Современная семья и ее влияние на развитие ребенка
Гудзик Т.В.
Современная семья и ее роль в развитии ребенка.
ГБДОУ №14 Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Своеобразным и главным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья. Ей принадлежит основная долговременная и важнейшая роль: доверие и страх, уверенность, и радость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности. Все эти качества ребенок приобретает в семье. По поводу воспитания детей существует множество теорий. Наверное, каждый из нас не может дать точный ответ на вопрос: «Какой стиль, какую теорию применяете в воспитании своего «чада». Чаще всего родители ведут себя так, как подсказывает интуиция, жизненный опыт и как складываются обстоятельства. Короче говоря, как получится. А как же получается?
Утверждение о том, что тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка – истина. Разделяют четыре стиля родительского поведения:
Авторитетный – родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ребенком признают право на саморазвитие. Открыты для общения и трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка. Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой семье уважают родителей, признают их авторитет.
Авторитарный – родители хорошо представляют, каким должен вырасти ребенок, прилагают к этому максимум усилий. Родитель, придерживающийся авторитарного стиля воспитания, тщательно контролирует ребенка, устанавливает жесткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается («Я так сказал!»). В своих требованиях они очень категоричны и не уступчивы. Обычно существует и система наказаний, которые применяются даже за самый мелкий проступок. Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под контролем родителей.
Либеральный – родители высоко ценят своего ребенка, считают простительным его слабости. Слабо или совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет запретов, четких правил. Мало того, либеральные родители обычно не отказывают своему ребенку ни в чем, любые его требования тут же выполняются. Легко общаются с ним, доверяют ему, однако главное направление коммуникации — от ребенка к родителям. Однако стоит задуматься по плечу ли ребенку такая свобода.
Индефферентный – родители, склонные к этому стилю воспитания, не устанавливают для детей никаких ограничений, правил. Практически безразличны к собственным детям, закрыты для общения. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них других забот немало. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей, в семье — сосуществование с позицией «у тебя свои дела и проблемы, у меня свои». Жизнь родителей переполнена собственными проблемами и стрессами, и у них нет ни времени, ни желания делиться и «вмешиваться» в чувства и переживания ребенка, они предпочитают комфортную отстраненность. Иногда взрослые аргументируют такой подход так: пусть ребенок растет самостоятельным и независимым. Свои проблемы ребенку приходится решать самому.
В каждом стиле родительского воспитания выделяются две важнейшие переменные – эмоциональное принятие и контроль. Сочетание этих двух переменных многое определяет в том, как строиться поведение взрослых и какие психологические качества, свойства формируются у ребенка. Эмоциональное принятие имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения до 3-х лет. Только полное эмоциональное принятие ребенка обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, подталкивает к поддерживающему поведению, формирует чувства доверия к ребенку. В результате у самого ребенка формируется чувство доверия к миру, любознательность и открытость к отношениям. Примерно с трех лет вступает в силу вторая переменная – контроль. При высокой степени контроля родители предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, способы настаивать на выполнение своих требований, быть последовательным в их предъявлении, стремятся к развитию у детей способностей. Настаивают на активном включении детей в различные сферы жизнедеятельности. Добиваясь послушания, используют убеждение, обосновывают свою точку и готовы обсуждать ее с ребенком. Эмоционально поддерживают детей, независимо от того, удается ли родителю добиваться своих требований.
При низкой степени контроля родители устраняются от контроля, предоставляя детям, возможность самим формировать систему требований и правил, не считают своих детей обладателями каких-либо выраженных достоинств. Однозначно не формируют свои требования, прибегают к косвенным способам воздействия: жалобам, крику, подаркам, наказаниям. Эмоциональная поддержка зависит от послушания ребенка.
Безусловно, выбранный вид контроля влияет на личностное развитие детей и можно выделить три группы детей, обладающих различной степенью личностной зрелости:
Компетентные дети обладают устойчиво хорошим настроением, уверены в себе. Им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские отношения.
Избегающие дети – чаще всего у детей преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Испытывают трудности в установлении нее только дружеских, но и поверхностных контактов.
Незрелые дети не уверены в себе, настроение неустойчиво. Самоконтроль практически не сформирован. Своей инфантильностью они, прежде всего, обязаны личностной незрелостью своих родителей. Главной чертой поведения, которых является отсутствие способности к последовательному «контролю», при этом эмоциональная поддержка может присутствовать.
Не вызывает сомнения то, что каждый родитель хотел, чтобы его ребенок относился к группе «компетентные». Конечно, компетентные дети обладают по сравнению с прочими явными преимуществами. Поэтому значение родительского контроля тоже становится очевидным. Один из основных механизмов формирования характера – интериоризация средств и навыков контроля, используемых взрослым.
