Современные отечественные концепции воспитания и развития ребенка


Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
(А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, И.А. Колесников, А.С. Нагавкин, Е.Н. Барышников и др.)
До начала 90-х годов прошлого столетия общепринятой была единственная концепция коммунистического воспитания молодежи, хотя передовые педагоги ориентировались в своей деятельности и на другие имеющиеся в отечественной и зарубежной науке концепции.
В конце восьмидесятых годов двадцатого века начался новый этап поиска концептуальных подходов к воспитанию. Появились различные научные школы и отдельные ученые, которые разрабатывали теорию воспитания. Концепции призваны были ответить на три основных вопроса: каковы цели воспитания на современном этапе развития общества, каковы содержание и структура воспитательного процесса, кто в большей степени выступает в качестве субъекта воспитания?
В начале 90-х годов коллективом ученых под руководством Алексея Александровича Бодалева, Зои Алексеевны Мальковой, Лидией Ивановной Новиковой и других была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью.
Цель воспитания, которая определяется в этой концепции – всестороннее развитие личности. Задачи воспитания были сформулированы следующим образом: приобщение учащихся к системе ценностей, выявление творческого потенциала детей; формирование чувства свободы, уважения к правилам, нормам совместной жизни, развитие способности к объективной самооценке; воспитание положительного отношения к труду.
Идеи, предложенные авторами:
– личностный подход – признание личности высшей социальной ценностью; отношение к воспитаннику как субъекту воспитания;
– природосообразность – учет половых и возрастных особенностей учащихся;
– культуросообразность – опора на национальные традиции народа;
– гуманизация межличностных отношений;
– опора на чувства воспитанников.
В рамках этой концепции выделены следующие подходы: деятельностный, дихотомический, дифференциальный, средовой, системный.
Одна из первых концепций, которая появилась в период демократической перестройки школы, была разработана О.С. Газманом и А.В. Ивановым и адресована классным воспитателям.
Авторы обратились к проблеме целей воспитания и, наряду с идеальной целью – формирование гармонической, всесторонне развитой личности, предложили реальную: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Базовая культура понимается как некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее – оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад).
Понятие “культура” – есть гармония культуры знания, культуры творческого действия и культуры чувств и общения. Культура – это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт.
Авторы подчеркивают, что воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой, через определение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Достижение гармонии – такова суть психологического, нравственного, физического здоровья человека.
Особое внимание авторы уделяют формированию у ребенка культуры жизненного самоопределения, способности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации.
Главное, что необходимо растущему человеку – это здоровье, нравственность и способности умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые, в свою очередь, являются базой для формирования способности к саморазвитию.
Деятельность, общение и бытие (образ жизни ребенка), по мнению авторов, являются теми сферами и основными средствами, которые обеспечивают достижение цели и решение задач.
Концепция воспитания Игоря Михайловича Ильинского предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе.
Жизнеспособность – это наличие у человека (поколения) таких свойств и качеств, которые позволяют не только выжить, не деградируя, в “жестких” и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, но и жить и развиться, духовно возвышаться, воспроизводить и воспитывать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном плане, чем он сам. Задача жизнеспособной личности – стать индивидуальностью, сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее. Жизнеспособность предполагает высокую социальную активность личности (поколения), направленную на преобразование внешней природной и социальной среды и на формирование самого себя в соответствии с заданными целями. В социокультурном плане жизнеспособность проявляется в том, насколько личность и поколение отвечают насущным запросам общества на данном историческом этапе и насколько они могут взять на себя ответственность за его будущее.
По мнению И.М. Ильинского, молодой человек должен обладать следующими личностными и гражданскими качествами:
– быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в экономической, социально-политической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности;
– обладать высокой социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях;
– иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;
– быть законопослушным, социально ответственным, обладать развитым чувством внутренней свободы и собственного достоинства, способностью к объективной самооценке и конкуренции с другими;
– иметь в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладать рациональным, альтернативным мышлением и прагматическим отношением к жизни;
– иметь национальное сознание российского гражданина, быть патриотом, борющимся за сохранение единства России и ее становление как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе.
