Современные формы музыкального развития ребенка

Современные формы музыкального развития ребенка thumbnail

hello_html_m20922.jpg

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ »

1.Главная задача образовательной организации.

2.Определение понятия «преемственности».

3.Определение термина «технология».

4.Виды технологий:

– Технология развития процессов восприятия

– Технология развития певческой культуры

– Технология детского музицирования

– Технология развития детского творчества

– Технология здоровьесбережения

– Технология « Метод проектов»

– Технология ИКТ (информационно-компьютерная технология)

5.Вывод.

Музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране начинается с самого раннего возраста и продолжается в школе. Перед образовательной организацией стоит важная задача – создать наиболее благоприятные условия для всестороннего музыкально-эстетического воспитания детей.

Выполнение этой задачи во многом зависит от создания единой системы эстетического воспитания в детском саду и начальных классах школы. За период пребывания в дошкольном учреждении, т.е. к семи годам, дети проходят значительный путь музыкально – эстетического развития.

Школа заинтересована в том, чтобы дети пришли в первый класс с хорошей музыкальной подготовкой, на основе которой можно будет продолжать дальнейшее целенаправленное, систематическое музыкально-эстетическое воспитание.

Естественно возникает необходимость преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей подготовительной группы детского сада  и первого класса школы.

Детский сад первым решает свои задачи музыкального воспитания, перспективно готовит детей к урокам музыки в школе, а школа преемственно принимает все то, положительное, что приобрели дети в процессе музыкального воспитания в детском саду.

Преемственность – последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Поэтому в работе музыкального руководителя и учителя музыки много общего. Все педагоги должны чувствовать, понимать и содействовать планомерному переходу детей из дошкольного в младший школьный возраст. И на долю музыкального руководителя приходит первая большая ответственность в подготовке детей к школе.

Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.

Технология – это методы и приемы обучения.

Это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности.

Для того, чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, музыкальные руководители используют в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.

« Виды технологий» (7 видов)

– Технология развития процессов восприятия

– Технология развития певческой культуры

– Технология детского музицирования

– Технология развития детского творчества

– Технология здоровьесбережения

– Технология « Метод проектов»

– Технология ИКТ (информационно-компьютерная технология)

Охарактеризуем технологии адекватные природе музыкального искусства и музыкально-творческой деятельности музыкального руководителя и воспитанников

1.Технология развития процессов восприятия (Слушание)

Пронизывает все виды музыкально-практической деятельности воспитанников. Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно формируется в процессе использования методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.

Можно использовать элементы программы «Музыкальные шедевры»

О. П. Радыновой. В настоящее время это единственная программа по слушанию музыки. Предполагаемая подборка репертуара этой программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединяя их сюжетом, сказкой, игрой. Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:

1 тема: музыка выражает настроение, чувства, характер людей;

2 тема: песня, танец, марш;

3 тема: музыка рассказывает о животных и птицах;

4 тема: природа и музыка;

5 тема: сказка в музыке;

6 тема: музыкальные инструменты и игрушки.

По данным темам автором собраны и систематизированы ярчайшие образцы музыкальной классики «шедевры», потому и программа получила свое название «Музыкальные шедевры». Рекомендована Министерством образования РФ.

2. Технология развития певческой культуры (Пение)

Технология направлена в первую очередь на то, чтобы в итоге ребенок и образующийся в процессе занятий вокальный или хоровой коллектив приходил к пению, как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного.

Программы по пению для дошкольных учереждениях нет, поэтому в этом виде музыкальной деятельности используются в основном авторские программы и методики:

  1. Методическое и практическое пособие «Учимся петь, играя!» А.А.Евдотьевой предлагает игровые практические приёмы, позволяющие развить музыкальный слух ребёнка при помощи игровых распевок.

  1. Сборники «Учите детей петь» Т.М. Орловой и С.И. Бекиной – методика обучения пению детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

  1. «Учим детей петь» С.И. Мерзляковой. Данное пособие соответствует ФГОС ДО. В этой книге представлены упражнения на развитие голоса и музыкального слуха детей 5-6 лет, песни первой и второй степени трудности. Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей. Тематический и обучающий диапазон упражнений и песен расширен за счет дополнительного материала.

Читайте также:  Уровни психического развития ребенка выготский

К критериям оценки можно отнести:

  1. Выразительность звучания и эмоциональность исполнения, интерес к певческой деятельности (репетиционной и концертной),

  2. Осознание содержания и языка исполняемых произведений,

  3. Развитие основных певческих функций – чистота интонирования, дыхание, четкость дикции, правильность звукообразования,

  4. Работа артикуляционного аппарата,

3.Технология детского музицирования

Под музицированием следует понимать разнообразные виды музыкально-практической деятельности дошкольников:

  1. Инструментальное музицирование – включение простейших инструментов в процесс исполнения музыкальных произведений,

  2. Освоение техники игры на ритмических, звуковысотных, духовых инструментах (игра на последних требует соблюдения специальных санитарно-гигиенических норм)

Программа «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой разработана на основе сочетания принципов творческого импровизационного музицирования австрийского композитора К.Орфа с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики.

Некоторые музыкальные руководители используют технологию программы

-Меркуловой Л.Р. «Оркестр в детском саду»

– «Играем в оркестре по слуху» М.А. Трубниковой.

-Интересна и хрестоматия «Детский оркестр» С. Бублей, с материалом разной степени трудности.

4. Технология развития детского творчества

В основе инновационной технологии лежит комплексная деятельность, объединяющая разделы музыкального воспитания:

  1. Технология «Музыкально-ритмические движения»

  2. Технология «Театральная деятельность»

  3. Технология «Импровизация»

1. Музыкально-ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть способности детей, развить слух, чувство ритма, научить воспринимать язык музыкальных образов.

