Совместная деятельность взрослого и ребенка в развитии

шелковникова елена
Основные формы совместной деятельности взрослых и детей

Доклад

Основные формы совместной деятельности взрослых и детей

Выполнила: воспитатель Шелковникова Е. В.

Содержание

Введение…. ….3

Основные формы совместной деятельности взрослых и детей…. …5

Заключение…. …9

Список литературы…. ….11

ВВЕДЕНИЕ

Совместная деятельность – деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для психического развития ребенка наиболее важна его совместная деятельность со взрослым. В совместной деятельности со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может.

Таким образом, семья и детское образовательное учреждение начинают одновременно выступать для ребенка своеобразной школой развития умения сотрудничества с взрослыми, со сверстниками.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. В пространстве детско-взрослого сообщества любая деятельность (игровая, познавательная, креативная, коммуникативная) становится развивающей.

Эмоциональное, действенное включение в дела другого человека, активная помощь, сочувствие, сопереживание и есть соучастие взрослого и ребенка. В сотрудничестве осознается потребность работать не только с другим, но и для другого. На этой основе в коллективе возникают взаимное доверие, уважение друг к другу, привязанность, дружеские чувства и другие сплачивающие отношения.Принцип сотрудничества в воспитании реализуется:

– Особой целевой установкой педагога на личностный подход, стратегию сотрудничества;

– Коллективной организацией деятельности, когда коллектив выступает гарантом проявления возможностей каждой личности;

– Диалогичности взаимодействия (обмен интеллектуальными, моральными, эмоциональными, социальными ценностями);

– Преобладание симпатии в межличностных отношениях.

Содержание сотрудничества детского учебного учреждения с семьями учащихся включает три основных направления:

1) психолого-педагогическое просвещение родителей;

2) вовлечение родителей в деятельность образовательного учреждения;

3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в учебном учреждении.

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности.

Партнерская позиция педагога предполагает принятие демократического стиля отношений.

Партнеры – всегда равноправные участники дела, связанные друг с другом взаимным уважением.

Ситуация в процессе совместной деятельности максимально приближена к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании, разрешено свободное общение (рабочий гул, дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т. п. Приветствуется свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности.

Партнерская позиция педагога предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

• контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

• понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

• наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

• возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Сюжетная игра

Цель: овладения ребенком двойной системой средств построения игровой деятельности.

Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры.

Специфика игровой деятельности (ее «замещающий» характер) требует одновременного овладения ребенком двойной системой средств ее построения. Ребенок должен научиться, не только совершать условное игровое действие, но и обозначать воображаемое явление или событие. Формирование игровой деятельности предполагает поэтапную передачу детям постепенно усложняющихся способов построения игры. В младшем дошкольном возрасте это ролевое поведение, а в старшем – сюжетосложение. Передача детям способов построения игры осуществляется в их совместной игре с взрослым, где последний выступает партнером, живым носителем формируемого способа во всей его целостности.

Игра с правилами

Цель: овладения ребенком системой средств построения игровой деятельности.

Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры.

Продуктивная деятельность

Цель: овладения ребенком репрезентирующими (моделирующими) видами деятельности.

Задачи: созидательная работа, направленная на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу игры.

Продуктивные виды деятельности имеют существенное отличие от сюжетной игры. Содержания, предлагаемые взрослым ребенку для осуществления педагогически целенаправленной продуктивной деятельности,можно разделить на четыре вида: работа по образцам, работа с незавершенными продуктами, работа по графическим схемам, и работа по словесному описанию цели.

Познавательно-исследовательская деятельность

Цель: расширять представления детей об окружающем мире.

Задачи: овладение детьми характерными способами упорядочения опыта.

По мере развития психофизиологических функций ребенка познавательно-исследовательская деятельность становится все сложнее. Развитие восприятия, мышления, речи дает возможность ребенку сместиться с изучения непосредственно окружающих его вещей к более отвлеченным предметам. Естественными формами познавательно-исследовательской деятельности дошкольника являются непосредственные действия с предметами и вербальные формы исследования. Начиная с младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности ребенок, не только расширяет свои представления об окружающем, но и овладевает характерными для данной культуры способами упорядочения опыта, что позволяет ему в старшем дошкольном возрасте иметь достаточно целостные представления об окружающем мире.

Чтение художественной литературы

Цель: активизации воображения ребенка, расширение осведомленности о мире, о явлениях, не данных в непосредственном наблюдении и практическом опыте.

Задачи: овладение детьми моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывать целостную картину мира.

