Советы родителям по раннему развитию ребенка

Советы родителям по раннему развитию ребенка thumbnail

10 советов по раннему развитию малыша

Основы интеллекта закладываются в раннем возрасте. Это факт, который удалось доказать ученым относительно недавно. Это не значит, что дети постарше перестают развиваться, но проще всего раскрыть истинный потенциал мозга ребенка именно с помощью раннего развития. 

Сегодня общество разделилось на 2 лагеря – одни против того, чтобы развивать малышей, а другие, наоборот, стараются делать все, чтобы максимально помочь ребенку в этом процессе. На самом деле раннее развитие приносит пользу детям, и то, что они получают в первые годы, поможет им на протяжении всей жизни.

Существует множество эффективных методик и систем раннего развития, но все они имеют схожие схемы. Выбирать ту или иную методику – это решение родителей, поэтому универсального рецепта не существует. Давайте рассмотрим 10 общих, универсальных полезных советов родителям на эту тему.

1. Не принуждайте!

Сегодня появилось много противников раннего развития, которые утверждают, что это отнимает у ребенка детство. Но, на самом деле, раннее развитие делает детство малыша только насыщеннее, интереснее, а также позволяет сформировать успешное будущее. Но, важно понимать, что раннее развитие может и навредить, если будет принудительным. Поэтому, не нужно никогда заставлять своего малыша развиваться. Это естественный процесс, и родители могут просто сделать его более эффективным, но не принуждением, а правильной мотивацией и организацией подходящих условий. 

2. Не бойтесь перегрузить ребенка!

Часто родители опасаются, что дадут своему малышу слишком много информации. Такие опасения мешают им полноценно развивать своего малыша. Почему так считают взрослые? А потому, что многие не осознают в полной мере, как работает мозг малыша. По сути, мозг ребенка – это чистый лист, и поэтому он может запомнить намного больше информации, чем взрослый. Именно поэтому, избыток информации не навредит малышу, а наоборот, сделает его еще умнее. Но, в этом деле главное правильно подобрать и подать нужную информацию. 

3. Создайте благоприятные условия. 

Ощущение полной безопасности хорошо способствует раннему развитию. И наоборот, если малыш будет чувствовать страх, это может охладить его любопытство к миру. Поэтому, крайне важно создать такие условия, в которых ребенок будет чувствовать безопасность и сможет полностью раскрыться для получения новых знаний. 

4. Рассказывайте малышу обо всем. 

То, что взрослым кажется простым и понятным, малыш воспринимает, как что-то неизвестное и очень интересное. Чтобы способствовать развитию малыша, рассказывайте ему обо всем, что он видит и слышит – через это он познает мир. Даже если он еще не говорит, это не означает, что они ничего не понимает. Любая новая информация способствует развитию нейронных связей, и чем больше и разнообразнее данные, тем гибче и активнее будет мышление ребенка. 

10 советов по раннему развитию малыша

5. Мотивируйте к проявлению инициативы.

Чтобы ребенок развивался активнее, нужно научиться подхватывать его инициативу и помогать ее реализовывать. Как это осуществляется на практике? Ну, во-первых, малыши очень любопытны, поэтому часто «суют носик» повсюду, и пытаются разведать что и как устроено. Если маленький ребенок впервые в жизни пытается нарисовать что-то, и для этого выбрал не листок, а обои на стенах, не ругайте его, и не наказывайте, а наоборот, заинтересуйте чем-то другим, чтобы переключить внимание. Мозг ребенка подобные запреты может воспринимать как наказание за проявленную инициативу, и со временем она будет подавляться. Точно также и во всем остальном – создайте благоприятные и безопасные условия для ребенка, в которых сможет быть реализована любая его инициатива. 

6. Окружите ребенка красотой.

