Современные отечественные и зарубежные теории воспитания и развития ребенка

Современные отечественные и зарубежные теории воспитания и развития ребенка thumbnail

Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго вычлененный круг педагогических явлений. Структурными элементами педагогической теории являются идеи (исходные положения), понятия, законы и, закономерности, принципы, правила, рекомендации. В литературе существует общепринятая классификация педагогических теорий (глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности). Глобальные педагогические теории подразделяются на теории воспитания и теории обучения.

Первая теория: развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Ей соответствует дидактический принцип доступности: детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. В данной теории главное это спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.

Вторая теорияпризнает взаимосвязь развития и обучения (Т.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.): развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем, обучением и воспитанием, характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение тождественно друг другу.

Третья теория: развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития» «забегает» немного вперед, опережая развитие ребенка. Взрослый «ведет» за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей человека.

Полученные результаты позволили обосновать положение о ведущей роли обучения в развитии, выявить психолого-педагогические условия развивающего обучения(Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Педагогическая теория развивающего обучения предполагает высший теоретический уровень трудности обучения; быстрый темп обучения; непрерывное повторение учебного материала в новых условиях; воспитание у детей положительной мотивации учения и познания; гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей (Ф.А. Сохин. Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, В.А. Петровский. З.А. Михайлова. В.Т. Кудрявцев и др.).

Педагогические теории должны учитывать пути развития детей: акселерация – (искусственное) ускорение развития детей, которая зачастую принимает форму «симплификации» (А.В. Запорожец), т.е. чрезмерное упрощение и обеднение. Развитие ребенка в этом случае отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Альтернативой акселерации А.В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Именно здесь происходит возникновение и развитие таких базовых качеств личности, как творческая активность, инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. Знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка. В общении и деятельности взрослый встает на позицию сотрудничества, партнерства. Приоритетами должны стать интересы ребенка и перспективы ею дальнейшего развития как члена общества.

Новое педагогическое мышление, гуманистическое отношение к детству предполагает обращение внимания к педагогическим теориям, раскрывающим проблемы воспитаниядетей дошкольного возраста.

В педагогических теориях дается классификация воспитания по содержанию. Традиционный подход включает умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет полового, правового, экологического, этнокультурного и других сторон воспитания.

Содержание современных педагогических теорий реализует принцип интеграции. Эта сторона педагогических теорий находится в стадии научного осмысления и экспериментирования (Г.М. Киселева, Ю.Н. Рюмина, СМ. Зарянова, А.С. Белкин, B.C. Безрукова и др.).

Наиболее полное понимание педагогической интеграции дается B.C. Безруковой, которая рассматривает интеграцию в трех аспектах:

1. как принцип (основоположение), особенности современного состояния педагогической теории. (Например, проблемы «Нравственно-трудового воспитания дошкольников», «Психофизическое благополучие детей»). При такой интеграции достигаются высокие позитивные результаты в педагогической деятельности, вскрывается взаимосвязь различных сторон развития и воспитания детей;

2. как процесс — есть непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом. Это процесс интегрирования объектов, проектирование пути получения результатов (интегрирование разных видов искусств, разные типы образовательных учреждений «Школа-детский сад»), формы и методы познавательной;

3. как результат — форма, которую обретают объекты, вступающие во взаимосвязь друг с другом (интегрированные занятия, модульное обучение и т.д.).

Педагогические теории, как правило, раскрывают следующие теории развития личности. Когнитивные теории– где на первый план выдвигается воспитание ума, интеллекта, развитие познавательной сферы (Ж. Пиаже). В нравственном воспитании выдвигается идея «автономности морали» ребенка, его неумение «встать» на точку зрения взрослого (эгоцентризм).

Психоаналитические теории(3. Фрейд. Э. Фромм. Э Эриксон. Э. Берн. А Адлер и др.) рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения. В педагогических теориях поднимается вопрос о тендерном воспитании, о психосоциальном развитии.

Теория привязанности(Джон Боулби и Мария Эйнсворт). Центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми. В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых показывается и доказывается решающее влияние качества привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д.

Читайте также:  Онтогенез развития ребенка по возрасту

Бихевибристкая теориярассматривает развитие личности через научение ее способам поведения, «человек учится всю жизнь», он такой, «каким научился быть» (автор Дж. Уотсон). Научение через подражание в данной теории является главным способом приобретения новых форм поведения. Слабая сторона этой теории – переоценка сознания человека, его воли и собственной активности.

Гуманистические теорииразвития личности предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию (К. Роджерс, А. Маслов, Ш. Бюлер). Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику Селестена Френе и др.

Деятельностный подход,широко используемый в нашей стране, предполагает развитие личности вдеятельности и благодаря деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).

Источник

Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка.

Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго вычлененный круг педагогических явлении. В литературе существует общепринятая классификация педагогических теорий (глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности). Глобальные педагогические теории подразделяются на теории воспитания и теории обучения (Б.И. Коротаев, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.).

Одной из центральных проблем психолого-педагогической теории является рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка. К концу 30-х г.г. XX в. сложились три основные теории, посвященные этой проблеме.

Первая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Данной теории соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. В данной теории главное это спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.

Вторая теория признает взаимосвязь развития и обучения (Т.С. Костюк, Н.А. Менчинская и др.).Согласно этой теории, развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем, обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение тождественно друг другу.

Третья теория полагает, что развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития» «забегает» немного вперед, опережая развитие ребенка. Взрослый «ведет» за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей человека. Данные положения были конкретизированы и обоснованы определенным предметным содержанием в работах АН. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др.

Полученные результаты позволили обосновать положение о ведущей роли обучения в развитии, выявить психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Педагогическая теория развивающего обучения предполагает высший теоретический уровень трудности обучения; быстрый темп обучения; непрерывное повторение учебного материала в новых условиях; воспитание у детей положительной мотивации учения и познания; гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей.

Педагогическая теория развивающего обучения нашла отражение в современной практике школьного образования (Ф.А. Сохин. Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, В.А. Петровский. З.А. Михайлова. В.Т. Кудрявцев и др. Приоритетом   деятельности   школьной ступени,   согласно   теории   развивающего   обучения,   становится   развитие воображения  и система творческих способностей детей, задача педагогов активно задействовать игры, конструирование, восприятие сказки. Самостоятельное   сочинительство,         символическое          замещение, моделирование, экспериментирование (А.А. Агаева. О.М. Дьяченко. A.3. Зак, З.А. Михайлова. Н.Н. Подьяков, Т.И. Ерофеева и др.). Необходимо помнить о недопустимости игнорирования возрастных периодов детского развития.

     Подлинными источниками     развития     должны    стать    специфические     виды    детской деятельности.   Именно   здесь   происходит  возникновение   и   развитие   таких базовых    качеств   личности,   как   творческая   активность,  инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим. 

В педагогических теориях дается классификация воспитания по содержанию. Традиционный подход включает умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет правового, экологического, этнокультурного и других сторон воспитания.

Современные научные исследования, обогащающие педагогическую теорию,    выявляют    позитивную    тенденцию    сближения    разных    видов деятельности, средств, форм на интересном для детей содержании и концентрацию на этом содержании. Дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности детей, добиться необходимого образовательного эффекта за оптимальное время (см. С.Н. Зырянова, Г.М. Киселева. Л.А. Парамонова и др.).

Современные отечественные педагогические теории, как правило, охватывают локальные направления развития ребенка, учитывают данные психологии и педагогики дошкольного детства, обобщают результаты работы авторов в течение многих лет над той или иной проблемой. Так, например, за последние десятилетия отечественная наука и практика обратились к изучению роли экономики в формировании личности дошкольника. Проблема экономического воспитания до недавнего времени рассматривалась в аспекте трудового, нравственного воспитания (Л.С. Буре, Л.М. Казарян, СМ. Котлярова, Н.М. Крылова. В.Г. Нечаевой, Д.В. Сергеевой, Л.И.Сайгушевой). В настоящее время проблема экономического образования рассматривается в работах А.Д. Шатовой, А.А. Смолеевой, Л.Н. Галкиной и др

Читайте также:  Значение физической культуры на развитие ребенка

Педагогическая теория экономического образования направлена на осуществление элементарного экономического образования , включающая: формирование элементарных экономических знаний (труд как категория экономическая, деньги как социокультурное явление, реклама, полезные навыки и привычки в быту), формирование базисных качеств экономической деятельности (бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие); развитие предпосылок экономического образа мышления и становление ценностных ориентации дошкольников.  Задачи  и содержание экономического образования предполагает задействование сюжетно дидактической игры («Ярмарка», «Аукцион», «Выставка-продажа», «Супермаркет», «Экономический КВН») (см. Шатова А.Д., Струнилина Н.А. Некоторые аспекты методики экономического воспитания дошкольников. //Библиотечка педагогов Москвы. Выпуск третий. Дошкольное воспитание. Традиции и современность. М.. 1996).

Можно использовать дидактические игры с экономическим содержанием, типа: «Я — спонсор», «Доход — расход»; сюжетно-дидактических играх: «Банк», «Биржа», «Бюро добрых услуг» и др. Данный подход охватывает как механизмы, так и содержание экономического образования как самостоятельной области педагогической теории.

