Современные подходы к диагностике речевого развития ребенка
Современные подходы к организации ранней диагностики речевых нарушений в условиях МБОУ ЦДиК
Изучение проблемы риска возникновения речевых нарушений имеет большое значение как для разработки адекватных путей и методов коррекции речевых расстройств, так и для их прогноза и предупреждения. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Это обусловлено тем, что возрастают биологические и социальные факторы риска, среди которых можно выделить:
ухудшение экологической обстановки;
ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
увеличение числа патологий беременности;
увеличение количества родовых травм;
различные социальные причины.
Наибольшая вероятность возникновения речевых нарушений наблюдается именно у детей группы риска: ослабленных, часто болеющих; с неврологическими нарушениями, с задержкой в развитии моторной функции.
В связи с этим возрастает необходимость своевременной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников группы риска. По определению Г. Ф. Кумариной «дети риска» – это дети, которые, не обнаруживая классических форм аномалии развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства его парциальные недостатки, обуславливающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях [1].
Качество и своевременность диагностики во многом определяют возможности и результативность коррекционно-развивающей работы с детьми. Поэтому целесообразно как обязательное требование выделить следующее:
1. диагностика должна быть ранней;
2. комплексной (участие специалистов разного профиля и использование разных методов) ;
3. динамической (направленной не на скорейшее установление окончательного диагноза, а на его планомерное уточнение с учетом особенностей онтогенетического развития ребенка, степени адаптации и коррекционной работы) .
Ранний возраст выделяется в онтогенезе человека как наиболее значимый этап процесса становления основных нервнопсихических функций.
Л. С. Выготский отмечал, что «если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речь и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, но на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому»
На сегодняшний день в России имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е. А. Стребелева, Т. В. Волосовец, Л. И. Аксенова, Ю. А. Разенкова, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт и др., представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Авторы отмечают, что в случае поврежденного или дефицитарного развития ребенка ранняя диагностика дает возможность максимально раннего начала развивающей работы, что является залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, коррекции первично нарушенных психических и моторных функций при обратимых дефектах, профилактики вторичных отклонений в развитии.
Несмотря на определенные достижения в разработке различных диагностических методик и медико-педагогической коррекции ряда отклонений в развитии, в настоящее время в России нет единой системы раннего выявления детей с подозрениями на те или иные отклонения в развитии. Ее создание – важная и актуальная задача современного этапа коррекционной помощи детям раннего возраста. Постоянный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с нарушениями в речевом развитии.
В настоящее время диагностическая задача деятельности педагога ДОУ реализуется на основе разработанных программ ранней логопедической диагностики (Г. В. Чиркина, Ю. А. Разенкова). Г. В. Чиркина [6] подчеркивает, что логопедическая диагностика и стимуляция речевого развития на начальных этапах становления речевой коммуникации имеет целью раннее распознавание и исправление отклонений речевого развития и начинается с первых месяцев жизни ребенка. При проведении ранней диагностики отклонений в речевом развитии целесообразно ориентироваться на традиционную схему нормального развития детей до 3-х лет Н. М. Аксариной, Л. О. Бадалян [7] и методы диагностики нервно – психического развития детей раннего возраста Г. В. Пантюхина, К. Л. Печоры, Э. Л. Фрухт [8].
Как отмечают авторы, в обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы.
При логопедической диагностике следует использовать следующие методы обследования ребенка:
анкетирование (анкеты для родителей) ;
беседа с родителями;
наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях и в ходе выполнения специальных заданий;
изучение медицинской документации;
ознакомление с педагогической характеристикой;
собственно логопедическое обследование ребенка.
Логопедическое обследование включает в себя: сбор данных о раннем доречевом развитии, предречевом развитии ребенка до момента обследования; обследование особенностей строения черепа, лица, наличие или отсутствие черепно-лицевых асимметрий при различных эмоциональных состояниях ребенка: во время смеха, крика, плача, нахмуривания, зажмуривания и т. д. ; обследование артикуляционного аппарата; обследование сформированности понимания речи; отмечается возрастная сформированность лексико-грамматической стороны речи, усвоение частей речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи; отмечается уровень сформированности слухового внимания и фонематического слуха; отмечаются аномалии строения рук, положение пальцев кисти руки, движения пронации – супинации кисти руки, формирование дифференциальных захватов и противопоставление пальцев рук.
