Современные факторы риска развития ребенка

ИВАНОВА И.В.,

г. Елабуга,  МБОУ ППМС ЦДК «Шанс-Омет»

ГАЙСИНА Г.Р.

г. Елабуга, МБОУ «Средняя школа № 9»

РИСКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

В современном мире происходит интенсификации темпа жизни человека, что ведет к отчужденности и  усложнению межличностных отношений. Телевизор и интернет заменил детям живое общение. Это неблагоприятно отражается на эмоциональном развитии детей.

В данных условиях психологическое консультирование педагогов и родителей заключается в том, чтобы в понятной и доступной для взрослых форме объяснить особенности развития ребенка и предложить практические рекомендации в первую очередь по проблемам общения в семье и школе, проблемам развития ребенка. Остановимся на наиболее часто встречающихся запросах, поступающих со стороны педагогов и родителей, так называемых рисках развития: таких как  агрессивность, гиперактивность, воровство, уходы из дома и т. д.

I. Агрессия является прежде всего отражением внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Причинами появления агрессивности могут быть самыми разными: некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, сцены насилия, демонстрируемые в кино или на телевизионных экранах, игнорирование личности ребенка  родителями или педагогом. Возникновение агрессивности у подростков связано с воспитанием в семье. Если родители не прислушиваются к мнению ребенка, не обращают внимания на его чувства и нужды, уверены, что лучше знают, что нужно их детям, они неосознанно провоцируют сопротивление, которое вырывается наружу агрессивным поведением. Если родители часто наказывают детей, дети могут перенять такую манеру поведения, не представляя себе другой. Попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Если подавлять ребенка, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, хотя это не будет гарантировать от проявления агрессии в другой ситуации. Выяснилось также, что родители почти никогда не задают ребенку вопросов, почему он совершил тот или иной поступок, чтобы понять его мотивы. Чаще говорят «это плохо» и наказывают. Рекомендации могут быть следующими: задавать ребенку вопросы, чтобы понимать причины его поступков. Оговорить правила семьи, где запреты должны быть конкретны и немногочисленны. Важно научить ребенка: задавать вопросы своим родителям и сверстникам, говорить о своих чувствах (мне обидно, неприятно, я сержусь). Управлять своим состоянием с помощью дыхания. Обучать способам выражения гнева в приемлемой форме (рвать ненужную газету, бить по мягкой поверхности, топать ногами в отдельной комнате и пр.). Обучать приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Отрабатывать навыки общения, используя технику «Я-высказывания». Например: «мне это неприятно», «меня это злит», «я с тобой ругаться не хочу, я хочу дружить», «не кричи на меня». Объяснять детям, что существует большая разница между отстаиванием своего мнения и агрессивностью. Формировать такие качества, как эмпатия и доверие к людям. Родителям необходимо понимать, что скрывается за поведением ребенка, уметь выслушать и понять его чувства. Научить ребенка выражать свои желания и мнения без ненужных эмоций и показывать примеры того, как добиваться цели, не нанося вреда окружающим. Не стыдить детей за испытываемые им чувства, научить спокойно их выражать и самим проявлять эмоциональную теплоту по отношению к детям.

II. Гиперактивный ребенок. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у таких детей может превышать показатели возрастной нормы. Причины возникновения гиперактивности: генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Необходимо анализировать каждую конкретную ситуацию и вырабатывать индивидуальную линию поведения: обучать ребенка не только слушать, но и слышать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Совместно с ребенком выработать систему поощрений и наказаний, которая поможет ему лучше адаптироваться в детском коллективе. Хороши подвижные игры, в которых он обучится контролировать свои движения; игры на развитие внимания, мышления. Рекомендуется учитывать, что периоды продуктивной работы мозга составляют 15 минут, потом необходим короткий перерыв.  Можно записать ребенка в спортивную секцию, кружок, где он сможет выплеснуть излишки энергии.

