Современная игрушка и ее роль в психическом развитии ребенка

Консультация для родителей

Роль игрушки в психическом развитии ребенка

 Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она – важнейшее средство психического развития дошкольника. С первых дней жизни ребенок знакомится с игрушкой. Самые первые игрушки малышей – погремушки. Взрослый показывает их ребенку, привлекает к ним внимание, старается вызывать интерес. Действия с погремушкой обычно подкрепляются словами, мимикой родителей, которые разговаривают с малышом, называют его ласково по имени, улыбаются. Так с помощью погремушки взрослый общается с младенцем. Яркость, озвученность, блеск погремушек поддерживают непроизвольное внимание малыша. Он рассматривает их, улыбается человеку, в руках которого находится игрушка, а затем погремушка становится привлекательной сама по себе, как предмет, с которым можно действовать. На пятом месяце жизни у малыша развивается реакция хватания, формируется зрительно-двигательная координация, и младенец начинает совершать с погремушкой неспецифические манипуляции: размахивает, трясет, бросает. Ребенок прислушивается к звуку, сосредоточивает взгляд на игрушке. Очень важно создать благоприятный эмоциональный фон, помочь ребенку сосредоточить внимание на игрушке, познакомить его с игрушками, разными по цвету и форме. В течение всего периода дошкольного детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в психическом развитии малыша. У младенца вызывают приятные переживания и положительные эмоции. В раннем дошкольном возрасте включаются в разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, режиссерские, драматизации. Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации. Кукла не только участвует во всех детских играх, но выступает идеальным партнером по общению, другом, с которым можно поговорить, поделиться заботами, огорчениями, радостями. Малыш, в зависимости от своего настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами: сегодня она балуется, а вчера была послушной девочкой. Кукла в руках ребенка действует так, как он этого хочет в данный момент. Он заботится о ней, воспитывает, учит, передавая ей свои знания. То есть выполняет в отношении к кукле те же функции, которые взрослый выполняет в отношении его самого. И такая позиция является еще одной причиной неизменной привлекательности для малыша игр с куклами. Оценивая поведение куклы, ребенок передает ей свой эмоциональный и нравственный опыт, тем самым осознавая и закрепляя его. Он проигрывает с ней всевозможные формы поведения и оценивает их. Возникает эмоциональная и нравственная идентификация, складываются моральные оценки, развивается гамма эмоциональных переживаний, формируются нравственные качества. Образные игрушки способствуют усвоению половой роли, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними. Однако и девочкам, и мальчикам нравятся куклы и пушистые зверюшки, они совершают с ними различные действия. Игры с образными игрушками помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников. Не случайно именно образные игрушки чаще всего становятся любимыми друзьями. Ведь кукла похожа на человека. А мягкие игрушки вызывают нежное отношение, ребенок обнимает, гладит их, и ему кажется, что игрушка тоже отвечает ему привязанностью. Игрушки-орудия (лопатки, формочки, ведерки и прочее) – это уменьшенные копии орудий труда взрослых. В раннем детстве с их помощью у детей развивают предметные действия, включают их в игры с природным материалом, например, малыш насыпает лопаткой в ведерко песок, высыпает и снова насыпает. В дошкольном детстве игрушки-орудия используются в других видах игр, например в строительных, а также в трудовой деятельности. Технические игрушки (машины, самолеты, луноходы) открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием. Они подталкивают его к экспериментированию, пробуждают познавательные вопросы (почему крутятся колеса?) стимулируют развитие технического мышления, формируют представление о профессиональной деятельности взрослых. Театрализованные игрушки используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. Часто театрализованные игрушки представляют любимых персонажей сказок. Они вызывают у детей желание вспомнить и проиграть их содержание. Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально- речевых способностей. Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность. Особую группу составляют игрушки-самоделки, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью. Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например, сделать подарок маме или помочь малышам. Игрушки- самоделки – это своеобразный способ самовыражения и предмет гордости. Самодельные игрушки нередко отличаются многофункциональностью, поэтому особенно интересны малышу. Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний. Подчеркнем, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом малыша и ситуацией их использования. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Выделим особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте:  игра становится самостоятельной деятельностью ребенка; ребенок осваивает разные виды игры; с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя возможности познания этих сфер.

Читайте также:  Психология развития ребенка от рождения до 7 лет

Источник

Оглавление

Введение

2

1. Возникновение и историческое развитие игрушки

2

1.1 Игрушка – элемент культуры

2

1.2 Народная игрушка

3

1.3 Современная игрушка

4

2. Исследования о влиянии игрушки на развитие личности ребёнка

5

Заключение

7

Список использованной литературы

8

Приложение

9

ВВЕДЕНИЕ

Игрушка – неизменный спутник каждого ребенка с первых дней рождения. Игрушка  помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности.

Актуальность темы: интересно, умеют ли дети правильно действовать с игрушками, то есть играть? Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Таким образом, она зловредно влияет на психику и здоровье детей.