Таким образом, современные педагогические теории рассматривают проблемы обучения, воспитания и развития ребенка в контексте соотношений данных понятий. Изучение зарубежных педагогических теорий обогащает отечественную систему образования. (Идеи С. Френе о журналистике: газета, «пресса», создаваемая детьми и родителями для самих себя; идея обустройства художественно-содержательной развивающей среды по методу Реджио Эмилия — Италия: идея воспитания личной ответственности за свою деятельность — США).

Педагогическая наука как совокупность педагогических теорий постоянно развивается и модернизируется, с учетом накопленного позитивного опыта работы образовательных учреждений.

Источник

Под
педагогической теорией понимается
система знаний, описывающая и объясняющая
строго вычлененный круг педагогических
явлений.

Зарубежные педагогические теории

Вальдорфская
педагогика

Основатель
этой теории – Рудольф Штейнер, австрийский
философ, писатель, педагог. Он читал
курс лекций для рабочих фабрики, которая
называлась «Вальдорф – Астония», в
Штутгарте; там же была создана первая
школа на основе антропософии – учении,
которое основал Штейнер. Это космологическое
учение о человеческой мудрости
религиозно-мистического направления.
Штейнер изложил свои педагогические
взгляды в таких трудах: «Воспитание
ребенка с точки зрения науки», «Методика
преподавания и жизненные условия
воспитания» (1924, 1907). Важным направлением
развития маленького ребенка Штейнер
считал телесное совершенствование.

Взрослые
играют роль образца, ребенок им подражает.
Основные принципы воспитания дошкольников:
развитие души зависит от физического
развития; мысль – чувство – желание (у
взрослого человека), а у ребенка: желание
– чувство – мысль. Предлагается
использовать:


воспитание без вмешательства в
естественное развитие ребенка;


свободную игру, ознакомление с окружающим,
чтобы впечатления отражались в игре;


рисование (не столько что-то конкретное,
сколько экспериментирование с красками
(смешивание); наблюдение, как рисует
настоящий художник – профессионал;


лепку;


рассказывание историй;


пение;


эвритмию (драматизация сказок), особую
систему движений, связанную с языком и
музыкой;


прогулки.

В
вальдорфском детском саду не используют
радио, телевидение, кассеты, диски в
воспитании детей, зато часто звучит
«живая» музыка.

Здание
детского сада расположено в лесной
зоне, близко в природе.

Обычный
день в подобном детском саду… Утро
посвящено свободной игре детей.
Воспитательница готовит на завтрак
кашу из разных злаков, организует перед
завтраком пальчиковые игры. Перед едой
читается молитва. Затем сообща моют
посуду, отправляются на прогулку на
участок, где имеется небольшой водоем.
Перед обедом дети разыгрывают по ролям
сказки при свечах, поют. На обед подается
овощной суп, для приготовления которого
используют экологически чистые продукты.
Дошкольники после обеда спят. Обязательным
элементом вальдорфской педагогики
является совместное воспитание детей
– инвалидов и обычных детей.

Образовательная
работа строится по тематическому
принципу; темы связаны с небесными
телами (планетами). Например, в понедельник
– день Луны – дети работают на занятиях
с воском и акварелью.

Теория
воспитания ребенка Селестина Френе
(Франция)

Данная
теория является национальной гордостью
французов, используется в настоящее
время, но возникла она в 40-60-е годы ХХ
века.

Теория
Френе – это педагогика взаимодействия
и коммуникации, воспитание жизнью, для
жизни в труде. Детский сад организуется
по типу «материнской школы» для детей
от 4 до 6 лет. Жизнь в учреждении строится
по семейному принципу. До обеда
организуются интеллектуальные занятия,
после обеда – ручной труд, рисование,
рукоделие, физическая культура, работа
в саду, в лаборатории, в мастерской.
Экскурсии, математика и грамота по
содержанию приближены к жизни.

Часто
используются печатные машинки. Когда
дети научатся сочинять и рассказывать
истории, обучаться грамоте, они печатают
эти истории на машинке, создаются общие,
коллективные тексты.

В
настоящее время идея Френе используется
на уровне Интернета.

В
детских садах снимают видеофильмы,
записывают диски, выпускают газеты и
журналы, в которых помещаются детские
рисунки, фото, сведения о родителях.

Читайте также:  Влияние привязанности на психическом развитии ребенка

Германия

Многие
дошкольные учреждения в этой стране до
сих пор работают по модели Фребеля,
разработанной в XIX-XX веке.

В
дошкольных учреждениях дети находятся
лишь в первую половину дня. Единой
образовательной программы для дошкольников
в стране нет. Главным считается, чтобы
дети интенсивно проживали обыденную
жизнь в условиях смешанной по возрасту
группе.

В
центр педагогического процесса поставлена
свободная игра и общение. Создаются
условия для конструктивных, настольных,
подвижных игр, для ручного труда,
рисования, физкультуры, чтения книг,
экспериментирования.

Педагогический
персонал самостоятельно разрабатывает
концепцию своей работы с детьми.
Педагогическая работа имеет годовой
цикл, связана с праздниками.

