitija-teorija/download

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки

Источник

Современные психологические теории развития ребенка

На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии ребенка. Чтобы получить более или менее полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.

Психоаналитическая теория

Ее предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона. З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия:

  1. оральная стадия (0 – 2 года);
  2. анальная стадия (2 – 3 года);
  3. фаллическая стадия (4 – 5 лет);
  4. латентная стадия (6 – 12 лет);
  5.  генитальная стадия (12 – 18 лет).

Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:

  1. доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год);
  2. чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года);
  3. инициативность – чувство вины (4 – 5 лет);
  4. трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет);
  5. понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет);
  6. стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление);
  7. жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление);
  8. ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).
Читайте также:  Кризисы в развитии ребенка это

Когнитивная теория

Касается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) дооперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).

Теория поведения

Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской (от англ. behavior – поведение). Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание.

Биологическая теория

Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология . Конрад Лоуренц (1903-1988), известный этолог, ввел в психологию понятие импринтинга (запечатлевания). По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами.

Гуманистическая теория

Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней:

  1. выживание, или биологические потребности;
  2. безопасность и уверенность в будущем;
  3. любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус);
  4. самооценка;
  5. самореализация.

Удовлетворив их, человек может стать творческим и независимым существом.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского

Основывается на том, что “всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка”. Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем “вращиваются” в его сознание. Все эти теории взаимодополнительны, так как их авторы используют различные “инструменты” при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития ребенка. В данном пособии в качестве основной используется концепция Л.С.Выготского.

Периодизация и закономерности психического развития ребенка

Большинство психологов делит детство на периоды.

В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:

  1. Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.
  2. В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками.
  3. В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь). На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Кризисы и стабильные периоды

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные , а есть так называемые критические .

Критические периоды

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

  1. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
  2. Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
  3. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями .
Читайте также:  Занятия с ребенком развитие восприятия

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей (см. ниже).

Стабильные периоды

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Динамика развития

  1. К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития.
  2. Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований.
  3. Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.
  4. Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.

Сензитивные периоды

Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Зона ближайшего развития

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.

Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Кризис новорожденности (0-2 месяца)

Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.

С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Проявляется новообразование в форме комплекса оживления , который включает в себя следующие реакции:

  • общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
  • использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
  • обильные вокализации во время общения с матерью;
  • реакция улыбки.

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Автор-составитель Р. П. Ефимкина Новосибирск

Акушерское отделение №1

Акушерское отделение №2

Гинекологическое отделение

Отделение дневной стационар

Женская консультация №1

Женская консультация №2

Источник