В своей работе я поставила цель: выяснить, как игрушка влияет на психическое развитие ребенка, и как правильно ее нужно выбирать и использовать.

Предмет исследования: роль игрушки в психическом развитии ребенка.

Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии.

Задачи исследования:

  1.  Изучить краткую историю возникновения игрушки.
  2. Определить виды и назначение игрушек.
  3. Провести  исследования влияния игрушки на развитие личности ребёнка

Предмет исследования. Предметом исследования является влияние современной игрушки на развитие личности ребёнка.

Объект исследования. Объектом исследования является игрушка как элемент культуры.

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСОКЕ РАЗВИТИЕ ИГРУШКИ

1.1 Игрушка – элемент культуры

Игрушка – предмет культуры, выполненный из определенного материала, обладающий формой и содержанием, значением и смыслом. Можно сказать что, игрушка – это «игривое зеркальце» жизни и фантазии.

Функции игрушки – развивать, развлекать и воспитывать, содействовать формированию личности ребенка.

В современном российском обществе распространились игрушки, представляющие угрозу для детей (маски вампира и мертвеца, устрашающий наряд Фредди Крюгера, игрушечный набор «Расчленитель» и др.). Эти игрушки выполнены по зарубежным технологиям. С их помощью дети приобщаются к образам, отражающим злодеев. Поэтому, такие игрушки способствуют передаче отрицательного опыта в развлекательной форме.

То ли дело – дымковская или богородская резная игрушка! Взгляните на них: они вызывают в русском человеке «взрыв радости и оптимизма». Это – жизнеутверждающие игрушки. В этих игрушках проявляется радование человека своему бытию.

1.2 Народная игрушка

Народная игрушка, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Примером ритуального предмета детской игры являются традиционные русские куклы из дерева и соломы, которые не имеют прорисовки лица.

Отдельно следует указать на символику коня в русской игрушке. С изображением коня связывался целый ряд представлений. В первую очередь, с конем соотносили солнечных богов.

С символикой солнца связываются и всевозможные кони-качалки и качели. Кони-качалки и изображение коней вообще, должны были принести удачу и благословение солнца для ребенка.

Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников. Отметим, что в русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло.

Читайте также:  Выготский проблема культурного развития ребенка книга

Той же цели служили различные свистульки. Свистульки часто изображали то или иное животное, кроме того, изображение животных являлось традиционной темой русской народной игрушки. В тульской области зафиксированы поверья, что посвистев в глиняную свистульку и сказав «Пусть порча перейдет на того, кто ее послал» человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет.

Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века в Вятке. Назывался этот праздник «Свистунья» или «Свистопляска». Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в глиняные свистульки, плясали и веселились.

Следует отметить, что практически каждая народная игрушка, а за ними и фабричная, несет в себе определенную символику, использование игрушки, раскрашенной в черные и красные цвета (в определенной пропорции) может нанести наиболее возбудимым детям психологическую травму.

Народная игрушка является культурным наследием подобно родной речи, сказке, песне. Народные игрушки тысячелетиями воспитывали ребенка, они проверены детской любовью к ней, детской игрой. Через неё  передается любовь и ласка, веселость и смех. В такой игрушки  много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении.

1.3 Современная игрушка

Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть.

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник 30–40 лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм, назначений.

У   каждого ребенка должна быть любимая игрушка, которой он сможет доверить свои самые сокровенные тайны. Причем, чаще всего выбор игрушки для ребенка осуществляет взрослый (родители, близкие родственники, педагоги).

Игрушки покупаются, как сказал один папа, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Так конечно, не у всех, но у всех постоянно идет смена красок, форм, мелькание картинок, предметов, лиц. И психика ребенка не справляется, деформируется восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, деформируются и представления о добре и зле.

Игрушки можно разделить на следующие группы:

  • Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию: различные виды животных (мишки, зайчики, собачки и прочие); куклы со всевозможной  кукольной утварью; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин; детали костюма помогающие принять и удержать игровую роль (халат и шапочка врач, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка); транспортные игрушки (грузовик, поезд, машинка).
  • Игрушки, способствующие интеллектуально-познавательным и моторным способностям: всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаика, лото, домино и прочие.
  • Игрушки способствующие развитию физических качеств: мячи, обручи, скакалки, кегли.

Значительная  часть современной игрушечной продукции характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, оказывающих отрицательное влияние на развитие и психическое здоровье детей. Многие  современные игрушки для детей для мальчиков, девочек совершенно не развивают личность и становятся не интересными и не востребованными. Многие родители замечают, что после первых восторгов от красивой и «укомплектованной» игрушки, ребенок быстро привыкает к ней и практически перестает с ней играть. Или, что хуже, начинает подчиняться ее требованиям. Не он управляет ею, а сам предмет навязывает ему определенные действия.