Родителям необходимо общаться с ребенком мягко, спокойно, без криков, приказов и эмоциональных всплесков, дети чувствительны к любому настроению. Ребенку для уверенности в себе необходимы похвала и одобрение, поэтому желательно хвалить его за удачно выполненное задание, аккуратность, усидчивость, но не слишком эмоционально. Указания взрослого должны быть немногословны и содержать не более 10 слов. Задания следует давать по порядку, они должны быть выполнимы и физически, и по времени, иначе ребенок «выключится». Чтобы этого не случилось, достаточно привлечь внимание ученика, повторив предложение. В семье должны быть правила. В их принятии должен принимать участие и ребенок.  Запретов должно быть немного, их надо заранее оговорить с ребенком и сформулировать в четкой форме. Ребенок должен знать, какие санкции последуют за нарушением. При трудностях  переключения на новую деятельность лучше предупредить ребенка за несколько минут до ее начала. Следует соблюдать режим дня.

III. Страхи у детей и подростков. Чаще распространены так называемые внушаемые страхи, источником которых являются взрослые. Телевидение — многие фильмы, мультфильмы и даже реклама также могут спровоцировать возникновение страхов у детей. Причинами страхов у детей могут быть:  недостаток ощущения защищенности;  страх быть оставленным при латентных (скрытых) супружеских конфликтах у родителей; отвергнутая, вытесненная агрессия; перенятый у родителей страх (например, уколов, пожара и др.).

Читайте также:  Роль взрослого в развитии мышления ребенка

Родителям необходимо, общаясь с ребенком быть последовательными в своих действиях, не запрещать без видимых причин ребенку то, что разрешалось ранее, не требовать от него того, что он не может выполнить. Если ребенку что-то дается с трудом, лучше помочь ему и оказать поддержку. Чаще использовать телесный контакт, демонстрировать образцы уверенного поведения, способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его.

IV. Школьная неуспеваемость. Причины школьной неуспеваемости: несформированная мотивация к учению или не сформированы психические процессы, в первую очередь — мышление; если ребенок не владеет способами и приемами учебной деятельности, а так же авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе. Когда родители предъявляют к ребенку завышенные требования, постоянно сравнивают его с другими детьми,  и это приводит к появлению у него чувства неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычки надеяться на помощь по любому поводу. Дети начинают панически бояться сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски. Очень часто родители неуспевающих детей выполняют вместо них все задания, не зная, как научить детей учиться. Детей запугивают: «Ты сделал ошибку — тебе поставят двойку!». Такое психологическое запугивание приводит к тому, что ребенок начинает бояться отрицательного отношения родителей к себе за полученную оценку, этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственнее моменты: когда нужно писать контрольную или неожиданно ответить с места. Тревожность по поводу учения стремительно возрастает.  

 V. Детское воровство. Родителям чаще всего становится неловко и стыдно за то, что их ребенок украл деньги или присвоил чужую вещь и обычно применяют крутые меры: наказывают, стыдят, подвергают «домашнему аресту». Но осуждение и наказание часто только ухудшают ситуацию, так как работают на уже случившееся, а не на устранение причин, приведших к воровству. Можно выделить несколько основных причин детского воровства.   Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести. Серьезная психологическая и эмоциональная неудовлетворенность, здесь кража является реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства жизни, эмоциональную холодность родителей по отношению к нему. Ребенок либо чувствует, что его не любят, не ощущает поддержки и эмоционального принятия со стороны близких, либо он в детстве пережил развод родителей и видит отчужденность, даже враждебность между ними и в настоящее время. У ребенка недостаточно развиты нравственные представления и воля. Воровство для него является способом самоутверждения: он хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо различными угощениями, он «покупает» любовь и дружбу.  Взрослым  необходимо понять, что дети часто воруют, потому что это для них единственный способ получить желаемое. Если потребности ребенка кажутся вам слишком большими, лучше оговорить срок, когда вы сможете удовлетворить его просьбу, или найти альтернативный вариант удовлетворения данной потребности. Ребенку лучше ждать, чем знать, что желаемое никогда не исполнится. Если ребенок не «пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешить его обвинять. В спокойной беседе обсудить ваши чувства и совместно с ребенком найти решение проблемы. Ребенку надо иметь деньги на карманные расходы для удовлетворения своих потребностей. Детям важно ощущать, что они могут спасти репутацию и исправить ошибку, не теряя любви и уважения родителей; что их материальные затруднения важны для родителей, и они могут рассчитывать на помощь, не прибегая к воровству.