Художественная литература является универсальным развивающим образовательным средством, благодаря которым ребенок выходит за пределы непосредственно воспринимаемой реальности. Благодаря чтению художественной литературы ребенок овладевает моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывает целостную картину мира, овладевает богатой языковой средой.Условно функции художественной литературы можно разделить на два больших класса: познавательно-нравственная и эстетическая функции. Принцип подбора художественных текстов заключается в том, чтобы они являлись смысловым фоном и значимым стимулом для реализации продуктивной, познавательно-исследовательской и игровой деятельности.

Читайте также:  Адреса центров развития ребенка москва

Игротека

Цель: приобщать ребенка к игровому взаимодействию, развивать любознательность и инициативность, обеспечивать условия индивидуализации в процессе познавательного развития.

Задачи:

1. обогащать математические представления детей дошкольного возраста,

2. развивать мышление детей в процессе познавательной деятельности,

3. расширять сферу применения математических представлений в ситуациях познавательно-игрового общения,

4. актуализировать коммуникативные навыки.

Поисково-исследовательская лаборатория

Цель: создавать условия для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности, обогащать партнерскую и самостоятельную поисковую деятельность.

Задачи:

1. развивать восприятие и наблюдательность детей дошкольного возраста,

2. стимулировать развитие аналитических навыков, (установление причинно-следственных связей,

3. расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций,

4. развивать эвристические способы познания окружающего,

5. обогащать познавательно-исследовательское общения со сверстниками.

Неоценимую помощь в усвоении культурных и научных ценностей и способов познания оказывает знакомство детей с открытиями человечества. Ряд таких открытий становится затем предметом специального изучения ученых – математиков, астрономов, географов и других.

Проектная деятельность

Цель: формирование социально-коммуникативных навыков и установок толерантного общения детей со сверстниками и взрослыми в ходе МИНИ и МЕГА-проектов.

Задачи:

– организация воспитательно-образовательной работы по развитию у дошкольников навыков коммуникативной культуры в ходе организации проектной деятельности с использованием сказочных историй и выполнением творческих заданий к ним;

– разработка универсальной модели воспитательно-образовательной работы образовательной организации в ходе проведения обучающего тренинга для педагогов по формированию у дошкольников социально-коммуникативных навыков и установок толерантного общения со сверстниками и взрослыми;

– организация и проведение творческих встреч в родительском клубе с целью создания условий для активного участия родителей в МИНИ и МЕГА-проектах, направленных на формирование у детей установок позитивного общения со сверстниками и взрослыми средствами семейного воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследований свидетельствуют о том, что дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого в сотрудничестве с ним. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка. Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую, групповую формы работы с детьми и осуществляется как в виде НОД, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Важно организовать условия для благополучного развития ребенка в детском саду. Очень важно, чтобы осуществлялась связь ребенок-педагог-родитель. Большое значение имеет совместные мероприятия, такие как, открытые занятия, праздники, оформление стенгазет.

В дошкольном возрасте очень часто мамы и папы не находят достаточно времени для совместной деятельности с детьми: работа, домашние дела отнимают много времени и сил. Чаще всего, придя домой, родители включают ребенку телевизор или планшет и рады, что малыш не мешает заниматься им своими делами.Доктор Комаровский в одном из интервью сказал: «Планшет не научит ребенка прыгать, бегать, драться или падать. Он только создаст иллюзию этих умений». Также не научит умная техника логике, вниманию, не разовьёт память, моторные навыки, не сформирует воображение. Детей необходимо учить, учить в процессе совместной деятельности, показывая малышам алгоритм того или иного вида деятельности. Ведь недаром психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал.

Именно в совместной деятельности закладывается основа уважения к людям, поскольку взрослый демонстрирует уважение к малышу и к его деятельности. Так же, в процессе совместной деятельности детей и родителей формируется умение понимать друг друга без слов, поддерживать друг друга морально и развивать интерес к работе, даже если не получается. Ребенок получает уверенность, что все получиться, только надо научиться. А взрослые, работая вместе с детьми, имеют возможность понять проблемы ребенка, его внутренний мир, его восприятие окружающего мира, учат размышлять.

Помните, что ваша поддержка, уважаемые родители, формирует в малыше самостоятельность, отсутствие тревожности. При выполнении нового задания поддержка родителей стимулирует желание детей к активной деятельности. А активная деятельность ребенка способствует формированию мотивации к познанию, к творчеству. Организовывайте совместные занятия с детьми, придумывайте, фантазируйте, конструируйте, рисуйте и ваш ребенок вырастет интересной личностью, которой вы будете гордиться.

Список литературы:

1. Аверин В. А.Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 89 с.

2. Касимова Э. Г.Психология и педагогика общения: учебное пособие. – Уфа., 2013.- 112 с.

3. Смирнова Е. О.Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

4. Марусева И. В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов. – М., Директ медиа, 2015.- 624 с.

5. Интернет ресурсы.

Источник

           «Организация вечерней совместной деятельности взрослых и детей».

Совместная деятельность взрослого и ребенка-это понятие вошло в современную типологию детских видов деятельности, представленную в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №655.

Читайте также:  Эстетическое воспитание и его влияние на развитие личности ребенка

Согласно теории Л. С. Выготского и его последователей процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они реализуются в форме деятельности и обладают соответствующим содержанием. Каждая предусмотренная образовательная область включает в себя развитие какого-либо вида детской деятельности и направлена на решение как общеразвивающих, так и специфических задач психолого-педагогической работы.

        ФГОС устанавливает принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основной общеобразовательной программы дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей как альтернативы предметному принципу. Изменения такого рода предполагают новый подход к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, а через адекватные дошкольному возрасту формы образовательной работы с детьми.

     Виды деятельности, приемлемые для ребенка дошкольного возраста:

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Трудовая
  • Двигательная
  • Познавательно-исследовательская
  • Музыкально-художественная
  • Восприятие художественной литературы
  • Продуктивная

        Особая роль отводится игровой деятельности, поскольку игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает мир. Следовательно, приоритетными являются совместная деятельность воспитателя и детей, игровые формы образования, отсутствие жесткой регламентации детской деятельности.

   Задача педагогов – Грамотно конструировать образовательный процесс согласовывая и интегрируя виды детской деятельности и соответственно формы, в которых они осуществляются.

        Со своей группой детей и родителей мы  работаем четвертый год. Начинали с того, что решили наладить доверительные отношения с родителями. В современных условиях детского сада так трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и сочувствовать, который может всё!

 Ведь именно во взаимодействии и сотрудничестве с родителями можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности воспитателей, родителей и детей. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного дошкольного, должно быть развитие личности ребёнка.

        Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Воспитание – это, прежде всего, человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечения, способностей, задатков, наклонностей нет воспитания…Без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической ». Конечно, он писал об учителях и воспитателях, но не надо забывать, что первые учителя, воспитатели для ребенка – его родители.

            Но современные родители, почему-то об этом забывают и оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп общеобразовательных учреждениям. Мы столкнулись с проблемой: родители мало интересуются успехами своих детей. Привлечь, заинтересовать их очень трудно, но это самая важная задача. Так нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать. А как здорово всё делать вместе — играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки. Это мы и хотим донести до родителей наших воспитанников, проводя с ними необычные беседы, консультации, семинары, практикумы, родительские собрания по разным интересным темам, которые так их волнуют. Опираемся на запросы родителей, а эти запросы легко выявить по анкетированию, а бывает, освещаем те темы и вопросы, которые интересны нам воспитателям и, думаем, будут интересны родителям.

 Да, родители сейчас все люди грамотные, с высшим образованием, но, по нашим наблюдениям, не умеющие строить взаимоотношения с детьми в игровой деятельности. А ведь именно игра – является одной из ведущих деятельностей ребенка. Сейчас дети перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного поколения другому. Мы решили сблизить детей и родителей, показать родителям, что их дети творческие, способные, но они требуют внимания и партнера для игр.

Для решения этой проблемы, мы поставили перед собой задачи в работе с родителями:

 1. Формировать у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умение знать и понимать своих детей.

 2. Обогатить эмоциональный совместный опыт членов семьи, обучить навыкам взаимодействия между ними через игровую деятельность.

 3. Развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.

 4. Сплотить родителей и детей, способствовать тому, чтобы дети понимали родителей, а родители – своих детей.

 5. Познакомить родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях.

 6. Помогать родителям открывать новые возможности игрового отражения мира для ребенка.

  Существует немало форм организации совместной работы воспитателя и родителей.

Основные формы взаимодействия взрослых и детей:

  • Игра
  • Игровое упражнение
  • Чтение
  • Мастерская
  • Ситуация
  • Коллекционирование
  • Экспериментирование и исследование
  • Проектная деятельность
  • Беседа
  • Загадка
  • Рассказ
  • Разговор
  • Викторины
  • Конкурсы
  • Формы совместной музыкально-художественной деятельности

Одной из таких форм является проведения в детском саду конкурсов, развлечений, праздников среди родителей, среди родителей и сотрудников и т.д. В детском саду традиционно отмечаются Новый год, 8 Марта, 23 февраля. Но мы  поняли, что жизнь детей становится интереснее, если организовать какие-то нестандартные, весёлые праздники, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников.