Кроме того, каждый жизнеспособный человек должен уметь понимать и быть готовым отстаивать интересы своей социально-возрастной, профессиональной, этнической, социальной общности, к которой он принадлежит по своему происхождению и социальному статусу.
Системно-синергетический подход к воспитанию лежит в основе концепции Николая Михайловича Таланчука, который определяет путь в будущее через “освобождение от философии борьбы, через освоение разумной и цивилизованной философии жизни, т.е. через воспитание человека разумного, человека цивилизованного, ориентированного не на разрушение, а на созидание”.
Назовем основные исходные положения, изложенные в концепции Н.М. Таланчука.
Сущность всех педагогических явлений и процессов составляет системный синергетизм.
Любая педагогическая система рассматривается как синергетическая целостность.
Источниками и движущими силами развития всех педагогических систем, личности являются не противоречия, не борьба, не отрицание отрицания, а системный синергетизм.
Педагогика есть наука о системном человековедении, которая не линейно, а системно-синергетически изучает и объясняет все педагогические и социально-педагогические явления и процессы в их единстве и взаимнообусловленности.
Объективное научное познание всех педагогических явлений и процессов может быть только системно-синергетическим, т.е. адекватным их сущности.
В этой связи педагогика рассматривается автором не как наука о воспитании в узком смысле слова, а как наука о системно-социальном человековедении, которое совершается синергетически.
Обосновывая системно-ролевую теорию личности, автор рассматривает такие объективные социальные роли, которые необходимо выполнять каждому человеку, мера освоения и качество выполнения которых определяют его социальный синергетизм, т.е. социальную жизнеспособность. В этой связи развитие личности Н.М. Таланчук определяет как динамику освоения человеком объективной системы социальных ролей и формирования его человековедческой культуры, это освоение совершается на основе синергетического взаимодействия внешних и внутренних факторов и условий.
Целью воспитания, по Н.М. Таланчуку, является формирование гармонически развитой личности, владеющей культурой, готовой и способной выполнять объективную систему социальных ролей.
Особое внимание Н.М. Таланчук уделяет характеру взаимодействий воспитателя и воспитанников, рассматривая это взаимодействие как главную систему в педагогическом процессе, от функционирования которой решающим образом зависит качество воспитания. По его мнению, эта система ecть синергетическая целостность. Ее движущей силой является синергетизм субъектов взаимодействия.
Таким образом, Н.М. Таланчук представил по-новому сущность содержания педагогической деятельности, ее технологию, методы, критерии оценки, педмастерство, педтехнику в их системно-синергетическом единстве и взаимодействии. Автор также предложил системно-функциональную теорию самовоспитательной деятельности личности.
Современный период характеризуется появлением региональных концепций, которые имеют не только местное значение, но и могут быть полезными для любого российского педагога. Так, привлекает внимание Петербургская концепция, авторами которой являются И.А. Колесникова, А.С. Нагавкина, Е.Н. Барышников.
Цель воспитания, по их мнению, ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Будучи потенциальным носителем различных социальных ролей (семьянин, член детского сообщества, ученый, житель города, гражданин Отечества, гражданин мира), ребенок является, кроме этого, в плане самореализации неповторимой индивидуальностью, источником творческого начала, субъектом жизнедеятельности.
В концепции, наряду с известными принципами культуросообразности и природосообразности, целостности педагогических процессов, демократизации, определены также принципы ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка, креативности, творческого начала в воспитании.
Владислав Ильич Гинецинский приводит 14 основных аспектов, которые входят в состав понятия “воспитание”. Некоторые из них такие:
– воспитание есть процесс, который ведет к определенным изменениям;
– воспитание есть социальный процесс, т.к. осуществляется посредством участия в нем людей;
– воспитание есть развитие, связанное с реализацией ранее заложенных потенций;
– воспитание есть процесс социализации, протекающий в форме последовательного и постепенного усвоения индивидуумом и группой социально выработанных норм, ценностей, способов деятельности;
– воспитание есть не просто социальный процесс, а определенного вида сознательная и целенаправленная деятельность его участников, являющихся носителями воспитания;
– воспитание как процесс совместной (социальной) деятельности предполагает определенное (функциональное) “неравноправие” (различие функций) его участников, деятельность которых и образует воспитательный процесс.