VI. Дети-изгои. В любом коллективе, детском или подростковом, есть популярные дети, а есть непопулярные, их игнорируют или терпят, но не принимают. Порой видимой причины и нет, запустить процесс может все что угодно. Но прежде всего это те, кто «не такой, как все». Это могут быть дети: чрезмерно опекаемые в семье;  те, кто не может за себя постоять; с внешними недостатками;  слишком агрессивные; слишком неопрятные или наоборот; те, кто слишком плохо учится, часто пропускает занятия, или любимчики учителей;  болтуны или те, кто не умеет общаться; а так же ябеды.

Проблемы отверженных детей в первую очередь должны решать педагоги, которым должны помогать родители и психологи. Причем это та проблема, которую гораздо легче предотвратить, чем решить. Педагоги могут: поговорить отдельно с зачинщиками, чтобы пресечь появление и использование обидных прозвищ и поступков в классе. Устроить классный час  на тему сплочение и взаимоотношения в коллективе. Учить детей играть вместе. Обсудить с пострадавшим, почему, по его мнению, его обзывают (обижаются на него, хотят привлечь его внимание?). Всегда важно выслушивать и обиженного, и обидчика. Объединять ребят совместными мероприятиями (поездками,  походами, постановками спектаклей). Обращать внимание на всякие мелкие происшествия в классе, не пренебрегать детскими жалобами и пресекать насмешки. Нельзя обсуждать и оценивать личностные качества детей перед всем классом, высмеивать и сравнивать детей между собой.

VII. Уход из дома — это сигнал эмоциональной нестабильности подростка. Причинами ухода из дома могут быть: либо протест против конфликтных, неблагополучных взаимоотношений; либо  ограничение свободы, контроль и гиперопека, неудовлетворение потребности в независимости, самостоятельности; либо ухудшение положения в группе сверстников, отчуждение от коллектива, пренебрежение и изоляция.

Читайте также:  Таблица развития ребенка до года девочка

В работе с подростком, собирающимся уйти из дома, необходимо принять сторону подростка, поддержать его. Важно, чтобы он почувствовал, что не одинок, его понимают и готовы ему помочь. Сделать привлекательным пребывание подростка в учебном заведении: вовлекать его в интересную и полезную деятельность, предоставлять возможность для реализации потребности в свободном самовыражении. Помочь подростку не поддаваться возникающим чувствам, а искать пути согласия с окружающими.

Родителям необходимо избегать прямо или косвенно провоцировать ребенка на уход из дома, не использовать фразы типа «В моем доме этого не будет», или «Когда будешь жить самостоятельно, тогда и будешь делать что захочешь». В некоторых ситуациях подросток может последовать этим предложениям и убежать, чтобы заставить родителей пожалеть о сказанном и об их методах воспитания.  Если подросток выражает намерение или имеет склонность уйти из дома, следует принимать это всерьез. Во многих случаях такие слова не более чем замаскированный крик души о том, что ему необходимо больше внимания, нежности, уважения.

Когда родители слышат подобные угрозы, следует сказать ребенку, что его любят и не хотят, чтобы он уходил. Говорить честно, и открыто о тех проблемах, которые беспокоят подростка. Главная задача родителей — выслушать ребенка и дать ему почувствовать свою поддержку и внимание.

Взрослым следует помнить, что в основе многих проблем ребенка лежит его заниженная самооценка. Закладывается она в раннем детстве, когда ребенок узнает о себе только из слов и отношения к нему близких.  Есть выражение: «Единственное, что родители должны сделать для своего ребенка, — это дать ему высокую самооценку. Остальное ребенок сделает сам». А для этого он должен расти в атмосфере любви и уважения. Именно в такой атмосфере вырастают уверенные в себе, любимые другими и способные на многое в жизни люди.