Многие люди традиционно подготавливают детскую комнату еще до появления малыша. Они украшают стены красивыми картинками, стараются сделать все как можно ярче и красивее. Но, это не просто красивое оформление, среди которого малыш будет чувствовать себя комфортно. На самом деле яркие рисунки на стенах, обилие игрушек и других красивых предметов интерьера – все это важно для развития малыша, и это доказали японские ученые, которые сделали множество полезных открытий в области обучения малышей. Обстановка, в которой живет ребенок, очень влияет на его развитие. 

7. Поощряйте малыша.

Хвалите его за каждое достижение, не стесняйтесь радоваться и показывать свои эмоции. Каждый успех, если он подкреплен похвалой и положительными эмоциями родителей, дает ребенку вдохновение и силы на новые достижения. 

8. Групповое развитие.

Многие родители не желают в раннем возрасте отдавать своего ребенка на попечение детсадовским воспитателям и нянечкам. В этом есть здравый смысл – детский сад имеет множество недостатков, которые перечеркивают все его преимущества. Но, дети в группе развиваются гораздо быстрее и эффективнее, и это неоспоримый факт. Сегодня существует немало развивающих школ для самых маленьких, в которых предусмотрена программа, созданы условия для развития и родители могут всегда подобрать то заведение, которое, по их мнению, подходит лучше всего для ребенка. Но, групповое развитие можно практиковать не только в детских развивающих центрах, не менее полезно водить ребенка в детский коллектив – в развлекательных центрах, на детской площадке и в подобных местах. 

9. Будьте последовательны. 

В воспитании детей очень важна последовательность. Особенно важно быть последовательными в вопросах раннего развития. Ребенок должен постепенно и последовательно усваивать информацию, и тогда процесс развития будет более эффективным. Закрепляйте вместе с ним каждый новый навык и полученную информацию на практике. Например, вы учите малыша различать цвета. Сначала покажите разные предметы одного цвета, назовите его название. Затем изучите по такой же схеме другой цвет. Только после этого вы можете попросить малыша самостоятельно отобрать предметы указанного вами цвета. Закрепляйте новое знание, хвалите малыша и двигайтесь дальше, к новым успехам. 

Читайте также:  Диагностические методики умственного развития ребенка направленны на

10. Создайте хорошую эмоциональную атмосферу. 

Чтобы ребенок полюбил процесс приобретения новых знаний и в будущем не угас его интерес к миру, необходимо сделать так, чтобы процесс раннего развития проходил в благоприятной, здоровой эмоциональной атмосфере. Пусть каждое развивающее занятие сопровождается радостью и весельем, и тогда успех будет гарантирован! 

Елена, www.kraskizhizni.com

Источник

Советы родителям по воспитанию детей раннего возраста

 Основная особенность периода раннего детства, являющаяся базой развития ребенка – это высокая пластичность высшей нервной и психической деятельности, легкая обучаемость.

Систематическое, последовательное воздействие взрослых оказывает влияние на ход  личностного развития ребенка (эмоции, интеллект, поведение). Ребенок будет повторять то, что видит и слышит, относиться к людям и вещам так, как относятся окружающие его люди. Для формирования правильного поведения необходима своеобразная цензура поступающей информации. До 2,5 лет малышам достаточно просо запрещать ряд действий (“Стучать громко нельзя”), но после – этого будет недостаточно. Им нужно объяснять причину (“Стучать громко нельзя, так как: сосед спит, болеет, ушки привыкнут к громкому стуку и будут в будущем плохо слышать…”).  Любое положительное действие закрепляется похвалой. В любом возрасте человеку приятна публичная похвала. Дети не исключение. Они так радуются, когда об их умениях и достоинствах мама говорит с другой тетей, бабушкой и т.д. Достаточно взять телефон и позвонить…(можно понарошку).

Для того чтобы ваш ребенок рос и развивался полноценно, обратите внимание на следующие рекомендации.

Как способствовать развитию личности ребенка в отношениях с окружающим миром.