В целом зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской установки, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью. В предложенной схеме (рис.1) предоставляется возможность определить наиболее точно стиль родительского поведения, роль, особенности взаимодействие с ребенком и реакции, личностные свойства, которые вы можете наблюдать, в поведении своего ребенка. Адекватной, благоприятной родительской установке соответствует авторитетный стиль воспитания.
Рис.1. «Стили родительского поведения».
В заключении, родительская позиция – важный фактор личностного развития ребенка, но не первичный. Родительская позиция, поведение формируется на основе того, какое место в жизненных ценностях занимает процесс воспитания ребенка. Наибольшие и положительные, благоприятные перспективы открываются, если воспитание собственных детей является для родителей ценностным процессом. Значительно больше подводных камней и опасностей таит в себе другой вариант, когда воспитание является «вставкой» в жизненные различные мотивы человека.
Литература:
- Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.
- Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебн. для студ. педвузов. – М.: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
- Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. – К.: Рута, 2001.
- Популярная психология для родителей / Под ред. Спиваковской А.С. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.
- Смирнова Е. О. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии / Смирнова Е. О., Быкова М. В. – 2000. – № 4.
- Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя//Практическая психология в образовании – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
Источник
Севрюкова Инна
Влияние семьи на развитие ребенка
Статья на тему:«Влияние семьи на развитие ребенка».
Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа,в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающим фактором психического развития и психического здоровья детей.
Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Лучше многих слов – личный пример. Приучая к ответственности, контролируйте свои действия, поведение и слова, ведь малыш обязательно все скопирует. Вы не сможете всегда рядом быть со своим ребенком, а вот объяснить, как действовать в той или иной ситуации, вполне возможно.
Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Так что же узнает ребенок в первые годы жизни?
Первое, что он узнает от родителей, кто он и какой он. Если его любят – значит, он хороший, желанный. Если нет — плохой. Если родители восхищаются красотой свой дочери, она будет знать, что красива, это будет даже не знание, а глубокая внутренняя убежденность, если они уверены, что их сын умный и добрый мальчик, то таким он и будет расти. Есть, правда, один нюанс, уверенность родителей должна быть искренней. И, конечно, нельзя не отметить, что верно и обратное, если родители считают ребенка недостаточно умным или расторопным, он и сам научится так к себе относиться.
Второе знание, которое идет из семьи — это базовое представление о мире. Мир может быть для ребенка враждебным, если таковым его видят родители, или наоборот доброжелательным и веселым. Если родители считают себя умнее всех, ребенок вырастет с той же верой. Если мама с папой боятся внешней среды и замкнуты только в своем небольшом мирке, ребенок будет уверен, что мир враждебен и опасен.И что самое удивительное: он раз за разом будет находить тому подтверждения, интерпретируя события и поведение людей, исходя именно из заложенной в детстве модели мира.
И третье, чему учит семья — это роли и отношениям. Что значит быть мужчиной – главой семьи? Как ведет себя настоящая женщина – хранительница очага в доме? Как ссориться и как мириться? На все эти вопрос вольно или невольно своим примером отвечают родители. Ведь первое время они и есть весь мир для ребенка.
Может показаться, что ответственность слишком велика, но тут важно отметить, что именно за счет этого передается и опыт поколений.
Любовь родителей- величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.
Семья для ребенка- это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.
Влияние семьиосуществляется и проявляется следующим образом:
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.
Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта.
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.
Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…
Ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.
Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.
От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то,каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком.
Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем!
Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.
Часто молодые родители в своем стремлении как можно лучше и правильнее воспитать ребенка, забывают быть собой, и это моментально чувствует и ребенок,в его картине мира появляется еще один пункт: надо все время стараться быть не тем, кто ты есть. Поэтому я еще раз хочется отметить, что при воспитании ребенка очень важно быть собой, быть честным и искренним, ведь ребенок прекрасно отличает фальшь от истины. И тут нельзя не вспомнить прекрасную английскую пословицу, которая, на мой взгляд, наилучшим образом иллюстрирует именно этот период воспитания ребенка «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Ведь именно, глядя на вас, ребенок учится, каким ему быть. Именно вы, ваше поведение и ваше отношение к миру и людям станет для него образцом.
Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.
Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.
Время, которое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.
Севрюкова Инна Олеговна. Воспитатель.
Источник
Кручинкина Валентина
Современная семья и её влияние на психоэмоциональное состояние и формирование психики ребёнка
Современная семья и её влияние на психоэмоциональное состояние и формирование психики ребёнка.
Семья — это целостная система, и отношения между всеми членами в ней взаимосвязаны. В основе брака находятся отношения мужчины и женщины, в которые затем вплетается появившийся ребенок. Во многих случаях, если между супругами сложные взаимоотношения, негативное влияние внутрисемейных отношений на ребенка вызывает у детей психосоматозы. Часто именно в таких ситуациях один из родителей не принимает ребенка и не уделяет ему внимания, и в случае психосоматики ребенку поможет выздороветь только коррекция отношений между супругами.