Литература:

  1. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. – М.: Хрестоматия, 2000. – 624с.  
  2. Гингер С., Гингер А. Гештальт — терапия контакта/ Пер. с фр. Е. В. Просветиной.— СПб.: Специальная Литература, 1999.—287с.
  3. Гипенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»: М.: Сфера; 2003.-240с.
  4. Риман Ф. Основные формы страха/Пер. с нем. Э.Л. Гушанского. — М.: Алетейа, 1999. — 336с.

Статья опубликована в брошюре Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика: Материалы регионального научно-практического  семинара. Выпуск 6. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2013. – 116 с.

Источник

Матвеичева Ольга Николаевна
Неблагоприятные факторы и условия, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей

Факторы, оказывающие влияние на здоровье детей:

1) Наследственные факторы (состояние здоровья родителей, генотип, протекание беременности и родов, наличие или отсутствие наследственных и врожденных заболеваний и аномалий организма, тип нервной системы, наличие или отсутствие предрасположенности к развитию заболеваний, перенесенные заболевания;

2) образ жизни (забота о здоровье или безразличие к нему, тип и режим питания, двигательный режим, прогулки, закаливание, полноценный сон, психологический климат в семье и школе, поведенческие факторы риска);

3) состояние окружающей среды (экология, благоприятные или неблагоприятные климатические и природные условия, состояние бытовых условий, какие производственные предприятия расположены в районе проживания).

4) медицинское обеспечение – доступность и качество медицинской помощи, полноценность и регулярность профилактических осмотров и скрининговых обследований.

Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях.

Годы пребывания в школе (с 6—7 до 17—19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса.

Факторы риска в образовательном учреждении – это тот комплекс проблем, причиной которых является нерациональная организация учебно-воспитательного процесса и неадекватная система требований самого образовательного учреждения или системы образования в целом.

Факторы риска:

1) Стрессовая педагогическая тактика (характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, невозможность индивидуального подхода при большом наполнении классов).

2) Несоответствие методик и технологий обучения и воспитания возрастным и функциональным возможностям обучающихся (организационно – педагогические условия проведения урока (неучет плотности, чередования видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т. п.).

3) Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (недостаточная освещенность, неправильное рассаживание детей в классе, несоответствие мебели росту детей, уровень шума, недостаточность проветриваний, нарушение режима и качества питания, плохая оснащенность санитарных зон).

4) Провалы в существующей системе физического воспитания, дефицит двигательной активности детей.

5) Интенсификация учебного процесса (увеличение объёма учебной нагрузки, её возможное несоответствие возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся).

6) Недостаточная грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.

7) Недостаточное медицинское обеспечение ОУ, а также частичное разрушение служб медицинского контроля ОУ.

8) Отсутствие системной работы по формированию представления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности.

9) Возможный неблагоприятный психологический климат в коллективе, в классе, на уроке, отсутствие эмоциональных разрядок.

Воздействие этих факторов особенно опасно тем, что они воздействуют на ребенка длительно, непрерывно и в период, когда он наиболее к ним чувствителен. Все эти факторы ведут к снижению работоспособности детей, выраженному их переутомлению, а, зачастую, и возникновению у детей ряда заболеваний (снижение зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания ЖКТ и др.)

Читайте также:  Ньюкомб развитие личности ребенка скачать бесплатно

Снижение негативного влияния этих факторов (или полное их устранение) находятся в рамках здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и системы образования.

Успешность работы образовательного учреждения должна оцениваться не только по успеваемости учащихся в виде текущих отметок или результатов контрольных работ, а по совокупности показателей, отражающих, в том числе и уровень здоровья обучающихся. Данная позиция представляется мне вполне оправданной, т. к. недостаток образования впоследствии можно восполнить дополнительным обучением, а подорванное здоровье восстановить значительно труднее. И нарушенное в детском возрасте физическое развитие восстановить, зачастую, невозможно.

Внешние факторы риска, влияющие на обучение детей.

Человек на протяжении всей своей жизни испытывает на себе целый ряд

факторов, которые как положительно, так и отрицательно влияют на его здоровье.

На обучение детей большинство внешних факторов влияют опосредованно, изначально подрывая здоровье ребенка, а потом уже снижая его учебный потенциал.

К таким факторам можно отнести всю группу климатогеографических, геохимических, экологических вредностей. Крайняя степень их воздействия, представляющая серьезную опасность – поражающие факторыисточников чрезвычайных ситуаций: механические, термические, радиационные, химические, биологические и другие, которые могут вызывать тяжелые травмы, поражения ЦНС и даже гибель.

Еще одна группа факторов, которые влияют изначально на физическое и психологическое здоровье ребенка, а потом уже, несомненно, и на его обучение – это социальные, экономические, психологические факторы, такие, как низкий уровень жизни семьи, неблагополучные семьи группы риска, психологическое насилие, стрессы и т. д.

Недостаточное пребывание на свежем воздухе, гиподинамия, несоблюдение режима сна, а также учебных занятий может вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в организме и, естественно, не могут не отразиться на успешности обучения.

Теперь хотелось бы остановиться на той группе факторов, которые непосредственно оказывают влияние на ЦНС и психические процессы ребенка и, соответственно, непосредственно влияют на обучение. Это так называемые «поведенческие факторы риска»:

– употребление алкоголя,

– употребление наркотиков и др. токсичных веществ,

– курение,

– компьютерная и интернет- зависимость.

Все средства, являющиеся предметом злоупотребления, обозначаются как «психоактивные вещества», вызывающие психические расстройства и нарушения поведения, резко снижающие восприимчивость к обучению.

Подростковый возраст – особый период в жизни каждого человека. В это время закладываются основы его физического и душевного здоровья. Развивающийся организм особенно чувствителен к действию ядовитых веществ, таких как алкоголь, никотин и наркотики. Влияние это настолько серьезно, что их употребление нельзя характеризовать лишь как вредные привычки, так как они угрожают не только здоровью и учебе, но зачастую и жизни подростка. Следует также помнить, что в подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды, в связи с чем поведение подростков мотивировано не только биологическими, но и социальными составляющими, к которым можно отнести “моду” на какие-либо пищевые предпочтения, алкоголь, табакокурение, наркотики и др. Повторное и регулярное попадание этих веществ в организм приводит к изменению обмена веществ и возникновению при их недостатке или отсутствии уже биологической потребности либо зависимости, связанной с нарушением гомеостаза.

Употребление алкоголя, наркотиков, асоциальное поведение, напрямую связано с ростом правонарушений и распространением социально значимых заболеваний. И всё это непосредственно влияет на психику и физическое здоровье детей и подростков, что отнюдь не способствует успешному обучению, а всячески затрудняет или вовсе прекращает его.

В последнее время все большее количество детей, причем начиная с дошкольного возраста, попадают под влияние компьютеров, планшетов, сотовых телефонов. Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в иммунной, нервной и сердечнососудистой системах. Длительное пребывание за компьютером в статичном положении вызывает нарушение кровообращения и провоцирует появление застойных явлений в организме подростка, что, в свою очередь, способствует возникновению или обострению заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сосудистым нарушениям. Концентрация взгляда на экран монитора и неправильное освещение оказывают негативное влияние на зрение. Также, компьютеры влияют на центральную нервную систему детей. При длительном времяпровождении за компьютером у школьников отмечаются психологические расстройства, раздражительность, нарушение сна, снижение работоспособности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрессивных состояний.

Несмотря на безусловную положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети и подростки. В интернете часто находится информация агрессивного и социально опасного содержания. Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье подростка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.

Мы рассмотрели различные группы внешних факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей и влияющие, напрямую или опосредованно, на обучение. Каждый ребенок в процессе взросления в большей или меньшей степени сталкивается с воздействием этих факторов и только политика внедрения культуры здоровья и воспитание в условиях стремления к здоровому образу жизни может уберечь детей от их губительных последствий.

Источник