  • Необходимо создавать условия для разнообразных действий ребенка с предметами. Общение взрослого с ребенком носит характер сотрудничества. При этом взрослый выступает как образец новых действий и как главный ценитель успехов малыша. Постепенно отдельные действия соединяются в цепочку и развивается процессуальная игра. Так малыш катает машинку и завозит ее в гараж; играя с куклой, кормит ее и укладывает спать. В игре дети воспроизводят простейшие сюжеты и эпизоды из собственной жизни и из жизни взрослых. Освоив отдельные действия, ребенок, как правило, начинает противиться помощи взрослого в практических делах. Следует уважительно относиться к этим проявлениям самостоятельности ребенка, поощрять инициативу.
  • Следует поощрять стремление ребенка подражать действиям взрослого. Если он выражает желание вымыть посуду, можно дать ему небьющуюся тарелку, чашку, поставить на стульчик пред раковиной. Показать, как моют щеткой, тряпочкой. Взрослые должны поощрять стремление ребенка к самообслуживанию: давать возможность самостоятельно одеться, умыться, застегнуть пуговицы или молнию, натянуть рукавицы и т.п.
  • Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. Заслуженная похвала может высказываться очень эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка, а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен. Желательно дать малышу возможность справиться с затруднениями в сотрудничестве со взрослым.
  • Оценивая малыша не пользуйтесь безличными оценками типа «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать малышу критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению его самостоятельности и независимости, контроля за собственными действиями.

Как направлять поведение ребенка.

  • Взрослые, заботящиеся о ребенке должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. В другом случае родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как маленький взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.
  • Реакции родителей помогают детям понять, как их поступки влияют на окружающих. Малышам нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей. Обратная связь может выражаться в похвале за хорошее поведение ( «Какой молодец, сам убрал игрушки!), или же мягком порицании («Осторожно, так можно сделать больно сестричке»). Основным объектом критики должно быть поведение ребенка, а не он сам.

Как способствовать развития личностной активности и образа Я ребенка.

  • В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от нее к ребенку. Взаимодействие должно быть гармоничным, т.е. соблюдаться соотношение инициативных и ответных действий, как со стороны матери, так и со стороны ребенка. Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно игру малыша, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать), не мешайте его целенаправленной деятельности.
  • Создавайте условия для развития образа Я ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре. Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и независимости.
  • С целью развития представлений ребенка о своих физических способностях следует создавать условия для овладения ребенком сложными движениями, называя их, совершая вместе с малышом, затем давая ему возможность выполнять их самостоятельно (по просьбе взрослого). Так, организуйте подвижные игры, включающие разные виды движений: ходьбу, подпрыгивание, приседания, прыжки, бег. Полезны музыкальные занятия с простыми танцевальными движениями.
  • Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени. Предлагайте ребенку рассматривать одежду, соотносить отражение в зеркале с реальностью.
  • Следует также учить ребенка узнавать себя и других на фотографиях. Малышу показывают на них маму, папу, бабушку, знакомых взрослых, других детей. Особенно интересно для ребенка узнавать себя в младшем возрасте, сравнивать с собой в настоящий момент, наблюдать за изменениями в своем внешнем облике, физическом «Я».
  • Следует принимать во внимание развивающееся у ребенка чувство собственности. Понимание того, что у него есть свое место за столом, свой уголок для игры, свои кроватка, чашка, одежда и т.п., свидетельствует о развитии самосознания, представления о себе как обладателе определенных вещей.
  • Предлагайте мальчикам и девочкам различные игрушки, сюжетные игры в соответствии с поло-ролевой принадлежностью, одобряйте, поощряйте поведение, соответствующее полу ребенка, создавая условия для формирования половой идентичности.
  • Поощряйте проявление ребенком чувства сопереживания эмоциональным состояниям других людей. Похвалите малыша за то, что он стремится утешить плачущего, подскажите, как это лучше сделать (предложить игрушку, угостить сладостями, обнять и поцеловать). Аналогично развивайте у ребенка способность разделить с другими положительные эмоции: радость, восхищение, чувство удовольствия и др.
  • Создавайте условия для формирования конкретной самооценки, поскольку взрослый является поначалу главным ценителем достижений малыша, от его поведения во многом зависит, как будет происходить становление конкретной самооценки ребенка.
Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка читать онлайн бесплатно

Создавайте условия для общения со сверстниками.