США

В
этой стране дошкольное образование
строится на теориях Ф. Фребеля, Дж. Дьюи,
М. Монтессори, С. Холла. С. Холл – американский
педагог и психолог начала ХХ века. Он
был сторонником биогенетического
принципа, считал, что ребенок всегда
должен быть тем, чем он есть в данный
момент.

В
60-е годы ХХ века в США появился проект
концепции дошкольного воспитания, в
которой предусматривается совместное
воспитание детей с недостатками в
развитии и обычных детей, так называемая
«модель интеграции в образовательную
систему детей со специальными
потребностями».

В
дошкольных учреждениях создаются
специальные зоны (центры): центр
социодрамы, сюжетно-ролевых игр,
кукольного театра, искусства, кулинарии,
научно-материальный центр строительства
и конструирования и др.; организуются
специальные и спонтанные занятия. Важным
считается поощрение свободы детей, их
стремление к счастью; детей учат
пользоваться свободой слова, быть
независимым, честолюбивым, уверенным
в себе.

Япония

Японский
скрипач и педагог С. Судзуки разработал
систему массового раннего музыкального
воспитания (с 2-хлетнего возраста). В
настоящее время данная система
используется более чем в 30 странах мира.

Первые
детские сады, работающие по системе
Судзуки, были открыты в 1948 году.

Постепенно
система музыкального воспитания
переросла в систему целостного развития
ребенка; однако музыка остается одним
из воспитательных средств.

Суть
концепции Судзуки заключается в том,
что воспитание понимается как развитие
психических функций ребенка и прежде
всего способностей (таланта). Уровень
развития способностей зависит от среды.
Талант – предельный уровень развития
всех способностей ребенка.

Широко
используются обучение в форме игры, в
основе которой лежит «принцип освоения
родного языка». Судзуки заметил, что от
природы ребенок без труда усваивает
родной язык; успех постижения языка
заложен, как считает Судзуки, в самом
методе постижения. Подобный метод
Судзуки вначале распространил на
музыкальное воспитание, а затем и на
другие направления развития ребенка.
Автор назвал пособие «Воспитание
таланта», где рекомендуется использовать
слушание и повторение, запоминание,
сопровождающееся физическими упражнениями,
т.е. используются все органы чувства.

Роль
воспитателя заключается, по мнению
Судзуки, в создании обстановки для
саморазвития детей. Группы, как правило,
смешанные; дети по очереди назначаются
на роль помощника воспитателя.

Собственно
музыкальное воспитание по системе
Судзуки строится на основе слушания
музыки композиторов – классиков, музыки
барокко. Это служит основой для будущих
занятий музыкой на музыкальных
инструментах.

М.
Ибука – инженер, президент компании, в
1969 г. создал организацию «Японская
ассоциация раннего развития». Ибука
расширил применение метода Судзуки.
Ибука считает, что первые 3 года жизни
– это решающие годы в развитии человека;
после 3-х лет заниматься развитием
ребёнка уже поздно. Каждый ребенок может
хорошо учиться, все зависит от метода
обучения. Ранее развитие ставит цель
не воспитать гениев, а дать ребенку
такое образование, чтобы он имел глубокий
ум, здоровое тело, сделать его смышленым
и добрым; необходимо развить в ребенке
его безграничные потенциальные
возможности, чтобы больше стало в его
жизни и мире радости.

Структура
мозга формируется к трем годам; в это
время образуется база для дальнейшего
развития. В первые годы, как считает
Ибука, надо быть с ребенком и строгим,
и ласковым, а когда он начинает развиваться,
необходимо уважать волю ребенка, его
«Я», иначе взрослые губят талант ребёнка.

Такова
сущностная характеристика теории С.
Судзуки, которая используется в дошкольном
воспитании Японии.

Для
Японии также характерно, что в обучении
дошкольников педагоги не придерживаются
определенной теории: большей частью
заимствуются наилучшие достижения,
эффективные методы, но при этом неуклонно
почитаются традиционные национальные
ценности. Например, считается, что важна
не одаренность, а терпение, усидчивость,
характер. В идеале педагоги и родители
стремятся сбалансировать индивидуальность
и принадлежность к группе. Дети до
предела загружаются дополнительными
занятиями спортом, музыкой, искусством,
иностранными языками с целью воспитания
конкурентоспособных членов общества.

Таким
образом, многие современные зарубежные
педагогические теории строятся на
педагогическом наследии прошлого; кроме
того, учитываются требования современного
общества и национальные традиции той
или иной страны.

Отечественные
педагоги, бесспорно, должны быть знакомы
с содержанием зарубежных педагогических
теорий, чтобы творчески использовать
мировые педагогические находки в своей
практике, в научных исследованиях,
передовом педагогическом опыте.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник