Совместная работа детского сада и семьи в развитии ребенка

Совместная работа ДОУ и семьи  в воспитании ребёнка,

Денисова Лариса Владимировна,

Воспитатель ГБДОУ ЦРР ДС №89, Красногвардейский район,

 г. Санкт- Петербург

Счастье- когда тебя понимают.

1968 г. Из драма/романтического фильма «Доживем до понедельника» режиссер

 С. Ростоцкий

Понимание- это  улица с двусторонним движением.

Э. Рузвельт

Человек живет в обществе и ему нельзя быть отдельным от общества,

 ему необходимо общение с людьми, причем не только общение,

 но и понимание и сопереживание окружающих его людей. Основной принцип общения-эмпатия.

Воспитатели и родители-мощнейшая сила, двустороннее движение навстречу друг другу в деле воспитания ребенка.

Главное в этом сотрудничестве- взаимопонимание и взаимодополнение в процессе воспитания молодого поколения.

С давних времен шел спор, кто главнее в воспитании ребёнка: семья или детский сад.

Ученые по- разному высказывались по данному вопросу. Одни были за семью, другие за детский сад. В основном по свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи.  На самом деле нужно работать в тесном сотрудничестве,  взаимодействии в вопросе воспитания детей.

С. И. Ожегов говорил о взаимодействии  как понимании и согласии:

1. взаимная связь двух явлений

2.взаимная поддержка

Ребенка нужно всегда только хвалить.

Современная семья сейчас совсем другая, чем была раньше.

Мне захотелось поделиться опытом моей многолетней работы (стаж работы более 33 лет) воспитателем  в ДОУ и помочь молодым семьям в воспитании своих детей и пожелать легкой адаптации детям  к детскому саду.

Еще работая с детьми раннего возраста я поняла, как трудно детям войти в новый для них  коллектив.

Адаптация – начало всех начал. Именно в период раннего детства, когда ребенку еще нет трех лет и закладывается все самое основное, то есть база, на которой строится вся дальнейшая жизнь ребенка. Поэтому родитель  еще до поступления малыша в ДОУ должен начать сотрудничество  с детским учреждением и выполнять все рекомендации будущих воспитателей своего ребенка. Существует легенда: одна мама спросила мудреца : «Со скольки лет надо начинать  воспитывать своего  шестимесячного ребенка?»

На что мудрец  ей ответил, что вы опоздали с вопросом воспитания  своего ребенка ровно на шесть месяцев.

Таким образом, ребенка надо воспитывать с самого рождения.

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит , каким станет сегодняшний малыш».

 В. А. Сухомлинский

А воспитателям, чтобы быть настоящими, обязательно нужно очень сильно любить свою профессию и главное детей.

Семья и детский сад- два кита, на которых будет строится будущее, но случается так, что им не хватает взаимопонимания, терпения и времени, чтобы услышать  и понять друг друга, а от этого страдает только ребенок.

Основной возраст современных родителей  от 25 до 35 лет и воспитывают они своих детей сами, не прибегая к помощи бабушек и дедушек. Родители все  очень  эрудированные, грамотные и хорошо информированы по вопросам воспитания своих детей. Традиционной семьи как таковой нет, поэтому молодые родители встретившись с той или иной проблемой не знают, как им поступить в той или иной ситуации, отсюда идет недопонимание в семье и конфликты. Кроме того, что родители не поручают детей своим родителям,  они пользуются услугами чужих нянь, поэтому из-за нехватки времени родители лично мало времени посвящают своему ребенку, не додают ему родительской ласки и общения с ним. А ведь для ребенка родитель- главный и основной пример во всем.

Задача родителей и работников ДОУ, как считает Е.Н. Водовозова, ученица и последовательница К. Д. Ушинского, особенно семейного воспитания, заключается в изучении индивидуальных качеств детей в воспитании и обучении, но и умении создать среду, необходимую для развития малыша.

Нет такой стороны воспитания,

на которую обстановка не оказывала бы влияния,

Нет способности, которая не

находилась бы в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира,

Облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить –

развиваться

Собственной самодовлеющей жизнью,

Его духовный рост будет совершенствоваться

Из самого себя, от природы…

Е.И. Тихеева

                                          РППС одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Правильная организация предметно – пространственной развивающей среды позволяет каждому ребенку найти себя, а именно: найти себе занятие по душе, научиться взаимодействовать с педагогом и со сверстниками. Научиться понимать их, оценивать их поступки. Предметная среда является одним из основных средств формирования личности ребенка.