Источник
Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:
– повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;
– необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями воспитуемой личности, общества и государства;
– восстановление роли государства в воспитании молодого поколения; расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.
Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности. Современные концепции воспитания, несмотря на разницу в подходах, строятся на общих закономерностях:
– воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;
– эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;
– результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.
Название
Авторы
Сущность
Концепции, ориентированные на коллективное воспитание
И.А. Зимняя, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Л.И. Новикова и др.
Основаны на общественных ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования систем воспитания. Воспитание здесь рассматривается как управление развитием личности в социуме, коллективе. При этом смысл изменений заключается в создании системы воспитания, обеспечивающей единство социализации, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития.
Концепции социального воспитания
Б.П. Битинас, В.А. Бочарова, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова и др.
Основаны на идеях системно-социального проектирования. Воспитание при этом рассматривается как социальный процесс, складывающийся из целенаправленных влияний на деятельность и поведение человека и всех воспитательных институтов общества. Цель воспитания заключается в социализации, усвоении личностного социального опыта, а смысл изменений состоит в создании эффективной воспитательной среды, в обеспечении единства воспитательного влияния различных социальных субъектов воспитания.
Личностно-ориентированные культурологичес-кие концепции
Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, Е.Ш. Ямбург и др.
Основаны на человекоцентрированной картине мира, личностном и культурологическом подходах, а так же идеях развития воспитания в контексте культуры, национально-культурной идентификации воспитания. Сущность воспитания в этих концепциях заключается в воспитании человека культуры и нравственной личности. Предполагаемые изменения состоят в переориентации воспитания на жизненные проблемы учащихся, ценностно-смысловое развитие личности, педагогическую поддержку индивидуальности, создание культуросообразной среды воспитания, проектирование вариативных личностно-ориентированных стратегий воспитания.
Личностно-ориентированные концепции самоорганизуе-мого воспитания
С.В. Кульневич, Н.М. Таланчук и др.
Основаны на идеях синергетического подхода. В этих концепциях воспитание рассматривается как процесс творческого решения жизненных проблем на основе их понимания учащимися и педагогами, осознанного выбора и ответственности. Сущность предполагаемых изменений связывается с переориентацией педагогов на работу с личностными структурами сознания учащихся, педагогическую поддержку способностей к ответственному выбору и самоорганизации.
Системное построение процесса воспитания
В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова
Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем – создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности.
Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Название
Авторы
Сущность
Системно-ролевая теория формирования личности ребенка
Н.М. Таланчук
Воспитание – процесс человековедения (ведения к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.
Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка
М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.
Воспитание – педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека (через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении и практической деятельности).
Формирование образа жизни, достойной Человека
Н.Е. Щуркова
Воспитание – целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Воспитание на основе потребностей человека
В.П. Созонов
Воспитание трактуется как деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: 1) в творческой деятельности; 2) быть здоровым; 3) в защищенности, безопасности; 4) в уважении, признании, необходимом социальном статусе; 5) в смысле жизни; 6) в самореализации (самоосуществлении); 7) в удовольствии, наслаждении.
Воспитание ребенка как человека культуры
Е.В. Бондаревская
Воспитание – процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъективности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.
Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития
О.С. Газман, Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин, В.М. Лизинский
Воспитание – специально организованный процесс предъявления социально-одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Обучение – передача и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Педагогическая поддержка – превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
Самовоспитание школьников
Г.К. Селевко
Самовоспитание – процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.
Проблемная ситуация. В театре рядом с вами посторонняя семья довольно громко переговаривается, вставляет реплики по поводу спектакля, периодически шуршит обертками от конфет. Ваш ребенок это слышит и наблюдает за вашей реакцией. Как вы поступите?
Необходимо вежливо попросить этих людей вести себя прилично, не разговаривать громко, т.к. это мешает просмотру спектакля. А дома нужно объяснить ребенку, что кушать во время спектакля – неприлично, разговаривать во время спектакля – значит выказывать неуважение к актерам и зрителям.
Источник