Во время проведения обследования необходимо учитывать, что адекватность оценки уровня развития ребенка раннего возраста, в том числе и речевого, во многом определяется состоянием ребенка раннего возраста, мотивированностью его деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта с исследователем. Логопедическое обследование завершается анализом полученных данных в форме речевого заключения. Логопедическое заключение о речевом развитии ребенка раннего возраста коренным образом отличается от общепринятой в детской логопедии терминологии для детей старше 3 лет, так как мы имеем дело с формирующейся функцией в ее сензетивном периоде становления.
Ю. А. Разенкова [9] выделяет нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один – два эпикризных срока (один – два квартала, полугодия, что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития.
Задержка темпов развития предполагает, что ребенок отстает от своего нормально развивающегося сверстника только по срокам формирования психических процессов и речи, что задержка обусловлена замедлением темпа созревания мозговых структур и их функций при отсутствии качественных изменений в центральной нервной системе. По степени выраженности задержанное развитие предполагает деление на легкую задержку, значительную, (среднюю) задержку, грубую (тяжелую) задержку.
О легкой задержке развития говорит тот факт, что становление возрастных навыков запаздывает не более чем на один – два эпикризных срока (один – два квартала, одно полугодие). При этом отмечается тенденция к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста коррекции.
При задержке средней тяжести (отставание на два – четыре эпикризных срока или два – четыре квартала, или два полугодия) временной дефицит становления возрастных навыков не имеет тенденции к сокращению, а иногда и нарастает по мере усложнения формирующихся функций. Проявляющиеся навыки неполноценны или имеют качественные особенности.
Тяжелая задержка развития характеризуется выраженным временным дефицитом становления возрастных навыков, превышающим пять – шесть эпикризных сроков (четыре – квартала и два полугодия, и неуклонно увеличивающимся отставанием по мере роста ребенка. Возрастные функции либо не появляются, либо рудиментарны и грубо изменены.
Таким образом, система ранней, комплексной, динамической диагностики гарантирует снизить уровень возникновения сложных речевых нарушений у детей группы риска. Эффективность данной системы зависит от раннего начала диагностической работы педагога в группах раннего возраста, целью, которой является раннее выявление отклонений в речевом развитии и последующая профилактическая работа.
Список литературы:
1. Кумарина, Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М. :Академия, 2003, – 320 с.
2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : СОЮЗ, 1997, – 224 с.
3. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М. : Просвещение, 1987, – 159 с.
4. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний дошкольный возраст) : Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М. : ВЛАДОС, 1997, – 304 с
5. Жукова, Н. С., Мастюкова, С. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М. : Медицина, 1993, – 112 с.
6. Чиркина, Г. В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. М. : Полиграфсервис, 1998, – 148 с.
7. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. : Медецина, 1992, – 240 с.
8. Пантюхина, Г. В., Печора, К. Л., Фрухт, Э. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М. : ВУНМЦ, 1996, – 76 с.
Источник
Направление исследования
Наименование методик
Литература
Сенсомоторное развитие
Нейропсихологические методики исследования:
– методы исследования латеральных предпочтений;
– кинестетический праксис (праксис позы по зрительному, кинестетическому образцу, оральный праксис);
– кинестетический (динамический) праксис («кулак – ребро – ладонь», графические пробы, «проба Хэда»;
– тактильные и соматогностические функции (локализация прикосновения);
– зрительный гнозис (восприятие предметных, реалистических изображений, перечеркнутые изображения, фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения), незавершенные изображения, эмоциональный гнозис, цветовой гнозис);
– слуховой гнозис (восприятие ритмов, воспроизведение ритмов);
– пространственный гнозис (проба «Зеркальные буквы», проба «Слепые часы», проба Бентона, проба «Коврики», проба «Мандала», проба «Гомункулус, проба «Рисунок человека);
Фонематическое восприятие
– тесты, разработанные Р.И. Лалаевой
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. – М.: АСТ:Транзиткнига, 2006
- Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. – СПб.: Речь, 2010
- Семенович А.В.Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Издательский центр «Акажемия», 2002
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Аркти, 2000
Фонетико-фонематические компоненты речи, слоговая структура слова
- Методика Г.Г. Голубевой «Исследование состояние фонетико-фонематических компонентов речи у детей дошкольного возраста».
- Исследование слоговой структуры слова (Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю.)