Среда должна быть безопасной для жизни ребенка и способствовать укреплению здоровья детей и всестороннему развитию ребенка.

Среда человека – это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний, условий и возможностей.

Среда должна формироваться с учетом определенных  принципов построения предметно – пространственной развивающей среды.

Помощь для себя в воспитании детей родители конечно же должны искать в ОУ, т.е. рука об руку  сотрудничать с воспитателями, но при этом приходить  к самостоятельному решению вопросов, т.е.  учиться брать ответственность на себя.

Полезно родителям приходить на родительские собрания, консультации, круглые столы, участвовать вместе с детьми в  совместные выставках- поделках, которые в свою очередь сближают семью.

Семья, папа и мама всегда в первую очередь являются образцами для своего малыша.

По Т. Гордону американскому психологу аналитику родители должны усвоить три умения:

* активно слушать и слышать, что ребенок хочет сказать родителям;

*доводить до сознания ребенка собственные  чувства и слова доступно для понимания ребенка;

*использовать принцип  «оба правы» для разрешения конфликтных ситуаций. То есть разговаривать с ребенком так, чтобы результатами были довольны оба участника.

Самое главное не должно быть гиперопеки ,  а работать с детьми только вместе и в одном направлении, давать детям больше самостоятельности и свободы творчества, фантазии.

Всякая проблема должна решаться вместе  с детьми. Совместная работа с родителями основана на принципе добровольности, желании слушать и услышать воспитателя.

Итак, формы работы с семьей:

I. Информационно- аналитические формы работы:

-анкетирование

-опрос

– интервью и беседа

-посещение на дому

II. Познавательные формы работы:

 -создание сайта для родителей

-круглые столы

– родительские собрания

-дискуссии

-вечера вопросов и ответов

-консультации

-день открытых дверей

-день здоровья

III. Досуговые формы работы:

-спортивные соревнования

-утренники

-совместные походы и экскурсии

-участие в совместных выставках родителей и детей по временам года

IV. Наглядно- информационные формы работы:

-информационно- ознакомительные

-информационно- просветительские

Особенно актуальна тенденция работы по принципу: педагог- воспитанник- родитель. В нашей группе- это постоянная составлявшая ежедневной работы.

Таким образом при тесном и своевременном содружестве ДОУ и семьи мы вырастим настоящую личность.

Удачи  всем в совместном не легком труде в воспитательно- образовательной работе с детьми.

Литература:

1. Павлова Л.О. о взаимодействии семейного и общественного воспитания детей. // Дошкольное воспитание.-2002.-  №8.- С.8-13

2.Козлов А. В. И. др. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг.-М. ТЦ Сфера,2004.

3.Сухомлинский  В.А. Сердце отдаю детям.

4.Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова и др.-М.: Просвещение, 2005.

5.Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общей редакцией М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой.-СПб.: КАРО, 2014.-112с.

6.Макаренко А.С. Книга для родителей.-Л.: Лениздат, 1981

Источник

 Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребёнка

Е.В.Кругликова, О.А.Гаврилова – МБДОУ №144 г.Иркутск

Главный замысел и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. /В.А. Сухомлинский/

В условиях стремительно разворачивающихся во всем мире изменений  в

разных сферах жизнедеятельности человека – политической, экономической, культурной, профессиональной и других, – семья остается единственным институтом, сохранившим сравнительно неизменной свою роль в его жизни.

Проводя большую часть своей жизни (особенно в ее начале и конце) в семье, в ней человек получает первые представления о себе, об остальных людях, об окружающем мире, об основных нравственных категориях – добра и зла, хорошего и плохого, правильного и неправильного. Именно в семье он овладевает основными поведенческими навыками, составляющими основу дальнейшего усложнения его поведенческой активности. Она выступает той константой, которая, проходя через всю жизнедеятельность человека, задает контекст, позволяющий наиболее адекватно понять причину совершаемых им поступков. В семье закладываются основы той личности, с проявлениями которой мы активно взаимодействуем в быту или публично, постоянно или эпизодически, в профессиональной, политической, культурной или иной сферах.