        Праздник – яркое событие в жизни ребенка, наполненное необычными радостными и глубокими впечатлениями. К.Д.Ушинский писал: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события до другого». Я согласна с ним. Но праздник вдвойне интересней для детей, если в нем принимают участие и родители.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка по месяцам таблица

        Хорошей традицией нашей группы стало проведение детско-родительских праздников. Это хороший повод провести их вместе с родителями, а не для них. Сценарии составлены так, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагает сотрудничество с родителями и общение с детьми через совместную деятельность. Такие праздники готовятся не один день. Это кропотливая работа. Нужно продумать и организацию праздника, оформление зала, разработать сценарий и т.д. С детьми перед каждым мероприятием я делаю приглашения для родителей. Как приятно видеть радостные лица родителей, когда их ребенок вручает приглашение, сделанное своими руками! Тут уж стыдно будет не прийти и не принять участие, чтобы порадовать сына или дочку.

        Праздники: «Праздник елки», «Веснушки в подарок»; досуги: «А, ну-ка, мамочки!»; развлечения: «Зимние забавы», «Наша дружная семья», «Как Баба Яга внука в армию провожала» и др. были проведены с различными аттракционами, конкурсами, соревнованиями, эстафетами и другими игровыми сюжетами. В них принимали участие мамы, бабушки, папы вместе с детьми. Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей. Много интересного узнаешь о семьях своих воспитанников, об их традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное — родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников праздника: детей, родителей, воспитателей. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. Они учат ребёнка любить и беречь семью, своего отца и мать, дух своего дома. Родители хорошо узнают друг друга в совместных конкурсах, соревнованиях, эстафетах. Взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, а родители имеют возможность понаблюдать за общением своего ребёнка с другими. Дети видят положительный пример общения и отдыха.

Мы увидели, что в результате таких мероприятий у родителей изменилось отношение к ребенку (он много умеет и знает) и к нам, воспитателям, которые ежедневно занимаются с их детьми, вкладывая в дело воспитания свою душу, знания и силу.        

Особенно любимы детьми «Встречи с интересными людьми», где их гостями бывают родители, которые представляются детям в ином виде – как профессионалы своего дела, интересные люди. Один – два раза в месяц в вечернее время в группу приглашаются родители и организуются разные формы совместной деятельности с детьми: игры, викторины, беседы и «мастерские», эстафеты и конкурсы. Основной целью мероприятия является формирование у взрослых понимания своего места «не над ребенком, а рядом с ним», осознание себя как партнера дошкольника по совместной деятельности.

Конструирование оригами “Заяц”. Тематическая неделя в подготовительной группе “Дикие животные”.

Большой вклад внесла на этой неделе мама Саши Копач – Галина Петровна. Она научила детей складывать из бумаги фигурку зайца (оригами). Для детей это был большой сюрприз, и они с удовольствием включились в работу.

Тематическая неделя «Зимние виды спорта».

В подготовительной группе с 13.01-17.01 проходила тематическая неделя «Неделя здоровья. Зимние виды спорта». В рамках этой недели прошли «Веселые старты», которые помогла провести сестра Яна Мордикова  – Аня. Слайд 19.

Мама Миши Борза (Инна Михайловна)  проводит беседу с детьми подготовительной группы о зимних видах спорта.

Тематическая неделя в подготовительной группе “Одежда, головные уборы”.

Самым интересным  для ребят было занятие ручным трудом «Пришивание пуговиц». А помогала  им научиться  выполнять эту работу мама Вики Власенко – Мария Леонидовна.

Ленивая гимнастика.Гимнастика после сна проводится воспитателем с детьми ежедневно после дневного сна. Она необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности; профилактики плоскостопия; закрепления навыков осознанного поведения, самомассажа головы, лица, рук, живота, ног, активизируя биологически активные точки.

В других группах также проходят различные мероприятия с родителями. В ходе проведения тематической недели «В здоровой семье – здоровые дети», 07.02.14г. воспитателями первой младшей группы была организована встреча с родителями на тему: “Семья – здоровый образ жизни”.

    Так же мы  планируем пригласить в  рамках тематической недели «Наш друг – книга» в гости маму, которая работает в детской библиотеке, чтобы она рассказала детям о детских писателях; маму и папу, которые согласны рассказать о своей профессии в тематическую неделю «Профессии».

    Мы считаем, что благодаря таким мероприятиям создаем условия для взаимодействия детей и родителей, которые помогли улучшить эмоциональный контакт между ними, научили их совместной игровой деятельности.

Закончить хочется словами Елены Алексеевны Никитиной.

«… Надо сделать так, чтобы детский  сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».

Источник