- Методика обследования речи детей со стертой дизартрией (Е.Ф. Архипова)
- Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М.: Парадигма, 2010
- Голубева Г. Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
- Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей
Лексика
- Методика диагностики лексического развития В.И. Яшиной;
- Методика Ю.С. Ляховской «Выявление особенностей понимания и употребления проверяемых слов.
- Методика Т.А. Фотековой
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М., 1999
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Аркти, 2000
Грамматика
- Методика изучения лексики у детей со стертой дизартрией (Н.В. Серебрякова)
- Методика исследования навыков словообразования и словоизменения (Р.И. Лалаева)
- Методика Т.А. Фотековой;
- Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999
- Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией. – СПб.: КАРО, 2009
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Аркти, 2000
Связная речь
- Исследование связной речи при проведении «педагогической мастерской» (Н.Н. Яковлева)
- Методика И.Н. Лебедевой «Исследование связной речи»
- Методика исследования связной речи В.П. Глухова
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М.: Аркти, 2004
- Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. – СПб, 2011
- Яковлева Н.Н. Формирование коммуникативной функции речи у учащихся с интеллектуальными нарушениями. – СПбАППО, 20010;
Источник
Наталья Телепнева
Современные подходы к организации ранней диагностики речевых нарушений в системе сопровождения детей группы риска
Изучение проблемы риска возникновения речевых нарушений имеет большое значение как для разработки адекватных путей и методов коррекции речевых расстройств, так и для их прогноза и предупреждения. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Это обусловлено тем, что возрастают биологические и социальные факторы риска,среди которых можно выделить:
ухудшение экологической обстановки;
ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
увеличение числа патологий беременности;
увеличение количества родовых травм;
различные социальные причины.
Наибольшая вероятность возникновения речевых нарушений наблюдается именно у детей группы риска: ослабленных, часто болеющих; с неврологическими нарушениями, с задержкой в развитии моторной функции.
В связи с этим возрастает необходимость своевременной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников группы риска. По определению Г. Ф. Кумариной «дети риска» – это дети, которые, не обнаруживая классических форм аномалии развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства его парциальные недостатки, обуславливающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях [1].
Качество и своевременность диагностики во многом определяют возможности и результативность коррекционно-развивающей работы с детьми.Поэтому целесообразно как обязательное требование выделить следующее:
1. диагностика должна быть ранней;
2. комплексной (участие специалистов разного профиля и использование разных методов);
3. динамической (направленной не на скорейшее установление окончательного диагноза, а на его планомерное уточнение с учетом особенностей онтогенетического развития ребенка, степени адаптации и коррекционной работы).
Ранний возраст выделяется в онтогенезе человека как наиболее значимый этап процесса становления основных нервнопсихических функций.
Л. С. Выготский отмечал, что «если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речь и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, но на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому» [2]. В связи с этим проблема ранней диагностики отклонений в речевом развитии у детей двух-трех лет приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения (Е. И. Винарская [3], Е. М. Мастюкова [4], Н. С. Жукова [5] и др.).
На сегодняшний день в России имеется ряд методических разработок отечественных ученых (Е. А. Стребелева, Т. В. Волосовец, Л. И. Аксенова, Ю. А. Разенкова, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт и др., представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Авторы отмечают, что в случае поврежденного или дефицитарного развития ребенка ранняя диагностика дает возможность максимально раннего начала развивающей работы, что является залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, коррекции первично нарушенных психических и моторных функций при обратимых дефектах, профилактики вторичных отклонений в развитии.
Несмотря на определенные достижения в разработке различных диагностических методик и медико-педагогической коррекции ряда отклонений в развитии, в настоящее время в России нет единой системы раннего выявления детей с подозрениями на те или иные отклонения в развитии. Ее создание – важная и актуальная задача современного этапа коррекционной помощи детям раннего возраста. Постоянный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с нарушениями в речевом развитии.
В настоящее время диагностическая задача деятельности педагога ДОУ реализуется на основе разработанных программ ранней логопедической диагностики (Г. В. Чиркина, Ю. А. Разенкова). Г. В. Чиркина [6] подчеркивает, что логопедическая диагностика и стимуляция речевого развития на начальных этапах становления речевой коммуникации имеет целью раннее распознавание и исправление отклонений речевого развития и начинается с первых месяцев жизни ребенка. При проведении ранней диагностики отклонений в речевом развитии целесообразно ориентироваться на традиционную схему нормального развития детей до 3-х лет Н. М. Аксариной, Л. О. Бадалян [7] и методы диагностики нервно – психического развития детей раннего возраста Г. В. Пантюхина, К. Л. Печоры, Э. Л. Фрухт [8].