  • Для этого, прежде всего, следует формировать у детей положительное отношение к сверстниками. Собственным поведением взрослые демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. Привлекают внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряют проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку. Организуют совместные игры, учат детей координировать свои действия, учитывать желания друг друга.
  • Не следует сравнивать ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений. Взрослые, которые часто используют прием сравнения одного малыша с другим, тем самым умаляют и даже унижают его достоинство, либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения малыша только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научится, то есть создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающуюся личность.
  • Взрослым следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми: одни мальчики любят играть в футбол, а другие – нет; одному ребенку кажется правильным одно, в другому – другое. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.

Источник

Татьяна Борисова
Рекомендации для родителей в воспитании ребенка раннего возраста

Рекомендации для родителей в воспитании детей раннего возраста

Как способствовать развитию личности ребенка в отношениях с окружающим миром

• Главной задачей воспитания на втором году жизни является создание условий для разнообразных действий с предметами. Общение взрослого с ребенком носит характер сотрудничества. При этом взрослый выступает как образец новых действий и как главный ценитель успехов малыша. Постепенно отдельные действия соединяются в цепочку и развивается процессуальная игра. Так малыш катает машинку и завозит ее в гараж; играя с куклой, кормит ее и укладывает спать. В игре дети воспроизводят простейшие сюжеты и эпизоды из собственной жизни и из жизни взрослых. Освоив отдельные действия, ребенок, как правило, начинает противиться помощи взрослого в практических делах. Следует уважительно относиться к этим проявлениям самостоятельности ребенка, поощрять инициативу

• Следует поощрять стремление ребенка подражать действиям взрослого. Если он выражает желание вымыть посуду, можно дать ему небьющуюся тарелку, чашку, поставить на стульчик пред раковиной. Показать, как моют щеткой, тряпочкой. Взрослые должны поощрять стремление ребенка к самообслуживанию: давать возможность самостоятельно одеться, умыться, застегнуть пуговицы или молнию, натянуть рукавицы и т. п.

• Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. Заслуженная похвала может высказываться очень эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка, а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен. Желательно дать малышу возможность справиться с затруднениями в сотрудничестве со взрослым.

• Оценивая малыша не пользуйтесь безличными оценками типа «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать малышу критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению его самостоятельности и независимости, контроля за собственными действиями.

Как направлять поведение ребенка

• Взрослые, заботящиеся о ребенке должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. В другом случае родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как маленький взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

• Реакции родителей помогают детям понять. как их поступки влияют на окружающих. Малышам нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей. Обратная связь может выражаться в похвале за хорошее поведение («Какой молодец, сам убрал игрушки, или же мягком порицании («Осторожно, так можно сделать больно сестричке»). Основным объектом критики должно быть поведение ребенка, а не он сам.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте цели и задачи

Как способствовать развития личностной активности и образа Я ребенка

• В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от нее к ребенку. Взаимодействие должно быть гармоничным, т. е. соблюдаться соотношение инициативных и ответных действий, как со стороны матери, так и со стороны ребенка. Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно игру малыша, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать, не мешайте его целенаправленной деятельности.

• Создавайте условия для развития образа Я ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре. Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и независимости.

• С целью развития представлений ребенка о своих физических способностях следует создавать условия для овладения ребенком сложными движениями, называя их, совершая вместе с малышом, затем давая ему возможность выполнять их самостоятельно (по просьбе взрослого). Так, организуйте подвижные игры,включающие разные виды движений: ходьбу, подпрыгивание, приседания, прыжки, бег. Полезны музыкальные занятия с простыми танцевальными движениями.

• Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени. Предлагайте ребенку рассматривать одежду, соотносить отражение в зеркале с реальностью. Не нужно бояться того. что ребенок, который с удовольствием рассматривает себя в зеркале, «красуется», вырастет самовлюбленным и избалованным. Психологически никакой связи между эгоцентричностью и рассматриванием себя в зеркале нет. А вот взрослые, которые не любят смотреть на себя в зеркало, часто оказываются неуверенными в себе, имеющими заниженное неадакватное представление о себе. низкую самооценку.

• Следует также учить ребенка узнавать себя и других на фотографиях. Малышу показывают на них маму, папу, бабушку, знакомых взрослых, других детей. Особенно интересно для ребенка узнавать себя в младшем возрасте, сравнивать с собой в настоящий момент, наблюдать за изменениями в своем внешнем облике, физическом «Я».

• Следует принимать во внимание развивающееся у ребенка чувство собственности. Понимание того, что у него есть свое место за столом, свой уголок для игры, свои кроватка, чашка, одежда и т. п., свидетельствует о развитии самосознания, представления о себе как обладателе определенных вещей. Это не проявление жадности и себялюбия, как иногда интерпретируют такое поведение малыша взрослые. Это рост его знаний о себе. Поэтому следует уважать право ребенка на собственность и одновременно учить его считаться с аналогичными правами других людей.

• Предлагайте мальчикам и девочкам различные игрушки, сюжетные игры в соответствии с поло-ролевой принадлежностью, одобряйте, поощряйте поведение, соответствующее полу ребенка, создавая условия для формирования половой идентичности. Так, хвалите девочек, когда те выбирают куклы, помогают в домашней работе (стирка, уборка, приготовление обеда и т. п.); одобряйте мальчиков, играющих в кубики, машинки, манипулирующих различными предметами, проявляющих физическую активность, подчеркивайте разницу между поведением мальчиков и девочек.

• Поощряйте проявление ребенком чувства сопереживания эмоциональным состояниям других людей. Похвалите малыша за то, что он стремится утешить плачущего, подскажите, как это лучше сделать (предложить игрушку, угостить сладостями, обнять и поцеловать). Аналогично развивайте у ребенкаспособность разделить с другими положительные эмоции: радость, восхищение, чувство удовольствия и др.

• Создавайте условия для формирования конкретной самооценки, поскольку взрослый является поначалу главным ценителем достижений малыша, от его поведения во многом зависит, как будет происходить становление конкретной самооценки ребенка.

Как мы уже говорили, похвала, разрешение, положительные оценки должны преобладать над порицанием, негативными оценками. При правильно организованном общении и взаимодействии оценка взрослого играет важную роль, ориентируя ребенка относительно достигнутых результатов. Оценивая действия ребенка, взрослый время от времени может использовать отрицательные оценки конкретного достижения малыша, однако к конкретной оценке неуспеха ребенка должна быть присоединена положительная оценка его как личности.Например: «Ты ошибся, но я уверен, что, если ты постараешься, у тебя получиться правильно, потому что ты очень старательный и уже многое умеешь».

Создавайте условия для общения со сверстниками

• Для этого прежде всего следует формировать у детей положительное отношение к сверстниками. Собственным поведением взрослые демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. Привлекают внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряют проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку. Организуют совместные игры, учат детей координировать свои действия, учитывать желания друг друга. Взрослые стремятся также помочь детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.)

• Не следует сравнивать ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений. Взрослые, которые часто используют прием сравнения одного малыша с другим, тем самым умаляют и даже унижают его достоинство, либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения малыша только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научитcя, то есть создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающуюся личность.

•Взрослым следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми: одни мальчики любят играть в футбол, а другие – нет; одному ребенку кажется правильным одно, в другому – другое. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.

Источник