Именно в семье человек получает наиболее полное признание своей личности. Она закладывает основы материального и психологического благополучия и более или менее успешно «подпитывает» его на протяжении всей жизни. Семья дает поддержку и генерирует реальные стимулы все большего и большего расширения своей успешности в многообразном и динамичном социальном контексте. Без полноценной семьи человек  утрачивает важнейшую «частичку себя», не позволяющую ему в полной мере получить удовлетворение от достигнутых свершений.

Дошкольное образование, как институт социализации подрастающего поколения, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения. И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства. Одним из основных и главных социальных партнеров выступает семья.

Действительно, согласно Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» приоритет воспитания ребенка отдан семье. Однако, свою очередь ДОО—как социальная структура, должна направить свои усилия на поддержку и помощь семье, дополнить ее воспитательную функцию. При этом результат возможен только при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, детей).

Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Семья и детский сад на определенном этапе составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

В нашем детском саду уделяется большое внимание позитивному взаимодействию детей и взрослых, их партнёрским отношениям.

В своей работе мы используем заседания педагогической площадки, проходящей в особой форме – совместной непринуждённой деятельности взрослого и детей. Организация продуктивной деятельности, как партнёрской, связана с рядом методических вопросов, касающихся частоты и периодичности работы, стиля поведения воспитателя. Для детей мы обозначаем такие занятия как «работу в мастерской», в которую на время превращается групповая комната, где целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные для детской жизни. Мы заранее организуется общее пространство для работы: большой рабочий стол – его можно устроить, сдвинув обычные детские столы с необходимыми материалами, инструментами, образцами и т.д. За рабочим столом всегда предусмотрены места для потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя от детей столом для воспитателя, а располагается рядом с ними. Для создания свободной, творческой обстановки, каждый устраивается, где захочет, выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по групповой комнате, если им требуется какой-то инструмент или материал. В ходе деятельности педагог находится рядом с тем ребёнком, который требует большего внимания или слабее других в данном виде деятельности с материалом или инструментами.

Организованное таким образом рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринуждённо обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями. Возгласы детей «У меня получилось!», «Я сделал, как мой друг!» дорогого стоят. Значит мы, взрослые наставники, на верном пути.

Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей, но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим присутствием и стремлением получить конечный результат поддерживает и у остальных участников это стремление.
Можно сказать, что пример педагогов в данном случае ведёт к хорошим результатам. Во-первых, дети с нетерпением ждут таких занятий. Во-вторых, получают новые знания и развивают навыки работы с различными материалами и инструментами. В-третьих, видят результат своей работы, могут оценить работы друзей. В-четвёртых, хотят поделиться своими открытиями с родителями. Вот мы и перекинули мостик сотрудничества родителям!

Мы стараемся побудить родителей наших детей к сотрудничеству и партнёрству. Родители помогают в проведении праздников, развлечений, экскурсий по городу, субботников. Принимают участие в благоустройстве групповой комнаты, помещений детского сада, участка. Родители с удовольствием берут на себя роль дизайнеров, художников, оформителей и прочее. Пример родителей подсказывает детям, как вести себя в той или иной ситуации, как корректно построить беседу с взрослыми и детьми.

Очень помогает способствовать сближению родителей и детей оформление проектов, в результате проектной деятельности родители привлекаются к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Проекты меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнёрских отношений, помогают научиться работать в команде, объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

Часто практикуются творческие выступления детей на родительских собраниях и в «День открытых дверей», это позволяет родителям оценить качество образовательных услуг.

И всё же, какие бы методы и приёмы мы, педагоги, не применяли бы на практике, никто и никогда не заменит ведущую роль родителей в воспитании детей. Модель их поведения и взаимодействия полностью копируется детьми. Необходимо научить родителей воспринимать собственного ребенка как человека со скрытыми возможностями, помочь им в воспитании и развитии ребёнка. Семья – это великая сила в  развития личности ребенка, от которой во многом зависит дальнейшая судьба маленького человека.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: Сфера, 2002, – С. 114

2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005. – С. 89.

3. Мухина В.С. Детская психология. – М. 2006. – С.272.

4. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005. – С. 221.

Источник

Галина Щедрова
Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно- образовательного процесса.

В нашей группе ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детскогоразвития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:

1) Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2) Повышением педагогической культуры родителей.

3) Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи своей работы я вижу в следующем:

1) Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2) Объединить усилия для развития и воспитания детей;

3) Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

4) Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

5) Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействияс родителями является:

1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2) Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3) Сотрудничество, а не наставничество.

Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

4) Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар- практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5) Динамичность.

Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в д/саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему: «Социальный портрет семьи».По результатам изучения анкет выяснилось следующее: если раньше родители подразделялись на группу служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, неработающие, много неполных семей, есть многодетные семьи.Анализ рисунков воспитанников на тему: «Моя семья», «Мой дом» также помогает понять, как относятся к ребенку дома.

Родители детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.

Первая группа- это родители, очень занятые на работе, которым д/сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от д/сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях.

Вторая группа- это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать д/сад, но родители не хотят лишить ребенка полноценного детского общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, их необходимо вовлечь в работу д/сада.

Третья группа-это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от д/сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдение правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя выделить из этой родительской группы энергетичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведений праздников, конкурсов, выставок и т. д.

Содерджание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания. Существует традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому, а также наглядно- информационные (выставки, стенды, ширмы, папки- передвижки).

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.

1) Информационно- аналитические. Сюда входит выявление

интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проводится с помощью социалистических срезов, опросов.

2) Познавательные. Ознакомление родителей с возрастными и

психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Проводятся семинары- практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей.

3) Наглядно- информационные. Ознакомление родителей с работой

ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет.

4) Досуговые. Установление эмоционального контакта между

педагогами, детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках и т. п.

В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.

Работая, в этом направление уже больше 5 лет была проведена большая работа с родителями. Родителей знакомлю с жизнью д/сада и их ребенка через родительские собрания, уголки, информационные стенды и газеты, провожу консультации, беседы с показом видеозаписей, развлечения с родителями и наконец, занятия с участием родителей. Убеждаю их о необходимости систематичности этих мероприятий. Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно.

Для меня досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем,что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть как это делают другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери». В таких развлечениях принимают участие как мамы совместно с детьми, так и папы с детьми на «Рыцарском турнире». Родители настолько благодарны всеобщему союзу, что даже пишут в центральных газетах положительные отзывы.Целью этих встреч было: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Праздник в д/саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Мною был разработан и успешно реализован в жизнь группы проект «День рождения» в 2009-2010г. Этот проект не обошелся без участия родителей. Они участвовали в ролях Клоунов, Феи, Весны, Карандаша на праздниках. В. А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Также было проведено развлечение с участием родителей «Сказка, я тебя знаю» (январь, 2009). Здесь родители и дети показали все свои знания, умения, и конечно же победила «дружба». А вот на открытом мероприятии на город «Осеняя ярмарка» (декабрь,2009) родители тоже вложили большой вклад, сыграв роли Доброго Молодца и Медведя. Дети были в восторге от участия своих родителей на таком празднике.

В нашем д/саду стало традиционным проведение спортивных праздников, посвященных «23 февраля». Наши мальчишки охотно соревнуются с подгруппой пап. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи.

В теплой обстановке, за чашкой чая, проходят чаепития с мамами, бабушками, где проходит чествование женщин- матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям.

Сближению детей и родителей, а также воспитателя способствует и использование такой формы работы как создание роли для родителя на открытом занятии недели «Специалист». Родитель был вовлечен в воспитательно- образовательный процесс группы, с обязательным объявлением благодарности от воспитателей и детей.

Постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок «Чудо- овощ», «Елочка- зеленая иголочка», «Щедрая- осень», «Транспорт- нашего города» и другие, позволяют укрепить взаимодействие д/ сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.

В течение года педагогами группы оформляются газеты: «Моя мама- самая любимая»; «Мой папа- солдат»; «Как мы провели лето» и другие. Каждый номер газеты посвящаются определенной теме.

И наконец, совместные субботники с родителями и детьми, на которых проявляются трудовые навыки, как родителей, так и их детей. Основная цель таких мероприятий – укрепления детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждается и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях»- писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях д/ сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей (мебель- кровать и диван, сшита одежда для кукол, постельное белье, нестандартная лесенка и многое другое).

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел»– ремонт группы, игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями.Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Семья и д/сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и д/ сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Источник