Многие музыкальные руководители используют элементы программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной.

Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения.

«Танцевальная ритмика для детей» Суворовой Т.И. – учебное пособие включает репертуар для занятий ритмикой и хореографией с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Танцы, игры и упражнения, предлагаемые автором, отличаются доступностью для исполнения, яркостью музыкального сопровождения и могут использоваться на детских праздниках, конкурсах и концертах, а также музыкальных и физкультурных занятиях с детьми.

2. В основу технологии развития театрального творчества положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности.

В этом виде музыкальной деятельности можно использовать технологию программы С.И. Мерзляковой «Волшебный мир театра» и

методическое пособие «Театр всевозможного» А.И. Бурениной.

3. Импровизация – это особый вид творческой деятельности, в котором совпадают и процесс, и продукт, то есть импровизация – это процесс создания продукта без предварительной подготовки. В этом смысле музыкальные импровизации дошкольников несут в себе все признаки профессиональной творческой деятельности композиторов.

Всеобщим вниманием признана методика Горшковой Е.В. «От жеста к танцу», в которой раскрываются теоретические основы, принципы создания методики развития у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений.

Комплект пособий «От жеста к танцу» состоит из трех книг:

1. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце

2.Музыкальный репертуар к танцевальным упражнениям, этюдам и спектаклям

3.Словарь пантомимических и танцевальных движений (доступных дошкольникам)

В настоящее время уделяется недостаточное внимание развитию импровизации, как одному из видов творческой деятельности детей. Но, этот вид музыкальной деятельности дает основу для постановки и профессиональному исполнению классического и современного танца.

5.Технология здоровьесбережения.

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью детей, и которые не наносят прямого или косвенного вреда.

На музыкальных занятиях применяются следующие здоровьесберегающие технологии:

-музыкотерапия

-вокалотерапия

-ритмотерапия

-терапия творчеством

-улыбкотерапия

При использовании здоровьеберегающих технологий мы обращаемся к программе:

1.Е.Железновой «Музыка с мамой». Это: «Пальчиковые игры», «Игры для здоровья», «Аэробика для малышей», «Игровая гимнастика».

2.Используем технологию программы М. Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду».

6. Технология « Метод проектов »

Его называют также методом проблем. Сегодня метод проектов применяется каждым педагогом. Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Читайте также:  Солнечный ребенок центр раннего развития

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме

 Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа музыкального руководителя и детей.

I этап разработки проекта – целеполагание

– музыкальный руководитель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую музыкальный руководитель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели .

– сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении.

III этап работы над проектом – его практическая часть.

– дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят

IV этапом работы над проектом является презентация проекта

– презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Проекты, вне зависимости от вида бывают:

– творческие

– исследовательские

– информационные

– открытые

– игровые

– практико-ориентированные и др.

Темы проектов разнообразны и индивидуальны:

«Музыкальные инструменты», «Классическая музыка в детском саду», «Мои любимые песни». «Дети и музыка», « Театр и я», « Все мы любим танцевать»…

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

7. Технология ИКТ (информационно-компьютерная технология)

Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Виды технических средств обучения используемых на музыкальных занятиях:

-компьютерные презентации

-электронные иллюстрации

-учебные видеодиски, видеозаписи, видеоролики

-синтезатор

-мультимедийный экран

-проектор

-музыкальный центр, компьютер, микрофоны

-интерактивная доска

Применение на музыкальных занятиях современных технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи музыкально – эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим.

При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания а, следовательно, решение главной цели работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.

Источник

Музыкальный руководитель, ГБОУ СОШ с. Хворостянка СП “Детский сад “Колосок”, с. Хворостянка

Ташкинова Е.Н. Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО // Совушка. 2016. №3(5). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 13.11.2020 ).

Назначение любого вида искусства –  это отражение действительности в ё    художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыка отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль.  Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений.   Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС ДО  расширились. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных подходов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Применение   инновационных методов и форм, техник и технологий в музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС стало целью моей работы.

Цель реализую в  задачах  которые отвечают насущным запросам ребенка:

  1. создание условий,  предоставляющих возможности  каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
  2. творческое развитие природной музыкальности ребенка;
  3. высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
  4. помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).       
Читайте также:  Современные психологические теории развития личности ребенка

Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей. Есть ещё ряд принципов, которых я придерживаюсь на музыкальных занятиях:

  1. Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  2. Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.
  3. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам.
  4. Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.

Новые подходы к музыкальному образованию потребовали  использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.

Путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, выбирая  формы и методы работы  музыкально-художественной деятельности, представилась необходимость направлять их на развитие у детей: способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению; ассоциативности художественного мышления; выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической пластической      инструментальной.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей  лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных  инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание  стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:

Коммуникативные танцы

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы,

развития двигательной координации,   развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.

«Хор рук»

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих – «дирижеров». Данная форма направлена на развитие

координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

Ритмодекламация под музыку

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.

Игры звуками

В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:

– звучащие жесты и музыка моего тела;

– шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

Элементарное музицирование

В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Общение детей с примарными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Учитывая новые требования к взаимодействию ДОУ с семьей, я решила внедрить в свою работу новые формы работы с родителями с целью развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях: повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации,  семинары); вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них); совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).

Мои воспитанники познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития, как предусмотрено ФГОС ДО.
                                                      

Литература:

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика – программа по ритмической пластике для детей. СПб., 2000.
  2. Картушина М.Ю. Забавы для малышей – театрализованные развлечения. М., 2008.
  3. Костина Э.П. Камертон – программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2008
  4. Музыкальный руководитель – иллюстрированный методический журнал. М., 2004.
  5. Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры. М., 2006.
  6. Радынова О.П. Музыкальные шедевры – программа музыкального воспитания. М., 2006.

Источник