Поэтому, можно сказать, что многие современные игрушки не дают развиваться детской творческой активности в игре, а уводят ребенка в сторону механического использования операций, заложенных производителем.
Дети быстро теряют к таким предметам интерес, как только изучат ее функции. И чем современнее такая игрушка, тем быстрее с ней перестают играть, или в лучшем случае, разбирают ее на части, чтобы изучить изнутри.

Все это и обусловило направление нашего исследования, цель которого состояла в выявлении взаимосвязи между выбором игрушки и эмоциональным состоянием у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

2. ИССЛЕДОВАНИЯ О ВЛИЯНИИ ИГРУШКИ НВ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОЧТИ РЕБЕНКА

Читайте также:  Ребенку 6 месяцев задержка моторного развития

В исследовании приняли участие 75 испытуемых, из них 24 ребенка возраста 5-7 лет, 36 учащихся 8-9 лет и родители в количестве 26 человек. В качестве стимульного материала для организации эксперимента использовалось два комплекта игрушек, формируемых и по признаку половой принадлежности, и учитывающие единство предпочтений у детей разного пола. В комплект игрушек для мальчиков вошли: мяч, машина (Джип), пистолет, мягкая игрушка «Кот «Барсик», Бэтмэн. В комплект игрушек для девочек вошли: мяч, обезьянка, классическая кукла, кукла Барби, пупс (классический), мягкая игрушка «Кот Барсик».

Ребенку  предлагали поиграть в «Магазин», где он имел возможность «купить» понравившуюся ему больше всего игрушку из предложенного экспериментатором набора. Определившись с выбором игрушки, ребенок мог поиграть с ней некоторое время.

Анализ детских предпочтений показал, что первое место в выборе игрушки у девочек первое место – мягкая игрушка «Кот Барсик». Второе место занимает кукла «Барби», на третьем месте классический пупс. У мальчиков самые высокие показатели обнаружены по игрушке «Робот»; второе место по частоте встречаемости выбора – у игрушки «машина»; третье место – игрушка «пистолет».

Проведенные наши психологические исследования подтвердили, что игры, в которые играли родители и современные дети отличаются.

Так 39% родителей ответили, что любимой игрой в детстве была резиночка, скакалочка, лапта и игры в мяч. Современные дети на первое место поставили компьютерные игры. – 46%. Хотя 69% учащихся знают подвижные игры типа догонялок, пряток, но правила игры самое главное, её смысловой стержень сформулировать смогли лишь некоторые.

23% родителей с удовольствием играли в «Дочки-матери». Мои сверстники предпочитают играть с интерактивными игрушками – это 30%. 19 % родителей играли в «Казаки-разбойники» и столько же процентов родителей играли в куклы. Из детей только 24% играют в куклы.

Второй вопрос нашего анкетирования для родителей и детей звучал так «Любимая твоя игрушка?» Кукла – ответили 35% родителей. Мои  одноклассники на первое место поставили мягкую игрушку, типа медведь Тедди, кот «Барсик». Лишь   у 15% родителей мягкие игрушки были любимые в детстве. А 19%  ребят на второе место поставили интерактивные игрушки типа Фёрби, Беби Бёрна. На третьем месте у родителей оказались машинки, солдатики, железная дорога. Дети на на последнее место поставили конструктор, пазлы.

Диаграмма 1  Сравнение игр между родителями и детьми

Можно сделать вывод, что современные дети предпочитают компьютерные игры, интерактивные игры, подвижным играм. Это приводит к неумению дружить со сверстниками, проблемам со здоровьем и эмоциональным нарушением.

Так же можно отметить, что успехом у современных детей не пользуются пупсы, классические куклы и игрушки спортивного типа (мяч) – именно им принадлежит наименьшее количество выборов (диаграмма 1).

Диаграмма 2 Выбор игрушек между мальчиками и девочками

Так же можно отметить, что успехом у современных детей не пользуются пупсы, классические куклы и игрушки спортивного типа (мяч) – именно им принадлежит наименьшее количество выборов (диаграмма 2).

В целом исследование показало, что многие современные игрушки актуализируют у детей неблагополучные тенденции в эмоциональной сфере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • В связи с этим вполне актуальной и востребованной выглядит необходимость внимательно и осторожно относиться к тому, какие игрушки попадают в руки современных детей, какой психологический, культурный смысл они несут детской психике. Современные Барби очень похожи друг на друга. Пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей  фигурой – комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. Интересно и то, что девочки всё меньше играют в обычные куклы и пупсы – они также предпочитают, чтобы им покупали куклы Барби, Братц и т.д..  В результате у материнский инстинкт у девочек не формируется, формируется искаженно. 
  • Для того, чтобы дети учились общаться и ладить друг с другом, чтобы у них формировались социальные навыки, они должны играть в старые классические игры. Для девочек это, прежде всего, игры с обычными меховыми зверюшками и куклами, игры, способствующие формированию материнских навыков: «дочки-матери», «школа», «больница», и т.д. Для мальчиков – машинки и конструкторы, когда они что-то строят совместно.

Список использованной литературы

Приложения

Источник