Психологический климат в семье на здоровье ребенка влияние оказывает самое непосредственное. Если между родителями общая неудовлетворенность, несоответствие потребностей и ожиданий реальным возможностям, между ними возникают конфликты. Если взрослые не понимают ситуации в семье и отрицают проблемы, то появляются депрессии, неврозы, алкоголизм.
Семейная тревожность отражается на поведении членов семьи и особенностях общения между ними. Она часто проявляется в переживаниях по поводу здоровья, особенно ребенка. В основе негативного влияния семьи на психику ребенка лежат беспомощность и неспособность что-либо сделать для улучшения семейных взаимоотношений, противостоять неблагоприятным непредвиденным обстоятельствам. К нарушению отношений в семье приводит чувство вины у одного из ее членов. Он считает себя виновником всех бед, и ему кажется, что другие обвиняют во всем именно его. На самом деле это может не соответствовать действительности.
Внутренний конфликт у одного из членов семьи может возникнуть в связи с возлагаемой на него повышенной ответственностью. Появляющееся при этом повышенное нервно-психическое напряжение распространяется на всю семью и порождает противоречия, конфликты и болезни. И конечно же, такая ситуация во внутрисемейных отношениях оказывает влияние на психическое развитие ребенка.
В здоровой семье, где роли между мужчиной, женщиной и детьми распределены психологически правильно, сохраняется подвижное равновесие. Ощущается позитивное влияние семьи на психическое благополучие ребенка. Каждый член поддерживает общее семейное «Мы», в основе которого лежат общие ценности, любовь, теплые чувства и привязанность, объединяющие и позволяющие быть собой. Члены семьи способны видеть возникающие трудности и их причины и самостоятельно разрешать конфликты. Они со временем меняются, но при этом сохраняют отношения и укрепляют свою семью.
В гармоничной семье одни из значимых целей супругов связаны с воспитанием детей. Для каждого из них важно, чтобы у ребенка были отец и мать. Они допускают, что другой супруг может развиваться, и изменяются вместе с ним. Психологическое здоровье ребенка в условиях такой семьи устойчиво, ведь в семейные цели входят совместное проведение досуга, наполненное содержанием общение, создание домашнего очага. Все разногласия на пути к этим целям они преодолевают и приспосабливаются к различным жизненным ситуациям.
Наиболее частыми проблемами семей, оказывающими влияние на детей,являются:
• ожидание от партнера большего в связи с ошибочным выбором, основанном на том, что он заменит или будет напоминать мать или отца;
• часто возникающая растерянность;
• обсуждение значимых вопросов не с партнером, а с родителями;
• разочарование;
• супружеские измены и предстоящий развод;
• проживание в гражданском браке как способ избежать ответственности.
Для поддержания стабильности в семьях с неблагоприятным психологическим климатом возникают защитные механизмы. Они заставляют всех поддерживать единство и не позволяют увидеть реальность. Например, в семье складываются мифы о том, что «мы замечательная семья, а другие этого не понимают», «у нас слабенький болезненный ребенок, и мы все делаем для него», «у нас непослушный ребенок, ничего не можем с ним поделать» и др. Таким образом, супруги отказываются понять свои взаимоотношения, проявляют нежелание что-либо изменить и оправдываются перед другими. За этими мифами скрываются неосознаваемые недовольство друг другом, отрицательные эмоции, в том числе страх и вина, боязнь ответственности.
При наличии проблем, чтобы устранить негативное влияние конфликтов в семье на ребенка, необходимо принимать решения, а супруги не умеют обсуждать вопросы, находить компромиссы, уступать, брать на себя ответственность. Это связано с их культурным уровнем развития и сложившимися традициями, хотя при желании наладить отношения и сохранить семью этому никогда не поздно научиться.
Конфликты в семье и последующие за этим неврозы и психосоматозы происходят при нарушениях межличностного взаимодействия. Негативное влияние внутрисемейных отношений на психику ребенка происходит в том случае, если члены семьи не в состоянии выразить свои чувства или искажают их. Если в процессе общения они подают друг другу противоречивые вербальные и невербальные сигналы (т. е. слова у них расходятся с их смыслом, мимикой, жестами и даже поступками). Между супругами возникают в общении и интимной жизни барьеры. Наконец, они начинают манипулировать друг другом и втягивать в свои отношения ребенка.
В этом случае восстановить гармоничные отношения и психологическое здоровье ребенка в семье помогает желание понять друг друга и применение навыков эффективного общения. В первую очередь необходимо отказаться от агрессивных высказываний — угроз, приказов, назиданий, инструкций и т. п. Не стоит на партнера навешивать ярлыки, давать ему напрямую негативные оценки, критиковать поведение. Не подойдут для налаживания отношений также советы, утешения, допросы, попытки отвлечь внимание от проблемы. Гармонизации влияния семьи на психологическое здоровье детей помогут сопереживание, эмоциональная поддержка и подтверждение любви
Источник