Как отмечают авторы, в обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы.
При логопедической диагностикеследует использовать следующие методы обследования ребенка:
анкетирование (анкеты для родителей);
беседа с родителями;
наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях и в ходе выполнения специальных заданий;
изучение медицинской документации;
беседа с воспитателем, музыкальным работником, педагогом по физическому воспитанию, методистом;
ознакомление с педагогической характеристикой;
собственно логопедическое обследование ребенка.
Логопедическое обследование включает в себя: сбор данных о раннем доречевом развитии, предречевом развитии ребенка до момента обследования; обследование особенностей строения черепа, лица,наличие или отсутствие черепно-лицевых асимметрий при различных эмоциональных состояниях ребенка: во время смеха, крика, плача, нахмуривания, зажмуривания и т. д. ; обследование артикуляционного аппарата; обследование сформированности понимания речи; отмечается возрастная сформированность лексико-грамматической стороны речи, усвоение частей речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи; отмечается уровень сформированности слухового внимания и фонематического слуха; отмечаются аномалии строения рук, положение пальцев кисти руки, движения пронации – супинации кисти руки, формирование дифференциальных захватов и противопоставление пальцев рук.
Во время проведения обследования необходимо учитывать, что адекватность оценки уровня развития ребенка раннего возраста, в том числе и речевого, во многом определяется состоянием ребенка раннего возраста, мотивированностью его деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта с исследователем. Логопедическое обследование завершается анализом полученных данных в форме речевого заключения. Логопедическое заключение о речевом развитии ребенка раннего возраста коренным образом отличается от общепринятой в детской логопедии терминологии для детей старше 3 лет, так как мы имеем дело с формирующейся функцией в ее сензетивном периоде становления.
Ю. А. Разенкова [9] выделяет нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один – два эпикризных срока (один – два квартала, полугодия, что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития.
Задержка темпов развития предполагает, что ребенок отстает от своего нормально развивающегося сверстника только по срокам формирования психических процессов и речи, что задержка обусловлена замедлением темпа созревания мозговых структур и их функций при отсутствии качественных изменений в центральной нервной системе. По степени выраженности задержанное развитие предполагает деление на легкую задержку, значительную, (среднюю) задержку, грубую (тяжелую) задержку.
О легкой задержке развития говорит тот факт, что становление возрастных навыков запаздывает не более чем на один – два эпикризных срока (один – два квартала, одно полугодие). При этом отмечается тенденция к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста коррекции.
При задержке средней тяжести (отставание на два – четыре эпикризных срока или два – четыре квартала, или два полугодия) временной дефицит становления возрастных навыков не имеет тенденции к сокращению, а иногда и нарастает по мере усложнения формирующихся функций. Проявляющиеся навыки неполноценны или имеют качественные особенности.
Тяжелая задержка развития характеризуется выраженным временным дефицитом становления возрастных навыков, превышающим пять – шесть эпикризных сроков (четыре – квартала и два полугодия, и неуклонно увеличивающимся отставанием по мере роста ребенка. Возрастные функции либо не появляются, либо рудиментарны и грубо изменены.
Таким образом, система ранней, комплексной, динамической диагностики гарантирует снизить уровень возникновения сложных речевых нарушений у детей группы риска. Эффективность данной системы зависит от раннего начала диагностической работы педагога в группах раннего возраста, целью, которой является раннее выявление отклонений в речевом развитии и последующая профилактическая работа.
Список литературы:
1. Кумарина, Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М.:Академия,2003, – 320 с.
2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997, – 224 с.
3. Винарская, Е. Н. Раннее речевоеразвитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 1987, – 159 с.
4. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М.: ВЛАДОС, 1997, – 304 с
5. Жукова, Н. С., Мастюкова, С. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М.: Медицина, 1993, – 112 с.
6. Чиркина, Г. В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. М.: Полиграфсервис, 1998, – 148 с.
7. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медецина, 1992, – 240 с.
8. Пантюхина, Г. В., Печора, К. Л., Фрухт, Э. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М.: ВУНМЦ, 1996, – 76 с.
9. Разенкова, Ю. А.Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. М.: Полиграф сервис, 1998, – 329 с.
Источник